ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
БИОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ КЛИЕНТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 8
1.1 Сущность и понятие биометрической идентификации и аутентификации
персональных данных клиентов 8
1.2 Использование биометрической системы персональных данных в Российской
Федерации 13
1.3 Характеристика рынка пластиковых карт в Российской Федерации 19
2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕГМЕНТА «ПЛАСТИКОВЫЕ
КАРТЫ» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «АЛЬФА-БАНК» 23
2.1 Краткая характеристика АО «АЛЬФА-БАНК» 23 2.2. Анализ основных показателей финансовой деятельности АО «Альфа -
Банк»
2.3 Анализ объема, динамики развития и обслуживания пластиковых банковских
карт АО « Альфа-Банка» 39
2.4 Проблемы и перспективы развития системы идентификации клиентов в
Барнаульском офисе АО «Альфа-Банк» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
На сегодняшний день тема исследования очень актуальна в связи с активным развитием цифровой экономики идиджитализацией банковской сферы, повышением производительности труда в банковском сегменте российской экономики, а также проблемой благонадежности клиентов банков. Мошенники всех мастей приносят серьезные убытки для кредитных организаций и подрывают стабильность работы всей банковской системы. Технология биометрической идентификации клиентов - один из перспективных способов продвигающий на новый уровень дистанционное обслуживание клиентов, применение искусственного интеллекта в процессе обслуживания и получения банковских услуг. Глобализация и расширение бизнеса требует от банков организации оперативной и удобной системы обслуживания клиентов, а также эффективного мониторинга предоставления банковских услуг. С учетом того, что традиционные способы предоставления услуг клиентам стремительно устаревают, то переход к совокупности применения электронных банковских услуг, операций с банковскими пластиковыми картами и биометрических технологий является одной из современных тенденций развития и повышения производительности труда в банковском бизнесе.
Использование передовых технологий в банковском обслуживании позволяет банкам дифференцированно работать с клиентами в зависимости от их индивидуальных предпочтений, сделать более доступной любую банковскую услугу, минимизировать издержки, усовершенствовать обслуживание, повысить качество предлагаемых банковских услуг, усилить конкуренцию в банковской сфере.
Биометрическая идентификация и аутентификация клиентуры позволяет на ином, более технологическом уровне решать проблему преступности, связанной с мошенническими действиями. В недалеком будущем внедрение такого механизма взаимоотношений позволит перевести всю банковскую систему России на более сложные, перспективные и более безопасные биометрические технологии.
Новизна и актуальность проблемы применения биометрии в повседневной банковской практике определили выбор автора именно этой темы исследования.
Главной целью исследования является формирование теоретических и практических рекомендаций по внедрению и активному применению биометрии в банковской сфере, в первую очередь при работе с банковскими пластиковыми картами.
В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи исследования:
1) исследовать понятие биометрические персональные данные и их использование в банковском секторе;
2) дать характеристику банковских пластиковых карт применяемых в Российской Федерации;
3) сделать анализ основных финансово-экономических показателей АО «Альфа-Банк»;
4) выявить проблемы и дать рекомендации применения биометрии для АО «Альфа-Банк» при проведении операций с пластиковыми картами.
Предметом исследования служат экономические отношения возникающие при идентификации распознавания клиентов в банковском секторе.
Объектом исследования являются деятельность АО «Альфа-Банка» и методы идентификации клиентов, применяемые в кредитной организации для
осуществления банковских операций.
Результаты и выводы исследования получены с помощью ряда методов, таких как экономико-математический,статистический анализ, синтез, индукция и дедукция.
Целью исследования является формирование теоретических и практических рекомендаций по внедрению биометрической идентификации в банковскую сферу.
В первую очередь была изучена теоретическая часть в области биометрических персональных данных, также рассмотрены мнения ряда авторов, которые занимаются проблемами идентификации клиента при помощи биометрической системы. В работе были использованы биометрические технологии применяемые в банковском секторе экономики, по которым мы провели анализ мирового рынка биометрических технологий, а также основные аспекты развития биометрической идентификации в России.
На основе анализа различных точек зрения нами были изучены и сгруппированы теоретические подходы к определению сущности пластиковых карт и проведен анализ рынка банковских пластиковых карт Российской Федерации, выявлены основные особенности и проблемы дальнейшего развития данного сектора, такие как:
1) Плохая развитость технологической инфраструктуры по отношению к другим странам;
2) Плохое взаимоотношение населения с банками, которые сложилась в результате кризисов, что повлекло за собой финансовую нестабильность у кредитных предприятий;
3) проблемы, связанные с безопасностью;
4) финансовая безграмотность населения;
5) высокий уровень риска при осуществлении банковский операций с пластиковыми картами.
В рамках изучения данного исследования нами были рассмотрены основные финансово-экономические показатели, а также был проведен экономический анализ показателей пластиковых карт на рынке, на основании этого анализа мы определили перспективные направления развития биометрической технологии в банковском секторе.
В результате исследования действующей системы идентификации клиентов в офисе АО «Альфа-Банк» в г.Барнаул при оформлении или решении операционных вопросов были выявлены ряд основных проблем:
1) долгое ожидание идентификации клиента при оформлении продукта;
2) невозможность проведение авторизации в онлайн сервисе Альфа Клик без участия работников банка;
3) прохождение авторизации клиента при каждом последующем обращении, которое увеличивает время обслуживания клиента.
Для решения вышеназванных проблем нами предложена установка банкоматов с функцией идентификации клиентов банка при помощи распознаванию по лицу. Такой подход является одним из способов решения текущей проблемы. Данный метод имеет ряд преимуществ. Можно отметить следующие:
1) экономия времени банковского сотрудника и клиента, обратившегося за услугой, что в последствии повлечёт за собой сокращение затрат за выдачу заработной платы и повысит уровень обслуживания;
2) дает возможность для снятия денежных средств без банковской карты;
3) повышает уровень безопасности счета.
1. Инструкция Банка России от 28.06.2017 N 180-И (ред. от 06.05.2019) «Об обязательных нормативах банков» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Режим доступа:ййр://’№№№.сопзи11ап1.ги, свободный. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 20.05.2019.
2. Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. N 110-И "Об обязательных нормативах банков”// Информационно - правовое обеспечение «Гарант»[Электронный ресурс]
Режим доступа: http://base.garant.ru/584347/daf75cc17d0d1b8b796480bc59f740b8/;
3. Бедняк, С.Г. Интернет-банкинг и пластиковые карты / С.Г. Бедняк // Сборник научных трудов 3'№ОгМ. - 2013. - №4. - С. 10-13.
4. Брагина, Е.К. Современные методы биометрической аутентификации: обзор, анализ и определение перспектив развития / Е.К. Брагина, С.С. Соколов // Вестник АГТУ. - 2016. - №1. - С. 40-45.
5. Дегтева, К.Д. Биометрическая идентификация как инструмент банковских
технологий / К.Д. Дегтева, А.П. Кузнецова // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39). Режим доступа:
https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(39).pdf Дата обращения: 25.10.2018
6. Добрякова, Г.Э. Проблемы идентификации в информационных системах / Г.Э. Добрякова // Правовая информатика. - 2014. - №3. - С. 28-32.
7. Довгаль, В.А. Анализ перспективных методов поведенческой биометрии для аутентификации пользователей / В.А. Довгаль, Д.В. Довгаль // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. - 2017. - №3 (206). - С. 139-142.
8. Достов, В.Л. Новые концепции в осуществлении процедур идентификации / В.Л. Достов, А.Д. Козырева, П.М. Шуст // СРРМ. - 2017. - №4 (103). - С. 16-21
9. Достов, В.Л. Удаленная идентификация клиентов в России: основные особенности и последствия для банков / В. Достов, П. Шуст // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. - 2018. - №1. - С. 16-22.
10. Мельникова, И.Н. Проблемы и перспективы развития технологий безналичных расчетов с помощью банковских пластиковых карт / И.Н. Мельникова // Вестник Брянского государственного университета. - 2013. - №3. - С. 216-219.
11. Мансурова, Г.И. Классификация банковских карт и особенности их использования / Г.И. Мансурова, А.П. Мансуров // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №4.- С. 14-21
12. Нариков, Г.С. Общегосударственная платежная система и развитие электронных носителей денег: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Г.С. Нариков. - Хабаровск, 2001. - С. 206.
13. Приезжева, А.А. Федеральный закон «О персональных данных»: научно - практический комментарий (постатейный) / Приезжева А.А., Гафурова А.Х., Доротенко Е.В., Контемиров Ю.Е. - М.: Редакция «Российской газеты», 2015. - С. 176.
14. Прокофьев, А.А. Проблемы безопасности в сфере интернет-банкинга / А.А. Прокофьев // Банковское право. - 2016. - №6. - С. 62-66.
15. Рождественская, Т.Э. Публичное банковское право: учебник для магистров / Т.Э. Рождественская, А.Г. Гузнов. - М.: Проспект, 2016. - С. 448.
16. Рудская, Е.Н. Биометрические инструменты для бизнеса / Е.Н. Рудская // Актуальные вопросы современной науки. - 2013. - № 30. - С. 102-111.
17. Секерин, В.Д. Банковский менеджмент. Учебник / В.Д. Секерин, С.С. Голубев. - М.: Проспект, 2016. - С 224.
18. Селищев, А.С. Деньги. Кредит. Банки. Учебник / А.С. Селищев. - М.: Проспект, 2017. - С 304.
19. Семенихин, В.В. Банковские карты / В.В. Семенихин // Бухгалтер и закон. - 2007. - №5(101). - С. 21-33.
20. Тамаров, П. Опыт европейской регуляторики как драйвер развития российской платежной индустрии / П.Тамаров // Банковское обозрение. - 2017. - №1. - С. 64-65.
21. Тарасенко, О.А. Банковские карты - правовое регулирование, понятие и классификация / О.А. Тарасенко, Т.А. Андронова // Право и экономика. - 2016. - №1. - С. 45-50.
22. Тедеев, Л.Л. Информационное право: учебник. / Л.Л. Тедеев. - М.: Эксмо, 2005. - С. 464.
23. Трачук, А.В. Платежный ландшафт. Состояние и перспективы наличных и безналичных расчетов / А.В. Трачук // Деньги и кредит. - 2014. - №8. - С. 20-29.
24. Хоменко, Е.Г. Национальная система платежных карт и ее значение для национальной платежной системы России / Е.Г. Хоменко // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - №5. - С. 63-71.
25. Хоменко, Е.Г. Национальная платежная система Российской Федерации и ее элементы: Монография / Е.Г. Хоменко, О.А. Тарасенко. - М.: Проспект, 2016. - С. 106.
26. Хоменко, Е.Г. Устойчивость национальной платежной системы России и факторы, на нее влияющие / Е.Г. Хоменко // Банковское право. - 2016. - №6. - С. 41-46.
27. Шакер, И.Е. Использование биометрической аутентификации и перспективы ее применения в банковской системе России / И.Е. Шакер // Экономика и управление. - 2016. - №5. - С. 83-89.
28. Стратегия повышения финансовой доступности в Российской Федерации
на период 2018 - 2020 годов: (одобрено Советом директоров Банка России
26.03.2018) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс].Дата
обращения: 22.05.2019
29. Биометрическая идентификация [Электронный ресурс]. ПРЕ: 11Пр:/Аууу.1сс11р ortal.ru/glossary/biometricheskaya_identifikaciya.html, Дата обращения: 22.04.2019
30. Иди на голос: какие угрозы несет падение качества биометрии. [Электронный ресурс]. ПРЕ: https://www.gazeta.ru/business/2019/03/26/12266726.shtm 1Дата обращения: 22.05.2019
31. Обзор международного рынка биометрических технологий и их применение в финансовом секторе [Электронный ресурс]. - М., 2018. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/fintech/analiticheskie-materia1y/ - Дата обращения: 19.05.2018.
32. Официальный сайт издательского дома «Коммерсантъ» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.kommersant.ru; Дата обращения: 21.05.2019
33. Официальный сайт российского медиахолдинга «РБК» [Электронный ресурс] - Режим доступа:ййрз://’№№№.гЬс.ги;Дата обращения: 22.05.2019
34. Официальный сайт АО «Альфа-Банк» [Электронный ресурс] - Режим доступа: ййрз://а11аЬапк.ги;Дата обращения: 25.05.2019
35. Официальный сайт новостного агентства «banki.ru» [Электронный ресурс] - Режим доступа: ййрз://'№№№.Ьапктги;Дата обращения: 19.05.2019
36. Официальный сайт новостного агентства «М24» [Электронный ресурс]- Режим доступа: ййрз://’№№№.ш24.ги/пе’№з/1еЬпо1одп/09112018/53239?и1:ш_зоигсе=Сор уВиГ - Дата обращения: 22.05.2019
37. Официальный сайт новостного агентства «360» [Электронный ресурс] - Режим доступа: ййрз://3601у.ги/пе’№з/1екз1/Ьюше1:псз-Ьапк-зуз1:еш/Дата обращения: 29.05.2019
38. Официальный сайт АО «Альфа-Банк» [Электронный ресурс] // Консолидированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО и аудиторское заключение независимого аудитора за период, закончившийся 31 декабря 2017 года//. - Режим доступа: ййрз://а11аЬапк.ги/173/аЬои1/аппиа1герог1/шзГо/шзГо17.рйГ,свободный. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 29.05.2019.
39. Официальный сайт АО «Альфа-Банк» [Электронный ресурс] // Дебетовые карты для частных лиц//. - Режим доступа:ййрз://а1ГаЬапк.ги/еуегуйау/йеЬй- сагйз/,свободный. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 22.05.2019.
40. Официальный сайт АО «Альфа-Банк» [Электронный ресурс] // Услуги для малого бизнеса и ИП//. - Режим доступа:ййрз://а11аЬапк.ги/зше//,свободный. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 22.05.2019