Работа олигофренопедагога по формированию духовно-нравственных
качеств у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) на уровне начального образования
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Понятие «духовно-нравственные качества» как научный
феномен 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 13
1.3. Анализ нормативно-правовой базы по формированию духовно¬
нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 17
1.4. Особенности формирования духовно-нравственных качеств у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 28
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 28
2.2. Описание диагностического инструментария, направленного на
изучение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 33
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на изучение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 37
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 43
3.1. Коррекционно-развивающая программа по формированию
духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального
образования 43
3.2. Анализ эффективности коррекционно-развивающей программы по
формированию духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 51
3.3. Методические рекомендации по формированию духовно¬
нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования образования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема исследования - это создание педагогических условий для формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся на уровне начального образования в процессе учебной деятельности. Решить данную проблему можно если учитель владеет информацией, подбирает индивидуальный подход к своим ученикам, соответствует общественной формацией и конечно же, владеет методиками преподавания дисциплин.
Актуальность исследования. Разработка необходимых педагогических условий по формированию духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования продиктована временем. Основной задачей педагога в процессе обучения и воспитания обучающихся в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, является теоретическая и практическая направленность, для включения их в обычную социальную среду и жили в обществе по имеющимся социальным нормам и правилам поведения. А поскольку нравственность является показателем моральной зрелости личности и нормой поведения, выбранная мною тема имеет большую значимость.
Степень разработанности. В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека. На это многие ученые, такие как: Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, И. Ф. Исаев, Р. С. Немов, А. П. Пинкевич, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, Н. С. Юлина и многие другие. Такое большое количество авторов свидетельствует о том, что данная проблема рассматривалась на продолжительном промежутке времени с давних времен и имеет значимое место в современном мире.
Объект исследования - духовно-нравственные качества у обучающихс с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Предметом исследования являются условия формирования духовно-нравственных качеств личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Цель исследования - выявить уровень сформированности духовно-нравственных качеств, описать условия и составить программу коррекционно-развивающего курса, направленного на повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования. Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:
- анализ научно-педагогической литературы по проблеме формирования духовно-нравственных служит проведение экспериментальной части исследования;
- изучение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования;
- описание педагогических условий, направленных на повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Структура выпускной квалификационной работы: введение; три главы; заключение; список источников и литературы; приложения.
В первом параграфе изучены основные понятия, которые неотъемлемо связаны с формированием духовно-нравственных качеств. С помощью духовно¬нравственных качеств человек определяется как гуманная личность, индивид, которые способен овладевать новыми умениями и знаниями, пользоваться ими. Способный развивать внутренний мир в рамках духовно-нравственной культуры, и овладевать базовыми духовно-нравственными ценностями.
Нормативно-правовая база по духовно-нравственным качествам разнообразна и дает хорошую почву для внедрения ее в образовательную деятельность страны. Так же можно сказать, о том, что духовно-нравственное воспитание в современной России играет огромную роль в развитии индивида, как гражданина страны, который в последствии станет одним из факторов развития государства.
Духовно-нравственные качества у обучающихся с нормативным развитием формируется за счет правильно комплексного подхода. Он заключается во взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса, постановки целей и задач, а также в определении методов и средств, с помощью которых осуществляется данный процесс. Основой для формирования духовных и нравственных качеств является семья и школа, в этих институтах происходит заложение основополагающих качеств личности.
Во второй главе изучены особенности духовно-нравственного воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования и проведена экспериментальная часть:
1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования;
2. Описание диагностического инструментария, направленного на изучение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на изучение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4. Характеристика педагогических условий, направленных на повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Духовно-нравственное воспитание у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) протекает сложнее, так как в их основе лежат высшие психические функции, а как известно именно их недоразвитие характерно для умственно отсталых обучающихся. Для формирования нравственных, этических, духовных, моральных и экологических качеств, требуется подбор и выбор специальных методов, форм и средств для организации воспитательного процесса. Также важно определить эффективную педагогическую коррекцию, основанную на индивидуальном подходе к каждому обучающемуся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Развитие духовно-нравственных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования возможно только при помощи ознакомления их с правилами поведения и нравственными нормами. Основным направлением в формировании нравственности является опора на гуманизм, положительные эмоции и чувства.
В третьей главе представлена коррекционно-развивающая программа по формированию духовно-нравственных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования. Проведена апробация программы и на ее основе проведено повторное исследование уровня сформированности духовно-нравственных качеств. Также даны методические рекомендации по формированию духовно-нравственных качеств обучаю обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Процесс становления человека как высоко нравственного, всегда был актуален. Ученые философы, психологи и др. проводили большое количество исследований в данной области. Благодаря этому сформулировано большое количество определений духовности, нравственности, морали, но при этом актуальным остается вопрос о том, как сформировать у человека духовно-нравственные качества.
Образ высоконравственного, гуманного человека, ориентирующего свое поведение в обществе на духовные и нравственные ценности - образец подражания, при формировании духовно-нравственных качеств, к которому должны стремиться обучающиеся.
Главной целью педагога является помощь в достижении обучающимися усвоение высоких моральных и этических норм, правил поведения. Освоение базовых национальных ценностей происходит посредством осознания обучающимися себя, как гражданина России, обучающийся должен точно оценивать себя, свои поступки, так и поведение окружающих людей. Для этого образовательные организации зачастую включают дополнительные курсы, практикумы, кружки, целью которых является построение особого образовательного процесса, с определённой направленностью на формирование духовно-нравственных качеств.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается от духовно-нравственного воспитания обучающихся с нормативным развитием, поскольку требует выбора специальных методов, форм и средством в организации этого процесса. При формировании у обучающегося таких понятий как нравственность, духовность и мораль, следует учитывать его индивидуальные 61
особенности и подбирать к каждому обучающемуся определенные методы и методики, так как они являются наиболее трудными в понимании обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями подвержен не только педагогическому влиянию, но и влиянию среды в которой проживает, а также социальные факторы.
Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) на уровне начального образования возможно только при помощи ознакомления их с правилами поведения и нравственными нормами. Методы и методики, направленные на своевременное заложение нравственного фундамента развития личности обучающихся с умственной отсталостью должны быть ориентированы на это сложный процесс.
Данные экспериментальной части говорят о низком уровне сформированности понятий о нравственных нормах, качествах. Обучающиеся имеют представления о моральных ценностях и нормах, но слабо их дифференцируют.
Для преодоления данной проблемы, т. е. для того, чтобы обучающиеся в полной мере имели понятия о нравственных нормах следует проводить целенаправленную коррекционную работу, с целью ознакомления и использования духовно-нравственных ценностей и норм в быту.
Коррекционно-развивающая программа имеет главной целью - повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования. Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тем самым программа показала высокую эффективность при апробации.
Можно утверждать о том, что образовательные организации реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы делают большой ориентир на формирование духовно-нравственных качеств обучающихся. Но только с недавних пор это стало приоритетным направлением в образовании, поэтому следует включать разнообразные средства, методы и формы образования, целью которых будет становление высоконравственного человека, гражданина своей страны. Таким образом, созданные педагогические условия, правильно подобранные методы способствуют формированию нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. - URL : https://infourok.ru/adaptirovannaya- osnovnaya-obscheobrazovatelnayaprogramma-obrazovaniya (дата обращения: 15.01.2019).
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М. : Педагогика, 1980. - 288 с.
3. Апресян, Р. Г. Этика : Энциклопедический словарь [Текст] / Р. Г. Апресян, А. А. Гусейнов. - М. : Гардарики, 2001. - 671 с.
4. Аристотель. Евдемова этика. [Текст] / Аристотель ; под ред. М. А. Солопова. - М. : ИФ РАН, 2005. - 448 с.
5. Блонский, П. П. О национальном воспитании [Текст] / П. П. Блонский. - М. : Типолитография И. Н. Кушнерев, 1915. - 40 с.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / под ред. Л. И Божович, Д. И. Фельдштейна. - Воронеж : Ин-т практической психологии, 1995. - 260 с.
7. Воронкова, В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст] : учеб. пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / под ред. В. В. Воронковой - М. : Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
8. Высотская, Н. А. Нравственное воспитание младших школьников [Текст] / Н. А. Выготская. - М. : Питер, 2006. - 229 с.
9. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Электронный ресурс]. / URL : http://pps.kaznu.kz/2/Main/FileShow/655280/105/348/8469/ (дата обращения: 16.11.2018).
10. Граборов, А. И. Основы олигофренопедагогики [Текст] / А. И. Граборов. - М. : КлассиксСтиль, - 2005. - 248 с.
11. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России в сфере общего образования : проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. [Электронный ресурс]. - URL : http://roshchaschool.minobr63.ru/wp-content/uploads/koncepciya.pdf (дата
обращения 10.11.2018).
12. Диагностика школьной дезадаптации: для шк. психологов и учителей нач. классов системы компенсирующего обучения [Текст] / под ред. Н. Г. Лусканова, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумарина и др. - М. : Центр Консорциума «Социал. здоровье России», 1995. - 126 с.
13. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Электронный ресурс]. - URL : http://gigabaza.ru/doc/165833-p3.html (дата обращения: 10.11.2016).
14. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / под ред. Т. О. Епифанцевой. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2007. - 486 с.
15. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика
нарушений. - URL : http://texts.news/psihologiya-spetsialnaya/psihologo-
pedagogicheskaya-diagnostika.html (дата обращения: 12.11.2016).
16. Зак, Г. Г. Интегративный подход к духовно-нравственному воспитанию обучающихся с умственной отсталостью [Текст] / Г. Г. Зак // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 9. - С. 39-46.
...