Логопедическая работа по устранению недостатков звукопроизношения
у обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
III уровня и легкой степенью дизартрии
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Закономерности формирования звукопроизношения у обучающихся в
норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии и ОНР III уровня 13
1.3. Особенности звукопроизношения у обучающихся дошкольного
возраста с легкой степенью дизартрии и ОНР III уровня 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 24
2.1. Цели, задачи и методика исследования 24
2.2. Характеристика устной речи обучающихся дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи и дизартрией 25
2.3. Анализ результатов фонетической стороны речи у обучающихся
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и дизартрией 33
2.4. Результаты обследования фонематического восприятия 37
2.5. Результаты обследования фонематического слуха 40
ГЛАВА 3. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 43
3.1. Анализ методической литературы 43
3.2. Организация и содержание контрольного эксперимента 47
3.3. Результаты контрольного эксперимента 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 90
В младшем дошкольном возрасте язык становится способом изучения окружающего мира, общения и мышления ребенка. Трудный и длительный процесс овладения речи заканчивается к этому возрасту. Распространенным речевым нарушением у дошкольников является дизартрия, которая имеет стремление к существенному росту. Данной проблемой занимались Е. Н. Винарская [5], Л. В. Лопатина [22], Е. М. Мастюкова [26] и другие. Однако, несмотря на подробное описание проблемы, вопрос остается актуальным, так как одной из самых многочисленных групп детей с нарушением речи, являются дети с дизартрией.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [32].
Л. С. Волкова [7,8], в своих работах указывает, что нарушения звукопроизношения при дизартрии выражается в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. При легких случаях наблюдаются отдельные искажения звуков, смазанная речь, в более тяжелых заметны искажения, замены и пропуски звуков.
По данным Л. В. Лопатиной [22], Е. Ф. Архиповой [1] дефекты звукопроизношения при легкой степени дизартрии проявляются в сближении артикуляционных укладов звуков, в смягчении согласных звуков из-за повышенного тонуса языка, в замене сложных по артикуляции звуков на более простые. Данные дефекты не поддаются самокоррекции и выражают негативное влияние на формирование фонематических процессов. Недоразвитие фонетической стороны речи может быть причиной неуспеваемости данной категории детей в период школьного обучения. Поэтому раннее выявление и корректирование общего недоразвития речи могут служить профилактике школьной неуспеваемости. В связи с этим раннее выявление детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня и легкой степени дизартрии, а так же планирование коррекционной работы является актуальной проблемой.
Объект исследования - изучение звукопроизношения у обучающихся дошкольного возраста с ОНР III уровня и легкой степенью дизартрии.
Предмет исследования - определение направлений и содержания работы по коррекции дефектов звукопроизношения у обучающихся с ОНР III уровня и легкой степенью дизартрии.
Цель исследования - определить систему коррекционной работы по устранению недостатков звукопроизношения у обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речиШ уровня и легкой степенью дизартрии.
Задачи исследования
1. Изучить научно-методическую литературу по устранению недостатков звукопроизношения
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение причин механизма и проявления дефектов звукопроизношения
3. Спланировать и провести обучающий эксперимент, направленный на коррекцию звукопроизношения и развитию фонематического слуха
4. Оценить эффективность проделанной коррекционной работы
В процессе работы использовались следующие методы:
• теоретический: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
• эмпирический: проведение констатирующего эксперимента,
проведение обучающего и контрольного экспериментов;
Первоначальной методологической основой выпускной
квалификационной работы являются положения, разработанные в отечественной логопедии и психологии:
1. О единстве диагностики и коррекции развития (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия).
2. О системности языка, тесной связи развития речи с другими сторонами психической деятельности (Л. А. Венгер, Е. Н. Винарская, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина и др.).
3. О поэтапном формировании умственных действий (П. Я. Гальперин).
Структура выпускной квалификационной работы на тему «Система работы по устранению недостатков звукопроизношения у обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и легкой степенью дизартрии» состоит из:
• введения, в котором обоснована актуальность проблемы,
определены цель, задачи исследовательской работы;
• главы 1, в которой представлен анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, а также рассматриваются особенности развития фонематических процессов при легкой форме дизартрии у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня;
• главы 2, где описаны поставленные цель и задачи экспериментального исследования, описана методика организации и анализ результатов констатирующего эксперимента, а также проведено обследование неречевых функций и произносительной стороны речи и анализ результатов данного обследования;
• главы 3, в которой описано проведение обучающего эксперимент, рассмотрены принципы и методы, направления и этапы коррекционной работы, а также описаны результаты коррекционно-педагогического обучения;
• заключения, в которой описывается теоретическое обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы;
• приложения, в котором представлен наглядный материал для занятий.
Проведенное нами исследование было направлено на коррекцию звукопроизношения у обучающихся дошкольного возраста с ОНР III уровня и легкой степенью дизартрии.
Для планирования логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения нами был проведен анализ научной и методической литературы по данной проблеме, рассмотрен вопрос о коррекции звукопроизношения у обучающихся дошкольного возраста с ОНР III уровня и легкой степенью дизартрии, изучена психолого-педагогическая характеристика обучающихся с дизартрией, рассмотрены особенности фонематических процессов. Так же был проведен констатирующий эксперимент, направленный на изучение недостатков звукопроизношения.
Проанализировав научно-методическую литературу можно сказать, что у детей с дизартрией происходит заметное отставание в развитии. Это происходит в силу того, поражение центральной нервной системы влечет за собой снижение иннервации артикуляционного аппарата, это приводит к стойким дефектам звукопроизношения. Для детей с дизартрией характерно нарушение всех компонентов речевой системы.
Был организован констатирующий эксперимент, результаты которого оценивались количественно и качественно. Так же определялись направления исследования и содержание логопедической работы для совершенствования моторной сферы, звукопроизношения и фонематических процессов. Анализ данных констатирующего эксперимента продемонстрировал необходимость проведения логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии. Чтобы проверить достоверность правильно составленной логопедической работы был проведен обучающий эксперимент.
Во время проведения констатирующего эксперимента у испытуемых были выявлены нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения звукопроизношения оказывали негативное влияние на состояние функций фонематического слуха.
Для эффективной оценки логопедической работы был проведен контрольный эксперимент. Анализируя полученные данные контрольный эксперимент показал улучшения результатов. У большинства испытуемых улучшилось состояние моторной сферы и звукопроизношения на сонорные и шипящие звуки, а так же состояние фонематического слуха и восприятия. Проведенная коррекционная работа включала в себя индивидуальный подход с учетом особенностей развития каждого из обучающихся.
Коррекция звукопроизношения - это сложный и длительный процесс, включающий в себя множество различных компонентов. Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у обучающихся дошкольного возраста с ОНР III уровня и легкой степенью дизартрии должна быть целенаправленной, систематической и дифференцированной.
Коррекционную работу следует осуществлять в соответствии с учетом характера речевого нарушения и его структуры.
Таким образом, проведенная коррекционная логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня и легкой степенью дизартрии дала положительные результаты для большинства испытуемых.
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] /
Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ, 2007. - 320 с.
2. Башмакова, С. Б. Современные исследования дизартрии в
отечественной и зарубежной логопедии [Текст] / С. Б. Башмакова, И. В. Станисленко. - М. : Просвещение, 2016. - 822 с.
3. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1964. - 91 с.
4. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность [Текст] / Н. А. Берштейн. — М. : Наука, 1990. — 494 с.
5. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : ACT: Астрель, Хранитель, 2006. - 141 с.
6. Винарская, Е. Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Изд-во МГУ, 1970. - 69 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова ; под ред. Л. С. Волковой. - М. : Просвещение, 1989. - 703 с.
8. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст]: учеб. для студ.педвузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М. : Владос, 2012. - 364 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
10. Гвоздев, А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка [Текст] / А. Н. Гвоздев, чл.кор. Акад. пед. наук РСФСР. - Москва ; Ленинград : изд-во и тип. Изд-ва Акад. пед. наук РСФСР, 1948. - 60 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
12. Ермакова, И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков [Текст] : Кн. для логопедов / И. И. Ермакова. - М. : Просвещение : АО «Учеб. лит.», 1996. — 143 с.
13. Жинкин, Н. Н. Механизмы речи [Текст] / Н. Н. Жинкин. - М. : Просвещение 1958. - 312 с.
14. Жинкин, Н. И. Интеллект, язык и речь. Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Просвещение, 1972. - 31 с.
15. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Л. Журова, Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1963. - 322 с.
...