ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 8
1.1. Определение понятия «навык» в научных
исследованиях 8
1.2. Развитие предпосылок графомоторных навыков у детей в процессе
онтогенеза 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью 22
1.4. Особенности графомоторных навыков обучающихся с умственной
отсталостью 28
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 35
2.1. Характеристика базы исследования и контингента
испытуемых 35
2.2. Планирование, организация и проведение констатирующего этапа
эксперимента по выявлению уровня сформированности графомоторных навыков у испытуемых 40
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа
эксперимента 48
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННАЯ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ВО ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 56
3.1. Составление программы коррекционно-развивающего курса,
направленной на совершенствование графомоторный навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности 56
3.2. Условия апробации программы коррекционно-развивающего
курса, направленной на совершенствование графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности 70
3.3. Промежуточный мониторинг программы апробации
коррекционно-развивающего курса, направленной на
совершенствование графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности и её анализ 76
3.4. Методические рекомендации педагогам по дальнейшему применению программы коррекционно-развивающего курса, направленной на совершенствование графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах
деятельности 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема исследования. В настоящее время обучающиеся с умственной отсталостью являются активными участниками образовательного процесса, а значит, вопросы их обучения, развития и образования наиболее актуальны.
Большое количество обучающихся с умственной отсталостью нуждается в медицинской, психологической и коррекционно-педагогической помощи. Среди причин нарушения их развития, значительное место занимает - несформированность графомоторных навыков, которая проявляется как не в значительных, так и в более тяжёлых формах.
Таким образом необходимо организовывать целенаправленную коррекционную работу, направленную на совершенствование графомоторных навыков у обучающихся данной категории.
Графомоторный навык - это конкретные привычные положения и движения пишущей руки, которые позволяют изображать письменные звуки и их соединения [7].
Графомоторные навыки относятся к сенсомоторным навыкам индивида. Хотя, по сравнению со многими сенсомоторными навыками, которые включаются в трудовую либо в спортивную деятельность, графомоторные навыки письма обусловлены учебной деятельностью индивида и обслуживают процессы письменной речевой деятельности. В этом заключается особенность и трудность их развития.
Сложность освоения графомоторными навыками у обучающихся с умственной отсталостью в большинстве случаев объясняется отличительными чертами учебной деятельности. Им характерны слабое развитие целенаправленности действий, неспособность производить анализ полученных сведений и соблюдать логический порядок осуществления проб на уроке. Без направленной коррекционной помощи обучающиеся не пытаются регулировать собственные действия, изучать и устранять допускаемые ошибки.
Актуальность темы. Развитие графомоторных навыков является одной из сторон общего становления обучающихся на начальном уровне образования. Специалистами отмечается значительный рост обучающихся с умственной отсталостью, имеющие нарушения графомоторных навыков, что обуславливает актуальность данной темы.
На сегодняшний день образовательная организация, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы и учебный план данных организаций предусматривают обязательное
формирование у обучающихся с умственной отсталостью определенного объема академических знаний и умений. Среди данных знаний и умений, обучению элементам письма и формированию графомоторного навыка отводится особая роль.
Формирование данного навыка зависит от качества тонких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и согласованности движений, но также от степени развития познавательных функций: внимания, визуальной и моторной памяти, пространственных представлений. Данные проявления вызывают у обучающиеся определённые трудности.
Большинство исследователей (Г. Г. Зак, И. Н. Комкова, С. А. Мусихина, М. Р. Сафинова и другие) утверждают, что графомоторные навыки обучающихся с умственной отсталостью отличаются незрелостью некоторых компонентов зрительно-моторной координации. У обучающихся страдает ориентировка на листе бумаги, отмечается неверное расположение руки в процессе графомоторной деятельности, а также недоразвитие тонкой моторики [22; 30].
Степень её разработанности, место и значение в науке и практике.
Совершенствование графомоторных навыков является одним из сложных этапов для обучающихся с умственной отсталостью, в связи с этим проблема выявления наиболее эффективных приемов их совершенствования продолжает оставаться актуальной.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы
совершенствования графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности и несовершенство решения
Цель исследования - описать теоретические и практические основы совершенствования графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности.
Объект исследования - специфика формирования графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс совершенствования графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и другие источники по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в экспериментальных условиях на базе исследования.
3. Составить программу коррекционно-педагогической работы олигофренопедагога по совершенствованию нрафомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности и апробировать её.
4. Провести промежуточный мониторинг апробированной программы и составить методические рекомендации в адрес педагогов по дальнейшей её апробации.
5. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями.
Методы и методики исследования: метод наблюдение, метод беседа, методика определения ведущей руки (автор М. Г. Князевой,
В. Л. Вильдавскому) [27], методика «Домик» (автор Н. Н. Гуткиной) [17], методика «Узор» (автор Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикову) [45], методика «Штриховка геометрических фигур», методика «Графический диктант» (автор Д. Б. Эльконин) [17], методика «Зеркало».
База исследования: Государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 5,
реализующая адаптированные основные образовательные программы».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Объём работы: 178 машинописных страниц. В списке источников и литературы 57 наименований. В работе представлено 15 таблиц и 59 рисунков.
Данное исследование посвящено проблеме изучения совершенствования графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности. Анализ данных психолого-педагогической литературы по данной проблеме исследования, показал, что графомоторные навыки являются составной частью моторных способностей человека. Их развитие базируется на основе формирования и совершенствования тонкокоординированных движений руки, развитиязрительно-пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации.
Становление графомоторных навыков - это один из долгих и сложных процессов в развитии когнитивной сферы ребенка. Основы графомоторной деятельности начинают формироваться еще в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые берет карандаш, изображает линии и геомерические фигуры.
Графомоторные навыки у обучающихся с умственной отсталостью отличаются незрелостью некоторых компонентов зрительно-моторной координации.
У обучающихся нарушена ориентировка на листе бумаги, наблюдается неправильное положение руки во время графомоторной деятельности, а также слабая развитость мелкой моторики. Это подтверждается исследованиями многочисленных авторов, таких как Е. Н. Андрушко [4], С. Н. Баранова [6], Г. Г. Зак [24], И. Н. Комковой [33], Ю. С. Кудленок [36], Л. М. Лапшиной, В. А. Левченко [42], С. А. Мусихиной [6], В. Н. Поникоровой [33], А. Н. Пузовой [36], М. Р. Сафиновой [24].
Проведенный теоретический анализ позволил разработать методику развития совершенствования графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности на основе методических рекомендаций изложенных в трудах Ю. Ю. Березиной [11], Л. Н. Захеревой [26], И. Н. Комковой, Ю. С. Кудленок [37], В. Н. Поникаровой [34], А. Н. Пузовой [37].
Опытно-экспериментальная работа, проведенная на базе Государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 5, реализующая адаптированные основные образовательные программы» и полученные результаты позволили сформулировать следующие выводы:
Трудности в усвоении графомоторных навыков у обучающихся экспериментальной группы связаны с недостаточной сформированностью мелкой моторики, сниженной амплитудой движений и переключаемостью, нарушением графических навыков (пространственная ориентировка на плоскости листа, двигательные графические навыки, зрительно-моторная координация), и нарушением умения ориентироваться в своей работе на образец (произвольное внимание, пространственное восприятие, сенсомоторная координация и мелкая моторика).
Нарушения графомоторных навыков у обучающихся данной категории при выполнении каких-либо заданий требует от них гибкости, ловкости и точности мелкомоторных движений пальцев.
Таким образом, в процессе систематической коррекционной работы графомоторный навык приобретает точность, уверенность,
скоординированность двигательных актов. Это в свою очередь является важным компонентом при подготовке руки к письму и соответственно к учебной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью.
В процессе опытно-экспериментальной работы было выяснено, что работа по совершенствованию графомоторных навыков у обучающихся экспериментальной группы во внеучебных формах деятельности имеет свои специфические особенности, которые следует учитывать при организации программы коррекционно-развивающего курса.
Предложенные нами основные направления коррекционной работы, разработанные на основе анализа данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, позволят организовать последовательную дифференцированную работу по совершенствованию графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеуолчных формах деятельности.
При проведении промежуточного мониторинга установлено, что увеличилось количество обучающихся экспериментальной группы с высоким уровнем развития графомоторных навыков, со средним и низким уровнями уменьшилось. Видна незначительная динамика в сформированности графомоторных навыков у испытуемых.
Анализ теоретических и практических данных продемонстрировал, что процесс коррекции графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности будет эффективным, если реализуется коррекционно-педагогическая работа, основанная на комплексе специально организованных коррекционно-развивающих занятий, направленных на выявление и коррекцию графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Созданная специальная коррекционно-развивающая среда подтвердилась. Работу по совершенствованию графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных формах деятельности необходимо расширять и развивать.
1. Агаркова, Н. Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников [Текст] / Н. Г. Агаркова // Начальная школа.
- М. : Владос, 2009. - Ч. 4. - С. 15-17.
2. Аксенова, А. К. Методы обучения русскому языку в коррекционной школе [Текст] / А. К. Аксенова // Методы обучения русскому языку в коррекционной школе. - М. : Владос, 2002. - 106 с.
3. Андреева, В. А. Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста [Текст] / В. А. Андреева // Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста. - М. : Владос, 2015.
- Ч. 12. - С. 438-441.
4. Андрушко, Е. Н. Изучение особенностей графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта [Текст] / Е. Н. Андрушко // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей.
- М. : Прометей, 2014. - С. 14-16.
5. Базалева, Л. А. Система работы по формированию
графомотрных навыков у детей 6-7 лет в дошкольной образовательной организации [Текст] / Л. А. Базалева, А. В. Дешко // Система работы по формированию графомотрных навыков у детей 6-7 лет в дошкольной образовательной организации. - М. : Просвещение, 2017. - С. 153-157.
6. Баскакова, И. Л. Особенности внимания детей-олигофренов [Текст] / И. Л. Баскакова // Особенности внимания детей-олигофренов
- М. : Прометей, 2006. - 35 с.
7. Безруких, М. Как подготовить ребенка [Текст] / М. Безруких, С. Ефимова, М. Князева // Как подготовить ребенка к школе. - Тула: Арктоус, 1996. - 234 с.
8. Белякова, И. В. Психология умственно отсталых школьников [Текст] / И. В. Белякова, В.Г. Петрова // Психология умственно отсталых школьников. - М. : Академия, 2014. - 160 с.
9. Березина, Ю. Ю. Формирование графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Ю. Ю. Березина, Я. В. Савина // Молодой ученый. - 2017. - Ч. 20. - С. 429-431.
10. Власова, Г. С. Развитие графомоторных навыков как необходимое условие детей к школе [Текст] / Г. С. Власова, С. И. Гаврилова // Развитие графомоторных навыков как необходимое условие детей к школе. - М. : Просвещение, 2017. - С. 326-329.
11. Волоскова, Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов : [Текст] учебное пособие / Н. Н. Волоскова // Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов. - М. : Московкий психолого-социальный институт, 2009. - 165 с.
12. Гаврина, С. Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст] / С. Е. Гаврина // Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 165 с.
13. ГКОУ СО ««Екатеринбургская школа №5, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» [Электронный ресурс]. - URL : http://ekb5.uralschool.ru/ (дата обращения: 18.04.2019).
14. Горфункель, П. Л. Роль зрительных представлений в формировании навыков письма [Текст] / П. Л. Горфункель // Роль зрительных представлений в формировании навыков письма. - М. : Просвещение, 2013. - 234 с.
15. Григонис, А. В. Сравнительное исследование развития непосредственной и опосредствованной памяти учащихся вспомогательной школы [Текст] / А. В. Григонис // Дефектология. - 2010. - Ч. 6. - С. 3-7.
...