Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Работа №96504

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы179
Год сдачи2018
Стоимость4955 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
222
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1. Теоретический анализ проблемы профессионального
самоопределения личности в отечественной и зарубежной психологии 11
1.2. Особенности профессионального самоопределения личности в
подростковом возрасте 18
Выводы по первой главе 28
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Уровневая характеристика профессионального
самоопределения старших подростков
2.3. Описание модели психолого-педагогического сопровождения
профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте
2.4. Описание реализации апробации модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте
Выводы по второй главе
Заключение 88
Литература 94
Приложения 115

Актуальность. В современном мире в условиях экономического роста, научно-технического прогресса и рыночной экономики всё больше возрастает потребность в высококвалифицированных кадрах всех уровней и профессий, при этом важную роль играет соответствие подготовки специалистов требованиям рынка труда и социального заказа общества. Эта проблема очевидна для всех стран, особенно экономически развитых (ускорение развития науки, техники, изменений в технологиях), в которых постоянно меняется структура профессий и выше требования к подготовке кадров, а так же труднее выбрать «свой путь».
Интерес государства к профориентации закономерно повышается. В планах на шестилетку из послания В.В. Путина Федеральному собранию от 01.03.2018 одной из задач стоит модернизация системы профобразования. С нового учебного года 2018-2019 будет запущен проект ранней профессиональной ориентации “Билет в будущее” [39]. Проект, направленный на профориентацию школьников 6-11 классов, является дополнением масштабной программы, которая затронет выпускников российских школ. Так же Президент России отметил, что в обязательную школьную программу уже введен отдельный предмет «Технология», который направлен как раз на раннюю профориентацию.
Сегодня существует ряд проектов, взгляд которых направлен на будущее. Наиболее известный прогноз относительно мира профессий реализован в национальном проекте "Атлас новых профессий", который нацелен на информирование и обучение новым отраслям, которые будут активно развиваться, новым технологиям, продуктам, практикам управления и новым профессиям [17].
При повышении потребности в более рациональном использовании ресурсов и в большей эффективности и производительности деятельности, необходимо успешное профессиональное самоопределение молодежи.
Социально адаптированное, обладающее востребованными профессиональными компетенциями молодое поколение - это один из главных факторов экономического развития государства. Не случайно проблематика значимости профориентационной работы в школах поднимается в выступлениях Президента РФ [81];
Несомненный интерес ученых, педагогов и психологов к проблеме профессионального самоопределения подтверждается и количеством научных публикаций, а также конференций, посвященных данной проблеме. Так, за последние пять лет количество публикаций по проблемам профессионального самоопределения увеличилось больше чем в 2 раз (с 4196 - 2013 год до 10277 - 2018год). Вместе с тем, нельзя не подчеркнуть, что исследования профессионального самоопределения имеют длительную историю развития в нашей стране (примерно 100 лет).
В последние десятилетия ХХ века проблема профессионального самоопределения школьников привлекала внимание ученых и практиков. Ее концептуальное оформление отражено в содержании исследовательских работ:
- по выявлению сущности самоопределения личности - Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, О.С. Газман, С.Л. Рубинштейн и др.;
- по созданию системы профориентации - В.И. Журавлев, М.В. Воробьева, Е.В. Таточенко, В.Ф. Сахаров, И.Д. Чечель, Б.А. Федоришин и др.;
- по профконсультированию школьников - Л.А. Йовайши, А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, С.С. Гриншпун и др.;
- по выявлению мотивов и факторов профессионального самоопределения учащихся - Е.А. Климов, Б.И. Бурняшов, С.Н. Чистякова, Е.М. Павлютенков и др.
В условиях современной России старшеклассники ориентируются на престиж выбираемой профессии, что подтверждается в исследованиях А.А. Зотова, В.И. Носкова, А.В. Юпитова [127]. Согласно данным С.Н. Чистяковой (по данным исследований, проводимым в Институте образования НИУ ВШЭ), 50% обучающихся не связывают выбор профессионального будущего со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 67% школьников не имеют представления о научных основах выбора профессии; 46% респондентов ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых; 44% не обеспечены сведениями о возможностях продолжения образования [213].
Большое значение имеет ранняя профориентация подростков 14- 17лет. Именно в этом возрасте они должны пытаться найти себя, определить свое место в жизни и выбрать из множества возможностей и форм деятельности те, которые максимально соответствовали бы конкретной личности, позволили бы ей эффективно реализовать жизненную стратегию и одновременно стать активным участником жизни страны [182].
Система образования в настоящее время устранилась от профориентационной работы со школьниками. Так, например, по мнению руководителя отдела профориентации «Гуманитарные технологии» К.А. Кузнецова, на сегодняшний день слабо представлена система работы по профессиональной ориентации со школьниками [39].
В результате у части выпускников школ слабо сформированы мотивы профессионального выбора. Они затрудняются в выборе своего дальнейшего профессионального обучения, не проявляют готовности и желания самостоятельно определить свой жизненный и профессиональный путь, зачастую перекладывая ответственность на родителей [79].
Проблема настоящего исследования обусловлена следующими противоречиями между:
1) существенной значимостью профориентации как для отдельной самоопределяющееся личности, так и для общества в целом и реальная недооценка важности данного направления работы в условиях образовательной организации;
2) необходимостью разработки инновационной системы профориентационной работы, отвечающей требованиям современного общества, слабой подготовкой специалистов-профконсультантов и наличием высокого потенциала исследований в области профориентологии;
3) потребностями и ожиданиями старшеклассников и их родителей в оказании психолого-педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении и недостаточной научно-методической и организационной готовностью общеобразовательных организаций к удовлетворению данного запроса;
Цель: разработка и апробация модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте.
Объект: профессиональное самоопределение старших подростков.
Предмет: процесс психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: процесс психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся будет успешен при условии реализации системы мероприятий, основанной на акмеологическом подходе, принципах детерминации, системности, субъектности, с применением вариативных форм взаимодействия с субъектами образовательного процесса, предполагающего такие психологические механизмы как идентификация, рефлексия, антиципация в процессах наблюдения, дискуссии, моделирования и мысленного проигрывания будущей профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения личности в отечественной и зарубежной психологии.
2. На теоретическом уровне выявить и описать особенности профессионального самоопределения личности в подростковом возрасте.
4. Установить уровневую характеристику профессионального самоопределения старших подростков.
5. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте.
6. Провести апробацию модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №6 г.Среднеуральска Свердловской области. Учащиеся 10 классов.
Теоретико-методологическая основа исследования - положения психологии о человеке как развивающейся личности и субъекте развития в процессе жизнедеятельности, основанные на акмеологическом подходе, и принципе взаимосвязи теории и практики. Принципиальные положения современной психологической науки о социальной обусловленности развития личности в деятельности, общении и профессиональной подготовке (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и др.); идеи акмеологического подхода (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, О.В. Москаленко, В.М. Дьячков, О.С. Анисимов, В.С. Агапов, Л.В. Темнова, В.Л. Хайкин и др ); концепция жизненного и профессионального самоопределения молодежи (К.А. Абульханова- Славская, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и др.); современные идеи гуманистической психологии и педагогики. Использовались результаты теоретических исследований по проблемам профессионального становления личности в образовательном процессе, принципы моделирования профессиональной психологической подготовки личности (Л.Н. Захарова, В.А. Пономаренко, В.В.Рыжов).
Методы исследования: метод теоретического анализа литературы по проблеме научного исследования, метод моделирования, эмпирические методы (в том числе вербально-коммуникативные методы, метод тестирования, метод психолого-педагогического эксперимента), методы математико-статистического анализа эмпирических данных
Метод теоретического исследования: метод теоретического анализа литературы по проблеме научного исследования.
Экспериментальные методы: вербально-коммуникативные методы, метод тестирования, метод психолого-педагогического эксперимента.
Методы математической статистики: пакет программ математико-статистической обработки данных Statistica версии 6.0, разработанный компанией StatSoft. Данная программа русифицирована. Позволяет выполнять статистический анализ информации большого объема. Использована для расчета U-критерия Манна-Уитни, который в свою очередь позволяет определить достоверность различий между несвязными выборками.
Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:
- на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание и дано авторское определение понятия «Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников», как особая форма осуществления психологической помощи обучающемуся и создание условий для принятия оптимального решения профессионального самоопределения учеником старших классов, основанного на самостоятельном и осознанном согласовании профессионально-психологических возможностей с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла в выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации, с учетом представлений об идеальных моделях профессиональной карьеры;
- выявлена и описана уровневая характеристика профессионального
самоопределения старших подростков (когнитивно-рефлексивный уровень, который предполагает осмысление собственных интересов, возможностей и планирования профессионального пути, наличие необходимого объема знаний и представлений о профессиональном разнообразии, современных образовательных технологиях, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в современном обществе; ценностно-смысловой уровень, который предполагает нахождение личностного смысла, убежденность в значимости данного вида деятельности, сознательное и эмоциональное принятие ценностей и норм современного общества и комплекс мотивов, обеспечивающих эффективность, устойчивость и непрерывность процесса формирования профессионального самоопределения учащихся; предметно-деятельностный уровень, который предполагает формирование своего отношения к профессионально-трудовой среде и способу ее самореализации, выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей);
- разработана модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, включающая целепостановочный, организационно-содержательный и диагностико-результативный блоки, ядром которых выступает модульная программа;
- доказана перспективность использования комплекса психологического-педагогического сопровождения для эффективной реализации модели профессионального самоопределения учеников старших классов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что созданная и апробированная модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте может быть рекомендована к применению в средних общеобразовательных учреждениях.
Исследование проводилось поэтапно. На первом этапе была изучена литература по проблеме исследования профессионального самоопределения, определена цель, объект, предмет, методология исследования, сформулированы задачи и гипотеза, подобраны психодиагностические методики и намечен план проведения экспериментальной работы.
На втором этапе изучались особенности проявления профессионального самоопределения обучающихся старших классов, осуществлялся количественный и качественный анализ полученных данных.
На третьем этапе была разработана и апробирована модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте. Систематизировались и обобщались результаты исследования.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа №6 города Среднеуральска Свердловской области.
Апробация исследования. Результаты исследования обсуждались на родительском собрании десятых классов Муниципального казенного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа №6 горда Среднеуральска Свердловской области. Тема собрания «Профессиональное самоопределение».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении диссертации представлены общие выводы по итогам исследования. Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования позволяют заключить, что поставленная в исследовании цель достигнута, и сформулировать следующие основные выводы:
1. В последние десятилетия ХХ века проблема профессионального самоопределения школьников привлекала внимание ученых и практиков. Ее концептуальное оформление отражено в содержании исследовательских работ:
- по выявлению сущности самоопределения личности - Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, О.С. Газман, С.Л. Рубинштейн и др.;
- по созданию системы профориентации - В.И. Журавлев, М.В. Воробьева, Е.В. Таточенко, В.Ф. Сахаров, И.Д. Чечель, Б.А. Федоришин и др.;
- по профконсультированию школьников - Л.А. Йовайши, А.Е. Голомшток, Е.А.Климов, С.С. Гриншпун и др.;
- по выявлению мотивов и факторов профессионального самоопределения учащихся - Е.А. Климов, Б.И. Бурняшов, С.Н. Чистякова, Е.М. Павлютенков и др;
- по изучению понятия осознанного выбора будущей профессии и самопознания - В.А. Аникеев, А.Г.Асмолов, А.Н. Даванов, А.В. Мудрик, М.В. Ретивых, Н. С. Пряжников, С.Г. Тумакова, С.А. Дружилов, С.Н. Чистякова и др;
- по готовности к выбору профессии - Ю.В.Казелецкого, О.И. Ларичева, Д.А. Леонтьева, Н.Ф. Наумовой, О.В.Овчинниковой, Н.В. Пилипко, И.А. Ревиной, Г.Н. Солнцевой и др;
- по проблеме психологического сопровождения (А.Адлера, Т.В. Азаровой, М. Александровской, Г. Бардиер, М.Р. Битяновой, Э.Ф. Зеер, Е.А. Казаковой, Л.А. Кандыбовича, Е.И. Козыревой, Г. Меррея, Р.В. Овчаровой, Н. Ромазана, Т.И. Чирковой и др.;
- по исследованию психологического сопровождения формирования готовности к выбору будущей профессии - А.И. Влазнев, Д.С. Ермаков, Е.А. Климов, Л.М. Митина, Т.Г.Новикова, Г.Д. Петрова, Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина, Н.Ф. Родичева,Г.Ч. Тахтамышева, С.Г. Тумакова, С.Н. Чистякова и др.
2. Выделен наиболее адекватный для решения исследуемой нами проблемы профессионального самоопределения акмеологический подход, центральным понятием которого является «созидание», выражающееся в самостроительстве профессиональной личности в соответствии с идеальной моделью. Акмеологический подход требует учета в профориентации не только профессиональных интересов, склонностей и притязаний обучающихся, но их представлений об идеальных моделях профессиональной карьеры;
3. Теоретический анализ изучаемой проблемы показал:
- «профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда» [49, с.15];
- личностное самоопределение понимается как выбор и реализация личностью тех или иных социальных ролей, как обретение социальных стереотипов, жизненного стиля и самого образа жизни. В данном случае профессия и социальные роли выступают как средства реализации образа жизни или жизненного стереотипа личности;
- на основе теоретического анализа дано рабочее определение профессионального самоопределения, которое мы понимаем как, самостоятельное и осознанное согласование профессионально- психологических возможностей личности с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации;
- на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание и дано авторское определение понятия «Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников», как особая форма осуществления психологической помощи обучающемуся и создание условий для принятия оптимального решения профессионального самоопределения учеником старших классов, основанного на самостоятельном и осознанном согласовании профессионально-психологических возможностей с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла в выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации, с учетом представлений об идеальных моделях профессиональной карьеры.
4. Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил выявить особенности профессионального самоопределения личности в подростковом возрасте и обозначить задачу профессионального самоопределения как одну из главных на этом возрастном этапе. Старшего подростка надо поддержать, чтобы он сам определился, нашел смысл в профессиональной деятельности с учетом представлений об идеальной модели профессиональной карьеры и принял свое собственное решение.
Определены и классифицированы причины, затрудняющие профессиональное самоопределение учеников старших классов: слабую ориентацию в мире профессий, неверный анализ и систематизация получаемой информации о той или иной сфере деятельности, а так же руководство в выборе, основанное на информации из неверных или предвзятых источников информации; ошибочное представление о возможностях освоения выбранной профессии, выбор на основе симпатии к тем или иным личностным качествам представителя определенной профессии, героизация подражание перенесения своего личного отношения к человеку на профессию; выбор профессии осуществлен без учета цели, намерений, интересов и способностей личности; выбор профессии осуществлен без учета уровня профессиональной пригодности личности (возможностей и ограничений); преобладание вербальных форм в профориентации при отсутствии возможности профессиональных проб; ориентация в профессиональном самоопределении на стереотипы общества в плане стремления к материальным благам; неумение вовремя поменять ошибочное решение при получении дополнительной информации.
5. Подобраны методы исследования и методики «Опросник профессиональной готовности (ОПГ)», автор Кабардова Л.Н.; «Профессиональная готовность», автор Чернявская А.П.; Эссе «Мой профессиональный путь», методика «Мотивация профессиональной деятельности», автор К. Замфир в модификации А. А. Реана; методика «Морфологический тест жизненных ценностей», автор В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина.
6. Определена содержательная сторона и уровневая характеристика профессионального самоопределения учеников старших классов.
Компонентами уровневой характеристики профессионального самоопределения являются: когнитивно-рефлексивный (осмысление собственных интересов, возможностей и планирования профессионального пути, наличие необходимого объема знаний и представлений о профессиональном разнообразии, современных образовательных технологиях, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в современном обществе); ценностно-смысловой (нахождение личностного смысла, убежденность в значимости данного вида деятельности, сознательное и эмоциональное принятие ценностей и норм современного общества и комплекс мотивов, обеспечивающих эффективность, устойчивость и непрерывность процесса формирования профессионального самоопределения учащихся); предметно-деятельностный уровень (предметно-деятельностный фактор).
7. С учетом содержательной стороны и уровневой характеристики профессионального самоопределения учеников старших классов разработана психолого-педагогическая модель сопровождения профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте, реализованная в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении - средней общеобразовательной школы №6 горда Среднеуральска Свердловской области.
Цель модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте - оказание помощи старшекласснику в осуществлении осознанного выбора профессии и формировании собственной системы ценностных ориентаций для гармоничного взаимодействия с обществом путем соотнесения этой системы с общечеловеческими и профессиональными ценностями.
Функциональными блоками модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в старших классах являются целепостановочный, организационно-содержательный и диагностико-результативный.
Компонентами модели психолого-педагогического сопровождения являются:
- когнитивно-ценностный компонент (общая информационная культура в сфере выбора профессиональной направленности; комплекс ценностных ориентаций);
- мотивационно-деятельностный компонент (мотивационные составляющие (интересы, потребности, мотивы), готовность к выбору профессиональной деятельности);
- социально-коммуникативный компонент (культура отношений, социальная адаптированность).
8. Выявлена положительная динамика процесса профессионального самоопределения старшеклассников в условиях психологического сопровождения учащихся. Результаты исследования позволяют сделать положительный прогноз относительно возможностей психологического сопровождения профессионального самоопределения учеников старших классов.
9. Получила подтверждение научная гипотеза исследования о том, что процесс психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся будет успешен при условии реализации системы мероприятий, основанной на акмеологическом подходе, принципах детерминации, системности, субъектности, с применением вариативных форм взаимодействия с субъектами образовательного процесса, предполагающего такие психологические механизмы как идентификация, рефлексия, антиципация в процессах наблюдения, дискуссии, моделирования и мысленного проигрывания будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.



1. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности: Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности // К.А. Абульханова-Славская - М.; Воронеж, 1999. С.- 243.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская - М.: Мысль,1991.- 301 с.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии // А. Адлер; пер. с нем. и вступ. ст. А. М. Боковикова.//- М.: Амрита, 1995. С.- 296.
4. Акмеология: учебник / под общ. ред. А.А. Деркача//- М.: РАГС, 2004. С-663.
5. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996. - 216 с.
6. Амирова Л.А., Амиров А.Ф. Развитие качеств мобильной личности на этапе допрофессиональной социализации: монография/ Л.А. Амирова, А.Ф. Амиров.- Уфа: Вагант, 2011.-194 с.
7. Амонашвили Ш. Основы гуманной педагогики. Разговор с сердцем/ Ш. Амонашвили.- Книга 9.- М.: Амрита, 2017.-352 с.
8. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах / Б. Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - Т.1. - 230 с.
9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания // Б. Г. Ананьев. -М., 1977. - С.287.
10. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева//— М.; Воронеж, 1996, С¬247.
11. Анцыферова Л.И. К психологии формирования личности как развивающейся системы/ Анцыферова Л.И.// — М., 1981, С -125.
12. Антипьев А.Г., Волегов В.С. Структура спроса на профессии / Антипьев А.Г., Волегов В.С. // Вестник Пермского университета. Серия: Философия. Психология. Социология. 2011. Вып. 4 (8) - С. 15-18.
13. Антипьев А.Г. Профориентация молодежи в современном российском обществе: состояние и пути развития. // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 2 (12). - С. 147-150.
14. Арстанов М. Ж. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии /М. Ж. Арстанов, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. - Алма-Ата: Мектеп. - 1980. - 208 с.
15. Асмолов А.Г. Оптика Просвещения: социокультурные
перспективы/ Асмолов А.Г. //- Москва: Просвещение, 2012.
16. Асмолов, А.Г. Психология личности / Асмолов А.Г. // — М.: Просвещение, 1990.
17. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://atlas100.ru- Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 14.03.2017).
18. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познания, управление /В.Г. Афанасьев. - М.: УРСС, 2013. - 208 с.
19. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом / В.Г.Афанасьев. - 2-е изд. -М.: УРСС, 2013. -408 с.
20. Афанасьева, Т. Ранняя ориентация или поздний самоанализ / Афанасьева, Т. // - М.: Молодая гвардия, 1972. - С.158.
21. Баженов Л.Б. Моделирование/ Л.Б. Баженов // Философская энциклопедия/ Л.Б. Баженов, Б.В. Бирюков, В.А. Штоф.- М.: Советская энциклопедия,1964. - Т 3-с. 478-481.
22. Батаршев А. В. Психология личности и общения / А.В.Батаршев. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 248 с.
23. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности/ А.В. Батаршев.- М: Речь, 2005-208 с.
24. Батаршев А. Диагностика профессионально важных качеств/ А. Батаршев, И. Алексеева, Е. Майорова. - СПб: Питер, 2007.-192 с.
25. Батырева М.В. Процесс самоопределения городской молодежи/
автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.04.04/ Батырева Мария
Владимировна. - Тюмень, 2003. -25 с.
26. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика: учебник/ под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова.- 3-е изд. перераб. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. - 456 с.
27. Башарин В. Ю. Педагогическая технология: проблемы,
определения/ В. Ю. Башарин // Специалист. -1995. - № 5. - С. 12-16.
28. Безносов С.П. Профессиональная деформация / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. -272 с.
29. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность/ В. А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010- 339 с.
30. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2000. - 192 с.
31. Белоусов А.Е. Организационно-педагогические условия непрерывности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08/ Белоусов Анатолий Евгеньевич. - М.,2016 . -27 с.
32. Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики / Д. А. Белухин - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 304 с.
33. Берне Р. Развитие Я- концепции и воспитание: пер. с англ. / Р. Берне. -М. : Прогресс, 1986. - 422 с.
34. Бершадский М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - 256 с.
35. Беседкина А. Н. Тайна личности / А. Н. Беседкина [и др.]. - М.: Просвещение, 1986. - 96 с.
36. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем.
Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения
технологических и обучающих систем / В. П. Беспалько. - Воронеж: ВПИ, 1977. - 230 с.
37. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии/
В.П.Беспалько.- М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
38. Беркутова Д.И. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьников /Д.И. Беркутова. - Ульяновск: УлГПУ, 2006. - 104 с.
39. Билет в будущее. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http:// proforientator.ru- (Дата обращения: 14.03.2017).
40. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе /М.Р.Битянова. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
41. Блинов В.И. Сергеев И.С. Профессиональные пробы в школьной
профориентации: путь поисков / Блинов В.И. Сергеев И.С. //
Профессиональное образование и рынок труда.- 2015.- № 4. - С. 42-45.
42. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте./ Божович Л.И. //- М.: Просвещение, 1968.- С.464.
43. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации / Борисова Е.М., Гуревич К.М. // Вопросы психологии, №1.- 1988.- С. 77-82.
44. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07/ Борисова Елена Михайловна.- Москва, 1995. - 46 с.
45. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности / Братусь Б.С. // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14.- Психология. 1981. — № 2. -С. 45-56.
46. Брушлинский А.В. О критериях субъекта и его деятельности / Брушлинский А.В. //-М.; Ярославль, 2001.
47. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта / Брушлинский А.В. //-М., 1994.
48. Брушлинский, А.В. Психология субъекта: индивида и группы/ Брушлинский А.В. // Психолог, журн. 2002. - № 1. - С. 28-75.
49. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1996. - № 10.
50. Верба И. К. Профессиональное самоопределение как психологическая проблема: научное издание/И.К. Верба // Современные технологии-железнодорожному транспорту и промышленности: сб. науч. тр./под ред. Ю.А. Давыдова. -Хабаровск, 2003. — Т. 4.- С. 105-107.
51. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблема мотивации // А.Н. Леонтьев и современная психология/ Вилюнас В.К. // - М.: Из-во МГУ, 1983. - С. 191-200.
52. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика/ С.М. Вишнякова.- М.: НМЦ СПО,1999 - 538 с.
53. Возрастная психология: учебник / под ред. А.К. Белоусовой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 591 с.
54. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации. Учебник для вузов/ Б.С. Волков.- М.: Академический проспект, 2007.-331 с.
55. Волковский А.Н. Вопросы профориентации и выбора профессий в трудах зарубежных педагогов// Сов. педагогика, 1960, № 2, с. 70—83.
56. Волковский А.Н. Две французские концепции профессиональной ориентации// Сов. педагогика, 1966, № 9.-С. 147—149.
57. Воробьёв Г.Г. Человек - человек. / Воробьёв Г.Г. //-М.: Мол. Гвардия, 1983.- С.192.
58. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации / Врублевская М.М., Зыкова О.В. //¬Магнитогорск: МаГУ, 2004. - С. 80.
59. Вукович Г. Рынок труда/ Г. Вукович, И. Гелета.- М.: Феникс, 2013.-240 с.
60. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский.- М.:АСТ; Астрель, 2010.-672 с.
61. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные труды/ Л.С. Выготский.-М.: Юрайт, 2017-302 с.
62. Выготский Л. С. Собрание сочинений в шести томах/ Л. С. Выготский. - М.: Книга по требованию, 2012-Т.1.- 431 с.
63. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. Пособие// - М.: Педагогическое общество России, 2009. - С.512.
64. Гинзбург М.Ф. Личностное самоопределение как
психологическая проблема /М.Ф. Гинзбург// Вопросы психологии. -1988. -№ 2. -С. 19-26.
65. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи/ Е.И. Головаха - Киев: Наукова Думка, 1988.-144 с.
66. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения/Т.О. Гордеева.- 2-е изд. испр. и доп.- М.: Смысл, 2015-334 с.
67. Горюнова Л.В. Проектирование профессиональных
образовательных систем. Учебно-методическое пособие/Л.В. Горюнова.- Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2010.-96 с.
68. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога/ А.Г. Грецов.- СПб.: Питер, 2010.-214 с.
69. Гуревич К. М. Профпригодность и основные свойства нервной системы// - М., 1970.
70. Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении // -СПб.: Каро, 2006. - С.345.
71. Демьяненко Ю. К; Щеголев В. А., Орлова В. В. Физические упражнения в системе профессионального отбора. // - Л., 1984.
72. Деркач А.А. Акмеология/ А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - СПб: Питер, 2003-256с.
73. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология/ В.Н. Дружинин.-2-е изд. доп.-СПб: Питер, 2000.- 320 с.
74. Душков Б.А. Психология труда, профессиональной информационной и организационной деятельности/ Б.А.Душков, А.В.Королев, Б.А. Смирнов; под ред. Б.А. Душкова. - М.: Академический проект, Деловая книга, 2005 - 848 с.
75. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности // - СПб., 2003. - С.386-389.
76. Еремин Ю.Л. Формирование личности учащегося старших классов как субъекта профессионального самообразования. Автореф. дисс.. канд. пед. наук//-Рязань, 2003.
77. Загвязинский В. И. Методология и методы пихолого- педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.И. Загвязинский, Р. Атаханов.-5-е изд. испр.- М.: Академия, 2008. - 208 с.
78. Загвязинский В. И. Теория обучения и воспитания/ В. И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Юрайт, 2012. - 314 с.
79. Зайцева Т.И., Доманова Д.В. Современные проблемы
профессионального самоопределения, пути и способы решения проблем профориентации современной молодежи// Вестник БелГУ им. В.Г. Шухова, Сер. 14. 2003. — № 5. -С. 25-29.
80. Закревская О.В. Ценностно-смысловая сфера личности как фактор профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07/ Закревская Ольга Вадимовна.- Екатеринбург, 2015.-23 с.
81. Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы
общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51001. (Дата обращения:
05.04.2018).
82. Зеер Э.Ф. Основы профориентологии/ Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. // - М.: Высшая школа, 2005. -С.158.
83. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов/ Э.Ф. Зеер.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.-336 с.
84. Зеер Э. Ф. Психология профессиональных деструкций: учеб.
пособие для высшей школы / Э. Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. - М.:
Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 240 с.
85. Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика: учеб. пособие для высшей школы/ Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова.- М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2009.-192 с.
86. Зеленков С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодёжи //Народное образование. - 2007. - №6. - С.239-242.
87. Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? / С.В. Иванова. - 4-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. -288 с.
88. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы// - СПб.: Питер, 2000. - C. 65, 68, 253.
89. Истомина Н.Н. Формирование мотивационной готовности к профессиональному самоопределению в лингвистическом образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Истомина Наталья Николаевна.- Томск, 2006. - 26 с.
90. Ицковиц Генри. Тройная спираль. Университеты - предприятия -
государство. Инновации в действии / Генри Ицковиц ; пер. с англ, под ред. А.Ф. Уварова. // - Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та систем упр. и
радиоэлектроники, 2010. -С. 238.
91. Калугин Н.И. Профессиональная ориентация учащихся: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. № 2120 "Общетехн. дисциплины и труд"/ Н.И. Калугин, А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 1983.¬191с.
92. Карпов А. В. Понятие профессионально важных качеств деятельности / А.В. Карпов.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 — 352 с.
93. Карпов А.В. Психология метакогнитивных процессов личности/ А.В. Карпов, В.М. Скитяева.— М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 352 с.
94. Киселев И. Я. Буржуазные теории на службе монополий/ Киселев И. Я., Мошенский М. Г. //- М., 1965.
95. Киселев И. Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах//- М., 1968.
96. Кларк Тим, Остервальдер Александр, Пинье Ив. Твоя бизнесс - модель: Системный подход к построению карьеры/ Кларк Тим, Остервальдер Александр, Пинье Ив // - М.: Альпина Паблишер, 2013, С- 260.
97. Климов Е. А. Как выбирать профессию//- М.: Просвещение, 1990, С.-156.
98. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов/ Е.А. Климов.- 4-е изд. стер.- М.: Академия, 2010.-301с.
99. Климов Е.А. Пути в профессионализм: учеб. пособие/ Е.А. Климов.- М.:МПСИ, 2003.-320 с.
100. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев.- М.: Наука, 2003.- 45 с. 162.
101. Ковалевич М.С. Педагогическая поддержка социально¬профессионального самоопределения личности / М. С. Ковалевич // Народная асвета.- 2012. -N4. - С. 3-6.
102. Козловская С. Теория и практика развития профессионального самоопределения студентов: монография/ С. Козловская.-М.: Инфра-М, 2016.-145 с.
103. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание/ И.С. Кон//- М.: Политиздат, 1984.-с.65.
104. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон// -М.: Просвещение, 1989,- 47с.
105. Концепция модернизации российского образования на период до
2020 года [Электронный ресурс] -
http://edu.mari.ru/ou_respub/sh14/commondocsB3.pdf- (дата обращения: 03.02.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ