ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения субъектной организации и повествования в прозаическом произведении 5
1.1. Сущность понятия повествование в художественной литературе 5
1.2. Структура повествования 7
1.3 Понятие субъектной организации в художественной литературе 11
1.4. Специфика повествования в детской прозе 14
ГЛАВА 2. Художественное своеобразие организации повествования в современной детской прозе 21
2.1. Особенности личного повествования в повести Л. Романовской
«Удалить эту запись?» 21
2.2. Мир глазами ребенка в повести К. Беленковой «Я учусь в четвертом
КРО» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
Детская литература - особый вид, подраздел художественной литературы, имеющий большое значение в социокультурном контексте, так как она выполняет, в большей степени, по сравнению со всей остальной литературой, воспитательную функцию. Значимость детской литературы в жизни одного конкретного человека и целого поколения переоценить трудно, потому как книги, которые мы читаем в детстве, часто играют важную роль в формировании нашей личности и мировоззрения в дальнейшем. Так, в определенное время в истории России, детские художественные произведение были инструментом формирования тех качеств личности, которые считались единственно правильными и полезными в рамках государственной идеологии. Книги, предназначенные для детей, кроме всего прочего, призваны передавать ребенку опыт предшествующих поколений, расширять его представление о мире, знакомить ребенка с его родным языком, учить овладевать им, чувствовать его. Детская литература, как вид художественной литературы, ориентирована еще и на развитие эстетического сознания ребенка. Произведения, ориентированные на детскую и подростковую аудиторию, должны соответствовать потребностям на детей на каждом из этапов их развития. Авторам, пишущим для детей, необходимо обращать внимание на особенности детской психологии.
Детская литература стала специальным предметом исследования литературоведов относительно недавно. На сегодняшний день, в области исследований детской художественной книги, особенно современной, существует много спорных и неоднозначных вопросов. Данный факт обуславливает актуальность нашей работы.
Объектом нашего исследования будут являться произведения современной детской прозы: Ксения Беленкова «Я учусь в четвертом КРО», Лариса Романовская «Удалить эту запись?». Нами не случайно были выбраны произведения, вошедшие в шорт-лист всероссийского литературного конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру». Принципиальное значение здесь имеет то, что в голосовании принимают участие не только взрослые эксперты, но и сами дети, которым данные тексты адресованы. Их выбор позволяет показать, насколько представления взрослых авторов о детях и их интересах соответствуют реальности. Детская литература пишется взрослыми для детей, но не всегда взрослый автор может угадать современные интересы ребенка, почувствовать значимые для него проблемы. Повести «Я учусь в четвертом КРО» и «Удалить эту запись?», нашли отклик у того круга читателей, которому они были адресованы, следовательно, они соответствуют реальным интересам и потребностям детей.
Под предметом исследования мы понимаем особенности повествования в современной детской прозе.
Цель нашего исследования - выявить и обосновать особенности повествования в современной детской прозе.
Результаты наших исследований могут найти практическое применение в школе: в анализах произведений современной литературы, в частности детской и подростковой.
В первой главе мы рассмотрим теоретические аспекты понятия повествование, попытаемся понять структуру данного понятия, рассмотреть и систематизировать все его элементы. Рассмотрим особенности повествования в детской прозе в целом.
Вторая глава будет посвящена анализу выбранных нами произведений, выявлению особенностей повествования в этих произведениях.
Таким образом, перед нами стоят следующие задачи:
1. Изучить литературоведческие труды, посвященные вопросам повествования и субъектной организации в эпическом произведении.
2. Проанализировать теоретические положения и наблюдения исследователей, относительно организации повествования в детской литературе.
3. Рассмотреть, как создается образ электронного дневника подростка в повести Л. Романовской «Удалить эту запись?».
4. Рассмотреть субъектную организацию повести К. Беленвковой «Я учусь в четвертом КРО», увидеть, как моделируется точка зрения, взгляд на мир «особенного ребенка».
5. Сделать вывод о художественных особенностях новейшей подростковой прозы в плане субъектной организации и структуры повествования.
Детская литература, с момента своего возникновения, всегда имела большое значение в формировании личности грамотного читателя и воспитании высоких моральных качеств в человеке. На сегодняшний день задачи детской литературы остаются теми же, а проблем, которые важно и нужно обсуждать с детьми, стало больше. Кроме того, ситуация осложняется проблемой детского чтения. Современным детям очень сложно привить интерес к чтению, так как книгу им заменили гаджеты и социальные сети. Следовательно, авторам детских произведений предъявляется ряд некоторых требований, которые важно выполнять, чтобы привлечь читателя: произведение должно быть понятным, захватывающим, актуальным. Такими, по нашему мнению, являются повести «Я учусь в четвертом КРО» Ксении Беленковой и «Удалить эту запись» Ларисы Романовской.
В ходе исследования нами были выполнены следующие задачи:
- мы изучили и систематизировали труды, посвященные вопросам повествования и субъектной организации в художественной литературе;
- рассмотрели особенности повествования в детской прозе;
- проанализировали два художественных текста и попытались выделить в них особенности повествования, присущие современной детской прозе.
На основании полученных результатов, мы можем заключить, что главными особенностями повествования современной детской прозы являются:
- обращенность к личности героя-ребенка, акцент на процессе его развития и самопознании.
- Особая проявленность точки зрения автора через композицию, субъектную организацию текста.
Автор остается главным организующим центром повествования, хоть и отдает слово герою-ребенку. Современные авторы ищут новые способы раскрытия детской точки зрения на окружающий мир, и им это удается. Процесс развития ребенка становится главным предметом рассмотрения современных детских авторов.
Идеи психологии и педагогики на сегодняшний день позволяют достаточно глубоко проникнуть в детское сознание. В связи с чем современную детскую прозу можно считать особенно психологизированной. Авторы прибегают к новым формам оформления повествования, которые соответствуют современным реалиям и помогают детально раскрыть процесс становления современного подростка, ребенка на переходном этапе его жизни.
Таким образом, можно считать задачи, поставленные нами в начале исследования, выполненными, а цель - достигнутой.
1. Абашева, М. П., Максимова, Т. О. Блог-литература как феномен: опыт Евгения Гришковца [Текст]// Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2017. Т. 9, вып. 4. С. 103-112.
2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - З-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 17-33.
3. Барковская, Н.В. Анализ литературного произведения в школе [Текст]: Учебно-методическое пособие. Серия «Школьная филология» / Урал. Гос. Пед. ун-т; Институт фи-лологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО. — Екатеринбург: Издательство АМБ, 2008. С. 39-56.
4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст]// Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. / Под ред. С.Г.Бочарова, Л.А.Гоготишвили. - М.: Русские словари, 2002. - Т.6.
5. Беленкова, К. Я учусь в четвертом КРО [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://kniguru.info/korotkiy-spisok-sedmogo-sezona/ya-uchus-v-chetvyortom-kro
6. Гуковский, Г.А. Реализм Гогля [Текст]/ Г.А. Гуковский. - М.: Гос. изд. худ. лит., 1959. 532 с.
7. Кожевникова, Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. [Текст] / Н.А. Кожевникова. М., 1994.
8. Корман, Б.О. Изучение текста художественного произведения [Текст]/ Б.О. Корман. - М.: Просвещение, 1972.
9. Корман, Б.О. Принципы анализа художественного произведения и построение единой системы литературоведческих понятий [Текст]/ Б.О. Корман// Б.О. Корман. Избранные труды по теории и истории литературы / Предисл. и составл. В.И. Чулкова. Ижевск: изд-во Удм. ун-та, 1992. 236 с.
10. Краткая литературная энциклопедия. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://feb-web.ru/.
11. Лейдерман, Н.Л. Движение времени и законы жанра [Текст]/ Н.Л. Лейдерман. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982.С 73-84.
12. Лейдерман Н.Л. Теория жанра: Научное издание [Текст] /Н.Л. Лейдерман. - Институт филологических исследований и обзовательных стратегий ловесник» УрО РАО; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - 904 с.
13. М.А. Хорошие книги о хороших людях. О феномене детской литературы [Текст] / М.А. Литовская // Филологический класс. - 2004.
- №11. - С. 72-82.
14. Михеев, М. Ю. Дневник как эго текст (Россия, XIX-XX) [Текст] / М.Ю. Михеев. - М.: Водолей, 2007.
15. Минералова, И. Г. Детская литература : учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / И. Г. Минералова. — М. : Издательство Юрайт, 2016 — 333 с.
16. Большая Российская Энциклопедия. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://bigenc.ru/psychology/text/1950106.
17. Посашкова Е.В. Повесть «нравственного урока» (на материале прозы А.Алексина и А.Лиханова) [Текст] / Е.В. Посашкова // Русская литература ХХ века. Вып.2. Екатеринбург: УрГПУ, 1995. С. 76-88
18. Романовская, Л. «Удалить эту запись?» [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://kniguru.info/korotkiy-spisok-sedmogo-sezona/udalit-etu-
zapis.
19. Тамарченко, Н.Д. Теория литературы [Текст]: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Н.Д.Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман; под ред. Н. Д.Тамарченко. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 512 с.
20. Хализев, В. Е. Теория литературы [Текст]: Учебник/В. Е. Хализев.— 4¬е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 2004.-405 с.