Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №96336

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ-КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГОВ 7
1.1. Характеристика понятия информационно-коммуникационная
компетентность педагога ДОО 7
1.2. Методическая работа в ДОУ: понятия, задачи, принципы, функции,
критерии результативности 19
1.3. Формы методической работы в ДОУ, направленной на повышение информационно-коммуникационной компетентности
педагогов 30
ГЛАВА 2.ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО
ПОВЫШЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
ДОО 39
2.1. Изучение начального уровня информационно-коммуникационной
компетентности педагогов ДОУ 39
2.2. Комплекс методических мероприятий, способствующих
повышению уровня информационно-коммуникационной компетентности педагогов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70

Модернизация современного образования требует от педагога качественного изменения подходов к организации образовательной деятельности с детьми. Педагог, используя информационно- коммуникационные технологии в реализации образовательной программы дошкольного образования, стимулирует познавательную активность детей - необходимую составляющую воспитательно-образовательного процесса.
Внедрение информационно-коммуникационных технологии в профессиональную деятельность педагогов в системе современного дошкольного образования неизбежно. Необходимость информационно­-коммуникационной компетентности педагога закреплена во ФГОС ДО и профессиональном стандарте (приказ Минтруда России от 18.10.2013г. № 544Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель))».
Действительно, образовательная деятельность с детьми направлена на выработку системы действий ребенка по освоению окружающего мира с учетом индивидуальной доступности и постепенно нарастающей системы сложности. Значительное место в этом процессе может занимать использование информационно-коммуникационных технологий в различных видах деятельности в детском саду. Педагог как организатор и координатор детской деятельности должен владеть навыками работы на компьютере, мультимедийной системе, уметь создавать свои образовательные ресурсы, широкое использование которых в практической деятельности повышает качество дошкольного образования.
Актуальность проблемы профессионального роста в направлении формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов связана с различной степень их подготовленности к использованию в образовательном процессе информационно-­коммуникационных технологий и наличием соответствующих технических ресурсов для этого.
Методическая работа с педагогами в детском саду в целях формирования и повышения их информационно-коммуникационной компетентности должна выстраивается, исходя из анализа технических ресурсов, опыта педагогического коллектива в использовании информационных ресурсов (программ) и уровня готовности педагогов - владеет или не владеет навыками работы с компьютером, использует или не использует различные компьютерные программы, использует и самостоятельно разрабатывает электронные образовательные ресурсы или это ему пока не доступно.
Методическая работа, как инструмент повышения профессиональных компетенций педагогов, спланированная на основе принципа дифференциации по подгруппам с использованием индивидуальных образовательных маршрутов позволит обеспечить мотивацию к освоению и внедрению в практику современных информационно-коммуникационных технологий, позволит использовать сильные стороны педагогов высокой степени готовности относительно внедрения информационно -
коммуникативных технологий в образовательном процессе, а также ненавязчиво скорректировать и устранить затруднения.
Актуальность проблемы подбора форм методической работы, проводимой в конкретном коллективе и направленной на повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов, связана с уровнем готовности к обмену опытом использования информационно­коммуникационных технологий как внутри коллектива, так и в профессиональной среде вовне своего детского сада. А так же с состоянием развевающей предметно-пространственной среды и достаточностью технологических ресурсов (персональные компьютеры, мультимедийное оборудование, интерактивные доски мульт-студия и др.).
Положительные результаты методической работы в направлении повышения информационно-коммуникативных компетентности педагогов, как достижения педагогов в области овладения информационно­-коммуникативными технологиями поэтапно: Microsoft Word, Power Point, работа в Интернете, разработка макета сайта, разработка электронных образовательных ресурсов, освоение компьютерных программ по выбору, свободное использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми, несомненно повысят качество образовательного процесса в детском саду и имидж образовательной организации в конкретной среде.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание методической работы по развитию информационно-коммуникационной компетентности педагогов в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: повышение информационно­ коммуникационной компетентности педагогов позволит каждому из них проводить занятия с детьми на качественно новом уровне.
Объект исследования: процесс развития информационно­ коммуникационной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: методическая работа в дошкольной образовательной организации, как условие развития информационно- коммуникационной компетентности педагогов.
Цель работы и гипотеза исследования определяют решение следующих задач:
1. Обосновать роль информационно-коммуникационной компетентности, как важного компонента профессионализма современного педагога.
2. Дать содержательную характеристику информационно-­коммуникационной компетентности педагога дошкольной образовательной организации.
3. Раскрыть основы методической работы по развитию информационно-коммуникационной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации.
4. Экспериментально проверить возможности разработанной системы
методических мероприятий по развитию информационно-коммуникационной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе опытно-поисковой работы.
Для реализации задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:
• теоретического уровня: анализ психолого-педагогической литературы;
• эмпирического уровня: включенное наблюдение взаимодействия педагога с детьми; метод экспертной оценки; анкетирование; тестирование; констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент; количественные и качественные методы обработки результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составили исследования составили труды В.И. Байденко, Н.А. Виноградовой, Н.Е.Казакова, И.А. Валеева. В области развития информационно-коммуникационной компетентности педагогов труды Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионовой, а также исследования в области организации методической работы в детском саду О.И. Давыдовой, А. А. Майр, Л. Г. Богославец.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе МАДОУ детский сад «Росинка» г. Новоуральска.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию и предполагает овладение разными профессиональными умениями. Важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, качественно организовывать образовательную деятельность, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с семьей.
Изучив существующую теоретическую и практическую базы, можно сделать вывод, что под «Профессиональной компетентностью» необходимо понимать совокупность профессиональных компетенций педагога, уровень которых сформирован в конкретный момент времени.
Под «Профессиональной компетенцией» - норму образовательной подготовке педагога в некотором аспекте его деятельности, к которой необходимо стремиться.
Представленная модель включает в себя наиболее полное взгляд описание знаний, умений и навыков (объединенных в компетенциях), необходимых современному педагогу, чтобы передать актуальные на данный момент знания в удобной для учеников форме и чтобы быть не просто педагогом, а педагогом-ученым, который готов развиваться и развивать.
Современные требования к профессиональной подготовке педагога детского сада предполагают, что воспитатель среди всего прочего знает основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Изучение опыта коллег из других ДОО по созданию единого информационного пространства, предполагающего реализацию комплекса образовательных и управленческих проектов, и самооценка уровня информационно-коммуникационной компетентности педагогов детских садов МАДОУ детский сад «Росинка» города Новоуральска обусловили разработку комплекса методических мероприятий, способствующих повышению педагогической компетентности в направлении внедрения информационно-компьютерных технологий в работе с дошкольниками.
Современное качество содержания образования основано на формировании компетенций. Одним из факторов, влияющих на успешную реализацию поставленных задач, становится способность и готовность педагогов работать в новых условиях.
Роль педагога складывается из определенных функций: психологической, педагогической, научно-исследовательской.
Существующие нормативные документы (закон об образовании и образовательные стандарты) регламентируют то, какие профессиональные компетенции нужно развивать современному педагогу.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2017-2016 года) [4] педагогические работники (учителя в школах, педагоги дополнительного и дошкольного образования, тренеры, преподаватели ВУЗов и СУЗов) обязаны (статья 48) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне.
Использование информационно-коммуникационных технологий в практике педагогов возможно не только для интеграции в учебный процесс, но и как средства повышения квалификации и профессионального развития.
Для формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности педагогов в настоящие время существуют широкие возможности. Однако успешность процесса информатизации образования зависит от многих факторов, в том числе от обеспечения информационно-­коммуникационными технологиями всех учебных заведений, от совершенствования информационно-образовательной среды: формирования коллекции качественных образовательных ресурсов, от системной целенаправленной подготовки педагогических кадров в области информационно-коммуникативных технологий и современных педагогических технологий с целью формирования информационно­-коммуникационной и профессиональной компетенций.
система методического сопровождения состоит из нескольких звеньев, выполняющих разные функции: обучающую, анализирующую и направляющую.
Мотивация педагогов к профессиональному и творческому росту во многом определяет успешность и результативность методической работы. Её назначение - создание коллектива единомышленников, увлечённых новой педагогической идеей, заинтересованных в конечных результатах. Необходимо постоянно осуществлять мониторинг и стимулирование достижений педагогов, при результативной творческой деятельности и при создании положительного микроклимата в коллективе.
Эти задачи и призвана решить новая модель методического сопровождения через разнообразные нестандартные формы работы с педагогами, дифференцированные по уровням сложности, привлечение опытных педагогов к наставничеству, создание системы мониторинга педагогической деятельности, включающую педагогический анализ, коррекцию педагогической деятельности и планирование по результатам.
Все это является важным условием повышения качества предоставляемых образовательных услуг дошкольным образовательным учреждением.
Правильно выбранные формы методического сопровождения позволяют педагогам раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.
При выборе форм методической работы в целях наиболее эффективного методического сопровождения педагогов ДОУ в их деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми, семьёй, в профессиональном сообществе (обмен опытом, конкурсная деятельность, необходимо учитывать три основных фактора, характеризующих ДОУ, - кадры, материально­технологическая база, финансы (финансовые ресурсы).
Подбор форм методической работы, направленной на повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов, характеризуется определенным уровнем профессионализма, актуализации деятельности на данном этапе времени.
Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОУ осуществляется за счет как групповых, так и индивидуальных форм методической работы, оказывающих воздействие на все составляющие компоненты данной компетентности педагога, в результате чего происходит его профессиональный рост в сфере применения ИКТ в деятельности.
Для изучения начального уровня информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОО проводилось анкетирование педагогических работников МАДОУ детский сад «Росинка» города Новоуральска в период 2015-2016 учебного года.
Анкеты разрабатывались на основе сборника материалов «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.
В ходе анкетирования выяснялось следующее:
• уровень информационно-коммуникационной компетентности педагогов;
• методическая поддержка формирования информационно - коммуникационной компетентности педагогов;
• уровень программного обеспечения реализации информационно­образовательных технологий педагогами детских садов.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что педагоги исследуемого детского учреждения нуждаются в совершенствовании знаний в области компьютерной грамотности и технологий.
Предлагаемый комплекс методических мероприятий охватывает период одного учебного года. Он может быть повторен с некоторыми изменениями в зависимости от реальных потребностей педагогического коллектива.
В комплекс методических мероприятий должны входить:
• активные формы работы с педагогами (круглые столы, совместная разработка рекомендаций, проведение семинаров-практикумов),
• консультационная поддержка,
-информационная поддержка, в т.ч. по индивидуальному запросу.
Содержание методических мероприятий касается современных информационных ресурсов и их использования в практике работы с детьми дошкольного возраста, активного обмена опытом внутри учреждения с последующей презентацией в профессиональном сообществе.
Разработанная система повышения информационно­ коммуникационной компетентности педагогов педагогических работников даст свои результаты, а именно в ДОУ будет разработана технология методического сопровождения образовательного процесса, система орга­низации консультативной методической поддержки в области повышения информационно-коммуникационной компетентности педагогов.


1. Алиева, Э. Ф. Стандарт дошкольного образования: детство ради детства [Текст] / Э. Ф. Алиева // научно - публицистическая газета ФТАУ «ФИРО» «Горизонты современного образования». - 2013. - № 12. - С.2.
2. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия [Текст] / Г. М. Андреева. - М. : Педагогика, 2011. - 75 с.
3. Бабаева, Т. И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Т. И. Бабаева. - СПб. : Детство-пресс, 2012. - 56 с.
4. Бабаева, Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников [Текст] / Т. И. Бабаева. - СПб. : Детство-пресс, 2013. - 41 с.
5. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие [Текст] / В. И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
6. Банина, Т. Буктрейлер: смотреть нельзя читать [Текст] / Т. Банина // Обруч : образование, ребёнок, учебник. - 2015. - № 2. - С. 24.
7. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А. С. Белкин. - М. : Педагогика, 2000. - 97 с.
8. Богомолова, М. И. Интернациональное воспитание дошкольников [Текст] / М. И. Богомолова. - М. 2010. - 97 с.
9. Булычева, А. И. Диагностика готовности ребенка к школе [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. И. Булычева, Н. С. Варенцова, Н. Е. Веракса. - М. : Мозаика - Синтез, 2014. - 112 с.
10. Бычкова, С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С. С. Бычкова. - М. : Аркти, 2011. - 96 с.
11. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] / Л.
A. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгер - М. : Просвещение, 1988. - 144 с.
12. Виноградова, Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст] : метод. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. - М. : Айрис-пресс, 2008. - 192 с.
13. Волков, Б. С. Детская психология [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М., 2014. - 294 с.
14. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. [Текст] / под ред. В.
B. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 235 с.
15. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 2011. - 245 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ