ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Самообслуживание как составляющая часть трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста 6
1.2. Труд по самообслуживанию как один из видов трудовой
деятельности детей среднего дошкольного возраста 23
1.3. Формы и методы развития навыков самообслуживания у детей
среднего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Изучение опыта формирования навыков самообслуживания у
детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 38
2.2. Изучение уровня сформированности навыков самообслуживания у
детей среднего возраста 42
2.3. Проект по развитию навыков самообслуживания у детей среднего
дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список источиков и литературы 57
Приложение 1 62
Приложение 2 65
Приложение 3 66
Приложение 4 68
Приложение 5 70
Приложение 6
Актуальность проблемы развития навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в системе воспитания детей дошкольного возраста. Самообслуживание - это первая ступень трудового воспитания детей. Формирование навыков самообслуживания имеет огромное значение для социального развития ребенка.
Дети, умеющие сами себя обслуживать, чувствуют себя хорошо в коллективе, у них больше возможностей для контакта со сверстниками и общения. Вместе с тем, у каждого ребенка при правильном воспитании устанавливается стремление все делать самостоятельно. В процессе самообслуживания у детей развиваются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.
Поэтому одним из самых значимых и ответственных векторов воспитательного процесса считается трудовое воспитание детей дошкольного возраста, которое направлено не только на получение детьми первичных трудовых навыков, но и на духовное обогащение личностных качеств в жизни и в обществе.
Как отмечают Р.С. Буре [5], Л.В. Куцакова [27] и другие педагоги, уже с дошкольного возраста необходимо, чтобы каждый ребенок принимал активное участие в трудовой деятельности, поскольку только данное условия гарантирует определенное воспитательное воздействие труда на детей. Участие в труде является необходимым еще и потому, что труд подготавливает детей к жизни в обществе.
Отечественные педагоги - Ф.С.Левин-Ширина, Д.В.Менджерицкая,[28] и психологи В.С. Мухина,[32] Е.В. Субботский,[43] С.Г. Якобсон [48] и др. отмечают, что в период от 3 до 7 лет дети постепенно овладевают самообслуживающим трудом, трудом в природе. В различных видах труда происходит формирование социально значимых свойств личности, к числу которых относятся ответственность, самостоятельность и инициативность. Происходит изменение мотивов трудовой деятельности у детей дошкольного возраста.
Навыки самообслуживания представляют собой неотъемлемую составную часть культуры поведения. Необходимость содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви, опрятности вызвана не только требованиями гигиены, но и нормами внутричеловеческих отношений. Дети должны понимать, что в выполнении этих правил проявляется уважение к другим людям, что любому человеку неприятно дотрагиваться до грязной руки или видеть неопрятную одежду.
Навыки самообслуживания в большей степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в этот период обладает гибкостью и пластичностью, а действия, которые связаны с принятием пищи, одеванием, умыванием, неоднократно повторяются каждый день. Однако, наиболее успешно и интенсивно навыки самообслуживания формируются у детей среднего дошкольного возраста, у которых начинают проявляться самостоятельность в самообслуживании, на что указывают в своих работах отечественные педагоги и психологи, в том числе Ф.С. Левин- Ширин, Д.В. Менджерицкая[28], В.С. Мухинах [32], Е.В. Субботский[43], С.Г. Якобсон [47], и другие.
Вместе с тем, как показывает практика, в процессе формирования навыков самообслуживания воспитатели сталкиваются с рядом трудностей, которые могут быть вызваны разными причинами: возрастными особенностями детей среднего дошкольного возраста (низкий уровень самооценки, самоконтроля, организационных навыков и культуры деятельности в целом); занятостью родителей, которые не могут в должной степени уделить нужное количество времени приобщению своего ребенка к труду; недостаточной разработанностью содержательного и методического компонента по данному направлению в традиционных программах.
Объект исследования - процесс развития навыков самообслуживания.
Предмет исследования - развитие навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - разработать проект занятий по развитию навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования.
1. Выявить особенности самообслуживания детей среднего дошкольного возраста.
2. Определить характеристику навыков самообслуживания, проблемы их развития у детей среднего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть формы и методы деятельности педагога по развитию навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести анализ опыта по формированию развития навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста.
5. Изучить уровень сформированности навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез и обобщение;
• эмпирические: наблюдение, анкетирование.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение общеразвивающего вида Таборинский детский сад, с. Таборы Свердловской области.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (47 источников) и 6 приложений. Объем работы составляет 55 страниц.
Таким образом, вследствие выполненного исследования, можно смело сделать такие выводы.
Главная задача вырабатывания у детей привычки самообслуживания всегда была приоритетным предметом дискуссий во многих трудах педагогов особенно психологов и так же врачей. Рассмотрение психологопедагогической беллетристики по теме исследования показал, что процесс созревания навыков индивидуального обслуживания у детей анализируется как наиважнейшая составляющая течения социализации,
усовершенствования психических движений, генерирование самосознания, трудового и эстетического воспитания.
Под самообслуживанием истолковывается приоритетная составляющая трудовой функциональности детей, начало их рабочего обучения. Развитие навыков обслуживания имеет коренную важность для психического усовершенствования ребенка в целом.
В дошкольном возрасте дети довольно самостоятельны в самостоятельном обслуживании и этот труд превращается их неизменной нагрузкой. Фигурация педагогических вопросов по сопоставлению с младшим возрастом обозначается в возвышенности требований к добротности действий, к организованному действию в течении заботливости за собой и ко времени, потраченному на это.
Внушительное влияние на эволюцию навыков самообслуживания и самостоятельности действует вся конструкция воспитательнообразовательной работы с детьми. В намерении приобщения детей с запросами по самообслуживанию применяют занятия, анализировать сюжетные картинки, чтение художественных произведений.
Деятельность по самообслуживанию требует непритязательной, но явственной организации. Само течение труда определяет такую координационную конфигурацию, как повседневное затяжное, постоянное участие детей в осуществление своих обязанностей, которые крепко связаны с удовлетворением личностных потребностей. Довольно длительное осуществление одного и того же поручения по самообслуживанию гарантирует овладение порядка, скорость и качество его реализации. Только после того, как круг обязательств по самообслуживанию увеличивается, детям даются более строгие требования.
В рамках анализа во второй главе в результате произведенной изначальной диагностики, сконцентрированной на обнаружение уровня развитости навыков самообслуживания у детей среднего возраста, было отмечено, что уровень зрелости навыков самообслуживания у детей является недостаточным. Полученные результаты удостоверяют о необходимости исполнения систематической и целенаправленной производительности по организации навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.