Работа олигофренопедагога по развитию представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования
|
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТИЧЕСКИХ НОРМАХ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Нравственно-этическое воспитание как научный феномен 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 13
1.3. Личностные особенности и формирование культуры поведения у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТИЧЕСКИХ НОРМАХ ПОВДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 24
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе исследования 24
2.2. Описание диагностического инструментария, направленного на
изучение уровня развития представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования... 29
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа исследования, направленного на изучение уровня развития представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального
образования 32
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТИЧЕСКИХ НОРМАХ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 38
3.1. Составление программы коррекционно-развивающего курса по
повышению уровня развития представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования... 38
3.2. Анализ результатов контрольного этапа экспериментального
исследования по выявлению уровня развития представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 42
3.3. Методические рекомендации по развитию представлений об
этических нормах поведения в обществе у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования в урочных и внеурочных формах работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТИЧЕСКИХ НОРМАХ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Нравственно-этическое воспитание как научный феномен 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 13
1.3. Личностные особенности и формирование культуры поведения у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТИЧЕСКИХ НОРМАХ ПОВДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 24
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе исследования 24
2.2. Описание диагностического инструментария, направленного на
изучение уровня развития представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования... 29
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа исследования, направленного на изучение уровня развития представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального
образования 32
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТИЧЕСКИХ НОРМАХ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 38
3.1. Составление программы коррекционно-развивающего курса по
повышению уровня развития представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования... 38
3.2. Анализ результатов контрольного этапа экспериментального
исследования по выявлению уровня развития представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 42
3.3. Методические рекомендации по развитию представлений об
этических нормах поведения в обществе у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования в урочных и внеурочных формах работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблема исследования. Проблемы, связанные с нравственно-этическим воспитанием обучающихся с умственной отсталостью, обращают на себя внимание в современной науке [4]. Приоритет воспитанности обучающихся образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы приобретает как теоретическую, так и большую практическую значимость. Обучающиеся данной категории должны быть воспитаны таким образом, чтобы их самостоятельное поведение в различных жизненных ситуациях соответствовало уже существующим в обществе социальным и этических нормам [5]. Именно поэтому проблема развития и формирования представлений об этических нормах поведения в обществе указанной категории обучающихся приобретает особую актуальность в нынешнем обществе.
Обучающиеся с умственной отсталостью нуждаются в особом внимании, так как их интеллектуальный потенциал в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создаёт необходимой основы для усвоения и самостоятельного использования широкого спектра общественных, социальных и других форм человеческой жизни. У обучающихся указанной категории процесс усвоения нравственных, этических норм осложнён тем, что они не могут правильно вступать в коммуникацию и применять накопленный обществом социальный опыт. Обучающиеся с умственной отсталостью со свойственной им недостаточностью мышления, слабостью усвоения общих закономерностей и понятий сравнительно поздно начинают вникать в вопросы общественного устройства, в понятиях, этики, морали и нравственности. Их представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», на уровне начального образования, носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила и этики от педагогов, от родителей, однако не всегда имеют возможность действовать в соответствии с принятыми нормами, либо воспользоваться ими в нестандартной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. В связи с недостаточной сформированностью и неустойчивостью нравственно-этических понятий обучающиеся с умственной отсталостью быстрее поддаются различным асоциальным влияниям и совершают неправильные поступки.
Исследованием этического развития и воспитания данной категории обучающихся занимались такие зарубежные ученые как, А. Бандура, Л. Колберг, Р. Уолтер и другие. Из отечественных исследователей и психологов проблемой нравственно-этического развития интересовались
A. С. Белкин, Л. И. Божович, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и другие. Ввиду того, что нравственность является показателем этических норм поведения и моральной зрелости, выбранная тема имеет фундаментальное значение.
Существенный вклад в осмысление сущности нравственно-этического воспитания, разработку его теоретического фундамента и методической основы внесли российские педагоги М. Н. Аплетаев, О. С. Богданова, Н. И.Болдырев, З. И. Васильева, Н. К. Гончаров и другие. Также, весомый вклад в разработку проблем нравственно-этического воспитания обучающихся с умственной отсталостью, вложили следующие отечественные исследователи А. С. Белкин, Л. С. Выготский, Г. М. Дульнев,
B. П. Кащенко, М. И. Кузьмицкая, Н. Г. Морозова, Б. П. Пузанов, Е. А. Стребелева и не только. Такое немалое количество исследований и их авторов свидетельствует о том, что данная проблема рассматривалась на протяжении долгого времени с давних времён и имеет значимое место в современном мире.
Актуальность темы. Проблема формирования представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с умственной отсталостью на этапе начального образования актуальна в нынешнее время как для образовательного процесса, так и для социализации самих
обучающихся. Поскольку успешное усвоение нравственно-этических норм предусматривает благополучное овладение обучающимися социокультурным опытом, включающим: толерантность и навыки межкультурной
коммуникации; адекватность самооценки; готовность к гибкому реагированию в условиях быстро меняющейся общественной жизни; готовность к социальному взаимодействию и общению с окружающими людьми; этические чувств, отзывчивость, а также понимание собственной ответственности за свои поступки благодаря представлениям об этических нормах и правилах поведения в нынешнем обществе.
Объект исследования - представления об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Предмет исследования - педагогические условия развития представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования - изучить особенности развития представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования; составить программу коррекционно-развивающего курса и апробировать её во внеурочных формах деятельности олигофренопедагога.
В соответствии с целью определены основные задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
3. Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования по проблеме развития представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
4. Составить программу коррекционно-развивающего курса по повышению уровня представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений (10).
Обучающиеся с умственной отсталостью нуждаются в особом внимании, так как их интеллектуальный потенциал в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создаёт необходимой основы для усвоения и самостоятельного использования широкого спектра общественных, социальных и других форм человеческой жизни. У обучающихся указанной категории процесс усвоения нравственных, этических норм осложнён тем, что они не могут правильно вступать в коммуникацию и применять накопленный обществом социальный опыт. Обучающиеся с умственной отсталостью со свойственной им недостаточностью мышления, слабостью усвоения общих закономерностей и понятий сравнительно поздно начинают вникать в вопросы общественного устройства, в понятиях, этики, морали и нравственности. Их представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», на уровне начального образования, носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила и этики от педагогов, от родителей, однако не всегда имеют возможность действовать в соответствии с принятыми нормами, либо воспользоваться ими в нестандартной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. В связи с недостаточной сформированностью и неустойчивостью нравственно-этических понятий обучающиеся с умственной отсталостью быстрее поддаются различным асоциальным влияниям и совершают неправильные поступки.
Исследованием этического развития и воспитания данной категории обучающихся занимались такие зарубежные ученые как, А. Бандура, Л. Колберг, Р. Уолтер и другие. Из отечественных исследователей и психологов проблемой нравственно-этического развития интересовались
A. С. Белкин, Л. И. Божович, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и другие. Ввиду того, что нравственность является показателем этических норм поведения и моральной зрелости, выбранная тема имеет фундаментальное значение.
Существенный вклад в осмысление сущности нравственно-этического воспитания, разработку его теоретического фундамента и методической основы внесли российские педагоги М. Н. Аплетаев, О. С. Богданова, Н. И.Болдырев, З. И. Васильева, Н. К. Гончаров и другие. Также, весомый вклад в разработку проблем нравственно-этического воспитания обучающихся с умственной отсталостью, вложили следующие отечественные исследователи А. С. Белкин, Л. С. Выготский, Г. М. Дульнев,
B. П. Кащенко, М. И. Кузьмицкая, Н. Г. Морозова, Б. П. Пузанов, Е. А. Стребелева и не только. Такое немалое количество исследований и их авторов свидетельствует о том, что данная проблема рассматривалась на протяжении долгого времени с давних времён и имеет значимое место в современном мире.
Актуальность темы. Проблема формирования представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с умственной отсталостью на этапе начального образования актуальна в нынешнее время как для образовательного процесса, так и для социализации самих
обучающихся. Поскольку успешное усвоение нравственно-этических норм предусматривает благополучное овладение обучающимися социокультурным опытом, включающим: толерантность и навыки межкультурной
коммуникации; адекватность самооценки; готовность к гибкому реагированию в условиях быстро меняющейся общественной жизни; готовность к социальному взаимодействию и общению с окружающими людьми; этические чувств, отзывчивость, а также понимание собственной ответственности за свои поступки благодаря представлениям об этических нормах и правилах поведения в нынешнем обществе.
Объект исследования - представления об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Предмет исследования - педагогические условия развития представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования - изучить особенности развития представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования; составить программу коррекционно-развивающего курса и апробировать её во внеурочных формах деятельности олигофренопедагога.
В соответствии с целью определены основные задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
3. Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования по проблеме развития представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
4. Составить программу коррекционно-развивающего курса по повышению уровня представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений (10).
В первой главе была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования и сделаны следующие выводы: нравственность и этика обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования - это единство его сознания, навыков и умений, связанных с соблюдением моральных норм и требований. Нравственно-этическое воспитание наиболее успешно осуществляется тогда, когда оно представляет собой единый процесс педагогической, соответствующей нормам морали и этики организации жизнедеятельности обучающихся с учётом их возрастных и индивидуализированных возможностей. Представления о нравственно-этических нормах являются основой морально-нравственной регуляции поведения человека. Поэтому проблемы, связанные с нравственно-этическим воспитанием обучающихся с умственной отсталостью, постоянно находятся в центре внимания. Особенности развития психической деятельности лиц с умственной отсталостью, затрудняют формирование у них правильной культуры поведения, этического воспитания и потребности в речевом контакте со сверстниками и взрослыми.
Во второй главе была представлена подробная характеристика каждого обучающегося, задействованных в исследовании, был подобран диагностический инструментарий для изучения особенностей формирования представлений об этических нормах поведения, представлены результаты констатирующего этапа исследования, сделаны соответствующие
Анализ экспериментальной части выявил, что у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования преобладает низкий уровень сформированности представлений об этических нормах поведения в обществе и нуждаются в проведении специальной коррекционной работы по повышению уровня сформированности представлений об этических нормах поведения.
В третьей главе представлена программа коррекционно-развивающего курса «Уроки этикета» целью которой является обеспечить педагогические условия, содействующие эффективному развитию этического воспитания и повышению уровня представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с лёгкой умственной отсталостью. Описан и проанализирован контрольный этап исследования.
Проведена апробация программы коррекционно-развивающего курса, что позволило выявить положительную динамику развития представлений об этических нормах поведения в обществе у участников экспериментальной группы. А также представлены методическая база и рекомендации по повышению уровня нравственно-этического развития обучающихся с лёгкой умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности.
Для решения проблемы формирования нравственно -этического воспитания и этических норм поведения в обществе у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования, необходимо провести систематизированную работы, направленную на развитие этических норм поведения в обществе, полноты и осознанности нравственных представлений и ориентиров посредством специально созданных средств, способов и условий, обеспечивающих культурное развитие каждого обучающегося. Таким образом, созданные педагогические условия будут способствовать формированию нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью.
Цель проводимого исследования достигнута, задачи решены.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы учителями, воспитателями и психологами при планировании структуры последующей работы по повышению уровня развития представлений об этических нормах поведения в обществе и повышению нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Во второй главе была представлена подробная характеристика каждого обучающегося, задействованных в исследовании, был подобран диагностический инструментарий для изучения особенностей формирования представлений об этических нормах поведения, представлены результаты констатирующего этапа исследования, сделаны соответствующие
Анализ экспериментальной части выявил, что у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования преобладает низкий уровень сформированности представлений об этических нормах поведения в обществе и нуждаются в проведении специальной коррекционной работы по повышению уровня сформированности представлений об этических нормах поведения.
В третьей главе представлена программа коррекционно-развивающего курса «Уроки этикета» целью которой является обеспечить педагогические условия, содействующие эффективному развитию этического воспитания и повышению уровня представлений об этических нормах поведения в обществе у обучающихся с лёгкой умственной отсталостью. Описан и проанализирован контрольный этап исследования.
Проведена апробация программы коррекционно-развивающего курса, что позволило выявить положительную динамику развития представлений об этических нормах поведения в обществе у участников экспериментальной группы. А также представлены методическая база и рекомендации по повышению уровня нравственно-этического развития обучающихся с лёгкой умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности.
Для решения проблемы формирования нравственно -этического воспитания и этических норм поведения в обществе у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования, необходимо провести систематизированную работы, направленную на развитие этических норм поведения в обществе, полноты и осознанности нравственных представлений и ориентиров посредством специально созданных средств, способов и условий, обеспечивающих культурное развитие каждого обучающегося. Таким образом, созданные педагогические условия будут способствовать формированию нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью.
Цель проводимого исследования достигнута, задачи решены.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы учителями, воспитателями и психологами при планировании структуры последующей работы по повышению уровня развития представлений об этических нормах поведения в обществе и повышению нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.





