Формирование здоровьесбережения развивающейся личности, как условие повышения эффективности образовательной деятельности учащихся (на примере Суворовского училища)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ.. 9
1.1 Сущность здоровьесбережения 9
1.2 Основные технологии и методы здоровьесбережения 16
1.3 Построение теоретической модели здоровьесбережения учащихся
в образовательной организации 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ЕКАТЕРИНБУРГСКОМ СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ... 31
2.1 Оценка механизма здоровьесбережения в Екатеринбургском
суворовском военном училище (ЕкСВУ) 31
2.2 Программа здоровьесбережения, предлагаемая к реализации в ЕкСВУ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПОЛОЖЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ЕКСВУ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ 82
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ.. 9
1.1 Сущность здоровьесбережения 9
1.2 Основные технологии и методы здоровьесбережения 16
1.3 Построение теоретической модели здоровьесбережения учащихся
в образовательной организации 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ЕКАТЕРИНБУРГСКОМ СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ... 31
2.1 Оценка механизма здоровьесбережения в Екатеринбургском
суворовском военном училище (ЕкСВУ) 31
2.2 Программа здоровьесбережения, предлагаемая к реализации в ЕкСВУ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПОЛОЖЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ЕКСВУ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ 82
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?
Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье.. .Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».
Анализ литературы показывает, что, несмотря на достаточно обширное исследование вопросов педагогической деятельности, направленной на формирование здоровья подрастающего поколения, эта проблема остается крайне сложной, многоаспектной, до конца неизученной и нерешенной. В ходе анализа теоретических и практических достижений педагогической науки выявлен ряд противоречий:
1) между потребностью общества в здоровом, гармонично развитом
поколении молодых людей, способных к полноценной самореализации и эффективному осуществлению образовательной и профессиональной деятельности, и недостаточной грамотностью в вопросах здоровьесбережения, неумением быть здоровым и, часто, нежеланием приложить хоть малейшие усилия, направленные на обеспечение собственного здоровья;
2) необходимостью реализации здоровьесбережения в образовательной организации и педагогическими условиями, явно недостаточными для успешного осуществления процесса здоровьесбережения, направленного на улучшение показателей здоровья обучающихся, и, в конечном итоге, на повышение эффективности учебной деятельности;
3) между необходимостью при оценке результатов деятельности образовательной организации, наряду с развитием интеллектуальных качеств личности учитывать показатели физического и психического здоровья как проявление гармоничного развития и отсутствием подобной практики в подавляющем большинстве образовательных организаций разного уровня.
Проблема исследования заключается в обосновании здоровьесбережения как одного из важных педагогических средств повышения эффективности обучения в образовательной организации.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы диссертационного исследования: «Формирование здоровьесбережения развивающейся личности, как условие повышения эффективности образовательной деятельности учащихся (на примере Суворовского училища)»
Цель исследования заключается в выявлении и обосновании одного из педагогических средств повышения эффективности обучения - здоровьесбережения в условиях суворовского училища.
Объект исследования - повышение эффективности обучения суворовцев.
Предмет исследования - педагогические аспекты здоровьесбережения в повышении эффективности обучения суворовцев.
Гипотеза исследования включает в себя ряд предположений:
1) Под здоровьесбережением в образовательной организации следует понимать процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности суворовца, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих на основе осознания суворовцем личной ответственности.
2) Реализация процесса здоровьесбережения в образовательном пространстве ЕкСВУ, способствующего повышению эффективности обучения суворовцев , будет успешна при соблюдении комплекса следующих педагогических условий: формирование отношения к здоровью как основополагающей ценности; опора в образовательном процессе на витагенный опыт обучающегося; стимулирование рефлексивной деятельности и осознания суворовцем личной ответственности за собственное здоровье; разработка и реализация в образовательном процессе Ек СВУ программы здоровьесбережения кадетов ЕкСВУ.
3) При успешной реализации процесса здоровьесбережения в ЕкСВУ можно говорить о повышении эффективности обучения, во-первых, за счет снижения здоровьезатратности, и, следовательно, повышения ценности полученных результатов образовательной деятельности; во -вторых, за счет повышения результативности образования, поскольку здоровый суворовец может максимально реализовать себя в образовательной деятельности, раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать степень разработанности проблемы исследования в философской, педагогической, психологической и валеологической литературе.
2) Разработать и обосновать модель здоровьесбережения в
образовательном пространстве ЕкСВУ и этапы процесса здоровьесбережения суворовцев, конечной целью реализации которого является повышение эффективности обучения.
3) Выявить, обосновать и в ходе опытно-поисковой работы проверить успешность реализации комплекса педагогических условий процесса здоровьесбережения у суворовцев ЕкСВУ
4) Создать авторскую программу здоровьесбережения для суворовцев младших курсов Екатеринбургского суворовского военного училища.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам повышения качества обучения (Э.Ф. Зеер, В.А. Кальней, М.М. Поташник, Н.А. Селезнева, A. И. Субетто, С.Е. Шишов, В.А. Федоров); проблеме духовного и телесного, ментального и физического в философии и науке (Алкмеон, Гиппократ, Р.Декарт, Г.В. Лейбниц, Платон); вопросам формирования здоровья, учета психофизиологических особенностей личности в учебном процессе в истории педагогики и образования (В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, Дж. Локк, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогов, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.); концептуальным основам валеологического образования (Г.Л. Апанасенко, Р.М. Баевский, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев, B. В. Колбанов Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко, Л.Г. Татарникова, Г.И. Царегородцев); вопросам психологии здоровья (Б.С. Братусь, О.С. Васильева, Е.Р. Калитеевская, Г.С. Никифоров, Ф.Р. Филатов); гармонизации личности (В.И. Загвязинский, П.Г. Постников, Г.Н. Сериков, Л.М. Фридман); мировоззренческим основам педагогики (С.И. Гессен, Б.С. Гершунский, И.А. Ильин, Н.К. Чапаев); проблемам развития мотивации (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, К.К. Платонов); теории ценностей и ценностных ориентаций (О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, Д.А. Леонтьев, Г. Риккерт);
теории витагенного образования (А.С. Белкин, Н.О. Вербицкая, Н.К. Жукова, Е.Н. Темникова); теории рефлексии (Е.П. Варламова, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, С.Ю. Степанов, Г.А. Цукерман).
В ряде диссертационных работ рассмотрены проблемы разработки и реализации здоровьесберегающих педагогических технологий (Т.М. Резер, Л.М. Сураева, Т.И. Шкарина), создания педагогических условий реализации здоровьесберегающей деятельности в учебных учреждениях (С.М. Десятов, С.Н. Лопарева, О.В. Морозов, С.Г. Палий, Н.В. Третьякова), проектирования модели образовательного учреждения на основе здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса (Н.В. Никитин), формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (С.Н. Белова, Л.Н. Овчинникова).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ философской, педагогической, психологической, медицинской литературы по теме исследования, обобщение передового отечественного и зарубежного опыта; эмпирические - анализ медицинской документации, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, дискуссия, опытно-поисковая работа, методы математической статистики для обработки и определения статистической достоверности данных.
База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась в ЕкСВУ. В исследовании приняли участие 20 суворовцев 5 роты ЕкСВУ.
Научная новизна исследования:
1) Выделены следующие структурные компоненты модели здоровьесбережения в образовательном пространстве ЕкСВУ: целевой, содержательный, деятельностный, ресурсный, результативный и этапы здоровьесбережения будущих педагогов профессионального обучения, к которым относятся: мотивационно-целевой, этап усвоения теоретических знаний, операционно-деятельностный и творческий этап.
2) Теоретически обоснован и в ходе опытно -поисковой работы проверен комплекс педагогических условий успешной реализации процесса здоровьесбережения суворовцев ЕкСВУ.
Теоретическая значимость исследования:
1) Рассмотрено понятие «здоровьесбережение», которое трактуется как процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности кадета, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих на основе осознания суворовцем личной ответственности.
2) Эффективность обучения кадетов ЕкСВУ рассматривается с позиции здоровьесбережения; при этом здоровьесбережение понимается как средство повышения эффективности обучения.
Практическая значимость. Результаты исследования предназначены для использования при: формировании методической, нормативно -правовой базы по здоровьесбережению, подготовке механизмов реализации политики здоровьесбережения по основным направлениям работы образовательных организаций:
1) системном подходе в разработках по здоровьесосбережению в
системе суворовских училищ; прогнозировании процесса здоровьесбережения;
2) разработке и реализации программ и планов мероприятий по приоритетным направлениям здоровьесбережения.
Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены автором на региональных научно-методических и практических конференциях и семинарах. По теме диссертации опубликовано 2 научных статьи.
Положения, выносимые на защиту:
1) Здоровьесбережение в образовательном пространстве ЕкСВУ
подразумевает процесс сохранения и укрепления суворовцем собственного здоровья в физическом и психическом плане, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью обучающихся на основе осознания личной ответственности.
2) Процесс здоровьесбережения в образовательном пространстве ЕкСВУ включает в себя ряд компонентов: целевой, содержательный, деятельностный, ресурсный, результативный - и осуществляется поэтапно Данный процесс способствует повышению интеллектуальной и физической работоспособности суворовцев, результативности учебной деятельности, а, следовательно, и ее эффективности.
3) Реализация процесса здоровьесбережения в образовательном пространстве вуза осуществляется успешно при соблюдении следующего комплекса педагогических условий:
- формирование отношения к здоровью как основополагающей ценности;
- опора в образовательном процессе на витагенный опыт суворовца;
- разработка и реализация в образовательном процессе ЕкСВУ авторской программы здоровьесбережения обучающихся
Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье.. .Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».
Анализ литературы показывает, что, несмотря на достаточно обширное исследование вопросов педагогической деятельности, направленной на формирование здоровья подрастающего поколения, эта проблема остается крайне сложной, многоаспектной, до конца неизученной и нерешенной. В ходе анализа теоретических и практических достижений педагогической науки выявлен ряд противоречий:
1) между потребностью общества в здоровом, гармонично развитом
поколении молодых людей, способных к полноценной самореализации и эффективному осуществлению образовательной и профессиональной деятельности, и недостаточной грамотностью в вопросах здоровьесбережения, неумением быть здоровым и, часто, нежеланием приложить хоть малейшие усилия, направленные на обеспечение собственного здоровья;
2) необходимостью реализации здоровьесбережения в образовательной организации и педагогическими условиями, явно недостаточными для успешного осуществления процесса здоровьесбережения, направленного на улучшение показателей здоровья обучающихся, и, в конечном итоге, на повышение эффективности учебной деятельности;
3) между необходимостью при оценке результатов деятельности образовательной организации, наряду с развитием интеллектуальных качеств личности учитывать показатели физического и психического здоровья как проявление гармоничного развития и отсутствием подобной практики в подавляющем большинстве образовательных организаций разного уровня.
Проблема исследования заключается в обосновании здоровьесбережения как одного из важных педагогических средств повышения эффективности обучения в образовательной организации.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы диссертационного исследования: «Формирование здоровьесбережения развивающейся личности, как условие повышения эффективности образовательной деятельности учащихся (на примере Суворовского училища)»
Цель исследования заключается в выявлении и обосновании одного из педагогических средств повышения эффективности обучения - здоровьесбережения в условиях суворовского училища.
Объект исследования - повышение эффективности обучения суворовцев.
Предмет исследования - педагогические аспекты здоровьесбережения в повышении эффективности обучения суворовцев.
Гипотеза исследования включает в себя ряд предположений:
1) Под здоровьесбережением в образовательной организации следует понимать процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности суворовца, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих на основе осознания суворовцем личной ответственности.
2) Реализация процесса здоровьесбережения в образовательном пространстве ЕкСВУ, способствующего повышению эффективности обучения суворовцев , будет успешна при соблюдении комплекса следующих педагогических условий: формирование отношения к здоровью как основополагающей ценности; опора в образовательном процессе на витагенный опыт обучающегося; стимулирование рефлексивной деятельности и осознания суворовцем личной ответственности за собственное здоровье; разработка и реализация в образовательном процессе Ек СВУ программы здоровьесбережения кадетов ЕкСВУ.
3) При успешной реализации процесса здоровьесбережения в ЕкСВУ можно говорить о повышении эффективности обучения, во-первых, за счет снижения здоровьезатратности, и, следовательно, повышения ценности полученных результатов образовательной деятельности; во -вторых, за счет повышения результативности образования, поскольку здоровый суворовец может максимально реализовать себя в образовательной деятельности, раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать степень разработанности проблемы исследования в философской, педагогической, психологической и валеологической литературе.
2) Разработать и обосновать модель здоровьесбережения в
образовательном пространстве ЕкСВУ и этапы процесса здоровьесбережения суворовцев, конечной целью реализации которого является повышение эффективности обучения.
3) Выявить, обосновать и в ходе опытно-поисковой работы проверить успешность реализации комплекса педагогических условий процесса здоровьесбережения у суворовцев ЕкСВУ
4) Создать авторскую программу здоровьесбережения для суворовцев младших курсов Екатеринбургского суворовского военного училища.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам повышения качества обучения (Э.Ф. Зеер, В.А. Кальней, М.М. Поташник, Н.А. Селезнева, A. И. Субетто, С.Е. Шишов, В.А. Федоров); проблеме духовного и телесного, ментального и физического в философии и науке (Алкмеон, Гиппократ, Р.Декарт, Г.В. Лейбниц, Платон); вопросам формирования здоровья, учета психофизиологических особенностей личности в учебном процессе в истории педагогики и образования (В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, Дж. Локк, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогов, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.); концептуальным основам валеологического образования (Г.Л. Апанасенко, Р.М. Баевский, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев, B. В. Колбанов Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко, Л.Г. Татарникова, Г.И. Царегородцев); вопросам психологии здоровья (Б.С. Братусь, О.С. Васильева, Е.Р. Калитеевская, Г.С. Никифоров, Ф.Р. Филатов); гармонизации личности (В.И. Загвязинский, П.Г. Постников, Г.Н. Сериков, Л.М. Фридман); мировоззренческим основам педагогики (С.И. Гессен, Б.С. Гершунский, И.А. Ильин, Н.К. Чапаев); проблемам развития мотивации (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, К.К. Платонов); теории ценностей и ценностных ориентаций (О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, Д.А. Леонтьев, Г. Риккерт);
теории витагенного образования (А.С. Белкин, Н.О. Вербицкая, Н.К. Жукова, Е.Н. Темникова); теории рефлексии (Е.П. Варламова, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, С.Ю. Степанов, Г.А. Цукерман).
В ряде диссертационных работ рассмотрены проблемы разработки и реализации здоровьесберегающих педагогических технологий (Т.М. Резер, Л.М. Сураева, Т.И. Шкарина), создания педагогических условий реализации здоровьесберегающей деятельности в учебных учреждениях (С.М. Десятов, С.Н. Лопарева, О.В. Морозов, С.Г. Палий, Н.В. Третьякова), проектирования модели образовательного учреждения на основе здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса (Н.В. Никитин), формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (С.Н. Белова, Л.Н. Овчинникова).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ философской, педагогической, психологической, медицинской литературы по теме исследования, обобщение передового отечественного и зарубежного опыта; эмпирические - анализ медицинской документации, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, дискуссия, опытно-поисковая работа, методы математической статистики для обработки и определения статистической достоверности данных.
База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась в ЕкСВУ. В исследовании приняли участие 20 суворовцев 5 роты ЕкСВУ.
Научная новизна исследования:
1) Выделены следующие структурные компоненты модели здоровьесбережения в образовательном пространстве ЕкСВУ: целевой, содержательный, деятельностный, ресурсный, результативный и этапы здоровьесбережения будущих педагогов профессионального обучения, к которым относятся: мотивационно-целевой, этап усвоения теоретических знаний, операционно-деятельностный и творческий этап.
2) Теоретически обоснован и в ходе опытно -поисковой работы проверен комплекс педагогических условий успешной реализации процесса здоровьесбережения суворовцев ЕкСВУ.
Теоретическая значимость исследования:
1) Рассмотрено понятие «здоровьесбережение», которое трактуется как процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности кадета, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих на основе осознания суворовцем личной ответственности.
2) Эффективность обучения кадетов ЕкСВУ рассматривается с позиции здоровьесбережения; при этом здоровьесбережение понимается как средство повышения эффективности обучения.
Практическая значимость. Результаты исследования предназначены для использования при: формировании методической, нормативно -правовой базы по здоровьесбережению, подготовке механизмов реализации политики здоровьесбережения по основным направлениям работы образовательных организаций:
1) системном подходе в разработках по здоровьесосбережению в
системе суворовских училищ; прогнозировании процесса здоровьесбережения;
2) разработке и реализации программ и планов мероприятий по приоритетным направлениям здоровьесбережения.
Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены автором на региональных научно-методических и практических конференциях и семинарах. По теме диссертации опубликовано 2 научных статьи.
Положения, выносимые на защиту:
1) Здоровьесбережение в образовательном пространстве ЕкСВУ
подразумевает процесс сохранения и укрепления суворовцем собственного здоровья в физическом и психическом плане, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью обучающихся на основе осознания личной ответственности.
2) Процесс здоровьесбережения в образовательном пространстве ЕкСВУ включает в себя ряд компонентов: целевой, содержательный, деятельностный, ресурсный, результативный - и осуществляется поэтапно Данный процесс способствует повышению интеллектуальной и физической работоспособности суворовцев, результативности учебной деятельности, а, следовательно, и ее эффективности.
3) Реализация процесса здоровьесбережения в образовательном пространстве вуза осуществляется успешно при соблюдении следующего комплекса педагогических условий:
- формирование отношения к здоровью как основополагающей ценности;
- опора в образовательном процессе на витагенный опыт суворовца;
- разработка и реализация в образовательном процессе ЕкСВУ авторской программы здоровьесбережения обучающихся
Современное общество предъявляет социальный заказ образованию - заказ на поиск путей сохранения здоровья. И этот заказ не может быть обращен только в сторону медицинской науки, практического здравоохранения. По данным Всемирной Организации Здравоохранения здоровье человека обеспечивается усилиями медицины лишь на 8 -10% и в большей степени (до 50-55%) зависит от того образа жизни, который ведет сам человек. В свою очередь, образ жизни формируется, главным образом, посредством культурологической направленности воспитания и образования. Поэтому социальный заказ на здоровьесбережение, здоровый образ жизни (ЗОЖ) адресован, в первую очередь работникам дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений, работникам физической культуры.
Под здоровьем следует понимать способность человека участвовать в деятельности и общении, которая определяется отсутствием или уровнем физических и психических ограничений деятельности и общения. Выделяют физическое, психическое и нравственное здоровье.
Здоровьесбережение - это социально-педагогический процесс формирования знаний, навыков и умений в области физического, психического и нравственного здоровья, который позволяет развивать соответствующие компетенции и усиливать их значение в процессе личностного развития.
Здоровьесберегающие технологии применяются в педагогической деятельности для целей сохранения здоровья (медико-профилактические технологии) и для целей формирования и развития компетентности, учащихся в области здорового образа жизни (физкультурно-оздоровительные технологии).
Медико-профилактические технологии включают: мониторинг здоровья; контроль питания; физическое развитие; закаливание; вакцинация; профилактика. Физкультурно-оздоровительные технологии включают: развитие качеств физической двигательной активности; становление физической культуры детей; общефизическая и дыхательная гимнастика; массаж; профилактика плоскостопия и сколиоза; формирование привычки ежедневно заботиться о здоровье.
Существует объективная необходимость единства подходов к формированию здоровой личности, поэтому считаем целесообразным также учитывать методы формирования психологической устойчивости личности, проживания в коллективах; развития культуры общения и культуры коммуникации. Только единство физического, психического и нравственного здоровья в его положительной динамике может быть задачей здоровьесбережения в образовательной организации. В противном случае мы сталкиваемся либо с негативным влиянием родителей, сверстников; которые при наличии физического здоровья могут вызвать нарушения психического здоровья (аутсайдер в коллективе) или нравственного (например, курение или наркотики).
Все предложенные в работе модели позволяют рассматривать процесс формирования здоровья учащихся в динамике (то есть динамические модели), анализировать результаты и совершать корректирующие действия. В предложенных моделях имеется целевые установки, которые определяют программу здоровьесбережения, базирующуюся на соответствующих принципах и имеющую определенные этапы реализации. Таким образом, модель становится основой для конкретных программ здоровьесбережения, реализуемых в ЕкСВУ.
Автором предложена также факторная модель, которая позволяет оценивать условия среды и средовое влияние на сохранение здоровья учащимися, поскольку в некоторых случаях влияние среды, в которой проводится досуг, а также особенности семьи могут полностью девальвировать результаты педагогического и воспитательного влияния в процессе формирования компетенций в области сохранения здоровья и здорового образа жизни.
По нашему мнению, в ЕкСВУ созданы достаточные материально-технические, кадровые и педагогические условия для реализации комплексной модели здоровьесбережения. Однако, существуют препятствия для этого, которые выражаются в отсутствии комплексной программы (ориентированной на суворовцев младших курсов).
Необходимо отметить представленность соответствующих групп здоровья (с 1 по 3) по курсам ЕкСВУ и из года в год относительно стабильная, как таковых изменений не происходит. Напротив, сохраняется тенденция ухудшения здоровья в процессе подросткового взросления, что говорит об относительной неэффективности медико -профилактических мероприятий в ЕкСВУ.
Вместе с тем, благодаря физкультурно-оздоровительным технологиям недоработка в части медико-профилактической работы корректируется снижением заболеваемости на 5-7 курсах обучения в ЕкСВУ, в связи с укреплением иммунитета и физическим развитием суворовцев, которое активно прогрессирует к 5 курсу.
Нельзя рассматривать физическое здоровье суворовцев в отрыве от их психологического состояния. На первых этапах учебы проявляются психосоматические заболевания, которые во многом связаны с адаптацией к учебе в ЕкСВУ, что, к сожалению, зачастую не учитывается в учебно-воспитательной работе и психолого-педагогической работе.
В рамках дополнительного образования в училище создано множество направлений для развития интереса к физической культуре. В ЕкСВУ действуют сборные команды по лыжному спорту, рукопашному бою, стрельбе, плаванию которые не раз занимали призовые места на соревнованиях различного уровня.
Много внимания в ЕкСВУ уделяется обучению педагогов и воспитателей по вопросу применения здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности. С целью обмена опытом ежегодно проводятся научно-методические семинары с привлечением специалистов города. Все это позволяет осознать имеющиеся проблемы и находить пути их решения.
Автор ВКР разработал модель управления системой здоровьесбережения (теоретическая модель), которая состоит из множества взаимодействующих участников: медицинских работников, педагогических работников (преподавателей физической культуры), воспитателей, родителей и самих суворовцев. Реализация программы здоровьесбережения позволит обеспечить комплексный подход к сохранению здоровья суворовцев в части согласованности физкультурно-оздоровительной, медико-профилактической и психологической работы (в настоящее время этого нет). Автор также разработал план мероприятий по реализации разработанной программы в образовательном пространстве ЕкСВУ.
Под здоровьем следует понимать способность человека участвовать в деятельности и общении, которая определяется отсутствием или уровнем физических и психических ограничений деятельности и общения. Выделяют физическое, психическое и нравственное здоровье.
Здоровьесбережение - это социально-педагогический процесс формирования знаний, навыков и умений в области физического, психического и нравственного здоровья, который позволяет развивать соответствующие компетенции и усиливать их значение в процессе личностного развития.
Здоровьесберегающие технологии применяются в педагогической деятельности для целей сохранения здоровья (медико-профилактические технологии) и для целей формирования и развития компетентности, учащихся в области здорового образа жизни (физкультурно-оздоровительные технологии).
Медико-профилактические технологии включают: мониторинг здоровья; контроль питания; физическое развитие; закаливание; вакцинация; профилактика. Физкультурно-оздоровительные технологии включают: развитие качеств физической двигательной активности; становление физической культуры детей; общефизическая и дыхательная гимнастика; массаж; профилактика плоскостопия и сколиоза; формирование привычки ежедневно заботиться о здоровье.
Существует объективная необходимость единства подходов к формированию здоровой личности, поэтому считаем целесообразным также учитывать методы формирования психологической устойчивости личности, проживания в коллективах; развития культуры общения и культуры коммуникации. Только единство физического, психического и нравственного здоровья в его положительной динамике может быть задачей здоровьесбережения в образовательной организации. В противном случае мы сталкиваемся либо с негативным влиянием родителей, сверстников; которые при наличии физического здоровья могут вызвать нарушения психического здоровья (аутсайдер в коллективе) или нравственного (например, курение или наркотики).
Все предложенные в работе модели позволяют рассматривать процесс формирования здоровья учащихся в динамике (то есть динамические модели), анализировать результаты и совершать корректирующие действия. В предложенных моделях имеется целевые установки, которые определяют программу здоровьесбережения, базирующуюся на соответствующих принципах и имеющую определенные этапы реализации. Таким образом, модель становится основой для конкретных программ здоровьесбережения, реализуемых в ЕкСВУ.
Автором предложена также факторная модель, которая позволяет оценивать условия среды и средовое влияние на сохранение здоровья учащимися, поскольку в некоторых случаях влияние среды, в которой проводится досуг, а также особенности семьи могут полностью девальвировать результаты педагогического и воспитательного влияния в процессе формирования компетенций в области сохранения здоровья и здорового образа жизни.
По нашему мнению, в ЕкСВУ созданы достаточные материально-технические, кадровые и педагогические условия для реализации комплексной модели здоровьесбережения. Однако, существуют препятствия для этого, которые выражаются в отсутствии комплексной программы (ориентированной на суворовцев младших курсов).
Необходимо отметить представленность соответствующих групп здоровья (с 1 по 3) по курсам ЕкСВУ и из года в год относительно стабильная, как таковых изменений не происходит. Напротив, сохраняется тенденция ухудшения здоровья в процессе подросткового взросления, что говорит об относительной неэффективности медико -профилактических мероприятий в ЕкСВУ.
Вместе с тем, благодаря физкультурно-оздоровительным технологиям недоработка в части медико-профилактической работы корректируется снижением заболеваемости на 5-7 курсах обучения в ЕкСВУ, в связи с укреплением иммунитета и физическим развитием суворовцев, которое активно прогрессирует к 5 курсу.
Нельзя рассматривать физическое здоровье суворовцев в отрыве от их психологического состояния. На первых этапах учебы проявляются психосоматические заболевания, которые во многом связаны с адаптацией к учебе в ЕкСВУ, что, к сожалению, зачастую не учитывается в учебно-воспитательной работе и психолого-педагогической работе.
В рамках дополнительного образования в училище создано множество направлений для развития интереса к физической культуре. В ЕкСВУ действуют сборные команды по лыжному спорту, рукопашному бою, стрельбе, плаванию которые не раз занимали призовые места на соревнованиях различного уровня.
Много внимания в ЕкСВУ уделяется обучению педагогов и воспитателей по вопросу применения здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности. С целью обмена опытом ежегодно проводятся научно-методические семинары с привлечением специалистов города. Все это позволяет осознать имеющиеся проблемы и находить пути их решения.
Автор ВКР разработал модель управления системой здоровьесбережения (теоретическая модель), которая состоит из множества взаимодействующих участников: медицинских работников, педагогических работников (преподавателей физической культуры), воспитателей, родителей и самих суворовцев. Реализация программы здоровьесбережения позволит обеспечить комплексный подход к сохранению здоровья суворовцев в части согласованности физкультурно-оздоровительной, медико-профилактической и психологической работы (в настоящее время этого нет). Автор также разработал план мероприятий по реализации разработанной программы в образовательном пространстве ЕкСВУ.
Подобные работы
- Развитие организационно-педагогических условий сохранения здоровья обучающихся в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Формирование необходимых и достаточных организационно-педагогических условий сохранения здоровья учащихся в условиях Суворовского училища
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018



