ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Онтогенетические аспекты становления фонематических процессов
и их значение для развития детей дошкольного возраста 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с
псевдобульбарной дизартрией 12
1.3. Особенности формирования фонематических процессов у
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 25
2.1. Организация, принципы и методика констатирующего
эксперимента 25
2.2. Результаты и анализ логопедического обследования 34
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 42
3.1. Содержание и методика формирующего эксперимента по развитию
фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по обучению грамоте 42
3.2. Проведение контрольного эксперимента и анализ его результатов.... 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 100
Представленная выпускная квалификационная работа посвящена вопросу развития фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по обучению грамоте.
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями речи, в том числе детей с нарушениями в формировании фонематических процессов. Развитые фонематические процессы являются важным фактором становления речевой системы в целом. Из-за недостаточной сформированности фонематического восприятия у детей могут наблюдаться нарушения звукопроизношения, страдает лексико¬грамматический строй речи, словарный запас, происходит отставание в развитии связной речи. При несвоевременной коррекции нарушений фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией возникнут трудности в овладении письмом и чтением. Эти дети составляют группу риска по школьной неуспеваемости.
Состояние фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией изучали Р. Е. Левина [25; 26], В. К. Орфинская, Т. Б. Филичева [47; 48], Г. В. Чиркина [51], Н. Х. Швачкин [53], Д. Б. Эльконин [55] и другие.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Именно поэтому одной из актуальных проблем логопедии является изучение состояния фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и разработка содержания эффективной логопедической работы по развитию фонематических процессов у данной категории детей для предупреждения возможных затруднений в овладении письменной речью.
Объект исследования - состояние фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по обучению грамоте.
Цель исследования - определить основные направления и содержание логопедической работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по обучению грамоте и экспериментально проверить ее эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по вопросам психолого-педагогической характеристики детей с псевдобульбарной дизартрией, онтогенетических закономерностей развития фонематических процессов и их развития при псевдобульбарной дизартрии;
2. Выявить состояние фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, проанализировать полученные результаты;
3. Определить направления и содержание логопедической работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по обучению грамоте, провести формирующий эксперимент и оценить его эффективность.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические - теоретический анализ специальной литературы по теме исследования.
2. Эмпирические - наблюдение, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, изучение психолого-педагогической и медицинской документации дошкольников.
3. Статистические - количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 392 (г. Екатеринбург, ул. Победы, д. 5, литер А).
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Исследование, проведенное в представленной выпускной квалификационной работе, дает возможность охарактеризовать состояние фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, а также определить наиболее эффективные пути преодоления выявленных в процессе констатирующего эксперимента нарушений. Анализ научной литературы по теме исследования показал, что нарушение фонематической стороны речи является распространённым вторичным проявлением, серьезно осложняемым структуру первичного дефекта (нарушения фонетической стороны речи) у детей с дизартрией, и позволил заключить, что формирование и развитие фонематических процессов имеет первостепенное значение для становления речевой функциональной системы в целом, и является важнейшим аспектом подготовки детей к обучению в школе.
Целью работы было определить основные направления и содержание логопедической работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по обучению грамоте и экспериментально проверить ее эффективность. Поставленная цель была достигнута за счет решения задач, сформулированных во введении.
Для осуществления констатирующего эксперимента было отобрано 10 детей с логопедическим заключением - общее недоразвитие речи III уровня, псевдобульбарная дизартрия, которые вошли в состав экспериментальной группы. Констатирующий эксперимент проводился в форме логопедического обследования по методике Трубниковой Н. М.
В ходе констатирующего эксперимента у детей экспериментальной группы наблюдались следующие проявления: недостаточно сформированы процессы дифференциации звуков; затруднение определения места звука в слове, неспособность различать слова - квазимонимы, затруднение в определении количества звуков в словах; пропуск согласных звуков при их стечении; соскальзывание с выделения звуков на выделение слогов; включение лишних звуков в слова; перестановки звуков; сочетание пропусков звуков с соскальзыванием на выделение слогов; сочетание пропусков звуков с добавлением лишних звуков.
Представленные результаты свидетельствуют о недостаточном уровне развития фонематической стороны речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Из чего следует, что обучающимся необходима логопедическая работа по развитию фонематических процессов, что делает вопрос о логопедической помощи по преодолению трудностей фонематической стороны речи важным и актуальным.
После изучения особенностей организации и принципов коррекционной работы был проведен ряд занятий, направленных на развитие фонематических процессов у обучающихся на занятиях по обучению грамоте. Превалирующая роль в коррекционной работе принадлежала развитию фонематических процессов. Вследствие чего была получена положительная динамика у обучающихся по сравнению с их прошлыми результатами, что доказывает эффективность проделанной работы.
Обучающиеся стали лучше различать фонемы, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам; допускали меньше ошибок в повторении слогового ряда за логопедом; у дошкольников уже не вызывало затруднений задание, в котором нужно придумать слова на заданный звук; дети стали лучше дифференцировать звуки, определять место заданного звука в словах, определять наличие звука в слове, раскладывать картинки в два ряда по признаку оппозиционности звуков.
Дошкольники стали лучше определять количество звуков, слогов в слове, слов в предложении. Научились последовательно выделять каждый звук в словах, придумывать слова на заданное количество звуков и слогов. Прослеживается положительная динамика и в определении количества гласных и согласных звуков в слове, в сравнении слов по звуковому составу. Задание, в котором нужно переставить, заменить или добавить звуки и слоги, чтобы получилось новое слово - уже не вызывало таких затруднений у дошкольников. Обучающиеся поняли в чем заключается смыслоразличительная роль фонемы и научились различать слова-паронимы.
Таким образом, можно сформулировать ряд выводов:
1. Достаточный уровень развития фонематических процессов положительно влияет на формирование всей речевой функциональной системы.
2. Фонематические процессы положительно влияют на овладения детьми навыками чтения и письма.
3. Достаточный уровень развития фонематических процессов является необходимым условием для успешного обучения в школе.
4. Эффективная, своевременная логопедическая работа по формированию и развитию фонематических процессов необходима для дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, она способствует предупреждению дисграфии, облегчению корректирование звукопроизношения, и способствует овладению навыком чтения.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М. : Академия, 2000. — 400 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. — М. : ACT: Астрель, 2008. — 254 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. — М. : АСТ: Астрель, 2007. — 319 с.
4. Бабина, Г. В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи / Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] / Г. В. Бабина, Н. А. Грассе. — М. : МОДЭК, 2001. — 192 с.
5. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] / Л. О. Бадалян. — М. : Академия, 2000. — 384 с.
6. Бадалян, Л. О. Руководство по неврологии раннего детского возраста [Текст] / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, Н. М. Всеволожская. — М. : Просвещение, 1980. — 532 с.
7. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В. И. Бельтюков. — М. : Педагогика, 1977. - 176 с.
8. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. — М. : ВЛАДОС, 2009. — 287 с.
9. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст] / Т. Г. Визель. — М. : АСТАстрель Транзиткнига, 2005. — 384 с.
10. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. — М. : ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. — М. : Лабиринт, 1999. — 352 с.
12. Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша. — М. : Просвещение, 1992. — 52 с.
13. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка [Текст] / А. Н. Гвоздев. — М. : АПН РСФСР, 1949. — 268 с.
14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. — М. : Просвещение, 1961. — 137 с.
15. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С. Ю. Головин. — Минск. : Харвест, 1998. — 301 с.
...