ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 10
1.1. Сущностная характеристика понятия «сопровождение» 10
1.2. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья 18
1.3. Структурно-компонентная модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации 27
ГЛАВА 2 АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 49
2.1. Разработка индивидуальной образовательной программы для
ребенка с ограниченными возможностями здоровья 49
2.2. Оценка результатов апробации модели организации психолого-
педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 140
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 141
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 142
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 143
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 145
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
В изменяющемся мире претерпевают изменения все области нашей жизнедеятельности, не стало исключением и современное образовательное пространство.
Согласно федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дети, имеющие ограниченные возможности здоровья имеют право обучаться в образовательных организациях как компенсирующей или комбинированной направленности, так и в общеобразовательной организации.
Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в организации и управлении образовательным процессом.
В связи с этим у педагогической общественности возникает вопрос о психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Дети с ОВЗ - это категория детей, имеющих различные нарушения в психофизическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, которые препятствуют получению образования, вследствие чего требуется создание для данной категории детей особых образовательных условий.
Объективная необходимость процесса психолого-педагогического сопровождения вызвана особыми образовательными потребностями данной категории детей. Осмысление этих потребностей лежит в основе изменения образовательных приоритетов.
Долгое время существовала парадигма формирования знаний, умений и навыков, на сегодняшний день акцент смещается в сторону воспитания и обеспечения процессов наиболее успешной социализации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Данной проблематикой занимается большое количество научных деятелей, как в нашей стране (Е. Л. Агафонова, С. В. Алехина, А. В. Белова, С. И. Бондарева, Т. В. Ветер, Ю. Т. Горохова, С. Г Косарецкий, Н. Н. Малафеев, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, С. В. Федотова, Е. А. Соломахина), так и за рубежом (Д. Бурдон, Л. Ватерс, Р. Гудман, С. Каррингтон, У. Кинселла, Дж. Корбет, М. Ланзинд, Д. Мельтцер, Р. Робинсон, Б.Скотт, К. Хорни, Э. Шоплер, Дж. Элкис и др).
Исследователи отмечают, что дошкольное детство - это самый сензитивный период в развитии человека. Именно в этом возрасте формируются индивидуально-психологические особенности, создаются предпосылки формирования социально-личностных качеств. Исходя из этого логично заключить, что дошкольный возраст является самым благоприятным для компенсации нарушений в развитии детей с ОВЗ.
Наиболее успешно задачи компенсации, адаптации, развития, образования и социализации детей с особыми образовательными потребностями решает система комплексного психолого-педагогического сопровождения, организуемого в дошкольной образовательной организации (ДОО). Приоритетной управленческой задачей в данном контексте будет являться организация необходимых условий для обеспечения психолого-педагогического сопровождения, а также организация и координация взаимодействия всех профильных специалистов, которые реализуют задачи сопровождения.
Вышеизложенные тезисы обуславливают актуальность исследования.
Проблемное поле исследования выявляет следующие противоречия:
1) между имеющейся общей теорией сопровождения личности ребенка в ДОО и слабой разработанностью механизмов реализации сопровождения ребенка с ОВЗ;
2) между востребованностью психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ и недостаточной его разработанностью.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какие должны быть созданы условия для результативной организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОО.
Предмет исследования: планирование и содержание психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: научно обосновать, разработать и частично апробировать модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ будет результативным, если в ДОО будут организованы следующие условия:
- разработка и реализация адаптированных образовательных программ;
- разработка и реализация индивидуальных образовательных программ;
- координация взаимодействия всех субъектов психолого -
педагогического сопровождения;
- создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ;
- формирование мотивации педагогических кадров на реализацию задач психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Цель исследования может быть достигнута с помощью решения следующих задач:
1) проанализировать научно-теоретическую базу по проблеме исследования;
2) определить сущностные характеристики понятия «сопровождение»;
3) рассмотреть особенности процесса психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
4) разработать структурно-компонентную модель психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации;
5) разработать индивидуальный образовательный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья;
6) организовать частичную апробацию разработанной структурно-компонентной модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
Теоретическая база исследования.
Теоретическую базу исследования составляют нижеперечисленные концепции.
С позиции философии: Концепция индивидуализации обучения в контексте философско-этических учений В. В. Зеньковского, Б. С. Братуся, С. Л. Братченко, Л. Н. Толстого.
С позиции физиологии: Теория пластичности нервной системы и ее способность к развитию: И.П. Павлов.
С позиции психологии: Культурно-историческое происхождение психики и формирование высших психических функций (ВПФ): Л. С. Выготский. Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии (Л. С. Выготский, В. В. Лебединский, Л. Рубенштейн). Концепция о ведущей роли обучения в развитии (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин).
С позиции педагогики: Концепции гуманистической педагогики: (Ш. А. Амонашвили, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, Р. Штайнер).
Концепция педагогической поддержки О. С. Газмана.
Культурологическая концепция личностно ориентированного образования: Е. В. Бондаревская. Концепция адаптивной школы (Н. А. Заруба, Н. П. Купустин, Е. А. Ямбург).
Методы исследования: для решения поставленных задач, были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
- эмпирические: наблюдение, самодиагностика, изучение продуктов деятельности детей и педагогов.
Научная новизна исследования заключается в том, что на основе изученной психолого-педагогической, методологической литературы по проблеме исследования была разработана и частично апробирована модель психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении и систематизации научного знания в области организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость исследования заключается в разработке наглядной структурно-компонентной модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации. Данная модель или отдельные ее элементы могут быть использованы реализации инклюзивного образования в современных дошкольных образовательных организациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Психолого-педагогическое сопровождение - это процесс субъект-субъектного взаимодействия сопровождаемого (ребенка) и сопровождающего (взрослого - педагога), основанный на поддержке сопровождаемого в преодолении его индивидуальных личностных трудностей, оказанию помощи в поиске оптимальных способов решения проблем, результатом которого, является комплексное развитие личности, повышение результативности в обучении и формирование черт самостоятельности и ответственности.
2. Структурно-компонентная модель психолого-педагогического
сопровождения разработана на основе условий, необходимых для организации процесса сопровождения, отсюда следует, что компонентами модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации являются: цель, психолого-педагогические условия (разработка адаптированных образовательных программ, индивидуальных образовательных программ, организация развивающей предметно - пространственной среды, координация деятельности ПМПк, организация работы консультационного центра), кадровые условия, психолого-педагогическая диагностика и планируемый результат организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО.
Публикации. По теме диссертации опубликованы 2 статьи в соавторстве, в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы:
1. «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья».
2. «Структурно-компонентная модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации».
Структура ВКР: диссертационная работа состоит из введения, теоретической главы, эмпирической части исследования, описанной во 2 главе, заключения, списка литературы и приложения.
Целью настоящей ВКР являлось научно обосновать, разработать и частично апробировать модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации, которая позволяет решить ряд задач, способствующих достижению результата сопровождения: обеспечение положительной динамики в процессе коррекции нарушений развития и социальной адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования может быть достигнута с помощью решения соответствующих задач.
В ходе выполнения ВКР была проанализирована научно-теоретическая база исследования, определены основные методологические подходы, изучены персоналии авторитетных ученых, которые являются разработчиками интересующей нас проблематики.
Рассмотрены сущностные характеристики и сформулировано понятие «сопровождение», которое определяется как процесс субъект-субъектного взаимодействия сопровождаемого (ребенка) и сопровождающего (взрослого - педагога), основанный на поддержке сопровождаемого в преодолении его индивидуальных личностных трудностей, оказанию помощи в поиске оптимальных способов решения проблем, результатом которого, является комплексное развитие личности, повышение результативности в обучении и формирование черт самостоятельности и ответственности.
В работе конкретизированы условия, создание которых обеспечивает реализацию и результативность процесса психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: ценностные, кадровые, материально-технические и финансово-экономические.
В описании структурно-компонентной модели описан каждый компонент, вместе с его составляющими, а также показана связь между структурными компонентами всей системы, обеспечивающие ее функционирование. Компонентами модели психолого -педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации являются: цель, психолого-педагогические условия (АОП, ИОП, РППС, деятельность ПМПк, консультационный центр), кадровые условия (компетенции педагогов), диагностические мероприятия. Также был сформулирован планируемый результат, достижение которого обеспечивают организация в ДОО вышеперечисленных условий.
Разработка ИОП для ребенка с ОВЗ как одно из приоритетных условий реализации модели организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО. В настоящей ВКР представлен опыт разработки индивидуальной программы развития, описаны этапы разработки и структурные компоненты, которые отражаются в ИОП, раскрыт механизм разработки, реализации и утверждения индивидуальной образовательной программы и сопутствующих документов.
В период с 2017 г. по 2018 г. частично апробирована структурно-компонентная модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО в БМАДОУ «Детский сад №5» г. Березовский, описаны компоненты и этапы реализации модели сопровождения.
Оценка результативности апробированной структурно-компонентной модели включала в себя три блока: психолого-педагогические условия, кадровые условия и результаты обучения и воспитания детей с ОВЗ в ДОО. Каждый из блоков разделен на критерии, которые были подвергнуты оценке и позволили сделать вывод об эффективности апробации разработанной структурно-компонентной модели организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО. При анализе были выделены плюсы и минусы изучаемого критерия, были разработаны направления деятельности по устранению выявленных отрицательных сторон, а также приняты соответствующие управленческие решения. Их реализация была проанализирована, вследствие чего были сформулированы выводы об их эффективности.
Анализ эмпирических данных привел к выводу, что апробация модели организации сопровождения прошла успешно, имеет первые положительные результаты, которые подтверждают тот факт, что разработанная структурно-компонентная модель организации психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО является эффективной, и может быть использована на практике, так как с помощью принятых управленческих решений и действий удалось добиться планируемого результата.
Таким образом, цель исследования достигнута.
1. Приказ Министерства Образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.) // Российская газета. № 6441. 2013. 25 ноября
2. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК)
образовательного учреждения [Электронный ресурс] // Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 №27/901 -6. Доступ из
спра.-правовой системы «КонсультантПлюс». 2018.
URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=316942#05812834102552353
3. О направлении методических рекомендаций по организации
специальных условий получения образования для детей с ОВЗ в соответствии с заключением ПМПК [Электронный ресурс] //
Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 6 апреля 2016 № 2.01.82 / 2941.
Официальный сайт «Министерство общего и профессионального образования Свердловской области». 2018.
URL:http://minobraz.egov66.rU/document/category/26#document list
4. План работы консультационного центра БМАДОУ «Детский сад № 5» [Электронный ресурс] // сайт БМАДОУ «Детский сад №5». 2018. URL:http://www.bgodou5.ru/Obrazovanie/plan_raboty _kc2017.pdf
5. Положение о карте учета динамики развития ребенка
БМАДОУ «Детский сад № 5» [Электронный ресурс] // сайт
БМАДОУ «Детский сад №5». 2018. URL:
http://b godou5.ru/ Obrazovanie/polozhenie o karte ucheta dinamiki razvitij areben.pdf
6. Положение о консультационном центра БМАДОУ «Детский сад № 5» [Электронный ресурс] // сайт БМАДОУ «Детский сад №5». 2018. URL: http://bgodou5.ru/Obrazovanie/polozhenie kc.pdf
7. Алехина С. В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании /
С. В. Алехина, И. В. Вачков // Сибирский педагогический журнал. 2014. №5. С. 97-104.
8. Алмазова С. Л. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе занятий адаптивной физической культурой и спортом / С. Л. Алмазова, И. Н. Пушкарева // Педагогическое образование в России. 2015. № 8. С. 52-57.
9. Артюшенко Л. П. Организационно-педагогические условия
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2010. - 23 с.
10. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. — 298 с.
11. Борисова А. Н. Организация образовательной среды ДОУ компенсирующего вида // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 3. С. 84-87.
12. Бороненко Т. А. Педагогический мониторинг результативности исследовательской деятельности обучающегося: электронное портфолио / Т. А. Бороненко, В. С. Федотова // Высшее образование в России. 2017. №5. С. 118-123.
13. Борякова Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицина / Под общ. ред. Н. Ю. Боряковой М.: Секачев, 2004. - 213 с.
14. Бывшева М. В. Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе социального познания: автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. — 23 с.
15. Валицкая А. П Инклюзивное образование как образование для всех / А. П. Валицкая, В. А. Рабош // Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — с. 70-73.
16. Ватина Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития: методическое пособие / Е. В. Ватина, Н. Н. Журавлёва / Соликамский гос. пед. ун-т. Соликамск, 2012. - 68 с.
17. Воробьева М. А. Психолого-педагогический консилиум - механизм
управления качеством образования / М.А. Воробьева, И.А.
Копанишина // Педагогическое образование в России. 2015. №2. С. 27¬
31.
18. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе.1995. №3. С. 95-112.
19. Герасименко Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей со сложной структурой дефекта // Актуальные проблемы психологии личности : сборник научных трудов кафедры психологии образования Института психологии / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии, Каф. психологии образования; сост. Н. Н. Васягина. Екатеринбург, 2013. № 11. С. 50-53.
20. Глазкова Т. В. Педагогическое сопровождение личностного развития учащихся в общеобразовательной школе: автореф. дис.... канд. пед. наук. Иркутск, 2004. - 18 с.
21. Горбунова Н. Е. Опыт психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях ГБОУ «Речевой центр» // Всероссийская весенняя психологическая сессия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург. 2017. С. 106-110
22. Губанова М. И. Система формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Кемерово, 2004. - 44 с.
23. Гусева И. В. К вопросу организации комплексного психолого- медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. Спецвыпуск. № 26. С. 31-35
24. Деятельность специалистов сопровождения при включении
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей -инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-
психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций/ О.Г. Приходько и др. М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 102 с.
25. Дружинина Л. А. Системный подход к моделированию индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями зрения / Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-3. С. 660-666.
26. Долгова В. И. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения личности / В. И. Долгова, Н. В. Крыжановская, Н. А. Непомнящая // Научно-методический электронный журнал Концепт 2016. Т. 44. С. 1-8.
27. Ефремова Т. Ф. Самый полный толковый словарь русского языка в 3-х томах. Изд-во: АСТ, 2015 г. — 3312 с.
28. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова/ Под общ ред. О. Л. Зверевой. М.: Айрис-Пресс, 2009. - 128 с.
29. Изосимова Ю. С. Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях массовой общеобразовательной школы "Мы вместе" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 25. С. 346-350.
30. Казанская В. Г. О психолого-педагогическом сопровождении самоактуализации личности в образовательном пространстве /
B. Г. Казанская, А.Н. Колпакова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №3.
C 28-38
31. Карынбаева О. В. Подготовка педагогов к созданию интегрированной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. №170. С. 43-49.
32. Коджаспирова Г. М. Педагогическая антропология. М.: Гардарики, 2005. — 287 с.
33. Кузнецова К. С. Анализ сущности педагогического сопровождения в ряду сопряженных понятий гуманистической педагогики // Вестник ПАГС. 2012. № 3. С. 154-158.
34. Кузнецова Н. Б. Содержание профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья// Вестник ТГПУ. 2016. №5. С. 55-60.
35. Ларионова С. О. Психологическое сопровождение вторичной профилактики девиантности у младших школьников с задержкой психического развития: методические рекомендации. Екатеринбург: Ажур, 2016. - 232 с.
36. Леонова Е. Н. Педагогическое сопровождение процесса адаптации первокурсников вуза: автореф. дис.... канд. пед. наук. Хабаровск, 2010. - 25с.
37. Макарова И. Н. Повышение квалификации педагогических кадров при переходе образовательных учреждений к работе в условиях инклюзии // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. № 2. С. 18-25
38. Мартынова Е. А. Принципы разработки и реализации
адаптированных образовательных программ профессионального образования
и обзорный анализ их внедрения в ВУЗах и колледжах России образование /
Е. А. Мартынова, Д.Ф. Романенкова // Специальное образование. 2016. № 2. С. 12-18.
39. Модели сопровождения обучающихся в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре: Коллективная монография / Т. В. Снегирева, Н. В. Дорофеева., С. В. Коваленко и др. / Под. ред. Снегиревой Т. В., Дорофеевой Н. В. Нижневартовск, 2009. — 211 с.
40. Назарова Н. М. Инклюзивное обучение: историческая динамика и перспективы // Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования. 2015. №9. С. 55-63.
41. Насибуллина А. Д. Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 20. С. 57-60.
42. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья / А. Н. Коноплева, Н. Г. Еленский, Л. А. Зайцева и др. / Под ред. Т. Л. Лещинской. Мн.: НИО, 2005. — 260 с.
43. Овчарова А. П. Понятие «Психолого-педагогическое
сопровождение детей младшего школьного возраста» как педагогическая категория // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2012. №4. С. 70-78.
44. Овчинникова Т. С. Модель организационно-методического обеспечения системы интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ комбинированного вида // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010. №2. С. 45-54.
45. Пахомова Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ослабленным здоровьем в образовательной среде дошкольного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2007. — 212 с.
46. Польшина М. А. Технологии психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 20. С. 66-70.
47. Пономарева Л. И. Соотношение парадигм сопровождения и поддержки в педагогической теории и практике // Педагогическое образование в России. 2014. № 10. С. 171-174.
48. Психологическое сопровождение семьи ребенка с особыми возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методические рекомендации / сост. Н.А. Крушная. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 36 с.
49. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общей редакцией А. А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011. — 2280 с.
50. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. ред. С. В. Алехина. М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. - 334 с.
51. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение
развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/
Под ред. Л.М. Шипицыной. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 528 с.
52. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка
дошкольного возраста в образовательном процессе: коллективная
монография /под ред. Л. В. Трубайчук. Челябинск: изд-во ЧИПКРО, 2014.— 212 с.
53. Пургина Е. И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: учеб. пособие. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. -275 с.
54. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М. Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. СПб.: КАРО,2015. - 112 с.
55. Теория организации : учебное пособие / Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю. В. Солдатова / Под общ. ред. Л. С. Ружанской. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015.— 200 с
56. Самсонова Е. В. Готовность педагогов общеобразовательной организации к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с инвалидностью как основной фактор успешности инклюзивного процесса. / Е. В. Самсонова. В. В. Мельникова // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 97-112.
57. Семаго Н. Я. Специальный образовательные условия инклюзивной школы. Педагогический университет «Первое сентября», 2014. — 38 с.
58. Синякова М. Г. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития педагога в поликультурном образовательном пространстве // Педагогическое образование в России. 2014. №2. С. 68-73.
59. Смирнова В. В. Модель социализации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». 2015. № 2 (5). С. 110-113.
60. Смирнова С. А. Условия осуществления комплексного сопровождения детей в образовательных учреждениях // Сибирский педагогический журнал. 2008. №7. С. 183-190
61. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012 - 2013 учебному году / Под ред. Е.В. Пляскиной. с. Троицкое: РМК, 2013. - 60 с.
62. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.
63. Солодовникова Т. В. Генезис понятия «Педагогическое сопровождение» // Известия ВГПУ. 2014. № 1. С. 38-43.
64. Составление адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья / сост. А. В. Цветкова. Сыктывкар: КРИРО, 2015. - 86 с.
65. Степанова О. А. Комплексное сопровождение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья / О. А.
108
Степанова, С. П. Амиридзе // Научные исследования в образовании. 2012. №11. С. 12-23.
66. Танцюра С. Ю. Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии: Методические рекомендации / С. Ю. Танцюра, С. И. Кононова. М.: ТЦ Сфера, 2016. — 64 с.
67. Толстикова О. В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство социализации ребенка. Методические рекомендации. / О.В. Толстикова, С. В. Соловьева, О.В. Савельева, Н.В. Серебрякова / Под общ. ред. О. В. Толстиковой Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015. - 298 с.
68. Ускова С. А. Сопровождение как базовая категория современной педагогики: теоретическое обоснование // Человек и Образование. 2013. №2. С. 84-88.
69. Хмелькова М. А. Психологическое сопровождение педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 2009. — 23 с.
70. Юракова С. В. Создание развивающей предметно - пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО // Дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы развития. 2015. № 1. С. 80-81.
71. Александрова Е. А. Виды педагогической поддержки и со¬
провождения индивидуального образования //: [Электронный ресурс] сайт: Институт системных исследований и координации социальных проектов: Библиотека - URL: http://www.isiksp.ru/library/aleksandrova ea/aleks-
000001.html
72. Воробьева Т. В. Организация развивающей предметно¬
пространственной среды в ДОО [Электронный ресурс] // сайт: Департамент образования города Ярославля. 2018. - URL: http://yar-
edudep.ru/doshkolnoe_obrazovanie/fgos_doshkolnogo_obrazovaniya/sovewaniya_ 2015g/
73. Статистические данные о количестве детской инвалидности в РФ [Электронный ресурс] // Интернет-портал Росстата.
URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#