ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ЗНАЧИМОГО СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
|
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ 8
1.1. Проблема изучения саморегуляции в отечественной и зарубежной
психологии 8
1.2. Особенности саморегуляции подростков с девиантным поведением ... 15
1.3. Организация деятельности и условий значимого социального взаимодействия, влияющих на формирование саморегуляции у девиантных подростков 21
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ЗНАЧИМОГО СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 31
2.1. Организация и методы исследования компонентов саморегуляции у
подростков с девиантным поведением 31
2.2. Разработка и реализация программы «Формирование процессов
саморегуляции» 38
2.3. Анализ эффективности программы «Формирование процессов 46
саморегуляции» 46
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ 8
1.1. Проблема изучения саморегуляции в отечественной и зарубежной
психологии 8
1.2. Особенности саморегуляции подростков с девиантным поведением ... 15
1.3. Организация деятельности и условий значимого социального взаимодействия, влияющих на формирование саморегуляции у девиантных подростков 21
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ЗНАЧИМОГО СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 31
2.1. Организация и методы исследования компонентов саморегуляции у
подростков с девиантным поведением 31
2.2. Разработка и реализация программы «Формирование процессов
саморегуляции» 38
2.3. Анализ эффективности программы «Формирование процессов 46
саморегуляции» 46
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
В настоящее время характерной чертой социального взаимодействия становится тенденция отказа от принципа уважения человеческого достоинства, неумение тактично и грамотно излагать свою позицию не задевая значимые аспекты жизни другого человека, жестокость в отношениях, низкий уровень терпимости к людям. Нестабильность общества воздействует на подростков, у которых еще не выработана четкая жизненная позиция, которым, в силу возрастных особенностей свойственны максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем. Рост девиантного поведения несовершеннолетних является социальной угрозой современного российского общества.
Согласно статистическим данным РОССТАТ за 2016 и 2017 год в России число, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии достигает 53,7 и 45,3 тысячи преступлений [64].
Такое количество подростковой преступности может быть обусловлено рядом факторов: длительное отсутствие определённых занятий;
подстрекательство со стороны взрослых преступников; отрицательное влияние в семье и ближайшем окружении; недостатки учебно-воспитательной работы и в организации досуга.
Актуальность исследования.
Согласно основным принципам Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» - «.. .акцент на воспитание не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям» [3].
В соответствии с государственным заказом, на основании Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» [3] - образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [3]. Актуальность настоящего исследования определяется рядом противоречий и рассогласованностью между:
1. социальным заказом государства и недостаточно научно - обоснованных аспектов реализации;
2. применение устаревших подходов, направленных на коррекцию девиантного поведения и необходимостью разработки современных подходов, способствующих формированию саморегуляции.
Не смотря на накопленные научные исследования в области интересующей нас проблематики и имеющийся практический опыт вопрос формирования регуляторных процессов стоит остро. Формирование саморегуляции имеет особое значение в подростковом возрасте, так как в этот период происходит интенсивное развитие личности. Центральным в личности подростка становится активное стремление к занятию новой социальной позиции, утверждение во взрослом мире и повышенное внимание к своему внутреннему миру (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн).
В современном мире возросло внимание к проблеме девиантного поведения в подростковой среде. У подростков с отклоняющимся поведением недостаточно развиты процессы саморегуляции, что проявляется в социально - дезадаптированном поведении, в подчинении групповым тактикам и программам поведения, низком уровне рефлексии (осознании собственных поступков и программировании поведения) и высоком уровне самостоятельности [23]. Особенности девиантного поведения тесно связаны с формированием искаженной системы саморегуляции, что делает особенно актуальной проблему формирования и развития процессов саморегуляции у «трудных» подростков
Исходя из Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», основными задачами которого являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям [4], мы можем сделать вывод, что данная группа подростков особо нуждается в развитии навыков саморегуляции.
На наш взгляд, недостаточное внимание уделяется проблеме формирования саморегуляции у девиантных подростков в условиях значимого социального взаимодействия. Современная наука и практика не имеют методических рекомендаций, не выявлены психолого-педагогические условия, которые определили бы содержание и методы, направления работы по формированию процессов саморегуляции у девиантных подростков. Поэтому, формирование процессов саморегуляции будет чрезвычайно актуальной, так как степень ее сформированности влияет не только на результаты деятельности - поведения, но и на процесс социализации и развития личности в целом.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу формирования саморегуляции у девиантных подростков.
Объект исследования - саморегуляция девиантных подростков.
Предмет исследования - программа формирования саморегуляции у девиантных подростков в условиях значимого социального взаимодействия.
Гипотеза исследования - разработанная программа будет способствовать формированию навыков саморегуляции у подростков с девиантным поведением.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и определить основные теоретические подходы по проблеме исследования;
2. Выявить психологические особенности формирования саморегуляции у подростков с девиантным поведением;
3. Организация и проведение эмпирического исследования;
4. Разработать и реализовать программу;
5. Анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования. Базой исследования явились такие аспекты как:
1. - гуманистическая теория личности А Маслоу, К. Роджерсом, Г. Олпортом, А. Бандурой;
2. положения деятельностного подхода Л.С. Выготского, A. Н. Леонтьева;
3. субъектный подход к исследованию психики человека (С.Л. Рубинштейн К.А. Абульханова-Славская) [56], [57], [6];
4. концепция осознанной психической саморегуляции
произвольной активности О.А. Конопкина [30];
5. авторская концепция индивидуального стиля саморегуляции
B. И. Моросановой [41], [39], [38].
Практическая значимость исследования. Тема магистерской диссертации является важной для теории и практики работы Государственного казенного общеобразовательного учреждения закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением. Данное направление работы для учреждения закрытого типа является необходимым. Работа, направленная на формирование процессов саморегуляции у девиантных подростков является очень важной для организации процесса социальной реабилитации подростков с отклоняющимся поведением, воспитывающихся в названном учреждении. Так же практическая значимость состоит в том, что описаны условия, технологии и подходы организации работы, направленной на формирование процессов саморегуляции у подростков с девиантным поведением в условиях значимого социального взаимодействия.
Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из двух глав, шести параграфов, заключение, списка литературы (69 наименований источников), 1 приложение. Всего страницы - 82.
Согласно статистическим данным РОССТАТ за 2016 и 2017 год в России число, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии достигает 53,7 и 45,3 тысячи преступлений [64].
Такое количество подростковой преступности может быть обусловлено рядом факторов: длительное отсутствие определённых занятий;
подстрекательство со стороны взрослых преступников; отрицательное влияние в семье и ближайшем окружении; недостатки учебно-воспитательной работы и в организации досуга.
Актуальность исследования.
Согласно основным принципам Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» - «.. .акцент на воспитание не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям» [3].
В соответствии с государственным заказом, на основании Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» [3] - образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [3]. Актуальность настоящего исследования определяется рядом противоречий и рассогласованностью между:
1. социальным заказом государства и недостаточно научно - обоснованных аспектов реализации;
2. применение устаревших подходов, направленных на коррекцию девиантного поведения и необходимостью разработки современных подходов, способствующих формированию саморегуляции.
Не смотря на накопленные научные исследования в области интересующей нас проблематики и имеющийся практический опыт вопрос формирования регуляторных процессов стоит остро. Формирование саморегуляции имеет особое значение в подростковом возрасте, так как в этот период происходит интенсивное развитие личности. Центральным в личности подростка становится активное стремление к занятию новой социальной позиции, утверждение во взрослом мире и повышенное внимание к своему внутреннему миру (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн).
В современном мире возросло внимание к проблеме девиантного поведения в подростковой среде. У подростков с отклоняющимся поведением недостаточно развиты процессы саморегуляции, что проявляется в социально - дезадаптированном поведении, в подчинении групповым тактикам и программам поведения, низком уровне рефлексии (осознании собственных поступков и программировании поведения) и высоком уровне самостоятельности [23]. Особенности девиантного поведения тесно связаны с формированием искаженной системы саморегуляции, что делает особенно актуальной проблему формирования и развития процессов саморегуляции у «трудных» подростков
Исходя из Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», основными задачами которого являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям [4], мы можем сделать вывод, что данная группа подростков особо нуждается в развитии навыков саморегуляции.
На наш взгляд, недостаточное внимание уделяется проблеме формирования саморегуляции у девиантных подростков в условиях значимого социального взаимодействия. Современная наука и практика не имеют методических рекомендаций, не выявлены психолого-педагогические условия, которые определили бы содержание и методы, направления работы по формированию процессов саморегуляции у девиантных подростков. Поэтому, формирование процессов саморегуляции будет чрезвычайно актуальной, так как степень ее сформированности влияет не только на результаты деятельности - поведения, но и на процесс социализации и развития личности в целом.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу формирования саморегуляции у девиантных подростков.
Объект исследования - саморегуляция девиантных подростков.
Предмет исследования - программа формирования саморегуляции у девиантных подростков в условиях значимого социального взаимодействия.
Гипотеза исследования - разработанная программа будет способствовать формированию навыков саморегуляции у подростков с девиантным поведением.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и определить основные теоретические подходы по проблеме исследования;
2. Выявить психологические особенности формирования саморегуляции у подростков с девиантным поведением;
3. Организация и проведение эмпирического исследования;
4. Разработать и реализовать программу;
5. Анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования. Базой исследования явились такие аспекты как:
1. - гуманистическая теория личности А Маслоу, К. Роджерсом, Г. Олпортом, А. Бандурой;
2. положения деятельностного подхода Л.С. Выготского, A. Н. Леонтьева;
3. субъектный подход к исследованию психики человека (С.Л. Рубинштейн К.А. Абульханова-Славская) [56], [57], [6];
4. концепция осознанной психической саморегуляции
произвольной активности О.А. Конопкина [30];
5. авторская концепция индивидуального стиля саморегуляции
B. И. Моросановой [41], [39], [38].
Практическая значимость исследования. Тема магистерской диссертации является важной для теории и практики работы Государственного казенного общеобразовательного учреждения закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением. Данное направление работы для учреждения закрытого типа является необходимым. Работа, направленная на формирование процессов саморегуляции у девиантных подростков является очень важной для организации процесса социальной реабилитации подростков с отклоняющимся поведением, воспитывающихся в названном учреждении. Так же практическая значимость состоит в том, что описаны условия, технологии и подходы организации работы, направленной на формирование процессов саморегуляции у подростков с девиантным поведением в условиях значимого социального взаимодействия.
Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из двух глав, шести параграфов, заключение, списка литературы (69 наименований источников), 1 приложение. Всего страницы - 82.
В нашей работе было проведено исследование, целью которого стало теоретически обосновать, разработать и апробировать программу формирования саморегуляции у девиантных подростков. Была выдвинута гипотеза, что разработанная программа будет способствовать формированию навыков саморегуляции у подростков с девиантным поведением.
Таким образом, проанализировав теоретические аспекты и экспериментальные данные, была предпринята попытка обосновать значимость формирования саморегуляции у подростков с девиантным поведением и оказать коррекционное влияние на развитие компонентов саморегуляции. С целью выявления особенностей формирования саморегуляции у девиантных подростков, мы проанализировали особенности и характер девиантного поведения, рассмотрели подходы к его определению. Отмечено, что в различных источниках литературы, среди факторов, имеющих влияние на характер поведения, часто называются особенности личности, которые фактически являются содержательной составляющей саморегуляции. Разобрав основные принципы и направления в исследованиях саморегуляции у подростков с девиантным поведением, было отмечено, что исследования осуществлялись в рамках мотивационного подхода, но, с нашей точки зрения более обоснован подход с позиции личностного аспекта, так как проблема регуляции поведения, в том числе и отклоняющегося, должна изучаться в контексте исследования проблемы личности.
Далее было рассмотрено развитие процессов саморегуляции ее структурных компонентов. На основании этого разработана психологическая модель формирования саморегуляции. Определены содержательные компоненты саморегуляции: эмоциональный, когнитивный, поведенческий, а так же диагностические методики, позволяющие оценить степень ее сформированности у подростков с девиантным поведением.
Подростки с не девиантным поведением успешно социализируются, ориентируясь на свою семью, и усваивают нормы сообществ, формируется собственная жизненная позиция. Девиантные подростки не найдя поддержки в семье и школе вынуждены ориентироваться на негативно ориентированные сообщества. Принимая ценности и нормы таких сообществ, у подростков не формируется своя социальная личностная позиция, или она приобретает асоциальную направленность. Основанием разработки программы «Формирование процессов саморегуляции» стало, с одной стороны ориентация подростков приспосабливаться к социальному окружению, а с другой полученные данные в экспериментальной и контрольной группах существенно не отличаются - сформированность компонентов саморегуляции у большинства подростков с девиантным поведением имеет низкий и средний уровни развития.
В результате формирующего эксперимента, направленного на формирование процессов саморегуляции в условиях значимого социального взаимодействия, были установлены существенные изменения.
У испытуемых значительно снизился уровень агрессии (в начале эксперимента агрессивность отмечалась у 50% подростков, в конце - 8,4%), значимо повысился общий уровень саморегуляции (в начале 100% - низкий уровень, в конце 50% испытуемых имели показатель по среднему уровню), также значимо повысились показатели по шкале «планирование» (в начале 50% - низкий уровень и 50% - средний уровень, в конце эксперимента 66,6% испытуемых имели средний уровень развития, а 33,4% - высокий),
доминирующей копинг - стратегией стала стратегия разрешения проблем, значительно повысился уровень социального самоконтроля (в начале низкий и средний уровень имели 58,3% и 41,7% испытуемых соответственно, после формирующего эксперимента имели высокий уровень - 16,6%, средний уровень - 75%, низкий уровень - 8,4% подростков).
Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно заключить, что цель исследовательской работы достигнута, гипотеза доказана - разработанная программа способствовала формированию саморегуляции у подростков с девиантным поведением, задачи, поставленные в начале работы, решены.
Таким образом, проанализировав теоретические аспекты и экспериментальные данные, была предпринята попытка обосновать значимость формирования саморегуляции у подростков с девиантным поведением и оказать коррекционное влияние на развитие компонентов саморегуляции. С целью выявления особенностей формирования саморегуляции у девиантных подростков, мы проанализировали особенности и характер девиантного поведения, рассмотрели подходы к его определению. Отмечено, что в различных источниках литературы, среди факторов, имеющих влияние на характер поведения, часто называются особенности личности, которые фактически являются содержательной составляющей саморегуляции. Разобрав основные принципы и направления в исследованиях саморегуляции у подростков с девиантным поведением, было отмечено, что исследования осуществлялись в рамках мотивационного подхода, но, с нашей точки зрения более обоснован подход с позиции личностного аспекта, так как проблема регуляции поведения, в том числе и отклоняющегося, должна изучаться в контексте исследования проблемы личности.
Далее было рассмотрено развитие процессов саморегуляции ее структурных компонентов. На основании этого разработана психологическая модель формирования саморегуляции. Определены содержательные компоненты саморегуляции: эмоциональный, когнитивный, поведенческий, а так же диагностические методики, позволяющие оценить степень ее сформированности у подростков с девиантным поведением.
Подростки с не девиантным поведением успешно социализируются, ориентируясь на свою семью, и усваивают нормы сообществ, формируется собственная жизненная позиция. Девиантные подростки не найдя поддержки в семье и школе вынуждены ориентироваться на негативно ориентированные сообщества. Принимая ценности и нормы таких сообществ, у подростков не формируется своя социальная личностная позиция, или она приобретает асоциальную направленность. Основанием разработки программы «Формирование процессов саморегуляции» стало, с одной стороны ориентация подростков приспосабливаться к социальному окружению, а с другой полученные данные в экспериментальной и контрольной группах существенно не отличаются - сформированность компонентов саморегуляции у большинства подростков с девиантным поведением имеет низкий и средний уровни развития.
В результате формирующего эксперимента, направленного на формирование процессов саморегуляции в условиях значимого социального взаимодействия, были установлены существенные изменения.
У испытуемых значительно снизился уровень агрессии (в начале эксперимента агрессивность отмечалась у 50% подростков, в конце - 8,4%), значимо повысился общий уровень саморегуляции (в начале 100% - низкий уровень, в конце 50% испытуемых имели показатель по среднему уровню), также значимо повысились показатели по шкале «планирование» (в начале 50% - низкий уровень и 50% - средний уровень, в конце эксперимента 66,6% испытуемых имели средний уровень развития, а 33,4% - высокий),
доминирующей копинг - стратегией стала стратегия разрешения проблем, значительно повысился уровень социального самоконтроля (в начале низкий и средний уровень имели 58,3% и 41,7% испытуемых соответственно, после формирующего эксперимента имели высокий уровень - 16,6%, средний уровень - 75%, низкий уровень - 8,4% подростков).
Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно заключить, что цель исследовательской работы достигнута, гипотеза доказана - разработанная программа способствовала формированию саморегуляции у подростков с девиантным поведением, задачи, поставленные в начале работы, решены.
Подобные работы
- Педагогическая реабилитация подростков с девиантным
поведением средствами хип-хоп культуры
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2016 - Особенности механизмов соморегуляции подростков с девиантным поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Особенности мотивационно-смысловой сферы и агрессивных реакций у подростков, воспитывающихся в условиях школы-интерната и специальных учреждениях закрытого типа
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Социальная работа по профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте: основные проблемы и пути решения (Волгоградский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - Психологические факторы проявления агрессии у подростков с девиантным поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2024 - Склонность к девиантному поведению подростков в контексте их
психологических особенностей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Склонность к девиантному поведению в юности в контексте актуальных страхов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022



