Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование учебного поведения у обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне школьного образования

Работа №96521

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы123
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА НАЧАЛЬНОМ УРОВНЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Понятийный аппарат исследования 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью 12
1.3. Онтогенез учебного поведения у обучающихся начального
уровня школьного образования 15
1.4. Специфика формирования учебного поведения у обучающихся с
умственной отсталостью на начальном уровне школьного образования 18
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 25
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся
экспериментальной группы 25
2.2. Обоснование выбора методов и методик, направленных на
выявление уровня сформированности учебного поведения у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.... 30
2.3. Организация, проведение, анализ результатов констатирующего
этапа педагогического эксперимента 43
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА НАЧАЛЬНОМ УРОВНЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 54
3.1. Составление программы коррекционно-развивающей работы
олигофренопедагога, направленной на совершенствование учебного поведения у обучающихся экспериментальной группы 54
3.2. Условия апробации программы коррекционно-развивающей
работы олигофренопедагога 63
3.3. Анализ результатов промежуточного мониторинга
эффективности апробации программы коррекционно-развивающей работы олигофренопедагога 67
3.4. Методические рекомендации по дальнейшей апробации
программы коррекционно-развивающей работы олигофренопедагога... 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблема исследования. На современном этапе одной из важных задач является психологическая подготовка обучающихся к школьному обучению. Достижение данной задачи становится сложным в том случае, если речь идёт об обучающихся с теми или иными нарушениями в развитии, например, умственной отсталости.
Проблема готовности к школьному обучению и в частности, проблема формирования учебных навыков рассматривались в работах Н. Б. Лаврентьевой, М. М. Либлинг, О. С. Никольской [39], Д. Б. Эльконина [58] и других. Как отмечают авторы, у обучающихся должна быть сформирована мотивационная готовность, волевая готовность, умение организовывать свое пространство. Все это, и не только, определяет проявления учебного поведения в целом.
Учебное поведение проявляется в адекватной реакции обучающихся на предъявляемые им требования, использовании предлагаемых дидактических материалов и пособий соответствующим образом. Необходимым также является формирование умения следовать вербальным инструкциям, умения организовывать рабочее пространство и работать за столом. От проявлений учебного поведения зависит усвоение школьной программы обучающимися и формирование учебных навыков.
Одним из важных условий успешности учебной деятельности в образовательной организации является постоянное обращение внимания к проблеме формирования учебного поведения у обучающихся.
Актуальность темы. Поведение современных детей, имеющих или не имеющих те или иные нарушения в развитии вызывают большую тревогу у общественности, педагогов, у родителей и так далее. У детей с умственной отсталостью есть нарушения поведения, связанные со структурой дефекта, то есть с самой умственной отсталостью. Тем не менее учебное поведение им формировать тоже необходимо.
Несмотря на то, что в теории науки в целом и в олигофренопедагогике в частности описан богатый опыт воспитания и обучения детей с умственной отсталостью. На практике же возникают большие сложности у педагогов в формировании учебного поведения у данной категории обучающихся. Следовательно, противоречия между теоретическими данными и практическими их воплощениями и определяет актуальность темы.
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике. Теоретический анализ источников специальной литературы указывает на сложности формирования и совершенствования учебного поведения у обучающихся с умственной отсталостью, но при этом выделены критерии определения учебного поведения. Иначе говоря, что педагоги должны видеть в поведении обучающегося, чтобы назвать его поведение учебным. Скорее всего, сложности в определении критерий. Обучающимся нужно внушить, что такое поведение ученика 1, 2, 3 и 4 класса, тогда он будет понимать, как нужно себя вести. Также необходимо проводить экспериментальную работу для определения уровня сформированности учебного поведения у обучающихся с умственной отсталостью и на основании анализа полученных результатов, при необходимости составить программу коррекционно-развивающей работы, направленной на совершенствование учебного поведения у обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне школьного образования.
Формирование учебного поведения у обучающихся с умственной отсталостью является важным условием эффективности освоения ими адаптированных основных общеобразовательных программ. Работа по формированию учебного поведения у обучающихся с умственной отсталостью должна осуществляться в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.
Объект исследования - учебное поведение обучающихся на начальном уровне школьного образования.
Предмет исследования - процесс совершенствования учебного поведения у обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне школьного образования.
Цель исследования - составить и апробировать программу коррекционно-развивающей работы олигофренопедагога, направленную на совершенствование учебного поведения у обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне школьного образования.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме совершенствования учебного поведения у обучающихся на начальном уровне школьного образования: нормально развивающихся и с умственной отсталостью.
2. Организация, проведение и анализ результатов констатирующего этапа педагогического эксперимента.
3. Составление и апробация программы коррекционно-развивающей работы олигофренопедагога, направленной на совершенствование учебного поведения у обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне школьного образования.
4. Составление методических рекомендаций в адрес педагогов по дальнейшей апробации программы.
5. Оформление выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями положения о выпускной квалификационной работе.
База исследования: государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 5, реализующая адаптированные основные образовательные программы» [12].
Контингент испытуемых: четверо обучающихся 2 класса.
Методы и методики: метод наблюдения, метод беседы, методика «Мотивационные предпочтения» (автор Д. В. Солдатов) [50] и методика «Учебная деятельность» (автор Л. И. Цеханская) [17].
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Процесс формирования учебного поведения у обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне школьного образования вызывает ряд проблем у педагогов, тем самым подтверждая актуальность темы исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить понятие «учебное поведение». Учебное поведение - это совокупность поведенческих учебных действий, которые проявляются в представлении обучающимися о различных видах деятельности в образовательной организации, а также в знании о правилах поведения на уроках, переменах и на занятиях во внеурочной деятельности.
В связи с отсутствием методов диагностики уровня сформированности учебного поведения, были разработаны методы педагогической диагностики, состоящие из следующих методов: наблюдение с выделением параметров его оценивания, беседа по запланированным вопросам. В качестве методик были выбраны методика «Мотивационные предпочтения» (Д. В. Солдатов) [50] и «Учебная деятельность» (Л. И. Цеханская) [17].
Психолого-педагогический эксперимент проводился на базе государственного казённого общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №5, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» [12]. В экспериментальную группу вошли четверо обучающихся 2 класса данной образовательной организации.
Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования показал, что для обучающихся с умственной отсталостью характерен средний уровень сформированности учебного поведения. Во внеурочной деятельности отмечаются трудности выполнения таких поведенческих учебных действий, как умение высказываться на занятии только с разрешения педагога, также не всегда могут организовать свою свободную деятельность и привлечь к ней сверстников, не всегда удаётся правильно оценить свои действия и действия окружающих. Также трудности возникают в перестройке своего поведения в соответствии с режимом и расписанием образовательной организации, на замечания педагога реагируют не всегда.
Затем была составлена программа коррекционно -развивающей работы олигофренопедагога по совершенствованию учебного поведения у обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне школьного образования, предлагаемая для включения в учебный процесс образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы и для использования в качестве элемента внеурочной деятельности.
Далее были созданы условия апробации составленной программы коррекционно-развивающей работы олигофренопедагога и была осуществлена частичная апробация, в ходе которой были проведены 8 занятий.
После частичной апробации программы коррекционно-развивающей работы олигофренопедагога наметилась положительная динамика в повышении уровня сформированности учебного поведения, которая по методу наблюдения считывается, а не только по объективным данным. Низкого уровня сформированности учебного поведения не было выявлено ни на констатирующем этапе экспериментального исследования, ни после промежуточного мониторинга эффективности апробации программы коррекционно-развивающей работы олигофренопедагога. Но несмотря на достижение высокого уровня сформированности учебного поведения некоторым обучающимся необходима дополнительная работа по совершенствованию учебного поведения в виде дидактических игр и соблюдении дисциплины, а также обязательное соблюдение педагогами методических рекомендаций.



1. Агофонова, Е. Л. Педагогическое обследование детей младшего школьного возраста (характеристика по результатам диагностического и динамического обследования) [Текст] / Е. Л. Агофонова // Коррекционная педагогика : журн. - 2016. - Ч 1. - С. 12-30.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская ; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
3. Баенская, Е. Р. Помощь в воспитании ребенка с особенностями эмоционального развития [Текст] / Е. Р. Баенская // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - 2000. - Вып. 2. - 89 с.
4. Белопольская, Н. Л. Детская патопсихология: хрестоматия [Текст] / сост. Н. Л. Белопольская // Умственная отсталость. - 4-е изд. - М. : Когито-Центр, 2011. - 351 с.
5. Бенилова, С. Ю. Коррекция эмоционально поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития [Текст] / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2007. - № 1. - С. 68 - 72.
6. Бударный, А. А. Индивидуальный подход в обучении [Текст] / А. А. Бударный // Начальная школа. - 2005. № 7. - С. 48-54.
7. Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе [Текст] / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. - М. : Знание, 1994. - 192 с.
8. Волков, Б. С. Психология младшего школьника [Текст] /
Б. С. Волков. - М. : Альма Матер. - 2006. - 125 с.
9. Воспитательный процесс: изучение эффективности [Текст] : метод. реком. / под ред. Е. Н. Степанова. - М. : ТЦ «Сфера». - 2001. - 128 с.
10. Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости [Текст] / Л. С. Выготский. - Собр. соч. : В 6 т. - М. : Педагогика. - 1992
Т.1 : Проблема умственной отсталости. - 1992. - 435 с.
11. Гильбух, Ю. З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия [Текст] / Ю. З. Гильбух. - К., 2008.
- 385 с.
12. ГКОУ СО «Екатеринбургская школа №5, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» [Электронный ресурс]. - URL : http://ekb5.uralschool.ru/ (дата обращения: 15.01.2019).
13. Гончарик, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации [Текст] / Л. В. Гончарик // Начальная школа. - 2004. - № 11. - С. 45-48.
14. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение. - 2011. - 223 с.
15. Григорьева, М. В. Структура мотивов учения младших школьников и её роль в процессе школьной адаптации [Текст] / М. В. Григорьева // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 8-12.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ