Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование критического мышления в процессе воспитательной работы с обучающимися в суворовском училище

Работа №96489

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы134
Год сдачи2018
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
234
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
1.1. Сущность критического мышления, компоненты, закономерности
его формирования 12
1.2. Педагогические условия формирования критического мышления
суворовцев 18
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В СУВОРОВСКОМ УЧИЛИЩЕ 33
2.1. Способы формирования критического мышления в процессе
воспитательной работы в суворовском военном училище .„.33
2.2. Технология формирования критического мышления в процессе воспитательной работы с обучающимися в суворовском училище 47
2.3.Опытно-поисковая работа по формированию критического мышления суворовцев в процессе воспитательной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Актуальность исследования. В настоящее время важнейшими задачами современной школы являются максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ученика, воспитание цельной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, быстро меняющемся мире. Современному обществу, как и современному образованию, необходима свободная, творчески развитая личность, наделённая определенными качествами мышления. Свобода мышления определяет критическую его направленность, ориентированного на конструктивную и творческую деятельность, поэтому критическое мышление является качественной характеристикой свободной личности.
Определяя актуальность проблемы критического мышления и его использования в процессе воспитательной работы с суворовцами, необходимо отметить, что специальной литературы такого плана немного, в том числе такой, в которой были бы изучены пути формирования критического мышления в процессе обучения воспитанников суворовских военных училищ. Поэтому данная исследовательская работа посвящена пониманию сути и значения критического мышления в образовательном процессе, исследованию разработанных методов и приемов формирования критического мышления, обусловленных особенностями в некотором образе изолированного образовательного пространства суворовских военных училищ.
Современная международная обстановка указывает на необходимость подготовки высококвалифицированного военного специалиста, обладающего критическим мышлением, высокой компетентностью, мобильностью, стремящегося к постоянному развитию. Эти требования указывают на необходимость формирования и формирования критического мышления у воспитанников суворовских военных училищ. Критическое мышление - это естественная форма взаимодействия информацией. Мы каждый день, каждую минуту стоим перед проблемой выбора информации. Требуется умения не только владеть ею, но и критически осмыслить, оценить, применить. Получая новую информацию, суворовцы должны учиться рассматривать ее с разных точек зрения, анализировать и делать выводы относительно ее достоверности и ценности.
Для суворовцев, как будущих, защитников Отечества, высококвалифицированных специалистов жизнь устанавливает свои приоритеты: не просто знание фактов, а способность применять информацию; не объем общеизвестной информации, а умение находить и выделять необходимое; не потребительство, а созидание и работа в команде. Включение технологии критического мышления в систему довузовского военного образования дает возможность личностного роста суворовцев, ведь такая технология обращена, прежде всего, к воспитаннику, его индивидуальности.
Во многих школах основная задача учебного плана определена в передаче большого объема знаний. Согласно этому, чем больше знаний передаётся ученикам, тем больше учебный план, тем самым, педагогическая задача учителей считается выполненной. Но всё большая открытость образовательной системы меняет основные принципы образования, направляя его на подготовку людей, которые смогут активно участвовать в изменениях, происходящих как внутри страны, так и за ее пределами. От внедрения в образовательный процесс его новых составляющих, которые соответствуют требованиям современности, зависит уровень формирования подрастающего поколения, что соответственно, определяет перемены в ментальности людей. Уже сегодня принято считать, что умственные способности человека и его интеллектуальное формирование определяются не количеством информации, которая он хранится в его памяти, а готовностью человека к отбору необходимых знаний путем критического анализа, осмысления и понимания информации и способностью самостоятельно принимать верные решения. По мнению академика Петрова, «определяющим в поведении человека и принятии им решения является не сумма его знаний, а тот склад психики, которым он владеет» [66].
Федеральный государственный образовательный стандарт выявляет растущую значимость формирования критического мышления у обучающихся.
Анализ практической деятельности военных вузов позволяет говорить о растущей потребности в воспитании критически мыслящего человека. Формирование критического мышления у суворовцев позволит будущим офицерам гибко адаптироваться в современном информационном пространстве. Благополучие страны в относительно недалёком будущем будет напрямую зависеть от успехов в развитии рынка изобретений, идей, открытий, от способности общества и государства растить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать подрастающее поколение в духе гражданской активности, патриотизма и интеллектуальной свободы. Из этого следует, что в системе довузовского военного образования возникает необходимость в создании условий для формирования критического мышления в процессе воспитательной работы в суворовских военных училищах.
Степень разработанности проблемы
Проведя теоретический анализ современных исследований различных аспектов формирования критического мышления на философском, социальном, психологическом и педагогическом уровнях можно говорить о актуальности проблемы и интересе ученых к решению ряда соответствующих задач.
Многие философские труды создают базу для изучения вопроса формирования критического мышления. В трудах И. Канта, Аристотеля, Сократа, Платона, и др. мышление предполагает собой особую форму познавательной активности, как некое историческое явление, которое, соответственно и определяет преемственность от поколения к поколению. Так, общеметодологические вопросы формирования рефлексивного мышления рассмотрены в трудах М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, Д. Дьюи, А.Ф. Лосева, а когнитивно-коммуникативного, системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов на основе принципов дополнительности, текстоцентричности, коммуникативности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к жизненной, рефлексии, соответственно, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна, Р. Стернберга и др. В психолого-педагогических исследованиях критическое мышление охарактеризовано как отдельное свойство личности (Л.С. Выготский, Ю.А.Самарин, Б.М. Теплов), как конституирующее образование (Б.В. Зейгарник, И.И. Кожуховская, И.А. Кудрявцев), как умение, навык мыслительной деятельности (С.И. Векслер, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов), а также как социально личностно значимый феномен, первоочередной в области образования.
О составе критического мышления, его структуре, стандартах, характеристиках, элементах и целях писали С. Брукфилд, А.В. Бутенко, С.И. Векслер, Л.С Выготский, Д. Дьюи, С.А. Король, А.Н. Леонтьев, А.А. Матюшкин, К. Мередит, Р. Пол, К. Поппер, Д. Рассел, Р. Стернберг, Дж. Стил, Ч. Темпл, O.K. Тихомиров, П. Фасионе, Д. Халперн, Г.П. Щедровицкий и др.
Кроме того, вопросы формирования критического мышления подробно рассматривались в исследованиях отечественных ученых В.А. Болотова, А.В. Бутенко, А.В. Коржуева, В.А. Попкова.
Исследования по формированию критического мышления школьников есть и в работах А.С. Байрамова, А.И. Липкина.
С этим направлением довольно тесно связаны труды Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина.
Анализ проведенных в последние годы исследований по выявлению эффективных путей формирования критического мышления показывает, что, несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость современных методик обучения, они не в полной мере отражают аспекты данной проблемы.
Таким образом, актуальность исследуемой темы определяется реальными потребностями системы довузовского военного образования и существующими на сегодняшний день в этой системе противоречиями между:
- предъявляемыми требованиями к качеству подготовки будущих
офицеров и низким уровнем критического мышления у большинства из них;
Вышеизложенное определило научную проблему исследования: определение педагогических условий успешного формирования критического мышления суворовцев в процессе воспитательной работы в суворовском военном училище.
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы формирования критического мышления в процессе воспитательной работы в суворовском военном училище и обосновать педагогические условия его осуществления.
Объект исследования: процесс формирования критического мышления обучающихся суворовских военных училищ.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию критического мышления суворовцев в процессе воспитательной работы в суворовском военном училище.
В основу положена гипотеза, согласно которой процесс формирования критического мышления суворовцев в процессе воспитательной работы в суворовском военном училище будет наиболее эффективным, если:
- внедрить систему формирования критического мышления суворовцев, которая сочетается с технологией работы с текстом и проектной деятельностью;
- апробировать технологию формирования критического мышления суворовцев на основе когнитивно-коммуникативного, системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов;
- будут реализованы педагогические условия формирования критического мышления (применение современной информационной технологии создание учебно - исследовательской среды, и пр.)
В соответствии с определённой целью исследования решались следующие задачи:
1. Анализ литературы по теме исследования с целью выделить теоретико-методологические основы формирования критического мышления суворовцев в процессе воспитательной работы в суворовском военном училище.
2. Раскрытие сущности и особенности формирования критического мышления суворовцев и выделение педагогических условий в процессе воспитательной работы в суворовском военном училище.
3. Определение критериев и уровней сформированности критического мышления.
4. Обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, которые способствуют формированию критического мышления суворовцев в процессе воспитательной работы в суворовском военном училище.
5. Разработка и реализация программы, объединяющей в себе и работу с учащимися, и с педагогическим коллективом (воспитателями).
6. Разработка с опорой на результаты исследования рекомендаций по формированию критического мышления и их использование в процессе воспитательной работы в суворовском военном училище.
Методологической основой исследования являются совокупность психолого-педагогических и философских положений, раскрывающих концепцию формирования критического мышления; концептуальные подходы критической философии, диалектики, критического рационализма, рассматривающей явления и процессы во всеобщей связи, взаимообусловленности, целостности; положения педагогики и психологии о признании человека высшей ценностью и целью общественного формирования; теории о взаимодействии общества и человека.
Теоретической основой исследования послужили: Критическое мышление: технология формирования (Загашев И.О., Заир-Бек С.И.),
Проблемное обучение и его роль в формировании критического мышления (Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, К.Д.Ушинский и др.); Теории развивающего обучения (К.А. Абульханов-Славская, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, С.А. Смирнов, Д.Б. Эльконин и др.); Теории проблемного обучения (Дж. Дьюи, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.).
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и философской литературы; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента; анализ личного опыта работы с суворовцами; изучение через наблюдение, анкетирование, тестирование суворовцев; статистическая и математическая обработка результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определены критерии, показатели и уровни сформированности
критического мышления в процессе воспитательной работы в суворовском военном училище; разработан и апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность формирования критического мышления в процессе воспитательной работы в суворовском военном училище.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
предложенные педагогические условия и средства формирования критического мышления суворовцев в процессе воспитательной работы в суворовском военном училище, разработанная программа формирования 9
критического мышления могут быть реализованы педагогами в учебно-воспитательном процессе других образовательных учреждений. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов, составлении учебно-методических комплектов, проведении курсов преподавателями учебных заведений в ходе профессиональной подготовки специалистов.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Ключевые теоретические положения и результаты исследования были изданы в сборнике материалов международной научно-практической конференции «Современный менеджмент образования: проблемы, модели, перспективы». Внедрение результатов получило подтверждение в рамках анализа, проведённого на базе Екатеринбургского суворовского военного училища в период с 1.09.2016 по 1.09.2018 гг. Результаты внедрялись в проекте суворовцев 11 класса Э.Мирсаева и И.Киршина, выполнивших исследовательскую работу для участия в финале Второго всеармейского кинофестиваля любительских фильмов и видеоработ «Кадетский взгляд», посвященного Году экологии в России и проводимого под лозунгом «Нам этот мир завещано беречь!», в соответствии с единым планом мероприятий Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации 23, 24 ноября 2017 года в Оренбургском президентском кадетском училище, а также в проектах, составивших основу методологического подхода в диссертации. Организация и этапы исследования.
Исследование проводилось с 2016 по 2018 гг.
Первый этап исследования (2016-2017 гг.) - связан с формулировкой и осмыслением исследовательской проблемы, определением объекта, предмета исследования, постановкой цели и задач, выдвижением гипотезы, конкретизацией методологии и методов исследования. На данном этапе проводилось изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме исследования.
Второй этап исследования (2017г.). На этом этапе уточнялась и проверялась рабочая гипотеза исследования; разрабатывалось и внедрялось в практику методическое обеспечение курса повышения квалификации воспитателей «Критическое мышление и его использование в процессе воспитательной работы в суворовском военном училище».
Третий этап исследования (2017-2018 гг.). Данный этап характеризуется подготовкой опытного обучения с целью проверки рабочей гипотезы исследования; проведением опытного обучения; описанием его качественно-количественных результатов; формулированием выводов и оформлением текста диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Критическое мышление - это особый вид умственной деятельности, характерными признаками которого является выработка стратегий принятия решений в решении задач, проблемных ситуаций на основе получения и обработки информации; осуществления рефлексивных действий (аналитических, контролирующих, оценочных) в отношении любого объекта или явления, в том числе собственного процесса мышления; взвешенный анализ различных мнений и взглядов, выявление собственной позиции, объективное оценивание результатов как своей, так и сторонней деятельности. Уровень формирования критического мышления воспитанников СВУ отражает социально обусловленный феномен их активизации в учебном процессе, представляет собой коммуникативную подготовленность при обучении и воспитании в суворовском военном училище. Выделены уровни сформированности критического мышления, это низкий, базовый и продвинутый уровни. 2. Формирование критического мышления в процессе воспитательной работы в суворовском военном училище обеспечивается следующими педагогическими условиями: формированием познавательных мотивов, стимулирующих мыслительную деятельность суворовцев; созданием учебно - исследовательской среды; интеграцией современных информационных технологий с активными формами и методами воспитательной работы (дискуссией, проектной деятельностью, мозговым штурмом, проблемным, эвристическим, исследовательскими методами и др.), разработкой показателей сформированности критического мышления.
3. Технология формирования критического мышления и её использование в обучении и воспитании суворовцев строится на основе системного, личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходах и принципов коммуникативности, текстоцентричности, дополнительности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к жизненной, рефлексии.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Внедрение технологии критического мышления обеспечивает переход от обучения, ориентированного преимущественно на запоминание, к обучению, направленному на формирование самостоятельного сознательного мышления учащихся, что помогает готовить ребенка к жизни в информационном обществе, выбирать среди непрерывного потока информации главное, критически проверять полученную информацию, сотрудничать с другими. Суворовцы со сложившимся критическим мышлением не только являются победителями училищных, городских, областных, всероссийских олимпиад и конкурсов, но и демонстрируют на уроках сформированые основные компетентности: социальную, коммуникативную, информационную, гражданскую, культурную. Таким образом, реализация технологии формирования критического мышления как средства является актуальной и важной.
Рассмотрев существующие в педагогике подходы к определению понятия «критическое мышление», мы пришли к выводу, что под критическим мышлением следует понимать процесс рассмотрения идей из многих точек зрения, в соответствии с их содержательными связями, сравнение их с другими идеями. Критическое мышление поднимает человека до уровня Человека, которым нельзя манипулировать, который не боится мыслить, оценивать, сравнивать.
Формирование критического мышления нужно не только самому человеку, но и является неоспоримым условием общественного прогресса, фактором повышения мотивации к самореализации. Участие в экспериментальной работе дала возможность создания условий для совершенствования процесса самообучения, повышение уровня учебных компетенций учащихся и профессионального мастерства учителей.
Применение технологии формирования критического мышления создает дополнительную мотивацию к обучению. Суворовцы лучше усваивают материал, потому что это им интересно. Дети учатся применять новые знания, опираясь на усвоенный ранее материал; у них вырабатываются умения действовать и принимать решения самостоятельно или в составе команды и решать конфликты; искать, компоновать и применять новую информацию из различных источников, используя современные технологии для выполнения конкретных задач, осуществляется переход к педагогике партнерства.
Суворовцы более уверенно выполняют сложные мыслительные операции; отвечают на вопросы высокого уровня; умеют интерпретировать текст, самостоятельно учиться.
Использование технологии формирования критического мышления на основании разработанной программы и метода проектов позволяет сформировать следующие умения и навыки работы с информацией:
- находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
- анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков;
- сравнивать явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
- выявлять проблемы, которые есть в тексте, находить возможные пути
решения, вести поиск необходимых свидетельств, используя различные источники информации.
Таким образом, формирование критического мышления - это многоаспектный, системный и длительный процесс обучения и воспитания учащихся. Он предусматривает направленную, организованную и поэтапную умственную деятельность учащихся под руководством педагога. Овладение основными принципами и операциями логического мышления позволит суворовцам выработать новый критический стиль мышления, который будет помогать анализировать проблемы в любой сфере жизни и находить их оптимальное решение.



1. Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования: сборник научных статей [Электронный ресурс] / отв. ред. В. И. Бычков, В. П. Ковалев. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. - 210 с.
2. Антонова С.Н., Плетяго Т.Ю. Развитие критического мышления студентов вуза средствами иностранного языка // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4,https: //mir-nauki .com/PDF/46PDMN418 .pdf
3. Бахарева С. Формирование критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. Пособие. Новосибирск: изд-во Новосиб. ин-та пов. квалификации и и переподгот. работников образования. 2003. 96 с.
4. Бахарева С. Формирование критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. Пособие. Новосибирск: Новосиб. ин-т пов. квалификации и переполют, работников образования. 2005. Вып. 2. 94 с.
5. Бердникова И.А. Концептуальные основы технологии развития критического мышления // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 12-2. - С. 354-356; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4244(дата обращения: 07.10.2018).
6. Богатенкова Н. В., Муштавинская И.В. Технология формирования критического мышления на уроках истории и краеведения. СПб: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 2001. 79 с.
7. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление - ключ к преобразованиям Российской школы // Директор школы. - 1995. - № 1. - С. 67- 73.
8. Болотова У. В. Критическое мышление в жизни современного общества: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Пятигорск, 2007. 22 с.
9. Брюшинкин В. Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация / Под ред. В. Н. Брюшинкина, В. И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. С. 29-34.
10. Борисенкова, И.А. Критическое мышление как объект исследова¬ния педагогической науки [Текст] / И.А. Борисенкова // Педагогические нау¬ки ООО "Издательство "Спутник+". - 2006. - №2. - С. 119-128.
11. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский // Педагогика и психология. — М.: Знание, 1983. Вып. № 6. 96 с.
12. Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация / Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. С. 29-34.
13. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во «ИОО», 2000. 78 с.
14. Бустром Р. Формирование творческого и критического мышления. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2000. 80 с.
15. Бустром, Р. Развитие критического мышления [Текст] /
Р. Бустром. - М.: Изд-во, «ИОО», 2000. - 256 С. 8.
16. Бутенко А. В. Критическое мышление: метод, теория, практика /
А. В. Бутенко, Е. А. Ходос. - М.: Мирос, 2002. 52 с.
17. Валькова И.П., Низовская И.А., Задорожная Н.П., Буйских Т.М. Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии) / Под ред. И. А. Низовской. Бийск: ФПОИ, 2005. С. 43-48.
18. Василенко (Колесова) Е.П. Критическое мышление как современная проблема личности // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. №12. С. 91-95.
19. Векслер СИ. Развитие критического мышления
старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. [Текст]
С.И. Векслер, Киев, 2012. 22 с.
20. Великанова А.В. и др. Технология формирования критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002. С. 27.
21. Воевода Е.В. Критическое мышление как культурный феномен / Е.В. Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник статей по материалам 7-й Международной НПК, 21-22 мая 2012 года /отв. ред. С.В. Лобанов, Е.В. Воевода. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012. - С. 120-126.
22. Волков Е. В. Развитие критического мышления. М., 2004. 87 с.
23. Вукина Н. В. Критическое мышление: как этому учить: метод. пособие / В. Вукина, Н. П. Дементиевська, И. М. Сущенко; за наук. ред. А.И. Пометун. - Харьков, 2007. - 190 с.
24. Габидулин Т. К. Технология развития критического мышления
как средство развития умственных способностей студентов колледжа // Молодой ученый. — 2017. — №21.1. — С. 20-22. — URL
https://moluch.ru/archive/155/43970/(дата обращения: 07.10.2018).
25. Генике, Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / Е.А. Генике, Е.А. Трифонова //в сб.: Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.: изд-во «Бонфи»,
2002. - 239 с.
26. Григорович, Л.А. Педагогика и психология [Текст] / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с. 11. Гурова Л.Л. Психология мышления [Текст] / Л.Л. Гурова. - М.: ПЕР СЭ, 2014. - 136 с.
27. Данилов М.А. Теория познания и процесс обучения / М.А. Данилов // Советская педагогика. — 1968. — № 1. — С. 84—104.
28. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология формирования. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.
29. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей
мыслить критически. Изд. 2-е. - СПб: «Альянс «Дельта» совм. с
издательством «Речь», 2003.—192с.
30. Заир-Бек С. И. Критическое мышление. М., 2002. 187 с.
31. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2004. 194 с.
32. Заир-Бек СИ., Муштавинская И.В. Формирование критического мышления на уроке. Пособ. для учителя. М.: Просвещение, 2004. 173 с.
33. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Заир-Бек,
И. В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
34. Зарубина Н.Л., Кондрашов Б.Н. Особенности развития критического мышления в средней школе на примере исследовательской модели обучения // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 5. - С. 42-44;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12746(дата обращения: 07.06.2018).
35. Иванова Е. Формируя критическое мышление // Школьная библиотека. 2000. N3.0. 21-23.
36. Ильясов И. Критическое мышление: организация процесса обучения. М. Директор школы. 1995. N 2. С. 50-55.
37. Ишмухаммедов Р. При помощи инновационной технологии развивать эффективность обучении. — Т.: ТДПУ, - 2005. Макаренко, А. С. Педагогические проблемы подрастающего поколения,-4-е изд. М.: Владос.,1999. .- 457 с.
38. Кант Иммануил. Критика чистого разума / Иммануил Кант; пер. с нем. Н. Лосского ; сверен и отред. Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным ; примеч. Ц. Г. Арзаканяна. - М. : Эксмо, 2007. - 736 с.
39. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1999. 462 с.
40. Кларин М.В. Формирование критического и творческого
мышления. Школьные технологии. 2004. № 2. С. 3-10.
41. Климова Е. П., Попова Т. А. Приёмы развития критического мышления на уроках литературного чтения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 19. - С. 159-163. - URL:http://e-koncept.ru/2016/56274.htm.
42. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. М: ЦГЛ, 2005. С. 5-13.
43. Кондрашов Б.Н., Зарубина Н.Л., Бычкунова Е.Б.. Развитие критического мышления у школьников.// Воспитание детей и молодежи в современных условиях. - Сборник научных статей СарИПКиПРО./
Под ред. Н.Г. Чаниловой. Саратов: Научная книга, 2003. С. 109-111.
44. Конева В.С. Формирование критичности как условие овладения младшими школьниками творческой деятельностью // Младший школьник: формирование и формирование его личности. СПб., 2002. С. 59-68.
45. Коржуев А. Как формировать критическое мышление[Текст]/ А. Коржуев Высшее образование в России.- 2012.- № 5.- С. 55.
46. Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова Е.Л. Как формировать критическое мышление?// Высшее образование в России. 2001. N 5. С. 55-58.
47. Корожнева, Л. А. Технологии обучения в начальной школе [Электронный ресурс] : учебное электронное пособие для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Педагогическое образование» / Л. А. Корожнева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования Петрозавод. гос. ун-т. — Электрон. дан. — Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2017.
48. Король С.А. К классификации особенностей критичности
мышления // Вопросы психологии. -М. 1981. - № 4. - С. 108-112.
49. Котенко В.В., Шаров Д.А. Методика формирования критического мышления школьников в процессе обучения базовому курсу информатики//Математика и информатика. Наука и образование. Омск, 2001. Вып.1. С. 235-241.
50. Критическое мышление и новые виды грамотности / Сост. Варшавер. М.:ЦГЛ, 2005. 77 с.
51. Критическое мышление, логика, аргументация / Ред.
В.Н.Брюшинкин, В.И.Маркин. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та,
2003. 173 с.
52. Критическое мышление: библиография. Составитель - Е.Н. Волков. URL:http: //evolkov.net/critic.think/biblio graphy/biblio gr. crit.think.html.
53. Кроуфорд А. Технологии формирования критического мышления учащихся / Кроуфорд А., Саул В., Мэтьюз С., Макинстер Д.; за наук. ред.
А. И. Пометун. - М .: Изд-во «Плеяды», 2006. - 220 с.
54. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление [Текст] /
Г. Линдсей, Р.Ф. Томпсон, К.С.Халл // Хрестоматия по психологии: психология мышления. - М.: АСТ, 2008. - С. 111-114.
55. Макаренко В. М., Туманцова А. А. Как овладеть технологией формирования критического мышления. - М .: изд. группа «Основа», 2008. 146 с.
56. Матвеева С.Н. Технологии развития критического мышления на уроках информатики // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-
практ. конф. № 9(36). URL:http://sibac.info/archive/guman/9(36).pdf(дата
обращения: 08.10.2018)
57. Матвеева Т.М. Формирование критического мышления у современного школьника/ Ученик в обновляющейся школе. М., 2002. С. 83¬89.
58. Мифтахов И.И., Гилазетдинов А.И. Развитие критического
мышления студентов ВУЗа с помощью метода решения задач // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-
практ.конф.№ 12(18).URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF/12(18).pdf
(дата обращения: 07.10.2018).
59. Мокраусов И.В. и др. Технология формирования критического мышления через чтение и письмо. Самара: Профи, 2002. Самара: Профи, 2003. 67 с.
60. Муштавииская И.В. Технология формирования критического
мышления: научно-методическое осмысление // Методист. 2002. N 2. С. 30-35.
61. Муштавинская И.В. Рефлексивные модели обучения. Технология
развития критического мышления. - Режим доступа:
http//volchki.ru/print:page,1,74- mushtavinskaja-i.v.refleksivnye-modeli.html
62. Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Критическое мышление на уроках естествознания //' Естествознание в школе. М., 2004. № 3. С. 34-39.
63. Муштавинская И. В. Роль технологии развития критического мышления в формировании метакогнитивных умений учителя и ученика. // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012г.) — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 19-24 [Электронный ресурс]. URL: http://tech-lyceum.ru/3/ttt.htm(дата обращения: 10.11.2016)
64. Муякина В.П. Критическое мышление: генезис и эволюция понятия в воззрениях западных исследователей // Наука. Инновации. Технологии. 2010. №2. С. 86-89.
65. Низовская И. А. Словарь программы «Формирование критического мышления через чтение и письмо»: Учебно-методическое пособие. — Бишкек: ОФЦИР, 2003. —148 с.
66. Ноэль-Цигульская Т. Ф. О критическом мышлении [Электронный ресурс]: 2000 // http://zhurnal. lib.ru/c/cigulxskaja_t_f/criticalthink.shtml
67. Основы критического мышления: междисциплинарная программа / Сост. Дж. Стил, К. Меридит, Ч. Темпл и С. Уолтер. Пос. 1-8. М, 1997-1999. 217 с.
68. Петров Ю. Н. О технологии формирования критического мышления учащихся (на уроках химии) // Химия в школе. 2002. N 10. С. 31 - 34.
69. Пол Р.У. Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире // Под ред. A.J.A. Binker. - Центр критического размышления и морального критического анализа Государственного университета Sonoma, 1990. - 572 с.
70. Пометун А. И. Основы критического мышления: учебное пособие для учащихся старших классов общеобразовательной школы / А. И. Пометун, Л. Н. Пилипчатина, И. М. Сущенко, И. А. Баранова. - Тернополь: Учебная книга - Богдан, 2010. - 216с.
71. Пометун А. И. Путеводитель по развитию критического мышления у учащихся начальной школы / А. И. Пометун, И. М. Сущенко. - Киев, 2017. - 96 с.
72. Пометун А. И. Учим мыслить критически: пособие для учителей / А. И. Пометун, И. М. Сущенко. -Днепропетровск: Лира, 2016. - 144 с.
73. Попков В. А., Коржуев А. В., Рязанова Е. Л. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. М.: Изд-во МГУ, 2001. 166 с.
74. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1 : Чары Платона / К. Поппер; пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. - М. : Феникс, Междуна¬родный фонд «Культурная инициатива», 1992. - 448 с.
75. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009 «Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации».
76. Прямикова Е. В. Формирование критического мышления учащихся в процессе преподавания общественных наук // Проблемы междисциплинарных исследований в гуманитарных пауках /Отв. Ред. В.П. Зиновьев. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 2004. С. 122-134. 66. Русских Г.А. Технология формирования критического мышления // Биология в школе. 2004. №2. С. 28-33.
77. Сапогов В.М. Использование методических приемов технологии критического мышления в преподавании правовых дисциплин / В.М. Сапогов // Актуальные вопросы изучения и преподавания истории, социально-гуманитарных дисциплин и права : материалы междунар. науч.-практ. конф. к 100-летию исторического факультета ВГУ имени П. М. Машерова, Витебск, 26-28 апреля 2018 г. - Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2018. - С. 415-417.
78. Сергеева Д.Е. Технология развития критического мышления. Научный альманах • 2016 • N 4-2(18)
79. Смирнова И.В. Развитие критического мышления как основы
информационной культуры курсантов образовательных организаций системы МВД России в условиях информационной войны// Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском федеральном округе: проблемы теории и практики. - 2015. -Монография; URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=25539068(дата обращения: 07.10.2018).
80. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003. С. 97-110.
81. Спицына И.А. Критическое мышление как способ решения противоречий современного образования // Педагогика и современность. 2013. №6.
С. 17-19
82. Темпл, Ч„ Стил Дж.Л., Мередит К.С. Критическое мышление - углубленная методика. Пос. 4. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 1998. - 154 с.
83. Терно С.А. Обучение критическому мышлению - «экзотические
приёмы» или решение нетривиальных проблем? // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL:
http://human.snauka.ru/2014/01/5594(дата обращения: 24.09.2018).
84. Терно С.А. Технология развития критического мышления // Гуманитарные научные исследования. 2014. №1 (29). С. 14.
85. Тютрина Е.А Развитие критического мышления
у младших школьников / Е.А. Тютрина, А.Ю. Ильюшкина // Инновационные технологии в науке и образовании : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 июня 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 228-230.
86. Тягло А. В. Критическое мышление: Проблема мирового образования ХХ1 века / А. В. Тягло, Т. С. Воропай. - Х. : М. Изд-во Ун-та внутренних дел, 1999. - 284 с.
87. Узтурк Ф. Основы формирования критического мышления в
обучении английскому языку в школах нового типа Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Душанбе, Республика Таджикистан. Институт формирования
образования Академии образования Таджикистана, 2016. - 28 с.
88. Урунова, X. У Формирование критического мышления студентов
в процессе преподавания Человековедения [Электронный ресурс] : дис. ... канд. псд. наук : 13.00.01 / Урунова X. У - Режим доступа: http://nauka-
pcdagogika.com/pcdagogika-l3-00-0 l/disscrtaciya-formirovanic-kritichcskogo- myshlcniya-studcntov-v-protscssc-prcpodavaniya-chclovckovcdcniya-1 (дата
обращения: 15.02.2018).
89. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 -
2020 годы. 2015. [Электронный ресурс]. URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102372590&rdk=5
90. Хаджиева Ф. А., Нарбутаев Ф. М. Способы развития критического мышления у подростков // Т. Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 234-236.
91. Хаджиева, Ф. О. Развитие критического мышления у учащихся - Т. Фан, 2008.-140 с.
92. Халперн Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 496 с.
93. Хлебников Р.С. Значение педагогической рефлексии в профессиональной деятельности педагога и его воспитанников// Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий [Электронный ресурс] : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. Н. Н. Семёнова, А. В. Слепухина, Л. В. Сардак. - Электрон, дан. - Екатеринбург, 2016
94. Хлебников Р.С., Коньков Е.В., Татауров К.В. Некоторые аспекты формирования критического мышления в процессе воспитательной работы с обучающимися в суворовском училище //Современный менеджмент: проблемы, модели, перспективы [Электронный ресурс] : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. А. А. Симоновой, С. Л. Фоменко ; общ. ред.
Н. Е. Поповой. - Электрон, дан. - Екатеринбург, 2018
95. Цукерман Г.А. Диагностика критического мышления / Г.А. Цукерман, О.В. Митина // Вопросы психологии. - 2015. - № 3. - С. 15-30.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ