Формирование отношений сотрудничества в системе обучающиеся - воспитатель
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ «ОБУЧАЮЩИЕСЯ - ВОСПИТАТЕЛЬ» 9
1.1. Формирование отношений сотрудничества в системе
«обучающиеся - воспитатель» как педагогическая проблема 9
1.2. Модель формирования отношений сотрудничества в системе
«обучающиеся - воспитатель» 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ «ОБУЧАЮЩИЕСЯ - ВОСПИТАТЕЛЬ» В СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ 62
2.1. Описание выборки, основных этапов и методов исследования 62
2.2. Реализация мероприятий системы формированию отношений
сотрудничества обучающихся и воспитателей, анализ результатов опытно - поисковой работы 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ «ОБУЧАЮЩИЕСЯ - ВОСПИТАТЕЛЬ» 9
1.1. Формирование отношений сотрудничества в системе
«обучающиеся - воспитатель» как педагогическая проблема 9
1.2. Модель формирования отношений сотрудничества в системе
«обучающиеся - воспитатель» 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ «ОБУЧАЮЩИЕСЯ - ВОСПИТАТЕЛЬ» В СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ 62
2.1. Описание выборки, основных этапов и методов исследования 62
2.2. Реализация мероприятий системы формированию отношений
сотрудничества обучающихся и воспитателей, анализ результатов опытно - поисковой работы 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
В последние несколько десятилетий в научной литературе все чаще поднимается вопрос об условиях воспитания подрастающего поколения. Среди таких условий можно назвать как одно из важнейших взаимодействие педагогов и обучающихся.
В ФГОС среднего (полного) общего образования указывается, что личностными результатами освоения основной образовательной программы должны стать:
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу;
- чувство ответственности перед Родиной, гордости за свою страну;
- наличие гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, знающего свои права и обязанности, уважающего законы, имеющего чувство собственного достоинства;
-принимающего национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готового к служению Родине, ее защите;
- сформированность научного мировоззрения, осознание своего места в поликультурном, быстро развивающемся и меняющемся сложном и противоречивом мире;
- сформированность потребности саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества [100, с. 5].
Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как выстраиваются отношения между педагогами, учащимися и их родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая живет общими интересами, имеет единые ценности, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует воспитанию гражданина своей страны, человека, способного реализовать свои личностные потенциалы.
В основе сотрудничества — единство ценностей, стремлений, взглядов выработанные совместно общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Анализируя степень научной разработанности проблемы, следует отметить, что она изучалась с позиций и подходов педагогики, социальной психологии и социальной педагогики, философии и социологии.
Предметом исследования стала педагогика сотрудничества в трудах Ш.А. Амонашвили, Г.Л. Ильина, Н. А. Копыловой, С.Н. Лысенковой, М.А. Малявина, Н.И. Пирогова, С.Л. Соловейчика, Г.К. Селевко, В.В Серикова, В.А. Сухомлинского, В.В. Шаталова, С.Т. Шацкого, К.Д. Ушинского и др.
Особенности подросткового возраста изучались В.А. Ереминым, И.С. Коном, В.П. Мухиной, Ю.И. Фроловым и др.
Методике работы с детьми и подростками в условиях сотрудничества посвящены исследования И.В. Бабуровой, А.И. Бруднова, В.Г. Березиной, А. И. Ермолина, Л. В. Мардахаева и др.
Методология и методы психолого-педагогических исследований отражены в работах А.В. Коржуева, Л.А. Шипилиной.
Несмотря на то, что проблеме формирования отношений сотрудничества в научной педагогической и психологической литературе уделяется достаточное внимание, существует дефицит исследований, которые изучают этот процесс в специальных образовательных учреждениях, в суворовских училищах, обучение и воспитание в которых имеет ряд особенностей.
Исследования ряда авторов позволяют говорить о том, что выделяются противоречия между:
- необходимостью формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся-воспитатели» и существующей системой теоретико-методологических и не позволяют её удовлетворить;
- большими возможностями в направлении формирования и развития у педагогов мотивации к сотрудничеству с обучающимися и традиционными подходами, сложившимися стереотипами в подготовке педагогических кадров для военных училищ.
Имеющийся опыт, описанный рядом исследователей, свидетельствует об узкой направленности и низкой эффективности принимаемых на практике мер, ориентированных на разрешение отмеченных и других противоречий. Они осуществляются без учета роли и потенциальных ресурсов самих педагогов, образовательных учреждений, в которых они работают, возможностей работы по формированию отношений сотрудничества в системе «обучающиеся - воспитатель».
Всё это указывает на то, что в современных условиях, необходимо исследование показателей, условий формирования отношений сотрудничества в военных образовательных учреждениях, разработка и внедрение модели работы по решению этой проблемы.
Важными составляющими этой модели должны стать основополагающие принципы, комплекс педагогических технологий, направленных на формирование отношений сотрудничества между обучающимися и воспитателями. Это и определило методологию диссертации, предметное поле и содержание ее, необходимость активного поиска конструктивных решений проблемы.
Объект исследования: процесс формирования отношений сотрудничества в системе обучающиеся-воспитатель.
Предмет исследования: моделирование процесса формирования отношений сотрудничества в системе обучающиеся-воспитатель в суворовском училище.
Цель исследования: теоретическое обоснование проблемы, разработка модели формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся-воспитатель».
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной педагогической, психологической, методической литературы определить сущность и структуру ключевых понятий.
2. Дать психологическую характеристику обучающихся подросткового возраста.
3. Описать специфику воспитательного процесса в суворовском училище.
4. Разработать модель формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся-воспитатель» в суворовском училище.
5. Провести опытно - поисковую работу по апробации модели
формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся-воспитатель»
6. Провести анализ результатов эмпирического исследования, сформулировать выводы и рекомендации по использованию модели.
Гипотеза исследования: формирование отношений сотрудничества в системе «обучающиеся-воспитатель» будет эффективным, если:
- определена сущность отношений сотрудничества в системе «обучающиеся - воспитатель»;
- педагоги имеют высокий уровень знаний в вопросах построения отношений сотрудничества с обучающимися, эмпатии, мотивации к сотрудничеству, стрессоустойчивости;
- в образовательном учреждении создана и апробирована модель педагогической деятельности, учитывающая индивидуально-личностные особенности воспитателей и обучающихся, включающая ряд мероприятий.
Теоретико-методологической основой исследования явились идеи Ш.А. Амонашвили, И.С. Якиманской, Г.Л. Ильина, Н. А. Копыловой, С.Н. Лысенковой, М.А. Малявина, С.Л. Соловейчика, Г.К. Селевко, В.В. Серикова, В.В. Шаталова, Е.С. Полат, деятельностного, личностно - ориентированного, аксиологического подходов в современном образовании и технологии, позволяющие осуществить отношения сотрудничества в образовательном учреждении.
Методы исследования. В квалификационном исследовании использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования:
- теоретические (теоретический анализ научной литературы), моделирование системы деятельности;
- эмпирические (тестирование, констатирующий и формирующий этапы опытно-поисковой работы);
- математико-статистические (количественный и качественный анализ).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована проблема формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся - воспитатель» в условиях суворовского училища, разработана теоретическая модель формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся - воспитатель».
Практическая значимость исследования в том, что апробирована модель системы формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся-воспитатель», ориентированная на образовательное учреждение закрытого типа.
Положение, выносимое на защиту.
С учётом специфики педагогической деятельности разработана и апробирована модель системы формирования отношений сотрудничества в системе обучающиеся-воспитатель, имеющая четыре основных блока - организационно-целевой, организационно-управленческий, содержательно-технологический, критериально-оценочный, содержание которых определяется планируемым результатом - повышением качества отношений сотрудничества обучающихся и воспитателей.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Екатеринбургского военного суворовского училища. Выборка составила 30 человек.
Структура квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложение.
В ФГОС среднего (полного) общего образования указывается, что личностными результатами освоения основной образовательной программы должны стать:
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу;
- чувство ответственности перед Родиной, гордости за свою страну;
- наличие гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, знающего свои права и обязанности, уважающего законы, имеющего чувство собственного достоинства;
-принимающего национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готового к служению Родине, ее защите;
- сформированность научного мировоззрения, осознание своего места в поликультурном, быстро развивающемся и меняющемся сложном и противоречивом мире;
- сформированность потребности саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества [100, с. 5].
Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как выстраиваются отношения между педагогами, учащимися и их родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая живет общими интересами, имеет единые ценности, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует воспитанию гражданина своей страны, человека, способного реализовать свои личностные потенциалы.
В основе сотрудничества — единство ценностей, стремлений, взглядов выработанные совместно общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Анализируя степень научной разработанности проблемы, следует отметить, что она изучалась с позиций и подходов педагогики, социальной психологии и социальной педагогики, философии и социологии.
Предметом исследования стала педагогика сотрудничества в трудах Ш.А. Амонашвили, Г.Л. Ильина, Н. А. Копыловой, С.Н. Лысенковой, М.А. Малявина, Н.И. Пирогова, С.Л. Соловейчика, Г.К. Селевко, В.В Серикова, В.А. Сухомлинского, В.В. Шаталова, С.Т. Шацкого, К.Д. Ушинского и др.
Особенности подросткового возраста изучались В.А. Ереминым, И.С. Коном, В.П. Мухиной, Ю.И. Фроловым и др.
Методике работы с детьми и подростками в условиях сотрудничества посвящены исследования И.В. Бабуровой, А.И. Бруднова, В.Г. Березиной, А. И. Ермолина, Л. В. Мардахаева и др.
Методология и методы психолого-педагогических исследований отражены в работах А.В. Коржуева, Л.А. Шипилиной.
Несмотря на то, что проблеме формирования отношений сотрудничества в научной педагогической и психологической литературе уделяется достаточное внимание, существует дефицит исследований, которые изучают этот процесс в специальных образовательных учреждениях, в суворовских училищах, обучение и воспитание в которых имеет ряд особенностей.
Исследования ряда авторов позволяют говорить о том, что выделяются противоречия между:
- необходимостью формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся-воспитатели» и существующей системой теоретико-методологических и не позволяют её удовлетворить;
- большими возможностями в направлении формирования и развития у педагогов мотивации к сотрудничеству с обучающимися и традиционными подходами, сложившимися стереотипами в подготовке педагогических кадров для военных училищ.
Имеющийся опыт, описанный рядом исследователей, свидетельствует об узкой направленности и низкой эффективности принимаемых на практике мер, ориентированных на разрешение отмеченных и других противоречий. Они осуществляются без учета роли и потенциальных ресурсов самих педагогов, образовательных учреждений, в которых они работают, возможностей работы по формированию отношений сотрудничества в системе «обучающиеся - воспитатель».
Всё это указывает на то, что в современных условиях, необходимо исследование показателей, условий формирования отношений сотрудничества в военных образовательных учреждениях, разработка и внедрение модели работы по решению этой проблемы.
Важными составляющими этой модели должны стать основополагающие принципы, комплекс педагогических технологий, направленных на формирование отношений сотрудничества между обучающимися и воспитателями. Это и определило методологию диссертации, предметное поле и содержание ее, необходимость активного поиска конструктивных решений проблемы.
Объект исследования: процесс формирования отношений сотрудничества в системе обучающиеся-воспитатель.
Предмет исследования: моделирование процесса формирования отношений сотрудничества в системе обучающиеся-воспитатель в суворовском училище.
Цель исследования: теоретическое обоснование проблемы, разработка модели формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся-воспитатель».
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной педагогической, психологической, методической литературы определить сущность и структуру ключевых понятий.
2. Дать психологическую характеристику обучающихся подросткового возраста.
3. Описать специфику воспитательного процесса в суворовском училище.
4. Разработать модель формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся-воспитатель» в суворовском училище.
5. Провести опытно - поисковую работу по апробации модели
формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся-воспитатель»
6. Провести анализ результатов эмпирического исследования, сформулировать выводы и рекомендации по использованию модели.
Гипотеза исследования: формирование отношений сотрудничества в системе «обучающиеся-воспитатель» будет эффективным, если:
- определена сущность отношений сотрудничества в системе «обучающиеся - воспитатель»;
- педагоги имеют высокий уровень знаний в вопросах построения отношений сотрудничества с обучающимися, эмпатии, мотивации к сотрудничеству, стрессоустойчивости;
- в образовательном учреждении создана и апробирована модель педагогической деятельности, учитывающая индивидуально-личностные особенности воспитателей и обучающихся, включающая ряд мероприятий.
Теоретико-методологической основой исследования явились идеи Ш.А. Амонашвили, И.С. Якиманской, Г.Л. Ильина, Н. А. Копыловой, С.Н. Лысенковой, М.А. Малявина, С.Л. Соловейчика, Г.К. Селевко, В.В. Серикова, В.В. Шаталова, Е.С. Полат, деятельностного, личностно - ориентированного, аксиологического подходов в современном образовании и технологии, позволяющие осуществить отношения сотрудничества в образовательном учреждении.
Методы исследования. В квалификационном исследовании использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования:
- теоретические (теоретический анализ научной литературы), моделирование системы деятельности;
- эмпирические (тестирование, констатирующий и формирующий этапы опытно-поисковой работы);
- математико-статистические (количественный и качественный анализ).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована проблема формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся - воспитатель» в условиях суворовского училища, разработана теоретическая модель формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся - воспитатель».
Практическая значимость исследования в том, что апробирована модель системы формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся-воспитатель», ориентированная на образовательное учреждение закрытого типа.
Положение, выносимое на защиту.
С учётом специфики педагогической деятельности разработана и апробирована модель системы формирования отношений сотрудничества в системе обучающиеся-воспитатель, имеющая четыре основных блока - организационно-целевой, организационно-управленческий, содержательно-технологический, критериально-оценочный, содержание которых определяется планируемым результатом - повышением качества отношений сотрудничества обучающихся и воспитателей.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Екатеринбургского военного суворовского училища. Выборка составила 30 человек.
Структура квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложение.
Формирование отношений сотрудничества в системе «обучающиеся-воспитатели» - это одна социально значимых задач. В связи с возрастанием требований к профессиональной компетентности, увеличения психоэмоциональной нагрузки на педагога, высокого уровня требований к подготовке молодого поколения к жизнедеятельности, больших ожиданий государства и общества относительно подрастающего поколения возрастают требования и к педагогам.
Проблема формирования отношений сотрудничества нашла отражение в различных аспектах в работах Ш.А. Амонашвили, И.В. Бабуровой, А.К. Бруднова, В.А. Березиной, В.А.Еремина, А.И. Ермолина, Г.Л. Ильина, А.В. Коржуева, Н.А. Копыловой, И.С. Кона, С.Н. Лысенковой, М.А Малявина, Л.В. Мардахаева, В.П. Мухиной, С.Л. Соловейчика, Г.К. Селевко, В.В. Серикова, Ю.И. Фролова, В.В. Шаталова, Л.А. Шипилиной и др.
В то же время существует необходимость исследований, в которых создается и апробируется модель работы по формированию отношений сотрудничества в системе «обучающийся-воспитатель». Этому и посвящено диссертационное исследование, структура и содержание которого связано с решением поставленных задач.
Во введении обоснована актуальность темы, показана степень научной разработанности проблемы, указаны объект, предмет, цели и задачи, сформулирована гипотеза, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту, методы и база опытно-поисковой работы, её структура.
В первой главе диссертационной работы представлен теоретический анализ исследований по проблеме формирования отношений сотрудничества между обучающимися и педагогами, показаны подходы к решению этой проблемы, выделены ключевые понятия, описана их структура и содержание: показана специфика этого процесса в суворовском училище как образовательном учреждении закрытого типа, имеющего ряд своих особенностей.
Модель системы представлена такими структурными элементами, как субъекты деятельности, принципы, направления, формы, описана ее структура и содержание, учитываются особенности работы с педагогами как особой профессиональной группы. Разнообразие форм работы позволило сделать ее не только полезной и нужной в решении проблемы формирования отношений сотрудничества с обучающимися, но и интересной.
Во второй главе квалификационной работы анализируются результаты опытно-поисковой работы: описана выборка исследования, диагностический инструментарий, выделены показатели, изложены и проанализированы результаты констатирующего и формирующего этапов.
Использование диагностического инструментария на констатирующем и формирующем этапах, сравнительный анализ полученных результатов позволил доказать гипотезу. Разработанная модель системы формирования отношений сотрудничества обучающихся и воспитателей оказалась эффективной. В ходе исследования была выявлена положительная динамика по таким показателям, как уровень эмпатии, стрессоустойчивости, ранг профессиональной мотивации, в частности мотивации на сотрудничество.
Таким образом, разработанная модель системы формирования отношений сотрудничества между обучающимися и воспитателями оказалась эффективной, задачи, поставленные в квалификационной работе, решены, гипотеза доказана. Подводя итоги, отметим, что выполненное нами исследование проблемы внесло определенный вклад в ее решение.
В то же время мы осознаем, что не все задачи решены в равной степени глубоко и основательно, это объясняется сложностью и деликатностью самого феномена сотрудничества. Вместе с тем, проведенное исследование выявляет целый ряд проблем, изучение которых может быть продолжено.
Научно перспективным направлением исследований следует назвать изучение возможностей использования комплекса воспитательных технологий, совершенствование содержания разработанной системы
Проблема формирования отношений сотрудничества нашла отражение в различных аспектах в работах Ш.А. Амонашвили, И.В. Бабуровой, А.К. Бруднова, В.А. Березиной, В.А.Еремина, А.И. Ермолина, Г.Л. Ильина, А.В. Коржуева, Н.А. Копыловой, И.С. Кона, С.Н. Лысенковой, М.А Малявина, Л.В. Мардахаева, В.П. Мухиной, С.Л. Соловейчика, Г.К. Селевко, В.В. Серикова, Ю.И. Фролова, В.В. Шаталова, Л.А. Шипилиной и др.
В то же время существует необходимость исследований, в которых создается и апробируется модель работы по формированию отношений сотрудничества в системе «обучающийся-воспитатель». Этому и посвящено диссертационное исследование, структура и содержание которого связано с решением поставленных задач.
Во введении обоснована актуальность темы, показана степень научной разработанности проблемы, указаны объект, предмет, цели и задачи, сформулирована гипотеза, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту, методы и база опытно-поисковой работы, её структура.
В первой главе диссертационной работы представлен теоретический анализ исследований по проблеме формирования отношений сотрудничества между обучающимися и педагогами, показаны подходы к решению этой проблемы, выделены ключевые понятия, описана их структура и содержание: показана специфика этого процесса в суворовском училище как образовательном учреждении закрытого типа, имеющего ряд своих особенностей.
Модель системы представлена такими структурными элементами, как субъекты деятельности, принципы, направления, формы, описана ее структура и содержание, учитываются особенности работы с педагогами как особой профессиональной группы. Разнообразие форм работы позволило сделать ее не только полезной и нужной в решении проблемы формирования отношений сотрудничества с обучающимися, но и интересной.
Во второй главе квалификационной работы анализируются результаты опытно-поисковой работы: описана выборка исследования, диагностический инструментарий, выделены показатели, изложены и проанализированы результаты констатирующего и формирующего этапов.
Использование диагностического инструментария на констатирующем и формирующем этапах, сравнительный анализ полученных результатов позволил доказать гипотезу. Разработанная модель системы формирования отношений сотрудничества обучающихся и воспитателей оказалась эффективной. В ходе исследования была выявлена положительная динамика по таким показателям, как уровень эмпатии, стрессоустойчивости, ранг профессиональной мотивации, в частности мотивации на сотрудничество.
Таким образом, разработанная модель системы формирования отношений сотрудничества между обучающимися и воспитателями оказалась эффективной, задачи, поставленные в квалификационной работе, решены, гипотеза доказана. Подводя итоги, отметим, что выполненное нами исследование проблемы внесло определенный вклад в ее решение.
В то же время мы осознаем, что не все задачи решены в равной степени глубоко и основательно, это объясняется сложностью и деликатностью самого феномена сотрудничества. Вместе с тем, проведенное исследование выявляет целый ряд проблем, изучение которых может быть продолжено.
Научно перспективным направлением исследований следует назвать изучение возможностей использования комплекса воспитательных технологий, совершенствование содержания разработанной системы



