Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ЗНАЧИМОГО СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Работа №96510

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
211
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ 8
1.1. Проблема изучения саморегуляции в отечественной и зарубежной
психологии 8
1.2. Особенности саморегуляции подростков с девиантным поведением ... 15
1.3. Организация деятельности и условий значимого социального взаимодействия, влияющих на формирование саморегуляции у девиантных подростков 21
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ЗНАЧИМОГО СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 31
2.1. Организация и методы исследования компонентов саморегуляции у
подростков с девиантным поведением 31
2.2. Разработка и реализация программы «Формирование процессов
саморегуляции» 38
2.3. Анализ эффективности программы «Формирование процессов 46
саморегуляции» 46
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71


В настоящее время характерной чертой социального взаимодействия становится тенденция отказа от принципа уважения человеческого достоинства, неумение тактично и грамотно излагать свою позицию не задевая значимые аспекты жизни другого человека, жестокость в отношениях, низкий уровень терпимости к людям. Нестабильность общества воздействует на подростков, у которых еще не выработана четкая жизненная позиция, которым, в силу возрастных особенностей свойственны максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем. Рост девиантного поведения несовершеннолетних является социальной угрозой современного российского общества.
Согласно статистическим данным РОССТАТ за 2016 и 2017 год в России число, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии достигает 53,7 и 45,3 тысячи преступлений [64].
Такое количество подростковой преступности может быть обусловлено рядом факторов: длительное отсутствие определённых занятий;
подстрекательство со стороны взрослых преступников; отрицательное влияние в семье и ближайшем окружении; недостатки учебно-воспитательной работы и в организации досуга.
Актуальность исследования.
Согласно основным принципам Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» - «.. .акцент на воспитание не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям» [3].
В соответствии с государственным заказом, на основании Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» [3] - образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [3]. Актуальность настоящего исследования определяется рядом противоречий и рассогласованностью между:
1. социальным заказом государства и недостаточно научно - обоснованных аспектов реализации;
2. применение устаревших подходов, направленных на коррекцию девиантного поведения и необходимостью разработки современных подходов, способствующих формированию саморегуляции.
Не смотря на накопленные научные исследования в области интересующей нас проблематики и имеющийся практический опыт вопрос формирования регуляторных процессов стоит остро. Формирование саморегуляции имеет особое значение в подростковом возрасте, так как в этот период происходит интенсивное развитие личности. Центральным в личности подростка становится активное стремление к занятию новой социальной позиции, утверждение во взрослом мире и повышенное внимание к своему внутреннему миру (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн).
В современном мире возросло внимание к проблеме девиантного поведения в подростковой среде. У подростков с отклоняющимся поведением недостаточно развиты процессы саморегуляции, что проявляется в социально - дезадаптированном поведении, в подчинении групповым тактикам и программам поведения, низком уровне рефлексии (осознании собственных поступков и программировании поведения) и высоком уровне самостоятельности [23]. Особенности девиантного поведения тесно связаны с формированием искаженной системы саморегуляции, что делает особенно актуальной проблему формирования и развития процессов саморегуляции у «трудных» подростков
Исходя из Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», основными задачами которого являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям [4], мы можем сделать вывод, что данная группа подростков особо нуждается в развитии навыков саморегуляции.
На наш взгляд, недостаточное внимание уделяется проблеме формирования саморегуляции у девиантных подростков в условиях значимого социального взаимодействия. Современная наука и практика не имеют методических рекомендаций, не выявлены психолого-педагогические условия, которые определили бы содержание и методы, направления работы по формированию процессов саморегуляции у девиантных подростков. Поэтому, формирование процессов саморегуляции будет чрезвычайно актуальной, так как степень ее сформированности влияет не только на результаты деятельности - поведения, но и на процесс социализации и развития личности в целом.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу формирования саморегуляции у девиантных подростков.
Объект исследования - саморегуляция девиантных подростков.
Предмет исследования - программа формирования саморегуляции у девиантных подростков в условиях значимого социального взаимодействия.
Гипотеза исследования - разработанная программа будет способствовать формированию навыков саморегуляции у подростков с девиантным поведением.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и определить основные теоретические подходы по проблеме исследования;
2. Выявить психологические особенности формирования саморегуляции у подростков с девиантным поведением;
3. Организация и проведение эмпирического исследования;
4. Разработать и реализовать программу;
5. Анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования. Базой исследования явились такие аспекты как:
1. - гуманистическая теория личности А Маслоу, К. Роджерсом, Г. Олпортом, А. Бандурой;
2. положения деятельностного подхода Л.С. Выготского, A. Н. Леонтьева;
3. субъектный подход к исследованию психики человека (С.Л. Рубинштейн К.А. Абульханова-Славская) [56], [57], [6];
4. концепция осознанной психической саморегуляции
произвольной активности О.А. Конопкина [30];
5. авторская концепция индивидуального стиля саморегуляции
B. И. Моросановой [41], [39], [38].
Практическая значимость исследования. Тема магистерской диссертации является важной для теории и практики работы Государственного казенного общеобразовательного учреждения закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением. Данное направление работы для учреждения закрытого типа является необходимым. Работа, направленная на формирование процессов саморегуляции у девиантных подростков является очень важной для организации процесса социальной реабилитации подростков с отклоняющимся поведением, воспитывающихся в названном учреждении. Так же практическая значимость состоит в том, что описаны условия, технологии и подходы организации работы, направленной на формирование процессов саморегуляции у подростков с девиантным поведением в условиях значимого социального взаимодействия.
Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из двух глав, шести параграфов, заключение, списка литературы (69 наименований источников), 1 приложение. Всего страницы - 82.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В нашей работе было проведено исследование, целью которого стало теоретически обосновать, разработать и апробировать программу формирования саморегуляции у девиантных подростков. Была выдвинута гипотеза, что разработанная программа будет способствовать формированию навыков саморегуляции у подростков с девиантным поведением.
Таким образом, проанализировав теоретические аспекты и экспериментальные данные, была предпринята попытка обосновать значимость формирования саморегуляции у подростков с девиантным поведением и оказать коррекционное влияние на развитие компонентов саморегуляции. С целью выявления особенностей формирования саморегуляции у девиантных подростков, мы проанализировали особенности и характер девиантного поведения, рассмотрели подходы к его определению. Отмечено, что в различных источниках литературы, среди факторов, имеющих влияние на характер поведения, часто называются особенности личности, которые фактически являются содержательной составляющей саморегуляции. Разобрав основные принципы и направления в исследованиях саморегуляции у подростков с девиантным поведением, было отмечено, что исследования осуществлялись в рамках мотивационного подхода, но, с нашей точки зрения более обоснован подход с позиции личностного аспекта, так как проблема регуляции поведения, в том числе и отклоняющегося, должна изучаться в контексте исследования проблемы личности.
Далее было рассмотрено развитие процессов саморегуляции ее структурных компонентов. На основании этого разработана психологическая модель формирования саморегуляции. Определены содержательные компоненты саморегуляции: эмоциональный, когнитивный, поведенческий, а так же диагностические методики, позволяющие оценить степень ее сформированности у подростков с девиантным поведением.
Подростки с не девиантным поведением успешно социализируются, ориентируясь на свою семью, и усваивают нормы сообществ, формируется собственная жизненная позиция. Девиантные подростки не найдя поддержки в семье и школе вынуждены ориентироваться на негативно ориентированные сообщества. Принимая ценности и нормы таких сообществ, у подростков не формируется своя социальная личностная позиция, или она приобретает асоциальную направленность. Основанием разработки программы «Формирование процессов саморегуляции» стало, с одной стороны ориентация подростков приспосабливаться к социальному окружению, а с другой полученные данные в экспериментальной и контрольной группах существенно не отличаются - сформированность компонентов саморегуляции у большинства подростков с девиантным поведением имеет низкий и средний уровни развития.
В результате формирующего эксперимента, направленного на формирование процессов саморегуляции в условиях значимого социального взаимодействия, были установлены существенные изменения.
У испытуемых значительно снизился уровень агрессии (в начале эксперимента агрессивность отмечалась у 50% подростков, в конце - 8,4%), значимо повысился общий уровень саморегуляции (в начале 100% - низкий уровень, в конце 50% испытуемых имели показатель по среднему уровню), также значимо повысились показатели по шкале «планирование» (в начале 50% - низкий уровень и 50% - средний уровень, в конце эксперимента 66,6% испытуемых имели средний уровень развития, а 33,4% - высокий),
доминирующей копинг - стратегией стала стратегия разрешения проблем, значительно повысился уровень социального самоконтроля (в начале низкий и средний уровень имели 58,3% и 41,7% испытуемых соответственно, после формирующего эксперимента имели высокий уровень - 16,6%, средний уровень - 75%, низкий уровень - 8,4% подростков).
Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно заключить, что цель исследовательской работы достигнута, гипотеза доказана - разработанная программа способствовала формированию саморегуляции у подростков с девиантным поведением, задачи, поставленные в начале работы, решены.



1. Конвенция ООН «О правах ребенка»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //www. un. dokuments/decl conventions/childcon. shtml,свободный доступ.
2. Конституция Российской Федерации: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.constitution.ru,свободный доступ.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru,свободный доступ.
4. Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/Cons doc LAW 23509/bc875e078a3c2c590c4bcdb67e6fdbaee96eb189/,свободный доступ.
5. . Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений [Текст]: материалы всерос. науч.- практ. конф., Екатеринбург, 17 июня 2011 г. / Урал. гос. пед. ун-т; науч.ред. С.А.Минюрова, С.В.Духновский. - Екатеринбург, 2011.
6. Абульханова К.А. Субъектно личностные проблемы саморегуляции // Психология саморегуляции в XXI веке / Отв. ред. В.И. Моросанова. СПб.; М.: Нестор История, 2011 С. 56 - 73.
7. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
8. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 2000.551с.
9. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
10. Волков Б.С. Волкова Н.В., Губанов А.В.Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков:
Учебноепособие для вузов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.:Академический Проект; Фонд «Мир». 2005.
11. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6т. М.: Педагогика, 1984.
12. Гапонова С.А., Деветьярова И.Н. Психологические компоненты компетенции саморегуляции у девиантных подростков // Известия Российской Академии Образования. - 2014. - № 2. - С. 124-134.
13. Гилинский Я.И., Стадии социализации индивида//Человек и общество.№9., - 1971.
14. Григорьева Г.Е., Рогожникова Р.А // Конфликт в подростковом коллективе.- Пермь, 2004
15. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003.
16. Девиантное поведение детей и подростков: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //www. narcom. ru/parents/parents/9. html,свободный доступ.
17. Духновский С. В.. Диагностика межличностных отношений. СПб.: Речь, 2010.
18. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 96с.
19. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Издательство Московского университета, 1986 287 с.
20. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал - 1989. - т. 2. - №2.
21. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Издательство Московского университета, 1982 128 с.
22. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — 2 изд, исправл. — М.: Академия, 2004. — 288 с.
23. Иванова И. Н., Козлова М. А. Особенности саморегуляции
подростков с девиантным поведением // Тюменский медицинский журнал. 2010. №1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samoregulyatsii-podrostkov-s-deviantnym-povedeniem,свободный доступ.
24. Интернет- журнал «Мир науки»188И2309-4265, выпуск 3-2015- июль-сентябрь.
25. Истратова О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. РнД.: Феникс, 2006.
26. Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов-на-Дону:
издательство «Феникс», 1996 г. - 512 с.
27. Касьянов В.В. Социология/В.В.Касьянов. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002. С.281-287. (Сер. «Высший бал»).
28. Кацеро А. А., Кобзарь А. В. Подходы к трактовке саморегуляции
в психологии [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). - М.: Буки- Веди, 2014. - С. 10-12.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL
https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/4694/, свободный доступ.
29. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога - практика. - М.: ПЕР СЭ, 2007 - 464с., доклад Н. И. Повякель. «Социально-когнитивная теория (А. Бандура)».
30. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980 256 с.
31. Конфликтология: Учебник для вузов. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2014 -512 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
32. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения//Социология сегодня. - М., 1965.
33. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Феникс. 1995. - 576 с.
34. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - Спб.:Речь, 2007. - 368 с. С.11-12.
35. Матанцева Татьяна Николаевна Возрастные и специфические
особенности личностной саморегуляции подростков с задержкой психического развития // Вестник ВятГУ. 2012. №1., [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vozrastnye-i-
spetsificheskie-osobennosti-lichnostnoy-samoregulyatsii-podrostkov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya,свободный доступ.
36. Методы психологического обеспечения профессиональной
деятельности и технологии развития ментальных ресурсов человека / Институт психологии, Российская академия наук ; отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев и др. - М.: Институт психологии РАН, 2014. - 352 с. - (Фундаментальная психология - практике). - ISBN 978-5-9270-0295-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http: ZZbiblioclub .ruZindex.php?page=book&id=271655.
37. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 2015. — 304 с.
38. Моросанова В.И. Дифференциально-психологические
саморегуляции в обучении и воспитании подрастающего поколения / В.И. Морасанова // Мир психологии. — № 2 — 2013 — С.189—199
39. Моросанова, В.И. Личностные аспекты саморегулирования произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Психологический журнал. — 2002 — Т. 23 — № 6 — С. 5-18.
40. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека / Ин-т психологии РАН; Психологический ин-т РАО. — М.: Наука, 2010. — С. 8.
41. Моросанова, В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека: 2-е изд./ В.И. Моросанова. — М.: Наука, 2012 —519 с.
42. Моросанова В. И. Стилевая саморегуляция поведения человека Текст./В.И. Моросанова, Е.М. Коноз// Вопросы психологии, 2000. - № 2. - с. 188-127.
43. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997 С.6.
44. Овчинникова Т.С. Педагогическое посредничество в
урегулировании конфликтов с участием девиантных подростков: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-posrednichestvo-v-uregulirovanii-konfliktov-s-uchastiem-deviantnykh-podrostk, свободный доступ.
45. Овчинникова Г. А. Социальная дезадаптация подростков «Группы риска» // Вестник КазГУКИ. 2013. №4-1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-dezadaptatsiya-podrostkov-gruppy-riska,свободный доступ.
46. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды под общей редакцией Л. Л. Леонтьева. Москва, Смысл, 2002.
47. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, т.3, книга 2. Изд.2-е, М.-Л.1951, с.180-193.
48. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Психологические исследования. М., 1996.
49. Почекаева И.С. Культура поведения в конфликте - как её формировать /И.С.Почекаева // Воспитание школьников. - 2009. -№2. - С.34 - 37.
50. Почекаева И.С. Теоретические основы формирования у школьников умений предупреждать и разрешать конфликты /И.С.Почекаева, Рогожникова Р.А.// Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №12. - С.262-274.
51. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. С.408-418.
52. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем. Шк., 2007. - 496с.
53. Психологический словарь: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://vslovare.ru/slovar/psihologicheskiij-slovar, свободный доступ.
54. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. М.: Бахрах- М, 2011
55. Райгородский Д. Я.Практическая психодиагностика. Методики и тесты М.: Бахрах-М, 2011, ISBN 978-5-94648-092-5.
56. Рубинштейн Л.С. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2012 590 с.
57. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. СПБ.:Питер, 2008 713 с.
58. Руткевич A. M.. Пьер Жане. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е - М, с. 25-26.
59. Савина Е.А., Кириллова Г.Д. Проблема произвольной регуляции
в трудах Л. С. Выготского // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-proizvolnoy-regulyatsii-v-trudah-l-s- vygotskogo (дата обращения: 19.10.2018). КиберЛенинка:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-proizvolnoy-regulyatsii-v-trudah-l-s-vygotskogo,свободный доступ.
60. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко - СПб.: Изд-во «Речь», 2004. - 350 с.
61. Словарь психологических терминов [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: URL: https://vocabulary.ru/slovari/kratkii-slovar-
psihologicheskih-terminov.html,свободный доступ.
62. Статистические критерии: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //khomich.narod. ru/metodichka/Kriterii/Kriterii. htm, свободный доступ.
63. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. - М., 2001. - Т.2. С.69-77.
64. Федеральная служба государственной статистики [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/#,свободный доступ.
65. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.125-129.
66. Франкл В. Теория и терапия неврозов // Человек в поисках
смысла/ Виктор Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - Часть III: Основы
логотерапии.
67. Фрейд З. Я и ОНО //Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А. Н. М.: Изд-во МГУ, 1980 С. 184-188.
68. Эксакусто Т.В. Групповая психокоррекция: тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.- 254 с. - (Психологический практикум).
69. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст] / В. А. Ядов. - М. : Добросвет, 2000. - 596 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ