Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности

Работа №96519

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы178
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 8
1.1. Определение понятия «навык» в научных
исследованиях 8
1.2. Развитие предпосылок графомоторных навыков у детей в процессе
онтогенеза 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью 22
1.4. Особенности графомоторных навыков обучающихся с умственной
отсталостью 28
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 35
2.1. Характеристика базы исследования и контингента
испытуемых 35
2.2. Планирование, организация и проведение констатирующего этапа
эксперимента по выявлению уровня сформированности графомоторных навыков у испытуемых 40
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа
эксперимента 48
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННАЯ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ВО ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 56
3.1. Составление программы коррекционно-развивающего курса,
направленной на совершенствование графомоторный навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности 56
3.2. Условия апробации программы коррекционно-развивающего
курса, направленной на совершенствование графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности 70
3.3. Промежуточный мониторинг программы апробации
коррекционно-развивающего курса, направленной на
совершенствование графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности и её анализ 76
3.4. Методические рекомендации педагогам по дальнейшему применению программы коррекционно-развивающего курса, направленной на совершенствование графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах
деятельности 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ


Проблема исследования. В настоящее время обучающиеся с умственной отсталостью являются активными участниками образовательного процесса, а значит, вопросы их обучения, развития и образования наиболее актуальны.
Большое количество обучающихся с умственной отсталостью нуждается в медицинской, психологической и коррекционно-педагогической помощи. Среди причин нарушения их развития, значительное место занимает - несформированность графомоторных навыков, которая проявляется как не в значительных, так и в более тяжёлых формах.
Таким образом необходимо организовывать целенаправленную коррекционную работу, направленную на совершенствование графомоторных навыков у обучающихся данной категории.
Графомоторный навык - это конкретные привычные положения и движения пишущей руки, которые позволяют изображать письменные звуки и их соединения [7].
Графомоторные навыки относятся к сенсомоторным навыкам индивида. Хотя, по сравнению со многими сенсомоторными навыками, которые включаются в трудовую либо в спортивную деятельность, графомоторные навыки письма обусловлены учебной деятельностью индивида и обслуживают процессы письменной речевой деятельности. В этом заключается особенность и трудность их развития.
Сложность освоения графомоторными навыками у обучающихся с умственной отсталостью в большинстве случаев объясняется отличительными чертами учебной деятельности. Им характерны слабое развитие целенаправленности действий, неспособность производить анализ полученных сведений и соблюдать логический порядок осуществления проб на уроке. Без направленной коррекционной помощи обучающиеся не пытаются регулировать собственные действия, изучать и устранять допускаемые ошибки.
Актуальность темы. Развитие графомоторных навыков является одной из сторон общего становления обучающихся на начальном уровне образования. Специалистами отмечается значительный рост обучающихся с умственной отсталостью, имеющие нарушения графомоторных навыков, что обуславливает актуальность данной темы.
На сегодняшний день образовательная организация, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы и учебный план данных организаций предусматривают обязательное
формирование у обучающихся с умственной отсталостью определенного объема академических знаний и умений. Среди данных знаний и умений, обучению элементам письма и формированию графомоторного навыка отводится особая роль.
Формирование данного навыка зависит от качества тонких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и согласованности движений, но также от степени развития познавательных функций: внимания, визуальной и моторной памяти, пространственных представлений. Данные проявления вызывают у обучающиеся определённые трудности.
Большинство исследователей (Г. Г. Зак, И. Н. Комкова, С. А. Мусихина, М. Р. Сафинова и другие) утверждают, что графомоторные навыки обучающихся с умственной отсталостью отличаются незрелостью некоторых компонентов зрительно-моторной координации. У обучающихся страдает ориентировка на листе бумаги, отмечается неверное расположение руки в процессе графомоторной деятельности, а также недоразвитие тонкой моторики [22; 30].
Степень её разработанности, место и значение в науке и практике.
Совершенствование графомоторных навыков является одним из сложных этапов для обучающихся с умственной отсталостью, в связи с этим проблема выявления наиболее эффективных приемов их совершенствования продолжает оставаться актуальной.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы
совершенствования графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности и несовершенство решения
Цель исследования - описать теоретические и практические основы совершенствования графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности.
Объект исследования - специфика формирования графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс совершенствования графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и другие источники по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в экспериментальных условиях на базе исследования.
3. Составить программу коррекционно-педагогической работы олигофренопедагога по совершенствованию нрафомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности и апробировать её.
4. Провести промежуточный мониторинг апробированной программы и составить методические рекомендации в адрес педагогов по дальнейшей её апробации.
5. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями.
Методы и методики исследования: метод наблюдение, метод беседа, методика определения ведущей руки (автор М. Г. Князевой,
В. Л. Вильдавскому) [27], методика «Домик» (автор Н. Н. Гуткиной) [17], методика «Узор» (автор Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикову) [45], методика «Штриховка геометрических фигур», методика «Графический диктант» (автор Д. Б. Эльконин) [17], методика «Зеркало».
База исследования: Государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 5,
реализующая адаптированные основные образовательные программы».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Объём работы: 178 машинописных страниц. В списке источников и литературы 57 наименований. В работе представлено 15 таблиц и 59 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование посвящено проблеме изучения совершенствования графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности. Анализ данных психолого-педагогической литературы по данной проблеме исследования, показал, что графомоторные навыки являются составной частью моторных способностей человека. Их развитие базируется на основе формирования и совершенствования тонкокоординированных движений руки, развитиязрительно-пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации.
Становление графомоторных навыков - это один из долгих и сложных процессов в развитии когнитивной сферы ребенка. Основы графомоторной деятельности начинают формироваться еще в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые берет карандаш, изображает линии и геомерические фигуры.
Графомоторные навыки у обучающихся с умственной отсталостью отличаются незрелостью некоторых компонентов зрительно-моторной координации.
У обучающихся нарушена ориентировка на листе бумаги, наблюдается неправильное положение руки во время графомоторной деятельности, а также слабая развитость мелкой моторики. Это подтверждается исследованиями многочисленных авторов, таких как Е. Н. Андрушко [4], С. Н. Баранова [6], Г. Г. Зак [24], И. Н. Комковой [33], Ю. С. Кудленок [36], Л. М. Лапшиной, В. А. Левченко [42], С. А. Мусихиной [6], В. Н. Поникоровой [33], А. Н. Пузовой [36], М. Р. Сафиновой [24].
Проведенный теоретический анализ позволил разработать методику развития совершенствования графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности на основе методических рекомендаций изложенных в трудах Ю. Ю. Березиной [11], Л. Н. Захеревой [26], И. Н. Комковой, Ю. С. Кудленок [37], В. Н. Поникаровой [34], А. Н. Пузовой [37].
Опытно-экспериментальная работа, проведенная на базе Государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 5, реализующая адаптированные основные образовательные программы» и полученные результаты позволили сформулировать следующие выводы:
Трудности в усвоении графомоторных навыков у обучающихся экспериментальной группы связаны с недостаточной сформированностью мелкой моторики, сниженной амплитудой движений и переключаемостью, нарушением графических навыков (пространственная ориентировка на плоскости листа, двигательные графические навыки, зрительно-моторная координация), и нарушением умения ориентироваться в своей работе на образец (произвольное внимание, пространственное восприятие, сенсомоторная координация и мелкая моторика).
Нарушения графомоторных навыков у обучающихся данной категории при выполнении каких-либо заданий требует от них гибкости, ловкости и точности мелкомоторных движений пальцев.
Таким образом, в процессе систематической коррекционной работы графомоторный навык приобретает точность, уверенность,
скоординированность двигательных актов. Это в свою очередь является важным компонентом при подготовке руки к письму и соответственно к учебной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью.
В процессе опытно-экспериментальной работы было выяснено, что работа по совершенствованию графомоторных навыков у обучающихся экспериментальной группы во внеучебных формах деятельности имеет свои специфические особенности, которые следует учитывать при организации программы коррекционно-развивающего курса.
Предложенные нами основные направления коррекционной работы, разработанные на основе анализа данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, позволят организовать последовательную дифференцированную работу по совершенствованию графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеуолчных формах деятельности.
При проведении промежуточного мониторинга установлено, что увеличилось количество обучающихся экспериментальной группы с высоким уровнем развития графомоторных навыков, со средним и низким уровнями уменьшилось. Видна незначительная динамика в сформированности графомоторных навыков у испытуемых.
Анализ теоретических и практических данных продемонстрировал, что процесс коррекции графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности будет эффективным, если реализуется коррекционно-педагогическая работа, основанная на комплексе специально организованных коррекционно-развивающих занятий, направленных на выявление и коррекцию графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Созданная специальная коррекционно-развивающая среда подтвердилась. Работу по совершенствованию графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности необходимо расширять и развивать.



1. Агаркова, Н. Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников [Текст] / Н. Г. Агаркова // Начальная школа.
- М. : Владос, 2009. - Ч. 4. - С. 15-17.
2. Аксенова, А. К. Методы обучения русскому языку в коррекционной школе [Текст] / А. К. Аксенова // Методы обучения русскому языку в коррекционной школе. - М. : Владос, 2002. - 106 с.
3. Андреева, В. А. Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста [Текст] / В. А. Андреева // Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста. - М. : Владос, 2015.
- Ч. 12. - С. 438-441.
4. Андрушко, Е. Н. Изучение особенностей графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта [Текст] / Е. Н. Андрушко // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей.
- М. : Прометей, 2014. - С. 14-16.
5. Базалева, Л. А. Система работы по формированию
графомотрных навыков у детей 6-7 лет в дошкольной образовательной организации [Текст] / Л. А. Базалева, А. В. Дешко // Система работы по формированию графомотрных навыков у детей 6-7 лет в дошкольной образовательной организации. - М. : Просвещение, 2017. - С. 153-157.
6. Баскакова, И. Л. Особенности внимания детей-олигофренов [Текст] / И. Л. Баскакова // Особенности внимания детей-олигофренов
- М. : Прометей, 2006. - 35 с.
7. Безруких, М. Как подготовить ребенка [Текст] / М. Безруких, С. Ефимова, М. Князева // Как подготовить ребенка к школе. - Тула: Арктоус, 1996. - 234 с.
8. Белякова, И. В. Психология умственно отсталых школьников [Текст] / И. В. Белякова, В.Г. Петрова // Психология умственно отсталых школьников. - М. : Академия, 2014. - 160 с.
9. Березина, Ю. Ю. Формирование графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Ю. Ю. Березина, Я. В. Савина // Молодой ученый. - 2017. - Ч. 20. - С. 429-431.
10. Власова, Г. С. Развитие графомоторных навыков как необходимое условие детей к школе [Текст] / Г. С. Власова, С. И. Гаврилова // Развитие графомоторных навыков как необходимое условие детей к школе. - М. : Просвещение, 2017. - С. 326-329.
11. Волоскова, Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов : [Текст] учебное пособие / Н. Н. Волоскова // Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов. - М. : Московкий психолого-социальный институт, 2009. - 165 с.
12. Гаврина, С. Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст] / С. Е. Гаврина // Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 165 с.
13. ГКОУ СО ««Екатеринбургская школа №5, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» [Электронный ресурс]. - URL : http://ekb5.uralschool.ru/ (дата обращения: 18.04.2019).
14. Горфункель, П. Л. Роль зрительных представлений в формировании навыков письма [Текст] / П. Л. Горфункель // Роль зрительных представлений в формировании навыков письма. - М. : Просвещение, 2013. - 234 с.
15. Григонис, А. В. Сравнительное исследование развития непосредственной и опосредствованной памяти учащихся вспомогательной школы [Текст] / А. В. Григонис // Дефектология. - 2010. - Ч. 6. - С. 3-7.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ