ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СПЕЦИ¬АЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Проблемы конструктивной деятельности в современной психолого-
педагогической литературе 8
1.2. Проблемы мелкой моторики в современной психолого-педагогической
литературе 13
1.3. Характеристика детей с нарушением интеллекта 16
1.4. Особенности развития мелкой моторики в конструктивной
деятельности нормально развивающихся дошкольников 24
1.5. Особенности развития мелкой моторики в конструктивной
деятельности дошкольников с нарушением интеллекта 31
1.6. Обучение навыкам конструирования - основные виды работы, приемы
и методы 42
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ 49
2.1. Выявление уровня развития мелкой моторики старших дошкольников
с нарушенным интеллектом - констатирующий этап исследования 49
2.2. Система коррекционных занятий по конструированию для
дошкольников с нарушенным интеллектом - формирующий этап
исследования 61
2.3. Результаты контрольного эксперимента по развитию мелкой моторики
у старших дошкольников с умственной отсталостью при помощи конструктивной деятельности 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 18 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 19 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 20 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 21 102
В психологии детей с нарушениями в интеллектуальном развитии большое значение имеет поиск резервных путей формирования интеллектуальной деятельности, способствующих коррекции и компенсации интеллектуальной недостаточности.
Несовершенство возможностей формирования логического мышления дошкольников с умственной отсталостью предполагает необходимость максимальной компенсации за счет относительно сохранного образного мышления. Потенциалом для этого служат детские виды продуктивной деятельности.
Конструктивная деятельность, как отдельный вид психической деятельности, имеет значительное место в общем уровне сформированности психического развития дошкольников. Об этом говорят исследования ученых: В. В. Брофман, Н. Н. Поддьякова, В. В. Холмовской [5, 40, 50]. Так же, мы знаем, что у дошкольников с умственной отсталостью ослаблено и развитие детских видов творчества и конструктивный праксис. Соответственно, целенаправленное формирование конструктивной деятельности в детском саду, является актуальной задачей для педагогов, работающих с такими детьми. Отметим, что конструктивная деятельность дошкольников, обладает большим диагностическим и коррекционным потенциалом.
Конструктивная деятельность имеет элементы творчества и требует самостоятельных решений. Для данной деятельности необходима подготовка ребёнка. Ему нужно уметь решать задачи творческим путем.
Воспринимая предмет конструктивной деятельности как объем сенсорной информации, дошкольник не может во всем объеме самостоятельно изучить исходную информацию о предмете. Используя сравнение и соответствующие словесные обозначения, учитель может успешно развивать у дошкольников навыки, нужные для предметной и конструктивной деятельности ребенка. К таким навыкам можно отнести умение выделять отдельные части из сложного целого, отличающиеся по характеристикам. Качество запоминаемой информации находится в зависимости от состояния рецепторных аппаратов, вегетативной нервной системы и высшей психических функций ребенка. Детям нужно уметь хорошо ориентироваться в окружающем пространстве и отмечать особенности расположения там плоскостных фигур и тел.
В наше время определено направление работы по развитию конструктивной деятельности у детей с нарушенным интеллектом дошкольного возраста в коррекционных дошкольных учреждениях, составлены программные требования к преподаванию, что нашло место в коррекционной программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста данной категории.
В ФГОС дошкольного образования конструирование включено в необходимую часть основной обучающей программы. Конструирование решает важные образовательные и коррекционные задачи. В ходе конструирования дети приобретаются знания, навыки построения, целостного восприятия, наблюдения. Способствует формированию памяти, воображения, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. У старших дошкольников развивает произвольное внимание, также развивает умение планировать, анализировать и прогнозировать.
Актуальность работы определяется тем, что формирование мелкой моторики неразрывно связано с формированием познавательной сферы, а также с эмоциональными и волевыми процессами психики. У детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью уровень сформированности мелкой моторики сильно влияет на формирование познавательной деятельности и отражается на способности к обучению. Развитие мелкой моторики, как одно из важных условий формирования познавательной деятельности, предоставляет возможности хорошего обучения, проводимого с помощью всех доступных технологий. Решение проблемы у детей с интеллектуальной недостаточностью максимально успешно реализуется во всех видах деятельности, где особое место отводится конструированию.
Актуальность данного вопроса определили тему нашего исследования: «Развитие мелкой моторики в процессе конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушенным интеллектом».
Объект исследования: особенности развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: конструктивная деятельность как средство развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта.
Цель исследования: выявить влияние конструктивной деятельности на динамику развития мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников.
2. Отметить особенности динамики развития ручной моторики у детей с нарушением интеллекта.
3. Выявить закономерность влияния занятий по конструктивной деятельности с динамикой развития мелкой моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
4. Составить рекомендации по коррекции ручной моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью для педагогов.
Гипотеза исследования: при специальной организации занятий по конструктивной деятельности, проводимых с учетом возрастных особенностей психики умственно отсталых дошкольников, мелкая моторики у детей будет развиваться быстрее.
В данной работе использовались следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Анализ результатов констатирующего эксперимента.
4. Наблюдение за деятельностью ребенка.
5. Опрос, беседа детей.
6. Обработка полученных в ходе контрольного эксперимента результатов.
Структура работы: данная выпускная квалификационная
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, представленного 50 источниками и 21 приложения.
Экспериментальная база исследования: дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №203 г. Екатеринбурга. Количество испытуемых - 13 детей в возрасте 6-7 лет с нарушением интеллекта.
Анализ психолого-педагогической литературы и результатов исследования уровня сформированности ручной моторики у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью показал, что данная проблема актуальна.
Ручная моторика играет большую роль в повседневной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта. Она обеспечивает длительное сосредоточение и концентрацию на одном процессе, активизирует и замедляет психические процессы, способствует включенности в деятельность.
У дошкольников с нарушением интеллекта существуют грубые нарушения ручной моторики, которые препятствуют формированию целенаправленности, уменьшают работоспособность. Всё это усложняет организацию обучения детей в коррекционном учреждении. Исходя из этого, поиск путей и методов, способствующих компенсации дефектов развития ручной моторики у дошкольников с умственной отсталостью является важным направлением.
Исходя из результатов первого этапа исследования, мы можем сделать вывод, что развитие мелкой моторики у детей страдает. У них недоразвиты все свойства ручной моторики, но у всех испытуемых в разной степени. У большинства детей страдает концентрация, объём усваиваемой информации. Также у некоторых детей наблюдается усидчивость и концентрацию.
На втором этапе исследования нами было проведено 10 занятий по конструированию с целью развития ручной моторики у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Главной задачей во время занятий было организовать их максимально понятными и легко выполнимыми, при этом используя конструирование.
Для достижения поставленных задач необходимо развивать ручную моторику, путем усложнения заданий. Нарушения ручной моторики у дошкольников с нарушением интеллекта можно корректировать во время стимулирования ослабленных психических функций, формирую при этом организованность, точность движений.
На контрольном этапе исследования мы повторили методики констатирующего этапа. После сравнения результатов констатирующего и контрольного экспериментов, были сделаны выводы, что под влиянием системы коррекционных занятий способности дошкольников несколько расширились. Они стали охотнее выполнять однотипную работу, отмечать и анализировать происходящее, стали самостоятельнее, внимательнее.
Они лучше справляются с ножницами, меньше вылезают за контур рисунка, распределяют пластилин тоньше чем раньше, отщипывают пропорциональные кусочки. При работе с бумагой, клочки у них получаются меньше, приклеивают лучше.
Получается, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое неполное подтверждение в ходе нашего эксперимента. Цели и задачи выпускной квалификационной работы выполнены.
Несмотря на это, вопрос развития ручной моторики у старших дошкольников с нарушением интеллекта является актуальной в настоящий момент. Поэтому мы думаем, что сформулированные нами рекомендации и занятия по конструктивной деятельности, направленные на формирование ручной моторики, будут полезны родителям, воспитателям и дефектологам в коррекции данных нарушений у старших дошкольников в специальных коррекционных учреждениях.
1. Антакова-Фомина, Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук [Текст] / Л. В. Антакова-Фомина. - М.: Просвещение, 1974. - 513 с.
2. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и медицинских психологов [Текст] / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. - М.: МПСИ Модэк, 2006. - 624 с.
3. Богатырева З. Н. Чудесные поделки из бумаги [Текст] / З. Н. Богатырева. - М.: Педагогика, 1987 - 184 с.
4. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-методическое пособие [Текст] / Н. Ю. Борякова. - М.: Гном-Пресс, 1999. - 56 с.
5. Брофман, В. В. Об образовательном решении познавательных задач [Текст] / В. В. Брофман // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. -С.30¬38.
6. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст]. / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 175 с.
7. Воспитание и обучение во вспомогательной школе [Текст] / под ред. В. В. Воронкова. - М.: Школа-ПРЕСС, 1994. - 416 с.
8. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1988. - 500 с.
9. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст] / О. П. Гаврилушкина. - М.: Просвещение, 1985. - 72 с.
10. Гаврилушкина, О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей [Текст] / О. П. Гаврилушкина. - М.: Просвещение, 1991. - 130 с.
11. Головина, Т. Н. Особенности изодеятельности учащихся вспомогательной школы [Текст] / Т. Н. Головина. - М.: Педагогика, 1992. - 140 с.
12. Дунаева, З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития [Текст] / З. М. Дунаева. - М.: Советский спорт, 2006. - 144 с.
13. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2005. - 272 с.
14. Еникеева, Д. Д. Популярные основы психиатрии [Текст] / Д. Д. Еникеева. - Д. :Сталкер, 1997.- 380 с.
15. Жаренкова, Г.И. Методы психолого-педагогического изучения аномальных детей [Текст]: методическое пособие / Г.И. Жаренкова, В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Н.В. Яшкова. - М: РСФСР Педагогическое общество, 1981. - 77 с.
...