Работа олигофренопедагога по развитию мелкой моторики
у обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
во внеурочной деятельности
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОРМАТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ И С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 9
1.1. Понятие «мелкая моторика» как научный феномен 9
1.2. Развитие мелкой моторики у обучающихся с нормативным
развитием 15
1.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 21
1.4. Особенности развития мелкой моторики у обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 27
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 34
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 34
2.2. Описание диагностического инструментария, направленного на
изучение уровней сформированности мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 40
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на изучение уровней развития мелкой моторики у обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 46
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ
ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГОМ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ) ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 55
3.1. Программа коррекционно-развивающего курса, направленная на
повышение уровня развития мелкой моторики у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во
внеурочной деятельности 55
3.2. Анализ результатов применения программы коррекционно¬
развивающего курса, направленного на повышение уровня развития мелкой моторики у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во внеурочной
деятельности 67
3.3. Методические рекомендации к программе коррекционно¬развивающего курса, направленные на развитие мелкой моторики у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) во внеурочной деятельности 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ
Получение начального образования - это время, когда обучающиеся по-новому открывают для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах их деятельности. Одним из немаловажных аспектов развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в этот период, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Считается, что мелкая моторика - это главный показатель способности обучающихся к обучению в образовательной организации, обеспечивающий возможность успешного усвоения учебного материала на уровне начального, среднего и высшего образования.
Проблема исследования. Уровень развития мелкой моторики имеет значение как для физического, так и для психического развития обучающихся. Ученые считают, что от уровня сформированности мелкой моторики зависит уровень развития речи обучающихся, и, если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить. Нарушения речи ведут к сложностям в овладении техникой чтения, снижению потребности в вербальном общении, а также расстройствам письма различной направленности.
Кроме того, низкий уровень развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, снижение произвольного внимания, которые часто встречаются у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования, приводят к возникновению трудностей при овладении навыками письма, рисования, так как процесс формирования графомоторных навыков требует выполнения точных и скоординированных движений пальцев рук и глаз.
Уровень сформированности тонкой моторики обучающегося имеет большое значение при проведении обследований, и расценивается как один главных параметров психического развития ребенка и интеллектуальной готовности к школьному обучению. Часто обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при выполнении нового задания не может правильно определить последовательность действий, которые должны совершаться руками. Моторная неловкость зачастую является препятствием для становления навыков самообслуживания, выполнения обучающимся множества разнообразных бытовых и учебных действий.
Проблема развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является одной из актуальных тем в специальной педагогике и психологии. Многие педагоги и психологи говорят о необходимости развития мелкой моторики пальцев рук и её значимости для развития личности, например, В. А. Сухомлинский [6] отмечал, что мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка.
Исследованием особенностей формирования мелкой моторики занималось множество крупнейших ученых, таких как, А. А. Леонтьев [33], А. Р. Лурия [34], И. П. Павлов [41].
Т. Н. Головина из своих наблюдений сделала вывод, что для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), характерными являются нарушения мелкой моторики, скованность и ограниченность движений рук, низкий уровень развития графомоторных навыков. Это проявляется в слабости кистей и пальцев рук, в недостаточной скоординированности точных мелких движений [10]. Поэтому коррекция развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит на всех школьных предметах, а также особое место в развитии мелкой моторики у обучающихся занимает внеурочная деятельность. Различные коррекционно¬развивающие занятия и игры способствуют повышению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас и др.
Актуальность темы заключается в том, что своевременные занятия по повышению уровня развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют сформировать координацию тонких движений при помощи пальцев рук под контролем зрения, развить речевую деятельность, подготовить обучающегося к письму и повысить его интеллектуальный уровень.
Степень разработанности проблемы, место и значение в науке и практике. Проблемой изучения особенностей развития мелкой моторики рук у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в разное время занималось большое количество ученых, таких как: Л. Б. Баряева [2], Н. П. Вайзман [5], Т. А. Власова [42], Т. Н. Головина [10], Е. А. Екжанова [15], С. Д Забрамная [18], М. М. Кольцова [27], Е. А. Стребелева [53] и другие.
Несмотря на имеющиеся исследования, проблема сформированности уровня развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) остаётся актуальной и в наше время, исследованиям её становления у обучающихся дошкольного возраста и обучающихся на уровне начального образования уделяется повышенное внимание.
В системе образовательного процесса коррекция нарушений и повышение уровня развития мелкой моторики имеют большое значение. В образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) развитию мелкой моторики уделяется особое внимание на всех уроках, в большей степени это происходит на уроках русского языка, ручного труда, изобразительной деятельности.
Как показывают исследования, часто данных предметов оказывается недостаточно, чтобы в полной мере сформировать у всех обучающихся
высокий уровень мелкой моторики, и из этого следует сделать вывод, что в образовательных организациях, реализующих АООП необходимо введение дополнительных коррекционно-развивающих курсов внеурочной деятельности, которые будут направлены на повышение уровня сформированности мелкой моторики и графомоторных навыков обучающихся вышеуказанной категории. Перед посещением обучающимися с умственной отсталостью данных курсов, обязательно проводится тестирования на выявление уровня развития тонкий моторики обучающихся.
Объект исследования: мелкая моторика у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предмет исследования: особенности развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель исследования: изучить особенности развития мелкой моторики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составить и реализовать элемент программы коррекционно-развивающего курса, направленного на повышение уровня развития мелкой моторики у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во внеурочной деятельности.
В связи с этим были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научно-педагогическую литературу по проблеме развития мелкой моторики у обучающихся с нормативным развитием и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Изучить особенности развития мелкой моторики обучающихся с нормативным развитием и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
3. Выявить уровень развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
4. Составить и реализовать программу коррекционно-развивающего курса по повышению уровня развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) на начальном уровне образования, проанализировать её эффективность.
Методологическую базу данного исследования составила психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Научные труды известных отечественных педагогов и психологов, таких как, Л. С. Выготский, С. Д. Забрамная, В. П. Зинченко, Д. Н. Исаев, В. В. Ковалев, А. Р. Лурия, Ю. В. Микадзе, Н. М. Назарова, И. П. Павлов, М. С. Певзнер, А. Г. Соловьёв, В. А. Сухомлинский, Т. А. Ткаченко, Л. С. Цветкова и других.
Методы исследования:
1. Изучение и теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ различных подходов к определению терминов.
2. Изучение и анализ медицинской и психолого-педагогической документации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Наблюдение.
4. Педагогический эксперимент.
5. Анализ данных, полученных в результате проведения исследования, личных наблюдений и изучения документации.
Структура ВКР: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы и 14 приложений.
Уровень развития мелкой моторики - совокупности мелких и скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног - для педагогов и психологов является одним из показателей интеллектуального развития обучающегося. Обучающийся, обладающий высоким уровнем сформированности двигательных навыков пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, отмечается слаженная речь.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования педагоги часто отмечают проблемы с развитием мелкой моторики, это связано со многими причинами, например с задержкой в развитии мелких мышц кистей и пальцев рук, это в свою очередь затрудняет процесс овладения ребенком двигательными умениями и навыками. Нарушение моторики рук мешает обучающимся с умственной отсталостью регулировать силу точность, и правильно координировать действия обеих рук.
Педагоги и ученые также отмечают, что обучающиеся вышеуказанной категории, имеющие нарушения в становлении мелкой моторики, чаще, чем их сверстники с нормативным интеллектом, испытывают серьезные трудности на уроках ручного труда и изобразительного искусства. Кроме того, у обучающихся недостаточно сформированы навыки зрительно-двигательной координации, это создаёт определенные трудности по овладению обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыкам письма при поступлении в первый класс.
У обучающихся с умственной отсталостью часто отмечаются такие особенности, как плохая координация рук, слабость, неточность, скованность, хаотичность и однообразность движений. У обучающихся данной категории наблюдается, либо замедленность движений, либо чрезмерная подвижность. Очень важно раннее выявление и своевременная коррекционная работа, можно заметить, что дополнительные занятия по совершенствованию мелкомоторной деятельности пальцев рук весьма полезны и для подготовки руки обучающегося к письму.
Всё вышеперечисленное и наличие большое количество литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод, что несмотря на имеющиеся исследования по данной теме, вопросы формирования мелкой моторики пальцев рук были и продолжают оставаться актуальными в настоящее время.
Целью данного исследования являлось изучение особенностей развития мелкой моторики обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а так же составление и реализация элемента программы коррекционно-развивающего курса для внеурочной деятельности, который направлен на повышение уровней развития мелкой моторики обучающихся.
В связи с этим были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научно-педагогическую литературу по проблеме развития мелкой моторики у обучающихся с нормативным развитием и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Изучить особенности мелкой моторики обучающихся с нормативным развитием и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
3. Выявить уровень развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
4. Составить и реализовать программу коррекционно-развивающего курса по повышению уровня развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) на начальном уровне образования, проанализировать её эффективность.
В первой главе представлен анализ научной и педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики у обучающихся с нормативным развитием и с лёгкой умственной отсталостью. Определены и проанализированы различные подходы ученых к таким понятиям как, «моторика», «мелкая моторика», «тактильные ощущения» и др. Представлено подробное описание примерных этапов формирования общей и мелкой моторики у детей с нормативным развитием от первого месяца жизни до уровня начального образования, которые последовательно проходят все люди. Далее были даны различные понятия определения «умственная отсталость», представлена характеристика высших психических функций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и особенности выполнения ими различных учебных и бытовых действий. Представлено подробное описание особенностей и недостатков в выполнении обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тонких и мелких движений пальцами рук и становление у них графомоторных навыков.
Во второй главе дана информация об образовательной организации на базе которой проводилось экспериментальное исследование направленное на изучение уровней развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и краткая характеристика испытуемых, которые приняли участие в данном эксперименте. Были проанализированы методы и методики, некоторые из которых были использованы для проведения экспериментального исследования. При анализе результатов которого было выявлено, что у троих обучающихся уровень развития тонкой моторики находится между средним и высоким и определяется как «выше среднего», двое испытуемых показали средний уровень развития мелкомоторных действий. Данные результаты не идеальны и вызывали необходимость создания дополнительных занятий по повышению уровня мелкой моторики у обучающихся четвертого класса.
В третьей главе представлена составленная и частично реализованная программа коррекционно-развивающего курса внеурочной деятельности «Мастерская рукоделия» для четвертого класса образовательной организации реализующей АООП. После апробации элемента программы, был проведен контрольный этап экспериментального исследования, анализ результатов которого показал, что уровень развития одного из обучающихся повысился со среднего уровня, на уровень «выше среднего». Это свидетельствует о том, что данная программа эффективна и может быть использована в образовательных организациях реализующих АООП, в виде дополнительных занятий по повышению уровня развития тонкой моторики и графомоторных навыков обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во внеурочной деятельности. Как видно из анализа результатов экспериментального исследования, ни у одного из обучающихся уровень развития мелкой моторики не достиг высокого уровня, это показывает, что данным обучающимся нужно продолжать занятия по развитию мелкой моторики, что вызвало необходимость разработки методических рекомендации по применению программы для педагогов и родителей.
Для повышения уровня развития тонкой моторики пальчиковые игры и упражнения должны включаться в повседневную деятельность обучающихся и являться важной частью при проведении каких-либо занятий, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
По итогам теоретической и практической работы, направленной на изучение уровней развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во внеурочной деятельности, можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута, задачи решены.
1. Авсюкевич, Н. И. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР [Текст] / Н. И. Авсюкевич, И. А. Башкатова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 3. - С. 46¬49.
2. Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин. - СПб. : СОЮЗ, 2003. - 320 с.
3. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект [Текст] : монография / В. А. Беликов. - М. : Владос, 2004. - 357 с.
4. Большой психологический словарь [Текст] / под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М. : Олма-пресс, 2004. - 666 с.
5. Вайзман, Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей [Текст] / Н. П. Вайзман. - М. : АГРАФ, 1997. - 128 с.
6. В. А. Сухомлинский об умственном воспитании [Текст] / под ред. М. И. Мухина. - 1983. - 203 с.
7. Володин, А. А. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» [Текст] / А. А. Володин, Н. Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 2. - С. 143-152.
8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1983
Т. 2 : Основы дефектологии. - 1983. - 503 с.
9. Галкина, В. Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов частности [Текст] / В. Б. Галкина // Дефектология. - 1999. - № 3. - С. 37-42.
10. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы [Текст] / Т. Н. Головина. - М. : Педагогика, 1990. - 120 с.
11. Грабенко, Т. М. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры [Текст] : метод. пособие для педагогов и психологов / Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Детство-пресс, 2002. - 64 с.
12. Граборов, А. Н. Основы олигофренопедагогики [Текст] /
А. Н. Граборов. - М. : КлассиксСтиль, 2005. - 248 с
13. Гуревич, М. О. Психомоторика [Текст] часть вторая: Методика исследования моторики / М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий. - М. ; Л., 1930. - 176 с.
14. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Академический Проект, 2000. - 184 с.
15. Екжанова, Е. А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии [Текст] / Е. А. Екжанова // Дефектология. - 2003. - № 6. - С. 51-54
...