ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО СОВРЕМЕННОМУ ИСКУССТВУ 10
1.1. Современные формы внеурочной работы 10
1.2. Современное искусство как предмет изучения в образовательных
учреждениях художественной направленности 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА 47
2.1. Рабочая программа внеурочной деятельности по учебной дисциплине
«История искусства» «Современное искусство: теория и практика» 47
2.2. Двухступенчатая реализация проектной деятельности по современному
искусству во внеурочной деятельности студентов СПО и старшеклассников 74
2.3. Результаты апробации программы внеурочной деятельности
«Современное искусство: теория и практика» 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Проблема исследования и актуальность: изменения социально-экономической ситуации в стране создают предпосылки к конкретным преобразованиям в системе российского образования. Образовательная система приобрела новые качества: она стала более мобильной, демократично, вариативной. Инновационность новых государственных образовательных стандартов можно характеризовать многими параметрами, но особо следует подчеркнуть, что воспитание обозначено как важнейшая составная часть и личностный результат стандартов.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования имеют целью обновление системы образования и создания условий для развития и формирования успешных профессионалов. Новые акценты в деятельности профессиональных образовательных организаций предполагают возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого обучающегося, формирования его индивидуальной образовательной траектории. Федеральные государственные стандарты обращают внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности обучающихся за рамками учебных помещений, важность занятий по интересам, их соответствие потребностям и возможностям обучающихся.
Их реализация должна обеспечить преемственность основных образовательных программ и единство образовательного пространства, то есть в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами СПО основная профессиональная образовательная программа реализуется профессиональной образовательной организацией в том числе и через внеурочную деятельность.
По сравнению с занятиями внеурочная работа открывает перед преподавателями разнообразные возможности для удовлетворения индивидуальных запросов студентов, учета их интересов и склонностей. Во внеурочной деятельности не требуется так строго, как на занятиях, регламентировать темп и объем работы, ее содержание и способы организации.
В ходе внеурочной работы существенно изменяется позиция студента: значительно повышается роль самого студента в выборе способов использования свободного времени, в реализации самовоспитания, формировании определенных жизненных установок. Расширяются условия удовлетворения интересов и потребностей студентов, развития их задатков и способностей в избранных видах деятельности.
В своем исследовании мы планируем разработать программу внеурочной деятельности на материале современного искусства для обучающихся учреждений среднего профессионального образования художественной направленности (художественных училищ и колледжей). Актуальность разработки программы на эту тему обусловлена тем, что студенты, обучающиеся по программам, реализуемым данным видом учреждений (живопись, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство и др.) в рамках учебных занятий по дисциплине «История искусства» получают неполные знания по современному искусству. Чаще всего курс данной дисциплины заканчивается изучением авангарда и модернизма первой четверти XX века, иногда первой половины XX века и еще реже преподавателем дается материал по второй половине века, но в назывном порядке. Художник после получения образования оказывается оторванным от реальности, изучая академические основы рисования и не получая знаний о современном искусстве, он не понимает тенденций в культуре и искусстве, сложившихся на сегодняшний день, а также не может быть полноценным участником художественного процесса.
Активно организуемые в последние годы в разных уголках мира биеннале, многочисленные фестивали, форумы, выставки, проекты современного искусства, экспертная литература, анализирующая современные художественные процессы, - все это указывает на нарастающий зрительский и исследовательский интерес к динамичным тенденциям и проблемам современного искусства.
Степень разработанности темы, место и значение в науке и практике: основанием данного исследования стали труды по педагогике, психологии, философии, эстетике и теории искусства.
Общие труды по педагогике позволили нам рассмотреть целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. В своем исследовании мы обратились к таким авторам, как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.С. Селиванов.
Так как объектом нашего исследования являются современные формы внеурочной деятельности мы рассмотрели труды таких авторов, как В.П. Вахтеров, Д.В. Григорьев и П.В. Степанов, Т.А. Ветошкина и Н.В. Шнайдер и др. Так как роль внеурочной деятельности в учебно-воспитательном процессе непрерывно возрастает, нам необходимо было обратиться к ее историческому аспекту, рассмотреть эволюцию понятия «внеурочная деятельность», проанализировать накопленный опыт, который нужен педагогу сегодня. Также на основе этой литературы мы обобщили сведения по современным формам внеурочной работы, выделили и рассмотрели те из них, которые в полной мере способны отобразить специфику материала современного искусства.
Программу внеурочной деятельности, которую разрабатываем в своем исследовании, мы строим на материале современного искусства, поэтому необходимо было раскрыть специфику данного явления. Для этого, в первую очередь, мы обращались к литературе по философии, эстетике и теории искусства таких авторов, как В.В. Бычков, Н.В. Маньковская и В.В. Иванов. О.А. Кривцун в своей «Эстетике» рассматривает различные эстетические теории XX века о природе художественного творчества и судьбе искусства. Среди них можно назвать теории следующих авторов: А. Бергсон, К. Леви- Стросс, Ж. Деррида, У. Эко и др. Анализ этих эстетических теорий помог нам сформировать представление о постмодернизме как о состоянии современной культуры, включающим в себя своеобразную философскую позицию, постмодернистское искусство, а также массовую культуру данной эпохи. Также из трудов представленных авторов можно выделить «Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства» Бычкова В.В., Маньковской Н.В. и Иванова В.В. Книга представляет собой своеобразное исследование по актуальным проблемам современной эстетики, философии искусства. Авторы подробно и всесторонне рассматривают такие темы, как границы искусства, фазы эстетического восприятия, диалектика художественной формы, герменевтика искусства.
Также нами были рассмотрены труды по истории и теории искусства, охватывающие период со второй половины XX до начала XXI века таких авторов, как Е.Ю. Андреева, У. Гомперц, Б. Гройс, Э. Демпси и др. В этой группе литературы рассматривается феномен современного искусства, раскрывается понятие актуального искусства или contemporary art, исследуются концепции современного искусства и рассказывается история основных его направлений: абстрактной живописи, поп-арта, неодада, минимализма, концептуализма, лэнд-арта, политического и феминистского искусства, семуляционизма и апроприации, видео-арта и др.
Объект: современные формы внеурочной работы.
Предмет: реализация современных форм внеурочной работы со старшеклассниками на материале современного искусства.
Цель: теоретически обосновать и выявить современные формы внеурочной работы, разработать программу внеурочной работы со студентами СПО на материале современного искусства, в рамках которой будет реализовываться двухступенчатая система проектной деятельности по современному искусству во внеурочной деятельности студентов СПО и старшеклассников, проверить ее результативность.
Задачи:
— рассмотреть внеурочную работу как неотъемлемую часть образовательного процесса, ее цели и задачи;
— выявить современные формы внеурочной деятельности;
— раскрыть понятие современного искусства, рассмотреть современное искусство как предмет изучения в образовательных учреждениях художественной направленности;
— разработать программу внеурочной деятельности обучающихся СПО на материале современного искусства;
— разработать двухступенчатую систему реализации проектной деятельности по современному искусству студентов СПО и старшеклассников;
— проверить опытно-поисковым путем программу и оценить ее результативность.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что благодаря курсу внеурочной деятельности по современному искусству студенты художественных специальностей познакомятся с большим количеством теоретической информации, научатся разбираться в специфике данного феномена, сформируют собственное мнение по поводу современного искусства, а на уровне практической деятельности разработают образовательные проекты по современному искусству для старшеклассников и реализуют их на базе общеобразовательной школы. На уровне развития компетенций мы предполагаем, что данный курс поможет сформировать и развить ОК.4. Осуществление поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Методика исследования:
1) Типологический метод позволил определить основные формы презентаций современного искусства, их взаимодействие и роли в современной художественной жизни;
2) Сравнительно-исторический метод позволил сопоставить и проанализировать традиции и новые формы актуализации современного изобразительного искусства;
3) Аналитический метод способствовал определению тенденций развития современного искусства;
4) Феноменологический метод позволил рассмотреть современное искусство как феномен, выделить его специфические черты;
5) Метод эксперимента позволил апробировать нашу программу внеурочной деятельности.
Элементы научной и практической новизны, представленные в работе: разработана рабочая программа внеурочной деятельности по учебной дисциплине «История искусства» «Современное искусство: теория и практика» для студентов СПО художественной направленности. Также в данной работе предлагается двухступенчатая система реализации проектной деятельности студентов СПО художественной направленности по современному искусству во внеурочной деятельности со старшеклассниками, в рамках которой студенты разрабатывают и апробируют на старшеклассниках образовательные проекты по современному искусству. В качестве проектов предлагаются современные формы внеурочной деятельности: проблемная лекция, интерактивная экскурсия, квест и творческая игра.
Структура работы: введение, 1 глава, в которой дается теоретическое обоснование темы, состоит из двух параграфов, где рассматриваются современные формы внеурочной работы и современное искусство как предмет изучения, 2 глава посвящена опытно-поисковой работе, состоит из трех параграфов, в которых разрабатывается программа внеурочной деятельности для студентов СПО по современному искусству, двухступенчатая система реализации проектной деятельности по современному искусству, анализируются результаты апробации программы, заключение, список литературы.
Апробация работы:
Программа внеурочной деятельности по учебной дисциплине «История искусства» «Современное искусство: теория и практика» была апробирована в ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского» (Факультет изобразительного искусства).
Тема исследования отражена в следующих публикациях:
1. Мехонцева О.П. Современное искусство как предмет изучения в образовательных учреждениях художественной направленности.// Человек в мире культуры. 2017. №4. С. 82-86.
2. Мехонцева О.П., Симбирцева Н.А. Двухступенчатая реализация проектной деятельности по современному искусству во внеурочной деятельности студентов СПО и старшеклассников (в печати).
В своем исследовании мы рассмотрели внеурочную работу как неотъемлемую часть образовательного процесса. В ходе внеурочной работы значительно повышается роль самого студента в выборе способов использования свободного времени, в реализации самовоспитания, формировании определенных жизненных установок. Расширяются условия удовлетворения интересов и потребностей студентов, развития их задатков и способностей в избранных видах деятельности.
Выявили современные формы внеурочной работы, сосредоточив свое внимание на активных и интерактивных формах: проблемная лекция, виртуальная экскурсия, квест и творческая игра. Выбор сделан на основании ФГОС. На сегодняшний день именно активные и интерактивные формы обучения имеют первостепенное значение. Благодаря таким формам у обучающихся происходит активизация мышления, наблюдается самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач, развитие собственного мнения, развитие навыков коллективной работы, проявляется мотивированность в обучении.
Рассмотрели главные особенности и специфику современного искусства, благодаря чему, мы можем утверждать, что этот феномен характерно отличается от всего изобразительного искусства, которое мы знали ранее. Мы сделали вывод о том, что данное явление необходимо изучать в образовательных учреждениях художественной направленности. Проанализировав программу изучения истории искусства, сделали вывод, что в данный момент студенты, обучающиеся по программам, реализуемым данными учреждениями (живопись, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство и др.) получают неполные знания по современному искусству. Также важно отметить, что в данных учебных заведениях реализуется академическая программа рисования. При этом не занимаясь современными практиками искусства и не получая достаточное представление о них в теории, после окончания обучения студенты оказываются оторванными от реальности, они не понимают тенденций в культуре и искусстве, сложившихся на сегодняшний день, а также не могут быть полноценными участниками художественного процесса.
Для решения данной проблемы мы разработали рабочую программу внеурочной деятельности по учебной дисциплине «История искусства» «Современное искусство: теория и практика» для студентов СПО художественной направленности. Курс состоит из четырех теоретических разделов: «Современное искусство как феномен культуры XX-XXI вв.», «Зарубежное искусство второй половины XX в.», «Отечественное искусство второй половины XX в.», «Тенденции развития искусства (искусство 90-х гг. XX в. - 10-х гг. XXI вв.), в рамках которых происходит знакомство студентов с современным искусством в разных формах. Кроме классических лекций используются формы дискуссии, семинаров, в качестве индивидуальных заданий предлагаются: эссе, рефераты, работа с таблицами, слайд-тесты и др. Завершающий пятый раздел посвящен проектной деятельности обучающихся.
В рамках программы была разработана двухступенчатая система реализации проектной деятельности по современному искусству во внеурочной деятельности студентов СПО и старшеклассников. В рамках работы над первым этапом проектной деятельности студенты готовят 4 вида индивидуальных и коллективных образовательных проектов по современному искусству (лекторий по современному искусству, интерактивная экскурсия по виртуальному музею, квест по музею современного искусства, творческая игра «кАРТы»), что способствует их становлению как педагогов, способных и умеющих работать в коллективе, слушать и слышать собеседника (коллег, учащихся), публично отстаивать собственную точку зрения. Вторая ступень - это практическая реализация результатов проектной деятельности во внеурочной деятельности со старшеклассниками. На втором этапе реализации и внедрения проектов студенты учатся планировать и оценивать результаты своей деятельности, а в случае коллективного проекта, то и результаты коллег.
Опытно-поисковым путем проверили программу и оценили ее результативность. Так как программа в данный момент находится на стадии апробации, то мы провели замеры результативности теоретической части программы. Наша программа внеурочной деятельности по современному искусству нацелена на формирование ОК.4. Осуществление поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Мы провели замеры сформированности данной компетенции, выбрав два индивидуальных задания из программы, одно из которых проводилось в начале изучения курса, второе же завершало теоретическое обучение. Анализ результатов показал, что в ходе изучения данного курса, у 13 студентов из 20 (65%) - компетенция сформирована, у 7 (35%) - компетенция частично сформирована. Также стоит отметить, что 8 из 20 студентов (40%) добились прогресса и перешли из одного уровня на другой более высокий. Из чего мы можем сделать вывод, что программа является успешной и эффективной для формирования и развития компетенции.
1. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - Минск: Университетское издательство, 1990. - 560 с.
2. Андреева, Е.Ю. Все и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века / Е.Ю. Андреева. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха,
2011. - 584 с.
3. Андреева, Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ - начала XXI века / Е.Ю. Андреева. - М.: Азбука, 2007. - 488 с.
4. Бакштейн, И. Внутри картины. Статьи и диалоги о современном искусстве / И. Бакштейн. - М.: НЛО, 2015. - 271 с.
5. Барышникова, Д. Новая точка сборки / Д. Барышникова //
Искусство, 2008. - № 4. - С. 30-33.
6. Бобринская, Е.А. Концептуализм / Е.А. Бобринская. - М.: Галарт, 2000. - 216 с.
музей современного искусства, 2012. - 152 с.
8. Борытко, Н.М.. Педагог в пространствах современного воспитания / Науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 214 с.
9. Бохоров, К. Уроки Венеции / К. Бохоров // Художественный журнал, 1997. - № 34-35. - С. 43-45.
10. Бренер, А.Д. Два-три соображения по поводу догнивающего десятилетия /А. Бренер, Б. Шурц //Художественный журнал, 2004. - № 25. - С. 25-26.
11. Буррио, Н. Большой проект должен порождать дискуссию: Интервью / Н. Буррио // «Художественный журнал», 2003. - №53. - С. 34-37.
12. Бычков, В.В., Маньковская, Н.В., Иванов, В.В. Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства. - М.: Прогресс-Традиция,
2012. - 840 с.
13. Вахтеров, В.П. Внешкольное образование народа: Сел.
библиотеки. Кн. склады. Воскрес. шк. и повтор. кл. / В.П. Вахтеров. - М.: Типография товарищества И.Д. Сытина, 1896. - 380 с.
14. Ветошкина, Т. А., Шнайдер, Н. В. Активные и интерактивные методы обучения: метод. пособие / Т. А. Ветошкина, Н. В. Шнайдер. - Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2011. - 156 с.
15. Востокова, Е.В. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения // Интеграция образования. - 2004. - № 2, - С. 77-86.
16. Вукс, Я.Н. Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса, направленная на развитие всесторонне развитой личности // Здоровье - основа человеческого потенциала - проблемы и пути их решения. - 2011. - № 1, - С. 342-343.
17. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
18. Герман, М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века / М.Ю. Герман. - СПб.: Азбука-классика, 2003 - 480 с.
19. Голдберг, Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней / Р. Голдберг. - М.: МСИ "Гараж", 2014 - 320 с.
20. Гомперц, У. Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси / У. Гомперц. - М.: Синдбад, 2016. - 464 с.
21. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
22. Гройс, Б.Е. Комментарии к искусству / Б.Е. Гройс. - М.: ХЖ, 2003. - 341 с.
23. Гройс, Б.Е. Утопия и обмен / Б.Е. Гройс. — М.: Знак, 1993. - 374 с.
24. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001. - 240 с.
25. Гузеев, В.В., Сиденко, А.С. Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах // Школьные технологии. - 2000. - № 1, - С. 169-181.
26. Дёготь, Е.Ю. Без лица / Е. Дёготь // Искусство. - 2007. - №2. - С. 40-45.
27. Дёготь, Е.Ю. Русское искусство ХХ века / Е.Ю. Деготь. - М.: Трилистник, 2002 - 224 с.
28. Демпси, Э. Стили, школы, направления. Путеводитель по современному искусству / Э. Демпси. - М.: Искусство - XXI век, 2008 - 304 с.
29. Дьюи, Д. Школы будущего / Д. Дьюи. — Москва, 1922. - 352 с.
30. Жидков, B.C. Искусство и картина мира / В.С. Жидков. - СПб., 2003. - 156 с.
31. Зедльмайр, X. Утрата середины / Пер. с нем. С.С.Ванеяна / Х. Зедльмайр. — М.: Прогресс-традиция, 2008. - 640 с.
32. Игейсинова, Г.М., Еремина, Н.А. Формы внеурочной работы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 6-2, - С. 85-88.
33. Каган, М.С. Морфология искусства / М.С. Каган. - Л., 1972. - 365 с.
34. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Калечиц, З.А. Кейлина. - М.: Просвещение, 1980. - 88 с.
35. Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности как основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский. - М., 1993. - 80 с.
36. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев - Минск: Тетрасистемс, 2011. - 224 с.
37. Коржанова, А.А. Роль экскурсий с использованием объектов культурно-исторического наследия в образовательной деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2015. - № 5, - С. 45-47.
38. Кривцун, О.А. Эстетика / О.А. Кривцун. - М., 2000. - 234 с.
39. Крылов, И.И. Эстетическое воспитание учащихся в системе школьного дополнительного образования // Среднее профессиональное образование. - 2006. - № 11, - С. 11-12.
40. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура
XX века/под ред. В. В. Бычкова - М.: Российская политическая
энциклопедия, 2003 - 608 с.
41. Лернер, Л.В. Стратегии актуальности / Л.В. Лернер // Искусство - 2007. - №6- С. 40-47.
42. Медынский, Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника / Е.Н. Медынский. - М.: Наука, 1916. - 327 с.
43. Мизиано, В.А. «Тусовка» как социокультурный феномен / В.А. Мизиано // Художественная культура XX века: Сб. статей. — М.: ТИД «Русское слово-РС», 2002. - С. 352-363.
44. Мизиано, В.А. Культурные противоречия тусовки / В.А.
Мизиано //Художественный журнал. - №25. - 1999. - С. 39-45.
45. Мизиано, В.А. О смысле сообщества/ В. Мизиано, Л.
Адашевская//Диалог искусств. -2011. - №6. - С. 53-55.
46. Митяева, Н А. Разработка программы внеурочной деятельности учащихся по технологии / Н.А. Митяева, Л.Н. Латипова // Технологическое образование в школе и вузе: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Елабуга: Изд-во ЕФ КФУ, 2013. - С. 84-92.
47. Обухова, А. Перформанс в России. 1910-2010. Картография истории /А. Обухова. - М.: МСИ "Гараж", 2014. - 280 с.
48. Ортега-и-Гассет, Х. Дегуманизация искусства / Х. Ортега-и- Гассет. - М.: АСТ, 2003. - 56 с.
49. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии / А.П. Панфилова. - М., Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
50. Паперный, В.З. Культура Два / В.З. Паперный - М.: Новое
литературное обозрение, 2006. - 407 с.
51. Петровская, Е. Слежка за временем / Е. Петровская // «Дозор» как симптом // Сост. и общ. ред. Б. Куприянов и М. Сурков. М.: Фаланстер, 2006. - С. 256 - 276.
52. Пешикова, Л.В. Организация общения на уроках мировой художественной культуры // Искусство в школе. - 1997. - № 5, - С. 35-40.
53. Приказ Минобрнауки России от 13 августа 2014 г. № 995 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.05 Живопись» [Электронный ресурс]. Доступ с сайта минобрнауки.рф. URL: http://минобрнауки.рф/документы/7545. html (дата обращения: 02.11.2018)
54. Рожкова, Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. - 2014. - № 5., - С. 21-26.
55. Салангина, Н.Я. Классификация форм внеурочной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: науч. журн. - 2011. - № 3, - С. 231-235.
56. Сальников, В.А. Произведение искусства и автор в 90-е годы / В.А. Сальников // Художественный журнал. - 2004. - №25
57. Свегун, А. Сады современного искусства / А. Свегун // Коммерсантъ. — 2005. — 31 марта.
58. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. - М.: Просвещение, 2002. - 366 с.
59. Селина, Е. Надеюсь, что ситуация начала 90-х, открывшая много новых имен, когда-нибудь повторится / Е. Селина, А. Ковалёв //Артхроника - 2012. - №3. - С. 65-68.
60. Сторр, Р. Смотр художественной жизнедеятельности / Р. Сторр // Коммерсантъ. — 2007. — 25 марта.
61. Тейлор, Б. ART TODAY. Актуальное искусство 1970-2005 / Б. Тейлор. - М.: СЛОВО, 2006 - 256с.
62. Турчин, В. С. По лабиринтам авангарда / В.С. Турчин. - М.: Изд. Московского университета, 1993 - 248 с.
63. Ушинский, К.Д. Избранные труды: В 4 кн. Кн. 3. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / Сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 557 с.
64. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. [Электронный ресурс] Доступ с сайта минобрнауки.рф. URL: ййрз://минобрнауки.рф/документы/2365.й1ш1 (дата обращения: 02.11.2018)
65. Фишер-Лихте, Э. Эстетика перформативности / Э. Фишер-Лихте. - М.: Канон+, 2015. - 376 с.
66. Фостер, Х., Краусс, Р., Буа, И.-А., Бухло, Б.Х.Д., Джослит, Д. Искусство с 1900 года: Модернизм, антимодернизм, постмодернизм / Х. Фостер, Р. Краусс, И.-А. Буа, Б.Х.Д. Бухло, Д. Джослит. - М.: АдМаргинем Пресс, 2015. - 816 с.
67. Хренов, Н.А. Социальная психология искусства / Н.А. Хренов. - М., 1998. - 367 с.
68. Хренов, Н.А. Социально-психологические аспекты
взаимодействия искусства и публики / Н.А. Хренов. - М.,1981. - 405 с.
69. Шехтер, Т.Е. Глобализация как тенденция развития современной культуры и художественного рынка / Т.Е. Шехтер // Международный художественный бизнес в контексте глобализации. Материалы всероссийской научно-практической конф., 25 января 2007. СПб., 2007.
70. Шурипа, С. Ситуация / С. Шурипа // Диалог искусств. - №4, 2012. - С. 78-79.
71. Щуркова, Н.Е. Классификация видов внеклассной работы // Биология в школе. - 2005. - № 6, - С. 55-59.
72. Яковлев, Д.Е. Система внешкольного воспитания в России: Преемственность исторического опыта // Власть. - 2012. - № 10, - С. 171-173.
73. Яшкова, И. Биеннале проведена / И. Яшкова // Диалог искусств. - 2008. - №5, - С. 101.