ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 9
1.1. Стратегическое управление: содержание, значение, функции
1.2. Основные концепции стратегического управления в дошкольной
образовательной организации 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАДОУ № 6 30
2.2. Стратегический анализ управления МАДОУ №6 42
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОНОМНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МАДОУ №6) 55
3.1. Модель стратегического управления МАДОУ №6 55
3.2. Методические рекомендации по внедрению предложенной
модели 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
Значение стратегического поведения, позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Однако стратегии, единой для всех организаций, не существует, также, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая организация уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой организации уникален, так как зависит от динамики ее развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик оказываемых ею услуг, культурной среды и еще многих факторов.
Организациям необходимы стратегии, чтобы видеть путь достижения своих целей и выполнения миссии.
Острота проблемы управления качеством работы дошкольной образовательной организацией вызвана разветвленностью системы дошкольного образования, отсутствием единого подхода к определению обобщенных критериев и механизмов оценки качества их работы, ориентацией на устаревшие принципы управления персоналом, особенностями учебно-воспитательного процесса и другими аспектами деятельности. Для решения этих проблем актуальна необходимость построения механизма государственного управления качеством дошкольного образования в России, основанного на мощной системе информационного обеспечения и внедрении в образовательную отрасль адекватных систем управления.
В связи с этим, в современном дошкольном образовательном пространстве четко обозначается противоречия:
- необходимостью разработки стратегии управления дошкольным образовательным учреждением и отсутствием разработанных моделей такого управления в современных условиях.
Систематизация выявленных противоречий позволила определить проблему исследования, которая состоит в необходимости научного обоснования теоретико-методологических основ развития дошкольной образовательной организации как некоммерческой организации в контексте стратегической парадигмы.
Недостаточная разработанность теоретических основ поставленной проблемы, а также практические потребности в развитии деятельности дошкольной образовательной организации в условиях самостоятельного хозяйствования определили выбор темы исследования - «Стратегическое управление в дошкольной образовательной организации».
Объектом исследования является процесс управления дошкольной образовательной организацией.
Предметом исследования - специфика стратегического управления дошкольной образовательной организации в муниципальном образовании.
Цель исследования состоит в разработке и обосновании модели стратегического управления дошкольной образовательной организации и подготовке ее к апробации.
Достижение этой цели обусловило постановку следующих задач:
1) Сформировать и обосновать теоретические аспекты стратегического управления образовательной организации;
2) Провести анализ и дать оценку основных показателей
деятельности МАДОУ №6.
3) Разработать модель стратегического управления дошкольной образовательной организации.
4) Разработать методические рекомендации по реализации модели стратегического управления дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: осуществить стратегическое управление дошкольной образовательной организации будет возможно при соблюдении следующих условий:
1. Разработки модели стратегического управления дошкольной организации, включающей в себя следующие компоненты: целевой, содержательный и результативный блоки и включающие в себя необходимые ресурсы, алгоритм управления, риски и основные результаты внедрения.
2. Разработки методических рекомендаций по стратегическому управлению дошкольной организацией для оптимального функционирования и развития дошкольного учреждения в условиях рыночной экономики.
Научные достижения ХХХ века, а также глобальные документы, которые действуют сегодня на территории Российской Федерации (Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты ДО и др.) позволили поднять систему дошкольного образования на более высокий уровень. Постепенно, но идет процесс изменения отношения общества к профессии педагога дошкольного образования, т.е. во втором десятилетии ХХХ века она становится более престижной, как это и было во второй половине ХХ века. Несомненно, что все это требует изменения подходов к управлению современного детского сада. Однако основная проблема заключается в том, что менеджмент именно дошкольного образования развит очень слабо. Имеется незначительное количество пособий и статей, которые прямо или косвенно касаются данной проблемы.
Анализ научных работ, посвященных стратегическому управлению в образовании показал, что данная проблема носит междисциплинарный характер. В работах по педагогике она освещена в трудах таких авторов как Е.Н. Геворкян, Б.С. Гершунский, Ю.Н. Петров, Ю.Б. Рубин и др., в экономических работах следующих авторов: Т.П. Колодяжная [26], В.С. Лазарев [36], М.М. Поташник, Л.Л. Майер [39], Л.С. Марков, П.И. Третьяков, К.Ю. Белая, Т.И. Шамова, И.П. Капустин и др. Авторы обращают внимание на исследовательские позиции по определению понятия «стратегия управления дошкольной образовательной организации», а также рассматривает управленческий цикл дошкольной организации, характеризуя последовательность его этапов. Однако для формирования целостного подхода к проблемам системы стратегического управления дошкольного образования недостаточно его рассмотрение только в психолого - педагогическом или экономико-организационном аспектах. Необходим междисциплинарный подход, основанный на интеграции знаний об экономике, управлении, квалиметрии, психологии и педагогики.
Все это обусловливает необходимость освоения дошкольными образовательными организациями новых организационных моделей и кадровых технологий, адекватных социальному заказу государства, семьи и общества, а главное - требованиям Федеральных образовательных стандартов.
Таким образом, констатируя изложенное, можно сделать выводы о том, что:
- менеджмент дошкольного образования имеет значительные отличия от менеджмента общеобразовательных организаций;
- научные подходы к реализации менеджмента именно в ДОО развиты не на должном уровне;
- без внедрения современных организационных моделей и кадровых технологий реализация ФГОС дошкольного образования в детских садах России не может быть продуктивной.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные стратегическому управлению, исследованиям рынка и достижению конкурентных преимуществ, проблемам формирования рынка
образовательных услуг дошкольного образования, условиям осуществления инноваций в сфере дошкольного образования.
Методы исследования:
- теоретического исследования (анализ, изучение литературы, изучение педагогической модели),
- эмпирического познания (изучение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент),
- методы статистического анализа и математической обработки эмпирического материала,
- социологические методы (анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение)
Научная новизна исследования заключается:
- разработана и теоретически обоснована модель стратегического управления дошкольной образовательной организацией, раскрывающая основные подходы к управленческой деятельности и состоящая из целевого, содержательного, функционального, организационного, ресурсного и результативного блоков.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы доведены до технологии управления и конкретных методических рекомендаций по совершенствованию системы управления дошкольным образовательным учреждением. Разработаны рекомендации внедрения модели стратегического управления, предложены критерии и показатели оценки эффективности модели управления образовательным процессом, которые позволяют объективно оценить эффективность стратегического управления дошкольной образовательной организацией. Создана и реализована на практике система практических рекомендаций по реализации маркетинговой стратегии развития. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике управленческой деятельности МАДОУ №6.
На защиту выносятся:
- модель стратегического управления дошкольной образовательной организацией, раскрывающая основные подходы к управленческой деятельности и состоящая из целевого, содержательного, функционального, организационного, ресурсного и результативного блоков;
- оптимальные ресурсы и педагогические условия, которые влияют на эффективность внедрения и реализации модели стратегического управления ДОУ, которые включают в себя целевой, содержательный и результативный блоки и включающие в себя необходимые ресурсы, алгоритм управления, риски и основные результаты внедрения;
- мероприятия и методические рекомендации по внедрению модели стратегического управления дошкольной образовательной организацией.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы составляет 88 страниц.
По теме исследования опубликованы следующие научные статьи:
1) Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун -т ; под науч. ред. А. А. Симоновой, С. Л. Фоменко ; общ. ред. М. А. Воробьёвой. - Электрон. дан. - Екатеринбург: [б. и.], 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD- ROM).
2) Педагогический опыт: от теории к практике: материалы VI Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 14 ноября 2018г.)/ редкол.: О.Н. Широков (и др.)- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018
Проведенное исследование дает основание заключить, что поставленная цель достигнута, выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение, однако не раскрыла всех сторон данной проблемы. Охватить все вопросы, связанные с внедрением модели стратегического управления дошкольной образовательной организацией, не представляется возможным в рамках одного исследования.
На основе проведенного анализа теоретических основ стратегического управления дошкольной образовательной организации позволил определить, что в образовательных организациях этого уровня существует потребность пересмотра системы управления образовательным процессом, которая должна строиться на концептуальных основах, которые определятся требованиями федерального закона «Об образовании в Российской федерации».
Концептуальной основой построения модели стратегического управления дошкольной образовательной организацией является единство системного и процессного подходов. Системный подход позволил определить модель стратегического управления как деятельностную систему, с набором связей и отношений. Процессный подход управления дошкольной образовательной организацией позволяет идентифицировать, обеспечивающие и управленческие процессы, направленных на эффективное функционирование дошкольной образовательной организации.
На основе анализа системного подхода в управлении дошкольной образовательной организации сформулированы принципы реализации модели стратегического управления: проектирование, внедрения, функционирования и развития системы управления дошкольной образовательной организации.
В качестве основных принципов процессного подхода для построения модели управления дошкольной образовательной организации предложены следующие: лидерство руководителя и вовлечение персонала, социальное партнерство, идентификации процессов, принятия решений.
Разработка концептуальных положений модели стратегического управления дошкольной образовательной организации на основе сочетания принципов процессного подхода позволила получить систему критериев оценки по процессуальным и результирующим показателям в каждом виде деятельности; проводить непрерывный мониторинг измеряемых параметров, фиксируя существенные изменения; вовремя вносить взаимосвязанные корректировки, ориентировать образовательную деятельность в дошкольной образовательной организации на постоянное улучшение каждого процесса, учитывать требования потребителей и заинтересованных сторон.
В работе был проведён анализ системы стратегического развития МАДОУ Детский сад №6, который показал следующее.
В настоящее время, кадровая обеспеченность педагогическими работниками ДОУ составляет 100%.
Педагогический коллектив сплочённый, стабильный, инициативный, работоспособный, квалифицированный, объединён едиными целями на решение задач и приоритетов дошкольного образования, имеет благоприятный психологический климат, налажена трудовая дисциплина. Творческий потенциал педагогического коллектива показывает тенденцию роста активности и их самостоятельности, стремления к новациям и исследованиям.
Тем не менее, остаются актуальными проблемы, связанные с деятельностью педагогов по трансляции передового педагогического опыта, с вялой инициативностью педагогов в динамичном отходе от консервативной учебной модели, перестройке социально-психологического мышления и педагогического мировоззрения в условиях модернизации системы образования, перехода к ФГОС. Необходимо в этом направлении сосредоточить особые усилия.
В дошкольном учреждении существуют возможности организации консультативной помощи, совместных досугов, творческих проектов, выставок, спортивных мероприятий, праздников, традиций.
Для успешного руководства деятельностью дошкольного образовательного учреждения, для достижения им высокого качества результата воспитательно-образовательного процесса, для качественной реализации образовательных услуг и выполнения социального заказа совершенствовать необходимо все приведенные пути, учитывая их положительные и корректируя их отрицательные стороны, так как все пути совершенствования взаимосвязаны между собой.
С целью совершенствования стратегического управления МАДОУ №6 предложена модель стратегического управления дошкольной образовательной организацией.
Модель состоит из целевого, содержательного, функционального, организационного, ресурсного и результативного блоков.
В ходе реализации модели стратегического управления предполагается достижение следующих результатов:
- повышение уровня профессиональной компетенции педагогов;
- совершенствован образовательный процесс и развивающая предметно-пространственная среда в группах;
- расширен спектр услуг по дополнительным общеразвивающим программам;
- активное включение родителей в образовательный процесс;
- расширение сотрудничества с социальными партнерами для разностороннего развития воспитанников;
- создание привлекательного в глазах всех субъектов образовательного процесса имиджа МАДОУ№ 6.
Разработанные методические рекомендации по внедрению модели стратегического управления позволят не только усовершенствовать систему управления дошкольного образовательного учреждения, а также приведет к инновационному развитию и повышению конкурентоспособности МАДОУ№6.
Практическая значимость мероприятий по внедрению модели стратегического управления дошкольной образовательной организацией очень велика, поскольку модель представляет собой стратегический план, нужно очень хорошо выстраивать систему педагогического просвещения родителей, закладывая в нее необходимые корректирующие мероприятия, анализируя финансирование, учитывать, что финансовые вложения, связанные с развивающей предметно-пространственной средой, должны быть сведены к минимуму: развивающая предметно-пространственная среда в рамках этого проекта обогащается за счет продуктов, являющихся результатами проектной деятельности детей и родителей.
Следовательно, при разработке модели стратегического управления МАДОУ №6 необходимо продумывать ее таким образом, чтобы она соответствовала требованиям актуальности, реалистичности, целостности, контролируемости, отражала специфику ДОУ и его включенность в систему образования.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) //http://www.consultant.ru/
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29
декабря 2014 года № 2765-р «Об утверждении Концепции развития
образования на 2016-2020 годы» //http://www.consultant.ru/
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2017 г. N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» //http://www.consultant.ru/
4. Абанкина И. В., Я. Я. Козьмина, Л. М. Филатова. Доступность дошкольного образования: выбор детского сада, электронная очередь. Мониторинг экономии образования. 2015.-№ 14. С.1.
5. Аванесов А.Г. Социальные сети как информационно- технологическая платформа маркетинга. Журнал NAUKA-RASTUDENT.RU,
2015. - № 2(14).С.1-3.
6. Акинфеев Н.В. Особенности управления изменениями в образовательной среде. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2018. С.1-3.
7. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А.Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева . - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.
8. Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В.Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 396 c.
9. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 285 c.
10. Басовский Л.Е. Менеджмент: учебник. - М.: Инфра-М, 2017. - 240с.
11. Валуев С.А. Организационный менеджмент: Учеб пособие / С.А. Валуев, А.В. Игнатьева. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 376 с.
12. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. - М.: Экономистъ, 2016. - 526 с.
13. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарика, 2015. - 296 с.
14. Волкогонова, О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник / О.Д.Волкогонова, А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 с.
15. Восколович Н.А. Саморегулирование в сфере услуг. - М.: МГУ, 2018 г.
16. Газарян Арташес Егишевич Менеджер и организация; Манн, Иванов и Фербер - М., 2018. - 963 с.
17. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015. - 200 с.
18. Голубков, Е.П. Стратегический менеджмент: Учебник и
практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 290 с.
19. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы: учебное пособие. - СПб.: Специальная литература, 2013. - 959 с.
20. Доброва, К.Б. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / К.Б. Доброва. - М.: Элит, 2013. - 368 с.
21. Друкер Питер Эффективный руководитель; Манн, Иванов и Фербер - М., 2018. - 501 с.
22. Евладова, Е. Б. Теоретические основы и практика развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях: Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : М., 2004 383 с.
23. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2013. - 528 с.
24. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник и практикум / А.Т. Зуб. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 375 с.
25. Иванова М. Н. Стратегии развития образовательных организаций // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 421-423.
26. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2016. - 548 с.
27. Каравайцева А. А. Стратегическое управление. Основные понятия и определения [Текст] / А. А. Каравайцева // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 176-177.
28. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы: [сб. ст.] / М-во образования Рос. Федерации; [ред.-сост. Т.И.Оверчук]. - Москва: ГНОМ и Д (Казаков А. П.), 2014. - 239 с
29. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Практ. пособие. - Ч. 1. - М.: Перспектива,
2015. - 20 с.
30. Котлер, Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы. / Ф. Котлер. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 132 с.
31. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. - М., 2017. - 222с.
32. Коротков Э. М. Концепция российского менеджмента: учебник. - М.: Дека, 2014. - 896 с.
33. Кощиенко И. В. Управление дошкольной образовательной организацией на основе стратегии ее развития [Текст] / И. В. Кощиенко, А.А.Рыжкова // Образование и наука: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. О. Н. Широков. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс»,
2016. - С. 91-98.
34. Кузнецов, Б.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 623 с.
35. Кэмпбел Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический
менеджмент: учебник / Пер. с англ. Н.И. Алмазовой. - М.: ООО
«Издательство Проспект», 2013. - 337 с
36. Кричевский В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием. - СПб: СПбГУПМ, 2018. - 166 с.
37. Круглов М. И. Стратегическое управление компанией: учебник. - М.: Русская Деловая Литература, 2018. - 768 с.
38. Кунц Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 1 / Г. Кунц, С. О’Доннел. - М.: Наука, 2018.- 527 с.
39. Лазарев В.С. Как разработать программу развития школы: Метод. пособие для руководителей образовательных учреждений / В.С. Лазарев, М.М.Поташник. - М., 2013.-47 с.
40. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Б.Г. Литвак. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 507 с.
41. Ломанов П.Н. В.П.Панкратова, Л.В.Охотникова, П.Н.Ломанов. Развитие региональных образовательных комплексов непрерывного профессионального образования. М.: ТЕИС, 2015. - 49 с.
42. Майер Л.Л. Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации: Метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера. 2015. - 7 с.
43. Маркова Л.С. Программа развития дошкольного
образовательного учреждения: Практ. пособие. - М.: ЛРКТИ, 2017. - 71 с.
44. Менеджмент: учебное пособие / Глазов М.М. и др. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - СПб.: Астерион, 2013. - 419 с.
45. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. - М.: Дело, 2015. - 504 с.
46. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. - СПб.: Питер, 2018. - 567 с.
47. Молчанов И.Н., Молчанова Н.П. К вопросу о модернизации государственного регулирования в сфере культуры //Вестник ВГИК, 2017. - № 14. С.1-3
48. Николаева С. В. Стратегия развития образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 877-879.
49. Нисская А.К. Представления современных родителей о дошкольном образовании. Как сделать детский сад привлекательным? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2016. - №9. - С.24-33.
50. Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. А. А. Симоновой, С. Л. Фоменко ; общ. ред. М. А. Воробьёвой. - Электрон. дан. - Екатеринбург: [б. и.], 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD- ROM).
51. Панасюк В. П., Шапоренкова Г. А., Головичер Г. В. Региональная система оценки качества образования: опыт проектирования и применения (учебно-методическое пособие). - СПб. -М. Салехард: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, ЯНОИПКРО, 2017. - 182с.
52. Педагогический опыт: от теории к практике: материалы VI Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 14 ноября 2018г.)/ редкол.: О.Н. Широков (и др.)- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. С.1-3.
53. Поддьяков А.Н. Психология конкуренции в обучении. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. - 267 с.
54. Попов С. А. Концепция актуального стратегического менеджмента для современных российских компаний; Юрайт - М., 2016. - 224 с.
55. Роньжова Н. В. Эффективное управление образовательной
организацией. Сущность понятия «Эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 513-515.
56. Современный детский сад: тенденции и перспективы развития: Сборник статей научно-практической конференции педагогических и руководящих работников ДОО «[Электронное издание]. - Краснодар. - 2018, 380 с.
57. Стратегии, которые работают. Подход BCG сост. Штерн К., СтокДж. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 496 с.
58. Субетто А.И. Политика качества, в том числе политика качества образования как база решения проблемы выхода из кризиса и устойчивого развития России в XXI веке // Качество: теория и практика. - 1998.- № 1-2.
59. Тебекин А. В. Стратегический менеджмент. Учебник; Юрайт - М., 2015. - 333 с.
60. Тимерев М. В. Стратегии управления интегрированной образовательной организацией среднего профессионального образования в современных условиях рынка // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 920-923.
61. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. - М.: Формула права, 2017. - 484 с.
62. Томсон А.А. Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Ситуации для анализа. - М.: Вильямс, 2017.- 928 с.
63. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 576 с.
64. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием: Учеб. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - С. 105.
65. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. А. Сафонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 224 с.
66. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. М. Чумичева, Н.А.Платохина. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 400 с.
67. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / В.С. Лазарев, М.М. Поташника. - М.,2013. - С.81
68. Уткин Э. А. Стратегическое планирование: учебник. - М.:
ЭКМОС,2016. - 440 с.
69. Хангер Д. Основы стратегического менеджмента: учебник. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 320 с.
70. Шохов А. Что такое стратегия развития? // http ://www. shokhov. com/
71. Шумина, Е. В. Мониторинг как средство повышения качества дошкольного образования в регионе. дис. канд. пед. наук: 13.00.02. защищена 31.10.06 / Шумина Елена Владимировна. - Елец, 2018. - 226 с.
72. Chandler A.D. Strategy and Structure. - Cambridge: MIT Press, 2016.