Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Работа №96529

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы131
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Онтогенез фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников в
норме 5
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей с лёгкой степенью
псевдобульбарной дизартрии 12
1.3. Характеристика фонетико - фонематического недоразвития речи у
дошкольников 15
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1. Организация и методика исследования моторики и фонетико- фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста ... 21
2.2. Анализ результатов исследования моторики и фонетико¬
фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста ... 23 ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 36
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы по коррекции
фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 36
3.2. Содержание работы по коррекции недоразвития фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с применением информационных компьютерных технологий 38
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 128


На сегодняшний день проблема псевдобульбарной дизартрии значительно развивается в различных направлениях (в психолого-педагогическом, нейролингвистическом, клиническом) [14].
Особенно детально в своих трудах ее описывали: К. А. Семенова, М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, и др.
Актуальность проблемы обусловлена в первую очередь распространенностью псевдобульбарной дизартрии. По статистике наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Легкая степень псевдобульбарной дизартрии - одно из наиболее часто встречаемых в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущим в структуре дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения и просодики [46, 47].
Вопросами изучения легкой степени псевдобульбарной дизартрии занимались такие авторы как: О.В.Правдина, Е.Ф.Архипова, М.С.Маргулис, Г.В.Чиркина, и др.
Нарушения фонетической - фонематической стороны речи негативным образом сказывается на фонологической системе языка. В настоящее время достаточно важной проблемой является несформированность фонетических процессов, которые включают в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез, фонематическое представление [37].
Соответственно возникает проблема предупреждения и преодоления дисграфий и дислексий у детей данной категории.
Объект исследования - фонетико-фонематическая сторона речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетико- фонематической стороны речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Гипотеза исследования.
Предположим, что активное включение методов информационно - компьютерных технологий, позволит повысить эффективность коррекции фонетико - фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования: Определить основные направления
логопедической работы по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Задачи исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на определение уровня сформированности моторики и фонетико¬фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста.
4. Определить направления и содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, провести обучающий эксперимент и проверить его эффективность.
5. Провести контрольный эксперимент, показать значимость проделанной работы на сравнении констатирующего и контрольного эксперимента.
Методы исследования:
Базой исследования послужило МДОУ №2 «Улыбка». В эксперименте принимали участие 10 детей в возрасте 5 - 6 лет, с диагнозом: ФФНР, лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе обзора литературы по проблеме исследования таких авторов как, О.В.Правдина, Е.Ф.Архипова, Г.В.Чиркина, Н. Х. Швачкин и др. были определены основные закономерности становления фонетико- фонематической стороны речи у детей с нормальным речевым развитием.
Теоретическое и практическое изучение проблемы показало, что фонетико-фонематические нарушения являются распространенными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей с псевдобульбарной дизартрией, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Нами было проведено было проведено констатирующее исследование с целью выявления особенностей моторной сферы и речевых функций у детей с псевдобульбарной дизартрии. В констатирующем исследовании принимало участие 10 детей, в возрасте 6-7 лет, с диагнозом: псевдобульбарная дизартрия.
На основе данных констатирующего исследования нами была выявлена специфика нарушений моторной сферы у детей с псевдобульбарной дизартрией: нарушение двигательной памяти, нарушение переключения с одного движения на другое, нарушение статической и динамической координации движений, нарушение ритмического чувства, напряженность, скованностью движений в мелкой моторике пальцев рук, нарушения двигательных функций артикуляционного аппарата, тремор языка, наличи е содружественных движений, недостаточный диапазон движений, поиск артикуляционной позы, недифференцированность движений.
Все эти нарушения моторной сферы в свою очередь влияют на состояние речевых функций. Что подтверждается выявленными нарушениями в речевой сфере.
Недостаточная сформированность функцийфонематического слуха, в своюочередь, ведет к проблемам овладения навыками звукового анализа слов.
Данные результатов обследования это подтверждают. У 100% детей были обнаружены затруднения в овладении навыками звукового анализа слов. Следовательно, страдает понимание речи:отмечаются трудности в понимании инверсионных и сравнительных конструкций, трудности в понимании падежных окончаний существительных.
Активный словарь в свою очередь, характеризуется недостаточным объемом. Вследствие чего, страдает как словообразование, аименно образование уменьшительной формы существительного, образование прилагательных от существительных, так и словоизменение, а именно употребление существительного единственного и множественного числа, образование форм родительного падежа множественного числа существительных, преобразование единственного числа имен существительных во множественное.
На основе выявленных нарушений моторной сферы и речевых функций у детей с псевдобульбарной дизартрией в ходе констатирующего исследования нами было представлено содержание логопедической работы по коррекции псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
Были выделены следующие направления работы:
1. Нормализация мышечного тонуса.
2. Развитие моторной сферы (общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики).
3. Работа по формированию правильного дыхания.
4. Развитие фонетической и фонематической стороны речи.
5. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
По окончанию формирующего эксперимента нами было проведено контрольное исследование, целью которого явилось определение эффективности подобранной логопедической работы, направленной на коррекцию псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты контрольного исследования подтвердили эффективность подобранной логопедической работы.


1. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях [Текст] / М. М. Аманатова // Логопедия. - 2007. - № 1. - С. 27-34.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2007. - 320 с.
3. Безубцева, Г. В. Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму [Текст] : конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет / Г. В. Безубцева, Т. Н. Андриевская. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2003. - 120 с.
4. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] : пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В.И. Мирясова. - М. : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2002. - 46 с.
5. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Педагогика, 1977. - 176 с.
6. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2009. - 287 с.
7. Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. И. Белякова. - М. : Эксмо-Пресс, 2001. - 320 с.
8. Богомолова, А. И. Нарушение произношения у детей [Текст] / А. И. Богомолова. - М. : Просвещение, 1979. - 208 с.
9. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук [Текст] : игры и упражнения / С. Е. Большакова. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.
10. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
11. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии [Текст] : учебно - методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцева. - Ставрополь, 2008. - 224 с.
12. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда [Текст] : учебно -методическое пособие / Л. С. Вакуленко. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 128 с.
13. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Просвещение. - 1987. - 160 с.
14. Волкова, Л. С. Логопедия. [Текст] / Л. С. Волкова. - М. : ВЛАДОС. - 2008. - 703 с.
15. Волосовец, Т. В. Основы логопедии [Текст] : уч. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. В. Волосовец, Н. В. Горина, Н. И. Зверева и [др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ