ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 6
1.1. Понятие образной памяти 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
слуха 12
1.3.Особенности формирования образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 22
2.1. Методы диагностики образной памяти 22
2.2. Организация и описание констатирующего эксперимента 24
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 26
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 32
3.1. Дидактические игры в развитии образной памяти 32
3.2. Формирующий эксперимент 36
3.3. Контрольный эксперимент 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 76
Дошкольное детство - значимый этап в формировании человека как личности. Именно на этом этапе закладываются все стороны личности, выявляются ее способности. Память - существенная характеристика психической жизни, следовательно, проблема развития памяти - одна из наиболее важных и изучавшихся проблем в современной психологии.
В дошкольном возрасте главенствующей является образная память. Её преобразование связано с изменениями в различных сферах психической жизни ребенка. Развитие образной памяти зависит от условий жизни ребёнка, от его воспитания и обучения. Из-за влияния внешних факторов у ребёнка возникают временные связи, составляющие физиологическую основу памяти. В основе образной памяти находится образ, который ребенок запомнил.
Изучением особенностей развития образной памяти у дошкольников с нарушениями слуха занимались Р. М. Боскис, М. М. Нудельман, А. Н. Поросятникова, Т. В. Розанова и другие. Они установили, что развитие образной памяти у детей с нарушениями слуха имеет отличия, так как ввиду нарушения взаимодействия с миром слышащих приобретение социального опыта существенно отягощено. Многочисленный познавательный материал, приобретаемый слышащим ребенком внезапно, естественно и достаточно легко, детьми с нарушением слуха усваивается только в специально организованных условиях и при проявлении волевых качеств. Однако проблема развития образной памяти является изученной в недостаточной мере ввиду особенностей развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Несформированность познавательных процессов нередко является основной причиной сложностей, которые возникают у детей дошкольного возраста с нарушением слуха во время обучения. При этом определяющее место в структуре дефекта интеллектуальной деятельности присуще нарушениям памяти, для которых характерен сниженный объем памяти и быстрота запоминания, превосходство непроизвольного запоминания. Этим подтверждается актуальность нашего исследования.
Объект исследования - образная память обучающихся дошкольного возраста с нарушением слуха.
Предмет - процесс развития образной памяти у обучающихся дошкольного возраста с нарушением слуха.
Гипотеза: развитие образной памяти у обучающихся дошкольного возраста с нарушением слуха будет более эффективным, если в процессе коррекционного обучения использовать специально отобранные дидактические игры.
Цель исследования - изучение и развитие образной памяти у обучающихся дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр.
Задачи:
1. Проанализировать проблему образной памяти в научной литературе.
2. Рассмотреть развитие образной памяти в период дошкольного возраста у детей с нарушениями слуха.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей развития образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
4. Определить и апробировать содержание коррекционной работы по развитию образной памяти у обучающихся дошкольного возраста с нарушением слуха с использованием специально отобранных дидактических игр.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент.
Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы и 5 Приложений.
Память - форма психического отражения, которая заключается в запоминании, удержании и воспроизведении воспринятого в прошлом материала и позволяет его многократно применять в новой деятельности. К основным процессам памяти относятся: запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение. Изучение классификации видов памяти по различным параметрам позволило выделить следующие виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, вербальная память.
С помощью образной памяти происходит удержание и воспроизведение ранее воспринятых образов предметов и явлений окружающего мира. Образная память, в свою очередь, делится на зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую.
У детей младшего дошкольного возраста образ формируется с помощью практического действия, а в последующем преобразуется в речь. У детей старшего дошкольного возраста образ формируется с помощью мыслительного анализа и синтеза. К основным параметрам сформированности образной памяти в дошкольном возрасте относятся объем, точность воспроизведения, длительность сохранения образов.
В течение дошкольного возраста образная память подвергается преобразованиям: возрастает объем памяти, представления становятся более осмысленными и ими можно управлять, возрастет лабильность сохраняемых образов. У детей дошкольного возраста с нарушениями слуха наблюдаются особенности образной памяти:
- они редко используют приемы опосредствованного запоминания, что неблагоприятно отражается на сохранении образов в памяти;
- системы образов, которые уже сложились, являются в меньшей степени дифференцированными, менее устойчивыми к преградам со стороны похожих образов, чем у слышащих сверстников. Характерные сложности детей с нарушениями слуха сцеплены с потребностью интегрировать, воспроизводить образ объекта мысленно без использования опоры на восприятие целостного предмета, пользоваться образами.
Проведенное нами экспериментальное исследование было направленно на изучение и развитие образной памяти детей дошкольного возраста с нарушениями слуха посредством дидактической игры. Его результаты показали, что дети имеют невысокие показатели уровня развития образной памяти, поэтому возникла потребность целенаправленной работы по развитию образной памяти с применением дидактических игр.
В процессе формирующего эксперимента былареализована коррекционно-развивающая программа подгрупповых и индивидуальных занятий, на которых применялись дидактические игры. В итоге была зафиксирована положительная динамика в развитие и активизации образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушением слуха, что подтвердили результаты контрольного исследования. Следовательно, выдвинутая гипотеза доказана: использование специально отобранных дидактических игр в процессе коррекционного обучения является эффективным для развития образной памяти у обучающихся дошкольного возраста с нарушением слуха.
Данные экспериментального исследования апробированы в статье «Диагностика образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха» на Всероссийской научно-практической конференции памяти В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза». Сертификат, подтверждающий участие в конференции, представлен в Приложении 5.
1. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази ; Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. — М. , 1982. - 320 с.
2. Афонькина, Ю. А. Особенности развития произвольной образной памяти у старших дошкольников в процессе дидактической игры [Текст] / Ю. А. Афонькина. - Москва : Просвещение, 1996. - 180 с.
3. Бертынь, Г. П. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом [Текст] / Г. П. Бертынь, Т. В. Розанова. - М. : Дефектология, - 1993. - 234 с.
4. Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] / П. П. Блонский. - Москва : ЛКИ, 2007. - 196 с.
5. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] / Т. Г. Богданова. - Москва : Академия, 2002. - 360 с.
6. Большой толковый психологический словарь [Текст] : для специалистов в области психологии / А. Ребер Пер. с англ. М. : Вече, АСТ, 2000. - 592 с.
7. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателя дет.сада / А. К. Бондаренко - М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
8. Боскис, P. M. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р. М. Боскис. — М., 1963. - 304 с.
9. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической
диагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов.— Киев, 1989. - 200 с.
10. Венгер, Л. А. Психология дошкольника [Текст] / Л. А. Венгер. - Москва : Просвещение, 1988. - 272 с.
11. Выготский, Л. С. Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / Л. С. Выготский ; Под ред. А. А. Смирновой. - Москва : Просвещение, 2007. - 300 с.
12. Выготский, Л. С. Вопросы теории и истории психологии [Текст] / Л. С. Выготский - М : Педагогика, 1982. - 487 с.
13. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский ; Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - Москва : ЧеР, 1998. - 816 с.
14. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 157 с.
15. Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий детей с нарушениями слуха [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша. - М. : Сфера, 2008. - 677 с.
...