ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ 9
1.1 Сущность социальных компетенций и компетенции обучающихся... 9
1.2 Особенности школьного самоуправления в России: история и
современность 23
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 61
2.1 Организация школьного самоуправления через программу «Мы
вместе» школы МБОУ СОШ № 49 г. Екатеринбурга 61
2.2 Особенности самоуправления в школе МБОУ СОШ № 49 69
2.3 Динамика развития социальных компетенций в процессе школьного
самоуправления 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Актуальность исследования. Самоуправление есть ни что иное, как самый демократичный способ организации общественной жизни. Школьное самоуправление - это процесс протекания совместной и самостоятельной школьной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои особенности.
Сегодня государство стремится через школу воспитать социально активных граждан. И самым эффективным способом достижения этой цели является ученическое самоуправление. Следовательно, одной из главных задач современной школы является подготовка успешной личности, умеющей выстраивать стратегию взаимодействия с другими людьми, выбирать правильные социальные ориентиры и организовывать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. Социальные компетенции неотрывно связаны с профессиональной компетенцией и интеграция этих составляющих характеризует современный тип личности, составляет основу человеческого ресурса. Это находит отражение в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в федеральных государственных стандартах образования. В этих и других нормативных документах подчеркивается, что проблема развития социальных компетенции у детей - важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования.
Современный этап социально-экономического и научно-технического развития нашего общества выдвинул повышенные требования к системе образования. Образовательная система сегодня представляет собой сложный комплекс воспитательно-образовательных учреждений, обеспечивающий организационное и содержательное единство образования. Проблема самоуправления в образовании в целом является актуальной на сегодняшний день. Указанные недостатки в решении проблемы развития социальных компетенции учащихся явились причиной выявленных противоречий между:
- реально существующим и необходимым уровнем социальных компетенции учащихся;
- новыми социально-экономическими требованиями государства и недостаточной компетенции в этом направлении преподавателей;
- потенциальными возможностями объединений и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью системы развития в них социальных компетенции учащихся;
- потребностью общества в социально-компетентных и готовых к саморазвитию учащихся и отсутствием научно-обоснованных педагогических условий и воспитательных технологий, ориентированных на развитие социальных компетенции.
Проблема формирования социальной компетенции учащихся приобретает важное общественно-государственное значение, так как высокий уровень сформированности будет способствовать их успешной адаптации к профессиональной деятельности. Сложность решения этой важной проблемы усугубляется противоречием: между потребностью общества в социально компетенции и готовых к саморазвитию учащихся и отсутствием научно обоснованных педагогических условий и воспитательных технологий, ориентированных на формирование социальной компетенции учащихся. Выявленное противоречие определили актуальность исследования и его проблему: как разработать программу развития социальной компетенции учащихся в процессе школьного самоуправления ?
Учитывая актуальность проблемы, ее социальную значимость, недостаточную теоретическую и практическую разработанность была определена тема диссертационного исследования: «Развитие социальных компетенций учащихся в условиях школьного самоуправления ».
Цель исследования - выявить сущность развитие социальных компетенций, разработать программу развития социальных компетенций в условиях школьного самоуправления.
Объект исследования - школьное самоуправление.
Предмет исследования - развитие социальных компетенций, обучающихся в условиях школьного самоуправления.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие социальных компетенции учащихся возможно посредством реализации программы развития личностных качеств через участие школьного самоуправлении. Уровень социальных компетенции учащихся повысится, если:
- исследован уровень проявления социальных компетенции у школьников;
- разработана концепция по формированию выделенных компонентов
социальных компетенции учащихся общеобразовательного учреждения.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования с целью выявления сущности, структуры, особенностей развития социальных компетенций обучающихся.
2. Рассмотреть понятие школьного самоуправления, его цели, задачи и проблемы.
3. Проанализировать результаты реализации школьных проектов самоуправления с точки зрения развития социальных компетенций обучающихся.
4. Осуществить опытно-поисковую работу по изучению развития социальных компетенций, обучающихся в условиях школьного самоуправления в школе МБОУСОШ № 49 города Екатеринбурга.
5. Разработать программу развития личностных качеств, обучающихся через классное самоуправление.
Методы исследования. Теоретические методы - анализ научно-методической и педагогической литературы, нормативных документов по исследуемой проблематике для ознакомления и использования в теоретическом обосновании работы. Эмпирические методы:
- анкетирование и тестирование для выяснения уровня сформированности социальных компетенции учащихся на различных этапах исследования;
- наблюдение, беседа, рефлексия для сбора данных и анализа процесса развития социальных компетенции.
Научная новизна и теоретическая значимость: заключается в том, что теоретически обоснована программа по развитию социальных компетенций учащихся в образовательной организации и разработана программа ее реализации.
Практическая значимость:
- разработана программа и тренинговые занятия по развитию учащихся, направленные на реализацию методов и приемов развития социальных компетенции учащихся в условиях общеобразовательного учреждения;
- разработан план мероприятий и созданы организационно педагогические условия для его реализации на основе программ МБОУ СОШ № 49;
- получены результаты исследования уровней сформированности
социальных компетенции у учащихся.
Методологические основания исследования:
1. Научная и методическая литература по проблемам организации и развития школьного самоуправления (Д.В. Рогаткин, В.И. Бочкарева, В.Б. Высоцкий, и др.); методология рассмотрения проблемы социальных компетенции (И. А., Зимняя, О.Б. Зотова, и др.);
2. Законы и нормативные акты, регламентирующие создание и
функционирование ученического самоуправления: Конституция РФ., ст. 17,29, 30, 31; Конвенция о правах ребенка, ст. 13, 15, 29; Закон об образовании, ст. 2, 35; Закон об общественных объединениях, ст. 3, 18, 19; Декларация прав человека; Типовое положение об образовательных учреждениях, ст. 49, 50, 68; Закон о местном самоуправлении.
В магистерской работе использованы методы научного исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение.
- эмпирические: статистический, наблюдение, метод SWOT-анализа.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ взглядов деятелей отечественного образования дает основание утверждать ,что социальная компетенция - это система знаний, способность иметь правильную социальную позицию которая вырабатывается в условиях школьного самоуправления .
2. Принимая за основу выявленные в процессе научного поиска содержание понятия социальной компетенции в условиях школьного самоуправления мы утверждаем, что существуют методы и технологические приемы направленные на развитие социальных компетенций в условиях школьного самоуправления . А значит возможно создание программы в которой будет отражено создание процесса направленного на развитие социальных компетенций в условиях конкретной образовательной организации.
Структура магистерской работы: введение, две главы (первая посвящена изучению понятия «социальная компетенции», а также организации и функций школьного самоуправления, вторая - практическому исследованию опыта организации ученического самоуправления, а также развития социальных компетенций, обучающихся в школе МБОУСОШ № 49 города Екатеринбурга), заключением, приложениями и библиографическим списком.
Тема школьного самоуправления, в частности - развития социальных компетенций, обучающихся с помощью школьного самоуправления, является новой, актуальной, требующей изучения и обсуждения. Концепции ученического самоуправления только начинают свое развитие, и невозможно предсказать каким будет ученическое самоуправление в будущем. Но одно можно сказать точно - ученическое самоуправление действенно и помогает государству воспитать молодежь настоящими гражданами.
Целью работы было выявление сущности развития социальных компетенций, обучающихся и определение особенностей их развития. Данная цель была достигнута посредством решения задач исследования.
Так, была изучена литература по теме исследования, выявлена сущность, структура, особенности развития социальных компетенций обучающихся. В то же время ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность, о чем свидетельствует анализ научной литературы и педагогической практики, позволяет утверждать об актуальности проблемы на научно-теоретическом и научно-методическом уровне.
Социальная компетенции - социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
Выявлено, что понятие социальных компетенции включает в себя следующие компоненты: практико-деятельностный, мотивационно-мировоззренческий, понятийно-сущностный и концептуальный. При этом, каждый компонент проходит в своем развитии определенные уровни, среди которых: реперцептивный, конформный, репродуктивный, продуктивный и креативный.
Рассмотрено понятие школьного самоуправления, определены его цели, задачи и проблемы.
Проанализировав и обобщив теоретические знания и практический опыт в организации ученического самоуправления, можно сделать вывод, что самоуправление многогранно и несомненно эффективно.
Изучив понятие ученического самоуправление, его цели, задачи и проблемы, мы видим, что ученическое самоуправление является составной частью образования. В современном обществе концепция развития российского образования направлена на становление и развитие самоуправления.
Основной задачей самоуправления является воспитание социально- активных граждан, а проблемы, с которыми сталкивается ученическое самоуправление, зачастую соответствуют проблемам отечественного образования. Отсюда можно сделать вывод, что развивая образование и ликвидируя его проблемы, мы поможем развиваться самоуправлению.
Рассмотрев нормативно-правовую базу ученического самоуправления, мы выяснили, что самоуправление в России является правом, которое закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
Изучив историю становления ученического самоуправления в городе Екатеринбурге, можно понять специфику ученического самоуправления в городе. Становление происходило неравномерно из -за того, что школы и районы города неодновременно осваивали практики ученического самоуправления.
Проанализированы результаты реализации школьных проектов самоуправления с точки зрения развития социальных компетенций обучающихся.
Анализ конкретного органа ученического самоуправления - Совета обучающихся школы МБОУСОШ № 49 г. Екатеринбурга дал нам понять, каковы возможности ученического самоуправления и какими методами можно осуществлять программы его развития.
Рассмотрев основные проблемы развития школьного самоуправления, мы пришли к выводу, что пассивное восприятие общественной жизни формируется в современных школьников еще в детском периоде. Гиперопека родителей и родственников, которые не позволяют ребенку самостоятельно принимать решения в дальнейшем формируют пассивную личность, не умеющую брать на себя ответственность, взаимодействовать со сверстниками, аргументированно отстаивать свое мнение. Поэтому развитие гармоничной социально активной личности должно происходить благодаря комплексным усилиям - с одной стороны семьи, а с другой - школы и ученического самоуправления.
Осуществлена опытно-поисковая работа по изучению развития социальных компетенций обучающихся в условиях школьного самоуправления в школе МБОУСОШ № 49 города Екатеринбурга.
Диагностика сформированности социальных компетенций была проведена с помощью метода диагностики «Работа над ошибками», метода «Диагностическая ситуация» и методики «Диагностика принятия других» (В. Фейя). Сформированность практико-деятельностного компонента изучена с помощью метода наблюдения за процессом взаимодействия со взрослым (педагог) и сверстниками (одноклассники).
Помимо этого, был проведен анализ возможностей школы при помощи метода SWOT-анализ, определены сильные и слабые стороны ресурсов школы по внедрению различных социальных проектов.
Разработана программа развития личностных качеств, обучающихся через классное самоуправление.
Изучив опыт различных современных школ, мы предлагаем внедрить в систему школьного самоуправления школы МБОУСОШ № 49 программу «Мы вместе», а также нами разработан проект преобразования данной школы как социально активной школы, деятельность которой будет направлена на развитие социальных компетенций школьников, развитие социальных активности и ответственности у школьников.
1. Адамич А.В., Васильева О.А. Школьное ученическое самоуправление как ресурс личностного роста участников образовательного процесса Слово учителю, 2018.- 30с.
2. Алымова Н.А., Надточий Е.И. Школьное самоуправление. Структура, рекомендации, нормативы. - Волгоград, 2012. - 17-22с.
3. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 14с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 365с.
5. Асмолов А.Г. Образование в России: от «культуры полезности»- у «культуре достоинства»/ А.Г. Асмолов, A.M. Кондаков.-Педагогика, №7,2004. - З-12с.
6. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. Учебник для студентов вузов/ А.Г. Асмолов.- М.: Смысл, 2001.¬414с.
7. Барашкова Н.Б. Ученическое самоуправление: от теории к практике // «Я - классный руководитель». - Омск, 2012. -44с.
8. Белицкая Г.Э. Социальная компетенции личности // Сознание личности в кризисном обществе. - М., 1995. - 42-57с.
9. Берк Ж. Проблема передачи ценностей и знаний // Перспективы: Вопросы образования/Ж. Берк, 1993. - № 1. - 21-38с.
10. Бестужев-Лада, И.В. К школе XXI века: размышления социолога/И.В. Бестужев-Лада.-М.: Педагогика, 1988. - 254с.
11. Бондаревская Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций/ Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич С.В. // Педагогика, 2004. - 10с.
12. Бородина Т. А. Использование возможностей школьного и дополнительного образования в развитии обучающихся в рамках ФГОС/ Т. А. Бородина, Т. Ф. Горюнова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф.— СПб.: СатисЪ, 2014. — 119-122с.
13. Бочарова В. Г. Педагогика социальных работы / В. Г. Бочарова. - М. : SvR-Аргус, 1994. - 207с.
14. Булыгина А.Н. О формировании коммуникативной компетенции учащихся в школьном обучении: из опыта работы // Образование и наука. - М., 2013. - No3(102). - 26-36с.
15. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных учащихся: канд. психол. наук. - М., 2013. - 195c.
16. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2008. - 508с.
17. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. - 24с.
18. Высоцкий В.Б. Проблемы ученического самоуправления в школе // Воспитание школьников, 2004. - 34-38с.
19. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512с.
20. Гершуиский Б.С. Концепции самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования/ Б.С. Гершунский// Педагогика, 2003. - 3-7с.
21. Гончукова О., Авидон И. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. СПб.: Речь, 2009. - 4с.
22. Гребенникова В.М. Образовательные потребности общества и проблема оценки качества высшего педагогического образования // Современные проблемы образования / под ред. Ю. Подгурецкого, В. Гребенниковой, Ю. Синицына. Ополье - Краснодар, 2008. - 14-23с.
23. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для обучающихся и студентов. СПб.: Питер, 2008. - 13с.
24. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у учащихся. М.: АРКТИ, 2008. - 67с.
25. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого -педагогического исследования : учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов, Разиполло. 5¬е изд., испр. - М.: Академия , 2008. - 207с.
26. Зимняя И.А. Компетенция человека - новое качество результата образования // Материалы XIII Всероссийского совещания: В 2 кн. - М., 2002. Кн. 2. - 53с.
27. Зимняя И. А., Морозова, Н. А. Современное состояние проблемы концепций воспитания /И. А. Зимняя, Н. А. Морозова. - Ярославль: Современные концепции воспитания, 2000. - 171с.
28. Зотова О.Б. Ученическое самоуправление как фактор развития личностных качеств обучающихся / Сообщество взаимопомощи учителей «Pedsovet.ru», 2012. - 44с.
29. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие/Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанова, О.В. Соколова. -М.: АПК и ППРО, 2003. - 101с.
30. Иванова Ю. В. Развитие исследований социальных компетенции в
период модернизации образования / Ю. В. Иванова / Актуальные проблемы образования и воспитания: международный опыт и перспективы
сотрудничества: Сборник научных статей. - 2009. - 78с.
31. Калинина Н. В. Социальная компетенция школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения /Н.В. Калинина /Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - М. Кострома., 2001. - 146-148с.
32. Карпенко С.И. Ученическое самоуправление как средство развития социальных активности школьников: Автореф. дисс... канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. - 135с.
33. Кипнис.М. Тренируем умение вести за собой, быть лидером, «мотором» и вдохновителем. 68 лучших игр и упражнений для развития управленческих способностей / Михаил Кипнис. М.: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм ЕВРО-ЗНАК, 2009. - 54с.
34. Коблянская Е. В. Психологические аспекты социальных компетенции дис. ... канд. пси- хол. наук / Е. В. Коблянская. - СПб. : СПбГУ, 1995. - 210с.
35. Ковалев В.Н. Социология управления социальных сферой. - М.: МГСУ, 2003. - 116с.
36. Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии,
2012. - 66с.
37. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М., Просвещение, 1989. - 255с.
38. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетенции к социальных ответственности / Под ред. С.В. Титовой. - СПб.: Питер. 2009. - 176с.
39. Компетентностный подход к развитию личности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. Ред. Е.В. Гончарова. Нижневартовск: Изд-во НГГУ, 2007. - 151с.
40. Коржуев А. В. Общенаучные основы педагогики и педагогического поиска: учеб.пособие / А. В. Коржуев, А. Р. Садыкова. М.: URSS, 2010. -
41. Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии. Монографическое исследование / Е.В. Коротаева. - М.: Academia, 2012. - 256с.
42. Куницына В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов./ В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 54с.
43. Леонтьев А. А. Психология общения. - М.: Академия, 2008. - 365 с.
44. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность//Избр. Психологические произведения/А.Н. Леонтьев.- М., 1983. - 7с.
45. Леонтьев А.Н. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции// А.Д. Леонтьев.Вопросы философии, 1996-№4. С. - 15-27с.
46. Лисина М.И. Развитие личности ребенка в общении. - СПб.: Питер,
2009. - 320с.
47. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России/В.Т. Лисовский.-СПб.: Изд. Петерб. ун-та профсоюзов, 2000.-508с.
48. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: 2010. - 647с.
49. Лукьянова М. И. Социальная компетенция как компонент управленческой культуры руководителя / М. И. Лукьянова // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - Кострома. - 2001. - 240-242с.
50. Лукьянова М.И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика/ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. -М.: ТЦ Сфера, 2004. - 208с.
51. Масленникова В. Ш. Личностная композиция социального отношения / В. Ш. Масленникова / Современные концепции воспитания. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. - 84-89с.
52. Махмурян К.С. Развитие коммуникативной компетенции
обучающихся в контексте реализации программы «Столичное образование - 3»/К.С. Махмурян.-М.2003. -
53. Михайлина М.Ю. Социально-психологические параметры развития учащихсяой агрессивности / Психология системного функционирования личности. Саратов, 2004. - 45с.
54. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед. вузов / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200с.
55. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. - СПб.: Питер,
2010. - 432с.
56. Новиков Александр Михайлович. Методология научного исследования: учеб.- метод. пособие/А. М. Новиков, Д. А. Новиков. М.: ЛИБРОКОМ,2010. - 280с.
57. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 191с.
58. Осмоловская И. Изменение процесса обучения: от общества
индустриального - к информационному. - М.: Народное образование, 2009. - №7.
59. Педагогические системы «Массовая школа» ./ Серия: «Инструктивно- методическое обеспечение содержания образования в г. Москве»./ отв. редактор Курнешова Л.Е. -М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2000. - 120с.
60. Петровская Л.А. Компетенция в общении. М., 1989. - 76с.
61. Профессиональная деятельность преподавателя: учебное пособие: для студентов, магистров, аспирантов и преподавателей / Сост.: М.И. Губанова, Л. А. Николаева: ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». Кемерово, 2009. - 84с.
62. Равен Дж. Компетенция в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с анг. М., 2002. - 56с.
63. Райс Ф., Долджин К. Психология учащихся и юношеского возраста. 12¬е изд. - Социальная работа с молодёжью: Учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К°,
2013. - СПб.: Питер, 2013. - 816c.
64. Ремшмидт Х. Учащихся и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., 1994. - 90с.
65. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. - Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002. -95с.
66. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. - М., 1994. - 77с.
67. Рожков М. И. Социальные пробы как фактор социализации обучающихся / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - 1994 .
- № 1. - 16-18с.
68. Рубштейн Н.В. Полный тренинг по развитию уверенности в себе: 73 упражнения, которые сделают вас абсолютно уверенным человек / Нина Рубштейн. М.: Эксмо, 2011. - 77с.
69. Севрюкова А.А., Иванова Л.А., Еременко Л.А. Роль ученического самоуправления в обеспечении личностного развития обучающегося. 2004. -
70. Селевко Г. Компетенции и их классификация // Народное образование.2004. №4. - 138 - 143с.
71. Сергеева А.Д. Дефиниции социальных способностей: проблемное поле // Молодой ученый. 2014. № 3. 1011-1014с.
72. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб. пособие для ВПО / В. В. Сериков ; ред.: В. А. Сластенин, И.А. Колесникова. М.: Академия, 2008. - 256с.
73. Сластенин В. А. Педагогика учебник / В. А. Сластенин. 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 567с.
74. Тараканова Г.Ю. Психология и педагогика / Г.Ю. Тараканова. - М.: Абак, 2013. - 296с.
75. Титаренко Т.М. Нужна ли психологическая помощь личности в кризисных жизненных ситуациях // Журнал практического психолога. 1999. - 103-112с.
76. Тихомирова, Е. И. Субъектная самореализация школьников в социально-ориентированном объединении. Технология успеха: учебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации / Е.И.Тихомирова - Самара: СГПУ, 2003 - 180 с.
77. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. Саратов, 2002.
78. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.:,
Просвещение, 1968. - 371 С.
79. Ушинский К.Д. Педагогические идеи. - М.; 1971. - 80 С.
80. Филипова Н.М. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи, 2008. - 213с.
81. Холопов В. А. Государственное и муниципальное управление : учеб. пособие / В. А. Холопов. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 364с.
82. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностью ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. - 60с.
83. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения 4 т.. - М. : Просвещение. - 1962-1964. - Т. 2. - 412с.
84. Шипилина Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению Педагогика / Л.А.Шипилина. 3-е изд.,М.: ФЛИНТА, 2011. - 204с.
85. Шишов С.Е., Агапов С.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость / Мир образования - образование в мире. 2001. № 4. -
86. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А . Ясвин. - 2. изд., испр. и доп. - М. : Смысл, 2001.. - 366с.
Сайты:
87. http://base.garant.ru/70291362/ - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
88. http://kremlin.ru/events/president/news/19825 - Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
89. http://base.garant.ru/70183566/- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
90. http://elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная
библиотека«Е11Ьгагу»
91. http://sinncom.ru/content/reforma/index1.htm- специализированный образовательный портал «Инновации в образовании»
92. http://www.mailcleanerplus.com/profit/elbib/obrlib.php- электронная библиотека «Педагогика и образование».
93. http://www.mcko.ru/- Московский центр качества образования
94. http://www.nlr.ru/res/inv/guideseria/pedagogica/- путеводитель по справочным и библиографическим ресурсам. Педагогические науки. Образование.
95. http://www.pedlib.ru/- Педагогическая библиотека
96. http://www.vestniknews.ru/- журнал «Вестник образования России»
97. www.edu.ru- сайт Министерства образования РФ
98. www.eidos.ru/journal/2003/0711-03.htm- Интернет - журнал «Эйдос»
99. www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/ - Российская
педагогическая энциклопедия (электронная версия)
100. www.iovrao.ru/?c=61- научно-педагогический журнал «Человек и образование»
101. www.kollegi.kz/load/14- журнал «Творческая педагогика»
102. www.livejournal.ru/communities/23- живой журнал «Педагогика и воспитание»
103. www.pedagogika-rao.ru/index.php?id=47- научно-теоретический журнал «Педагогика»
104. www.rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/index.htm- журнал
105. www.sp-jornal.ru- «Сибирский педагогический журнал»