Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ 8
1.1. Проблема изучения саморегуляции в отечественной и зарубежной
психологии 8
1.2. Особенности саморегуляции подростков с девиантным поведением ... 15
1.3. Организация деятельности и условий значимого социального взаимодействия, влияющих на формирование саморегуляции у девиантных подростков 21
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ЗНАЧИМОГО СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 31
2.1. Организация и методы исследования компонентов саморегуляции у
подростков с девиантным поведением 31
2.2. Разработка и реализация программы «Формирование процессов
саморегуляции» 38
2.3. Анализ эффективности программы «Формирование процессов 46
саморегуляции» 46
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
В настоящее время характерной чертой социального взаимодействия становится тенденция отказа от принципа уважения человеческого достоинства, неумение тактично и грамотно излагать свою позицию не задевая значимые аспекты жизни другого человека, жестокость в отношениях, низкий уровень терпимости к людям. Нестабильность общества воздействует на подростков, у которых еще не выработана четкая жизненная позиция, которым, в силу возрастных особенностей свойственны максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем. Рост девиантного поведения несовершеннолетних является социальной угрозой современного российского общества.
Согласно статистическим данным РОССТАТ за 2016 и 2017 год в России число, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии достигает 53,7 и 45,3 тысячи преступлений [64].
Такое количество подростковой преступности может быть обусловлено рядом факторов: длительное отсутствие определённых занятий;
подстрекательство со стороны взрослых преступников; отрицательное влияние в семье и ближайшем окружении; недостатки учебно-воспитательной работы и в организации досуга.
Актуальность исследования.
Согласно основным принципам Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» - «.. .акцент на воспитание не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям» [3].
В соответствии с государственным заказом, на основании Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» [3] - образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [3]. Актуальность настоящего исследования определяется рядом противоречий и рассогласованностью между:
1. социальным заказом государства и недостаточно научно - обоснованных аспектов реализации;
2. применение устаревших подходов, направленных на коррекцию девиантного поведения и необходимостью разработки современных подходов, способствующих формированию саморегуляции.
Не смотря на накопленные научные исследования в области интересующей нас проблематики и имеющийся практический опыт вопрос формирования регуляторных процессов стоит остро. Формирование саморегуляции имеет особое значение в подростковом возрасте, так как в этот период происходит интенсивное развитие личности. Центральным в личности подростка становится активное стремление к занятию новой социальной позиции, утверждение во взрослом мире и повышенное внимание к своему внутреннему миру (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн).
В современном мире возросло внимание к проблеме девиантного поведения в подростковой среде. У подростков с отклоняющимся поведением недостаточно развиты процессы саморегуляции, что проявляется в социально - дезадаптированном поведении, в подчинении групповым тактикам и программам поведения, низком уровне рефлексии (осознании собственных поступков и программировании поведения) и высоком уровне самостоятельности [23]. Особенности девиантного поведения тесно связаны с формированием искаженной системы саморегуляции, что делает особенно актуальной проблему формирования и развития процессов саморегуляции у «трудных» подростков
Исходя из Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», основными задачами которого являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям [4], мы можем сделать вывод, что данная группа подростков особо нуждается в развитии навыков саморегуляции.
На наш взгляд, недостаточное внимание уделяется проблеме формирования саморегуляции у девиантных подростков в условиях значимого социального взаимодействия. Современная наука и практика не имеют методических рекомендаций, не выявлены психолого-педагогические условия, которые определили бы содержание и методы, направления работы по формированию процессов саморегуляции у девиантных подростков. Поэтому, формирование процессов саморегуляции будет чрезвычайно актуальной, так как степень ее сформированности влияет не только на результаты деятельности - поведения, но и на процесс социализации и развития личности в целом.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу формирования саморегуляции у девиантных подростков.
Объект исследования - саморегуляция девиантных подростков.
Предмет исследования - программа формирования саморегуляции у девиантных подростков в условиях значимого социального взаимодействия.
Гипотеза исследования - разработанная программа будет способствовать формированию навыков саморегуляции у подростков с девиантным поведением.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и определить основные теоретические подходы по проблеме исследования;
2. Выявить психологические особенности формирования саморегуляции у подростков с девиантным поведением;
3. Организация и проведение эмпирического исследования;
4. Разработать и реализовать программу;
5. Анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования. Базой исследования явились такие аспекты как:
1. - гуманистическая теория личности А Маслоу, К. Роджерсом, Г. Олпортом, А. Бандурой;
2. положения деятельностного подхода Л.С. Выготского, A. Н. Леонтьева;
3. субъектный подход к исследованию психики человека (С.Л. Рубинштейн К.А. Абульханова-Славская) [56], [57], [6];
4. концепция осознанной психической саморегуляции
произвольной активности О.А. Конопкина [30];
5. авторская концепция индивидуального стиля саморегуляции
B. И. Моросановой [41], [39], [38].
Практическая значимость исследования. Тема магистерской диссертации является важной для теории и практики работы Государственного казенного общеобразовательного учреждения закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением. Данное направление работы для учреждения закрытого типа является необходимым. Работа, направленная на формирование процессов саморегуляции у девиантных подростков является очень важной для организации процесса социальной реабилитации подростков с отклоняющимся поведением, воспитывающихся в названном учреждении. Так же практическая значимость состоит в том, что описаны условия, технологии и подходы организации работы, направленной на формирование процессов саморегуляции у подростков с девиантным поведением в условиях значимого социального взаимодействия.
Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из двух глав, шести параграфов, заключение, списка литературы (69 наименований источников), 1 приложение. Всего страницы - 82.
В нашей работе было проведено исследование, целью которого стало теоретически обосновать, разработать и апробировать программу формирования саморегуляции у девиантных подростков. Была выдвинута гипотеза, что разработанная программа будет способствовать формированию навыков саморегуляции у подростков с девиантным поведением.
Таким образом, проанализировав теоретические аспекты и экспериментальные данные, была предпринята попытка обосновать значимость формирования саморегуляции у подростков с девиантным поведением и оказать коррекционное влияние на развитие компонентов саморегуляции. С целью выявления особенностей формирования саморегуляции у девиантных подростков, мы проанализировали особенности и характер девиантного поведения, рассмотрели подходы к его определению. Отмечено, что в различных источниках литературы, среди факторов, имеющих влияние на характер поведения, часто называются особенности личности, которые фактически являются содержательной составляющей саморегуляции. Разобрав основные принципы и направления в исследованиях саморегуляции у подростков с девиантным поведением, было отмечено, что исследования осуществлялись в рамках мотивационного подхода, но, с нашей точки зрения более обоснован подход с позиции личностного аспекта, так как проблема регуляции поведения, в том числе и отклоняющегося, должна изучаться в контексте исследования проблемы личности.
Далее было рассмотрено развитие процессов саморегуляции ее структурных компонентов. На основании этого разработана психологическая модель формирования саморегуляции. Определены содержательные компоненты саморегуляции: эмоциональный, когнитивный, поведенческий, а так же диагностические методики, позволяющие оценить степень ее сформированности у подростков с девиантным поведением.
Подростки с не девиантным поведением успешно социализируются, ориентируясь на свою семью, и усваивают нормы сообществ, формируется собственная жизненная позиция. Девиантные подростки не найдя поддержки в семье и школе вынуждены ориентироваться на негативно ориентированные сообщества. Принимая ценности и нормы таких сообществ, у подростков не формируется своя социальная личностная позиция, или она приобретает асоциальную направленность. Основанием разработки программы «Формирование процессов саморегуляции» стало, с одной стороны ориентация подростков приспосабливаться к социальному окружению, а с другой полученные данные в экспериментальной и контрольной группах существенно не отличаются - сформированность компонентов саморегуляции у большинства подростков с девиантным поведением имеет низкий и средний уровни развития.
В результате формирующего эксперимента, направленного на формирование процессов саморегуляции в условиях значимого социального взаимодействия, были установлены существенные изменения.
У испытуемых значительно снизился уровень агрессии (в начале эксперимента агрессивность отмечалась у 50% подростков, в конце - 8,4%), значимо повысился общий уровень саморегуляции (в начале 100% - низкий уровень, в конце 50% испытуемых имели показатель по среднему уровню), также значимо повысились показатели по шкале «планирование» (в начале 50% - низкий уровень и 50% - средний уровень, в конце эксперимента 66,6% испытуемых имели средний уровень развития, а 33,4% - высокий),
доминирующей копинг - стратегией стала стратегия разрешения проблем, значительно повысился уровень социального самоконтроля (в начале низкий и средний уровень имели 58,3% и 41,7% испытуемых соответственно, после формирующего эксперимента имели высокий уровень - 16,6%, средний уровень - 75%, низкий уровень - 8,4% подростков).
Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно заключить, что цель исследовательской работы достигнута, гипотеза доказана - разработанная программа способствовала формированию саморегуляции у подростков с девиантным поведением, задачи, поставленные в начале работы, решены.
1. Конвенция ООН «О правах ребенка»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //www. un. dokuments/decl conventions/childcon. shtml,свободный доступ.
2. Конституция Российской Федерации: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.constitution.ru,свободный доступ.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru,свободный доступ.
4. Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/Cons doc LAW 23509/bc875e078a3c2c590c4bcdb67e6fdbaee96eb189/,свободный доступ.
5. . Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений [Текст]: материалы всерос. науч.- практ. конф., Екатеринбург, 17 июня 2011 г. / Урал. гос. пед. ун-т; науч.ред. С.А.Минюрова, С.В.Духновский. - Екатеринбург, 2011.
6. Абульханова К.А. Субъектно личностные проблемы саморегуляции // Психология саморегуляции в XXI веке / Отв. ред. В.И. Моросанова. СПб.; М.: Нестор История, 2011 С. 56 - 73.
7. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
8. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 2000.551с.
9. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
10. Волков Б.С. Волкова Н.В., Губанов А.В.Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков:
Учебноепособие для вузов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.:Академический Проект; Фонд «Мир». 2005.
11. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6т. М.: Педагогика, 1984.
12. Гапонова С.А., Деветьярова И.Н. Психологические компоненты компетенции саморегуляции у девиантных подростков // Известия Российской Академии Образования. - 2014. - № 2. - С. 124-134.
13. Гилинский Я.И., Стадии социализации индивида//Человек и общество.№9., - 1971.
14. Григорьева Г.Е., Рогожникова Р.А // Конфликт в подростковом коллективе.- Пермь, 2004
15. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003.
16. Девиантное поведение детей и подростков: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //www. narcom. ru/parents/parents/9. html,свободный доступ.
17. Духновский С. В.. Диагностика межличностных отношений. СПб.: Речь, 2010.
18. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 96с.
19. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Издательство Московского университета, 1986 287 с.
20. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал - 1989. - т. 2. - №2.
21. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Издательство Московского университета, 1982 128 с.
22. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — 2 изд, исправл. — М.: Академия, 2004. — 288 с.
23. Иванова И. Н., Козлова М. А. Особенности саморегуляции
подростков с девиантным поведением // Тюменский медицинский журнал. 2010. №1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samoregulyatsii-podrostkov-s-deviantnym-povedeniem,свободный доступ.
24. Интернет- журнал «Мир науки»188И2309-4265, выпуск 3-2015- июль-сентябрь.
25. Истратова О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. РнД.: Феникс, 2006.
26. Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов-на-Дону:
издательство «Феникс», 1996 г. - 512 с.
27. Касьянов В.В. Социология/В.В.Касьянов. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002. С.281-287. (Сер. «Высший бал»).
28. Кацеро А. А., Кобзарь А. В. Подходы к трактовке саморегуляции
в психологии [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). - М.: Буки- Веди, 2014. - С. 10-12.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL
https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/4694/, свободный доступ.
29. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога - практика. - М.: ПЕР СЭ, 2007 - 464с., доклад Н. И. Повякель. «Социально-когнитивная теория (А. Бандура)».
30. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980 256 с.
31. Конфликтология: Учебник для вузов. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2014 -512 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
32. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения//Социология сегодня. - М., 1965.
33. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Феникс. 1995. - 576 с.
34. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - Спб.:Речь, 2007. - 368 с. С.11-12.
35. Матанцева Татьяна Николаевна Возрастные и специфические
особенности личностной саморегуляции подростков с задержкой психического развития // Вестник ВятГУ. 2012. №1., [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vozrastnye-i-
spetsificheskie-osobennosti-lichnostnoy-samoregulyatsii-podrostkov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya,свободный доступ.
36. Методы психологического обеспечения профессиональной
деятельности и технологии развития ментальных ресурсов человека / Институт психологии, Российская академия наук ; отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев и др. - М.: Институт психологии РАН, 2014. - 352 с. - (Фундаментальная психология - практике). - ISBN 978-5-9270-0295-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http: ZZbiblioclub .ruZindex.php?page=book&id=271655.
37. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 2015. — 304 с.
38. Моросанова В.И. Дифференциально-психологические
саморегуляции в обучении и воспитании подрастающего поколения / В.И. Морасанова // Мир психологии. — № 2 — 2013 — С.189—199
39. Моросанова, В.И. Личностные аспекты саморегулирования произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Психологический журнал. — 2002 — Т. 23 — № 6 — С. 5-18.
40. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека / Ин-т психологии РАН; Психологический ин-т РАО. — М.: Наука, 2010. — С. 8.
41. Моросанова, В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека: 2-е изд./ В.И. Моросанова. — М.: Наука, 2012 —519 с.
42. Моросанова В. И. Стилевая саморегуляция поведения человека Текст./В.И. Моросанова, Е.М. Коноз// Вопросы психологии, 2000. - № 2. - с. 188-127.
43. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997 С.6.
44. Овчинникова Т.С. Педагогическое посредничество в
урегулировании конфликтов с участием девиантных подростков: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-posrednichestvo-v-uregulirovanii-konfliktov-s-uchastiem-deviantnykh-podrostk, свободный доступ.
45. Овчинникова Г. А. Социальная дезадаптация подростков «Группы риска» // Вестник КазГУКИ. 2013. №4-1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-dezadaptatsiya-podrostkov-gruppy-riska,свободный доступ.
46. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды под общей редакцией Л. Л. Леонтьева. Москва, Смысл, 2002.
47. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, т.3, книга 2. Изд.2-е, М.-Л.1951, с.180-193.
48. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Психологические исследования. М., 1996.
49. Почекаева И.С. Культура поведения в конфликте - как её формировать /И.С.Почекаева // Воспитание школьников. - 2009. -№2. - С.34 - 37.
50. Почекаева И.С. Теоретические основы формирования у школьников умений предупреждать и разрешать конфликты /И.С.Почекаева, Рогожникова Р.А.// Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №12. - С.262-274.
51. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. С.408-418.
52. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем. Шк., 2007. - 496с.
53. Психологический словарь: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://vslovare.ru/slovar/psihologicheskiij-slovar, свободный доступ.
54. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. М.: Бахрах- М, 2011
55. Райгородский Д. Я.Практическая психодиагностика. Методики и тесты М.: Бахрах-М, 2011, ISBN 978-5-94648-092-5.
56. Рубинштейн Л.С. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2012 590 с.
57. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. СПБ.:Питер, 2008 713 с.
58. Руткевич A. M.. Пьер Жане. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е - М, с. 25-26.
59. Савина Е.А., Кириллова Г.Д. Проблема произвольной регуляции
в трудах Л. С. Выготского // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-proizvolnoy-regulyatsii-v-trudah-l-s- vygotskogo (дата обращения: 19.10.2018). КиберЛенинка:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-proizvolnoy-regulyatsii-v-trudah-l-s-vygotskogo,свободный доступ.
60. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко - СПб.: Изд-во «Речь», 2004. - 350 с.
61. Словарь психологических терминов [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: URL: https://vocabulary.ru/slovari/kratkii-slovar-
psihologicheskih-terminov.html,свободный доступ.
62. Статистические критерии: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //khomich.narod. ru/metodichka/Kriterii/Kriterii. htm, свободный доступ.
63. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. - М., 2001. - Т.2. С.69-77.
64. Федеральная служба государственной статистики [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/#,свободный доступ.
65. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.125-129.
66. Франкл В. Теория и терапия неврозов // Человек в поисках
смысла/ Виктор Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - Часть III: Основы
логотерапии.
67. Фрейд З. Я и ОНО //Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А. Н. М.: Изд-во МГУ, 1980 С. 184-188.
68. Эксакусто Т.В. Групповая психокоррекция: тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.- 254 с. - (Психологический практикум).
69. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст] / В. А. Ядов. - М. : Добросвет, 2000. - 596 с.