Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система работы по уточнению и обогащению глагольной лексики у обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Работа №96392

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы194
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Онтогенез глагольной лексики у обучающихся дошкольного
возраста 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 15
1.3. Особенности развития глагольной лексики у обучающихся
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 20
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 26
2.1. Цели, задачи и организация констатирующего этапа эксперимента 26
2.2. Результаты исследования глагольной лексики в экспрессивной и
импрессивной речи у обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 30
2.3. Анализ результатов исследования глагольной лексики в
экспрессивной и импрессивной речи у обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 38
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УТОЧНЕНИЮ И ОБОГАЩЕНИЮ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 55
3.1. Теоретическое обоснование работы по уточнению и обогащению
глагольной лексики у обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 55
3.2. Организация и содержание обучающего эксперимента по уточнению, обогащению и активизации глагольной лексики у обучающихся
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 58
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 86

В настоящее время заметно увеличивается число детей с речевыми патологиями. У них нарушаются как отдельные компоненты речи, такие как фонетика, лексика, грамматика, так и все компоненты речи в целом, что приводит в свою очередь к общему недоразвитию речи (ОНР). Лексика является главным элементом, от которого зависит развитие речи ребенка, так как значение слова является «единицей речевого общения» [12].
Состояние словарного запаса в процессе развития ребенка также зависит от его представлений об окружающей действительности. В результате взаимодействия с действительными предметами и при выполнении действий в ходе речевой и неречевой деятельности дети расширяют взгляд на окружающий их мир. Речевой контакт со взрослыми, их взаимодействие с детьми выступает главным условием формирования психологической базы речи.
По мнению отечественных и зарубежных ученых (Ю. Д. Апресян, Л. М. Васильев, В. В. Виноградов, Г. А. Золотова, Ю. А. Левицкий, A. А. Потебня, А. А. Шахматов) наибольшие трудности у обучающихся возникают при освоении глагольного словаря, так как глагол является основой формирования фразы и внутренней речи. Опираясь на концепцию В. B. Виноградова можно сказать, что глагол является самой сложной и самой объемной грамматической категорией русского языка. Он более конструктивен, чем другие части речи [6]. Изучение глагольного словаря, у обучающихся с ОНР III уровня, является важным как в формировании речевого аппарата и внутренней речи, так и в оформлении лексико-грамматической стороны речи.
Такие ученые, как А. М. Борович, А. Н. Гвоздев, А. И. Максаков, Т. В. Туманова, С. Н. Цейтлин изучали глагольную лексику у обучающихся дошкольного возраста.
Отечественные и зарубежные лингвисты освещают главную роль глагола в организации синтаксических единиц, являющихся основой речевой коммуникации (Ю. Д. Апресян, К. Бюлер, В. В. Виноградов,
С. Д. Канцельсон, А. А. Пешковский и др.).
Многие авторы (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Т. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.) отмечают, что при ОНР в коррекционной работе ключевым этапом является развитие лексико-грамматической стороны речи. Не смотря на то, что вопросу развития лексики обучающихся посвящено большое количество исследований, проблема изучения именно глагольной лексики у детей с ОНР занимает важнейшее место в современной логопедии [16].
В связи с этим, исследование специфических особенностей нарушений глагольной лексики у обучающихся дошкольного возраста с ОНР третьего уровня, уточнение уровня сформированности активного и пассивного словаря, а также обогащение глагольной лексики и установление наиболее подходящих путей логопедической работы, является актуальной проблемой настоящего исследования.
Цель: теоретически обосновать и определить содержание логопедической работы по уточнению и обогащению глагольной лексики у обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Объект: изучение состояния глагольной лексики у обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Предмет: определение направления и содержание логопедической работы по уточнению и обогащению глагольной лексики у обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать современную научно-методическую литературу по проблеме уточнению и обогащению глагольной лексики у обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
5
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня сформированности глагольной лексики у обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, и проанализировать полученные результаты.
3. Подобрать методы и приемы логопедической работы по уточнению и обогащению глагольной лексики у обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, и оценить эффективность проделанной коррекционной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции общей и специальной психологии, педагогики, лингвистики и психолингвистики, которые рассматривают основные подходы в образовании - деятельностный (разработан Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. А. Рубинштейном и развит в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина); дифференцированный (М. А. Данилова, Б. П. Есинов, В. А. Крутецкий, В. А. Орлов, Е. С. Рабунский); современные представления о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития лексико¬грамматического строя речи в процессе онтогенеза и его значение для устной речи (А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Е. С. Кубрякова, А. А. Леонтьев, Т. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович и др.); современные представления о структуре и проявлениях нарушений в речевом развитии дошкольников (Н. С. Жукова, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова и др.).
Структура и объём исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование по уточнению и обогащению глагольной лексики у обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, позволило сделать следующие выводы:
1. Общее недоразвитие речи - это нарушение формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.
ОНР является следствием комплекса причин социального и биологического характера, например: наследственная предрасположенность, органическая недостаточность центральной нервной системы (иногда легко выраженной), неблагоприятное социальное окружение, ограниченность речевого общения, различная внутриутробная патология.
2. Констатирующий эксперимент основывался на известных методиках, представленных в работе в несколько адаптированном виде, с изменением лексического материала Е. Ф. Архипова, Т. П. Бессонова, Г. А. Волкова, В. С. Володина, О. Е. Грибова, О. Е. Громова, Н. С. Жукова, О. Б. Иншакова, Н. В. Серебрякова, Е. А. Стребелева, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
Программа экспериментального исследования включала в себя задания из авторских методик, результаты выполнения которых, подвергались количественно-качественной обработке.
По результатам констатирующего этапа исследования у обучающихся активного глагольного словаря не соответствует возрастной норме. Уровень владения пассивной глагольной лексикой находится у большинства обучающихся на высоком уровне, а у некоторых - на уровне выше среднего. Возможности словообразования глаголов у обучающихся с общим недоразвитием речи не соответствуют условной норме. Недостаточность в овладении семантическим аспектом, который вносится при употреблении префикса или постфикса при словообразовании глаголов носит стойкий характер. То есть обучающиеся дошкольного возраста с ОНР не понимают различий, которые вносятся различными по значению приставками, суффиксами, что существенно влияет на развитие речи в целом. Подтверждением этому служат замещения в употреблении продуктивных словообразовательных моделей менее продуктивными, замена менее частотных аффиксов на более частотные, употребление несоответствующего глагола, или повторение производящего глагола без изменения. Словоизменение глаголов было на низком уровне только у одного обучающегося.
На основании сделанных выводов можно сказать, что процесс формирования лексической системы у обучающихся дошкольного возраста с ОНР III уровня, не может развиваться самостоятельно, для этого требуется систематическая и поэтапная коррекционная работа.
На этапе обучающего эксперимента была проведенна логопедическая работа по уточнению и обогащению глагольной лексики у обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе общих и специальных принципов образования.
При формировании глагольной лексики у обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня были определены следующие задачи и направления работы:
1) формирование навыков глагольной лексики (уточнение и расширение объема импрессивного словаря глаголов; обогащение и активизация экспрессивного словаря глаголов; развитие обобщающей функции глаголов; укладывание словаря глаголов в памяти детей организованно, упорядоченно по типу противопоставления и по типу семантических полей (формирование системной лексики, которая провоцирует спонтанное развитие словаря у обучающихся, кроме того, способствует развитию памяти и мышления);
2) формирование навыков в формообразования и словообразования на уровне предикативной лексики: изменение глаголов (по числам, родам, лицам, временам, видам).
Для решения вышеперечисленных задач опирались на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, что, способствовало положительному эффекту коррекционной работы.
По окончанию обучающего эксперимента был проведен контрольный эксперимент для определения эффективности логопедической работы по уточнению и обогащению глагольной лексики у обучающихся дошкольного возраста с ОНР III уровня. Анализ сопоставления результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал положительную динамика развития глагольной лексики у данной категории детей.
Таким образом, подобранное содержание логопедической работы по уточнению и обогащению глагольной лексики может быть эффективным.



1. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] : учебное пособие для студентов пед. вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2007. - 224 с.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
3. Бутон, Ш. П. Развитие речи. Психолингвистика [Текст] / Ш. П. Бутон ; под общ. ред. А. М. Шахнаровича. - М. : Прогресс, 1984. - 324 с.
4. Валгина, Н. С. Современный русский язык [Текст] : учебник / Н. С. Валгина, Д. Н. Розенталь, М. И. Фомина ; под ред. Н. С. Валгиной.
- Москва. : Логос, 2002. - 528 с.
5. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] : кн. для логопеда. / Е. Н. Винарская. - М. : Просвещение, 1987. - 160с.
6. Виноградов, В. В. Вопросы современного русского словообразования [Текст] / В. В. Виноградов. - М. : Просвещение, 1951. - 35 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия. Методическое наследие [Текст] : пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 480 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский.
- М. : Искусство, 1972. - 114 с.
9. Выготский, Л. С. Развитие устной речи. Детская речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2006. - 368 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Просвещение, 1961. - 470 с.
11. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2004. - 168 с.
12. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие [Текст] / О. Е. Грибова. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
13. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1981.
- 112 с.
14. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст] : Учеб. метод. пособие / Н. С. Жукова. - М. : Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.
15. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева.
- М. : Соц.-полит. журн., 1990. - 98 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ