Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 10
1.1. Сущностная характеристика понятия «сопровождение» 10
1.2. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья 18
1.3. Структурно-компонентная модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации 27
ГЛАВА 2 АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 49
2.1. Разработка индивидуальной образовательной программы для
ребенка с ограниченными возможностями здоровья 49
2.2. Оценка результатов апробации модели организации психолого-
педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 140
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 141
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 142
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 143
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 145
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 10
1.1. Сущностная характеристика понятия «сопровождение» 10
1.2. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья 18
1.3. Структурно-компонентная модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации 27
ГЛАВА 2 АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 49
2.1. Разработка индивидуальной образовательной программы для
ребенка с ограниченными возможностями здоровья 49
2.2. Оценка результатов апробации модели организации психолого-
педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 140
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 141
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 142
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 143
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 145
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
В изменяющемся мире претерпевают изменения все области нашей жизнедеятельности, не стало исключением и современное образовательное пространство.
Согласно федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дети, имеющие ограниченные возможности здоровья имеют право обучаться в образовательных организациях как компенсирующей или комбинированной направленности, так и в общеобразовательной организации.
Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в организации и управлении образовательным процессом.
В связи с этим у педагогической общественности возникает вопрос о психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Дети с ОВЗ - это категория детей, имеющих различные нарушения в психофизическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, которые препятствуют получению образования, вследствие чего требуется создание для данной категории детей особых образовательных условий.
Объективная необходимость процесса психолого-педагогического сопровождения вызвана особыми образовательными потребностями данной категории детей. Осмысление этих потребностей лежит в основе изменения образовательных приоритетов.
Долгое время существовала парадигма формирования знаний, умений и навыков, на сегодняшний день акцент смещается в сторону воспитания и обеспечения процессов наиболее успешной социализации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Данной проблематикой занимается большое количество научных деятелей, как в нашей стране (Е. Л. Агафонова, С. В. Алехина, А. В. Белова, С. И. Бондарева, Т. В. Ветер, Ю. Т. Горохова, С. Г Косарецкий, Н. Н. Малафеев, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, С. В. Федотова, Е. А. Соломахина), так и за рубежом (Д. Бурдон, Л. Ватерс, Р. Гудман, С. Каррингтон, У. Кинселла, Дж. Корбет, М. Ланзинд, Д. Мельтцер, Р. Робинсон, Б.Скотт, К. Хорни, Э. Шоплер, Дж. Элкис и др).
Исследователи отмечают, что дошкольное детство - это самый сензитивный период в развитии человека. Именно в этом возрасте формируются индивидуально-психологические особенности, создаются предпосылки формирования социально-личностных качеств. Исходя из этого логично заключить, что дошкольный возраст является самым благоприятным для компенсации нарушений в развитии детей с ОВЗ.
Наиболее успешно задачи компенсации, адаптации, развития, образования и социализации детей с особыми образовательными потребностями решает система комплексного психолого-педагогического сопровождения, организуемого в дошкольной образовательной организации (ДОО). Приоритетной управленческой задачей в данном контексте будет являться организация необходимых условий для обеспечения психолого-педагогического сопровождения, а также организация и координация взаимодействия всех профильных специалистов, которые реализуют задачи сопровождения.
Вышеизложенные тезисы обуславливают актуальность исследования.
Проблемное поле исследования выявляет следующие противоречия:
1) между имеющейся общей теорией сопровождения личности ребенка в ДОО и слабой разработанностью механизмов реализации сопровождения ребенка с ОВЗ;
2) между востребованностью психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ и недостаточной его разработанностью.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какие должны быть созданы условия для результативной организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОО.
Предмет исследования: планирование и содержание психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: научно обосновать, разработать и частично апробировать модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ будет результативным, если в ДОО будут организованы следующие условия:
- разработка и реализация адаптированных образовательных программ;
- разработка и реализация индивидуальных образовательных программ;
- координация взаимодействия всех субъектов психолого -
педагогического сопровождения;
- создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ;
- формирование мотивации педагогических кадров на реализацию задач психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Цель исследования может быть достигнута с помощью решения следующих задач:
1) проанализировать научно-теоретическую базу по проблеме исследования;
2) определить сущностные характеристики понятия «сопровождение»;
3) рассмотреть особенности процесса психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
4) разработать структурно-компонентную модель психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации;
5) разработать индивидуальный образовательный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья;
6) организовать частичную апробацию разработанной структурно-компонентной модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
Теоретическая база исследования.
Теоретическую базу исследования составляют нижеперечисленные концепции.
С позиции философии: Концепция индивидуализации обучения в контексте философско-этических учений В. В. Зеньковского, Б. С. Братуся, С. Л. Братченко, Л. Н. Толстого.
С позиции физиологии: Теория пластичности нервной системы и ее способность к развитию: И.П. Павлов.
С позиции психологии: Культурно-историческое происхождение психики и формирование высших психических функций (ВПФ): Л. С. Выготский. Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии (Л. С. Выготский, В. В. Лебединский, Л. Рубенштейн). Концепция о ведущей роли обучения в развитии (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин).
С позиции педагогики: Концепции гуманистической педагогики: (Ш. А. Амонашвили, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, Р. Штайнер).
Концепция педагогической поддержки О. С. Газмана.
Культурологическая концепция личностно ориентированного образования: Е. В. Бондаревская. Концепция адаптивной школы (Н. А. Заруба, Н. П. Купустин, Е. А. Ямбург).
Методы исследования: для решения поставленных задач, были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
- эмпирические: наблюдение, самодиагностика, изучение продуктов деятельности детей и педагогов.
Научная новизна исследования заключается в том, что на основе изученной психолого-педагогической, методологической литературы по проблеме исследования была разработана и частично апробирована модель психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении и систематизации научного знания в области организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость исследования заключается в разработке наглядной структурно-компонентной модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации. Данная модель или отдельные ее элементы могут быть использованы реализации инклюзивного образования в современных дошкольных образовательных организациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Психолого-педагогическое сопровождение - это процесс субъект-субъектного взаимодействия сопровождаемого (ребенка) и сопровождающего (взрослого - педагога), основанный на поддержке сопровождаемого в преодолении его индивидуальных личностных трудностей, оказанию помощи в поиске оптимальных способов решения проблем, результатом которого, является комплексное развитие личности, повышение результативности в обучении и формирование черт самостоятельности и ответственности.
2. Структурно-компонентная модель психолого-педагогического
сопровождения разработана на основе условий, необходимых для организации процесса сопровождения, отсюда следует, что компонентами модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации являются: цель, психолого-педагогические условия (разработка адаптированных образовательных программ, индивидуальных образовательных программ, организация развивающей предметно - пространственной среды, координация деятельности ПМПк, организация работы консультационного центра), кадровые условия, психолого-педагогическая диагностика и планируемый результат организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО.
Публикации. По теме диссертации опубликованы 2 статьи в соавторстве, в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы:
1. «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья».
2. «Структурно-компонентная модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации».
Структура ВКР: диссертационная работа состоит из введения, теоретической главы, эмпирической части исследования, описанной во 2 главе, заключения, списка литературы и приложения.
Согласно федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дети, имеющие ограниченные возможности здоровья имеют право обучаться в образовательных организациях как компенсирующей или комбинированной направленности, так и в общеобразовательной организации.
Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в организации и управлении образовательным процессом.
В связи с этим у педагогической общественности возникает вопрос о психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Дети с ОВЗ - это категория детей, имеющих различные нарушения в психофизическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, которые препятствуют получению образования, вследствие чего требуется создание для данной категории детей особых образовательных условий.
Объективная необходимость процесса психолого-педагогического сопровождения вызвана особыми образовательными потребностями данной категории детей. Осмысление этих потребностей лежит в основе изменения образовательных приоритетов.
Долгое время существовала парадигма формирования знаний, умений и навыков, на сегодняшний день акцент смещается в сторону воспитания и обеспечения процессов наиболее успешной социализации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Данной проблематикой занимается большое количество научных деятелей, как в нашей стране (Е. Л. Агафонова, С. В. Алехина, А. В. Белова, С. И. Бондарева, Т. В. Ветер, Ю. Т. Горохова, С. Г Косарецкий, Н. Н. Малафеев, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, С. В. Федотова, Е. А. Соломахина), так и за рубежом (Д. Бурдон, Л. Ватерс, Р. Гудман, С. Каррингтон, У. Кинселла, Дж. Корбет, М. Ланзинд, Д. Мельтцер, Р. Робинсон, Б.Скотт, К. Хорни, Э. Шоплер, Дж. Элкис и др).
Исследователи отмечают, что дошкольное детство - это самый сензитивный период в развитии человека. Именно в этом возрасте формируются индивидуально-психологические особенности, создаются предпосылки формирования социально-личностных качеств. Исходя из этого логично заключить, что дошкольный возраст является самым благоприятным для компенсации нарушений в развитии детей с ОВЗ.
Наиболее успешно задачи компенсации, адаптации, развития, образования и социализации детей с особыми образовательными потребностями решает система комплексного психолого-педагогического сопровождения, организуемого в дошкольной образовательной организации (ДОО). Приоритетной управленческой задачей в данном контексте будет являться организация необходимых условий для обеспечения психолого-педагогического сопровождения, а также организация и координация взаимодействия всех профильных специалистов, которые реализуют задачи сопровождения.
Вышеизложенные тезисы обуславливают актуальность исследования.
Проблемное поле исследования выявляет следующие противоречия:
1) между имеющейся общей теорией сопровождения личности ребенка в ДОО и слабой разработанностью механизмов реализации сопровождения ребенка с ОВЗ;
2) между востребованностью психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ и недостаточной его разработанностью.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какие должны быть созданы условия для результативной организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОО.
Предмет исследования: планирование и содержание психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: научно обосновать, разработать и частично апробировать модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ будет результативным, если в ДОО будут организованы следующие условия:
- разработка и реализация адаптированных образовательных программ;
- разработка и реализация индивидуальных образовательных программ;
- координация взаимодействия всех субъектов психолого -
педагогического сопровождения;
- создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ;
- формирование мотивации педагогических кадров на реализацию задач психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Цель исследования может быть достигнута с помощью решения следующих задач:
1) проанализировать научно-теоретическую базу по проблеме исследования;
2) определить сущностные характеристики понятия «сопровождение»;
3) рассмотреть особенности процесса психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
4) разработать структурно-компонентную модель психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации;
5) разработать индивидуальный образовательный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья;
6) организовать частичную апробацию разработанной структурно-компонентной модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
Теоретическая база исследования.
Теоретическую базу исследования составляют нижеперечисленные концепции.
С позиции философии: Концепция индивидуализации обучения в контексте философско-этических учений В. В. Зеньковского, Б. С. Братуся, С. Л. Братченко, Л. Н. Толстого.
С позиции физиологии: Теория пластичности нервной системы и ее способность к развитию: И.П. Павлов.
С позиции психологии: Культурно-историческое происхождение психики и формирование высших психических функций (ВПФ): Л. С. Выготский. Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии (Л. С. Выготский, В. В. Лебединский, Л. Рубенштейн). Концепция о ведущей роли обучения в развитии (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин).
С позиции педагогики: Концепции гуманистической педагогики: (Ш. А. Амонашвили, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, Р. Штайнер).
Концепция педагогической поддержки О. С. Газмана.
Культурологическая концепция личностно ориентированного образования: Е. В. Бондаревская. Концепция адаптивной школы (Н. А. Заруба, Н. П. Купустин, Е. А. Ямбург).
Методы исследования: для решения поставленных задач, были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
- эмпирические: наблюдение, самодиагностика, изучение продуктов деятельности детей и педагогов.
Научная новизна исследования заключается в том, что на основе изученной психолого-педагогической, методологической литературы по проблеме исследования была разработана и частично апробирована модель психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении и систематизации научного знания в области организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость исследования заключается в разработке наглядной структурно-компонентной модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации. Данная модель или отдельные ее элементы могут быть использованы реализации инклюзивного образования в современных дошкольных образовательных организациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Психолого-педагогическое сопровождение - это процесс субъект-субъектного взаимодействия сопровождаемого (ребенка) и сопровождающего (взрослого - педагога), основанный на поддержке сопровождаемого в преодолении его индивидуальных личностных трудностей, оказанию помощи в поиске оптимальных способов решения проблем, результатом которого, является комплексное развитие личности, повышение результативности в обучении и формирование черт самостоятельности и ответственности.
2. Структурно-компонентная модель психолого-педагогического
сопровождения разработана на основе условий, необходимых для организации процесса сопровождения, отсюда следует, что компонентами модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации являются: цель, психолого-педагогические условия (разработка адаптированных образовательных программ, индивидуальных образовательных программ, организация развивающей предметно - пространственной среды, координация деятельности ПМПк, организация работы консультационного центра), кадровые условия, психолого-педагогическая диагностика и планируемый результат организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО.
Публикации. По теме диссертации опубликованы 2 статьи в соавторстве, в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы:
1. «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья».
2. «Структурно-компонентная модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации».
Структура ВКР: диссертационная работа состоит из введения, теоретической главы, эмпирической части исследования, описанной во 2 главе, заключения, списка литературы и приложения.
Целью настоящей ВКР являлось научно обосновать, разработать и частично апробировать модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации, которая позволяет решить ряд задач, способствующих достижению результата сопровождения: обеспечение положительной динамики в процессе коррекции нарушений развития и социальной адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования может быть достигнута с помощью решения соответствующих задач.
В ходе выполнения ВКР была проанализирована научно-теоретическая база исследования, определены основные методологические подходы, изучены персоналии авторитетных ученых, которые являются разработчиками интересующей нас проблематики.
Рассмотрены сущностные характеристики и сформулировано понятие «сопровождение», которое определяется как процесс субъект-субъектного взаимодействия сопровождаемого (ребенка) и сопровождающего (взрослого - педагога), основанный на поддержке сопровождаемого в преодолении его индивидуальных личностных трудностей, оказанию помощи в поиске оптимальных способов решения проблем, результатом которого, является комплексное развитие личности, повышение результативности в обучении и формирование черт самостоятельности и ответственности.
В работе конкретизированы условия, создание которых обеспечивает реализацию и результативность процесса психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: ценностные, кадровые, материально-технические и финансово-экономические.
В описании структурно-компонентной модели описан каждый компонент, вместе с его составляющими, а также показана связь между структурными компонентами всей системы, обеспечивающие ее функционирование. Компонентами модели психолого -педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации являются: цель, психолого-педагогические условия (АОП, ИОП, РППС, деятельность ПМПк, консультационный центр), кадровые условия (компетенции педагогов), диагностические мероприятия. Также был сформулирован планируемый результат, достижение которого обеспечивают организация в ДОО вышеперечисленных условий.
Разработка ИОП для ребенка с ОВЗ как одно из приоритетных условий реализации модели организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО. В настоящей ВКР представлен опыт разработки индивидуальной программы развития, описаны этапы разработки и структурные компоненты, которые отражаются в ИОП, раскрыт механизм разработки, реализации и утверждения индивидуальной образовательной программы и сопутствующих документов.
В период с 2017 г. по 2018 г. частично апробирована структурно-компонентная модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО в БМАДОУ «Детский сад №5» г. Березовский, описаны компоненты и этапы реализации модели сопровождения.
Оценка результативности апробированной структурно-компонентной модели включала в себя три блока: психолого-педагогические условия, кадровые условия и результаты обучения и воспитания детей с ОВЗ в ДОО. Каждый из блоков разделен на критерии, которые были подвергнуты оценке и позволили сделать вывод об эффективности апробации разработанной структурно-компонентной модели организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО. При анализе были выделены плюсы и минусы изучаемого критерия, были разработаны направления деятельности по устранению выявленных отрицательных сторон, а также приняты соответствующие управленческие решения. Их реализация была проанализирована, вследствие чего были сформулированы выводы об их эффективности.
Анализ эмпирических данных привел к выводу, что апробация модели организации сопровождения прошла успешно, имеет первые положительные результаты, которые подтверждают тот факт, что разработанная структурно-компонентная модель организации психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО является эффективной, и может быть использована на практике, так как с помощью принятых управленческих решений и действий удалось добиться планируемого результата.
Таким образом, цель исследования достигнута.
Цель исследования может быть достигнута с помощью решения соответствующих задач.
В ходе выполнения ВКР была проанализирована научно-теоретическая база исследования, определены основные методологические подходы, изучены персоналии авторитетных ученых, которые являются разработчиками интересующей нас проблематики.
Рассмотрены сущностные характеристики и сформулировано понятие «сопровождение», которое определяется как процесс субъект-субъектного взаимодействия сопровождаемого (ребенка) и сопровождающего (взрослого - педагога), основанный на поддержке сопровождаемого в преодолении его индивидуальных личностных трудностей, оказанию помощи в поиске оптимальных способов решения проблем, результатом которого, является комплексное развитие личности, повышение результативности в обучении и формирование черт самостоятельности и ответственности.
В работе конкретизированы условия, создание которых обеспечивает реализацию и результативность процесса психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: ценностные, кадровые, материально-технические и финансово-экономические.
В описании структурно-компонентной модели описан каждый компонент, вместе с его составляющими, а также показана связь между структурными компонентами всей системы, обеспечивающие ее функционирование. Компонентами модели психолого -педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации являются: цель, психолого-педагогические условия (АОП, ИОП, РППС, деятельность ПМПк, консультационный центр), кадровые условия (компетенции педагогов), диагностические мероприятия. Также был сформулирован планируемый результат, достижение которого обеспечивают организация в ДОО вышеперечисленных условий.
Разработка ИОП для ребенка с ОВЗ как одно из приоритетных условий реализации модели организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО. В настоящей ВКР представлен опыт разработки индивидуальной программы развития, описаны этапы разработки и структурные компоненты, которые отражаются в ИОП, раскрыт механизм разработки, реализации и утверждения индивидуальной образовательной программы и сопутствующих документов.
В период с 2017 г. по 2018 г. частично апробирована структурно-компонентная модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО в БМАДОУ «Детский сад №5» г. Березовский, описаны компоненты и этапы реализации модели сопровождения.
Оценка результативности апробированной структурно-компонентной модели включала в себя три блока: психолого-педагогические условия, кадровые условия и результаты обучения и воспитания детей с ОВЗ в ДОО. Каждый из блоков разделен на критерии, которые были подвергнуты оценке и позволили сделать вывод об эффективности апробации разработанной структурно-компонентной модели организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО. При анализе были выделены плюсы и минусы изучаемого критерия, были разработаны направления деятельности по устранению выявленных отрицательных сторон, а также приняты соответствующие управленческие решения. Их реализация была проанализирована, вследствие чего были сформулированы выводы об их эффективности.
Анализ эмпирических данных привел к выводу, что апробация модели организации сопровождения прошла успешно, имеет первые положительные результаты, которые подтверждают тот факт, что разработанная структурно-компонентная модель организации психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО является эффективной, и может быть использована на практике, так как с помощью принятых управленческих решений и действий удалось добиться планируемого результата.
Таким образом, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - Особенности готовности будущих педагогов-психологов к работе по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Социально-психологическое сопровождение детей с умственной отсталостью в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Организация службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022



