ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО
ВНЕУРОЧНОЙ 7
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Анализ литературы по проблеме нравственного
воспитания 7
1.2. Особенности нравственного воспитания детей младшего
школьного 1
возраста 5
1.3. Возможности внеурочной деятельности в нравственном воспитании детей младшего школьного 2
возраста 5
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО
ВНЕУРОЧНОЙ 3
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня нравственной
воспитанности детей младшего школьного 3
возраста 7
2.2. Организация работы по нравственному воспитанию детей
младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 4 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5
2
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
1 9
Приложение
2 2
Приложение
Согласно документу «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», приоритетной задачей современной образовательной политики, является воспитание молодого поколения, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющего традиционные нравственные ценности, готового к мирному созиданию и защите Родины. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы и Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [23]. Выше перечисленные качества формируются с периода детства.
Младший школьный возраст является важным возрастом в становлении личности человека. Перед педагогами стоит задача подготовки ответственного гражданина, патриота и семьянина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами семьи, общества и государства. Сложность сегодняшнего воспитания - как отмечают многие исследователи, в размытости нравственных ориентиров. У детей искажены представления о нравственности, семейных ценностях. В связи с обозначенной проблемой нравственное воспитание детей начинается с периода детства, является одним из «важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений» [21].
Метод внеурочной деятельности является эффективным средством нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Внеурочная деятельность позволяет формировать активную жизненную позицию, такие нравственные качества - самостоятельность, инициативность, ответственность, сознательность. Реализация внеурочной деятельности позволяет задействовать различные виды детской активности, обеспечивает межпредметную связь. Способствует развитию критического мышления, фантазии, коммуникативных навыков. Позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых (педагогов и родителей), которое выстраивается, прежде всего, на нравственных законах. Необходимо отметить, что внеурочная деятельность дает возможность задействовать в процессе обучения не только интеллект, опыт и сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые и нравственные качества. Все это является неотъемлемой частью процесса нравственного воспитания.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и недостаточности методического обеспечения организации данного процесса.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности».
Объектом исследования является процесс нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий по внеурочной деятельности направленный на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по внеурочной деятельности, направленный на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного воспитания;
2. Проанализировать особенности нравственного воспитания младших школьников;
3. Рассмотреть возможности внеурочной деятельности в процессе нравственного воспитания младших школьников;
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня нравственной воспитанности, проанализировать результаты и сделать выводы.
5. Разработать комплекс занятий по внеурочной деятельности направленный на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи русской философской и педагогической мысли о развитии нравственной сферы личности (В.С. Мухина, А.В. Тутолмин, К.Д. Ушинский, А.С. Белкин, И.Ф. Харламов); теоретические положения о роли семейного воспитания в формировании личности ребенка (И.А. Ильин, Я.А. Каменский, С.П. Акутина), о взаимодействии семьи и образовательной организации в нравственном воспитании детей (Ю.К. Бабанский, Н.И. Олифирович, П.И. Пидкасистый), положения аксиологического подхода к развитию личности (А.А. Мелик-Пашаев, В.В. Буткевич, Н.В. Наконешнюк и др.);
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов внеурочной деятельности детей, анализ и обработка результатов диагностической работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследовательской работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста. Кроме того, разработан комплекс занятий по внеурочной деятельности направленных на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 25 г. Ревды. В исследовании приняло участие 8 обучающихся 4 «А» класса.
Исследование по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психологопедагогической и методической литературы по проблеме нравственного воспитания детей младшего школьного возраста; определялись психологопедагогические особенности младших школьников, выявлялся потенциал внеурочной деятельности в нравственном воспитании, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня нравственной воспитанности младших школьников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня нравственной воспитанности младших школьников, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы
и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев нравственного воспитания младших школьников, частично осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В современных условиях, когда остро стоит проблема размытости нравственных ориентиров подрастающего поколения, одним из центральных направлений работы является нравственное воспитание.
Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и роль начальной школы в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна. Теоретический анализ литературы таких ученых, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Ю.К. Бабанский, А.С. Белкин, Р.У. Дендиева, А.С. Макаренко, В.С. Мухина, В.А. Сухомлинский, И.Ф. Харламов, и др., проведенное исследование подтвердили актуальность проблемы и темы исследования и позволили сделать следующие выводы:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «нравственное воспитание». Нравственное воспитание - это процесс развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения личности. Нравственное воспитание, согласно К.Д. Ушинскому, включает процесс выработки у учащихся таких качеств, как любовь к Родине, гуманность, трудолюбие, правдивость, чувство ответственности, дисциплинированность, твердая воля и твердый характер .
2. На основе анализа литературы и позиции ряда авторов, таких как В.А. Сухомлинский, Е.Ф. Сивашинская, И.Ф. Харламов, С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова и др., мы определяем нравственную воспитанность в единстве трех критериев: когнитивного, эмоционально-мотивационного, действеннопрактического. Когнитивный проявляется в наличии у детей представлений о различных нравственных качествах таких, например, как: отзывчивость, правдивость, уважение к старшим, трудолюбие, в которых выражены нравственные ценности и др. Эмоционально-мотивационный критерий проявляется в эмоциональной отзывчивости на проявления нравственных качеств, нравственных ценностей, сформированное™ интереса и желания быть нравственным человеком (отзывчивым, правдивым, трудолюбивым, уважающим старших). Действенно-практический критерий проявляется в способности и готовности к самостоятельному нравственному выбору и отстаиванию собственной нравственной позиции, готовности реально быть правдивым, трудолюбивым, отзывчивым, и уважительно относится к старшим.
3. Мы выяснили на основании анализа психолого-педагогических исследований что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного сознания, нравственного поведения, происходит усвоение нравственных норм и правил, что налагает особую ответственность на педагогов начальной школы, диктует необходимость учитывать в работе с ними особенности их восприятия и мышления при формировании представлений о таких нравственных качествах как: отзывчивость, правдивость, уважение к старшим, трудолюбие, в которых выражены нравственные ценности.
Рассмотрев содержание и воспитательные возможности внеурочной деятельности, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность является эффективным средством нравственного воспитания. Внеурочная деятельность дает возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание ребенка, но и его чувства, волевые качества, оказывает содействие «погружению» в внеурочный материал нравственной направленности. Во внеурочной деятельности у обучающихся систематизируются нравственные представления, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения.
4. Педагогическая диагностика является необходимым компонентом в
процессе нравственного воспитания, помогая объективно оценить результаты воспитательного процесса. Она направлена на выявление уровней нравственной воспитанности по заданным критериям и показателям, а именно: когнитивному, эмоционально-мотивационному, действенно практическому.
5. В ходе исследовательской работы нами был разработан, с учетом психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста, и задач нравственного воспитания и частично проведен комплекс занятий во внеурочной деятельности, направленный на нравственное воспитание обучающихся. В содержание комплекса занятий во внеурочной деятельности, объединенных общей темой «Нравственно - эстетический облик святой Царской семьи», вошли художественные, литературные, публицистические и научные произведения по семейной и нравственной тематике.
Выбор содержания, форм и методов организации внеурочной деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей нравственной воспитанности, что было выявлено в процессе исследовательской работы и в результате анализа продуктов внеурочной деятельности младших школьников.
Таким образом задачи, поставленные в исследовании решены, цель достигнута.
1. Алиева Л. В. Внеурочная деятельность школы - инновационный блок основного образования и общественного воспитания учащихся. [Электронный ресурс] // http://vneshkolnik. su/files/sbomik.pdf (дата обращения: 19.10.2018).
2. Апресян Р. Г. Новая философская энциклопедия [Текст]. Москва: Мысль, 2000. — Т. 3.
3. Буткевич В.В., Любимова Б.С. Методика организации эстетического воспитания младших школьников [Текст]: монография / В.В. Буткевич: Начатковая школа, 2008. 144с.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика [Текст]: учеб. Для студентов вузов / Ю.К. Бабанский. Москва: Просвещение, 1983 г. 346 с.
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А.С. Белкин. Москва: Издательский центр «Академия», 2000. 536 с.
6. Веселитский В.В. Отвлеченная лексика в русском литературном языке [Текст]: Наука, 1972.
7. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. [Электронный ресурс] // http://school-11.moy.su/dokumenty/ychiteliam/gorskij- primemye-programmy-vneurochnoj-dejatelnos.pdf (дата обращения: 13.10.2018).
8. Григорович Л.А. Педагогика и психология [Текст]: М., 2001г.
9. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. [Электронный ресурс] //
https://psyera.ru/4760/mladshiy-shkolnyy-vozrast (дата обращения: 15.09.2018).
10. Дендиева Р.У. Известия Чеченского гос. пед. института [Текст]: 2013. № 1 (7)
11. Коменский Я.А. Педагогическая теория. [Электронный ресурс] / Я.А. Каменский // URL: http: //studopedia.ru/1 23224 pedago gicheskaya-teoriya- yana-amosa komenskogo.html (дата обращения: 23.06.2018).
12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения [Текст] / сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. 26 с.
13. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей [Электронный ресурс] //
http://antmakarenko.narod.ru/liter/vospm/vosp det.htm (дата обращения:
19.11.2018).
14. Марьенко И.С. Нравственное становление личности [Текст]: М., 1985г.
15. Митропольская, А.В. Программа духовно-нравственного воспитания
младших школьников: опыт разработки и реализации [Электронный ресурс] / А.В. Митропольская // Гаудеамус, 2016. №1. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/programma-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya- mladshih-shkolnikov-opyt-razrabotki-i-realizatsii (дата обращения: 16.04.2018)...