Глава 1. Экономическое развитие 11
Глава 2. Культурно - просветительская деятельность 32
Глава 3. Разработка внеклассного мероприятия 55
Заключение 72
Список литературы 76
Приложение 81
Тема актуальна в связи с тем, что на современном этапе в нашей стране на общегосударственном уровне, повышается научный интерес к проблемам региональной истории. Это обусловлено вниманием к процессам развития России. Учет событий прошлого, позволяет использовать накопленный опыт и двигаться дальше в развитии различных сфер жизни общества.
В современном школьном историческом образовании большое внимание уделяется изучению региональной истории, что предусмотрено школьными образовательными стандартами. Однако под изучением региона имеется в виду Урал в целом. В современной школе является упущением, что история родного города не включена в календарно - тематическое планирование, как отдельная тема. Безусловно, без изучения истории региона, как важной составной части истории России невозможно понимания целостного представления об истории своей страны. Однако и сам Урал состоит из сотен городов и, зачастую события, происходящие в провинции, очень ярко отражают, парадигму развития региона и страны в целом. Малые населенные пункты представляют научный интерес также и потому, что имеют свою специфику.
Материалы по истории городов Свердловской области накоплены, однако проблему мы видим не только в отсутствии часов на данную тему, но и не недостаточно сформированной методической базы к ним. Поэтому педагогам, историкам необходимо не только открывать новые сведения об истории родного города, но и формировать методические материалы и рекомендации. Грамотно составленный урок поможет сформировать у школьников ряд необходимых компетенций.
Внимание к данной теме обусловлено также проблемой внутренней миграции подрастающего поколения из малых городов в мегаполисы. Таким образом мы приходим к выводу о том, что школьников необходимо знакомить с историей их малой Родины. Узнав ее, они научатся с уважением относится к своему городу, его культурному наследию.
Объект исследования: история Егоршинского района в 1917-1941 гг.
Предмет исследования: социально-экономические и культурные аспект Егоршинского района в 1917 - 1941 гг.
Хронологические рамки исследования определяются временем с 1917 по 1941 гг. Они определены тем, что в 1917 г. произошла революция, существенно изменившая все сферы жизни общества в нашей стране, в том числе и на Урале, а в 1941 г. началась Великая Отечественная война, в связи, с чем закончился период развития нашей страны, названный «довоенным».
Территориальные рамки исследования: с. Егоршино, с. Покровское, и окрестные деревни, которые в 1921 г. стали Егоршинским районом (с 1938 г. Артемовским районом) Уральской области (с 1934 г. Свердловской).
Степень изученности проблемы. Интерес к исследованию темы вызван и тем, что доступной информации об истории развития города Артемовского (бывшего поселка Егоршино) сравнительно немного. Работы, на которые можно опереться при изучении темы можно разделить на труды советского периодаи современные. При написании работы использовалиськак общеисторические труды, так и региональные. Более содержательны региональные труды советского периода т.к. данная тема вызывала наибольший научный интерес в то время. На современном этапе краеведческая литература насыщена новыми фактами, которые отсутствовали в трудах советских историков. В трудах применяются новые подходы и методы. История города и района мало освещена в общеисторической литературе, однако она была взята, в том числе для освещения общегосударственных культурных и образовательных тенденций.
На первом этапе для понимания общегосударственных тенденций в развитии культуры и образования были взяты следующие общеисторические работы.
Важной для исследования была работа М.А. Прокофьева. Народное образование в СССР. 1917 - 1967 гг.» ,которая содержит характеристику всех типов технических школ в исследуемый период. Помимо классификации учебных заведений в издании подробно описан механизм функционирования и направления деятельности этих образовательных учреждений.
Большое значение имеет работа Е.Г.Анимицы «Города Среднего Урала», которая дополняет данные о г. Артемовский в советский период . В книге приводится статистические данные о количестве населения, дается информация о культурной сфере и экономической сферах жизни города.
Интересна для исследования советской культуры была книга В.М. Мироновой «ТРАМ: агитационный молодежный театр 1920 - 1930-х гг.» . В работе прослеживается творческий путь рабочего театра от его зарождения до упадка. Книга содержит необходимые для исследования данные об общегосударственных тенденциях развития театрального движения.
Материалы о ЕГРЭС, как одной из частей обширной уральской энергосистемы описаны в работе «Уральская энергосистема» .В ней повествуется путь одного из первенцев ГОЭЛРО от сельской электростанции до районного электрического узла, питавшего электричеством не только близлежащие населенные пункты, но и областные заводы.
Можно выделить две региональные работы, которые в изучении истории города являются основными. В частности, в 1966г. вышла работа П.Т. Коверды и А.И. Брылина «Наш город Артемовский» , которая была дополнена и переиздана в 1983 г. Авторы провели обширную работу по изучению дореволюционных и советских источников и создали обзорную работу по истории с. Егоршино (с 1938 г. г. Артемовского), а также окрестных населенных пунктов с XVII в. вплоть до середины 1960-х гг.
Подводя итог обзору историографического материала по истории Егоршинского района в советский период нужно отметить, что на данном этапе была сформирована та база, которая послужила отправной точкой для дальнейших исследований. Работы советского периода отличаются ангажированностью в подходах к рассмотрению проблем и отсутствием критики.
Общеисторическая литература, написанная в постсоветский период представлена работой В.Н. Корнилкова «Вклад Урала в горное производство России за 300 лет» , которая содержит сведения о промышленном развитии Егоршинского района в исследуемый период.
Так как в исследовании используется модернизационный подход, то была просмотрена работа «Опыт российских модернизаций. XVIII - XX вв.» . В книге автор повествует о предпосылках, ходе и последствиях Петровской и Сталинской модернизаций. Автор поднимает проблему сущности реформ, показывая индустриализацию и коллективизацию, как пример охранительной модернизации.
В энциклопедическом труде «Эстрада в России. XX век» дана информация о тенденциях развития советской культуры. В частности, описан культурный феномен движения ТРАМ и «Синяя блуза», роль молодежи в них, а также их вклад в парадигму духовной стороны жизни «довоенного» периода .
Стоит отметить статью В.А. Журавлевой «Города и городские поселения Урала по переписям населения 1920 - 1930-х гг.», в которой автор приводит критерии, изменения статуса с. Егоршино, как небольшой административно-территориальной единицына г. Артемовский в изучаемый период.
Интерес представляла работа С.А. Баканова «Угольная промышленность Урала: жизненный цикл отрасли от зарождения до упадка», в которой егоршинские копи показаны как важная сырьевая база для процесса индустриализации на Урале.
В книге А.И. Брылина «Артемовский краеведческий словарь», автор вкратце освещает основные предприятия, культурные учреждения, а также людей, которые внесли немалый вклад в историю района .
В 2002 г. вышла книга В.П. Малышева «Артемовский район: люди и время» . Работа написана во многом под влиянием книги П.Т. Коверды и А.И. Брылина однако В.П. Малышев расширил рамки исследования, написав работу методом просопографии, в ходе которого им были взяты интервью с жителями района - непосредственными свидетелями тех или иных событий.
В 2004 г. вышла работа А.Е. Рубинштейна «Город, выросший на угле», в которой автор, непосредственно работавший в местной угольной промышленности, показывает, как добывающая промышленность,
посредством развития инфраструктуры и привлечения рабочей силы превратила с. Егоршино в г. Артемовский.
Работа, характеризующиеся освещением культурной жизни жителей Егоршинского района представлена книгой А.И. Брылина «Песня над селом», где краеведраскрывает тему становления новой советской культуры в уральской провинции через призму деятельности народных домов, в частности Покровского народного дома .
На современном этапе наблюдается снижение интереса к местной истории. Литературы издается значительно меньше, однако в ней увеличивается спектр проблематики исследований. Задействуются новые подходы и методы.
Источниковая база исследования. При написании работы для выяснения более полной картины по исследуемой теме была сформирована источниковая база. Она включает в себя законодательные и нормативные акты, статистические материалы (данные о количестве школ, грамотного населения), сборники документов. В исследовании использовались опубликованные и неопубликованные источники.
Опубликованные источники представлены законодательными документами: Постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» от 14 августа 1930 г. ; Постановление СНК СССР и ЦИК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» от 15.05.1934 . Данные постановления были взяты для более полного понимания роли технического обучения в СССР в изучаемый период.
Для рассмотрения политики в области образования был взят сборник«Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов: 1917 - 1937 гг.» . Он содержит важные для
исследования постановления: Из программы РКП (б) «В области народного просвещения» от 23.03.1919 г.; Постановление 2- й сессии ВЦИК XI созыва «О мероприятиях по народному просвещению» от 15.10.1924 г. и т. д.
Особый интерес представляли статистические материалы: Уральское хозяйство в цифрах: краткий статистический справочник» 1926 - 1933 гг. ; «Народное образование, наука и культура в СССР. Статистический сборник» . В них содержатся сведения о количестве школ, грамотного населения РСФСР и т.д.
Неопубликованные источники в работе представлены архивными документами, взятыми из МБОУ АГО «ЦАД» (Центра архивной документации) г. Артемовский ; Архивные документы позволили выяснить какна деле происходила антирелигиозная политика в исследуемый период, а также показали с. Егоршино, как один из важных населенных пунктов для реализации политики индустриализации на Урале.
Особую группу источников составила периодическая печать, а именно газета «Егоршинский (с 1938 г. Артемовский) рабочий» . Были взяты все номера газеты с момента ее выхода (октябрь 1930 г.) вплоть до декабря 1940 г. В газетах помещена статистика и опубликованы письма жителей Егоршинского района с различного рода критическими замечаниями, что позволило более объективно оценить промышленное развитие. Однако, в первую очередь периодическая печать была использованадля анализа социокультурного развития, т. к. в литературе данная тема освещена недостаточно.
Также был использован электронный ресурс библиотеки г. Артемовский . Который содержит данные об истории районной библиотеки.
Цель работы: оценка развития промышленности, инфраструктуры (жилого фонда, предприятий, учебных и медицинских заведений), образовательных и культурных учреждений Егоршинского района 1917 - 1941 гг.
Задачи:
- изучить и проанализировать ход и особенности социально - экономического развития Егоршинского района в указанный период;
- исследовать процесс строительства в Егоршинском районе культурных, образовательных, промышленных учреждений и инфраструктуры в 1920 - 1930-е гг.;
- выявить культурную и экономическую специфику района в исследуемый период.
- составить методическую разработку внеклассного мероприятия по одной из проблем данной темы.
Методология и методы исследования. Для достижения поставленной цели и задач в работе были использованы как специальные исторические методы, так и общенаучные. К общенаучным методам относится историко¬сравнительный, описательный, сравнительный методы, количественные методы (что позволило дать количественную оценку процессам социально¬экономического и культурного развития Артемовского района в изучаемый период).
К специально-историческим методам относится проблемно-хронологический метод. Он был использован для исследования социокультурной и экономической сфер жизни советского общества в определенный период в последовательном развитии. Динамический метод позволяет проследить уровень грамотности населения в развитии и исследовать развитие угольной промышленности, от ее зарождения до появления на ее базе инфраструктуры и, как следствие, превращение с. Егоршино в город Артемовский. Историко-генетический метод был применен в рамках изучения событий микроострии, т. е. краеведения. Упор в работе при использовании этого метода делался на выделение обстоятельств и факторов, влияющих на специфику развития Егоршинского района и уникальности его, как территориально¬административной части Уральской (с 1934 г. Свердловской) области. Кроме того, в основе исследования была положена теория модернизация.
Модернизация определяется как общемировой процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Будучи комплексным явлением, модернизация охватывает все сферы жизни общества - экономику, социальные отношения, политику и культуру.
Методологическую основу исследования составил модернизационный подход, объясняющий процесс трансформации дореволюционного традиционного аграрного общества в советское - индустриальное. Используя модернизационный подход как общенаучный метод, можно проследить процесс изменений социальных, экономических и культурных сфер, которые происходили в Артемовском районе в исследуемый период.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые была проведена подробная работа, осветившая культуру Егоршинского района в «исследуемый период. В оборот были введены, ранее не публиковавшиеся источники. Работа стала первым комплексным освещением культурно-экономического развития, была прослежена их взаимосвязь.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данный материал можно будет применить в курсе истории Урала в школе и провести экскурсию в музее. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в процессе изучения истории Урала, поскольку многие явления, происходившие в Артемовском районе связаны с общеуральскими тенденциями развития. История Егоршинского района может использоваться как наглядная демонстрация различных процессов, происходивших в «довоенный» период в Уральской (с 1934 г.)
Свердловской области. Материал так же может быть включен в качестве дополнения в рамках истории Урала.
Структура исследования. Исследование построено по проблемно-хронологическому принципу и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
В нашем исследовании, мы проанализировали ход экономического развития Егоршинского района, в указанный период. Мы пришли к выводу о том, что хозяйство поселка Егоршино к моменту началу революции, в основном, составляла добывающая угольная промышленность. Именно ее восстановление способствовало выходу села из послевоенной разрухи. На протяжении второго десятилетия шло активное развитие и увеличение угледобычи. Строились новые шахты, оборудование модернизировалось за счет западных технологий. Успехи в развитии промышленности были тесно связаны с введением в эксплуатацию гидроэлектростанции (ЕГРЭС) в 1922г. Благодаря развитию промышленности и энергетики строится инфраструктура, что приводит к созданию Егоршинского района в 1924г. Добыча угля в конце 1920-х гг., по сравнению с дореволюционным временем возросла вдвое. С началом индустриализации производство увеличилось в 0,5 раз. В 1931г. был открыт Егоршинский радиозавод. Появлялись новые рабочие места, росло население поселка, он укрупнялся и расширялся, став в 1938г. г. Артемовский. К концу исследуемого периода в результате административных и политических проблем наблюдался спад производства. В середине 1930-х гг. было найдено крупное месторождение возле р. Буланаш, разработка которого смогла исправить низкие темпы роста. К началу войны район представлял собой довольно успешную в экономическом плане административно-территориальную единицу, основу экономики которого составляла добывающая промышленность и энергетика.
В нашем исследовании по экономическому развитию района мы выявили ряд трудностей, возникших в складывании промышленной базы района. Длительный процесс восстановления хозяйства после Гражданской войны обусловил недостаточное финансирование угледобычи. Нехватка средств тормозила механизацию оборудования. Всесоюзный пример решения этой проблемы был опробован в Егоршино. Часть шахт была сдана в концессию английским предпринимателям. По договору они обязывались не только финансово вложиться в предприятие, но и построить объекты инфраструктуры для работников. Со вторым пунктом договора возникли проблемы, но после забастовок шахтеров строительство было ускорено, однако полностью завершить работу концессионерам помешала индустриализация, в начале 1930-х гг. контракт с ними был, расторгнут. В третьем десятилетии процент угледобычи был увеличен, однако незначительно, всего на 0,5%. Постепенно в технической базе района зарубежное оборудование заменялось отечественным, однако полного импортозамещения достичь не удалось. «Егоркопи» на протяжении 1930-х гг. тормозило постоянная смена руководства, а также репрессии. Снижались темпы угледобычи, которые немного смогли выровняться в связи с открытием и активной разработкой Буланашского угольного месторождения.
Проанализировав имеющиеся у нас источники и литературу, мы можем сделать вывод о том, что наибольший пик строительства школ были в 1920-е гг. Строились школы первой ступени и школы второй ступени (семилетки). С 1931 г. в районе появились школы-десятилетки, однако темпы их строительства были небольшими, и к началу войны их в районе было три. Всего же за исследуемый период мы наблюдаем увеличение школьной образовательной сети первой ступени в два раза. С 22 школ в 1924г. до 42 в 1940г. Количество школ средней ступени за исследуемый период возросло в 5,5 раз с двух школ-семилеток в 1924 г. до 11 в 1940г. Если говорить о типах учебных заведений, то известно, что в с. Егоршино существовали ФЗС, которые обслуживали угольные копи. Они располагались на базе школ «семилеток» и ФЗУ, которые располагались на базе начальной школы. В остальных селах района работали ШКМ, на базе школ-семилеток. Также работала одна ШУМП (школа массовых профессий). ФЗУ были самыми востребованными т. к. там шло обучение различным профессиям угольной промышленности, которая активно развивалась в районе. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в Егоршинском районе за период 1920 - 1930-х гг. сложилась целая система разнообразных учебных заведений технического профиля.
В районе остро стояла проблема с режимом работы изба читален, поскольку в их функционировании не были заинтересованы избачи, среди них повсеместно наблюдалась халатность и воровство. В ряде школ района наблюдались плохие условия для осуществления образовательного процесса, т. е. вовремя не закупались дрова для школ, фонды помощи бедноты были созданы не везде, и не во всех школах было организовано горячее питание.
Культурно-развлекательными центрами являлись народные дома. Их становление и открытие происходило еще в период гражданской войны в начале 1920-х гг. Самыми крупными являлись Егоршинский и Покровский. В Егоршинском располагался оркестр и театр, а в Покровском театр и народный хор. Народные дома были не только развлекательными центрами, но и служили для реализации творческого потенциала населения. Так в театральных постановках, в хоре и оркестре участвовали не приглашенные артисты, а жители села. Сюжеты, постановки, оперы основывались на уральском народном фольклоре. Широкое распространение получила молодежная политическая театральная организация «Синяя блуза», а также мастерские театра рабочей молодежи (Трамм). Также с появлением в районе различной политической литературы начала появляться сеть библиотек. В 1920-е гг. она была представлена в виде небольших библиотек в избах- читальнях. Крупная районная библиотека была открыта в 1928г. и на момент открытия содержала в себе около 30 % политической литературы.
В 1930 г. в районе появилась местная газета «Егоршинский рабочий», в которой часть была отведена под письма колхозников. С появлением районной газеты крестьяне-колхозники могли непосредственно высказать свои проблемы и предложения на ее страницах. Политика в отношении религии в Егоршинском районе особо не отличалась от всесоюзной. В начале 1920-х гг. стали создаваться комиссии по реализации церковного имущества, в колхозах и на угольных копях создавались ячейки организации «Союза Безбожников». Количество участников этой организации с момента образования Егоршинского района в 1923г. к моменту начала индустриализации увеличилось с 11 тысяч человек до 185 тысяч, т. е. в 16,5 раз. Ячейки проводили в копях и в колхозах различные лекции на тему вреда религии, мобилизовали населения на выход на работу в праздничные религиозные дни. В школах района такие организации тоже присутствовали, они назывались «Союз юных безбожников». В их задачу входило заключение социального договора со школой, где советские грамотные школьники должны были посещать различные колхозы и проводить лекции с неграмотными колхозниками о пользе коллективизации и атеизме.
На современном этапе возрастает интерес к локальной истории. Изучение развития малой родины позволит сформировать ценностное отношение к истории Отечества, что является одним из определяющих факторов формирования гражданственности молодого поколения, что обусловлено образовательными стандартами и является одной из основных задач государства.
I. Источники:
1.1.Опубликованные источники
1. Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://bse.uaio.ru/BSE/bserefs.htm#b18(,HaTa обращения: 26. 11. 2018)
2. Поликовская Л.: «Левый фронт искусств». Энциклопедия
Кругосвет. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.krugosvet.ru/enc/literatura/lef-levyy-front-iskusstv (Дата обращения: 05. 12. 2018)
3. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа 1917 - 1973 гг. [Текст]: Сборник документов. - М. : издательство «Педагогика», 1974. - 560 с.
4. Народное образование, наука и культура в СССР [Текст]: Статистический сборник. М. : издательство «Статистика», 1977. - 448 с.
5. Постановление СНК СССР и ЦИК ВКП(б) «О структуре
начальной и средней школы в СССР» от 15. 05.1934. [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3988.htm (дата обращения:
29.11.2018).
6. Постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» от 14 августа 1930. [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc ussr/ussr 3667.htm (дата обращения: 20.11.2018).
7. Уральское хозяйство в цифрах [Текст]: краткий статистический справочник. - Свердловск: Издание областного статистического управления,
1926. 343 с.
8. Уральское хозяйство в цифрах [Текст]: краткий статистический справочник. - Свердловск: Издание областного статистического управления,
1927. 513 с.
9. Уральское хозяйство в цифрах [Текст]: краткий статистический справочник. - Свердловск; Издание областного статистического управления,
1928. 571 с.
10. Уральское хозяйство в цифрах [Текст]: краткий статистический справочник. - Свердловск: Издание областного статистического управления,
1929. 587 с.
11. Уральское хозяйство в цифрах,В. 1 [Текст]: краткий
статистический справочник. - Свердловск: Издание областного
статистического управления, 1930. 223 с.
12. Уральское хозяйство в цифрах, В. 2[Текст]: краткий
статистический справочник. - Свердловск: Издание областного
статистического управления, 1930. 1124 с.
13. Уральское хозяйство в цифрах, В. 3 [Текст]: краткий
статистический справочник. - Свердловск: Издание областного
статистического управления, 1930. 316 с.
14. Уральское хозяйство в цифрах, В. 4 [Текст]: краткий
статистический справочник. - Свердловск: Издание областного
статистического управления, 1930. 878 с.
15. Уральское хозяйство в цифрах, В. 5 [Текст]: краткий
статистический справочник. - Свердловск: Издание областного
статистического управления, 1930. 375 с.
...