Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система коррекционной работы по формированию и развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры

Работа №96447

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 7
1.1 Особенности развития детей дошкольного возраста с
ЗПР 7
1.2 Формирование наглядно-образного мышления у детей с ЗПР 11
1.3 Сюжетно-ролевая игра как метод формирования наглядно-образного
мышления у дошкольников с ЗПР 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПИРЕМЕНТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА БАЗЕ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 244» 24
2.1 Краткая характеристика МБДОУ «Детский сад компенсирующего
вида № 244» 24
2.2 Разработка календарного плана по формированию и развитию
наглядно-образного мышления у дошкольников с ЗПР 31
2.3 Диагностика наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в старшей
группе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 244» 39
ГЛАВА 3. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР НА МАТЕРИАЛЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 47
3.1 Формирующий этап. Разработка системы коррекционной работы с использованием сюжетно-ролевых игр для формирования и развития наглядно-образного мышления у дошкольников с ЗПР 47
3.2 Контрольный этап эксперимента. Анализ результативности
коррекционной работы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 73

В данной выпускной квалификационной работе раскрыта тема «Система коррекционной работы по формированию и развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры».
Проблема работы является очень актуальной, потому как у детей с ЗПР с низким уровнем наглядно-образного мышления возможно затруднение в освоении знаний и способов действий, в большей степени в формировании логического мышления. В результате складываются дальнейшие сложности и затруднения на пути к приобретению и изучению информации, подходящей к конкретной возрастной категории детей с нормальным развитием. Сюжетно - ролевая игра даёт детям примерить на себя знакомые образы из жизни, по памяти демонстрировать характерный для данного образа действия и переносить знакомый образ на другой предмет.
Очень важно своевременно проводить коррекционную работу по формированию и развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры, такая работа позволяет детям легче решать многие логические задачи, образно представлять предметы и воспроизводить образные действия.
Объектом изучения в данной работе является формирование и развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
Предметом изучения является применение сюжетно-ролевой игры в системе коррекционной работы для формирования и развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка системы коррекционной работы по формированию и развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры.
Для достижения вышеуказанной цели определены следующие задачи:
1. Изучить специфику развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
2. Описать формирование наглядно-образного мышления у детей с ЗПР.
3. Представить сюжетно-ролевую игру как метод формирования наглядно-образного мышления у дошкольников с ЗПР.
4. Представить краткую характеристику МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 244».
5. Разработать календарный план по формированию и развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с ЗПР.
6. Провести диагностику наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в старшей группе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида№ 244».
7. На формирующем этапе эксперимента разработать систему коррекционной работы с использованием сюжетно-ролевых игр для формирования и развития наглядно-образного мышления у дошкольников с ЗПР.
8. На контрольном этапе эксперимента проанализировать результативность коррекционной работы.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой чтобы сформировать наглядно-образное мышление у дошкольников с задержкой психического развития необходимо разработать систему коррекционной работы в процессе сюжетно-ролевой игры.
Практическая важность работы состоит в том, что результаты исследования могут применяться педагогами дошкольных образовательных учреждений в своей деятельности.
В работе применялись такие общенаучные методы исследования, как исследование литературы, наблюдение дошкольников с ЗПР в группе дошкольного учреждения. Метод наблюдения для оценки результативности проведенных мероприятий у детей дошкольного возраста с ЗПР более приемлем, так как он помогает получить результаты в естественных условиях, и более распространен среди методов работы с дошкольниками.
В качестве основных источников литературы при написании работы использовались труды следующих авторов: Лубовский, В.И., Ротарь Н.В., Шевченко С.Г. и других исследователей данной темы.
Структура работы состоит из трех глав, введения, заключения, списка используемой литературы и приложений, дополняющих текст.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе была рассмотрена тема «Система коррекционной работы по формированию и развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры».
В первой теоретической главе работы рассмотрены теоретические основы проблемы мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для дошкольников с ЗПР характерен скудный запас информации об окружающем мире, недостатки в развитии речи, трудности в решении задач складывания объектов по модели, представления, классификации и группировки предметных картинок, их сравнения и обобщения.
Наглядно-образное мышление — это тип мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно в восприятии окружающей действительности.
Полное развитие наглядно-образного мышления является важным условием формирования более сложных форм умственной деятельности у данной категории детей.
Во второй и третьей практической главе работы представлена коррекционная работа с целью успешного формирования и развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития, которая была проведена на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 244».
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 244» в условиях группы комбинированной направленности обеспечивает психолого-педагогическую, социальную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы и оказывает помощь в необходимой коррекции отклонений в развитии детей.
Был разработан календарный план, который рассчитан на детей 6 лет, включает в себя мониторинг уровня наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития по двум методикам, проведены 2 занятия и 2 сюжетно-ролевые игры.
Используя метод наблюдения для оценки сформированности наглядно¬образного мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР, можно получить информацию о поведении детей. Данный метод наблюдения более приемлем, так как он помогает получить результаты в естественных условиях, и более распространен среди методов работы с дошкольниками.
Было проведено наблюдение за деятельностью 8 детей с ЗПР, уровень развития их наглядно-образного мышления можно было оценить, как преимущественно низкий.
Сюжетно-ролевая игра - это особая форма жизни детей, разработанная или созданная обществом для управления развитием детей. Это игра, в которой роли распределяются между участниками. В этом возникает проблема, проблемная ситуация разыгрывается, и в результате ролевой игры дети находят решение вместе.
Игровые технологии являются лучшим педагогическим средством формирования наглядно-образного мышления дошкольника, поскольку они основаны на ведущей деятельности дошкольников - игре, в процессе которой ребенок в полной мере раскрывает свои навыки и лучше усваивает полученную информацию.
Разработанная система коррекционной работы по формированию и развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры показала положительный результат.
Работая с дошкольниками, мы пришли к выводу, что использование игровых моментов и сюжетно-ролевых игр является необходимым средством в формировании наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Практика показывает, что нестандартные формы обучения с применением элементов игры открывают учащихся с неожиданной стороны, а созданная учителем атмосфера непринужденности заинтересовывает всех детей и позволяет включить в работу даже детей с ЗПР.
Были достигнуты следующие результаты:
- дети с ЗПР могут строить ролевое поведение, осознавать и воссоздавать социальные отношения в сюжетно-ролевой игре.
- образы носят выразительный характер, речевая активность достаточно высокая.
В результате проведенной работы можно сделать вывод, что в МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 244» была проведена успешная работа по формированию и развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
Таким образом, цель и задачи исследования выполнены, гипотеза исследования подтверждена.


1. Аглиева, Ф. Х. Развитие наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры [Текст] / Ф. Х. Аглиева / Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : Сборник статей международной научно-практической конференции / Отв. ред. А. А. Сукиасян. - Уфа : Омега Сайнс, 2015. - С. 3-6.
2. Адилова, Л. Ролевая игра в раннем возрасте [Текст] / Л. Адилова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 54-57.
3. Баранова, Г. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Г.А. Баранова, И. В. Анисимова // Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и НПРО ТО". Тульское образовательное пространство. - 2017. - № 3. - С. 34-39.
4. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития : Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] : Учебно-методическое пособие / Н. Ю. Борякова. - Москва : Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
5. Велиева, С. В. Формирование наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет [Текст] / С. В. Велиева, А. В. Степанова // Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с контексте ФГОС дошкольного и начального общего образования : Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. Н. Н. Васильева. - Чебоксары : Чувашский гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2016. - С. 90-94.
6. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников [Текст] : практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - Москва : Айрис-пресс, 2011. - 128 с.
7. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников [Текст] : Практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - Москва : Айрис-пресс, 2008. - 128 с.
8. Воронич, Е. А. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников / Е. А. Воронич // Научное мнение. - 2012. - № 3. - С. 37-40.
9. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Т.А. Марковой. - Москва : Просвещение, 1982. - 128 с.
10. Глушков, С. Г. Объемные фантазии [Текст ] / С. Г. Глушков // Начальная школа. - 2014. - № 2. - С. 74-77.
11. Гончаров, О. А. Методы исследования наглядно-образного мышления в нейропсихологии [Текст] / О. А. Гончаров // Современные гуманитарные исследования. - 2015. - № 6 (67). - С. 175-182.
12. Гранкина, И. Г. Развитие наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / И. Г. Гранкина, А. В. Чигвинцева, Е. В. Лихачева, Н. И. Кононова // Вестник научных конференций. - 2016. - № 3 (7). - С. 37-38.
13. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Т. А. Власовой, В.И. Лубовского, Н. А. Цыпиной ; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1984. - 256 с.
14. Детство : программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / В. И. Логинова [и др.]. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2008. - 244 с.
15. Джапарова, С. Ш. Нарушения наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития [Текст] / С. Ш. Джапарова // Профессиональная подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования : научно-практическая конференция : Сборник статей. - Симферополь : АРИАЛ, 2017. - С. 81-83.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ