ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Онтогенез фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников в
норме 5
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей с лёгкой степенью
псевдобульбарной дизартрии 12
1.3. Характеристика фонетико - фонематического недоразвития речи у
дошкольников 15
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1. Организация и методика исследования моторики и фонетико- фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста ... 21
2.2. Анализ результатов исследования моторики и фонетико¬
фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста ... 23 ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 36
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы по коррекции
фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 36
3.2. Содержание работы по коррекции недоразвития фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с применением информационных компьютерных технологий 38
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 128
На сегодняшний день проблема псевдобульбарной дизартрии значительно развивается в различных направлениях (в психолого-педагогическом, нейролингвистическом, клиническом) [14].
Особенно детально в своих трудах ее описывали: К. А. Семенова, М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, и др.
Актуальность проблемы обусловлена в первую очередь распространенностью псевдобульбарной дизартрии. По статистике наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Легкая степень псевдобульбарной дизартрии - одно из наиболее часто встречаемых в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущим в структуре дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения и просодики [46, 47].
Вопросами изучения легкой степени псевдобульбарной дизартрии занимались такие авторы как: О.В.Правдина, Е.Ф.Архипова, М.С.Маргулис, Г.В.Чиркина, и др.
Нарушения фонетической - фонематической стороны речи негативным образом сказывается на фонологической системе языка. В настоящее время достаточно важной проблемой является несформированность фонетических процессов, которые включают в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез, фонематическое представление [37].
Соответственно возникает проблема предупреждения и преодоления дисграфий и дислексий у детей данной категории.
Объект исследования - фонетико-фонематическая сторона речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетико- фонематической стороны речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Гипотеза исследования.
Предположим, что активное включение методов информационно - компьютерных технологий, позволит повысить эффективность коррекции фонетико - фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования: Определить основные направления
логопедической работы по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Задачи исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на определение уровня сформированности моторики и фонетико¬фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста.
4. Определить направления и содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, провести обучающий эксперимент и проверить его эффективность.
5. Провести контрольный эксперимент, показать значимость проделанной работы на сравнении констатирующего и контрольного эксперимента.
Методы исследования:
Базой исследования послужило МДОУ №2 «Улыбка». В эксперименте принимали участие 10 детей в возрасте 5 - 6 лет, с диагнозом: ФФНР, лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии
В ходе обзора литературы по проблеме исследования таких авторов как, О.В.Правдина, Е.Ф.Архипова, Г.В.Чиркина, Н. Х. Швачкин и др. были определены основные закономерности становления фонетико- фонематической стороны речи у детей с нормальным речевым развитием.
Теоретическое и практическое изучение проблемы показало, что фонетико-фонематические нарушения являются распространенными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей с псевдобульбарной дизартрией, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Нами было проведено было проведено констатирующее исследование с целью выявления особенностей моторной сферы и речевых функций у детей с псевдобульбарной дизартрии. В констатирующем исследовании принимало участие 10 детей, в возрасте 6-7 лет, с диагнозом: псевдобульбарная дизартрия.
На основе данных констатирующего исследования нами была выявлена специфика нарушений моторной сферы у детей с псевдобульбарной дизартрией: нарушение двигательной памяти, нарушение переключения с одного движения на другое, нарушение статической и динамической координации движений, нарушение ритмического чувства, напряженность, скованностью движений в мелкой моторике пальцев рук, нарушения двигательных функций артикуляционного аппарата, тремор языка, наличи е содружественных движений, недостаточный диапазон движений, поиск артикуляционной позы, недифференцированность движений.
Все эти нарушения моторной сферы в свою очередь влияют на состояние речевых функций. Что подтверждается выявленными нарушениями в речевой сфере.
Недостаточная сформированность функцийфонематического слуха, в своюочередь, ведет к проблемам овладения навыками звукового анализа слов.
Данные результатов обследования это подтверждают. У 100% детей были обнаружены затруднения в овладении навыками звукового анализа слов. Следовательно, страдает понимание речи:отмечаются трудности в понимании инверсионных и сравнительных конструкций, трудности в понимании падежных окончаний существительных.
Активный словарь в свою очередь, характеризуется недостаточным объемом. Вследствие чего, страдает как словообразование, аименно образование уменьшительной формы существительного, образование прилагательных от существительных, так и словоизменение, а именно употребление существительного единственного и множественного числа, образование форм родительного падежа множественного числа существительных, преобразование единственного числа имен существительных во множественное.
На основе выявленных нарушений моторной сферы и речевых функций у детей с псевдобульбарной дизартрией в ходе констатирующего исследования нами было представлено содержание логопедической работы по коррекции псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
Были выделены следующие направления работы:
1. Нормализация мышечного тонуса.
2. Развитие моторной сферы (общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики).
3. Работа по формированию правильного дыхания.
4. Развитие фонетической и фонематической стороны речи.
5. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
По окончанию формирующего эксперимента нами было проведено контрольное исследование, целью которого явилось определение эффективности подобранной логопедической работы, направленной на коррекцию псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты контрольного исследования подтвердили эффективность подобранной логопедической работы.
1. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях [Текст] / М. М. Аманатова // Логопедия. - 2007. - № 1. - С. 27-34.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2007. - 320 с.
3. Безубцева, Г. В. Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму [Текст] : конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет / Г. В. Безубцева, Т. Н. Андриевская. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2003. - 120 с.
4. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] : пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В.И. Мирясова. - М. : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2002. - 46 с.
5. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Педагогика, 1977. - 176 с.
6. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2009. - 287 с.
7. Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. И. Белякова. - М. : Эксмо-Пресс, 2001. - 320 с.
8. Богомолова, А. И. Нарушение произношения у детей [Текст] / А. И. Богомолова. - М. : Просвещение, 1979. - 208 с.
9. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук [Текст] : игры и упражнения / С. Е. Большакова. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.
10. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
11. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии [Текст] : учебно - методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцева. - Ставрополь, 2008. - 224 с.
12. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда [Текст] : учебно -методическое пособие / Л. С. Вакуленко. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 128 с.
13. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Просвещение. - 1987. - 160 с.
14. Волкова, Л. С. Логопедия. [Текст] / Л. С. Волкова. - М. : ВЛАДОС. - 2008. - 703 с.
15. Волосовец, Т. В. Основы логопедии [Текст] : уч. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. В. Волосовец, Н. В. Горина, Н. И. Зверева и [др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
...