Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие диалогической речи старших дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в игровой деятельности

Работа №96449

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы108
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Лингвистическая характеристика диалогической формы устной
речи
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
нарушением интеллекта и задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
1.3. Особенности развития диалогической речи у обучающихся с
нарушением интеллекта и задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 39
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 46
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 55
3.1. Игровая деятельность как метод развития диалогической речи 55
3.2. Организация и методика экспериментального обучения 60
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 95


Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуально информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение, и используемые языковые средства. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи - диалога и монолога. Таким образом, диалог выступает основной формой речевого общения.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.
Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
Диалогическая речь изучается многими науками: лингвистикой, психологией, педагогикой, психолингвистикой и др. Соответственно, много ученых занималось изучением данной проблемы: Якубинский Л. П., Бахтин М. М., Лисина М. М., Капитовская О. А., Плохотнюк М. Г., Ананьев Б. Г., Бодалев А. А., Зимняя И. А., Леонтьев А. А., Лисина М. И., Петровская А. А., Ушакова Т. Н., Фрумкина Р. М. и другие. Изучение развития диалогической речи старших дошкольников с нарушением интеллекта и задержкой психического развития актуально и сейчас, ведь как выяснилось, приемы формирования диалогической речи разработаны недостаточно.
Обучающиеся с нарушением интеллекта и задержкой психического развития часто не осознают необходимости передавать содержание какого- либо события так, чтобы оно было понятно слушающему, они не ориентируются на собеседника. А ведь известно, что в диалоге со сверстниками дошкольники получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать.
Нарушение диалогической речи в той или иной степени отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, выражается в несформированности средств коммуникации, препятствует осуществлению полноценного общения, оказывает негативное влияние на установление и поддержку контактов со сверстниками.
Своеобразие в развитии связной диалогической речи, выражающейся в нарушении логической последовательности грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, недостаточной информативности, создает трудности в усвоении программного материала в дошкольном учреждении, тормозит развитие личностных качеств, затрудняет подготовку к школе и дальнейшее обучение детей с нарушением интеллекта и задержкой психического развития.
В литературе представлено относительно немного данных о развитии диалогической речи старших дошкольников с нарушением интеллекта и задержкой психического развития, что не позволяет в полной мере создать целостное представление об особенностях ее развития в период дошкольного детства. Это, в первую очередь, отрицательно сказывается на построении комплексного педагогического воздействия и тем самым снижает эффективность коррекционного воздействия в подготовке детей с нарушением интеллекта и задержкой психического развития к школьному обучению.
Тема развития диалогической речи у дошкольников с нарушением интеллекта и задержкой психического развития является недостаточно хорошо изученной и раскрытой на сегодняшний день, что и определяет актуальность данной работы.
Проблемой исследования является недостаточная изученность путей формирования диалогической речи у старших дошкольников с нарушением интеллекта и задержкой психического развития.
Объект исследования: диалогическая речь старших дошкольников с нарушением интеллекта и задержкой психического развития
Предмет исследования: процесс развития связной диалогической речи у старших дошкольников с нарушением интеллекта и задержкой психического развития в игровой деятельности
Цель исследования: на основе анализа теоретических источников и экспериментальных данных разработать и апробировать содержание коррекционной работы по развитию диалогической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью в игровой деятельности.
Исходя из поставленной цели, выделен ряд следующих задач:
1. Проанализировать теоретическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением интеллекта и задержкой психического развития;
3. Разработать и апробировать программу по развитию диалогической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью в игровой деятельности;
4. Проанализировать полученные результаты и выявить эффективность проведенной коррекционной работы по развитию диалогической речи у старших дошкольников.
Исходя из поставленной цели и задач, можно отметить, что для проведения исследования были применены следующие методы:
• Анализ психолого-педагогической литературы;
• Констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент;
• Анализ и обработка полученных в ходе эксперимента данных.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Экспериментальная база: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 203 г. Екатеринбурга в сроки 25.02 - 14.04.2019 года. В эксперименте участвовало 6 детей, возраста 6 лет с задержкой психического развития и умственной отсталостью.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в игровой деятельности осуществлялась работа, в результате которой были решены следующие задачи: проанализировать теоретическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. Был осуществлен подбор методик для выявления уровня развития диалогической речи. Для выявления развития диалогической речи в констатирующем и контрольном экспериментах использовались такие методики как: «Составление диалога по ролям» (Чиркина Г. В., Филичева Т. Б., Чевелева Н. А.) [49], «Рисование общей картины», «Ответь на вопрос» (И. С. Назметдинова) [32].
Экспериментальное изучение по проблеме развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста и получение результатов предложенных методик показало, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и задержкой психического развития недостаточно развита диалогическая речь. Был осуществлен сравнительный анализ, который описан в параграфе 3.3. Он показал, что, учитывая параметры, отраженные в параграфе 2.1, была замечена положительная динамика, а это значит, что игровая деятельность действительно оказывает благоприятный результат на развитие диалогической речи старших дошкольников. Создание предметно-игровой среды и вовлечение детей в разнообразные игры, повышает их мотивацию к общению, побуждает на диалог, помогает развить такие качества, как доброжелательность и терпимость к собеседнику, а также, активизирует и обогащает словарь, повышает уровень владения различными паралингвистическими средствами, такими, как установление прямого контакта «глаза в глаза», жестикуляцию и мимику.
Реализация проведенной коррекционной работы со старшими дошкольниками показала нам положительный результат в развитии диалогической речи. Поставленная нами цель, которая звучит следующим образом: на основе анализа теоретических источников выделить особенности связной диалогической речи и осуществить проведение коррекционной работы по развитию диалогической речи у старших дошкольников с нарушением интеллекта и задержкой психического развития в игровой деятельности, была достигнута.



1. Аврасин, В. М. Лексико-грамматические средства выражения динамизма в языке современной немецкой художественной литературы (на материале авторской речи) [Текст] : Дис. канд. филол. наук. / В. М. Аврасин - М., 1965. - 350 с.
2. Алексеева М. М. Яшина В. И. Методика развития и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М., Изд. центр «Академия», 2014. - 448с.
3. Баскакова, И. Л. Внимание школьников-олигофренов [Текст] / И. Л. Баскакова - М. : Просвещение, 1982. - 56 с.
4. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. Ю. Борякова - М. : Гном-Пресс, 2002 - 64 с.
5. Бухбиндер, В. А. Устная речь как процесс и как предмет обучения [Текст] / В. А. Бухбиндер // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / под ред. В. А. Бухбиндера. - Киев : КГУ, 2001. - С. 562 -568.
6. Васильева, E. H. Формирование эмоционального отношения к близким взрослым старших дошкольников с ЗПР в зависимости от характера отношений в семье [Текст] / Е. Н. Васильева // Шестилетние дети: Проблемы и исследования. - Н. Новгород, 1993. - С. 104 - 109.
7. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Н. Ф. Виноградова - М.: Просвещение, 2009. - 102 с.
8. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 176 с.
9. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии - 2006 - № 6. - с.62 - 76.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь. [Текст] / Л. С. Выготский - Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 2009. - 352 с.
11. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский - М. : Педагогика, 1983. - 239 с.
12. Глаголев, Н. В. Языковая экономия и языковая избыточность в синтаксисе разговорной речи [Текст] (На материале нем. яз.) : Автореферат дисс. на соискание учен. степени канд. филол. наук / Н. В. Глаголев : 1-й Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. Мориса Тореза. - М. : [б. и.], 1967. - 20 с.
13. Гнездилов, М. Ф. Обучение русскому языку в младших классах вспомогательной школы [Текст] / М. Ф. Гнездилов. - М. : Учпедгиз, 1959. - 246 с.
14. Дети с задержкой психического развития [Текст] : к изучению дисциплины / Науч. исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР ; под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М. : Педагогика, 1984. - 256 с.
15. Дмитриева, Е. Е. Об особенностях общения со взрослым шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / Е. Е. Дмитриева // Дефектология, 1988. - №1. - С. 68 - 72.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ