Работа олигофренопедагога по развитию познавательных учебных
действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в начальных классах школы
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 8
1.1. Понятие познавательные учебные действия как педагогический
феномен 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 14
1.3.Особенности формирования познавательных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальных классах школы 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИМИ) В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 24
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 24
2.2. Методы и методики направленные на экспериментальное изучение уровня сформированности познавательных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальных классах
школы 29
2.3. Анализ результатов уровня сформированности познавательных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальных классах
школы 33
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 41
3.1. Программа курса внеурочной деятельности по развитию познавательных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
начальных классах школы 41
3.2. Анализ результатов внедрения программы курса внеурочной
деятельности по развитию познавательных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальных классах школы 49
3.3. Методические рекомендации по реализации программы, направленные на оптимизацию деятельности познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальных классах
школы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 76
Проблема исследования. Познавательные учебные действия - это необходимые и элементарные части учебного процесса, формирование которых обеспечивает овладению содержательной части образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Познавательные учебные действия формируются и осуществляются лишь в совместной работе учителя - дефектолога с обучающимся [42].
К функциям познавательных учебных действий относятся: 1) выделение некоторых существенных, общих, свойств хорошо известных предметов; 2) устанавливать видо-родовые отношения предметов; 3) делать простейшие обобщения, умение сравнивать, классифицировать на наглядном материале; 4) читать, писать, выполнять простейшие арифметические действия; 5) наблюдать под руководством педагога за предметами и явлениями окружающей действительности [42].
Актуальность исследования по формированию ПУД у обучающихся данной категории, обуславливается тем, что перемены, которые происходят в стране, создали необходимость в разработке и внедрении нового поколения образовательных стандартов образования, в том числе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Приоритетом Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) считается реализация АООП.
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике.
В настоящее время ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [32] четко определяет требования к планируемому результату освоения АООП и, несмотря, на повышенный интерес к проблеме формирования личностных и предметных компетенций обучающихся, существующие рабочие программы требуют серьезной корректировки с учетом требований ФГОС к планируемым результатам. Огромную роль в учебном процессе играет формирование именно БУД. Имеющиеся в этом направлении разработки не учитывают особенности формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
Проблемой изучения формирования ПУД у обучающихся с умственной отсталостью в разное время занимались (Г. М. Дульнев, М. С. Левитан, М. М. Нудельман), которые работали под непосредственным руководством уже приобретших известность психологов Л. В. Занков и И. М. Соловьева, были произведены экспериментальные исследования по большей части познавательной деятельности и в некоторой мере личности умственно отсталых учащихся. Эти исследования предполагали выявление не только недостатков детей, но и потенциальных возможностей их развития.
Объект исследования. Познавательные учебных действий у
обучающихся с легкой умственной отсталостью в начальных классах школы.
Предмет исследования. Процесс формирования познавательных
учебных действий у обучающихся с легкой в начальных классах школы.
Цель исследования. Развитие познавательных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальных классах школы.
Задачи исследования:
• изучить теоретические основы по данной проблеме;
• подбор методов и методик
• анализ результатов и определение уровня сформированности познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы
• проведение коррекционной работы по развитию познавательных учебных действий у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениям) на основе проведения внеурочной деятельности.
Методологическая база данного исследования: Проблемой изучения особенностей формирования познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в разное время занимались (Г. М. Дульнев, М. С. Левитан, М. М. Нудельман. Л. В Занков, И. М. Соловьева.).
Методы исследования:
- наблюдение;
- педагогической эксперимент;
- анализ данных, полученных в результате проведения исследования, личных наблюдений, и изучение документации
- изучение и теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Была проведена работа по определению степени развития познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы. В этой работе была поставлена цель: определение степени развития познавательных учебных действий у обучающихся с у/о в начальных классах школы, были поставлены следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы;
Показал, что данная тема на сегодняшний день является значительной. Так как проблема формирования ПУД появилась не так давно. На эту тему посвящено очень много статей, различных научных работ, журналов и т.д. Эту тему развивают в плане того, что побираются различные метод обследования ПУД, создаются учебные программы по формированию учебных действий и т.д.
2. Подбор методик;
Были подобраны методики- парных ассоциаций «Запомни пару», методика А.Л. Лурия «Долговременная память»; тест Пьерона-Рузера для обследования концентрации внимания; Наблюдение.
3. Анализ результатов и определение уровня развития познавательных учебных действий у обучающихся вышеуказанной категории в начальных классах школы.
По итогам обследования было выявлено что, у обучающихся несформированы навыки письма и чтения, математических действий; несформированость устанавливать видо-родовые отношения предметов; дифференцировать воспринимать временные и пространственные отношения. Но достаточно хорошо сформированы навыки выделения существенных, общих и отличительных свойств предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях); наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Итак, можно сделать вывод, что определение уровня сформированности познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы находится на минимальном и достаточном уровне.
Материалы ВКР могут быть использованы учителями, воспитателями, психологами, работающими с детьми с ОВЗ. В Концепции Фундаментального ядра содержания общего образования, отмечено, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование базовых учебных действий (БУД), которые создают возможность самостоятельно усвоить знания, умения и компетенции. БУД сгруппированы в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.
В ходе работы было уделено внимание именно познавательным действиям. Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Формирование познавательных учебных действий у обучающихся с у/о реализуется в процессе школьного обучения и опирается на требования Стандарта а также к результатам освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы. Формирование познавательных учебных действий реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапа хонтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет).
В психике ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и уменьшение познавательной активности, что говорит о замедленном темпе психических процессов. При умственной отсталости страдают не только ВПФ, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя больше всего нарушается процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Итак, мы определили ряд проблем по развитию познавательных учебных действий у детей с умственной отсталостью: нехватка исследований по подтверждению продуктивности программ работы педагога-психолога, а также отсутствие во многих образовательных учреждениях (например, в малокомплектных школах) должности психолога, который будет осуществлять сопровождение обучающихся.
Базой данного исследования является государственное казённое общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 5, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
В констатирующем экспериментального исследования приняли участие обучающиеся 4 класса данной школы в количестве 5 человек. Более достоверным измерительным средством для отслеживания и оценки процесса развития познавательных учебных действий является наблюдение.
После определения методов сбора информации и анализа результатов, мы определили, что у обучающихся сформирован и минимальный, и достаточный уровень ПУД, но учитывая разный уровень нарушения интеллекта, разное время появления обучающихся в классе, при разработке
рабочей программы, необходимо уделить особое внимание формированию не только познавательных, а также коммуникативных базовых учебных действий, активнее применять индивидуальный подход к вновь пришедшим обучающимся, реализовывать дифференцированный и деятельностный подходы, использовать методики изучения сформированности
познавательных учебных действий, а также адаптированные для обучающихся с умственной отсталостью приемы, средства и формы работы на уроках, способствующие формированию БУД в целом. В связи с этим возникает необходимость в коррекции рабочих программ педагогов по изучаемым предметам для обучающихся данной категории в нашей базе исследования.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / учеб. для высш. учеб. заведений. - М . : Аспект-Пресс. - 1998. - С. 82.
2. Библиотечная энциклопедия [Текст] / Рос. гос. б-ка. - М. : Пашков дом, 2007. - 1300 с.
3. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. [Текст] // Божович Л. И. Избранные психологические труды [Текст] - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212 с.
4. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК. - 2003. - 672 с. - (Проект «Психологическая энциклопедия»).
5. Ватина Е. В. Социальный интеллект учащихся с недоразвитием познавательной деятельности: монография [Текст] /Е. В. Ватина. - Соликамск: СГПИ, 2011. -166 с.
6. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. [Текст] // Выготский Л. С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.5. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
7. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением. [Текст] // Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл, Эксмо, 2004. - 512 с.
8. Выготский Л. С. Педология и психотехника. [Текст] // Культурно¬историческая психология. - 2010. - №2. - C. 105-120.
9. Гальперин П. Я. Идеи Л. С. Выготского и задачи психологии сегодня. [Текст] // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология [Текст] : Тез. докл. Всесоюзн. конф. 23-25 июня 1981 г./НИИ ОПП АПН СССР - М.: Б. и., 1981. - 198 с.
10. Головаха Е. И. Психологическое время личности [Текст] / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. -Киев: Наукова думка, 1984. -208 с.
11. Дегтярева В. В. Стратегии социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья: социально-философский анализ [Текст] / автореф. дис. . ..канд. филос. наук/В. В. Дегтярева. -Новосибирск, 2007. -23 с.
12. Егорова Т. А. Педагогическая помощь родителям в формировании отношения к миру у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / автореф. дис. ... канд. пед. наук/Т. А. Егорова. - СПб., 2006. -24 с.
13. Инновации в образовании: Триз - педагогика. [Электронный ресурс] - URL: http://www.myshared.ru/slide/229753/ (дата обращения: 16.03.2018).
14. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии [Текст] / уч. пос. для студентов пед. ин-ов. - М.: Просвещение, 1991. -143 с.
15. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация умственно отсталых детей [Текст] / под ред. А. Р. Маллер - М. : Просвещение, 1990. -128 с.
...