Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по формированию навыков составления описательного рассказа в структуре преодоления общего недоразвития речи III уровня у младших школьников средствами мнемотехники

Работа №96514

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы168
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
279
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ III УРОВНЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ 9
1.1. Развитие монологической формы речевого высказывания у младших
школьников в норме 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
общим недоразвитием речи III уровня 14
1.3. Особенности развития навыков составления описательного рассказа у
младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 23
1.4. Обзор современных логопедических технологий по формированию навыков составления описательного рассказа у младших школьников с
общим недоразвитием речи III уровня 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И
АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 33
2.1. Цель, задачи, принципы обследования навыков составления описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с общим
недоразвитием речи 33
2.2. Методика обследования навыков составления описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 36
2.3. Анализ результатов изучения навыков составления описательных рассказов у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 40
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 47
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
формированию навыков составления описательного рассказа у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня средствами мнемотехники 47
3.2. Мнемотехника как эффективное средство формирования навыков описательного рассказа у младших школьников с общим недоразвитием речи
III уровня: описание логопедической работы 52
3.3. Результаты контрольного этапа исследования, результаты логопедической работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73


Речь и ее развитие на разных возрастных этапах, в разные исторические периоды, у разных народов и категорий людей всегда привлекала внимание ученых. Сложным видом речевой деятельности является связная речь, которая характеризуется последовательностью, системностью и развернутостью. Её изучением занимались такие авторы, как А. М. Бородич, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерко и другие.
В настоящее время активно ведется изучение связной речи у детей с различной речевой патологией, так как их число с каждым годом увеличивается [11]. Наиболее часто встречающимся речевым нарушением является общее недоразвитие речи (далее ОНР), при котором наблюдаются отклонения в развитии всех компонентов речевой системы, в том числе связной речи. Вопросы развития связной речи при ОНР изучались такими авторами, как В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Т. А. Ткаченко и многими другими. Любое речевое нарушение, а особенно ОНР, влечет за собой снижение умственных способностей и успеваемости, отклонения в поведении и социализации, школьной дизадаптации. Но федеральный государственный образовательный стандарт основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО) требует от обучающихся умения строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной форме, излагать свою точку зрения, оценивая и аргументируя [51]. То есть одной из основных задач на ступени начального школьного образования является развитие монологической устной речи. Обучающиеся должны учиться выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение, употреблять в речи точные и образные слова - этого можно достичь при обучении описательному рассказу. Но, по исследованиям многих авторов, навыки составления именно описательного текста у детей с ОНР оказываются несформированными в большей степени, так как данный вид является более трудным, чем рассказывание. Кроме того в возрасте до 10 лет повышена пластичность коры головного мозга, что способствует благоприятному усвоению сложных механизмов речи [60]. Хотя в педагогике до сих пор не сложилось единого мнения о том, с какого возраста необходимо начинать обучение описанию [26].
Такие исследователи как В. К. Воробьева, А. М. Леушина, Л. В. Эльконина и другие, отмечают преимущество предоставления материала в наглядной форме перед вербальной. Особенно при обучении младших школьников с ОНР значимую роль играют предметно-образные примеры, ярким примером которым может послужить наглядное моделирование или мнемотехника. Данный прием значительно облегчает процесс построения монологического высказывания, в том числе описания. Кроме того, мнемотехника способствует развитию исследовательских способностей, привлекает внимание к признакам предмета, влияет на развитие памяти и мышления [41].
Несмотря на многочисленные работы в данной области, исходя из вышесказанного, можно считать, что проблема формирования навыков составления описательного рассказа у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня остается актуальной. Необходимо совершенствование традиционных приемов и методов, поиск наиболее эффективных путей развития навыков составления описательных рассказов у младших школьников с ОНР.
Объект исследования - уровень сформированности навыков составления описательного рассказа у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по формированию навыков составления описательного рассказа у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня средствами мнемотехники.
Цель - теоретически обосновать и апробировать содержание логопедической работы по формированию навыков составления описательного рассказа в структуре преодоления общего недоразвития речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня средствами мнемотехники.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Проанализировать специальную научно-методическую
литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности сформированности и технологии формирования навыков составления описательного рассказа у младших школьников с ОНР III уровня.
3. На основе данных исследования научной литературы, анализа результатов констатирующего эксперимента спроектировать содержание логопедической работы по формированию навыков описательного рассказа с использованием мнемотехники у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Апробировать разработанные логопедические занятия по формированию навыков составления описательного рассказа у младших школьников с ОНР III уровня в ходе организации формирующего эксперимента.
5. Оценить эффективность предлагаемого содержания
логопедической работы по формированию навыков описательного рассказа у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня пи организации контрольного исследования.
Гипотеза: предполагается, что разработанное содержание
логопедической работы по формированию навыков составления описательного рассказа у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня средствами мнемотехники на различных учебных предметах значительно повысит уровень сформированности связной речи у данной категории детей.
Обычно средствами мнемотехники для обучения описательному рассказу используются на этапе дошкольного обучения на занятиях по развитию речи. В школьных организациях педагоги начальных классах используют редко, либо для составления повествований. Мнемотехнику можно использовать на различных учебных предметах в качестве средства обучения описательного рассказа - именно это и является новизной данного исследования.
Методологической основой исследования являются следующие учения: о системном строении речи (Р. Е. Левина) и исследования касающиеся развития речи при ОНР (Л. С. Волкова, Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева и др.), теории развития речи (Н. И. Жинкин, А. Н. Гвоздев, А. Н. Леонтьев и др.), исследования в области коррекции связной речи (В. П. Глухов, Т. А. Ладыженская, Т. А. Ткаченко и др.).
В процессе исследования применялись следующие методы.
1) Теоретические: анализ научно-методической литературы,
изучение медицинской и психолого-педагогической документации обучающихся; изучение продуктов их деятельности.
2) Практические: организация педагогического эксперимента,
включающего констатирующий, формирующий и контрольный этапы, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Педагогический эксперимент проводился на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр».
1 этап: выбор и осмысление темы, подбор, изучение и анализ научно-методической литературы по теме, формулировка цели, задачей, объекта и предмета, подбор методик констатирующего и формирующего экспериментов.
2 этап: констатирующий, анализ результатов и разработка комплекса занятий, направленных на формирование навыка описания.
3 этап: формирующий, формирование навыков составления
описательного рассказа на различных учебных дисциплинах с использованием средств мнемотехники.
4 этап: контрольный, анализ полученных результатов, формулировка выводов об эффективности проведенной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем обоснована значимость навыка описательной речи для младших школьников и сложности его формирования при общем недоразвитии речи. Описана мнемотехника, как одно из эффективных средств, способствующих успешному освоению рассматриваемого навыка.
Практическая значимость работы: предложенные материалы, а именно: методика обследования описательной речи, фрагменты уроков, наглядность в виде мнемодорожек, мнемотаблиц и мнемокарточек, приемы работы с ними - могут быть использованы логопедами и учителями начальных классов в практической деятельности.
Данная работа включает в себя:
• введение, в котором отражена актуальность выбранной темы, сформулированы цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, выдвинута гипотеза;
• три главы: 1 глава раскрывает теоретические основы темы исследования. Во 2 главе описывается методика констатирующего эксперимента, порядок его проведения, приведен анализ результатов. 3 глава посвящена описанию проведенной логопедической работы и ее результатам, на основе контрольного эксперимента.
• заключение, включает в себя выводы о проделанной работе, ее значимость и дальнейшие перспективы
• список использованной литературы и приложение (графики и таблицы по результатам обследований, протоколы обследования, наглядный материал для формирующего эксперимента).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тяжелые нарушения речи, в частности общее недоразвитие речи, являются постоянным предметов исследования педагогов, логопедов, психологов и других специалистов. Одной из важных задач является обучение детей с ТНР самостоятельному общению, то есть составлению монологических высказываний разного вида.
Изучение научно-методической литературы показало, что навыки составления описательных рассказов являются более несформированными не только в дошкольном, но и младшем школьном возрасте. В первой главе проведен анализ различных источников и сделаны выводы о речевом развитии детей с ОНР III уровня и его влиянии на развитие обучающегося в целом. На теоретическом уровне показана актуальность изучения вопроса обучения составлению описательных рассказов, необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции и приёмов и методов логопедической работы.
В рамках данного исследования были проведены констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр»
Вторая глава раскрывает особенности составления разных описательных рассказов путем проведения логопедического обследования. В ней представлена методика обследования описательной речи и критерии оценивания. Анализ результатов констатирующего эксперимента подтверждает низкий уровень сформированности рассматриваемого навыка и трудности в его овладении, что подчёркивает актуальность выбранной темы исследования.
В третьей главе представлены материалы коррекционной работы по формированию навыков описательного рассказа средствами мнемотехники. Даны примеры использования данного приема на различных учебных дисциплинах: развитие речи, произношение, обучение грамоте, окружающий мир, технология. Представлены примеры рассказов, а также наглядный материал в виде мнемодорожек, мнемотаблиц и карточек. Также прилагаются работы обучающихся, выполненные в рамках исследования. Анализ контрольного этапа педагогического эксперимента позволили сделать выводы о положительной динамике развития навыка составления описательного рассказа и об эффективности проделанной работы.
В ходе исследования была проделана следующая работа:
- изучена специфика речевого развития младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня;
- проведено обследование связной описательной речи у младших школьников с данным речевым нарушением;
- на основании полученных результатов разработана и апробирована коррекционная работа по формированию связной описательной речи с использованием средств мнемотехники;
- выявлена эффективность проведенной логопедической работы в результате контрольного эксперимента.
Следовательно, все поставленные задачи и цель достигнуты.
Таким образом, использование средств мнемотехники для обучения навыкам построения описательного рассказа на различных учебных дисциплинах является эффективным методом развития связной речи у младших школьников с ОНР III уровня.
Результатом исследовательской работы являются примеры использования средств мнемотехники по конкретным темам учебной программы 1 и 2 классов для успешного формирования навыков составления описательного рассказа. Имеется наглядный материал к каждому описанному уроку и занятию.
В процессе дальнейшей практической деятельности хотелось бы изучить способы и эффективность использования средств мнемотехники для построения повествовательных текстов и текстов-рассуждений, а также продолжить работу в 3 и 4 классах. Включать описанные приемы работы в другие учебные дисциплины (например, русский язык, математика, литературное чтение). Использовать мнемотехнику для построения не только устных, но и письменных рассказов, а также обучать самостоятельному рассказу, опираясь на собственный опыт, и составлению творческих рассказов. Делать акцент на практической деятельности обучающихся (например, самостоятельное составление мнемотаблиц).


1. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс] // ГБОУ «Речевой центр». URL: https://rc.uralschool.ru/org-info/education-program?id=15 (дата обращения: 22.11.2017).
2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методический терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М. : ИКАР, 2009. - С. 60.
3. Аннотация к рабочим программа начального общего
образования ФГОС обучающихся с ТНР для 1-4 классов [Электронный ресурс] // ГБОУ «Речевой центр». URL: https://rc.uralschool.ru/org-
info/education-annotation?id=17 (дата обращения (24.10.217).
4. Аракчеева, Н. В. Использование приемов мнемотехники в комплексном развитии речи у детей с ОВЗ [Текст] / Н. В. Аракчаева, М. А. Уфимцева, В. Г. Фаизова // Филологическое образование в период детства. -2013. -Т. 20. - С. 12-14.
5. Архипова, Е. В. Вопросы речевого развития младшего школьника [Текст] : уч. пособие к спецсеминару для студентов-заочников факультета педагогики и методики начального образования / Е. В. Архипова. - Рязань : Изд-во РГПУ, 1995. - 43 с.
6. Белобрыкина, О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / О. А. Белобрыкина. - Ярославль, - Академия развития, Академия К, 1998. - 240 с.
7. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] / Т. В. Большева - М. : Детство-Пресс, 2005. - 144 с.
8. Валявко, С. М. Особенности мотивации старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 / С. М. Валявко ; ГОУ Моск. гос. пед. ун-т. - М. , 2006. - 24 с.
9. Валявко, С. М. Пространственные представления в структуре смыслового восприятия речи младших школьников [Текст] / С. М. Валявко, Ю. А. Шулекина // Системная психология и социология. - 2016. - № 1 (17). - С. 30-38.
10. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Педагогика, 1980. - 222 с.
11. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : Владос, 1999. - 680 с.
12. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова, под науч. ред. И. Е. Левченко. - М. : Национальный книжный центр, 2014. - 96 с.
13. Воробьева, В. К. Формирование у младших школьников с моторной алалией умения узнавать образцы связной речи [Текст] / В. К.
Воробьева // Дефектология. - 1988. - № 6. - С. 56-65.
14. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. - М. : ACT : Астрель : Транзиткнига, 2006. - 158 с.
15. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 96 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ