Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Предупреждение нарушений письма у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по обучению грамоте в детском саду

Работа №96425

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Психофизиологические основы письма 7
1.2. Психолого-педагогическая и речевая характеристика дошкольников
с псевдобульбарной дизартрией 12
1.3. Особенности нарушений письма у детей с псевдобульбарной
дизартрией 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 25
2.1. Цели, задачи, принципы и организация обследования
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по обучению грамоте 25
2.2. Методика обследования дошкольников с псевдобульбарной
дизартрией 28
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ НА УРОКАХ ПО ОБУЧЕНИЮ
ГРАМОТЕ 38
3.1. Основные цели, задачи, принципы и основные направления
логопедической работы с дошкольниками с псевдобульбарной дизартрией 38
3.2. Содержание логопедической работы по предупреждению
нарушений письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на уроках по обучению грамоте 40
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 86


Одной из распространённых проблем, в настоящее время, встречающаяся у учеников начальной школы, это - нарушение письма. Почти все предметы, которые изучаются по школьной программе опираются именно на письмо. Когда дети осваивают навык не в полном объеме, то в дальнейшем возможны различные трудности по школьным предметам. Поэтому у ребенка может понизиться самооценка, у ребенка ухудшится успеваемость по школьным предметам и даже появление нежелания учиться. Работа над предупреждением нарушения письма должна начинаться с дошкольного возраста, тем более у детей с нарушениями речи. Письма - достаточно сложная и осознанная форма речи и речевой деятельности, так считает современная отечественная психология и дефектология.
Такие процессы, как зрительное, пространственное и фонематическое восприятие, а также двигательные процессы - кинестетической и кинетической природы входят в содержание письма. В симптомокомплекс при псевдобульбарной дизартрии входят разнообразные виды нарушений: неврологические; нарушения общей и мелкой моторики; просодики; фонематического восприятия; фонетической стороны речи; пространственных представлений; лексико-грамматической стороны речи, связной речи и т.д. Возможность нарушения письма у детей с псевдобульбарной дизартрией высока. Исследованием этой проблемы занимались Каше Г.А., Чиркина Г.В., Ястребова А.В. и другие. Ими разработаны содержание, направления и методы по предупреждению нарушений письма у дошкольников. Но эта проблема остается до конца не изученной. Все вышесказанное говорит о том, что проблема профилактики нарушений письма у дошкольников с дизартрии относится 5 к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных.
Объект исследования - звукопроизносительная сторона речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - процесс предупреждения нарушений письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования - экспериментально изучить состояние звукопроизношения и фонематических процессов, определить содержание логопедической работы по профилактике нарушения письма для дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, апробировать ее и оценить результаты.
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить исследуемую проблему предупреждения нарушений письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по обучению грамоте при изучении специальной научной, методической литературы в области современной теории и практики специальной психологии и логопедии.
2. Определить основные принципы, цели и задачи, алгоритм проведения, содержание методик исследования при изучении уровня сформированности моторной стороны, фонематических процессов и звукопроизносительного компонента речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в рамках констатирующего эксперимента.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать содержание коррекционной работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по обучению грамоте и выявить взаимосвязь характера динамики коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи и уровня сформированности моторной сферы, фонематических процессов и звукопроизносительного компонента речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на уроках по обучению грамоте в процессе организации специальной логопедической работы.
Методы исследования:
- теоретические: изучение психолого-педагогической и специальной
литературы;
- эмпирические: изучение документов, эксперимент;
- статистические: методы количественной обработки результатов.
База исследования:
МАДОУ «Детский сад №41» в городе Верхняя Пышма.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Письменная речь представляет собой функциональную систему, включающую в себя множество взаимосвязанных операций и имеющую сложную мозговую организацию. Целью нашего исследования было экспериментальное изучение состояния звукопроизношения и фонематических процессов, определение содержание логопедической работы по профилактике нарушения письма для дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, апробировать ее и оценить результаты.
В начале нашего исследования были поставлены определенные задачи. Первая - теоретически изучить исследуемую проблему. Изучив необходимую литературу по проблеме исследования, мы можем сделать вывод о том, что у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией присутствуют нарушения моторики, звукопроизносительной стороны речи и нарушение фонематических процессов, а именно фонематический слух, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. У детей с псевдобульбарной дизартрией наблюдается вторичная недостаточность фонематических процессов, что связано с нарушением четкой артикуляции звуков и с несформированными кинестезиями.
Основываясь на исследованиях Н. Х. Швачкина, В. И. Бельтюкова, Е. Ф. Соботович, Л. В. Лопатиной, мы выяснили, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без коррекции фонематических процессов. Это дает нам основания сделать вывод о том, что дети с псевдобульбарной дизартрией нуждаются в обучении, которое не только способствовало правильному звукопроизношению, но и развивало бы у них фонематические процессы.
Второй задачей стояло определить основные принципы, цели и задачи, алгоритм проведения, содержание методик исследования при изучении уровня сформированности моторной стороны, фонематических процессов и звукопроизносительного компонента речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в рамках констатирующего эксперимента.
По результатам обследования у 100% детей имеется нарушение общей и артикуляционной моторики. Мы выявили данные нарушения с помощью определенных проб. Нарушения звукопроизношения отмечалось у всех детей (100%). У половины детей (50%) - мономорфное нарушение
звукопроизношения, которое характеризуется нарушением только одной фонетической группы. У другой половины детей (50%) выявился полиморфный характер нарушения, которые проявляется в нарушении звуков из нескольких фонетических групп. Чаще всего страдало произношение сонорных звуков [р] и [л] (90%) , затем - шипящих и свистящих (60%). В ходе обследования звукопроизношения не было обнаружено нарушений звукопроизношения гласных звуков (I и II рядов) (0%). Встречались следующие нарушения звукопроизношения: замены, отсутствие, искажение и не полностью автоматизированные звуки.
Малая выразительность речи характерна для 70% обследуемых детей. (20%) имеют ускоренный темп речи, (30%) - замедленный. У 60%
обследуемых дошкольников слабый выдох, и только у (40%) - дыхание в норме. Голос у 40% детей тихий, у 10% - громкий, у 10% - имеет назальный оттенок.
Обследования фонематического слуха выявили затруднения при дифференциации шипящих и свистящих у 80% обследованных детей. У 40% - обнаружены затруднения в дифференциации соноров, у 50% имеются нарушения распознавания глухих и звонких звуков.
Таким образом, на основании полученных данных можно предполагать, что у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией возможно появление нарушений письма, а именно артикуляционно-фонематической формы дисграфии.
И, последняя задача нашего исследования заключалась в том, чтобы пределить, теоретически обосновать и апробировать содержание коррекционной работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по обучению грамоте и выявить взаимосвязь характера динамики коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи и уровня сформированности моторной сферы, фонематических процессов и звукопроизносительного компонента речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на уроках по обучению грамоте в процессе организации специальной логопедической работы.
В 3 главе были проанализированы методики Г. А. Каше. Анализ методик показал, что профилактика артикуляторно - фонематической дисграфии дошкольников с псевдобульбарной дизартрии осуществляется посредством коррекции моторной сферы, звукопроизношения, развития фонематического слуха и восприятия. На основе данных методик был разработан план коррекционной работы, который включал в себя коррекцию всех вышеперечисленных разделов с учетом индивидуальных особенностей детейДля каждого ребенка определялся индивидуально коррекционная работа для моторной сферы, речевых функций. На групповых занятиях проводилась работа по развитию фонематических процессов. На каждом групповом занятии планировалась и осуществлялась работа по развитию слухового восприятия, слуховой памяти, мыслительных операций. По окончании обучающего эксперимента для оценки эффективности был проведен контрольный эксперимент по тем же направлениям и методикам, что и на этапе констатирующего эксперимента. Результаты свидетельствуют о некотором улучшении показателей развития речи. Наиболее успешно была проведена работа по коррекции звукопроизношения и фонематического слуха на свистящие и шипящие звуки. Дети овладели простыми приемами звуко-слогового анализа, повысились показатели слухового восприятия.
Из всего вышесказанного можно говорить о том, что выбранные методики по коррекции речевых функций детей с ФФНР с псевдобульбарной дизартрией эффективны и можно применять их в логопедической работе.



1. Анохин, П. К. Очерки по физиологи функциональных систем [Текст] / П. К. Анохин. - М. : Медицина, 1975. - 458 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова.
- М. : АСТ, 2007. - 343 с.
3. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1964. - 91 с.
4. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская.
- М. : ACT: Астрель, Хранитель, 2006. - 141 с.
5. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития [Текст] / Е. Н. Винарская.
- М. : Просвещение, 1987. - 160 с.
6. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
7. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования [Текст] / Т. В. Волосовец. - М. : Академия, 2000. - 200 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский.
- М. : Лабиринт, 1996. - 416 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н . Гвоздев. - СПб. : Детство-пресс, 2007. - 472 с.
10. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1985. - 112 с.
11. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин.
- М. : АПН, 1958. - 370 с.
12. Иншакова, О. Б. Логопедический альбом [Текст] / О. Б. Иншакова.
- М. : Издательство ВЛАДОС, 2017. - 279 с.
13. Каше, Г. А Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г. А. Каше. - Подольск. : Литер, 2007. - 206 с.
14. Киселёва, В. А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии [Текст] / В. А. Киселёва. - М. : Школьная пресса, 2007. - 72 с.
15. Ковалько, В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: средняя, старшая, подготовительная группа [Текст] / В. И. Ковалько.
- М. : Вако, 2011. - 176 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ