ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 6
1.1. Нарушение зрения как форма дизонтогенеза 6
1.2. Понятие связной речи 12
1.3. Особенности развития связной речи у детей с нарушениями зрения 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 26
2.1. Исследование уровня сформированное™ навыков рассказывания у
дошкольников с нарушениями зрения 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА 33
3.1. Анализ современных методов и средств обучения рассказыванию по
серии сюжетных картин дошкольников с нарушениями зрения 33
3.2. Формирующий эксперимент 39
3.3. Контрольный эксперимент 43
3.4. Анализ эффективности коррекционно-педагогической работы по
формированию навыков рассказывания по серии сюжетных картин у обучающихся дошкольного возраста с нарушениями зрения 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 65
Одной из главных задач коррекционно-педагогической работы с дошкольниками является формирование связной (монологической и диалогической) речи.
От того, насколько хорошо обучающийся овладеет связной речью, будет зависеть его дальнейшая успеваемость в школе. Связная речь - высшая форма мыслительной деятельности, определяющая уровень речевого и интеллектуального развития дошкольника.
Связная речь необходима для того, чтобы давать правильные развернутые ответы на вопросы, доказывать свою точку зрения, уметь рассуждать и объяснять свои мысли, уметь правильно воспринимать и воспроизводить учебный материал.
Многие отмечают, что дети с нарушениями зрения имеют слабые представления об окружающем мире. Так, при рано возникшей зрительной патологии, особенно при каких-либо нарушениях центральной нервной системы, у ребенка не устанавливается и не закрепляется связь слова с движениями, действиями в пространстве, не формируются умственные действия, появляются отклонения в познавательной деятельности, формирование навыков, развитии эмоциональной сферы и социального поведения.
Для каждого человека связная речь играет огромную роль в его жизни. Человек не может быть без общения, поэтому формирование связной речи важно для каждого.
При обучении связной речи не все дошкольники достигают высокого уровня, поэтому проблема поиска методов, приемов и средств обучения связной речи актуальна.
Наиболее эффективным методом на сегодняшний день является обучение навыку рассказывания по серии сюжетных картин. Дошкольникам нравится воспроизводить знакомую картинку из сказки, сейчас многие любят рассматривать картинки из комиксов и воспроизводить сюжет по ним. Методика обучения связной речи строится с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей дошкольника. Методика обучения включает в себя проведение подготовительной работы, отбор и последовательность использования иллюстративного материала, структуру и приемы, направленные на развитие высших психических функций.
Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин является одним из эффективных методов формирования связной речи и относится к актуальной, но полностью не исследованной проблеме.
Таким образом, все вышеперечисленное определяет актуальность выбранной темы.
Объект исследования: навыки рассказывания у обучающихся дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования: методические условия формирования навыков рассказывания по серии сюжетных картин у обучающихся дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Цель исследования: разработать и апробировать методику развития навыков рассказывания по серии сюжетных картин у обучающихся дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования: формирование навыков рассказывания по серии сюжетных картин у обучающихся дошкольного возраста с нарушениями зрения будет эффективным при соблюдении следующих условий:
1. Проведение подготовительной работы по обогащению словаря обучающегося выразительными средствами.
2. Подготовительная работа по ознакомлению с выразительными изобразительными средствами (анализ сюжетных картин).
3. Обучение навыкам рассказывания с опорой на серию сюжетных картин.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический материал по данной проблеме.
2. Изучить современные методы обучения рассказыванию по серии сюжетных картин.
3. Определить уровень развития связанной речи у обучающихся дошкольного возраста с нарушениями зрения и определить направления работы.
4. Разработать и апробировать систему коррекционно- педагогической работы по формированию навыков составления рассказа по серии сюжетных картин.
Методы:
- теоретические: изучение и анализ литературы по данной проблеме;
- организационные: сравнительный;
- эмпирические: педагогический эксперимент;
- статистические: количественный и качественный анализ
полученных данных.
Экспериментальная база: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад компенсирующего вида № 369 «Светлячок», г. Екатеринбург, подготовительная группа.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В работе было рассмотрены теоретические основы проблемы обучения дошкольников с нарушениями зрения составлению рассказа по сериям сюжетных картин.
В процессе работы были проанализированы психологические и методические источники литературы по данной теме, характеризующие связную речь.
Связная речь предполагает собой развернутое, завершенное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда закономерно связанных предложений.
Изучили особенности формирования связной речи обучающихся дошкольной организации с нарушениями зрения. Такие дошкольники отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У обучающихся с нарушениями зрения отмечаются проблемы программирования содержания развернутых выражений и их языкового оформления. Для выражений (пересказ, разнообразные разновидности рассказов) свойственны: несоблюдение связности и последовательности изложения, смысловые пробелы, проявленная ситуативность и частичность. Небольшой уровень употребляемой фразовой речи.
Результаты исследования выявили, что обучающиеся с нарушениями зрения готовы к пересказу кратких текстов, обобщению рассказов по серии сюжетных картин, к рассказыванию из собственного опыта, к рассказыванию по данному началу, однако все-таки это ещё существенно различается от связной речи с нормальным развитием. Только двое обучающихся справились с заданиями хорошо и показали высокий уровень сформированности связной речи, при этом дошкольники частично использовали мнемотаблицы для подтверждения своих ответов. Трое обучающихся показали средний уровень и двое ниже среднего. Дошкольники с нарушениями зрения недостаточно отображают в связной речи причинно¬следственные отношения между событиями, у них ограниченное понимание реальности, нехватка речевых средств.
Нами была разработана методика обучения рассказыванию по серии сюжетных картин дошкольников с нарушениями зрения и основывается она на составление рассказа с использованием мнемотаблицы.
На наш взгляд именно она является одним из продуктивных методов обучения рассказыванию по серии сюжетных картин дошкольников с нарушениями зрения. На занятиях такого типа педагог углубляет интерес обучающихся с нарушениями зрения к рассказыванию.
Результаты контрольного эксперимента показали наличие положительной динамки по итогам проведенного формирующего эксперимента по исследуемым параметрам. Цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
Следовательно, можно утверждать, что полученные в ходе нашего исследования данные подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что в работе по обучению дошкольников с нарушениями зрения составлению рассказов по серии сюжетных картин будет эффективным, если педагог создаст методические условия по обогащению словаря дошкольника выразительными средствами, формированию эмоциональной оценки через мнемотаблицы, подтвердилась.
Цель работы достигнута, задачи решены.
1. Безрукова, О. А. Слова родного языка [Текст] / О. А. Безрукова.
- М., 2015. - 192 с.
2. Бенилова, С. Ю. Давидович, Л. Р. Логопедия. Системные нарушения речи у детей [Текст] / Бенилова С. Ю., Давидович Л. Р. - М., 2014. - 536 с.
3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
4. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель, 2006. - 158 с.
5. Воронова, Е. Е. Использование современных средств наглядности в обучении детей с нарушениями зрения [Текст] / Е. Е. Воронова. - М., 2005.
- 126 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский.
- М., 1996. - 368 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /
A. Н. Гвоздев. - М., 1961. - 472 с.
8. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] /
B. П. Глухов. - М., 2014. - 232 с.
9. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] / В. П. Глухов.
- М., 2001. - 351 с.
10. Глухов, В. П. Психолингвистика [Текст] / В. П. Глухов. - М., 2013. - 232 с.
11. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
12. Гончарова, В. А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи [Текст] / В. А. Гончарова. - СПб., 2002. - 285 с.
13. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения: пособия для вузов [Текст] / Е. А. Екажанова., Е. В. Резникова. - М.: Дрофа, 2008.
- 210 с.
14. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия [Текст] / Н. С. Жукова., Е. М. Мастюкова., Т. Б. Филичева. - М., 2011. - 288 с.
15. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова., Е. М. Мастюкова., Т. Б. Филичева. - М., 1990. - 320 с.
...