Формирование необходимых и достаточных организационно-педагогических условий сохранения здоровья учащихся в условиях Суворовского училища
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ, КАК
ПРИРОРИТЕТ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ... 7
1.1 Сохранение здоровья в образовательной организации, как
педагогическая проблема 7
1.2 Организационно-педагогические условия сохранения здоровья
в образовательной организации 14
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СУВОРОВЦЕВ В УСЛОВИЯХ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА 36
2.1 Аналитическая характеристика Екатеринбургского суворовского
военного училища с точки зрения развития организационно-педагогических условий формирования здоровья суворовцев 36
2.2 Модель сохранения здоровья в образовательной организации ... 50
2.3 Программа сохранения здоровья суворовцев в условиях
Екатеринбургского суворовского военного училища 63
2.4 Оценка результатов реализации программы сохранения
здоровья в Екатеринбургском суворовском военном училище 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 110
ПРИЛОЖЕНИЕ. ТЕСТ «ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ И ОТНОШЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»
ГЛАВА 1. СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ, КАК
ПРИРОРИТЕТ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ... 7
1.1 Сохранение здоровья в образовательной организации, как
педагогическая проблема 7
1.2 Организационно-педагогические условия сохранения здоровья
в образовательной организации 14
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СУВОРОВЦЕВ В УСЛОВИЯХ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА 36
2.1 Аналитическая характеристика Екатеринбургского суворовского
военного училища с точки зрения развития организационно-педагогических условий формирования здоровья суворовцев 36
2.2 Модель сохранения здоровья в образовательной организации ... 50
2.3 Программа сохранения здоровья суворовцев в условиях
Екатеринбургского суворовского военного училища 63
2.4 Оценка результатов реализации программы сохранения
здоровья в Екатеринбургском суворовском военном училище 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 110
ПРИЛОЖЕНИЕ. ТЕСТ «ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ И ОТНОШЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»
Здоровье - это необходимая составляющая нормальной жизнедеятельности человека. Наличие здоровья - важнейший компонент обеспечения должного и высокого качества жизни.
Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая - приобретенной в результате усилий самого человека и общества. Состояние здоровья лишь на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, и на 50% - от того образа жизни, который он ведет. В то же время, по данным социологических обследований - только каждый десятый россиянин в полной мере заботится о своем здоровье через соблюдение основ и принципов здорового образа жизни. Поэтому формирование здорового образа жизни - новое направление политики Российской Федерации.
В условиях, происходящих в стране реформ и модернизации образования, вопросы охраны здоровья детей являются наиболее важными и современными. Именно в школьном возрасте формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.
Проблемы здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, сохранение физического, психического и духовного здоровья очень актуальны сегодня. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Поэтому, одним из приоритетных направлений Программы развития училища на 2018-2020 года является развитие педагогических условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Комплексный проект является механизмом - инструментом реализации данного направления.
Противоречие, выявленное в настоящей работе формируется между динамично развивающимися здровьесберегающими технологиями в суворовских училищах и сложностями внедрения этих технологий в образовательный процесс в обычных школах и в семье.
Проблема - отсутствие выстроенной системы планирования здоровьесбережения не обеспечивает достижение требуемых результатов в реализации обучения детей здоровому образу жизни.
Тема исследования - формирование необходимых и достаточных организационно-педагогических условий сохранения здоровья учащихся в условиях Суворовского училища.
Цель исследования - формирование критериев педагогического обеспечения здоровьесбережения суворовцев и путей повышения эффективности данного процесса.
Объектом исследования является образовательный процесс в Екатеринбургском суворовском военном училище, а его предметом - сущность, содержание и структура педагогического обеспечения здоровьесбережения суворовцев.
Гипотеза исследования в современных условиях модернизации Вооруженных Сил России обостряются противоречия между потребностью Вооруженных Сил в высококвалифицированных, разносторонне развитых офицерах, с устойчивой жизненной позицией в отношении сохранения и укрепления здоровья и не разработанностью целостного научно обоснованного подхода к формированию здоровьесбережения суворовцев.
Задачи исследования:
1. Обосновать теоретические основы педагогического обеспечения здоровьесбережения суворовцев.
2. Разработать модель педагогического обеспечения
здоровьесбережения суворовцев с перечнем критериев эффективности и проверить ее эффективность в опытно-экспериментальной работе.
3. Выявить пути повышения эффективности педагогического обеспечения здоровьесбережения суворовцев.
Теоретико-методологическую основу составляет:
Деятельностный подход к изучению личности (Л.С. Выготский, М.И. Кондаков, А.Н. Леонтьев, А.И. Наумов, М.М. Поташник, С.Л. Рубинштейн, П.И. Третьяков); концептуальные положения о специфике процесса обучения и формирования здоровьесбережения (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, Э.И. Мещерякова, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина).
Таким образом, здоровьесбережение является концептуальной предпосылкой социально-экономического развития страны, в связи с чем данное исследование является стратегически важным.
Научная новизна заключается в том, что результаты, полученные по завершении опытно-экспериментальной работы, дают основания утверждать, что предлагаемые нами организационно-педагогических условия реализации сохранения здоровья учащихся в общеобразовательной организации обеспечивают успешное не только сохранение, но и развитие всех компонентов здоровья.
Практическая значимость заключается в том, что здоровый образ жизни стал занимать важное место среди ценностей человека в нашей стране. В Вооруженных Силах РФ этому уделяется большое внимание. Одной из главных задач, стоящих перед педагогическим коллективом нашего училища - воспитание будущих военнослужащих, офицеров, элиты нашей армии. Если мы научим суворовцев с ранних лет ценить, беречь и укреплять свое здоровье, заниматься физкультурой и спортом, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Положения, выносимые на защиту:
- сохранение здоровья учащихся должно осуществляться с учетом принципов системного, целостного, личностного, деятельностного подходов;
- в целях эффективного сохранения здоровья учащихся в учебно - воспитательном процессе использовать предложенные нами организационно-педагогические условия, а именно: работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями;
- при сохранении здоровья детей в системе образования использовать не только имеющийся арсенал здоровьесберегающих методов, средств, но и включать новые, адекватные целям;
- сохранение здоровья учащихся в системе образования возможно, если деятельность всех участников педагогического процесса будет скоординирована по всем направлениям образования
Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая - приобретенной в результате усилий самого человека и общества. Состояние здоровья лишь на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, и на 50% - от того образа жизни, который он ведет. В то же время, по данным социологических обследований - только каждый десятый россиянин в полной мере заботится о своем здоровье через соблюдение основ и принципов здорового образа жизни. Поэтому формирование здорового образа жизни - новое направление политики Российской Федерации.
В условиях, происходящих в стране реформ и модернизации образования, вопросы охраны здоровья детей являются наиболее важными и современными. Именно в школьном возрасте формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.
Проблемы здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, сохранение физического, психического и духовного здоровья очень актуальны сегодня. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Поэтому, одним из приоритетных направлений Программы развития училища на 2018-2020 года является развитие педагогических условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Комплексный проект является механизмом - инструментом реализации данного направления.
Противоречие, выявленное в настоящей работе формируется между динамично развивающимися здровьесберегающими технологиями в суворовских училищах и сложностями внедрения этих технологий в образовательный процесс в обычных школах и в семье.
Проблема - отсутствие выстроенной системы планирования здоровьесбережения не обеспечивает достижение требуемых результатов в реализации обучения детей здоровому образу жизни.
Тема исследования - формирование необходимых и достаточных организационно-педагогических условий сохранения здоровья учащихся в условиях Суворовского училища.
Цель исследования - формирование критериев педагогического обеспечения здоровьесбережения суворовцев и путей повышения эффективности данного процесса.
Объектом исследования является образовательный процесс в Екатеринбургском суворовском военном училище, а его предметом - сущность, содержание и структура педагогического обеспечения здоровьесбережения суворовцев.
Гипотеза исследования в современных условиях модернизации Вооруженных Сил России обостряются противоречия между потребностью Вооруженных Сил в высококвалифицированных, разносторонне развитых офицерах, с устойчивой жизненной позицией в отношении сохранения и укрепления здоровья и не разработанностью целостного научно обоснованного подхода к формированию здоровьесбережения суворовцев.
Задачи исследования:
1. Обосновать теоретические основы педагогического обеспечения здоровьесбережения суворовцев.
2. Разработать модель педагогического обеспечения
здоровьесбережения суворовцев с перечнем критериев эффективности и проверить ее эффективность в опытно-экспериментальной работе.
3. Выявить пути повышения эффективности педагогического обеспечения здоровьесбережения суворовцев.
Теоретико-методологическую основу составляет:
Деятельностный подход к изучению личности (Л.С. Выготский, М.И. Кондаков, А.Н. Леонтьев, А.И. Наумов, М.М. Поташник, С.Л. Рубинштейн, П.И. Третьяков); концептуальные положения о специфике процесса обучения и формирования здоровьесбережения (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, Э.И. Мещерякова, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина).
Таким образом, здоровьесбережение является концептуальной предпосылкой социально-экономического развития страны, в связи с чем данное исследование является стратегически важным.
Научная новизна заключается в том, что результаты, полученные по завершении опытно-экспериментальной работы, дают основания утверждать, что предлагаемые нами организационно-педагогических условия реализации сохранения здоровья учащихся в общеобразовательной организации обеспечивают успешное не только сохранение, но и развитие всех компонентов здоровья.
Практическая значимость заключается в том, что здоровый образ жизни стал занимать важное место среди ценностей человека в нашей стране. В Вооруженных Силах РФ этому уделяется большое внимание. Одной из главных задач, стоящих перед педагогическим коллективом нашего училища - воспитание будущих военнослужащих, офицеров, элиты нашей армии. Если мы научим суворовцев с ранних лет ценить, беречь и укреплять свое здоровье, заниматься физкультурой и спортом, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Положения, выносимые на защиту:
- сохранение здоровья учащихся должно осуществляться с учетом принципов системного, целостного, личностного, деятельностного подходов;
- в целях эффективного сохранения здоровья учащихся в учебно - воспитательном процессе использовать предложенные нами организационно-педагогические условия, а именно: работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями;
- при сохранении здоровья детей в системе образования использовать не только имеющийся арсенал здоровьесберегающих методов, средств, но и включать новые, адекватные целям;
- сохранение здоровья учащихся в системе образования возможно, если деятельность всех участников педагогического процесса будет скоординирована по всем направлениям образования
По нашему мнению, важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающих технологий в училище, являются два обстоятельства:
- во-первых, внимательное отношение воспитателей к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;
- во-вторых, общий настрой в училище на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения суворовцев, т. е. на содействие здоровью.
Благодаря работе со здоровьесберегающими технологиями суворовцы моего взвода стали меньше болеть, улучшились показатели физической выносливости, больше суворовцев стали посещать спортивные секции.
Считаем возможным в распорядок дня младших суворовцев ввести часы пребывания на свежем воздухе, т.к. в силу возраста им необходимы игры, активные прогулки, а не нахождение в помещении. Это способствовало бы физической активности, профилактике заболеваний в коллективе взводов и рот.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащихся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве училища, успешно переносить физические и психические нагрузки.
Здоровый образ жизни стал занимать важное место среди ценностей человека в нашей стране. В Вооруженных Силах РФ этому уделяется большое внимание. Одной из главных задач, стоящих перед педагогическим коллективом нашего училища - воспитание будущих военнослужащих, офицеров, элиты нашей армии. Если мы научим суворовцев с ранних лет ценить, беречь и укреплять свое здоровье, заниматься физкультурой и спортом, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Таким образом, результаты, полученные по завершении опытно-экспериментальной работы, дают основания утверждать, что предлагаемые нами организационно-педагогических условия реализации сохранения здоровья учащихся в общеобразовательной организации обеспечивают успешное не только сохранение, но и развитие всех компонентов здоровья.
Основываясь на теоретические и практические результаты исследования, в качестве рекомендаций мы можем сформулировать следующие:
- сохранение здоровья учащихся должно осуществляться с учетом принципов системного, целостного, личностного, деятельностного подходов;
- в целях эффективного сохранения здоровья учащихся в учебно - воспитательном процессе использовать предложенные нами организационно-педагогические условия, а именно: работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями;
- при сохранении здоровья детей в системе образования использовать не только имеющийся арсенал здоровьесберегающих методов, средств, но и включать новые, адекватные целям;
- сохранение здоровья учащихся в системе образования возможно, если деятельность всех участников педагогического процесса будет скоординирована по всем направлениям образования.
Сравнительная динамика показывает, что выработанная нами программа по здоровьесбережению является достаточно эффективной, исследовав 57 курсантов, было выявлено, что те, кто занимался по программе в итоге повысили ценность здоровьесбережения как важной ценности со 4 на 2 месте в системе приоритетов (5А,6А), в то время как обратная динамика была у контрольной группы (5Б, 6Б), где ценность здоровья стала менее важной и с 4 позиции сместилась на 7 в системе приоритетов учащихся.
Динамика исследования получилась следующей в 5А изначально средний процент составил 68%, а максимальное количество баллов (200) набрали 7 учащихся, что говорит о высоком уровне сознательности в восприятии ЗОЖ, в параллельном классе - 5 Б картина была в целом аналогичной - 65% средний балл, а максимальное количество баллов (200) набрали 7 учащихся. После внедрения программы здоровьесбережения, наблюдалась разнонаправленная динамика, так как у 6А возникло понимание значимости и необходимости здоровья как ценности, то и ЗОЖ стал восприниматься еще более положительно, в то время как у 6Б не возникло данной ценностной ориентации, судя по исследованию системы приоритетов, то они, как контрольная группа не показали динамики изменений. В 6А - 81% и 13 учащихся на 100% разделяющих ценности ЗОЖ, в 6 Б - 68% и те же 7 учащихся разделяющих ценности ЗОЖ.
Такая картина исследования говорит о том, что программа и модель здоровьесбережения при ее апробации являются действенной, и возможна эффективно применяться и в других образовательных организациях. Только сознательное здоровье как личной ценности учащегося будет толкать его к ЗОЖ и сохранению своего здоровья, что и показали количественные итоги апробации методики в течении 1 учебного года в ЕкСВУ.
- во-первых, внимательное отношение воспитателей к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;
- во-вторых, общий настрой в училище на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения суворовцев, т. е. на содействие здоровью.
Благодаря работе со здоровьесберегающими технологиями суворовцы моего взвода стали меньше болеть, улучшились показатели физической выносливости, больше суворовцев стали посещать спортивные секции.
Считаем возможным в распорядок дня младших суворовцев ввести часы пребывания на свежем воздухе, т.к. в силу возраста им необходимы игры, активные прогулки, а не нахождение в помещении. Это способствовало бы физической активности, профилактике заболеваний в коллективе взводов и рот.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащихся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве училища, успешно переносить физические и психические нагрузки.
Здоровый образ жизни стал занимать важное место среди ценностей человека в нашей стране. В Вооруженных Силах РФ этому уделяется большое внимание. Одной из главных задач, стоящих перед педагогическим коллективом нашего училища - воспитание будущих военнослужащих, офицеров, элиты нашей армии. Если мы научим суворовцев с ранних лет ценить, беречь и укреплять свое здоровье, заниматься физкультурой и спортом, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Таким образом, результаты, полученные по завершении опытно-экспериментальной работы, дают основания утверждать, что предлагаемые нами организационно-педагогических условия реализации сохранения здоровья учащихся в общеобразовательной организации обеспечивают успешное не только сохранение, но и развитие всех компонентов здоровья.
Основываясь на теоретические и практические результаты исследования, в качестве рекомендаций мы можем сформулировать следующие:
- сохранение здоровья учащихся должно осуществляться с учетом принципов системного, целостного, личностного, деятельностного подходов;
- в целях эффективного сохранения здоровья учащихся в учебно - воспитательном процессе использовать предложенные нами организационно-педагогические условия, а именно: работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями;
- при сохранении здоровья детей в системе образования использовать не только имеющийся арсенал здоровьесберегающих методов, средств, но и включать новые, адекватные целям;
- сохранение здоровья учащихся в системе образования возможно, если деятельность всех участников педагогического процесса будет скоординирована по всем направлениям образования.
Сравнительная динамика показывает, что выработанная нами программа по здоровьесбережению является достаточно эффективной, исследовав 57 курсантов, было выявлено, что те, кто занимался по программе в итоге повысили ценность здоровьесбережения как важной ценности со 4 на 2 месте в системе приоритетов (5А,6А), в то время как обратная динамика была у контрольной группы (5Б, 6Б), где ценность здоровья стала менее важной и с 4 позиции сместилась на 7 в системе приоритетов учащихся.
Динамика исследования получилась следующей в 5А изначально средний процент составил 68%, а максимальное количество баллов (200) набрали 7 учащихся, что говорит о высоком уровне сознательности в восприятии ЗОЖ, в параллельном классе - 5 Б картина была в целом аналогичной - 65% средний балл, а максимальное количество баллов (200) набрали 7 учащихся. После внедрения программы здоровьесбережения, наблюдалась разнонаправленная динамика, так как у 6А возникло понимание значимости и необходимости здоровья как ценности, то и ЗОЖ стал восприниматься еще более положительно, в то время как у 6Б не возникло данной ценностной ориентации, судя по исследованию системы приоритетов, то они, как контрольная группа не показали динамики изменений. В 6А - 81% и 13 учащихся на 100% разделяющих ценности ЗОЖ, в 6 Б - 68% и те же 7 учащихся разделяющих ценности ЗОЖ.
Такая картина исследования говорит о том, что программа и модель здоровьесбережения при ее апробации являются действенной, и возможна эффективно применяться и в других образовательных организациях. Только сознательное здоровье как личной ценности учащегося будет толкать его к ЗОЖ и сохранению своего здоровья, что и показали количественные итоги апробации методики в течении 1 учебного года в ЕкСВУ.
Подобные работы
- Формирование культуры здоровьесбережения обучающихся в условиях кадетского корпуса
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



