Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием средств изобразительной деятельности

Работа №96455

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы108
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 7
1.1. Психолого-педагогические основы развития пространственной
ориентации и формирования пространственных представлений у обучающихся старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 7
1.2. Влияние пространственных представлений на ориентировку в
пространстве у обучающихся старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 17
1.3. Влияние изобразительных заданий на развитие пространственных
представлений у обучающихся старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся дошкольной
образовательной организации 28
2.2. Организация и проведение констатирующего эксперимента 31
2.3. Количественный и качественный анализ результатов
констатирующего эксперимента 37
ГЛАВА 3. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 50
3.1. Организация и проведение формирующего эксперимента 50
3.2. Организация и проведение контрольного эксперимента 60
3.3. Анализ эффективности коррекционно-педагогической работы по
развитию навыков пространственного ориентирования 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91


Актуальность развития пространственных представлений у детей с нарушениями зрения в дошкольном возрасте заключается в том, что эти представления лежат в основе формирования самостоятельного движения ребенка в пространстве, которое является основой социальной независимости. Многочисленные исследования (Л. И. Солнцева, Е. Б. Островская, В. А. Кручинин, Л. И. Плаксина, В. С. Сверлов, Л. А. Семенов, и др.) подтвердили, что дети с нарушениями зрения (особенно глубокими) не могут овладеть навыками пространственной ориентации без специального обучения.
Ориентация в пространстве является одной из наиболее сложных проблем слабовидящих обучающихся, вступающих в социальную адаптацию. Ориентация в пространстве относится к способности слабовидящего ребенка определять свое местоположение среди объектов, окружающих его, при выборе направления движения, обнаружение объектов в определенном направлении (горизонтальном, вертикальном). Ориентация в пространстве - сложная познавательная деятельность, в которой участвуют такие психические функции, как восприятие, мышление, память.
К разработке идей о пространственных представлениях детей с нарушением зрения был привлечен ряд отечественных и зарубежных ученых и практиков: О. М. Дьяченко, Т. И. Ерофеева, Т. В. Лаврентьева, А. М. Леушина, В. П. Новиков А. А. Столяр, М. А. Фидлер и др.
В качестве основных методов они рекомендуют наблюдение и объяснение расположения объектов относительно друг друга, словесного и графического обозначения направлений и ориентации в пространстве, упражнений, дидактических и подвижных игр.
Однако средства изобразительной деятельности в развитии пространственных представлений остаются не изученными.
Таким образом, актуальность исследования определяется:
- важностью развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста со зрительными патологиями;
- ограниченным количеством данных о развитии пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами изобразительной деятельности.
Объект исследования: пространственные представления детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования: процесс развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения станет более эффективным при проведении регулярных целенаправленных коррекционно-развивающих занятий с использованием средств изобразительной деятельности.
Цель исследования: установление сформированности уровней развития пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и разработка, а также частичная апробация коррекционно-развивающих занятий по развитию пространственного ориентирования с использованием средств изобразительной деятельности.
Достижение данной цели предполагает рассмотрение следующих задач:
1. Изучение психолого-педагогической базы развития
пространственной ориентации и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
2. Установление специфических свойств ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста со зрительными патологиями и без нарушений зрения.
3. Составление и частичная реализация заданий, направленных на развитие пространственного ориентирования с использованием средств изобразительной деятельности.
4. Установление эффективности коррекционных заданий с применением средств изобразительной деятельности по развитию пространственного ориентирования.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
- изучение медико-педагогической документации дошкольников;
- наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе;
- индивидуальный и групповой психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
методы математической статистики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью экспериментального исследования стало - выявление доступных уровней сформированности пространственного ориентирования обучающихся старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и составление с частичной апробацией коррекционных заданий с использованием средств изобразительной деятельности по развитию ориентировки в пространстве.
В теоретической части проанализированы сложности, которые испытывают обучающиеся в процессе освоения навыка ориентирования в пространстве. Для развития качественного нового уровня пространственной ориентации, требуется специально-организованная работа по расширению навыков самостоятельного ориентирования.
Слабовидящие обучающиеся имеют сложности в самостоятельном осваивании пространственных представлений и практической ориентировке.
Они испытывают существенные проблемы в процессе восприятия объектов окружающей действительности: замедленный темп восприятия, отсутствие целостности, наличие неточностей. Следовательно, практический опыт обучающихся со зрительными патологиями в значительной степени обеднен. Дефицитарность зрительно-моторного ориентирования создает трудности при установлении правой и левой сторон, определении пространственного расположения частей тела, усвоении и автоматизации пространственной терминологии. При определении глубины, объема и удаленности пространства выявлено наличие неточностей зрительно-пространственного ориентирования. Вербальные определения пространственных отношений находятся в стадии формирования, в их применении в процессе практического ориентирования наблюдаются отсутствие неуверенности в своих действиях. В целом развитие пространственных представлений у обучающихся с нарушением зрения протекает в значительной степени качественно сложнее и медленнее по сравнению с обучающимися ровесниками без нарушений зрения.
С целью развития пространственных представлений требуется не только осуществление коррекционных занятий по развитию пространственного ориентирования, но и реализация образовательной процедуры в рамках обычной жизнедеятельности и режимных моментов.
Полученные результаты выявили, что при грамотно выстроенной деятельности специалиста, уровень сформированности навыков пространственного ориентирования обучающихся способен качественно повыситься.
Данные первого этапа психолого-педагогического эксперимента легли в основу составления и реализации коррекционно-развивающей деятельности второго этапа эксперимента.
Реализация контрольного эксперимента выявила, что систематическая целенаправленная работа с использованием изобразительной деятельности по развитию пространственных представлений обеспечивает эффективную практическую направленность на дальнейшее совершенствование навыка ориентирования.


1. Ахутина, Т. В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций [Текст] / Т. В. Ахутина. - М. : Академия, 2008. - 182 с.
2. Бондаренко, М. П. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / М. П. Бондаренко. - М. : Просвещение, 2014. - 302 с.
3. Борисенко, М. Г. Смотрим. Видим. Запоминаем [Текст] / М. Г. Борисенко. - СПб. : Паритет, 2007. - 159 с.
4. Велович, М. В. Формирование представлений у детей с
нарушением зрения на занятиях по изодеятельности [Текст] / М. В. Велович.
- М. : Просвещение, 2008. - 69-76 с.
5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка [Текст] / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина. - М. : Просвещение, 2006. - 356 с.
6. Грегушова, Г. Использование средств изобразительного искусства в развитии личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г. Грегушова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 5. - С. 52-57.
7. Григорьева, Л. П. Организация, методы и содержание коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия у детей с остаточным и слабым зрением [Текст] / Л. П. Григорьева, С. И. Кондратьева, С. В. Сташевский // Дефектология. - 2007. - № 2. - С. 64-69.
8. Григорьева, Л. П. Развитие восприятия у детей [Текст] : пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л. П. Григорьева, И. В. Блинникова, О. Г. Солнцева. - М. : Школьная Пресса, 2009. - 169 с.
9. Григорьева, Л. П. Развитие зрительного восприятия [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. П. Григорьева. - М. : Просвещение, 2008.
- 127 с.
10. Григорьева, Л. П. Развитие зрительного восприятия. Программа обучения и медико-психолого-педагогической помощи специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида [Текст] / под ред. Л. И. Плаксиной. - М. : Просвещение, 2009. - 58 с.
11. Григорьева, Л. П. Системный подход к решению проблемы развития зрительного восприятия детей с глубоким нарушением зрения [Текст] / Л. П. Григорьева, С. И. Кондратьева, С. В. Сташевский // Дефектология. - 2008. - № 6. - С. 45.
12. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст] / И. А. Грошенков. - М. : Академия,
2007. - 306 с.
13. Дружинина, Л. А. Дошкольники, имеющие нарушения зрения: индивидуальная работа по развитию пространственной ориентировки в условиях общеобразовательной группы [Текст] / Л. А. Дружинина // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. - С. 104-107.
14. Дружинина, Л. А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения [Текст] : методические рекомендации / сост. Л. А. Дружинина и др.; науч. ред. Л. А. Дружинина. - М. : АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. - 206 с.
15. Дружинина, Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения [Текст] / Л. А. Дружинина. - М. : Экзамен, 2008. - 159 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ