ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Особенности социального развития детей дошкольного возраста... 6
1.2. Анализ образовательных программ дошкольного образования 15
1.3. Влияние изобразительной деятельности на социальное развитие
детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Изучение уровня социального развития детей 26
2.2. Организация занятий по социальному развитию детей в процессе
изобразительной деятельности 34
2.3. Рекомендации по социальному развитию детей дошкольного
возраста в процессе изобразительной деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 58
Современная система развития дошкольного образования характеризуется реализацией принципов гуманистической педагогики развития, сотрудничества, в признании приоритетности личностноориентированного стиля педагогического общения, в предоставлении ребенку самостоятельности, проявлении инициативы в различных сферах деятельности (игровой, изобразительной, трудовой и т.д.), способствующих развитию собственной активной позиции ребенка, и позволяющих более полно реализовать себя [1].
Важным фактором социального развития ребенка являются индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях, а именно: эмоциональные переживания, степень выраженности и эмоциональное поведение как способ реагирования. От того как ребенок проявляет себя зависит успешность его социального развития, так как положительные эмоции способствуют конструктивному взаимодействию как со сверстниками, так и со взрослыми.
В период дошкольного детства ребенок наиболее открыт для постижения окружающей действительности, сензитивен к социальным явлениям и взаимоотношениям между людьми. Все его органы чувств устремлены на исследование предметного и социального мира, что создает необходимую основу для приобретения социального опыта, формирования социальных представлений.
Дошкольное детство - это период активного развития ребенка, в течение которого происходит знакомство с универсальными ценностями , признанными обществом, обретение ребенком своего «Я», активная потребность в проявлении индивидуальности, а также период формирования детского общества как института социализации детей [2].
Во многих источниках понятие социального развития определяется как процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества и обозначается значимость дошкольного периода для вхождения ребенка в мир социальных отношений.
Доминирующей установкой современного воспитания и развития в сфере социального развития детей является ориентация на формирование, развитие и самореализацию личности ребенка.
Ориентация на индивидуально-ориентированную модель обучения способствует воспитанию самостоятельной, ответственной, критически мыслящей личности, умеющей находить свое место в системе социальных отношений.
Это создает также мотивацию творческой деятельности ребенка, расширяет возможности использования результатов его творчества, развивает его эмоциональную сферу.
Детское творчество, а именно изобразительная деятельность, может носить не только профессионально-творческий характер, но и решать задачи социального развития детей.
В педагогике многие авторы выделяли важность влияния самостоятельной созидательной деятельности на социальное и личностное развитие ребенка. Участие ребенка дошкольного возраста в изобразительной деятельности создает благоприятные условия для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир к лучшему.
Формирование такой личности является результатом активного участия ребенка в творческом процессе, обеспечивающим ему постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний.
Овладевая всеми структурными компонентами изобразительного творчества, ребенок является субъектом этой деятельности, способным самостоятельно ставить цель, выбирать средства ее достижения и получать положительный результат.
Возможности использования изобразительной деятельности как средства социального развития подрастающего поколения отмечали Я.А. Коменский, М. Монтессори, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский.
В связи с актуальностью данной проблемы, была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Социальное развитие детей в дошкольной образовательной организации (в процессе изобразительной деятельности)».
Объект исследования: процесс социального развития детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: социальное развитие детей младшего
дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Цель исследования: разработать рекомендации по социальному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности социального развития детей дошкольного возраста.
2. Провести анализ образовательных программ дошкольного образования.
3. Определить особенности влияния изобразительной деятельности на социальное развитие детей дошкольного возраста.
4. Провести практическое исследование по изучению особенностей социального развития в процессе изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и апробировать его результаты.
База исследования - дошкольное образовательное учреждение МАДОУ № 32 «Колокольчик» г. Новоуральска Свердловской области, группа детей дошкольного возраста «Огонек».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Изучение теоретических аспектов темы исследования позволило сделать следующие выводы.
1. Социальное развитие - это процесс приспособления ребенка к социальной действительности (миру людей), передачи и дальнейшего развития им социокультурного опыта, накопленного человечеством.
2. Компоненты социального развития детей дошкольного возраста заключаются в формировании социальных навыков, социальных знаний (знакомство с традициями, обрядами и правилами), социальных умений, позволяющих человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
3. Одним из видов деятельности, в котором целесообразно развивать данные компоненты является изобразительная деятельность, где дети могут передать свое настроение к окружающему миру, действительности. А так же в ней могут проявиться компоненты социального развития, которые обозначены в программных документах дошкольной образовательной организации.
4. Эффективность социального развития детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности были апробированы на практике.
5. В ходе практического исследования были проведены три диагностические методики с целью выявления уровня развития социальных навыков, знаний и умений, по результатам которых впоследствии был определен общий уровень социального развития детей младшего дошкольного возраста.
6. Для исследования были использованы: методика определения сформированности социальных навыков А.П. Гольдштейном, диагностика выявления уровня развития социальных знаний, разработанная М.В. Семеновой и метод социометрии, позволяющий выявить уровень сформированное™ социальных умений.
7. По результатам исследования были определено, что уровень социального развития недостаточно высок, в связи, с чем было принято решение организовать работу по развитию социальных навыков и умений в изобразительной деятельности, так как именно эта деятельность позволит детям передать свой внутренний мир и познать окружающий.
8. Данное исследование выявило положительную динамику социального развития детей при создании указанных педагогических условий. Проведенное исследование позволяет наметить направления дальнейшей работы, связанные с осуществлением индивидуального подхода к социальному развитию детей младшего дошкольного возраста.
1. Актуальные проблемы дошкольного образования [Текст]: учебное пособие / Л. Н. Волошина и др. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 264 с.
2. Алиева, Ш.Г. Социальное развитие дошкольников [Текст] / Ш. Г. Алиева // Молодой ученый. — 2014. — №2. - С. 42.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология» [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 197 с.
4. Банк диагностических методик по изучению уровня социального развития дошкольников / М.В. Семёнова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // 86ds1-nyagan.edusite.ru.
5. Бодалев, А.А. Социальная среда и формирование ребенка как личности и субъекта деятельности [Текст] / О.П. Морозова // Хрестоматия по педагогике. - Б.: Изд-во БГПУ, 2007. - 327 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович// Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1998.
7. Брушлицский, А.В. Социальность субъекта и субъект социальности [Текст] / А.В. Брушлицкова // Субъект и социальная компетентность личности. - М.: Инст-т психологии, 2004. - 284 с.
8. Буева, Л.П. Личность и среда [Текст] / Л.П. Буева // Ребенок в системе внутри-коллективных отношений: Сборник. - М., 1972. - 281 с.
9. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности [Текст] / Л.П. Буева. - М., 1989. - 184 с.
10. Буре, Р.С. Социально - нравственное воспитание дошкольников: методическое пособие [Текст] / Р.С. Буре. - М.: Мозайка-синтез, 2012. - 241 с.
11. Васильева, К.В. Изобразительная деятельность как средство социально-психологического самовыражения дошкольников / К.В. Васильева, Д.А. Гусев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 11-5. - С. 788-791.
12. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом [Текст]: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М., 2006. - 248 с.
13. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / А.В. Петровский.
• М.: Просвещение, 2012. - 234 с.
14. Воробьева, Д.И. Гармония развития [Текст] / Д.И. Воробьева // Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. - СПб.: Детство - пресс, 2003. - 294 с.
15. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.:
ЭКСМО - Пресс, 2000. - 224 с...