ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ «ОБУЧАЮЩИЕСЯ - ВОСПИТАТЕЛЬ» 9
1.1. Формирование отношений сотрудничества в системе
«обучающиеся - воспитатель» как педагогическая проблема 9
1.2. Модель формирования отношений сотрудничества в системе
«обучающиеся - воспитатель» 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ «ОБУЧАЮЩИЕСЯ - ВОСПИТАТЕЛЬ» В СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ 62
2.1. Описание выборки, основных этапов и методов исследования 62
2.2. Реализация мероприятий системы формированию отношений
сотрудничества обучающихся и воспитателей, анализ результатов опытно - поисковой работы 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
В последние несколько десятилетий в научной литературе все чаще поднимается вопрос об условиях воспитания подрастающего поколения. Среди таких условий можно назвать как одно из важнейших взаимодействие педагогов и обучающихся.
В ФГОС среднего (полного) общего образования указывается, что личностными результатами освоения основной образовательной программы должны стать:
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу;
- чувство ответственности перед Родиной, гордости за свою страну;
- наличие гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, знающего свои права и обязанности, уважающего законы, имеющего чувство собственного достоинства;
-принимающего национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готового к служению Родине, ее защите;
- сформированность научного мировоззрения, осознание своего места в поликультурном, быстро развивающемся и меняющемся сложном и противоречивом мире;
- сформированность потребности саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества [100, с. 5].
Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как выстраиваются отношения между педагогами, учащимися и их родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая живет общими интересами, имеет единые ценности, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует воспитанию гражданина своей страны, человека, способного реализовать свои личностные потенциалы.
В основе сотрудничества — единство ценностей, стремлений, взглядов выработанные совместно общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Анализируя степень научной разработанности проблемы, следует отметить, что она изучалась с позиций и подходов педагогики, социальной психологии и социальной педагогики, философии и социологии.
Предметом исследования стала педагогика сотрудничества в трудах Ш.А. Амонашвили, Г.Л. Ильина, Н. А. Копыловой, С.Н. Лысенковой, М.А. Малявина, Н.И. Пирогова, С.Л. Соловейчика, Г.К. Селевко, В.В Серикова, В.А. Сухомлинского, В.В. Шаталова, С.Т. Шацкого, К.Д. Ушинского и др.
Особенности подросткового возраста изучались В.А. Ереминым, И.С. Коном, В.П. Мухиной, Ю.И. Фроловым и др.
Методике работы с детьми и подростками в условиях сотрудничества посвящены исследования И.В. Бабуровой, А.И. Бруднова, В.Г. Березиной, А. И. Ермолина, Л. В. Мардахаева и др.
Методология и методы психолого-педагогических исследований отражены в работах А.В. Коржуева, Л.А. Шипилиной.
Несмотря на то, что проблеме формирования отношений сотрудничества в научной педагогической и психологической литературе уделяется достаточное внимание, существует дефицит исследований, которые изучают этот процесс в специальных образовательных учреждениях, в суворовских училищах, обучение и воспитание в которых имеет ряд особенностей.
Исследования ряда авторов позволяют говорить о том, что выделяются противоречия между:
- необходимостью формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся-воспитатели» и существующей системой теоретико-методологических и не позволяют её удовлетворить;
- большими возможностями в направлении формирования и развития у педагогов мотивации к сотрудничеству с обучающимися и традиционными подходами, сложившимися стереотипами в подготовке педагогических кадров для военных училищ.
Имеющийся опыт, описанный рядом исследователей, свидетельствует об узкой направленности и низкой эффективности принимаемых на практике мер, ориентированных на разрешение отмеченных и других противоречий. Они осуществляются без учета роли и потенциальных ресурсов самих педагогов, образовательных учреждений, в которых они работают, возможностей работы по формированию отношений сотрудничества в системе «обучающиеся - воспитатель».
Всё это указывает на то, что в современных условиях, необходимо исследование показателей, условий формирования отношений сотрудничества в военных образовательных учреждениях, разработка и внедрение модели работы по решению этой проблемы.
Важными составляющими этой модели должны стать основополагающие принципы, комплекс педагогических технологий, направленных на формирование отношений сотрудничества между обучающимися и воспитателями. Это и определило методологию диссертации, предметное поле и содержание ее, необходимость активного поиска конструктивных решений проблемы.
Объект исследования: процесс формирования отношений сотрудничества в системе обучающиеся-воспитатель.
Предмет исследования: моделирование процесса формирования отношений сотрудничества в системе обучающиеся-воспитатель в суворовском училище.
Цель исследования: теоретическое обоснование проблемы, разработка модели формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся-воспитатель».
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной педагогической, психологической, методической литературы определить сущность и структуру ключевых понятий.
2. Дать психологическую характеристику обучающихся подросткового возраста.
3. Описать специфику воспитательного процесса в суворовском училище.
4. Разработать модель формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся-воспитатель» в суворовском училище.
5. Провести опытно - поисковую работу по апробации модели
формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся-воспитатель»
6. Провести анализ результатов эмпирического исследования, сформулировать выводы и рекомендации по использованию модели.
Гипотеза исследования: формирование отношений сотрудничества в системе «обучающиеся-воспитатель» будет эффективным, если:
- определена сущность отношений сотрудничества в системе «обучающиеся - воспитатель»;
- педагоги имеют высокий уровень знаний в вопросах построения отношений сотрудничества с обучающимися, эмпатии, мотивации к сотрудничеству, стрессоустойчивости;
- в образовательном учреждении создана и апробирована модель педагогической деятельности, учитывающая индивидуально-личностные особенности воспитателей и обучающихся, включающая ряд мероприятий.
Теоретико-методологической основой исследования явились идеи Ш.А. Амонашвили, И.С. Якиманской, Г.Л. Ильина, Н. А. Копыловой, С.Н. Лысенковой, М.А. Малявина, С.Л. Соловейчика, Г.К. Селевко, В.В. Серикова, В.В. Шаталова, Е.С. Полат, деятельностного, личностно - ориентированного, аксиологического подходов в современном образовании и технологии, позволяющие осуществить отношения сотрудничества в образовательном учреждении.
Методы исследования. В квалификационном исследовании использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования:
- теоретические (теоретический анализ научной литературы), моделирование системы деятельности;
- эмпирические (тестирование, констатирующий и формирующий этапы опытно-поисковой работы);
- математико-статистические (количественный и качественный анализ).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована проблема формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся - воспитатель» в условиях суворовского училища, разработана теоретическая модель формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся - воспитатель».
Практическая значимость исследования в том, что апробирована модель системы формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся-воспитатель», ориентированная на образовательное учреждение закрытого типа.
Положение, выносимое на защиту.
С учётом специфики педагогической деятельности разработана и апробирована модель системы формирования отношений сотрудничества в системе обучающиеся-воспитатель, имеющая четыре основных блока - организационно-целевой, организационно-управленческий, содержательно-технологический, критериально-оценочный, содержание которых определяется планируемым результатом - повышением качества отношений сотрудничества обучающихся и воспитателей.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Екатеринбургского военного суворовского училища. Выборка составила 30 человек.
Структура квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложение.
Формирование отношений сотрудничества в системе «обучающиеся-воспитатели» - это одна социально значимых задач. В связи с возрастанием требований к профессиональной компетентности, увеличения психоэмоциональной нагрузки на педагога, высокого уровня требований к подготовке молодого поколения к жизнедеятельности, больших ожиданий государства и общества относительно подрастающего поколения возрастают требования и к педагогам.
Проблема формирования отношений сотрудничества нашла отражение в различных аспектах в работах Ш.А. Амонашвили, И.В. Бабуровой, А.К. Бруднова, В.А. Березиной, В.А.Еремина, А.И. Ермолина, Г.Л. Ильина, А.В. Коржуева, Н.А. Копыловой, И.С. Кона, С.Н. Лысенковой, М.А Малявина, Л.В. Мардахаева, В.П. Мухиной, С.Л. Соловейчика, Г.К. Селевко, В.В. Серикова, Ю.И. Фролова, В.В. Шаталова, Л.А. Шипилиной и др.
В то же время существует необходимость исследований, в которых создается и апробируется модель работы по формированию отношений сотрудничества в системе «обучающийся-воспитатель». Этому и посвящено диссертационное исследование, структура и содержание которого связано с решением поставленных задач.
Во введении обоснована актуальность темы, показана степень научной разработанности проблемы, указаны объект, предмет, цели и задачи, сформулирована гипотеза, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту, методы и база опытно-поисковой работы, её структура.
В первой главе диссертационной работы представлен теоретический анализ исследований по проблеме формирования отношений сотрудничества между обучающимися и педагогами, показаны подходы к решению этой проблемы, выделены ключевые понятия, описана их структура и содержание: показана специфика этого процесса в суворовском училище как образовательном учреждении закрытого типа, имеющего ряд своих особенностей.
Модель системы представлена такими структурными элементами, как субъекты деятельности, принципы, направления, формы, описана ее структура и содержание, учитываются особенности работы с педагогами как особой профессиональной группы. Разнообразие форм работы позволило сделать ее не только полезной и нужной в решении проблемы формирования отношений сотрудничества с обучающимися, но и интересной.
Во второй главе квалификационной работы анализируются результаты опытно-поисковой работы: описана выборка исследования, диагностический инструментарий, выделены показатели, изложены и проанализированы результаты констатирующего и формирующего этапов.
Использование диагностического инструментария на констатирующем и формирующем этапах, сравнительный анализ полученных результатов позволил доказать гипотезу. Разработанная модель системы формирования отношений сотрудничества обучающихся и воспитателей оказалась эффективной. В ходе исследования была выявлена положительная динамика по таким показателям, как уровень эмпатии, стрессоустойчивости, ранг профессиональной мотивации, в частности мотивации на сотрудничество.
Таким образом, разработанная модель системы формирования отношений сотрудничества между обучающимися и воспитателями оказалась эффективной, задачи, поставленные в квалификационной работе, решены, гипотеза доказана. Подводя итоги, отметим, что выполненное нами исследование проблемы внесло определенный вклад в ее решение.
В то же время мы осознаем, что не все задачи решены в равной степени глубоко и основательно, это объясняется сложностью и деликатностью самого феномена сотрудничества. Вместе с тем, проведенное исследование выявляет целый ряд проблем, изучение которых может быть продолжено.
Научно перспективным направлением исследований следует назвать изучение возможностей использования комплекса воспитательных технологий, совершенствование содержания разработанной системы
1. Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. и доп./ Ю.Н Азаров. - М.: Просвещение, 2007. - 438 с.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы.
- М.: Аргументы и факты, 1993. - 400 с.
3. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева . - М.: Дашков и К, 2013. - 424 с.
4. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. / Л Анзорг.
- М.: Просвещение, 1988. - С. 20 - 23.
5. Антонова Л.Н. Педагогика поддержки: смысл, специфика, предназначение //Мир психологии. 2005. №1. С.178-184.
6. Амонашвили Ш.А. Как любить детей (Опыт самоанализа). /Ш.А. Амонашвили Ш.А. М. Издательство: Издательский Дом Шалвы Амонашвили.- 2010. - 176 с.
7. Алексеев Н.А. Личностно - ориентированное обучение в школе.
/ Н.А.Алексеев - Ростов-на-Дону, Издательство: Тюменский
государственный университет. - 2006. - 332 с.
8. Бабурова, И. В. Пример как средство воспитания / И. В. Бабурова // Педагогика. - 2007. - № 4. - С. 118-121.
9. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность
в гуманистич. системах и теориях воспитания. - М. - Ростов-на-Дону, 1999.
10. Бруднов А.И., Березина В. Г. Социально педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. - 1994. - С. 2-3.
11. Безруких, М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга
для учителя. /М.М. Безруких С.П. Ефимова - М.: Просвещение,
2007. - С: 119-125.
12. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова.
- Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 с.
13. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер,
2013. - 624 с.
14. Бордовская Н. В., Рван А. А. Педагогика. /Н. В Бордовская., А. А Рван СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
15. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
16. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. / К.В. Бардин - М.: Педагогика, 1988. - С.12-127.
17. Бабурова И. Предъявление образца отношения (примера) как метод воспитания ценностных отношений личности // Воспитательная работа в школе. 2007. №2.С.21-33.
18. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова.
- Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 с.
19. Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе // Начальная школа. - 1995. - 154 с.
20. Богуславский, М. В. ХХ век российского образования / М. В. Богуславский. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 226 с.
21. Болотов, В. А. Педагогическое образование России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление: монография / В. А. Болотов. - Волгоград: Перемена, 2001. - 399 с.
22. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества./ В.А. Бухвалов- М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.- 144 с.
23. Власов В.В. Профессия и семья // Социологические исследования. - 2009.
- N 5. - 127 с.
24. Вершловский, С. Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С. Г. Вершловский.
- М.: Сентябрь, 2002. - 232 с.
25. Выготский Л.С. «Педология подростка»./ Л.С Выготский - Москва, 1984 г. - 232 с.
26. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов.
- М.: ПО России, 2012. - 288 с
27. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко.
- Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 с.
28. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления
толерантности: учебно-методическое пособие / Е. О. Галицких.
- М.: Академический Проект, 2004. - 240 с.
29. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI в. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский.
- М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 156 с.
30. Голованова, И.И., Донецкая О.И. Педагогика сотрудничества. / И.И Голованова, О.И Донецкая. Казань - 2014. - 201 с.
31. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 с.
32. Голованова И.И., Донецкая О.И. Педагогика сотрудничества, курс лекций./ И.И.Голованова О.И. Донецкая - Казань, 2014. - 305 с.
33. Давыдов, В. В. Лекции по педагогической психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Давыдов. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 165 с.
34. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для бакалавриата и магистратуры / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 440 с.
35. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли. / А. Н. Джуринский М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 187 с.
36. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика. В 2-х т. Т. 2. Теория обучения. Управление образовательными системами: Учебное пособие / С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2012. - 262 с.
37. Еремин, В.А. Отчаянная педагогика: организация работы с подростками / В.А. Еремин. - М.: Владос, 2014. - 176 с.
38. Ермолин, А. Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху: Педагогика нового времени / А. Ермолин. - М.: Альпина Паблишер, 2014.
- 262 с.
39. Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 21.12.2012.
40. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: ПИТЕР, 2004.
41. Ильин Г.Л. Проблемы педагогики сотрудничества // Управление ДОУ. 2006.№3. С.38-42.
42. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З. И. Васильевой. М., 2011. - 342 с.
43. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс).
— М., 1984. - 204 с.
44. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. / В.В Краевский., Е.В. Бережнова- М., 2006. - 245 с.
45. Личностно ориентированное обучение: Хрестоматия. - М., 2005. - 301 с.
46. Комплект тестов для исследования мотивации педагогических работников и студентов в рамках работы республиканской сетевой экспериментальной площадки. Саранск, Министерство образования РМ ГБОУ РМ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж» 2014.
47. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя / В. А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 225 с.
48. Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания // Начальная школа. - 1993. - N 1. - С.70-72.
49. Кожапова Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка // Начальная школа. - 2008- N 6. - С.11-14.
51. Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова; под ред. В. А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 341 с.
52. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова.
- М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 303 с.
53. Копылова Н. А. Современный взгляд на педагогику сотрудничества и реализацию ее идей в практической деятельности образовательных учреждений //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.2007. Т. 19. № 45. С. 373.
54. Коржуев, А.В. Педагогика в зеркале исследовательского поиска: На перекрестке мнений / А.В. Коржуев, А.С. Соколова. - М.: Ленанд,
2014. - 208 с.
55. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. / Я. А Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г Песталоцци М.: Педагогика, 1988. - 351 с.
56. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова.
- М.: Проспект, 2016. - 320 с.
57. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология: Учебное пособие
/ Е.Е. Кравцова. - М.: Форум, 2013. - 384 с.
58. Кон И. С. Психология юношеского возраста. /И. С. Кон M., 1979, 429с.
59. Криворучко А. П., Криворучко А. А. Суворовец — гордость Отечества. /А. П. Криворучко, А. А. Криворучко М.:Проспект, 2000. - 184 с.
60. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров.
- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 402 с.
61. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М.:Юрайт-М,2001.--607с.
62. Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров /И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 с.
63. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика на примере дисциплины "Римское частное право": Учебно-методическое пособие / Д.В. Лоренц. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 112 с.
64. Лепешинский И. Ю., Глебов В. В., Листков В. Б., Терехов В. Ф.. Основы военной педагогики и психологии. /И.Ю.Лепешинский, В.В. Глебов, В. Б. Листков, В. Ф. Терехов. М.,2011. - 321 с.
65. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. /С.Н.Лысенкова М.,2000. - 193 с.
66. Маралов, В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 с.
67. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: Учебник для вузов и ссузов / Л.В. Мардахаев. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 376 с.
68. Меньшиков, В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса / В.М. Меньшиков.
- М.: Народное образование, 2012. - 36 с.
69. Малявин М.А. Педагогика сотрудничества в дополнительном образовании детей // Внешкольник. 2005. №4. С.22-24.
70. Мощенко А.В. Психологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса в суворовских военных училищах: Дис. д-ра психол. наук: 19.00.1: Москва, 1998. - 516 с.
71. Михль, В. Педагогика переживания / В. Михль. - М.: УРСС, 2014. - 200 с.
72. Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития./ B Мухина. М.-2004. 237 с.
73. Мурашов, А. А. Педагогическая риторика / А. А. Мурашов.
- М.: Педагогическое общество России, 2001. - 205 с.
74. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 240 с.
75. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа»/ Л. В.Мардахаев.- М. :Гардарики. 2005
76. Низовая Т. Н. Педагогические идеи К. Роджерса в современной теории и практике обучения и воспитания в США : Дис. канд. пед. наук: Волгоград, 2004. - 180 с.
77. Ноздрев В. В. Новочеркасское Суворовское училище /В. В. Ноздрев. -М. 2004, 180 с.
78. Осмоловская, И. М. Словесные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 198 с.
79. Обучение в сотрудничестве // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат.- М.: Академия, 2001. - 200с.
80. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка./ С.И. Ожегов под редакцией Н.Ю. Шведовой -М.: Русский язык, 1981. — 814 с.
81. Пешкова В.Е. Педагогика. / В.Е. Пешкова - Майкоп: АдыгГУ, 2010. - 356с.
82. Полат Е. С. Учимся вместе, учимся в сотрудничестве./ Е. С. Полат
- М., 1996. - 306 с.
83. Полат Е.С.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина. — М. : Издательский центр «Академия», 2007.
— 368 с.
84. Плигин А.А. Личностно ориентированное образование: история
и практика . / А.А.Плигин. М.: Профит-Стайл, 2007. - 208 с.
85. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т./ Ж.Ж. Руссо
М.: Педагогика, 1981. - Т.2. - 309 с.
86. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. - М., 1986. С. 200-230.
87. Соловейчик С.Л. Непрописные истины воспитания: избранные статьи. / С.Л. Соловейчик М.: Издательство «Первое сентября», 2011. - 117 с.
88. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества./ Г.К. Селевко Н.К. Тихомирова - Ярославль: Академия развития, 2008. - 126с.
89. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 36.
90. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция
и технологии. - Волгоград, 1994. - 286 с.
91. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей./ В.Н.Соколова Г.Я Юзефович. - М.: Просвещение, 2009. - С.10-17.
92. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. /В.А.Сластенин, А.И.Мищенко. - М., 1997. - 270 с.
93. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. / В.А. Сухомлинский - Минск: Народная газета, 2009.
94. Тихомиров А. С. Реализация принципов педагогики сотрудничества
в урочной и внеурочной деятельности.
http: //1 pku.ru/images/Document/MetodKabinet/CD/pdf/usvu1. pdf.
95. Цирульников А. М. История образования в портретах и документах. / А. М Цирульников. М., 2000. - 203 с.
96. Цукерман ГА. Виды общения в обучении. / ГА Цукерман - М.: Пеленг, 1993. - 255 с.
97. Ушаков Д.И. Толковый словарь русского языка./ Д.И. Ушаков -М.: Альта-Принт, 2005. — 1216 с.
98. Ушинский, К. Д. Избранные труды. В 4 кн.; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 608 с.
99. Фролов Ю.И. Психология подростка: Хрестоматия / Ю.И. Фролов — M.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 526 c.
100. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования 7 июня 2012 года № 24480 с изменениями на 29 июня 2017 г.
102. Философский энциклопедический словарь. М. : Академия, 2010. - 840 с.
103. Хуторский А.В. Методика личностно ориентированного обучения. / А.В.Хуторской - М., 2005. - 309 с.
104. Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. - Ставрополь, 2007. - 377 с.
105. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: 1980г. - Т.1. -с. 254.
106. Шаталов В.Ф. Педагогическая адвокатура /В.Ф. Шаталов.
-М.: ЗАО Дорттранпечать.- 2006. - 64с.
107. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок?: книга для учителя. / Х Штольц - М.: Просвещение, 2008. - С.3-8.
108. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических
исследований: Учебное пособие для аспирантов и магистрантов
по направлению "Педагогика" / Л.А. Шипилина. - М.: Флинта, 2013. - 208 с.
109. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, б. г. (1996). - 115 с.
110. Юфанова М.А. Специфика воспитательного процесса в суворовском училище. https: //nsportal .ru/shkola/raznoe/library/2013/12/25/.
111. Яковлев С.В. Воспитание ценностных оснований личности в условиях культурной среды, организованной педагогом // Педагогическое образование и наука. 2006. № 4. С.25-27.
112. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. / И.С. Якиманская- М., 2000 - 288 с.
113. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. / И.С. Якиманская - М., 1996. - 225 с.
114. Ямбург, Е. А. Педагогический ансамбль школы / Е. А. Ямбург.
- М.: Знание, 1987. - 235 с.