Система коррекционной работы по формированию и развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 7
1.1 Особенности развития детей дошкольного возраста с
ЗПР 7
1.2 Формирование наглядно-образного мышления у детей с ЗПР 11
1.3 Сюжетно-ролевая игра как метод формирования наглядно-образного
мышления у дошкольников с ЗПР 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПИРЕМЕНТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА БАЗЕ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 244» 24
2.1 Краткая характеристика МБДОУ «Детский сад компенсирующего
вида № 244» 24
2.2 Разработка календарного плана по формированию и развитию
наглядно-образного мышления у дошкольников с ЗПР 31
2.3 Диагностика наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в старшей
группе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 244» 39
ГЛАВА 3. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР НА МАТЕРИАЛЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 47
3.1 Формирующий этап. Разработка системы коррекционной работы с использованием сюжетно-ролевых игр для формирования и развития наглядно-образного мышления у дошкольников с ЗПР 47
3.2 Контрольный этап эксперимента. Анализ результативности
коррекционной работы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
1.1 Особенности развития детей дошкольного возраста с
ЗПР 7
1.2 Формирование наглядно-образного мышления у детей с ЗПР 11
1.3 Сюжетно-ролевая игра как метод формирования наглядно-образного
мышления у дошкольников с ЗПР 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПИРЕМЕНТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА БАЗЕ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 244» 24
2.1 Краткая характеристика МБДОУ «Детский сад компенсирующего
вида № 244» 24
2.2 Разработка календарного плана по формированию и развитию
наглядно-образного мышления у дошкольников с ЗПР 31
2.3 Диагностика наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в старшей
группе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 244» 39
ГЛАВА 3. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР НА МАТЕРИАЛЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 47
3.1 Формирующий этап. Разработка системы коррекционной работы с использованием сюжетно-ролевых игр для формирования и развития наглядно-образного мышления у дошкольников с ЗПР 47
3.2 Контрольный этап эксперимента. Анализ результативности
коррекционной работы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
В данной выпускной квалификационной работе раскрыта тема «Система коррекционной работы по формированию и развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры».
Проблема работы является очень актуальной, потому как у детей с ЗПР с низким уровнем наглядно-образного мышления возможно затруднение в освоении знаний и способов действий, в большей степени в формировании логического мышления. В результате складываются дальнейшие сложности и затруднения на пути к приобретению и изучению информации, подходящей к конкретной возрастной категории детей с нормальным развитием. Сюжетно - ролевая игра даёт детям примерить на себя знакомые образы из жизни, по памяти демонстрировать характерный для данного образа действия и переносить знакомый образ на другой предмет.
Очень важно своевременно проводить коррекционную работу по формированию и развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры, такая работа позволяет детям легче решать многие логические задачи, образно представлять предметы и воспроизводить образные действия.
Объектом изучения в данной работе является формирование и развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
Предметом изучения является применение сюжетно-ролевой игры в системе коррекционной работы для формирования и развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка системы коррекционной работы по формированию и развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры.
Для достижения вышеуказанной цели определены следующие задачи:
1. Изучить специфику развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
2. Описать формирование наглядно-образного мышления у детей с ЗПР.
3. Представить сюжетно-ролевую игру как метод формирования наглядно-образного мышления у дошкольников с ЗПР.
4. Представить краткую характеристику МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 244».
5. Разработать календарный план по формированию и развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с ЗПР.
6. Провести диагностику наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в старшей группе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида№ 244».
7. На формирующем этапе эксперимента разработать систему коррекционной работы с использованием сюжетно-ролевых игр для формирования и развития наглядно-образного мышления у дошкольников с ЗПР.
8. На контрольном этапе эксперимента проанализировать результативность коррекционной работы.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой чтобы сформировать наглядно-образное мышление у дошкольников с задержкой психического развития необходимо разработать систему коррекционной работы в процессе сюжетно-ролевой игры.
Практическая важность работы состоит в том, что результаты исследования могут применяться педагогами дошкольных образовательных учреждений в своей деятельности.
В работе применялись такие общенаучные методы исследования, как исследование литературы, наблюдение дошкольников с ЗПР в группе дошкольного учреждения. Метод наблюдения для оценки результативности проведенных мероприятий у детей дошкольного возраста с ЗПР более приемлем, так как он помогает получить результаты в естественных условиях, и более распространен среди методов работы с дошкольниками.
В качестве основных источников литературы при написании работы использовались труды следующих авторов: Лубовский, В.И., Ротарь Н.В., Шевченко С.Г. и других исследователей данной темы.
Структура работы состоит из трех глав, введения, заключения, списка используемой литературы и приложений, дополняющих текст.
Проблема работы является очень актуальной, потому как у детей с ЗПР с низким уровнем наглядно-образного мышления возможно затруднение в освоении знаний и способов действий, в большей степени в формировании логического мышления. В результате складываются дальнейшие сложности и затруднения на пути к приобретению и изучению информации, подходящей к конкретной возрастной категории детей с нормальным развитием. Сюжетно - ролевая игра даёт детям примерить на себя знакомые образы из жизни, по памяти демонстрировать характерный для данного образа действия и переносить знакомый образ на другой предмет.
Очень важно своевременно проводить коррекционную работу по формированию и развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры, такая работа позволяет детям легче решать многие логические задачи, образно представлять предметы и воспроизводить образные действия.
Объектом изучения в данной работе является формирование и развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
Предметом изучения является применение сюжетно-ролевой игры в системе коррекционной работы для формирования и развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка системы коррекционной работы по формированию и развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры.
Для достижения вышеуказанной цели определены следующие задачи:
1. Изучить специфику развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
2. Описать формирование наглядно-образного мышления у детей с ЗПР.
3. Представить сюжетно-ролевую игру как метод формирования наглядно-образного мышления у дошкольников с ЗПР.
4. Представить краткую характеристику МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 244».
5. Разработать календарный план по формированию и развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с ЗПР.
6. Провести диагностику наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в старшей группе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида№ 244».
7. На формирующем этапе эксперимента разработать систему коррекционной работы с использованием сюжетно-ролевых игр для формирования и развития наглядно-образного мышления у дошкольников с ЗПР.
8. На контрольном этапе эксперимента проанализировать результативность коррекционной работы.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой чтобы сформировать наглядно-образное мышление у дошкольников с задержкой психического развития необходимо разработать систему коррекционной работы в процессе сюжетно-ролевой игры.
Практическая важность работы состоит в том, что результаты исследования могут применяться педагогами дошкольных образовательных учреждений в своей деятельности.
В работе применялись такие общенаучные методы исследования, как исследование литературы, наблюдение дошкольников с ЗПР в группе дошкольного учреждения. Метод наблюдения для оценки результативности проведенных мероприятий у детей дошкольного возраста с ЗПР более приемлем, так как он помогает получить результаты в естественных условиях, и более распространен среди методов работы с дошкольниками.
В качестве основных источников литературы при написании работы использовались труды следующих авторов: Лубовский, В.И., Ротарь Н.В., Шевченко С.Г. и других исследователей данной темы.
Структура работы состоит из трех глав, введения, заключения, списка используемой литературы и приложений, дополняющих текст.
В данной выпускной квалификационной работе была рассмотрена тема «Система коррекционной работы по формированию и развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры».
В первой теоретической главе работы рассмотрены теоретические основы проблемы мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для дошкольников с ЗПР характерен скудный запас информации об окружающем мире, недостатки в развитии речи, трудности в решении задач складывания объектов по модели, представления, классификации и группировки предметных картинок, их сравнения и обобщения.
Наглядно-образное мышление — это тип мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно в восприятии окружающей действительности.
Полное развитие наглядно-образного мышления является важным условием формирования более сложных форм умственной деятельности у данной категории детей.
Во второй и третьей практической главе работы представлена коррекционная работа с целью успешного формирования и развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития, которая была проведена на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 244».
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 244» в условиях группы комбинированной направленности обеспечивает психолого-педагогическую, социальную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы и оказывает помощь в необходимой коррекции отклонений в развитии детей.
Был разработан календарный план, который рассчитан на детей 6 лет, включает в себя мониторинг уровня наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития по двум методикам, проведены 2 занятия и 2 сюжетно-ролевые игры.
Используя метод наблюдения для оценки сформированности наглядно¬образного мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР, можно получить информацию о поведении детей. Данный метод наблюдения более приемлем, так как он помогает получить результаты в естественных условиях, и более распространен среди методов работы с дошкольниками.
Было проведено наблюдение за деятельностью 8 детей с ЗПР, уровень развития их наглядно-образного мышления можно было оценить, как преимущественно низкий.
Сюжетно-ролевая игра - это особая форма жизни детей, разработанная или созданная обществом для управления развитием детей. Это игра, в которой роли распределяются между участниками. В этом возникает проблема, проблемная ситуация разыгрывается, и в результате ролевой игры дети находят решение вместе.
Игровые технологии являются лучшим педагогическим средством формирования наглядно-образного мышления дошкольника, поскольку они основаны на ведущей деятельности дошкольников - игре, в процессе которой ребенок в полной мере раскрывает свои навыки и лучше усваивает полученную информацию.
Разработанная система коррекционной работы по формированию и развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры показала положительный результат.
Работая с дошкольниками, мы пришли к выводу, что использование игровых моментов и сюжетно-ролевых игр является необходимым средством в формировании наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Практика показывает, что нестандартные формы обучения с применением элементов игры открывают учащихся с неожиданной стороны, а созданная учителем атмосфера непринужденности заинтересовывает всех детей и позволяет включить в работу даже детей с ЗПР.
Были достигнуты следующие результаты:
- дети с ЗПР могут строить ролевое поведение, осознавать и воссоздавать социальные отношения в сюжетно-ролевой игре.
- образы носят выразительный характер, речевая активность достаточно высокая.
В результате проведенной работы можно сделать вывод, что в МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 244» была проведена успешная работа по формированию и развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
Таким образом, цель и задачи исследования выполнены, гипотеза исследования подтверждена.
В первой теоретической главе работы рассмотрены теоретические основы проблемы мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для дошкольников с ЗПР характерен скудный запас информации об окружающем мире, недостатки в развитии речи, трудности в решении задач складывания объектов по модели, представления, классификации и группировки предметных картинок, их сравнения и обобщения.
Наглядно-образное мышление — это тип мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно в восприятии окружающей действительности.
Полное развитие наглядно-образного мышления является важным условием формирования более сложных форм умственной деятельности у данной категории детей.
Во второй и третьей практической главе работы представлена коррекционная работа с целью успешного формирования и развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития, которая была проведена на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 244».
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 244» в условиях группы комбинированной направленности обеспечивает психолого-педагогическую, социальную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы и оказывает помощь в необходимой коррекции отклонений в развитии детей.
Был разработан календарный план, который рассчитан на детей 6 лет, включает в себя мониторинг уровня наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития по двум методикам, проведены 2 занятия и 2 сюжетно-ролевые игры.
Используя метод наблюдения для оценки сформированности наглядно¬образного мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР, можно получить информацию о поведении детей. Данный метод наблюдения более приемлем, так как он помогает получить результаты в естественных условиях, и более распространен среди методов работы с дошкольниками.
Было проведено наблюдение за деятельностью 8 детей с ЗПР, уровень развития их наглядно-образного мышления можно было оценить, как преимущественно низкий.
Сюжетно-ролевая игра - это особая форма жизни детей, разработанная или созданная обществом для управления развитием детей. Это игра, в которой роли распределяются между участниками. В этом возникает проблема, проблемная ситуация разыгрывается, и в результате ролевой игры дети находят решение вместе.
Игровые технологии являются лучшим педагогическим средством формирования наглядно-образного мышления дошкольника, поскольку они основаны на ведущей деятельности дошкольников - игре, в процессе которой ребенок в полной мере раскрывает свои навыки и лучше усваивает полученную информацию.
Разработанная система коррекционной работы по формированию и развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры показала положительный результат.
Работая с дошкольниками, мы пришли к выводу, что использование игровых моментов и сюжетно-ролевых игр является необходимым средством в формировании наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Практика показывает, что нестандартные формы обучения с применением элементов игры открывают учащихся с неожиданной стороны, а созданная учителем атмосфера непринужденности заинтересовывает всех детей и позволяет включить в работу даже детей с ЗПР.
Были достигнуты следующие результаты:
- дети с ЗПР могут строить ролевое поведение, осознавать и воссоздавать социальные отношения в сюжетно-ролевой игре.
- образы носят выразительный характер, речевая активность достаточно высокая.
В результате проведенной работы можно сделать вывод, что в МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 244» была проведена успешная работа по формированию и развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
Таким образом, цель и задачи исследования выполнены, гипотеза исследования подтверждена.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе развития коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018





