Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Работа №96353

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 7
1.1. Понятие о профессиональной компетентности педагогов в научной
литературе 7
1.2. Методическая работа в дошкольном образовании как деятельность по
повышению профессиональной компетентности педагогов 15
1.3. Самообразование педагогов дошкольного образования как форма
методической работы 26
1.4. Пути повышения профессиональной компетентности педагогов
дошкольного образования в процессе самообразования 30
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ37
2.1. Изучение характеристик профессиональной компетентности и
самообразования педагогов ДОО 37
2.2. Практика организации самообразования педагогов ДОО в целях
повышения их профессиональной компетентности 46
2.3. Подведение итогов самообразования и профессиональной компетентности педагогов на контрольном этапе опытно-поисковой работы50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 68

Актуальность проблемы исследования связана с тем, что сегодня образование в России ориентировано на активного и мобильного педагога, проявляющего инициативу, четко осознающего свои профессиональные цели, открытого для всего нового. Новая школа требует сегодня нового учителя. Современному педагогу становится необходимым постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности.
Особую значимость профессиональная компетентность приобретает в связи с тем, что система образования в настоящее время характеризуется значительными инновационными преобразованиями. В сложившихся условиях педагог, чтобы быть успешным и востребованным, должен быть готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, постоянно обновлять свои знания и умения, стремиться к саморазвитию, т.е. быть профессионально компетентным.
На практике во многих образовательных учреждениях эти характеристики формируются далеко не у всех педагогов. Напротив, значительная их часть испытывает трудности в стремительно изменяющихся социальных, экономических, профессиональных условиях, и тогда отсутствие профессиональной компетентности становится причиной серьезных социально-­психологических и профессиональных проблем личности - от внутренней неудовлетворенности до социальной конфронтации и агрессии. В этой связи для руководства образовательного учреждения важно постоянно уделять внимание повышению профессиональной компетентности педагогов, в том числе и посредством самообразования.
К работе дошкольных образовательных организаций сегодня предъявляются все более высокие требования, так как уровень и характер достижений их воспитанников зависят, прежде всего, от педагогического мастерства педагогов. Новый социальный заказ общества выражается в виде требований к квалификации педагогов дошкольного образования,
сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: «У педагогического работника,
реализующего образовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста» [44]. Одно из направлений развития образования в России - это повышение статуса педагога, предоставление ему права на участие в управлении образованием, в выработке принципов и направлений образовательной политики. Такие задачи невозможно осуществить без самообразования педагогов ДОО и методической поддержки этого процесса. Данная проблема осложняется тем, что большинство воспитателей детских садов не имеют навыков такой работы. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов является важнейшей задачей методической работы в ДОО. Другой важной задачей методической службы является создание такой образовательной среды, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива.
Можно отметить наличие противоречий: между необходимостью реализовать компетентностный подход при повышении профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования и слабой разработанностью соответствующих теоретических научных положений, программных и методических материалов по самообразованию педагогов дошкольных образовательных организаций. Имеют место быть несовпадения между запросами современного социума, нуждающегося в педагогах, располагающих профессиональной компетентностью, и существующей на данный момент не реализующей данные ожидания в полном объеме системой подготовки специалистов.
Степень разработанности проблемы.
Категория компетентности разрабатывалась И.А. Зимней,
М.А. Холодной, А.В. Хуторским и другими авторами. Понятие и структура профессиональной компетентности педагогов изучалось такими авторами, как Л.Н. Атмахова, А.А. Майер, В.Н. Белкина, О.В. Тихомирова, С.П. Соломенцева, М.Н. Корешкова, М.А. Рыжевская, Л.М. Волобуева, И.А. Миренко и другими.
Основы методической работы в дошкольном образовании как деятельности по повышению профессиональной компетентности педагогов описаны такими авторами, как Л.Н. Атмахова, К.Ю. Белая, А.И. Васильева, Л.М. Волобуева, З.А. Климентьева, С.П. Соломенцева, Л.И. Фалюшина.
Потенциал самообразования в повышении профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения изучался такими авторами, как К.Ю. Белая, О.Н. Григорьева, М.Г. Ермолаева, З.А. Климентьева, Т.Е. Климова, Н.Н. Кузьмичев, Л.Т. Львова, Л.М. Махмутова, Н.М. Новикова, С.Н. Юревич и другими.
Однако до сих пор недостаточно остаются разработаны организационные, методические вопросы самообразования педагогов ДОО и роль самообразования в развитии их профессиональной компетентности.
Определяющими критериями при выборе данной темы для исследования «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в процессе самообразования» стали актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы.
Объект исследования - профессиональная компетентность педагогов ДОО.
Предмет исследования - содержание и формы самообразования педагогов ДОО, направленные на повышение их профессиональной компетентности.
Цель исследования - выявить на теоретическом уровне и проверить опытно-поисковым путем эффективность содержания и форм самообразования педагогов ДОО в направлении повышения их профессиональной компетентности.
Задачи исследования.
1. Раскрыть понятие профессиональной компетентности педагогов.
2. Изложить основные положения методической работы в дошкольном образовании как деятельности по повышению профессиональной компетентности педагогов.
3. Дать характеристику самообразования как формы методической работы в дошкольной образовательной организации, ее возможности в повышении профессиональной компетентности педагогов.
4. На эмпирическом уровне изучить характеристики профессиональной компетентности и самообразования педагогов ДОО.
5. Описать практику организации самообразования педагогов ДОО в целях повышения их профессиональной компетентности.
6. Проанализировать итоги развития и профессиональной компетентности педагогов ДОО в самообразования.
Методы исследования:
• теоретические (анализ, обобщение, систематизация научно­методической литературы по проблеме исследования);
• эмпирические (тестирование, анкетирование).
База эмпирической работы по теме исследования: МАДОО «Росток» д.с. №35 «Аленький цветочек» г. Новоуральска.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключения, список литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При выполнении выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи.
1. Раскрыто понятие профессиональной компетентности педагогов.
Компетентность предполагает приобретение, преобразование и использование необходимых знаний, которые предполагают активную познавательную деятельность и личностную активность индивида, а также способность реализации на практике конкретных сформированных компетенций. Профессиональная компетентность педагога понимается нами как проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, качество личности, стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Профессиональная компетентность обуславливается не только
профессиональными педагогическими знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями и мотивами деятельности педагога, осознание им себя и социума, взаимодействием с коллегами, его общей культурой, и способностью к саморазвитию.
2. Изложены основные положения методической работы в дошкольном образовании как деятельности по повышению профессиональной компетентности педагогов. Методическая работа — это главный путь роста профессиональной компетентности педагогов ДОО, важнейшая компонента в системе их непрерывного образования. Важные принципы организации методической работы — это ситуационный и системный подходы к её построению. Методическая служба дошкольной организации сегодня пребывает в непрерывном поиске актуального содержания, результативных методов и форм методической работы, дающих максимальный импульс творчеству и саморазвитию педагогов.
3. Дана характеристика самообразования как формы методической работы в дошкольной образовательной организации и ее возможности в повышении профессиональной компетентности педагогов. Вслед за З.А. Климентьевой мы рассматриваем самообразование как важнейший фактор повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО. Также мы разделяем точку зрения О.Н. Григорьевой по поводу того что самообразование — составная часть системы непрерывного образования, первая ступень к развитию профессионального мастерства. Это специально созданная, регулярная познавательная деятельность, которая сосредоточена на достижении определенных личностно и социально существенных образовательных целей.
4. Изучены характеристики профессиональной компетентности и самообразования педагогов ДОО. Диагностика проводилась по трем ключевым блокам: 1) профессиональные знания и умения; 2) коммуникативные умения (организация взаимодействия с родителями); 3) навыки самостоятельной работы (готовность к самообразованию).
Согласно первичной диагностике, высокий уровень сформированности профессиональных знаний и умений в структуре профессиональной компетентности был определен только у 4-х педагогов (23%) (по «Диагностической карте профессиональной компетентности педагога ДОО» Т.А. Сваталовой). Выявлен недостаточный уровень сформированности некоторых педагогических умений, особенно исследовательской и аналитической функции. Большинству педагогов дошкольного
образовательного учреждения удавалось достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями они не стремились активно общаться. Сложности общения с родителями их не пугали, но порой бывали излишне критичны к ним. У небольшого числа педагогов были выявлены сложности вступления в общение с родителями. Контакты с родителями они старались свести к минимуму (по методике Р.П. Дешеулина). Высокий уровень сформированности навыков самостоятельной работы был определен только у 3-х педагогов (18%) (по анкете О.Н. Григорьевой). Наиболее частыми были при самообразовании трудности применения на практике теоретического материала, осмысления прочитанного материала, изложение своей точки зрения. Педагоги сталкивались с затруднениями при высказывании обоснованных суждений по проблеме, аргументированном доказательстве; систематизации и группировании изученных фактов.
5. Описана практика организации самообразования педагогов ДОО в целях повышения их профессиональной компетентности. Для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО в процессе самообразования нами были созданы следующие условия: руководство этим процессом со стороны администрации, старшего воспитателя детского сада; адресная поддержка и помощь воспитателям; индивидуализированное сопровождение процесса профессионального становления педагогов; вынесение на педагогические советы, заседания методического отдела вопросов, связанных с самообразованием; оказание помощи педагогам в обобщении своего опыта. Самообразование педагогов данного учреждения было организовано в разных формах: изучение литературы и обзор информации в сети Интернет; прослушивание докладов; посещение семинаров и конференций; практическая деятельность. Результаты самообразования педагогов были представлены в их в докладах и выступлениях; в созданных ими методических пособиях; в разработанных педагогами сценариях, проектах; в показе педагогами открытых мероприятий.
6. Проанализированы итоги мониторинга процесса самообразования и
профессиональной компетентности педагогов ДОО. Организация самообразования педагогов ДОО в целях повышения их профессиональной компетентности способствовала: 1) расширению и углублению
профессиональных знаний педагогов; 2) формированию у педагогов важнейших педагогических умений (воспитатели стали успешнее выделять проблемы, гипотезы, устанавливать причины, слабости своих педагогических воздействий, недостатки в своей деятельности, чаще внедрять результаты научных исследований в свою педагогическую деятельность); 3) формированию более конструктивного и эффективного взаимодействия с родителями: они стали всегда выслушивать родителей, проявлять терпеливость в общении с ними, стали отстаивать свою точку зрения, не навязывая ее; 4) формированию у педагогов ДОО навыков самостоятельной работы (воспитатели стали успешнее высказать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать и опровергать суждения; самостоятельно выделять проблему; группировать и систематизировать изученные факты, ситуации); 5) формированию готовности педагогов к самообразованию (воспитатели стали успешнее и без затруднений применять на практике теоретический материал, осмысливать прочитанный материал, излагать свою точку зрения).
Таким образом, в исследовании показано, что процесс самообразования педагогов ДОО способствует развитию у них профессиональной компетенции.


1. Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы [Текст] / А. Я. Айзенберг. - М.: Высшая школа, 2008. - 340 с.
2. Атмахова, Л. Н. Организация деятельности методической службы - условие формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения [Текст] : Автореферат дисс. канд. пед. наук / Л. Н. Атмахова. - Екатеринбург, 2006. - 44 с.
3. Атмахова, Л.Н. Методическая работа в дошкольном учреждении - подсистема непрерывного образования педагогов [Текст] / Л.Н. Атмахова // Интеграция научно-методической литературы и системы повышения квалификации кадров: материалы всероссийск. науч. практ. конф., Челябинск, 16-17 февр. 2005 г. / Ин-т. доп. профес. педаг. образования. - Челябинск, 2005. - Часть 1, - С. 194-197.
4. Белая, К. Ю. Методическая деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС ДО [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - 132 с.
5. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОО: Анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2007 - 96 с.
6. Белая К. Ю. Организация работы по самообразованию педагогов ДОО [Текст] / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007. -№ 2.
7. Белая, К.Ю. Педсовет в дошкольном образовательном учреждении. Подготовка и проведение [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: Просвещение, 2004. - 165 с.
8. Белкина, В. Н. Показатели сформированности профессиональной
компетентности педагога в сфере предшкольного образования [Электронный ресрс] / В. Н. Белкина, О.В. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 3. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С.168-172 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-sformirovannosti-professionalnoy- kompetentnosti-pedagoga-v-sfere-predshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.06.2018).
9. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к
образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. -№ 10. - С. 8-14.
10. Брязгунова, Е. Н. Самообразование как основа успешности человека [Электронный ресурс] / Е. Н. Брязгунова // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 310-312. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2175/ (дата обращения: 19.07.2018).
11. Васильева, А. И. Старший воспитатель детского сада [Текст] / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кабитина. - М.: Просвещение, 2000. - 190 с.
12. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОО. Эффективные формы и методы [Текст] : методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. - М.: Айрис - пресс, 2008 - 192с.
13. Волобуева, Л. М. Активные методы обучения в методической работе ДОО [Текст] / Л. М. Волобуева, И. А. Миренко // Управление ДОО. - 2014. - №6. - С.55-57.
14. Волобуева, Л. М. Работа старшего воспитателя ДОО с педагогами [Текст] / Л. М. Волобуева. - М.: Просвещение, 2013. - 213 с.
15. Голицина, Н.С. Система методической работы в ДОО [Текст] / Н. С. Голицина - М.: Просвещение, 2010. - 287 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ