ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
САМОИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ЗПР СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ 7
1.1 Характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития 7
1.2 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
самоидентификации 10
1.3 Особенности сюжетно-ролевой игры старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 33
2.1 Характеристика психодиагностических средств и контингента
испытуемых 33
2.2 Описание методик. Проведение констатирующего эксперимента 39
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ
САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ЗПР СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ 48
3.1 Организация процесса коррекционной работы 48
3.2 Оценка эффективности коррекционной работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
В настоящее время наука активно начала заниматься изучением особенностей личности детей с проблемами в развитии, созданием оптимальных условий для формирования и развития личности каждого ребенка, профилактикой социально - психологической дезадаптации отстающих в развитии детей к жизни в условиях модернизации современного образования и общества. В современном обществе обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями психического и соматического развития. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровыми являются только 20% рождающихся детей. Остальные дети по своему психофизиологическому состоянию занимают положение между здоровьем и болезнью, или страдают нарушениями психического развития, либо больны. Поэтому именно дошкольным образовательным учреждениям отводится главная роль в проведении коррекционной работы по формированию межличностных отношений детей данной категории и дальнейшей их социализации в обществе.
В настоящее время все настойчивее ставятся задачи по развитию личности ребенка-инвалида и его удачной интеграции в общество. Безусловно, наличие заболевания по большей части обусловливает жизнь ребенка, формирует специфические жизненные обстоятельства. В тоже время как бы ни было, судьбу личности ребенка предопределяет не только сама болезнь, а прежде всего его социально-психологическая самореализация.
Важнейшим компонентом общеразвивающей и коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выступает преодоление социальной недостаточности ребенка.
Одним из основных ориентиров является положение о формировании личности ребенка в процессе сотрудничества, взаимодействия с
окружающими людьми. Успешность её формирования зависит от социальной ситуации развития ребёнка, системы отношений со сверстниками и взрослыми в дошкольном учреждении и в семье - двух важнейших социальных институтах общества.
Образование как педагогическое явление, неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих позиций в вопросах социализации и самоидентификации детей.
Принимая во внимание, что самоидентификация является одной из центральных детерминант в ходе адаптации к условиям внешней среды и способствует максимально успешной адаптации человека к социуму, изучение ее отличительных черт имеет огромное значение на практике в целях ранней коррекции различных нарушений, приводящих к патологическому развитию личности ребенка с задержкой психического развития (далее - ЗПР).
Роль игры в развитии ребенка нельзя переоценить. В работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина игра рассматривается как ведущая деятельность дошкольного возраста, то есть деятельность, определяющая формирование основных психологических новообразований, позицию ребенка по отношению к миру, формы и способы его общения со взрослыми. Это позволяет рассматривать игру как универсальное средство оптимизации психического развития в дошкольном возрасте, как деятельность, в контексте которой правомерно ставить и эффективно решать коррекционные задачи. Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. К таким исследованиям относятся исследования, направленные, на изучение теории ролевой творческой игры Л.С. Выготского, Р.А. Ивановой, Т.Е. Конниковой, А.Н. Леонтьева, Т.А. Марковой, Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, С.А. Рубинштейна, А.П. Усовой, Ф.И. Фрадкиной, А.В. Черкова, Д.Б. Эльконина, и др. Для дошкольников, страдающих задержкой психического развития, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Игра имеет огромное значение в развитии ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста, так как через игру формируются личные качества, потребности и мотивы, воля и воображение.
В настоящее время немало исследований, посвященных специфическим особенностям отдельных психических процессов и личности в целом старших дошкольников с задержкой психического развития Н.Ю. Боряковой, Е.С. Слепович, У.В.Ульенковой и др. В работах Е.К. Ивановой, У.В. Ульенковой отмечается, что игровая деятельность детей с ЗПР отличается от игры их здоровых сверстников.
В современных исследованиях все чаще в качестве эффективного средства развития, обучения и воспитания подрастающего поколения рассматривается игровая деятельность.
Но вопросы изучения возможностей сюжетно-ролевой игры в развитии самоидентификации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития недостаточно раскрыты. Поэтому, несмотря на многочисленные исследования, на наш взгляд, недостаточно разработаны и описаны условия развития самоидентификации у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно - ролевой игры.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы нашего исследования: «Формирование адекватной самоидентификации у дошкольников с ЗПР средствами сюжетно-ролевой игры».
Цель исследования - теоретическое обоснование и апробация психолого-педагогических условий формирования самоидентификации у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования - процесс формирования самоидентификации у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования самоидентификации у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Основные методы исследования: эмпирические методы (анализ литературы, наблюдение, анкетирование, беседа), экспериментальные методы (педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов педагогического эксперимента).
Этапы исследования:
1. Диагностическое обследование экспериментальной группы с целью выявления уровня сформированности самоидентификации;
2. Обработка и анализ полученных результатов;
3. Разработка программы коррекционной работы с данной категорией детей;
4. Апробация программы, контрольная диагностика.
Эксперимент проводился на базе МБДОУ № 466 Г орода Екатеринбург. В нем участвовали дети старшей группы с ЗПР в возрасте 5-6 лет.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
В данном исследовании изложен анализ проблемы формирования адекватной самоидентификации у детей дошкольного возраста с ЗПР. Теоретический анализ проблемы исследования и итоги экспериментальной работы дали возможность сделать последующие выводы.
Психолого-педагогический анализ литературы показал, что адекватная самоидентификация личности подразумевается как неотъемлемая часть единого течения социализации, которая, охватывает несколько компонентов: принятие себя, как представителя определенного пола, формирование полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также конфигураций поведения, соответствующего полу. Основными механизмами адекватной самоидентфикации допускается считать половую самоидентификацию.
Половая самоидентификация - идентификация себя с представителями установленного пола, проявляющиеся в единстве действия и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.
Для игры старших дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построений, отсутствие развернутого сюжета, недостаточная координированность игровых действий детей, нечеткое разделение и соблюдение игровых правил и т.д. Уровень развития игры у детей с ЗПР к моменту поступления в школу таков, что не обеспечивает их естественного перехода к обучению в массовой школе.
В экспериментальной части исследования были выявлены проблемы развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, определен уровень игровых умений у детей с задержкой психического развития методами диагностики, организована коррекционно-развивающая работа.
Содержание работы педагога по формированию адекватной самоидентификации, понимается как целенаправленный процесс сопровождения дошкольника с ЗПР, содействие в накоплении социального опыта получаемого при выполнении гендерных ролей, осознание себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственных ценностей, а также предоставление среды для оптимального формирования половой самоидентификации.
В соответствии с этим нами был подобран диагностический инструментарий для определения уровня сформированности адекватной самоидентификации у дошкольников с ЗПР.
Обоснована и опытно - эксперименальным путем опробована продуктивность комплекса организационно-педагогических условий, способствующих процессу формирования адекватной самоидентификации дошкольников с ЗПР:
- организация ситуаций выполнения социальны ролей дошкольниками с ЗПР:
- организация предметно-развивающей среды, ориентированной на адекватной самопознание детей дошкольного возраста с ЗПР.
Таким образом, цель исследования реализована, задачи выполнены.
1. Абраменкова, В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе [Текст] / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 70-78.
2. Абубакирова, Н. И. Что такое гендер? [Текст] / Н. И. Абубакирова // Общественные науки и современность. - 1996. - № 6. - С. 123-125.
3. Бендас, Т. В. Гендерная психология [Текст] : учебное пособие / Т. В. Бендас. - СПб. : Питер, 2007. - 430 с.
4. Берн, Ш. Гендерная психология [Текст] / Ш. Берн. - СПб. : Прайм- Еврознак ; М. : ОЛМА-Пресс, 2001. - 318 с.
5. Баряева, Л. Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами
интеллектуального развития [Текст] : учебно-методическое пособие /
Л. Б. Баряева, А. П. Зарин. - СПб. : Союз, 2001. - 416 с.
6. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития : Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
7. Гусева, Ю. Е. Формирование гендерных представлений и полоролевого поведения у дошкольников в семье и детском саду [Текст] / Ю. Е. Гусева // Гендерные проблемы в современном обществознании. Материалы первой межвузовской студенческой конференции. - СПб. : СЗАГС ; НИЯК, 2001. - С. 141-146.
8. Давыдов, В. П. Методология и методика психолого- педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. П. Давыдов, П. И. Образцов,
А. И. Уман. - М. : Логос, 2006. - С. 59-72.
9. Доронова, Т. Н. Пол или гендер? : (Девочки налево, мальчики
направо!) [Электронный ресурс] / Т. Н. Дронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2009. -№ 3. - С. 3-6. - URL :
65
http://www.obruch.ru/index.php%3Fid%3D8%26n%3D44%26r%3D2 (дата
обращения: 14.12.2018).
10. Евтушенко, И. Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. Н. Евтушенко ; Челябинский гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2008. - 22 с.
11. Евтушенко, И. Н. Условия гендерной социализации детей дошкольного возраста [Текст] / И. Н. Евтушенко // Начальная школа : плюс до и после. - 2007. - № 5. - С. 64-67.
12. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки - два разных мира : Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам [Текст] / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. - СПб. : Тускарора, 2001. - 98 с.
13. Запорожец, Н. А. Избранные психологические труды [Текст] : в 2-х т., Т. 1. Психическое развитие ребенка / Н. А. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986. - 318 с.
14. Зинченко, В. П. Психологическая педагогика [Текст] : материалы к курсу лекций, Ч. I. Живое Знание. / В. П. Зинченко. - Самара : Самар. Дом печати, 1998. - 216 с.
15. Зинченко, В. Большой психологический словарь [Текст] /
B. Зинченко. - М. : АСТ, 2008. - 868 с.
...