Обогащение бытового словаря у обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
уровне начального образования во внеурочной деятельности
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОБОГАЩЕНИЯ БЫТОВОГО СЛОВАРЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Понятие «бытовой словарь» как научный феномен 10
1.2. Развитие бытового словаря у нормально развивающихся
обучающихся 15
1.3. Своеобразие бытового словаря у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ БЫТОВОГО СЛОВАРЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ) 27
2.1. Характеристика базы исследования и контингента
испытуемых 27
2.2. Описание диагностического инструментария, направленного
на выявление уровня сформированности бытового словаря у обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 34
2.3. Анализ результатов констатирующего исследования,
направленного на выявление уровня сформированности бытового словаря у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 42
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ БЫТОВОГО СЛОВАРЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 59
3.1. Коррекционно-развивающая программа по обогащению
бытового словаря у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во внеурочной деятельности 59
3.2. Анализ результатов обогащения бытового словаря у
обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 70
3.3. Методические рекомендации по реализации коррекционно¬
развивающей программы по обогащению бытового словаря у обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) во внеурочной
деятельности 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 131
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 134
ПРИЛОЖЕНИЕ 18 135
ПРИЛОЖЕНИЕ 19 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 20 137
ПРИЛОЖЕНИЕ 21 138
Проблема исследования: У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выявляется неточность употребления слов, бедность словарного запаса, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, нарушения процесса организации семантических полей, несформированность структуры значения слова [18].
Речь - необходимая основа мышления человека. Мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракция и другие, совершенствуются и развиваются по мере того, как человек овладевает речью [9]. Хорошая и правильная речь - важное условие полноценного, всестороннего развития обучающихся. Чем грамотнее и разностороннее речь, тем проще можно выражать свои мысли и желания. Благодаря чему у обучающегося появляются большие возможности в познании окружающей действительности, а также более полноценными становятся отношения со взрослыми и сверстниками.
Проблемой обогащения словаря занимались такие ученые, как М. П. Каноныкин, Н. В. Крушевский, Т. А. Ладыжская, В. Г. Толстов и другие. Овладеть словом - значит усвоить его нормы употребления в речи и его значение. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное речевое и умственное развитие обучающихся, способствует глубокому усвоению материала программы [20].
Также особенности словарного запаса у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) привлекали внимание таких авторов, как В. Г. Петрова, Н. В. Тарасенко, Г. М. Дульнев, которые отмечали, что на формирование пассивного и активного словаря, нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток [13].
В специальной литературе достаточно подробно освещены такие особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как неточность употребления слов, ограниченность словарного запаса, (М. Ф. Гнездилов, Л. В. Занков, Р. К. Луцкина, А. Р. Маллер, З. Н. Смирнова, М. С. Соловьева, Ж. И. Шиф).
Проанализировано использование слов различных тематических групп (З. Д. Будаева, В. В. Воронкова, Г. И. Данилкина, Т. К. Ульянова) [52].
Актуальность исследования - речь служит важнейшим инструментом социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), выступая в своем функциональном предназначении как средство общения. Поэтому развитие речи у этой категории обучающихся является одной из актуальных проблем олигофренопедагогики.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) долго не воспринимают слова, произносимые окружающими не различают звуки, в связи с медленно развивающимися дифференцированными условными связями в области речеслухового анализатора
Особенности психического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выражаются в нарушенной речевой деятельности, слабой коммуникативной потребности, в ограниченном представлении об окружающем мире, обусловливая тем самым качественное своеобразие процесса развития речи, темп которого замедлен, а речевая активность недостаточна из-за примитивности, бедности, ограниченности словаря [6].
Слова в лексиконе человека не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей. Вследствие этого важным является вопрос о становлении лексико-семантической системы в онтогенезе. По мере развития мышления детей, речи, их лексика не только расширяется, но и систематизируется. Слова группируются в семантические поля. Семантическое поле - это функциональное образование, группировка слов по близости значений, семантических признаков.
На протяжении всех лет обучения словарной работе должно придаваться большое значение. Наблюдения, в ходе которых обучающиеся осознают, что слова обозначают явления действительности, предметы, бывают близкими и противоположными по смыслу, а также могут быть употреблены в предложении, тексте в одном или нескольких значениях, ведутся на материале уроков грамматики, чтения, правописания и развития речи. Обучающиеся выбирают наиболее подходящие по значению слова для точного выражения мысли. Постепенно обогащается, расширяется, и активизируется их словарный запас [22].
Таким образом, проблема обогащения словарного запаса у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования актуальна в силу своей значимости, поэтому исследованиям и разработке методов обогащения бытового словаря, необходимо уделять особое внимание.
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике: Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и систематизации современных исследований по особенностям развития словаря у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Практическая значимость исследования заключается в возможности использования способов и приемов обследования бытового словаря у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также разработанных направлений и содержания коррекционно-развивающей работы по обогащению словаря во внеурочной деятельности. Полученные результаты исследования позволят усовершенствовать процесс оптимизации работы над лексическим строем обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Объект исследования - бытовой словарь обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - процесс обогащения бытового словаря у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования во внеурочной деятельности.
Цель исследования - составить и частично реализовать коррекционно-развивающую программу по обогащению бытового словаря у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования во внеурочной деятельности .
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический обзор педагогических исследований по проблеме развития словаря у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Подобрать диагностический материал для изучения бытового словаря у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования во внеурочной деятельности.
3. Составить и частично реализовать составленную коррекционно-развивающую программу по обогащению бытового словаря у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования во внеурочной деятельности.
5. Провести контрольный эксперимент и проверить эффективность составленной коррекционно-развивающей программы внеурочной деятельности, по обогащению бытового словаря у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Методы исследования:
- анализ специальной литературы;
- диагностика, наблюдение за речью обследуемых;
- констатирующий эксперимент;
- формирующий эксперимент;
- контрольный эксперимент.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы и 21 приложения. Объем работы 138 страниц.
На основании литературных источников, рассмотренных в работе, были сделаны некоторые выводы и обобщения. Количество обучающихся с интеллектуальными нарушениями велико, имеется тенденция к его увеличению. Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности обучающегося.
Известно, что нарушения познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) накладывают негативный отпечаток на развитие лексики. Их бытовой словарь имеет такие особенности, как медленный рост, бедность, неточность употребления слов, что оказывает влияние на коммуникативные навыки и адаптацию в обществе.
В первой главе представлен анализ научной и педагогической литературы по проблеме обогащения бытового словаря у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Проанализировано понятие «бытовой словарь». Изучено развитие бытового словаря у нормально развивающихся обучающихся, а также отражено своеобразие бытового словаря у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Определены направления по обогащению бытового словаря во внеурочной деятельности и теоретические позиции, на основе поэтапного формирования речевой деятельности с учетом следующих принципов:
• поэтапного формирования умственных действий;
• постепенного усложнения характера заданий и речевого материала (из учебного материала, подлежащего изучению во 2-х классах, были выделены те языковые явления, которые могли бы послужить основой для обогащения их бытового словаря);
• последовательного перехода от практического владения языком к осознанному его усвоению.
Во второй главе дана информация об образовательной организации, на базе которой проводилось экспериментальное исследование, направленное на изучение уровня сформированности бытового словаря у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и характеристика испытуемых, которые приняли участие в эксперименте. Были проанализированы методы и методики. Полученные результаты вызывали необходимость создания коррекционно-развивающей программы внеурочной деятельности по обогащению бытового словаря у экспериментальной группы обучающихся.
В третьей главе представлена составленная и частично реализованная программа коррекционно-развивающего курса внеурочной деятельности «Словарик» для второго класса образовательной организации реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.
Каждый раздел программы имел различное содержание, включавшее количественный и когнитивный аспект обогащения словаря, состоящий из процессов понимания значения, осмысления, слова, особенностей словообразования, составления предложений. Элементы содержания работы проявлялись в актуализации словаря при формировании у обучающихся семантических полей, ассоциативных связей, синтагматических, звуковых реакций, при построении синонимических и антонимических рядов.
Задания, предлагаемые в обучающем эксперименте, опирались на наглядную ситуацию (диалоги по определенной тематике с использованием образца, схем, таблиц, опорных слов, дидактического материала). Знания, полученные обучающимися в определенной последовательности на логопедических занятиях и уроках, становились основой для эффективного выполнения заданий, оречевления ими действий во внеурочной деятельности.
Постепенно формировалась структура значения слов, возрастало их количество, закреплялись парадигматические и синтагматические связи. Разработанная программа занятий не только показала свою эффективность в плане формирования и обогащения словарного запаса, но и позволила улучшить понимание и практическое употребление слов, представляющих разные лексические категории, активизировать речевую и познавательную деятельность обучающихся.
После апробации элемента программы, был проведен контрольный этап экспериментального исследования, анализ результатов которого показал, что уровень сформированности бытового словаря у обучающихся повысился. Это свидетельствует о том, что данная программа эффективна и может быть использована в образовательных организациях реализующих АООП, в виде дополнительных занятий по обогащению бытового словаря у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во внеурочной деятельности. Эксперимент показал, что бытовой словарь экспериментальной группы обучающихся сформирован на среднем уровне. Для дальнейшего его обогащения нужно продолжать внеурочные занятия коррекционно¬развивающей программы, что вызвало необходимость разработки методических рекомендации по применению программы для педагогов и родителей. По итогам теоретической и практической работы, направленной на обогащение бытового словаря у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во внеурочной деятельности, можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута, задачи решены.
Выявление объективных показателей бытового словаря обучающихся, состояния их обобщенных языковых знаний, определение потенциальных возможностей их речевого развития при выдаче вербального материала позволили сделать следующие выводы. Большинство обучающихся имеет сниженный уровень языкового развития со множеством семантических ошибок. В частности, они испытывают затруднения в определении значения слова, назывании его точного смысла, в дифференциации значений слов, при использовании номинативной функции.
Трудность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) словарным запасом заставляет обратить особое внимание на проведение коррекционной работы по обогащению и активизации у них бытового словаря, служащего средством общения и обобщения.
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. / А. К. Аксенова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Альбом для логопеда [Текст] / под ред. А. И. Павлова - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 280 с.
3. Бавыкина, Г. Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста [Текст] / Г. Н. Бавыкина. - М. : Комсомольск - на Амуре, 1996. - 154 с.
4. Быкова, Н. М. Игры и упражнения для развития речи [Текст] / Н. М. Быкова. - М. : Детство - Пресс, 2003. - 160 с.
5. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1985. - 173 с.
6. Волков, Б. С. Психология младшего школьника [Текст] /
Б. С. Волков. - М. : Академический Проект, 2006 - 208 с.
7. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Т. А. Власова. - М. : Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1960. - 500 с.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Изд. АПН РСФСР, 1961. - 470 с.
9. Гнездилов, М. Ф. Методики русского языка во вспомогательной школе [Текст] / М. Ф. Гнездилов. - М. : Просвещение, 1965. - 272 с.
10. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и
инновационные тенденции в обучении [Текст] : хрестоматия / под ред. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. - М. : ООО «Аспект». 2005. - 448 с.
11. Дети с отклонениями в развитии [Текст] / под ред. М. С. Певзнер - М. : «Академия», 2002. - 278 с.
12. Дмитриева, Л. И. Формирование словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида [Текст] : учебное пособие / Л. И. Дмитриева. - М. : Московский психолого - социальный институт, 2002. - 128 с.
13. Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа во
вспомогательной школе [Текст] / Г. М. Дульнев. - М. : Просвещение, 1981. - 176 с.
14. Дьяченко, О. М. Развитие речи дошкольника [Текст] /
O. М. Дьяченко, П. И. Невская. - М. : Просвещение, 1990. - 160 с.
15. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование / Е. А. Земская - М. : Академия 2007. - 589 с.
...