ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие об организационной культуре в менеджменте 6
1.2. Методические основы управления формированием и развитием
организационной культуры образовательной организации 14
1.3. Особенности управления развитием организационной культуры
педагогического коллектива дошкольной организации 22
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 29
2.1. Начальная оценка особенностей развития организационной
культуры дошкольной организации 29
2.2. План развития организационной культуры дошкольной
образовательной организации 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 96
Актуальность. Проблема формирования организационной культуры педагогического коллектива дошкольной образовательной организации считается одной из более важных в период массовых инноваций, совершающихся в областях экономики, культуры, а кроме того в обстоятельствах радикальных изменений в системе образования Российской Федерации.
Признавая существенную значимость дошкольной образовательной организации в формировании социальных взаимоотношений, государство предъявляет новые условия, выдвигая перед руководителями дошкольной организации масштабную задачу - заложить в механизм функционирования и развития организации процесс адекватных и опережающих внутренних изменений.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» внес существенные изменения в управленческую деятельность дошкольной образовательной организации, определил ее компетенции, а также расширил права участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией.
Наделение коллегиальных органов управления конкретными управленческими полномочиями способствует повышению качества образования, привлечению в дошкольные общеобразовательные организации дополнительных ресурсов, расширению возможностей для удовлетворения заказа на образование, как со стороны государства, так и общества.
Также следует упомянуть, что вопросам изучения организационной культуры посвящено достаточно большое количество работ как зарубежных, так и отечественных ученых (Е. Шейн, Н. Деметр, Р. Блейк, Ж. Мутон, И. Оучи, С. Ханди. О.С. Виханского, Б.З. Мильнера, И.В. Грошева, Т.О. Соломанидиной, М.И. Магуры, Ю.Г. Семенова, С.В. Рогожина, А.А. Радугина, К.М. Ушакова, Т.А. Антопольской, Е.А. Руднева, Ю.Ю. Темрюкова, В.Р. Ясницкой, О.А. Глущенко и др.).
Все вышеизложенное подтверждает значимость исследования проблемы развития организационной культуры дошкольного образовательного учреждения. Отталкиваясь из вышесказанного, выявлено последующее противоречие: интенсивное применение единичных
компонентов организационной культуры на практике при недостаточной осмысленности и разработанности данных нюансов в педагогическом менеджменте.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования связанную с обеспечением поступательного развития организационной культуры дошкольной образовательной организации, обеспечивающей достижение педагогическим коллективом стратегических и тактических целей.
Цель исследования: теоретический анализ и планирование процесса развития организационной культуры дошкольной организации.
Объект: организационная культура образовательного учреждения.
Предмет: план развития организационной культуры дошкольной организации.
В соответствии с целью, предметом и объектом изучения были определены следующие задачи исследования.
1. Раскрыть понятие организационной культуры организации.
2. Раскрыть характерные черты управления развитием организационной культуры дошкольной организации.
3. Определить методику изучения, выполнить диагностику развития организационной культуры дошкольной организации.
4. Разработать план по формированию организационной культуры дошкольной организации.
При написании работы использовались следующие методы исследования:
• теоретические (изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы; исследование и синтез; определение суждений, обобщений);
• эмпирические (анкетирование, интервьюирование, метод незаконченных предложений, обобщение опыта);
• способы обработки информации: математические, графические, табличные.
База исследования: МАДОУ Детский сад №1 города г. Тавда.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе «Теоретические нюансы к изучению организационной культуры педагогического коллектива дошкольной организации» рассмотрены ключевые теоретические подходы к изучению организационной культуры в коллективе, основные методические принципы и характерные черты управления развитием организационной культуры в дошкольной образовательной организации.
Во второй главе «Управление процессом развития организационной культуры педагогического коллектива дошкольной организации» дается описание организационной культуры, сформировавшейся в исследуемой дошкольной организации. Рассматриваются, как и в какой последовательности необходимо вносить организационные изменения в организации для непосредственного воздействия на ее культуру. Приводятся рекомендации, нацеленные на усовершенствование организационной культуры МАДОУ детского сада № 1, предоставлены рекомендации по
развитию организационной культуры в дошкольной образовательной организации.
В заключение выпускной квалификационной работы сделаны обобщающие выводы по теме исследования.
Проведенное исследование было посвящено проблеме развития организационной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения. Анализ теории управления и педагогических исследований в области педагогического управления показал значимость организационного подхода к управлению образовательными процессами. Несмотря на достаточно широкий круг вопросов, затронутых в общей педагогике по проблемам управления, проблемы управления организационной культурой педагогов дошкольного учреждения остаются недостаточно разработанными.
В отечественных и зарубежных теориях основное внимание уделялось рассмотрению возможных организационных решений по достижению качества и результативности деятельности субъектов организационной системы. Именно организационная деятельность позволяет проектировать стратегические и тактические цели, определять систему управленческих решений, направленных на достижение качества образования. Однако вопросы организационного управления в научных исследованиях за последние десятилетие стали наиболее актуальными и в меньшей степени разработанными.
Анализ научной литературы позволил вскрыть противоречия между: уровнем развития теории организационной культуры и практическими подходами к формированию организационной культурой; научными требованиями к формированию организационной деятельности и реальным состоянием в практике функционирования дошкольного учреждения; требованием времени к развитию организационной культуры педагогов образовательного учреждения и реальной организационной культурой в дошкольном образовании; управлением, обеспечивающим качество деятельности дошкольного учреждения, и состоянием организационной культуры педагогов дошкольного учреждения, направленной на достижение целей деятельности. Это позволило нам определить важность и необходимость разработки вопросов управления развитием организационной культуры педагогов дошкольного учреждения.
На диагностирующем этапе исследования мы выявили, что управленческая деятельность в дошкольном образовательном учреждении осуществляется без учёта научных тенденций в теории педагогической науки и управления, ориентирующих педагогическое сообщество на необходимость развития организационной культуры как пути обеспечения качества деятельности учреждения. По-прежнему руководители обеспечивают организацию, планирование, координирование деятельности педагогов, не опираясь на современные требования, сложившиеся в научных концепциях, что снижает качество образовательного процесса и развития личности ребёнка и самого педагога. Данные первичного исследования выявили, что лишь небольшой процент дошкольных образовательных учреждений, в которых проявлен высокий уровень нравственных мотиваций, ориентированности на совместные достижения, самостоятельность и творчество в деятельности и др. В практике ДОУ проявлялись тенденции «не допуска» членов коллектива к управлению образовательным процессом.
Основными организационными механизмами, которые смогли бы преодолеть эти противоречия, как показало исследование, является наличие целостной системы управления процессом развития организационной культуры педагогов ДОУ. Созданный нами план формирования организационной культуры педагогов дошкольного учреждения определила основные направления и методы, побуждающие коллектив к развитию индивидуального имиджа и к поддержанию коллективного имиджа ДОУ. Разработанные в ходе исследования формы организации деятельности педагогов и методы стимулирования их деятельности позволили доказать, что эффективность развития коллективного и индивидуального имиджа, коллективных ценностных ориентаций, общей мотивации оказывают влияние на обеспечение качества образовательной деятельности, творческого саморазвития.
В ходе исследования осуществлен поиск оптимальных условий для становления организационной культуры на основе ценностных ориентацией педагогов, их установок и творческой позиции.
Показателем эффективности плана формирования организационной культуры является качество системы управления и качество образовательного процесса, обеспечивающего индивидуальное развитие ребенка.
1. Белая, К.Ю. Методическая работа в дошкольная образовательная организация: анализ, планирование, формы и методы [Текст] // К.Ю. Белая. - М: ТЦ Сфера, 2005. - 101 с.
2. Белая, К.Ю. Руководство дошкольная образовательная организация: контрольно-диагностическая функция [Текст] //К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера,
2003. - 112 с.
3. Биличенко, Г.Г. Создание дошкольная образовательная организация с приоритетным направлением развития [Текст] // Г.Г.Биличенко. - М.: ТЦ Сфера,2005. - 160 с.
4. Бондаренко, А.К., Поздняк, Л.В., Шкатулла, В.И. Заведующий дошкольным учреждением [Текст] // под ред. А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение,1984. - 176с.
5. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в дошкольная образовательная организация [Текст] // Н.А. Виноградова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - с 192с.
6. Вейлл, П. Искусство менеджмента [Текст] // - М.: Наука,1989 -347 с.
7. Веснин, В.Р. Менеджмент для всех [Текст] // М.: Юрист, 2003. - 315 с.
8. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. [Текст] //- М.: МГУ, 1998. - 294 с.
9. Джеральд, Коул. Управление персоналом в современных организациях. [Текст] // Москва. 2004. - 350 с.
10. Зайцев, Л.А., Соколова, М.И. Организационное поведение. [Текст] // М.: Экономист, 2006. - С.289-292.
11. Иванцевич, Д.М., Лобанов, А.А. Человеческие ресурсы управления. [Текст] // М.: Юнити, 2001. - 186 с.
12. Исмагилова, Ф.С. Основы профессионального консультирования. [Текст] // М. Воронеж, 2003. - с.110
13. Кабаченко, Т.О. Психология управления. [Текст] // М.: Юрайт,
2003.
14. Камерон, К., Куинн, Р. Диагностика изменение организационной культуры [Текст] // СПб. Питер, 2001.
15. Карташова, Л.В., Никонова, Т.В., Соломанидина, Т.О. Организационное поведение: Учебник [Текст] // М.: ИНФРА-М,2001. - 220 с. - (Серия "Высшее образование")...