Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе самообразования
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Понятие о профессиональной компетентности педагогов в научной
литературе 7
1.2. Методическая работа в дошкольном образовании как деятельность
по повышению профессиональной компетентности педагогов 12
1.3. Самообразование как форма методической работы и средство
повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАНИЯ 32
2.1. Изучение профессиональной компетентности педагогов
дошкольной образовательной организации на начальном этапе практической деятельности 32
2.2. Практика организации самообразования педагогов дошкольной
образовательной организации в целях повышения их профессиональной компетентности 38
2.3. Итоги работы по повышению профессиональной компетентности
педагогов в процессе самообразования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Понятие о профессиональной компетентности педагогов в научной
литературе 7
1.2. Методическая работа в дошкольном образовании как деятельность
по повышению профессиональной компетентности педагогов 12
1.3. Самообразование как форма методической работы и средство
повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАНИЯ 32
2.1. Изучение профессиональной компетентности педагогов
дошкольной образовательной организации на начальном этапе практической деятельности 32
2.2. Практика организации самообразования педагогов дошкольной
образовательной организации в целях повышения их профессиональной компетентности 38
2.3. Итоги работы по повышению профессиональной компетентности
педагогов в процессе самообразования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
Институт образования играет огромную роль в благополучном развитии нашей страны в XXI веке, в эпоху информационного общества, поскольку именно владение знаниями, умение их добывать и перерабатывать, трансформировать в новые сферы жизнедеятельности, применять на практике ценятся в современном мире наравне с такими ресурсами как: деньги и время, здоровье и опыт. Развитие же самого института образования сегодня предполагает развитие, в первую очередь, его нематериального капитала, а человеческого, поскольку именно люди, сами педагоги, их личность является ключевым фактором успешности воспитания и обучения подрастающего поколения. Поэтому проблема развития профессионализма педагогов, их профессиональной компетентности является важной и значимой задачей для общественности, органов государственной власти, детей, родителей и всех субъектов образовательного процесса.
Развитие кадрового потенциала становится целью современных реформ системы образования, её трансформации и модернизации. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, начального общего и общего образования предусматривает профессиональную компетентность педагогов как одну из «точек роста» образовательных систем, платформу социального благополучия российского общества в настоящее время и будущем. Совершенствование педагогического корпуса, по утверждению В.В. Путина - Президента России, является одним из важнейших критериев обновления системы отечественного образования. В наших образовательных учреж дениях: детских садах и школах «должны работать учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам детей, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего» [18].
Самые большие изменения в нынешней реформе системы образования коснулись, преимущественно, педагогов дошкольных образовательных учреждений и начальной школы, то есть первых трансляторов идей государственности гражданам России. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает существенные изменения квалификационных критериев к профессионально-педагогической компетентности воспитателей, к личностным и деятельностным, социальным и нравственным характеристикам их работы. Мотивация к постоянному улучшению своей профессиональной деятельности, реализация образовательных услуг на максимально высоком уровне, готовность к педагогическому саморазвитию, эффективному использованию творческого потенциала в решении профессиональных задач, фасилитации педагогического процесса, обеспечение эмоционального благополучия воспитанников должны стать детерминантами профессионального роста педагога ДОО, его личными потребностями и смыслами. Все вышеизложенное и определяет актуальность и значимость темы данной работы «Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования».
Разработкой проблематики развития профессиональной
компетентности персонала занимались такие исследователи как А.А. Андреев, И.В. Алехина, Н.Р. Битянова, В.Н. Введенский, О. Волкова, Г.О. Ганченко, И.В. Гришина, А.В. Дорофеев, Д.А. Иванов, А.В. Карпов, М.И. Лукьянова, О.И. Маркова, Л.В. Сафонова, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.
Отечественные ученые В.П. Беспалько, К.Я. Вазина, Б.С. Гершунский, Б.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, М.И. Махмутов, Н.М. Таланчук и др. рассматривали методические и профессиональные компетентности педагогов. Однако, в современных исследованиях недостаточное внимание уделено вопросам освещения основных путей повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования и роли самообразования педагогов ДОО как важнейшему элементу системы повышения профессиональной компетентности педагогов. Таким образом, налицо противоречие между практической необходимостью повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО в процессе самообразования и недостаточной разработанностью данного вопроса в научно-методической литературе.
Противоречие определяет проблему исследования: каковы пути повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в процессе самообразования.
Цель исследования - выявить на теоретическом уровне и проверить на практике эффективность условий организации самообразования педагогов ДОО для повышения их профессиональной компетентности.
Объект исследования - профессиональная компетентность педагогов ДОО.
Предмет исследования: самообразование как средство повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО).
Задачи исследования.
1. Рассмотреть понятие профессиональной компетентности в научной литературе.
2. Описать методическую работу в ДОО как средство повышения профессиональной компетентности педагогов.
3. Выявить пути повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО в процессе самообразования.
4. Провести диагностику профессиональной компетентности педагогов МБДОО № 32 города Нижнего Тагила.
5. Разработать и описать систему методической работы в ДОО, направленную на совершенствование самообразовательной деятельности педагогов.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта по проблеме повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в процессе самообразования, изучение продуктов деятельности, наблюдение, опрос.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность исследования, поставлены цели и задачи работы, определен объект и предмет исследования, описаны методы теоретического и эмпирического исследования. Первая глава работы посвящена анализу научных основ проектирования системы самообразования педагогов в дошкольной образовательной организации как условия повышения их профессиональной компетентности. Вторая глава работы направленна на проектирование процесса самообразования педагогов дошкольной образовательной организации в целях повышения их профессиональной компетентности. В заключении представлены выводы по результатам исследования. Список используемой литературы включает в себя 52 источника. В приложении работы представлены протоколы первичной обработки данных, собранных в ходе констатирующего и контрольного этапов исследования.
Развитие кадрового потенциала становится целью современных реформ системы образования, её трансформации и модернизации. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, начального общего и общего образования предусматривает профессиональную компетентность педагогов как одну из «точек роста» образовательных систем, платформу социального благополучия российского общества в настоящее время и будущем. Совершенствование педагогического корпуса, по утверждению В.В. Путина - Президента России, является одним из важнейших критериев обновления системы отечественного образования. В наших образовательных учреж дениях: детских садах и школах «должны работать учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам детей, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего» [18].
Самые большие изменения в нынешней реформе системы образования коснулись, преимущественно, педагогов дошкольных образовательных учреждений и начальной школы, то есть первых трансляторов идей государственности гражданам России. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает существенные изменения квалификационных критериев к профессионально-педагогической компетентности воспитателей, к личностным и деятельностным, социальным и нравственным характеристикам их работы. Мотивация к постоянному улучшению своей профессиональной деятельности, реализация образовательных услуг на максимально высоком уровне, готовность к педагогическому саморазвитию, эффективному использованию творческого потенциала в решении профессиональных задач, фасилитации педагогического процесса, обеспечение эмоционального благополучия воспитанников должны стать детерминантами профессионального роста педагога ДОО, его личными потребностями и смыслами. Все вышеизложенное и определяет актуальность и значимость темы данной работы «Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования».
Разработкой проблематики развития профессиональной
компетентности персонала занимались такие исследователи как А.А. Андреев, И.В. Алехина, Н.Р. Битянова, В.Н. Введенский, О. Волкова, Г.О. Ганченко, И.В. Гришина, А.В. Дорофеев, Д.А. Иванов, А.В. Карпов, М.И. Лукьянова, О.И. Маркова, Л.В. Сафонова, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.
Отечественные ученые В.П. Беспалько, К.Я. Вазина, Б.С. Гершунский, Б.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, М.И. Махмутов, Н.М. Таланчук и др. рассматривали методические и профессиональные компетентности педагогов. Однако, в современных исследованиях недостаточное внимание уделено вопросам освещения основных путей повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования и роли самообразования педагогов ДОО как важнейшему элементу системы повышения профессиональной компетентности педагогов. Таким образом, налицо противоречие между практической необходимостью повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО в процессе самообразования и недостаточной разработанностью данного вопроса в научно-методической литературе.
Противоречие определяет проблему исследования: каковы пути повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в процессе самообразования.
Цель исследования - выявить на теоретическом уровне и проверить на практике эффективность условий организации самообразования педагогов ДОО для повышения их профессиональной компетентности.
Объект исследования - профессиональная компетентность педагогов ДОО.
Предмет исследования: самообразование как средство повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО).
Задачи исследования.
1. Рассмотреть понятие профессиональной компетентности в научной литературе.
2. Описать методическую работу в ДОО как средство повышения профессиональной компетентности педагогов.
3. Выявить пути повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО в процессе самообразования.
4. Провести диагностику профессиональной компетентности педагогов МБДОО № 32 города Нижнего Тагила.
5. Разработать и описать систему методической работы в ДОО, направленную на совершенствование самообразовательной деятельности педагогов.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта по проблеме повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в процессе самообразования, изучение продуктов деятельности, наблюдение, опрос.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность исследования, поставлены цели и задачи работы, определен объект и предмет исследования, описаны методы теоретического и эмпирического исследования. Первая глава работы посвящена анализу научных основ проектирования системы самообразования педагогов в дошкольной образовательной организации как условия повышения их профессиональной компетентности. Вторая глава работы направленна на проектирование процесса самообразования педагогов дошкольной образовательной организации в целях повышения их профессиональной компетентности. В заключении представлены выводы по результатам исследования. Список используемой литературы включает в себя 52 источника. В приложении работы представлены протоколы первичной обработки данных, собранных в ходе констатирующего и контрольного этапов исследования.
Целью данной работы было изучение проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе самообразования.
На основе анализа теоретических источников было выявлено, что компетентность - многоуровневое образование с компонентами когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера. Это сложная единая система внутренних психологических составляющих и свойств личности специалиста, включающих в себя знания и умения, мотивы и желания, привычки и способы профессиональной деятельности.
Компетентность педагога состоит из ряда компетенций, то есть конкретных умений и навыков специалиста, например, компетенция организовать воспитательное мероприятие, компетенция интересно его провести, компетенция организовать мониторинг знаний и умений детей в области определенной образовательной области и т.п.
Для того, чтобы педагоги дошкольного образовательного учреждения всегда были профессионально компетентны - недостаточно хорошей профессиональной подготовки в ВУЗе. Это связано с тем, что условия нашей жизни быстро меняются: знания устаревают, методика «преподавания» образовательных областей меняется, в учебно-воспитательный процесс проникают информационные технологии, повышаются требования при поступлении воспитанников в школу и т.п. Поэтому методическая служба дошкольного учреждения должна проводить разнообразную работу по повышению профессиональной компетентности педагогов. Это, своего рода, непрерывный процесс корпоративного обучения, который в педагогической сфере, также как и в любой другой сфере жизни, длится бесконечно.
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Целью методической работы в ДОО является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
В рамках данной работы было проведено исследование, направленное на подтверждение или опровержение теоретического предположения о том, что методическая работа в ДОО, направленная на совершенствование самообразования педагогов способствует повышению профессиональной компетентности воспитателей.
Исследование проводилось в течение года, на базе МБДОО № 32 города Нижнего Тагила с коллективом педагогов в составе 12 человек. Мониторинг проводился по методике А.В. Карпова, И.В. Кузнецова, М.Д. Кузнецовой, В.Д. Шадрикова, И.В. Алехиной «Оценка педагогической компетентности».
На этапе первичного мониторинга профессиональной компетентности педагогов было выявлено, что 33,3% педагогов имеют не высокие показатели квалификации, профессионализма и продуктивности; находятся на репродуктивном уровне отношения к профессии. 50% педагогов имеют средние показатели квалификации, профессионализма и продуктивности, что соответствует II педагогической категории. Эти педагоги обладают инвариантным уровнем отношения к профессии. 16,6% педагогов имеют максимально высокие показатели квалификации, профессионализма, продуктивности, что соответствует I педагогической категории. Эти педагоги обладают индивидуально-творческим уровнем отношения к профессии.
Далее с педагогами исследуемой группы проводилась система методической работы, направленная на совершенствование процесса самообразования воспитателей. Работа носила индивидуальный, целенаправленный характер. Её отличительными чертами являлось соблюдения следующих психолого-педагогических условий: а) участие воспитателя в инновационной деятельности; б) методическое сопровождение становления профессиональной компетентности воспитателя в ДОО; в) рефлексивные технологии самоаттестации воспитателя.
На этапе повторного мониторинга показатели профессиональной компетентности педагогов значительно улучшились; сократилось
количество педагогов, не имеющих квалификационной категории, увеличилось количество педагогов, имеющих I квалификационную категорию. Динамика профессиональной компетентности произошла за счет использования таких ресурсов как: выступление в методических объединениях, пропаганда своего педагогического опыта через опубликование статей в научных журналах, проведение мастер-классов, использование различных методик анализа собственной деятельности, результативность разработки собственной методики работы. Эти критерии свидетельствуют о том, что многие педагоги действительно имеют профессионально-творческий уровень владения профессией.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.
Перспективность данного исследования заключается в том, что представленная система методической работы, направленная на совершенствование самообразования педагогов дошкольной
образовательной организации может систематически реализовываться в детских садах и поддерживать оптимальный уровень педагогической компетентности педагогов.
На основе анализа теоретических источников было выявлено, что компетентность - многоуровневое образование с компонентами когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера. Это сложная единая система внутренних психологических составляющих и свойств личности специалиста, включающих в себя знания и умения, мотивы и желания, привычки и способы профессиональной деятельности.
Компетентность педагога состоит из ряда компетенций, то есть конкретных умений и навыков специалиста, например, компетенция организовать воспитательное мероприятие, компетенция интересно его провести, компетенция организовать мониторинг знаний и умений детей в области определенной образовательной области и т.п.
Для того, чтобы педагоги дошкольного образовательного учреждения всегда были профессионально компетентны - недостаточно хорошей профессиональной подготовки в ВУЗе. Это связано с тем, что условия нашей жизни быстро меняются: знания устаревают, методика «преподавания» образовательных областей меняется, в учебно-воспитательный процесс проникают информационные технологии, повышаются требования при поступлении воспитанников в школу и т.п. Поэтому методическая служба дошкольного учреждения должна проводить разнообразную работу по повышению профессиональной компетентности педагогов. Это, своего рода, непрерывный процесс корпоративного обучения, который в педагогической сфере, также как и в любой другой сфере жизни, длится бесконечно.
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Целью методической работы в ДОО является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
В рамках данной работы было проведено исследование, направленное на подтверждение или опровержение теоретического предположения о том, что методическая работа в ДОО, направленная на совершенствование самообразования педагогов способствует повышению профессиональной компетентности воспитателей.
Исследование проводилось в течение года, на базе МБДОО № 32 города Нижнего Тагила с коллективом педагогов в составе 12 человек. Мониторинг проводился по методике А.В. Карпова, И.В. Кузнецова, М.Д. Кузнецовой, В.Д. Шадрикова, И.В. Алехиной «Оценка педагогической компетентности».
На этапе первичного мониторинга профессиональной компетентности педагогов было выявлено, что 33,3% педагогов имеют не высокие показатели квалификации, профессионализма и продуктивности; находятся на репродуктивном уровне отношения к профессии. 50% педагогов имеют средние показатели квалификации, профессионализма и продуктивности, что соответствует II педагогической категории. Эти педагоги обладают инвариантным уровнем отношения к профессии. 16,6% педагогов имеют максимально высокие показатели квалификации, профессионализма, продуктивности, что соответствует I педагогической категории. Эти педагоги обладают индивидуально-творческим уровнем отношения к профессии.
Далее с педагогами исследуемой группы проводилась система методической работы, направленная на совершенствование процесса самообразования воспитателей. Работа носила индивидуальный, целенаправленный характер. Её отличительными чертами являлось соблюдения следующих психолого-педагогических условий: а) участие воспитателя в инновационной деятельности; б) методическое сопровождение становления профессиональной компетентности воспитателя в ДОО; в) рефлексивные технологии самоаттестации воспитателя.
На этапе повторного мониторинга показатели профессиональной компетентности педагогов значительно улучшились; сократилось
количество педагогов, не имеющих квалификационной категории, увеличилось количество педагогов, имеющих I квалификационную категорию. Динамика профессиональной компетентности произошла за счет использования таких ресурсов как: выступление в методических объединениях, пропаганда своего педагогического опыта через опубликование статей в научных журналах, проведение мастер-классов, использование различных методик анализа собственной деятельности, результативность разработки собственной методики работы. Эти критерии свидетельствуют о том, что многие педагоги действительно имеют профессионально-творческий уровень владения профессией.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.
Перспективность данного исследования заключается в том, что представленная система методической работы, направленная на совершенствование самообразования педагогов дошкольной
образовательной организации может систематически реализовываться в детских садах и поддерживать оптимальный уровень педагогической компетентности педагогов.
Подобные работы
- Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе самообразования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование системы повышения профессиональной компетентности педагогов на основе оценки эффективности методической работы в образовательной организации (тема 78, Тюменский индустриальный университет)
Контрольные работы, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2018 - Сопровождение профессиональной успешности педагога дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие правовой компетентности у педагогов дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020





