Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности

Работа №96429

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Возрастные особенности развития мелкой моторики детей
дошкольного возраста 7
1.2. Характерные особенности недоразвития мелкой моторики детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития 13
1.3. Использование изобразительной деятельности, в развитии мелкой
моторики 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 27
2.1. Организация и методики проведения констатирующего
эксперимента 27
2.2. Описание проводимых методик 30
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 44
3.1. Нетрадиционные техники рисования на занятиях по изобразительному искусству с детьми с задержкой психического
развития 44
3.2. Коррекционная программа 47
3.3. Проведение контрольного эксперимента. Сравнительный анализ
констатирующего и контрольного эксперимента 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68

Специалисты, занимающиеся проблемами развития дошкольников, считают, что мелкая моторика очень важна, так как через нее развиваются такие высшие функции, как мышление, внимание, зрительная и двигательная память. Так же мелкая моторика важна для развития речи, воображения, наблюдательности и координации. Человеку необходимы точные координированные движения для выполнения бытовых действий, таких как письмо, одевание и прочие. Связь движений рук и тела на развитие высшей нервной деятельности в своих работах рассматривали В. М. Бехтерев [5], А. Н. Леонтьев [33], А. Р. Лурия [36], Н. С. Лейтес [34], П. Н. Анохин [1], И. М. Сеченов [50].
Л. В. Занков [19], А. Р. Лурия [36], Т. А. Власова [8], М. С. Певзнер [10], Г. Е. Сухарева [53], К. С. Лебединская [9] выделяют нарушение развития мелкой моторики, как один из характерных симптомов задержки психического развития детей дошкольного возраста. У таких детей выявляется недоразвитие общей и мелкой моторики, их движения нескоординированны, неуклюжи, темп и точность нарушены. Больше всего страдают техника движений и двигательные качества, такие как: сила, точность, ловкость, координация и другие. По причине недоразвития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития слабо сформированы технические навыки изо¬деятельности, аппликации и конструирования. У многих детей не сформировано умение держать карандаш и кисточку, они не регулируют силу нажима и не умеют пользоваться ножницами.
Мелкую моторику у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития следует развивать систематически. Для ее развития можно использовать разные виды изобразительной деятельности.
Тесную связь развития мелкой моторики и развития мозга выделяли такие исследователи как Г. Е. Сухарева [7],М.С.Певзнер [8], Е. М. Мастюкова [47]. Они считали, что мелкая моторика является важной предпосылкой развития высших психических функций, таких как память, внимание, восприятие, эмоционально-волевая сфера ребенка. Отечественные ученые предполагают, что тренировку рук ребенка и его пальцев следует начинать еще на ранних этапах развития и подкреплять ее речевыми действиями.
Актуальность данной темы дипломной работы обусловлена тем, что отставание в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития создает проблемы в развитии навыков самообслуживания, затрудняет процесс овладения письмом и другими учебными навыками, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности и затрудняет манипуляции мелкими предметами. Все это обуславливает необходимость целенаправленной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей данной категории. Изобразительная деятельность является одним из самых интересных и доступных для детей дошкольного возраста методом развития мелкой моторики.
Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития изучали Л. В. Занков [17], А. Р. Лурия [32], Т. А. Власова [6], М. С. Певзнер [7], Г. Е. Сухарева [8], К. С. Лебединская , Л. Н. Блинова [4] и другие. Изобразительную деятельность как способ коррекции выделяли А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев, Л. В. Занков [17], Н. Ф. Кузьмина- Сыромятникова, М. М. Нудельман, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф.
Объектом исследования является состояние мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития.
Предметом исследования является использование видов изобразительной деятельности для развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Цель: Изучение уровня сформированности мелкой моторики у
дошкольников с задержкой психического развития и разработка, и проверка эффективности коррекционной программы по изобразительному искусству.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- Изучить научную литературу по проблеме формирования особенностей развития мелкой моторики и ее значении в жизни ребенка, обобщить полученные знания;
- Выявить особенности развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития;
- Выявить возможности и целесообразность использования изобразительного искусства в развитии мелкой моторики детей;
- Провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты;
- Разработать и реализовать систему занятий по развитию мелкой моторики на занятиях по изобразительному искусству.
Базой эксперимента являлся детский сад компенсирующего вида № 47 города Первоуральск, улица Трубников, 28б
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Общее количество страниц - 73.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ теоретических источников показал, что дети с задержкой психического развития являются сложной категорией детей с задержанным развитием всех психических функций, таких как память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера, моторика и другие. Дети с задержкой психического развития нуждаются в особых психолого-педагогических условиях проведения коррекционной работы. Из проведенного анализа можно вывести несколько тезисов:
1. У детей с задержкой психического развития наблюдаются проблемы в развитии двигательной сферы. Есть нарушения произвольной регуляции движений, координации и четкости непроизвольных движений. Более всего страдает мелкая моторика кисти и пальцев рук. Такие особенности затрудняют обучение школьными навыками, навыками самообслуживания и ручного труда;
2. Для предупреждения вторичных недоразвитий более сложных дифференцированных движений необходимо оказывать коррекционную помощь, которая должна быть целенаправленной и комплексной;
3. Изобразительное искусство является одним из благоприятных средств развития мелкой моторики, поскольку педагог имеет возможность задействовать большое множество техник и материалов;
В современной литературе не так много внимания уделено проблеме изучения психологии изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития, методам психокорреции и диагностики на занятиях изобразительной деятельностью. Также, в наше время стоит необходимость расширения использования изобразительного искусства в дошкольных образовательных учреждениях для детей с задержкой психического развития.
Мелкая моторика очень важна для всех сфер жизни дошкольников с задержкой психического развития, она выполняет множество функций. Развитие мелкой моторики во многом является залогом развития интеллекта дошкольника. От развития мелкой моторики также зависти и речевое развитие.
Мелкая моторика является одним из показателей готовности ребенка к школе, его готовности овладеть учебными навыками. Умение пользоваться кистью, совершать тонкие движения пальцами рук необходимо дошкольнику для овладения письмом. Важно, при подготовке к школе уделить внимание развитию мелкой моторики.
На занятиях изобразительной деятельностью мышцы рук крепнут, развеивается речь, мышление, воображение. Творческая направленность такой деятельности позволяет развивать творческую, креативную личность с любовью к искусству.
Из всего этого складывается необходимость развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития. Одной из наиболее продуктивных сфер, позволяющих решить данную задачу, является изобразительная деятельность.
В ходе экспериментальной работы был проведен формирующий эксперимент по развитию мелкой моторики дошкольников с задержкой психического расстройства на занятиях по нетрадиционным техникам изобразительного искусства. В результаты данного эксперимента удалось добиться положительной динамики развития мелкой моторики. Таким образом, проведенный эксперимент можно считать успешным.
По результатам контрольного, констатирующего и формирующего эксперимента можно считать поставленную цель реализованной и задачи выполненными.



1. Анохин, П. К. Жизнь, деятельность и научная школа [Текст] /
П. К. Анохин ; АН СССР. - Москва Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1949. - 403 с.
2. Астахова, Т. В. Формирование графо-моторных навыков у младших школьников [Текст] / Т. В. Астахова- М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 96 с.
3. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет [Текст] : практическое пособие / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова - М. : АРКТИ, 2006. - 87 с.
4. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н. А. Бернштейн - М. : Наука 1966. - 349с.
5. Бехтерев, В. М. Избранные труды по психологии личности [Текст] : научное издание / В. М. Бехтерев. - СПб : Алетейя, 1999. - 256 с.
6. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учебное пособие/ Л. Н. Блинова- М. : Школьная Пресса, 2005. -133 с.
7. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения [Текст] / С. Е. Большакова- М. : ТЦ Сфера, 2014. - 64 с.
8. Власова, Т. А. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления [Текст] / Т. А. Власова- М. : Просвещение, 1990 - 15 с.
9. Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей [Текст] / Т. А. Власова, К. С. Лебединская // Дефектология. - 1990 - №6 - С. 34-45.
10. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер // Возрастная и педагогическая психология/ Под
ред. М.В. Гамезо - М. : Просвещение, 1991. - 176 с.
11. Галкина, Г. Т. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики рук у детей [Текст] / Г. Т. Галкина, T. И. Дубинина- М. : ГНОМ и Д, 2005. - 78 с.
12. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г. Н. Давыдова- М.: 2007, часть 2. - 69 с.
13. Дробинская, А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь [Текст] / А. О. Дробинская- М. : Школьная пресса, 2005. - 95 с.
14. Дудьев, В. П. Взаимосвязь развития двигательной и речевой функциональных систем человека в нормальном и нарушенном онтогенезе [Текст] / В. П. Дудьев // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2006 - № 10. - С. 79-83.
15. Екжанова, Е. А. Программа по изобразительному искусству в специальных школах и классах выравнивания для детей с задержкой психического развития [Текст] / Е. А. Екжанова // Дефектология. - 1991 - № 5. - С. 20-26.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ