Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Возрастные особенности развития мелкой моторики детей
дошкольного возраста 7
1.2. Характерные особенности недоразвития мелкой моторики детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития 13
1.3. Использование изобразительной деятельности, в развитии мелкой
моторики 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 27
2.1. Организация и методики проведения констатирующего
эксперимента 27
2.2. Описание проводимых методик 30
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 44
3.1. Нетрадиционные техники рисования на занятиях по изобразительному искусству с детьми с задержкой психического
развития 44
3.2. Коррекционная программа 47
3.3. Проведение контрольного эксперимента. Сравнительный анализ
констатирующего и контрольного эксперимента 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Возрастные особенности развития мелкой моторики детей
дошкольного возраста 7
1.2. Характерные особенности недоразвития мелкой моторики детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития 13
1.3. Использование изобразительной деятельности, в развитии мелкой
моторики 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 27
2.1. Организация и методики проведения констатирующего
эксперимента 27
2.2. Описание проводимых методик 30
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 44
3.1. Нетрадиционные техники рисования на занятиях по изобразительному искусству с детьми с задержкой психического
развития 44
3.2. Коррекционная программа 47
3.3. Проведение контрольного эксперимента. Сравнительный анализ
констатирующего и контрольного эксперимента 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
Специалисты, занимающиеся проблемами развития дошкольников, считают, что мелкая моторика очень важна, так как через нее развиваются такие высшие функции, как мышление, внимание, зрительная и двигательная память. Так же мелкая моторика важна для развития речи, воображения, наблюдательности и координации. Человеку необходимы точные координированные движения для выполнения бытовых действий, таких как письмо, одевание и прочие. Связь движений рук и тела на развитие высшей нервной деятельности в своих работах рассматривали В. М. Бехтерев [5], А. Н. Леонтьев [33], А. Р. Лурия [36], Н. С. Лейтес [34], П. Н. Анохин [1], И. М. Сеченов [50].
Л. В. Занков [19], А. Р. Лурия [36], Т. А. Власова [8], М. С. Певзнер [10], Г. Е. Сухарева [53], К. С. Лебединская [9] выделяют нарушение развития мелкой моторики, как один из характерных симптомов задержки психического развития детей дошкольного возраста. У таких детей выявляется недоразвитие общей и мелкой моторики, их движения нескоординированны, неуклюжи, темп и точность нарушены. Больше всего страдают техника движений и двигательные качества, такие как: сила, точность, ловкость, координация и другие. По причине недоразвития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития слабо сформированы технические навыки изо¬деятельности, аппликации и конструирования. У многих детей не сформировано умение держать карандаш и кисточку, они не регулируют силу нажима и не умеют пользоваться ножницами.
Мелкую моторику у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития следует развивать систематически. Для ее развития можно использовать разные виды изобразительной деятельности.
Тесную связь развития мелкой моторики и развития мозга выделяли такие исследователи как Г. Е. Сухарева [7],М.С.Певзнер [8], Е. М. Мастюкова [47]. Они считали, что мелкая моторика является важной предпосылкой развития высших психических функций, таких как память, внимание, восприятие, эмоционально-волевая сфера ребенка. Отечественные ученые предполагают, что тренировку рук ребенка и его пальцев следует начинать еще на ранних этапах развития и подкреплять ее речевыми действиями.
Актуальность данной темы дипломной работы обусловлена тем, что отставание в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития создает проблемы в развитии навыков самообслуживания, затрудняет процесс овладения письмом и другими учебными навыками, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности и затрудняет манипуляции мелкими предметами. Все это обуславливает необходимость целенаправленной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей данной категории. Изобразительная деятельность является одним из самых интересных и доступных для детей дошкольного возраста методом развития мелкой моторики.
Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития изучали Л. В. Занков [17], А. Р. Лурия [32], Т. А. Власова [6], М. С. Певзнер [7], Г. Е. Сухарева [8], К. С. Лебединская , Л. Н. Блинова [4] и другие. Изобразительную деятельность как способ коррекции выделяли А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев, Л. В. Занков [17], Н. Ф. Кузьмина- Сыромятникова, М. М. Нудельман, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф.
Объектом исследования является состояние мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития.
Предметом исследования является использование видов изобразительной деятельности для развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Цель: Изучение уровня сформированности мелкой моторики у
дошкольников с задержкой психического развития и разработка, и проверка эффективности коррекционной программы по изобразительному искусству.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- Изучить научную литературу по проблеме формирования особенностей развития мелкой моторики и ее значении в жизни ребенка, обобщить полученные знания;
- Выявить особенности развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития;
- Выявить возможности и целесообразность использования изобразительного искусства в развитии мелкой моторики детей;
- Провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты;
- Разработать и реализовать систему занятий по развитию мелкой моторики на занятиях по изобразительному искусству.
Базой эксперимента являлся детский сад компенсирующего вида № 47 города Первоуральск, улица Трубников, 28б
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Общее количество страниц - 73.
Л. В. Занков [19], А. Р. Лурия [36], Т. А. Власова [8], М. С. Певзнер [10], Г. Е. Сухарева [53], К. С. Лебединская [9] выделяют нарушение развития мелкой моторики, как один из характерных симптомов задержки психического развития детей дошкольного возраста. У таких детей выявляется недоразвитие общей и мелкой моторики, их движения нескоординированны, неуклюжи, темп и точность нарушены. Больше всего страдают техника движений и двигательные качества, такие как: сила, точность, ловкость, координация и другие. По причине недоразвития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития слабо сформированы технические навыки изо¬деятельности, аппликации и конструирования. У многих детей не сформировано умение держать карандаш и кисточку, они не регулируют силу нажима и не умеют пользоваться ножницами.
Мелкую моторику у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития следует развивать систематически. Для ее развития можно использовать разные виды изобразительной деятельности.
Тесную связь развития мелкой моторики и развития мозга выделяли такие исследователи как Г. Е. Сухарева [7],М.С.Певзнер [8], Е. М. Мастюкова [47]. Они считали, что мелкая моторика является важной предпосылкой развития высших психических функций, таких как память, внимание, восприятие, эмоционально-волевая сфера ребенка. Отечественные ученые предполагают, что тренировку рук ребенка и его пальцев следует начинать еще на ранних этапах развития и подкреплять ее речевыми действиями.
Актуальность данной темы дипломной работы обусловлена тем, что отставание в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития создает проблемы в развитии навыков самообслуживания, затрудняет процесс овладения письмом и другими учебными навыками, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности и затрудняет манипуляции мелкими предметами. Все это обуславливает необходимость целенаправленной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей данной категории. Изобразительная деятельность является одним из самых интересных и доступных для детей дошкольного возраста методом развития мелкой моторики.
Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития изучали Л. В. Занков [17], А. Р. Лурия [32], Т. А. Власова [6], М. С. Певзнер [7], Г. Е. Сухарева [8], К. С. Лебединская , Л. Н. Блинова [4] и другие. Изобразительную деятельность как способ коррекции выделяли А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев, Л. В. Занков [17], Н. Ф. Кузьмина- Сыромятникова, М. М. Нудельман, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф.
Объектом исследования является состояние мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития.
Предметом исследования является использование видов изобразительной деятельности для развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Цель: Изучение уровня сформированности мелкой моторики у
дошкольников с задержкой психического развития и разработка, и проверка эффективности коррекционной программы по изобразительному искусству.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- Изучить научную литературу по проблеме формирования особенностей развития мелкой моторики и ее значении в жизни ребенка, обобщить полученные знания;
- Выявить особенности развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития;
- Выявить возможности и целесообразность использования изобразительного искусства в развитии мелкой моторики детей;
- Провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты;
- Разработать и реализовать систему занятий по развитию мелкой моторики на занятиях по изобразительному искусству.
Базой эксперимента являлся детский сад компенсирующего вида № 47 города Первоуральск, улица Трубников, 28б
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Общее количество страниц - 73.
Проведенный анализ теоретических источников показал, что дети с задержкой психического развития являются сложной категорией детей с задержанным развитием всех психических функций, таких как память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера, моторика и другие. Дети с задержкой психического развития нуждаются в особых психолого-педагогических условиях проведения коррекционной работы. Из проведенного анализа можно вывести несколько тезисов:
1. У детей с задержкой психического развития наблюдаются проблемы в развитии двигательной сферы. Есть нарушения произвольной регуляции движений, координации и четкости непроизвольных движений. Более всего страдает мелкая моторика кисти и пальцев рук. Такие особенности затрудняют обучение школьными навыками, навыками самообслуживания и ручного труда;
2. Для предупреждения вторичных недоразвитий более сложных дифференцированных движений необходимо оказывать коррекционную помощь, которая должна быть целенаправленной и комплексной;
3. Изобразительное искусство является одним из благоприятных средств развития мелкой моторики, поскольку педагог имеет возможность задействовать большое множество техник и материалов;
В современной литературе не так много внимания уделено проблеме изучения психологии изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития, методам психокорреции и диагностики на занятиях изобразительной деятельностью. Также, в наше время стоит необходимость расширения использования изобразительного искусства в дошкольных образовательных учреждениях для детей с задержкой психического развития.
Мелкая моторика очень важна для всех сфер жизни дошкольников с задержкой психического развития, она выполняет множество функций. Развитие мелкой моторики во многом является залогом развития интеллекта дошкольника. От развития мелкой моторики также зависти и речевое развитие.
Мелкая моторика является одним из показателей готовности ребенка к школе, его готовности овладеть учебными навыками. Умение пользоваться кистью, совершать тонкие движения пальцами рук необходимо дошкольнику для овладения письмом. Важно, при подготовке к школе уделить внимание развитию мелкой моторики.
На занятиях изобразительной деятельностью мышцы рук крепнут, развеивается речь, мышление, воображение. Творческая направленность такой деятельности позволяет развивать творческую, креативную личность с любовью к искусству.
Из всего этого складывается необходимость развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития. Одной из наиболее продуктивных сфер, позволяющих решить данную задачу, является изобразительная деятельность.
В ходе экспериментальной работы был проведен формирующий эксперимент по развитию мелкой моторики дошкольников с задержкой психического расстройства на занятиях по нетрадиционным техникам изобразительного искусства. В результаты данного эксперимента удалось добиться положительной динамики развития мелкой моторики. Таким образом, проведенный эксперимент можно считать успешным.
По результатам контрольного, констатирующего и формирующего эксперимента можно считать поставленную цель реализованной и задачи выполненными.
1. У детей с задержкой психического развития наблюдаются проблемы в развитии двигательной сферы. Есть нарушения произвольной регуляции движений, координации и четкости непроизвольных движений. Более всего страдает мелкая моторика кисти и пальцев рук. Такие особенности затрудняют обучение школьными навыками, навыками самообслуживания и ручного труда;
2. Для предупреждения вторичных недоразвитий более сложных дифференцированных движений необходимо оказывать коррекционную помощь, которая должна быть целенаправленной и комплексной;
3. Изобразительное искусство является одним из благоприятных средств развития мелкой моторики, поскольку педагог имеет возможность задействовать большое множество техник и материалов;
В современной литературе не так много внимания уделено проблеме изучения психологии изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития, методам психокорреции и диагностики на занятиях изобразительной деятельностью. Также, в наше время стоит необходимость расширения использования изобразительного искусства в дошкольных образовательных учреждениях для детей с задержкой психического развития.
Мелкая моторика очень важна для всех сфер жизни дошкольников с задержкой психического развития, она выполняет множество функций. Развитие мелкой моторики во многом является залогом развития интеллекта дошкольника. От развития мелкой моторики также зависти и речевое развитие.
Мелкая моторика является одним из показателей готовности ребенка к школе, его готовности овладеть учебными навыками. Умение пользоваться кистью, совершать тонкие движения пальцами рук необходимо дошкольнику для овладения письмом. Важно, при подготовке к школе уделить внимание развитию мелкой моторики.
На занятиях изобразительной деятельностью мышцы рук крепнут, развеивается речь, мышление, воображение. Творческая направленность такой деятельности позволяет развивать творческую, креативную личность с любовью к искусству.
Из всего этого складывается необходимость развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития. Одной из наиболее продуктивных сфер, позволяющих решить данную задачу, является изобразительная деятельность.
В ходе экспериментальной работы был проведен формирующий эксперимент по развитию мелкой моторики дошкольников с задержкой психического расстройства на занятиях по нетрадиционным техникам изобразительного искусства. В результаты данного эксперимента удалось добиться положительной динамики развития мелкой моторики. Таким образом, проведенный эксперимент можно считать успешным.
По результатам контрольного, констатирующего и формирующего эксперимента можно считать поставленную цель реализованной и задачи выполненными.
Подобные работы
- Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях
по изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на занятиях по изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2019 - Нетрадиционные техники аппликации как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР (Магнитогорский Государственный Технический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования как средства развития мелкой моторики у детей 4 года жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Система коррекционной работы по развитию пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Система коррекционной работы по развитию пространственной
ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического
развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





