Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система работы по коррекции сукцессивной недостаточности у дошкольников с задержкой психического развития средствами хореографии

Работа №96428

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СУКЦЕССИВНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Понятия «сукцессивная недостаточность», «сукцессия» и
«симультность» 6
1.1.1.Значение сукцессивных функций 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой
психического развития 14
1.3. Хореография как форма коррекции психо-физического и
познавательного развития обучающихся с задержкой психического развития 34
1.3.1. Хореография как эффективная форма коррекции сукцессивной недостаточности. Коррекция сукцессивной недостаточности у обучающихся в дошкольной организации с задержкой психического
развития 44
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 47
2.1 Психолого-педагогическая характеристика контингента
обучающихся 47
2.2 Характеристика диагностического инструментария для определения
уровня сукцессивных навыков у дошкольников с задержкой психического развития 48
2.3 Сравнительный анализ полученных результатов 53
ГЛАВА 3. РАБОТА ПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ СУКЦЕССИВНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 56
3.1. Система упражнений по коррекции сукцессивной недостаточности у
дошкольников с задержкой психического развития средствами хореографии 56
3.2. Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных организаций, обучающих детей с задержкой психического развития 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 94

В современном мире существует большое количество методик измерения способностей человеческого мозга и исследований закономерностей его работы. Необычным открытием в этой области стали результаты исследований учёных со всего мира (А. Р. Лурия, Das, Cummins, Bardos...), согласно которым измерения способностей мозга не ограничиваются данными теста IQ и объёма памяти. Существуют также другие параметры, с помощью которых мы можем охарактеризовать уровень развития интеллектуальных способностей человека.
Одним из таких параметров является состояние сукцессивных функций. Благодаря этим функциям мы можем составлять различные абстрактные последовательности, связанные только с предыдущим и последующим звеном. На бытовом уровне это означает способность составлять алгоритмы действий. Например, для того, чтобы почистить зубы, собраться в школу или одеться на улицу. В дальнейшем сукцессивные функции станут основой становления операции планирования.
В исследованиях состояния сукцессивных функций, проведённых Das и Cummins, дети с различной степенью нарушения интеллекта (и задержкой психического развития, и умственной отсталостью) также проявили способности в развитии этой стороны интеллекта [3].
В настоящее время трудно отделить развитие сукцессивных способностей от познавательного и психофизического развития, так как нет конкретных описанных средств и методов осуществления работы в этом направлении. Исследование ориентировано на разработку системы коррекции сукцессивных функций, включающую в себя средства и методы работы. Данная разработка будет актуальна как для хореографов, работающих в учреждениях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, так и для воспитателей. Успешная коррекция сукцессивной недостаточности способствует эффективному развитию способностей в таких областях как чтение, письмо, математика, является базой для дальнейшего успешного обучения детей в школе.
Объект исследования - сукцессивная недостаточность у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте.
Предмет исследования - система коррекции сукцессивной недостаточности у дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования - разработать и составить систему эффективной коррекции сукцессивной недостаточности у дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить особенности развития сукцессивных функций у
дошкольников с задержкой психического развития;
3. Подобрать методики для диагностики состояния сукцессивных функций у дошкольников с задержкой психического развития с помощью хореографии;
4. Разработать систему упражнений по коррекции сукцессивной недостаточности средствами хореографии у дошкольников с задержкой психического развития;
5. Сделать выводы по результатам исследования и на их основании сформулировать методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе исследования были решены все поставленные задачи и сделаны следующие выводы:
1. Сукцессивные и симультанные способы восприятия информации различны по своему функционалу, локализации в головном мозге и темпам развития, но неразрывно связаны в своей реализации в процессе выполнения тех или иных действий. В исследованиях последнего времени доказано, что нормальная работа этих функций (методов восприятия) необходима для обучения таким важным школьным предметам, как чтение, письмо и математика. Недоразвитие сукцессивных и симультанных функций может стать причиной задержки в развитии, вызвать трудности в обучении письму, формировании элементарных математических представлений, пространственных категорий.
2. Доказана важность развития сукцессивных и симультанных функций, так как они являются основой такой важной операции, как планирование, а на более простом уровне помогают без труда выполнять простые бытовые действия. Симультанное и сукцессивное восприятия можно развивать у всех, в том числе и у детей с ЗПР, и с умственной отсталостью. Это новый взгляд на измерение возможностей человеческого мозга (интеллекта), не связанное с IQ человека. Мы можем, опираясь на эти данные, целенаправленно коррегировать сукцессивные и симультанные функции у детей с задержкой психического развития. Это даст большой толчок для их дальнейшего успешного развития.
3. Ранняя и адекватно направленная коррекционная работа является залогом успешного развития ребёнка. Выделяя наиболее часто встречающиеся нарушения у всех детей, имеющих отставание в психическом развитии, стоит обратить внимание на одно из эффективных направлений работы с такими детьми, каким является хореография. Она позволяет воздействовать на широкий спектр нарушений, отставаний в развитии, формируя качественно новые модели или корригируя уже сложившиеся. Важно и то, что хореография включает детей в процесс эмоционально, учит их концентрироваться и получать удовольствие от своей деятельности.
4. Коррекция сукцессивной недостаточности является актуальным и малоизученным направлением работы. Запас знаний детей с ЗПР ограничен, а структуры мыслительных операций примитивны и однообразны. Такие дети интересуются материалом поверхностно, пропуская детали, что в определённой степени связано с недоразвитием у них сукцессивных функций.
5. Наилучшим образом интеллектуальная деятельность
формируется и развивается на основе практической деятельности. Дети с ЗПР усвоят материал или какую-то модель обработки информации лучше в том случае, если ребёнку дали возможность применить знания на практике. Таким образом, чтобы расширить знания детей, построить более сложные связи в их голове, следует использовать активную деятельность. Одной из них является хореография.
6. Дети, которых специалист относит к категории детей с ЗПР, нуждаются в своевременном коррекционном воздействии. Особенности их дизонтогенеза обуславливают потребность в увеличенном количестве занятий по формированию предоставлений об окружающем мире, элементарных математических представлений, развитию речи, мелкой и крупной моторики. Поэтому начинать коррекционную работу следует в дошкольном возрасте.
7. К перечню областей коррекции и развития профилактике сукцессивной недостаточности. Проводя занятия по хореографии, мы закладываем “фундамент”, на котором в дальнейшем будут развиваться такие операции мышления как анализ, синтез и обобщение .
8. Целенаправленная организация образовательной работы по хореографии в детском саду является необходимым фактором воспитательных возможностей в общей системе образования, обладает огромными резервами для эстетического совершенствования ребёнка, его гармоничного духовного и физического развития. Хореография - это начало, база, толчок для будущей физической формы ребёнка, его ритма жизни, развития творчества.
9. В работе с обучающимися, имеющими задержку психического развития, обязательно есть этап адаптации программы в целом и самих занятий в частности. Например, уменьшается время активной деятельности, увеличивается количество повторений, используется больше наглядности. В процессе запоминания танцевальных комбинаций происходит тренировка и автоматизация навыка складывания различных элементов в цепочки, то есть использования в деятельности сукцессивных функций.
10. Грамотно организованное занятие хореографией неизбежно будет корректировать сукцессивную недостаточность, формировать знания, умения и навыки создания последовательностей.
11. Сукцессивные функции отвечают, в том числе, за наше восприятие мира. Это первая ступень в обработке всей поступающей к нам информации. Если искажено восприятие - нарушены все последующие этапы работы с материалом. В итоге в коре головного мозга возникает и фиксируется определённая связь, цепочка, построенная изначально на ошибочном образе. Что затрудняет дальнейшее развитие ребёнка. Искажённый материал трудно изменить вследствие низкой мотивацией детей с ЗПР к рассматриванию деталей и к осознанию сути явлений. Дети тяжело усваивают модель и принцип мышления, за которые отвечают в работе мозга сукцессивные функции.
12. Ведущей деятельностью у дошкольников является игра - именно этот фактор является ведущим при построении всех занятий с детьми этого возраста. Также большую роль играет высокая подвижность (необходимость в выплёскивании энергии) или наоборот апатичность детей с ЗПР, поэтому в каждодневные занятия обязательно включены физкультминутки. Физические упражнения, работа над эмоциями, контроль над своими действиями и эмоциональным состоянием, постоянная игра, перевоплощения и свобода мысли и воображения - всё это в себе объединяют занятия хореографией.
Исходя из результатов проведённого исследования, наблюдаются изменения в состоянии развития сукцессивных функций в положительную сторону, что свидетельствует об эффективности использования хореографии как средства коррекции сукцессивной недостаточности.
Актуальность данного исследования доказана, цель работы достигнута.



1. Bardos, A. N. Performance of normal, reading disabled, and developmentally handicapped students on planning, attention, and coding: A discriminant analysis [Текст] / J. A. Naglieri, A. N. Bardos // Learning disability and planning, attention, simoultaneous, and successive processes. Symposium conducted at the annual meeting of the National Association of School Psychologists, Chicago. - 1988. - p. 293-305
2. Chow, D. Simultaneous and successive cognitive processing in children with nonverbal learning disabilities [Текст] / D. Chow, M. Skuy // School psychology international. - 1999. - № 20(2). - p. 219-231.
3. Das, J. P. Simultaneous and successive processes, language and mental abilities [Текст] / J. Cummins, J. R. Kirby, R. F. German, J. P. Das // Canadian psychological review. - 1979. - № 20(1). - p. 1-11.
4. Filickova, M. The role of simultaneous and successive processing in EFL reading [Текст] / M. Filickova, I. Kovalcikova, I. Ropovik // International journal of psychology. - 2015. - p. 301-312.
5. Jarman, R. F. Simultaneous and successive syntheses and intelligence [Текст] / R. F. Jarman, J. P. Das // INTELLIGENCE. - 1977. - № 1. - p. 151-169.
6. Naglieri, J. A. An Exploratory Study of Planning, Attention, Simultaneous, and Successive Cognitive Processes [Текст] / P. N. Prewett,
A. N. Bardos, A. J. Naglieri // Journal of School Psychology. - 1989. - № 27. - p. 347-364.
7. Naglieri, J. A. Traditional IQ is irrelevant to learning disabilities - intelligence is not [Текст] / J. A. Naglieri, S. M. Reardon // Journal of Learning Disabilities. - 1993. - 26(2). - p. 127-133.
8. Wang, X. Examine the effects of PASS cognitive processes on Chinese reading accuracy and fluency [Текст] / G. K. Georgiou, J. P. Das, X. Wang // Learning and Individual Differences. - 2012. - 22. - p. 139-143.
9. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и
патопсихологии [Текст] / В. М. Астапов. - М.: Международная
педагогическая академия, 1994. - 216 с.
10. Барышникова, Т. К. Азбука хореографии [Текст] / Т. К. Барышникова. - Санкт-Петербург, 2006. - 392 с.
11. Бекина, С. И. Музыка и движение : упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет [Текст] : из опыта работы муз. руководителей дет. садов / С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковина. - М. : Просвещение, 1984. - 288 с.
12. Бирюкова, И. В. Танцевально-двигательная терапия: осуществление в танце жизни [Текст] / И. В. Бирюкова // Психология телесности между душой и телом; ред.сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. — Москва: АСТ МОСКВА, 2005. — С. 520-544.
13. Брызжева, Н. В. Особый ребёнок — обычное детство [Текст] / Н. В. Брызжева, А. И. Григорьева; ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». - Тула, 2013. - 110 с.
14. Бурмистрова, И. Школа танцев для юных [Текст] / И. Бурмистрова, К. Силаева. - Спб. : Терция 2003. - 237 с.
15. Вельмова, С. П. Психологические особенности детей дошкольного возраста с ЗПР [Электронный ресурс] : Социальная сеть работников образования / С. П. Вельмова. - URL : https://nsportal.ru/detskiy- sad/materialy-dlya-roditeley/2013/06/29/psikhologicheskie-osobennosti-detey- doshkolnogo (дата обращения 10.01.2019).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ