ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 10
1.1. Информационная среда: сущность, структура 10
1.2. Роль субъектов образовательного процесса в деятельности
образовательной организации 18
1.3. Модель информационной среды образовательной организации 26
ГЛАВА 2. УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ СУБЪЕКТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДОЙ ФГКОУ «ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ» 33
2.1. Динамика удовлетворённости субъектов образовательного процесса
информационной средой 33
2.2. Реализация информационной среды как средства повышения
удовлетворённости субъектов образовательного процесса 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность исследования заключается в том, что развитие современного общества неразрывно связано с расширением информационной среды каждой организации. Информационная среда в широком смысле представляет собой глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в социальной сфере является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации с целью развития каждой конкретной организации. Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является развитие информационной среды системы образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на повышение удовлетворённости субъектов образовательного процесса.
Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года», в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики, отмечается, что «информационные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как средства удовлетворённости субъектов образовательного процесса».
Современная система образования предъявляет новые требования к внедрению новых информационных технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Все ярче проявляется роль информационных технологий в системе школьного образования. Процесс развития информационной среды в образовательных организациях обусловлен социальной потребностью современного общества, которое нуждается в том, чтобы его представители были готовы к более производительному и творческому труду. Процесс развития информационной среды современной образовательной организации значительно расширяет возможности родителей, педагогов и, прежде всего, самих обучающихся.
Процессы становления и развития информационной среды в системе образования представляют собой комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и обучающиеся, и педагоги, и родители как субъекты образовательного процесса. Информационная среда образовательной организации предполагает создание единого информационного образовательного пространства; использование информационных технологий в воспитательно -образовательном процессе; активное использование сети Интернет. Информационная среда образовательной организации открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей, привлечения обучающихся и их родителей к творческой деятельности как равноправных субъектов образовательного процесса.
Учебная деятельность, в ходе которой происходит развитие и социализация обучающихся, осуществляется во многих средах, каждая из которых является своеобразным срезом с человеческой деятельности и акцентирует различные ее аспекты. Одной из таких сред является информационная среда конкретной образовательной организации, представляющая собой пространство сетевого взаимодействия всех участников учебного процесса, в котором происходит развитие обучающегося. Информационная среда насыщена субъектами, носителями информационных культур, информационными объектами - образовательным контентом различной природы и структурными практиками , фиксируемыми способами человеческого поведения в этой среде. Информационная среда - это продукт деятельности, преследующей образовательные цели и задачи, в которой присутствуют как объекты, привнесенные в нее планомерно и целенаправленно, так и объекты, появившиеся в ней в результате целенаправленного поведения. Следовательно, с одной стороны, информационная среда образовательной организации представляет собой экосистему, в которую объединены личные информационные среды ее участников - администраторов, педагогов, обучающихся, родителей. С другой - в информационной среде явно можно выделить ядро, то, что самым непосредственным образом связано с обеспечением образовательной деятельности, и периферию - информационные ресурсы, людей - носителей знаний и культуры, события и многое другое, находящееся за пределами образовательной организации, и всего того, что служит контекстом образовательной и управленческой деятельности.
Необходимость создания информационной среды обусловлена теми противоречиями, которые присущи современному процессу в сфере образования. Наиболее существенными являются следующие противоречия:
- между быстро возрастающим объемом информации и отсутствием своевременной её обработки в условиях образовательной организации;
- между потребностью педагогов в совершенствовании образовательного процесса в условиях новой образовательной парадигмы и неудовлетворённостью обучающихся и их родителей функционированием информационной среды.
Из этих противоречий можно выявить проблему исследования - использование информационной среды как средства повышения удовлетворённости субъектов образовательного процесса.
Проблема использования информационной среды образовательной организации привлекает к себе внимание ученых различных областей знаний.
Большой вклад в теорию и практику становления информационной среды с философских позиций внесли А.А. Андреев, М.С. Артюхина, А.Г. Асмолов, В.А. Власенко, Г.К. Гаврилов, Т.В. Градова, Е.В. Дёмина и другие ученые.
Проблемы развития образования при использовании информационно-образовательной среды рассмотрены в работах Ю.К. Бабанского, В.М. Блинова, Э.Н. Ильясовой, которые обозначили главные доступы к созданию теоретических основ использования всех ресурсов образовательного учреждения, в том числе и информационного пространства, часть которых реализуется в образовательных учреждениях. Однако целостной теории использования информационной среды как средства повышения удовлетворённости субъектов образования до сих пор не создано.
В настоящее время существуют отдельные работы, посвященные различным аспектам развития информационной среды образовательных организаций (О.А. Савельева, А.Л. Семёнов, И.Г. Захарова и др.), но в практике отсутствуют конкретные проекты, модели, рассматривающие вопросы использования информационной среды образовательной организации как средства повышения удовлетворённости субъектов образовательного процесса, например, в работах А.В. Брушлинского, Л.А. Витвицкой, Т.В. Градовой и др.
Объект исследования: информационная среда в ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище».
Предмет исследования: удовлетворенность субъектов образовательного процесса информационной средой на примере ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище».
Цель исследования: повышение удовлетворённости субъектов образовательного процесса при использовании информационной среды в ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище».
Гипотеза исследования заключается в следующем.
Информационная среда образовательной организации будет выступать средством повышения удовлетворённости субъектов образовательного процесса в том случае, если:
- функционирование информационной среды будет реализовано на всех уровнях: управления, обучения, воспитания и взаимодействия;
- создать постоянное взаимодействие субъектной сферы информационной среды за счет активного привлечения родителей при внедрении электронных дневников, более активном использовании программы LMS «Школа»;
- разработать и применить диагностический инструментарий для выявления удовлетворённости всех субъектов образовательного процесса в процессе использования информационной среды образовательной организации.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи исследования:
- выявить сущность понятия «информационная среда»;
- определить роль субъектов образовательного процесса в информационной среде образовательной организации;
- проанализировать действующую модель информационной среды образовательной организации;
- определить теоретические подходы к пониманию эффективности использования информационной среды образовательных учреждений;
- проанализировать состояние информационной среды в ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище»;
- показать динамику удовлетворённости субъектов образовательного процесса информационной средой ;
- описать процесс расширения субъектной сферы информационной среды за счет активного привлечения родителей к использованию специализированного программного обеспечения LMS «Школа»;
- охарактеризовать направления повышения удовлетворённости субъектов образовательного процесса.
Методологическую основу исследования составляют: теория изучения процесса удовлетворённости субъектов, теоретические обобщения и тенденции в развитии общей и частной дидактики процессов использования информационной среды.
Для исследования проблемы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ документов по вопросам использования информационной среды в системе образования, теоретический анализ научной литературы по вопросам использования и развития информационной среды, синтез, обобщение, классификация, опрос субъектов образовательного процесса с целью выявления их удовлетворённости.
Научная новизна заключаются в разработке и внедрении модели информационной среды образовательной организации как средства удовлетворенности субъектов образовательного процесса на основе диагностического инструментария.
Теоретическая значимость заключается в разработке модели информационной среды образовательной организации как средства удовлетворенности субъектов образовательного процесса.
Практическая значимость исследования определяется апробацией разработанной модели информационной среды образовательной организации как средства удовлетворенности субъектов образовательного процесса.
Положения, выносимые на защиту:
1. Модель информационной среды образовательной организации как средства удовлетворенности субъектов образовательного процесса включает в себя важнейший компонент «взаимодействие субъектов образовательной организации».
2. Диагностический инструментарий по выявлению повышения удовлетворённости субъектов образовательного процесса включает в себя следующие направления:
- анкетирование субъектов образовательной организации;
- разработанная методика мониторинга как основа выявления динамики повышения удовлетворённости субъектов образовательной организации благодаря использованию информационной среды.
Выпускная квалификационная работа состоит из 65 печатных страниц, включает в себя введение, две главы, пять параграфов основного текста, заключение и список использованной литературы, состоящий из 72 наименований. В работе представлено 2 таблицы и 7 рисунков, 3 приложения.
На основе проведённого анализа теоретических источников первой главы установлено, что перспективное решение проблемы повышения удовлетворённости субъектов образовательного процесса в информационной среде современной образовательной организации видится в средовом подходе. Исходя из современных научных представлений, в данной работе использовано понятие «информационная среда», даны ее сущностные характеристики, а также исследован термин «субъекты образовательной среды».
В педагогической науке и практике существуют различные аспекты к определению понятия «информационная среда»: информационный, управленческий, интерактивный, социальный, экономический. Становление и развитие информационной среды в системе образования представляют собой комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и обучающиеся, и педагоги, и родители как субъекты образовательного процесса. Информационная среда современной образовательной организации предполагает создание единого информационного образовательного пространства; использование информационных технологий в воспитательно -образовательном процессе, активное использование сети Интернет.
Для обеспечения удовлетворённости субъектов образовательного процесса информационная среда должна обладать следующими свойствами: информационностью, обширностью, интенсивностью, динамичностью и открытостью. Развивающаяся информационная среда направлена на удовлетворение образовательных потребностей и интересов участников образовательных отношений.
Успешная деятельность образовательных организаций осуществляется благодаря взаимодействию субъектов образовательного процесса. Субъекты образовательной организации в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» наделены правами и обязанностями, которые определяют их совместную деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, инициативе и творческой активности участников образовательного пространства. Их главная роль заключается в заданном развитии образовательной организации.
Созданная в ЕкСВУ информационная теоретическая модель основана на имеющихся возможностях образовательной организации. Решение прикладных задач по разным признакам, критериям, разработкам методики разрешения поставленных проблем с использованием компьютерных технологий позволяет применять в процессе обучения более широкий спектр образовательной деятельности с выходом на новое качество. Именно благодаря использованию информационных обучающих систем, программных средств учебного назначения, автоматизированных обучающих систем, компьютерных сетей и других видов связи для обмена разнообразной информацией стало возможным достижение поставленных целей.
Анализ происходящих изменений, мониторинг мнений всех субъектов образовательной организации выявил закономерности роста как в материально-техническом оснащении, так и в совершенствующейся информационной среде училища. В ходе анализа доказана взаимосвязь между созданной информационной средой и ростом удовлетворённости: развивающаяся информационная среда ЕкСВУ служит средством повышения удовлетворённости субъектов образовательного процесса.
Процесс удовлетворённости субъектов образовательного процесса связан с дальнейшим освоением информационной среды, индивидуальной деятельностью привлечения к её освоению всех субъектов, заинтересованных в достижении общего результата.
1. Административная реформа в России: науч.- практ. пособие / под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. - М.: Инфра-М; Юридическая фирма «Контракт», 2006. - 280 с.
2. Концепция создания и развития информационно-образовательной среды Открытого Образования системы образования РФ [электронный ресурс] / URL: http://do.sgu.ru/conc.html (дата обращения 07.02.2017).
3. Постановление правительства Российской Федерации от 23.05. 2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 22. - ст. 3232.
4. Программа развития ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации на 2012 -2010 гг.» [Электронный ресурс]/ URL: http: www.eksvu.mil.ru(дата обращения 15.03.2017).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
6. Федеральные государственные образовательные стандарты Российской
Федерации [Электронный ресурс] / URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=142304&d st=1000000001 (дата обращения 10.02.2017).
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] , URL: http://www.pravo.gov.ru(дата обращения 14.08.2018).
8. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.» // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 20. - ст. 2901.
9. Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. - 2014. - № 6. - С. 98 - 113.
10. Андреев А.А. Основы открытого образования // Отв. Ред. В.И.Солдаткин. - Т. 2. - Российский государственный институт открытого образования. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - 680 с.
11. Артюхина М.С. Интерактивные средства обучения: теория и практика применения: монография. - Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2014. - 168 с.
12. Асмолов А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А.Г.Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров /
- М.: НексПринт, 2010. - 352 с.
13. Ахметов Б.С., Бидайбеков Е.Ы. Информационная образовательная среда
вуза: разработка, внедрение, перспективы. Всероссийская научно¬
практическая конференция-выставка [Электронный ресурс]/ URL: http://www.omsu.ru/conference/stat.php(дата обращения 04.02.2017).
14. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический
аспект / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1977.
- 326 с.
15. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы). - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
16. Беликова Л.Ф. Основы социальной диагностики и проектирования в управлении организацией. - Екатеринбург: РГШ1У, 2007. - 186 с.
17. Белова Д.А. Проблема эффективности образования в педагогической литературе. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 364 с.
18. Блинов В.М. Эффективность обучения: методологический анализ определения этой категории в дидактике / В.М. Блинов. - М.: Педагогика, 1976. - 192 с.
19. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 580 с.
20. Вайнштейн Б. Об оценке социальных результатов научно -технического прогресса // Вопросы экономики. - 2014. - № 2. - С. 91-96.
21. Витвицкая Л.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного
университета. - 2005. - № 10. Т. 1. Гуманитарные науки. URL:
http://vestnik.osu.ru/2005_10/14.pdf(дата обращения 17.04.2017).
22. Власенко В.А. Взаимосвязь компонентов информационно -
образовательной среды школы / В.А. Власенко, Е.В. Якушина / Народное образование. - №5, 2016. - С. 124-128.
23. Водяненко Г.Р. Информационное пространство человека // Интеграция образования. - 2016. - №3. - С. 42-48.
24. Гаврилов Г.К. Информационная среда общеобразовательного учреждения [электронный ресурс] / URL: http://www.ggc.co.uk/ITEM (дата обращения 15.03.2017).
25. Градова Т.В. Информационно-коммуникационные технологии в
управлении образованным учреждением [Электронный ресурс] // Кузбасская государственная педагогическая академия. URL:
http://journal.kuzspa.ru/articles/ (дата обращения 20.04.2017).
26. Гура В.В. Технологические аспекты педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов [электронный ресурс]/ URL: www.tsure.ru/rcnit/otchet/2002.pdf. (дата обращения 07.02.2017).
27. Демина Е.В. Информационная интерактивная среда как ресурс подготовки преподавателей ВУЗов к исследовательской деятельности в системе магистратуры // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - № 1.(17) - С. 96-101.
28. Дьяченко И.И. Оптимизация управления учебным познанием (вопросы системного исследования, направленного на практическую реализацию идей оптимального педагогического управления) - М.: Просвещение, 1970. - 340 с.
29. Ермолович Е.В. Методика организации самостоятельной работы будущих учителей информатики в процессе изучения дисциплины «Программное обеспечение ЭВМ»: дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2013. - 16 с.
30. Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения // Автореферат дис. ... доктора пед. наук. - Тюмень, 2003. - 46 с.
31. Зайцева Ж.Н. Генезис виртуальной образовательной среды на основе интенсификации информационных процессов современного общества // Информационные технологии. - №3. - 2000. С. 44-48.
32. Зборовский Г.Е. Общая социология. Курс лекций. - Екатеринбург, 1997.
- 600 с.
33. Зенкина С.В. Новая информационно-коммуникационная
образовательная среда / С.В. Зенкина, А.А. Кузнецов /Основы общей теории и методики обучения информатике // Под ред. А.А. Кузнецова. - М.: Бином, 2012. - 460 с.
34. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.
35. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. - М.: Просвещение, 1972. - 72 с.
36. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе: (на примере подгот. специалистов с высшим образованием): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Центр креативной педагогики Моск. гос. технол. акад. - М., 2012. - 22 с.
37. Ильясова Э.Н. К вопросу о проектировании развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы: интегративный подход // Вектор науки. - 2013. - №1. - С. 325-330.
38. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебное пособие для студентов вузов / Г.Б. Казначевская, И.Н. Чуев, О.В. Матросова. - Ростов н/Д: Феникс. 2007. - 378 с.
39. Конопатова Н.К. Информационно-образовательная среда как важнейшее условие достижения нового качества образования. - М.: ЛинкаПресс, 2013. - 268 с.
40. Коротяев Б.И., Учение - процесс творческий. - М.: Просвещение, 1989.
- 160 с.
41. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. - № 4. - 2003. - С. 21-27.
42. Красильникова В.А., Веденеев П.В., Заварихин А.С., Казарина Т.Н. Электронные компоненты информационно-образовательной среды. - М.: Инфо, 2012. - 268 с.
43. Курова Н.Н. Информационная среда образовательного учреждения как управленческий ресурс современного руководителя школы [Электронный ресурс] / Конференция «Информационные технологии в образовании. URL: http://www.ito.su/main.php?pid=26&fid=5434&PHPSESSID (дата обращения 04.02.2017)
44. Лазарев В.С. Инновационная педагогика. - М.: Педагогическое
общество России, 2008. - С. 169.
45. Малев В.В. Комплект учебно-методических материалов к учебному
курсу: «Педагогическое проектирование учебно-методических материалов и учебного процесса» [Электронный ресурс]. URL:
http://sc.nios.ru/dlrstore/f962f89b47b1432287f1eac815/module4.htm/module4.htm(дата обращения 14.03.2018)
46. Морозова Э.Г. Комплексная оценка эффективности системы управления. - Томск: ИЦ Южный, 2013. - 132 с.
47. Набоков В.Н. Менеджмент: словарь -справочник. - Екатеринбург:
Губернский издательский дом «Ведомости», 2001. - 227 с.
48. Немоляев В.А. Информационная среда образовательного учреждения на современном этапе. - М., 2015. - 136 с.
49. Никитин Н.А. Актуальные проблемы оптимизации. - М.: Наука, 2013. - 210 с.
50. Ознобин М.Н., Павлов А.С. Количественное планирование научно-технического прогресса. - М.: Кронос, 2015. - 260 с.
51. Осипова Е.В. Социологическая система Вильфредо Парето // История буржуазной социологии XIX -начала XX века / Под ред. И.С. Кона. - М.: Наука, 1979. - С. 309-331.
52. Основы открытого образования // Отв. ред. В.И. Солдаткин. - Т1. - Российский государственный институт открытого образования. - М.: НИИЦ РАО, 2012. - 680 с.
53. Основное общее образование. Федеральный государственный образовательный стандарт. Сборник нормативно-правовых материалов. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 152 с.
54. Основы общей теории и методики обучения информатике [Электронный ресурс]: учебное пособие // Под общей ред. А.А. Кузнецова. - М.: Бином, 2009. - 154 с.
55. Разумовский О.С. Закономерности оптимизации в науке и практике. - Новосибирск: Наука, 1990. - 176 с.
56. Разумовский О.С., Киютина Т.Н. Принципы оптимизации человеческой деятельности. Философско-методологические аспекты. - Красноярск: КГТЭИ, 2004. - 263 с.
57. Разумовский О.С. Проблемы эффективности в современной науке. - Кишинёв: Штиинца, 1985. - 171 с.
58. Разумовский О.С. Факторы оптимизации человеческой деятельности. - Красноярск: КГПУ, 2001. - 131 с.
59. Руткевич М.Н. Диалектика и социология. - М.: Наука, 1980. - 368 с.
60. Савельева О.А. Компьютерная информационно-образовательная среда как средство совершенствования системы подготовки обучающихся // Материалы междунар. научн.-метод. конф. «Развитие системы образования в России XXI века». - Красноярск, 2014. - С. 122-126.
61. Сайков Б.П., Энциклопедия учителя информатики. Вып. 10 / Сайков Б.П., Семакин И.Г. // Информатика. Приложение к газете «Первое сентября». - 2007. - № 20. - С. 13-37.
62. Семенов А.Л. Качество информатизации школьного образования //
Вопросы образования: научно-образовательный журнал, 2005. - № 3. -
С. 248-270.
63. Словарь иностранных слов / Сост. С.М. Локшина. - М.: Русский язык, 1979. - 210 с.
64. Стариченко Б.Е. Оптимизация школьного образовательного процесса средствами информационных технологий: Дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург. 1999. - 353 с.
65. Универсальный словарь по русскому языку. - СПб: ИЦ Весь, 2010. - 1184 с.
66. Философский энциклопедический словарь. - М.,: Энциклопедия, 1989. - 946 с.
67. Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня / Под ред. Е. Поведской, А. Досиль Масейра. - СПб: Речь, 2015. - 320 с.
68. Черкасов Г.Н. Социальная эффективность: сущность и критерии // Социологические исследования. - 2014. - № 1. - С. 40-48.
69. Энциклопедический социологический словарь / Общая ред. академика РАН Осипова Г.Н. - М.: РГНФ. 1995. - 939 с.
70. Ягодзинский С.Н. Образовательный потенциал глобальных информационных сетей: социально-философский вектор // Молодой учёный.
- 2016. - №11. - С. 1871-1875.
71. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к
проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 368 с.
72. Программное обеспечение LMS «Школа» [Электронный ресурс]: URL: http www. lms-school.ru/index.php/component/content/article?id=63