Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция звукопроизносительной стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта

Работа №96398

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы106
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Развитие произносительной стороны речи в
онтогенезе 8
1.2. Психолого-педагогическая и речевая характеристика детей с
псевдобульбарной дизартрией 15
1.3. Нормативные, организационно-содержательные условия
деятельности логопедического пункта 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 24
2.1. Цели, задачи, основные принципы и методики
логопедического обследования 24
2.2. Результаты логопедического обследования дошкольников с
дизартрией и их анализ 28
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В УСЛОВИЯХ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА 43
3.1. Цель, задачи, принципы и организация коррекции
звукопроизношения в условиях логопункта 43
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции
звукопроизносительной стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией 46
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 104


На сегодняшний день, одной из наиболее распространённых патологий у детей является нарушение речи. Эта категория детей составляет 40 - 60 % в массовых детских садах, частью дефектов которых, является такая патология как псевдобульбарная дизартрия. Ведущим дефектом при этой речевой патологии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, которое обусловлено органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
В настоящее время в литературе имеется немало исследований, посвященных проблеме коррекции произносительной стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией. Это объясняется частотой появления данного расстройства у детей, разнообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления произношения у дошкольников.
Проблемой нарушения речи у воспитанников дошкольного возраста занимались советские и российские ведущие учёные-логопеды - Е. Ф. Архипова, Г. А. Волкова, Л. С. Волкова, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Т. В. Лопатина, Т. В. Туманова, Г. А. Чиркина, Т. Б. Филичева. При этом вопрос нарушений речи у воспитанников дошкольного возраста, прорабатывался как в целом, так и по отдельным аспектам. В частности, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева рассматривали проблему общего недоразвития речи. Т. Б. Филичева разрабатывала проблему пограничных речевых нарушений у детей (ОНР 4 уровня развития речи), Е. Ф. Архипова и Т. В. Лопатина работали с проблемой псевдобульбарной дизартрии и её влияния на различные стороны речи дошкольников. Г. А. Чиркина провела ряд фундаментальных исследований, касающихся артикуляционного аппарата. Т. В. Туманова подробно рассмотрела вопросы словообразования у воспитанников с ОНР. Г. А. Волкова изучала вопрос применения логопедической ритмики для коррекции нарушений речи у дошкольников. Л. С. Волкова внесла огромный вклад в изучение сенсорной алалии. Таким образом, вопрос нарушений речи у воспитанников дошкольного возраста охвачен в научной литературе полно и всесторонне.
Вопросы организации логопедической помощи в дошкольном образовании на логопедических пунктах рассматривали В. О. Йощенко, Н. В. Рычкова, Ю. В. Иванова и другие.
Актульность выбранной темы заключается в том, что речевая функция является одной из базовых психических функций. В то же время, речь, по мере своего развития, опосредует процессы психики и ставит их в развитии на новый качественный уровень. Исходя из этого, на её основе формируется мышление, её коммуникативная составляющая позволяет человеку социализироваться, получать знания и представления об окружающем мире.
Объектом исследования является: звукопроизносительная сторона речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Предметом исследования является: определение направлений и содержания логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта.
Целью выпускной квалификационной работы является создание путей коррекционной работы звукопроизносительной стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. Провести экспериментальное изучение звукопроизносительной стороны речи у воспитанников с псевдобульбарной дизартрией с целью подтверждения клинического диагноза и определения нарушений звукопроизносительной стороны речи;
3. Определить направления и содержание логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи;
4. Провести обучающий эксперимент, направленный на коррекцию звукопроизносительной стороны речи воспитанников с псевдобульбарной дизартрией;
5. Провести контрольный эксперимент с целью оценки эффективности проведенной коррекционной работы.
Теоретическая значимость заключается в том, что полученные данные об особенностях речи воспитанников с псевдобульбарной дизартрией позволили охарактеризовать условия и направления коррекционной работы лиц с нарушениями речи, зачисляемыми на логопедический пункт.
Практическая значимость работы: Игры, упражнения, задания и конспекты занятий, созданные, систематизированные и проверенные на практике, могут быть полезны в работе логопедам, а также воспитателям специализированных дошкольных образовательных учреждений.
База исследования - Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада комбинированного вида №551 «Надежда», г. Екатеринбурга. В эксперименте приняли участие 10 воспитанников старшей группы детского сада, с заключением ПМПК ФФНР и ОНР III уровня. Возраст испытуемых составлял 5-6 лет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из:
- введения, в котором обоснована актуальность проблемы, определены объект, предмет, цель, и задачи исследования;
- главы 1, в которой проведен анализ психологической, психолингвистической и специальной литературы по проблеме исследования, а также рассматривается развитие фонематических процессов в норме и при псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста;
- главы 2, где поставлены цель и задачи экспериментального исследования, описана методика организации и анализ результатов констатирующего эксперимента;
- главы 3, в которой описано проведение обучающего эксперимента, рассмотрены принципы и методы, направления и этапы коррекционной работы, а также описаны данные контрольного эксперимента;
- заключения, где даётся теоретическое обобщение результатов проведённого исследования, сформулированы основные выводы;
- списка и источников литературы;
приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённое исследование было направлено на коррекцию звукопроизносительной стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта. В процессе деятельности была достигнута поставленная цель исследования: определены пути коррекционной работы звукопроизносительной стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Для того, чтобы реализовать поставленную цель, были решены следующие задачи:
- изучена и проанализирована специальная литература по проблеме исследования;
- проведён и апробирован констатирующий эксперимент, направленный на выявление нарушений звукопроизносительной стороны речи;
- определены направления и содержание коррекционного воздействия на устранение нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией;
- проведён формирующий эксперимент, направленный на коррекцию звукопроизносительной стороны речи;
- проведён контрольный эксперимент с целью оценки эффективности проведённой коррекционной работы.
Анализ данных специальной литературы и результатов констатирующего эксперимента, позволили выявить специфику особенностей произносительной стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
В ходе констатирующего эксперимента удалось выявить нарушения в моторной, произносительной и фонематической сферах развития воспитанников. Развитие звукопроизношения у детей с псевдобульбарной
дизартрией не совпадает с возрастными показателями, навык правильного звуковоспроизведения проявляется на низком уровне, так же имеются весомые нарушения звуков речи и просодических компонентов. Ведущими механизмами расстройств произношения являются нарушения тонуса мышц артикуляции, ограничение подвижности органов артикуляционного аппарата, недостаточность артикуляционного праксиса, которая выражается в кинетических и кинестетических нарушениях. По итогам анализа полученных данных, было выявлено, что нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловлено органической недостаточностью иннервации мышц артикуляционного аппарата.
На основании логопедических заключений, а так же результатов обследования, были выбраны основные направления и содержание коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизносительной стороны речи. Коррекционное воздействие строилось с учётом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. Для диагностики коррекционной работы был проведён формирующий эксперимент, ориентированный на устранение нарушений звукопроизносительных компонентов речи воспитанников.
Для определения результативности коррекционной работы, был проведён контрольный эксперимент, цель которого определялась сравнением анализа успешности выполнения диагностических проб для проверки эффективности работы. Анализ полученных данных показал положительную динамику каждого испытуемого, что позволило сделать вывод о том, что рекомендованное логопедическое воздействие по коррекции звукопроизносительной стороны речи эффективно.
Отсюда следует, что логопедическая работа по коррекции звукопроизносительной стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией должна осуществляться поэтапно, учитывая индивидуальные особенности развития ребёнка, с соблюдением дидактических принципов.



1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2008. - 72 с.
2. Болясова, Н. Н. Сборник документов для учителей-логопедов логопедических пунктов ДОУ [Текст] : Методические рекомендации / Н. Н. Болясова, Е. В. Барановская, И. Л. Ваенская, Е. В. Мазанова, О. Ф. Фролова. — Самара : Изд-во МИР, 2009. - 38 с.
3. Ванюхина, Г. А. Речецветик [Текст] : занимательное пособие для дошкольников / Г. А. Ванюхина. - Екатеринбург : Уральский рабочий, 1983. - 135 с.
4. Вартанян, И. А. Звук - слух - мозг [Текст] / И. А. Вартанян. - М. : Наука, 1981. - 176 с.
5. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - М. : Мозаика- Синтез, 2005. - 208 с.
6. Власенко, И. Т. Методы обследования речи детей. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст] : Метод. пособие / И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина ; сост. И. Ю. Кондратенко. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 177 с.
7. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г. А. Волкова. - СПб. : 2005. - 144 с.
8. Волкова, Л. С. Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты) [Текст] : учеб. пособ. для студ. высших и средних спец. пед. учеб. заведений : в 2-х т. / Л. С. Волкова, В. И. Селиверстова. - М. : Владос, 1997. - Т. II. - 656 с.
9. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша. - М. : Владос, 2000. - 158 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /
A. Н. Гвоздев. - М. : АПИ РСФСР, 1961. - 471 с.
11. Глухов, В. П. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] /
B. П. Глухов. - М. : Аркти, 1993. - 144 с.
12. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст] / Г. Г. Голубева. - Спб. : Союз, 2000. - 80 с.
13. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] / О. Е. Грибова. - М. : АИРИШ, 2008. - 96 с.
14. Гуровец, Г. В. К генезу фонетико-фонематических расстройств [Текст] / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская. - М. : 1989. - 108 с.
15. Давидович, Л. Р. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Развитие у детей речевых возможностей, языковых способностей [Текст] / Л. Р. Давидович. - М. : Гном и Д, 2001. - 110 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ