Развитие образной памяти у обучающихся дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 6
1.1. Понятие образной памяти 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
слуха 12
1.3.Особенности формирования образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 22
2.1. Методы диагностики образной памяти 22
2.2. Организация и описание констатирующего эксперимента 24
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 26
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 32
3.1. Дидактические игры в развитии образной памяти 32
3.2. Формирующий эксперимент 36
3.3. Контрольный эксперимент 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 76
1.1. Понятие образной памяти 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
слуха 12
1.3.Особенности формирования образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 22
2.1. Методы диагностики образной памяти 22
2.2. Организация и описание констатирующего эксперимента 24
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 26
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 32
3.1. Дидактические игры в развитии образной памяти 32
3.2. Формирующий эксперимент 36
3.3. Контрольный эксперимент 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 76
Дошкольное детство - значимый этап в формировании человека как личности. Именно на этом этапе закладываются все стороны личности, выявляются ее способности. Память - существенная характеристика психической жизни, следовательно, проблема развития памяти - одна из наиболее важных и изучавшихся проблем в современной психологии.
В дошкольном возрасте главенствующей является образная память. Её преобразование связано с изменениями в различных сферах психической жизни ребенка. Развитие образной памяти зависит от условий жизни ребёнка, от его воспитания и обучения. Из-за влияния внешних факторов у ребёнка возникают временные связи, составляющие физиологическую основу памяти. В основе образной памяти находится образ, который ребенок запомнил.
Изучением особенностей развития образной памяти у дошкольников с нарушениями слуха занимались Р. М. Боскис, М. М. Нудельман, А. Н. Поросятникова, Т. В. Розанова и другие. Они установили, что развитие образной памяти у детей с нарушениями слуха имеет отличия, так как ввиду нарушения взаимодействия с миром слышащих приобретение социального опыта существенно отягощено. Многочисленный познавательный материал, приобретаемый слышащим ребенком внезапно, естественно и достаточно легко, детьми с нарушением слуха усваивается только в специально организованных условиях и при проявлении волевых качеств. Однако проблема развития образной памяти является изученной в недостаточной мере ввиду особенностей развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Несформированность познавательных процессов нередко является основной причиной сложностей, которые возникают у детей дошкольного возраста с нарушением слуха во время обучения. При этом определяющее место в структуре дефекта интеллектуальной деятельности присуще нарушениям памяти, для которых характерен сниженный объем памяти и быстрота запоминания, превосходство непроизвольного запоминания. Этим подтверждается актуальность нашего исследования.
Объект исследования - образная память обучающихся дошкольного возраста с нарушением слуха.
Предмет - процесс развития образной памяти у обучающихся дошкольного возраста с нарушением слуха.
Гипотеза: развитие образной памяти у обучающихся дошкольного возраста с нарушением слуха будет более эффективным, если в процессе коррекционного обучения использовать специально отобранные дидактические игры.
Цель исследования - изучение и развитие образной памяти у обучающихся дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр.
Задачи:
1. Проанализировать проблему образной памяти в научной литературе.
2. Рассмотреть развитие образной памяти в период дошкольного возраста у детей с нарушениями слуха.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей развития образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
4. Определить и апробировать содержание коррекционной работы по развитию образной памяти у обучающихся дошкольного возраста с нарушением слуха с использованием специально отобранных дидактических игр.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент.
Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы и 5 Приложений.
В дошкольном возрасте главенствующей является образная память. Её преобразование связано с изменениями в различных сферах психической жизни ребенка. Развитие образной памяти зависит от условий жизни ребёнка, от его воспитания и обучения. Из-за влияния внешних факторов у ребёнка возникают временные связи, составляющие физиологическую основу памяти. В основе образной памяти находится образ, который ребенок запомнил.
Изучением особенностей развития образной памяти у дошкольников с нарушениями слуха занимались Р. М. Боскис, М. М. Нудельман, А. Н. Поросятникова, Т. В. Розанова и другие. Они установили, что развитие образной памяти у детей с нарушениями слуха имеет отличия, так как ввиду нарушения взаимодействия с миром слышащих приобретение социального опыта существенно отягощено. Многочисленный познавательный материал, приобретаемый слышащим ребенком внезапно, естественно и достаточно легко, детьми с нарушением слуха усваивается только в специально организованных условиях и при проявлении волевых качеств. Однако проблема развития образной памяти является изученной в недостаточной мере ввиду особенностей развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Несформированность познавательных процессов нередко является основной причиной сложностей, которые возникают у детей дошкольного возраста с нарушением слуха во время обучения. При этом определяющее место в структуре дефекта интеллектуальной деятельности присуще нарушениям памяти, для которых характерен сниженный объем памяти и быстрота запоминания, превосходство непроизвольного запоминания. Этим подтверждается актуальность нашего исследования.
Объект исследования - образная память обучающихся дошкольного возраста с нарушением слуха.
Предмет - процесс развития образной памяти у обучающихся дошкольного возраста с нарушением слуха.
Гипотеза: развитие образной памяти у обучающихся дошкольного возраста с нарушением слуха будет более эффективным, если в процессе коррекционного обучения использовать специально отобранные дидактические игры.
Цель исследования - изучение и развитие образной памяти у обучающихся дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр.
Задачи:
1. Проанализировать проблему образной памяти в научной литературе.
2. Рассмотреть развитие образной памяти в период дошкольного возраста у детей с нарушениями слуха.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей развития образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
4. Определить и апробировать содержание коррекционной работы по развитию образной памяти у обучающихся дошкольного возраста с нарушением слуха с использованием специально отобранных дидактических игр.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент.
Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы и 5 Приложений.
Память - форма психического отражения, которая заключается в запоминании, удержании и воспроизведении воспринятого в прошлом материала и позволяет его многократно применять в новой деятельности. К основным процессам памяти относятся: запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение. Изучение классификации видов памяти по различным параметрам позволило выделить следующие виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, вербальная память.
С помощью образной памяти происходит удержание и воспроизведение ранее воспринятых образов предметов и явлений окружающего мира. Образная память, в свою очередь, делится на зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую.
У детей младшего дошкольного возраста образ формируется с помощью практического действия, а в последующем преобразуется в речь. У детей старшего дошкольного возраста образ формируется с помощью мыслительного анализа и синтеза. К основным параметрам сформированности образной памяти в дошкольном возрасте относятся объем, точность воспроизведения, длительность сохранения образов.
В течение дошкольного возраста образная память подвергается преобразованиям: возрастает объем памяти, представления становятся более осмысленными и ими можно управлять, возрастет лабильность сохраняемых образов. У детей дошкольного возраста с нарушениями слуха наблюдаются особенности образной памяти:
- они редко используют приемы опосредствованного запоминания, что неблагоприятно отражается на сохранении образов в памяти;
- системы образов, которые уже сложились, являются в меньшей степени дифференцированными, менее устойчивыми к преградам со стороны похожих образов, чем у слышащих сверстников. Характерные сложности детей с нарушениями слуха сцеплены с потребностью интегрировать, воспроизводить образ объекта мысленно без использования опоры на восприятие целостного предмета, пользоваться образами.
Проведенное нами экспериментальное исследование было направленно на изучение и развитие образной памяти детей дошкольного возраста с нарушениями слуха посредством дидактической игры. Его результаты показали, что дети имеют невысокие показатели уровня развития образной памяти, поэтому возникла потребность целенаправленной работы по развитию образной памяти с применением дидактических игр.
В процессе формирующего эксперимента былареализована коррекционно-развивающая программа подгрупповых и индивидуальных занятий, на которых применялись дидактические игры. В итоге была зафиксирована положительная динамика в развитие и активизации образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушением слуха, что подтвердили результаты контрольного исследования. Следовательно, выдвинутая гипотеза доказана: использование специально отобранных дидактических игр в процессе коррекционного обучения является эффективным для развития образной памяти у обучающихся дошкольного возраста с нарушением слуха.
Данные экспериментального исследования апробированы в статье «Диагностика образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха» на Всероссийской научно-практической конференции памяти В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза». Сертификат, подтверждающий участие в конференции, представлен в Приложении 5.
С помощью образной памяти происходит удержание и воспроизведение ранее воспринятых образов предметов и явлений окружающего мира. Образная память, в свою очередь, делится на зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую.
У детей младшего дошкольного возраста образ формируется с помощью практического действия, а в последующем преобразуется в речь. У детей старшего дошкольного возраста образ формируется с помощью мыслительного анализа и синтеза. К основным параметрам сформированности образной памяти в дошкольном возрасте относятся объем, точность воспроизведения, длительность сохранения образов.
В течение дошкольного возраста образная память подвергается преобразованиям: возрастает объем памяти, представления становятся более осмысленными и ими можно управлять, возрастет лабильность сохраняемых образов. У детей дошкольного возраста с нарушениями слуха наблюдаются особенности образной памяти:
- они редко используют приемы опосредствованного запоминания, что неблагоприятно отражается на сохранении образов в памяти;
- системы образов, которые уже сложились, являются в меньшей степени дифференцированными, менее устойчивыми к преградам со стороны похожих образов, чем у слышащих сверстников. Характерные сложности детей с нарушениями слуха сцеплены с потребностью интегрировать, воспроизводить образ объекта мысленно без использования опоры на восприятие целостного предмета, пользоваться образами.
Проведенное нами экспериментальное исследование было направленно на изучение и развитие образной памяти детей дошкольного возраста с нарушениями слуха посредством дидактической игры. Его результаты показали, что дети имеют невысокие показатели уровня развития образной памяти, поэтому возникла потребность целенаправленной работы по развитию образной памяти с применением дидактических игр.
В процессе формирующего эксперимента былареализована коррекционно-развивающая программа подгрупповых и индивидуальных занятий, на которых применялись дидактические игры. В итоге была зафиксирована положительная динамика в развитие и активизации образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушением слуха, что подтвердили результаты контрольного исследования. Следовательно, выдвинутая гипотеза доказана: использование специально отобранных дидактических игр в процессе коррекционного обучения является эффективным для развития образной памяти у обучающихся дошкольного возраста с нарушением слуха.
Данные экспериментального исследования апробированы в статье «Диагностика образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха» на Всероссийской научно-практической конференции памяти В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза». Сертификат, подтверждающий участие в конференции, представлен в Приложении 5.





