Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система коррекционной работы по предупреждению агрессивного поведения у дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами арт-терапии и АВА-терапии

Работа №96463

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Виды и классификации аутизма 6
1.1.1. Особенности диагностики дошкольников с РАС 19
1.1.2. Подходы к коррекции аутизма в современном мире 22
1.2. Агрессия как явление 34
1.2.1. Особенности агрессивного поведения у дошкольников с РАС 39
1.3. Арт-терапия и особенности её применения в работе с дошкольниками с
РАС 42
1.4. ABA-терапия и особенности её применения в работе с детьми с РАС.... 53
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 66
2.1. Описание диагностического инструментария для определения уровня
агрессивности у дошкольников с РАС 66
2.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 69
2.3. Система коррекционной работы по предупреждению агрессивного
поведения дошкольников с РАС на основании результатов диагностики ... 73 ГЛАВА 3. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 82
3.1. Анализ результатов исследования 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 107


Расстройства аутистического спектра (далее РАС) в настоящее время все чаще рассматриваются как психолого-педагогическая проблема. Научные исследования В. М. Башиной (1993) [3], К. С. Лебединской, О. С. Никольской (1991) [22], В. В. Лебединского, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинга (1990) [24], [27] и др. показывают, что это особый тип нарушения психического развития, возникающий на основе биологической дефицитарности нервной системы [33]. По международной классификации (1994) [31] аутизм относится к первазивным нарушениям, охватывающим все стороны психического развития ребенка.
Комплексная медико-психолого-педагогическая помощь обучающимся с РАС предполагает более полноценную социализацию обучающегося. Одной из самых важных задач педагога является формирование конкретных средств коммуникации и социальной адаптации, навыков, позволяющих обучающемуся с РАС органично войти в его социальное окружение.
Разнообразная и яркая картина аффективных проблем и вторичных защитных установок таких детей: уход от контакта, негативизм, стереотипность, страхи, проявления агрессии и самоагрессии часто сркывают за собой наличие выраженных трудностей в освоении этими детьми адекватных форм социального поведения. Довольно поздно и с большим трудом складываются самые элементарные навыки повседневной жизни, приобретенные умения ребёнок часто не может переносить в другие условия, либо переносит лишь благодаря побуждениям со стороны взрослого. Дошкольник демонстрирует неумение без помощи других использовать существующие у него знания и умения.
Известно, что с возрастом, по мере сглаживания проявлений аутизма, все более явной становится именно неприспособленность ребёнка даже к повседневной жизни. Особая социальная наивность начинает проявляться у таких детей в подростковом и сохраняется во взрослом возрасте.
РАС объединяют детей с различным уровнем психического развития: с тяжелым нарушением умственного развития (с мутизмом, с IQ ниже 70) и с так называемыми «блестящими» речевыми и интеллектуальными способностями. Общими для всех детей с РАС являются нарушения социальной адаптации, трудности усвоения социальных норм и правил и в целом установление коммуникации с другими людьми. Для преодоления этих трудностей организуется профессиональная психолого-педагогическая помощь ребёнку и его семье. С одной стороны, она расширяет представления членов семьи о специфике поведения и нарушения ребёнка, учит их более осознанному отношению, обучает навыкам взаимодействия с ребёнком. С другой стороны - помогает ребёнку в социально-бытовой адаптации, даёт возможность для самореализации и овладения навыками самостоятельной жизни.
Известно, что существует большой опыт разрешения подобных проблем, накопленный прежде всего в зарубежной, а также и в отечественной психологии и педагогике.
В первую очередь это прикладной анализ поведения (или ABA- терапия). Метод оперантного обучения, заключающийся в системе поощрений и наказаний с целью получения желаемого результата. В настоящий момент теория сильно продвинулась вперёд и отчасти видоизменилась.
Также эффективным средством коррекции аутизма считается арт- терапия. Особенность этого метода и главное отличие его от обычных занятий рисования в том, что искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Цель занятий не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, и дать выход творческой энергии. На сегодняшний день это одна из наиболее мягких, «плавных» методик вхождения в контакт с ребёнком и коррекции агрессивности.
Объект исследования - агрессивное поведение детей с РАС.
Предмет исследования - система коррекционной работы по предупреждению агрессивного поведения у дошкольников с РАС.
Цель исследования - разработать систему коррекции по предупреждению агрессивного поведения у дошкольников с РАС средствми арт-терапевтических и ABA-терапевтических приемов.
Задачи:
1. Провести анализ проблемы аутизма в современном мире.
2. Изучить особенности применения арт-терапии и ABA-терапии в работе по предупреждению агрессивного поведения детей с РАС.
3. Изучить особенности агрессивного поведения у дошкольников с РАС.
4. Подобрать методики для психолого-педагогической диагностики дошкольников с РАС.
5. Разработать систему занятий по предупреждению и коррекции агрессивного поведения у дошкольников с РАС средствами арт-терапии и ABA-терапии.
6. Сделать выводы по результатам исследования и оценить эффективность применения арт-терапии и ABA-терапии в системе коррекционной работы по предупреждению агрессивного поведения у дошкольников с РАС.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной специальной педагогике довольно остро стоит проблема обучения и воспитания детей с аутизмом. Она вызывает множество дискуссий, так как до настоящего момента нет точных данных о причине возникновения данного нарушения. Тем более пугающими кажутся цифры - 1:68. Именно такую статистику опубликовали американские эпидемиологи [15].
Основные прогрессивные исследования в области коррекции аутизма в настоящий момент принадлежат США и европейским странам. В России данная проблема только начинает занимать всё большее внимание общественности. Создаются фонды помощи, открываются ресурсные классы, печатаются издания, освещающие проблему РАС.
Наверное, самой главной спецификой данного нарушения можно назвать индивидуальность проявлений. Невозможно найти такую методику, которая подошла бы каждому ребёнку с аутизмом, или хотя бы большинству. Это отражается в ключевой дефиниции - расстройство аутистического спектра. Спектр - это огромное количество вариаций: у каждого своя история, свои предпочтения, свои аффективные реакции и способы компенсации. Такие люди «неудобны», потому что не похожи на большинство.
Одной из таких «неудобных» особенностей аутистов являются агрессия. Мы часто забываем, что агрессия не возникает «просто так», без причины. Всегда есть некий катализатор, запускающий защитную реакцию психики. Очень важно вовремя разобраться в причинах, обозначить круг ситуаций, запускающих агрессивное поведение. И прорабатывать их. Обучать предупреждению травмирующей ситуации, выходу из неё, развивать эмоциональный интеллект, заинтересованность в адекватных способах коммуникации, методах абстрагирования. Не менее важны релаксационные методики, позволяющие снимать напряжение.
По моему мнению, наиболее подходящими методиками для коррекции агрессивного поведения являются арт-терапия и ABA-терапия, так как они наиболее разнообразны по формам, методам и средствам воздействия, и включают в себя элементы других методик (например, релаксация во время прослушивания музыкальной композиции, обучение игре через систему поощрений и т. д.).
Для подтверждения данной гипотезы мною была разработана программа коррекционной работы и проведён ряд занятий по плану. Результаты показали, что арт-терапевтические приёмы, являясь наиболее «мягкими» по воздействию, больше подходят для детей с эмоциональным типом реагирования на аффективную ситуацию. С её помощью можно научить ребёнка различать свои и чужие эмоции и переживания, научить состраданию, нормам поведения, обучить способам снятия напряжения, в том числе социально одобряемым формам выхода эмоции злости.
ABA-терапия является наиболее подходящей для детей неэмоционального, импунититвного типа реагирования, у которых имеется фиксация на удовлетворении потребностей и/или слабая мотивация к социально-коммуникативному взаимодействию. С помощью системы поощрений, правильно подобранных мотивационных стимулов, можно добиться исполнения инструкций педагога, заинтересованности в образовательном процессе и процессе коммуникации, а также обучить социально приемлемым способам построения коммуникации, элементарному умению выражать свою просьбу, обращаться.
Была проведена апробация программы и системы занятий по коррекции агрессивного поведения у экспериментальной группы детей. Для получения качественных данных группа испытуемых была диагностирована до и после проведения коррекционной работы. Результаты работы представлены в главах 2, 3, а также в приложении 2. Считаю, что цель исследования достигнута, задачи выполнены.



1. Агрессия и аутоагрессия у детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс]. - URL : https://multiurok.ru/blog/aghriessiia-i- autoaghriessiia-u-dietiei-s-rasstroistvami-autistichieskogho-spiektra.html (дата обращения: 20.02.2019)
2. Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции [Текст] : сборник методических работ / М. К. Бардышевская, Н. В. Бардышевский, и др. // Под ред. С. А. Морозова. - М. : Сигналь, 2001. - 183¬186 с.
3. Башина, В. М. Ранний детский аутизм. Исцеление [Текст] / В. М. Башина. - М. , 1993. - С. 154-165.
4. Бейкер, Б. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам [Текст] / Б. Бейкер, А. Брайтман. - М.: Теревинф, 2006. - 497 с.
5. Блейлер, Э. Аутистическое мышление [Текст] / перевод с нем. и предисл. д-ра Я. М. Когана. - Одесса, 1927. - 81 с.
6. Веденина, М. Ю. Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом [Электронный ресурс] / М. Ю. Веденина // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2014. - №19. - URL : http://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/obzor- osnovnyh-zarubezhnyh-podhodov-k (дата обращения: 15.04.2019)
7. Вопрос-ответ. Что такое структурированное обучение для детей с аутизмом? [Текст] : Наиболее известный метод для организации учебы детей с аутизмом / Сьюзан Стоукс // Пер. на русск. язык Марина Бридли. - URL : https://outfund.ru/strukturirovannoe-obuchenie-dlya-detej-s-autizmom/ (дата обращения: 26.01.2019)
8. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Сост., авт. послесл. М. Г. Ярошевский; под ред. М. Г. Ярошевского; подгот. текста и коммент. В.
В. Умрихина. - М. : Педагогика, 1987. - 345 с.
9. Детский аутизм [Текст] / InMinds журнал о психологии. - URL : http://www.inminds.ru/fmad-650.html (дата обращения: 3.12.18)
10. Детский аутизм [Текст] : хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. - СПб. : Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997. - 254 с.
11. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] : практикум по психодиагностике / Сост. и ред. И. Б. Дерманова. - СПб. : Речь, 2002. - С. 150-172.
12. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии [Текст] / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-71.
13. Интервью. Лечение аутизма - настоящее и будущее [Текст] / Брайан Кинг // Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» .- URL : https://outfund.ru/lechenie-autizma-nastoyashhee-i-budushhee/ (дата обращения: 17.04.2019)
14. Использование зарубежных программ в коррекции безречевых детей с аутизмом [Текст] / О. В. Скробкина-Курманова // Аутизм и нарушения развития. - № 3. - 2006. - с. 12-17.
15. Исследование. Уровень аутизма в США: 1 ребенок из 68 [Электронный ресурс] / Мириам Фалко. - URL : https://outfund.ru/uroven- autizma-v-ssha-1-rebenok-iz-68/ (дата обращения: 15.04.2019)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ