ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 6
1.1. Понятие «социально-психологическая готовность» к обучению в
школе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
нарушением зрения 11
1.3. Особенности социально-психологической готовности дошкольников с
нарушением зрения к обучению в школе 15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 20
2.1. Диагностика социально-психологической готовности детей к
обучению в школе 20
2.2. Организация констатирующего эксперимента 22
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 24
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО¬
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЕ 37
3.1. Направления оптимизации процесса психологической подготовки
ребенка с нарушениями зрения к школе 37
3.2. Организация формирующего эксперимента 40
3.3. Контрольный эксперимент 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 73
Понятие социально-психологическая готовность к школе — комплексное, охватывает все сферы жизни ребенка. Социально - психологическая готовность к школьному обучению включает в себя овладение ребенком элементов учебной деятельности, высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций, определенный уровень волевого и социального развития, мотивационную готовность и сформированную внутреннюю позицию школьника.
Актуальность темы заключается в том, что еще Л. И. Божович, Н. И. Гуткина и А. Л. Венгер в своих исследованиях выявили, что 30 - 40% детей с нарушением зрения приходят в первый класс массовой школы психологически неготовыми к обучению, поэтому подготовка к обучению грамоте до сих пор остается проблемным вопросом. Уровень социально-психологической готовности детей с нарушениями зрения недостаточно сформирован для успешного старта школьного обучения, что приводит к сложностям в построении партнерских отношений: первокласснику сложно фокусировать внимание на учителе, понимать его инструкции, устанавливать контакт со сверстниками и выполнять школьные задания.
Объект исследования — социально-психологическая готовность дошкольников с нарушением зрения к школе.
Предмет — процесс формирования социально-психологической готовности дошкольников с нарушением зрения к школе.
Гипотеза: целенаправленная коррекция развития личности
дошкольников с нарушением зрения посредством специальных упражнений и сюжетно-ролевой игры позволит сформировать социально - психологическую готовность к школьному обучению.
Цель исследования — формирование социально-психологической готовности дошкольников с нарушением зрения к школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы различных ученых к понятию социально - психологической готовности.
2. Проанализировать компоненты социально - психологической готовности детей с нарушениями зрения.
3. Рассмотреть методики, направленные на диагностику социально - психологической готовности детей шестилетнего возраста к обучению в школе.
4. Провести констатирующее исследование, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент.
Методы исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ и синтез.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и восьми приложений.
Теоретическое и практическое исследование психологической подготовки детей с нарушением зрения к школе показало:
1) Для успешной подготовки детей с нарушениями зрения к школе, необходимо комплексное развитие всех психологических качеств ребенка, которые являются важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности в коллективе сверстников. К. Д. Ушинский установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития таких психических функций, как внимание, память, воображение, мышление. Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность предпосылок учебной деятельности. К поступлению в школу у детей, кроме развития психический процессов, должны быть развиты самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое поведение.
2) Социально психологическая подготовленность детей к обучению в школе включает: мотивационной, интеллектуальной, социально-личностной, нравственно-волевой компоненты.
3) Зрительные нарушения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности дошкольников, что негативно сказывается на уровне психологической готовности к школе. Для компенсации нарушений зрения необходимо активно использовать информацию, поступающую со всех анализаторов, сосредоточение внимания на анализе информации, получаемой от одного из видов рецепции, не создает адекватного и полного образа, что приводит к снижению точности ориентации и работы.
Результаты констатирующего исследования показали, что не все дошкольники с нарушениями зрения в полной мере готовы к обучению в школе. Входе изучения психологической подготовки детей к школе было установлено, что существуют проблемы в психологической подготовке детей с нарушениями зрения: многим детям сложно длительное время удерживать свое внимание, не отвлекаясь, для них проблематично точно копировать образец, у них недостаточно развито логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи. Внутренняя позиция школьника сформирована не в полной мере.
В ходе формирующего эксперимента проводилась работа по развитию внимания, мелкой моторики, памяти, работа по наглядным пособиям и сюжетно - ролевые игры. Все перечисленные приемы разработаны для повышения уровня социально - психологической готовности детей с нарушениями зрения к школе.
Результаты контрольного эксперимента говорят о том, что общие показатели социально-психологической готовности детей с нарушениями зрения улучшились, следовательно, работу по формированию перечисленных компонентов подготовки детей к школе можно считать эффективной.
Таким образом, гипотеза исследования доказана: целенаправленная коррекция развития личности дошкольников с нарушением зрения посредством специальных упражнений и сюжетно-ролевой игры показала эффективность работы по формированию социально - психологической готовности к школьному обучению.
1. Безруких, М. М. Портрет будущих первоклассников [Текст] / М. М. Безруких // Дошкольное образование. - 2003. - №6. - С. 12-15.
2. Белкина, В. Н. Дошкольник: обучение и развитие [Текст] / В. Н. Белкина, Н. Н. Васильева, Н. В. Елкина. - Ярославль: Академия, 2006. - 320 с.
3. Белова, Е. В. Размышления перед школой [Текст] / Е. В. Белова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №8. - С. 8-12.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : МГУ, 1999. - 148 с.
5. Бородина, Г. В. Еще раз о готовности к школе [Текст] / Г. В. Бородина // Начальная школа: плюс до и после. - 2002. - №10. - С.18-20.
6. Венгер, Л. А. Как дошкольник становится школьником? [Текст] / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1995. - №8. - С. 16-17.
7. Венгер, Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе [Текст] / Л. А.Венгер // Дошкольное воспитание. - 1970. - №4. - С. 23-25.
8. Волкова, Е. Т. Готов ли ребенок к школе [Текст] / Е. Т. Волкова // Дошкольное воспитание. -2001. - №12. - С. 35-36.
9. Волкова, Е. Т. Ребенок идет в школу [Текст] / Е. Т. Волкова, Е. М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №10. - С. 26-29.
10. Воспитание слабовидящего ребенка в семье [Текст] / Под ред. В.П. Ермакова, А. А. Щегловой. - М. : 2006. - 156 с.
11. Выготский, Л. С. Детская психология. [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1984. - 238 с.
12. Выготский, Л. С. Проблема культурного развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология, 1991. - № 4. - С.123-127.
13. Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика [Текст] / С. Ю. Головин. - Минск, 2008. - 480 с.
14. Гуткина, Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению [Текст] / Н.И. Гуткина. - М. : МГУ. - 1997. - 65 с.
15. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И.Гуткина. - М. : МГУ. - 1993. - 120 с.
...