Педагогические условия организации культурно-досуговой деятельности в условиях средней школы (на примере обучающихся 7-9 классов)
|
Введение 3
1. Теоретические основы организации культурно-досуговой деятельности школьников среднего звена в условиях образовательной организации 7
1.1 Сущность культурно-досуговой деятельности школьников 7
1.2 Сущность понятия «Педагогические условия» 23
Выводы по первой главе 30
2. Практика организации культурно-досуговой деятельности в условиях
средней школы 32
2.1 Изучение потребностей обучающихся в организации культурно-досуговой деятельности 32
2.2 Организация педагогических условий для осуществления
культурно-досуговой деятельности школьников 40
Выводы по второй главе 77
Заключение 79
Список источников и литературы 82
Приложение №1 89
Приложение №2
1. Теоретические основы организации культурно-досуговой деятельности школьников среднего звена в условиях образовательной организации 7
1.1 Сущность культурно-досуговой деятельности школьников 7
1.2 Сущность понятия «Педагогические условия» 23
Выводы по первой главе 30
2. Практика организации культурно-досуговой деятельности в условиях
средней школы 32
2.1 Изучение потребностей обучающихся в организации культурно-досуговой деятельности 32
2.2 Организация педагогических условий для осуществления
культурно-досуговой деятельности школьников 40
Выводы по второй главе 77
Заключение 79
Список источников и литературы 82
Приложение №1 89
Приложение №2
Актуальность исследования. Возрастание количества стрессовых ситуаций, нововведений в системе единого государственного экзамена, доли учебной нагрузки, подготовка к сдаче экзаменов; а также сложные психологические периоды подросткового возраста обучающихся, объясняют важность правильного проведения свободного времени учащихся.
Кроме того, организация культурно-досуговой деятельности в образовательных учреждениях оставляет желать лучшего. Основное внимание концентрируется на подготовке к ЕГЭ, забывая о правильном отдыхе, способствующем улучшению умственной работы, активности, эмоционального состояния.
Культурно-досуговая деятельность школьников, средних классов, является одной из главных составляющих воспитательной работы школы, основные принципы которой - системность и плановость. Организация досуга школьников позволяет формировать и развивать такие качества, как нравственность и патриотизм, способности в творчестве и культуре, лидерство, интеллект, а также незаменимые в жизнедеятельности организаторские умения и коммуникативные навыки.
Анализ научной и методической литературы показал, что данной проблемой занимались А.Д. Жарков, Е.И. Григорьева, Т.Г. Киселева, В.В. Туев, С.А. Шмаков, В. Байкова, В.Я. Суртаев, Г.И. Фролова, Ф.С. Махов, В.М. Чижикова, Э.В. Соколов, Б.А. Титов и другие.
Несмотря на достаточное количество исследований в данной области, в современном обществе продолжают существовать следующие противоречия, которые определяют актуальность нашего исследования:
- разработано большое количество разнообразных методик и пособий по проведению культурно-досуговой деятельности, в том числе и школьников, но в практической деятельности они применяются не в полной мере;
- в образовательных организациях проводятся мероприятия культурно-досуговой направленности для школьников, но они носят несистематический, малосодержательный и однообразный характер;
- досуговые мероприятия для школьников, организуемые в рамках образовательных организаций, чаще всего, проводятся педагогами без привлечения родителей, применяя при этом малоинтересные и устаревшие формы организации культурно-досуговой деятельности.
Теоретические предпосылки, вышеупомянутые противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в необходимости разработки рекомендаций по реализации культурно-досуговой деятельности старших школьников в образовательной организации.
Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы дипломной работы: "Педагогические условия организации культурно-досуговой деятельности в условиях средней школы".
Объект исследования - культурно-досуговая деятельность школьников.
Предмет исследования - организация педагогических условий культурно-досуговой деятельности школьников в условиях образовательной организации.
Цель исследования - разработать педагогические условия организации культурно-досуговой деятельности школьников в условиях образовательной организации.
Гипотеза исследования - организация культурно-досуговой деятельности школьников в условиях образовательной организации будет эффективной при соблюдении следующих рекомендаций:
- разработка единой отлаженной разнонаправленной системы организации культурного досуга школьников;
- регулярное проведение культурно-досуговых мероприятий в
образовательной организации;
- совместная организация и проведение культурно-досуговой деятельности педагогами и родителями для среднего звена школьников на основе их интересов и с предоставлением некоторой самостоятельности.
Гипотеза и цель способствовали формированию задач исследования:
• Раскрыть сущность культурно-досуговой деятельности школьников.
• Описать особенности организации культурно-досуговой деятельности школьников в образовательной организации.
• Создать модель программы культурно-досуговой деятельности школьников в образовательной организации.
• Проанализировать результаты реализации программы культурно-досуговой деятельности школьников и разработать рекомендации ее совершенствованию в образовательной организации.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- труды ученных, исследующих проблемы организации досуговой и социально-культурной деятельности (М.И. Долженкова, Ю.Д. Красильников, Е.И. Григорьева, В.С. Садовская, Н.Н. Ярошенко и др.);
- идеи социализации детей в сфере досуга, представленные в трудах Б.А. Титова, В.Г. Байковой, Г.И. Фроловой и др.;
- труды ученных, изучающих научно-педагогические основы организации свободного времени подростков (О.Ю. Мацукевич, Ф.С. Махов, С.А. Шмаков, В.К. Крючек и др.).
Методы исследования составили: теоретический анализ, наблюдение, анкетирование, метод обработки результатов, беседа, моделирование, изучение документации. Базой исследования послужило "Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №37", г. Екатеринбург Свердловской области.
Этапы исследования:
Исследование проводилось в три этапа.
На первом, теоретическом этапе (2017г.), был проведен анализ изученности проблемы; была изучена и исследована педагогическая, социальная и психологическая литература по теме; сформулирована проблема исследования, определены объект, предмет, методы исследования и научный аппарат; проанализирован опыт предыдущих исследований проблемы.
Второй, практический этап (2017-2018гг.) включал разработку анкет и опросников, анкетирование, реализацию разработанной программы в "Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении гимназии №37", разработку рекомендаций по организации культурно-досуговой деятельности школьников.
На третьем, обобщающем этапе (2018г.) окончательно оформлена выпускная квалификационная работа, проанализирована экспериментальная часть, систематизированы, обобщены и теоретически проанализированы результаты исследования и сформулированы выводы.
Практическая ценность исследования состоит в моделировании программы культурно-досуговой деятельности школьников; в разработке и применении рекомендаций по организации культурно-досуговой деятельности школьников в условиях образовательной организации. Полученные результаты и выводы выпускной квалификационной работы могут быть использованы педагогами, преподавателями и родителями в образовательных организациях, а также в учреждениях культурно-досугового типа.
Структура: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Кроме того, организация культурно-досуговой деятельности в образовательных учреждениях оставляет желать лучшего. Основное внимание концентрируется на подготовке к ЕГЭ, забывая о правильном отдыхе, способствующем улучшению умственной работы, активности, эмоционального состояния.
Культурно-досуговая деятельность школьников, средних классов, является одной из главных составляющих воспитательной работы школы, основные принципы которой - системность и плановость. Организация досуга школьников позволяет формировать и развивать такие качества, как нравственность и патриотизм, способности в творчестве и культуре, лидерство, интеллект, а также незаменимые в жизнедеятельности организаторские умения и коммуникативные навыки.
Анализ научной и методической литературы показал, что данной проблемой занимались А.Д. Жарков, Е.И. Григорьева, Т.Г. Киселева, В.В. Туев, С.А. Шмаков, В. Байкова, В.Я. Суртаев, Г.И. Фролова, Ф.С. Махов, В.М. Чижикова, Э.В. Соколов, Б.А. Титов и другие.
Несмотря на достаточное количество исследований в данной области, в современном обществе продолжают существовать следующие противоречия, которые определяют актуальность нашего исследования:
- разработано большое количество разнообразных методик и пособий по проведению культурно-досуговой деятельности, в том числе и школьников, но в практической деятельности они применяются не в полной мере;
- в образовательных организациях проводятся мероприятия культурно-досуговой направленности для школьников, но они носят несистематический, малосодержательный и однообразный характер;
- досуговые мероприятия для школьников, организуемые в рамках образовательных организаций, чаще всего, проводятся педагогами без привлечения родителей, применяя при этом малоинтересные и устаревшие формы организации культурно-досуговой деятельности.
Теоретические предпосылки, вышеупомянутые противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в необходимости разработки рекомендаций по реализации культурно-досуговой деятельности старших школьников в образовательной организации.
Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы дипломной работы: "Педагогические условия организации культурно-досуговой деятельности в условиях средней школы".
Объект исследования - культурно-досуговая деятельность школьников.
Предмет исследования - организация педагогических условий культурно-досуговой деятельности школьников в условиях образовательной организации.
Цель исследования - разработать педагогические условия организации культурно-досуговой деятельности школьников в условиях образовательной организации.
Гипотеза исследования - организация культурно-досуговой деятельности школьников в условиях образовательной организации будет эффективной при соблюдении следующих рекомендаций:
- разработка единой отлаженной разнонаправленной системы организации культурного досуга школьников;
- регулярное проведение культурно-досуговых мероприятий в
образовательной организации;
- совместная организация и проведение культурно-досуговой деятельности педагогами и родителями для среднего звена школьников на основе их интересов и с предоставлением некоторой самостоятельности.
Гипотеза и цель способствовали формированию задач исследования:
• Раскрыть сущность культурно-досуговой деятельности школьников.
• Описать особенности организации культурно-досуговой деятельности школьников в образовательной организации.
• Создать модель программы культурно-досуговой деятельности школьников в образовательной организации.
• Проанализировать результаты реализации программы культурно-досуговой деятельности школьников и разработать рекомендации ее совершенствованию в образовательной организации.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- труды ученных, исследующих проблемы организации досуговой и социально-культурной деятельности (М.И. Долженкова, Ю.Д. Красильников, Е.И. Григорьева, В.С. Садовская, Н.Н. Ярошенко и др.);
- идеи социализации детей в сфере досуга, представленные в трудах Б.А. Титова, В.Г. Байковой, Г.И. Фроловой и др.;
- труды ученных, изучающих научно-педагогические основы организации свободного времени подростков (О.Ю. Мацукевич, Ф.С. Махов, С.А. Шмаков, В.К. Крючек и др.).
Методы исследования составили: теоретический анализ, наблюдение, анкетирование, метод обработки результатов, беседа, моделирование, изучение документации. Базой исследования послужило "Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №37", г. Екатеринбург Свердловской области.
Этапы исследования:
Исследование проводилось в три этапа.
На первом, теоретическом этапе (2017г.), был проведен анализ изученности проблемы; была изучена и исследована педагогическая, социальная и психологическая литература по теме; сформулирована проблема исследования, определены объект, предмет, методы исследования и научный аппарат; проанализирован опыт предыдущих исследований проблемы.
Второй, практический этап (2017-2018гг.) включал разработку анкет и опросников, анкетирование, реализацию разработанной программы в "Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении гимназии №37", разработку рекомендаций по организации культурно-досуговой деятельности школьников.
На третьем, обобщающем этапе (2018г.) окончательно оформлена выпускная квалификационная работа, проанализирована экспериментальная часть, систематизированы, обобщены и теоретически проанализированы результаты исследования и сформулированы выводы.
Практическая ценность исследования состоит в моделировании программы культурно-досуговой деятельности школьников; в разработке и применении рекомендаций по организации культурно-досуговой деятельности школьников в условиях образовательной организации. Полученные результаты и выводы выпускной квалификационной работы могут быть использованы педагогами, преподавателями и родителями в образовательных организациях, а также в учреждениях культурно-досугового типа.
Структура: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Современный мир создает необходимость правильной и эффективной организации культурно-досуговой деятельности школьников в общеобразовательной организации. Сегодня этому вопросу не уделяется должного внимания, школьники имеют не совсем верные представления о досуге, предпочитая его пассивные формы, либо не имея особого желания участвовать в мероприятиях.
Изучив понятия "культурно-досуговая деятельность", "досуг", "педагогические условия", мы выяснили, что культурно-досуговой деятельности школы не существует изолированно от окружающей ее среды. Оно находится в постоянном взаимодействии с внешкольной средой: массово-коммуникационной средой, средой семейного окружения, общения со сверстниками. Организация культурно-досуговой деятельности способствует реализации будущей жизненной программы, формированию характера, ответственности, инициативности, уважительного отношения к себе и окружающим. К самому высокому уровню культурно-досуговой деятельности можно отнести творческие виды досуга, так как именно творчество в различных его проявлениях способно поднять личность на новую ступень саморазвития, самореализации.
Содержание культурно-досуговой деятельности школьников многогранно и зависит от особенностей данного возрастного периода, интересов и склонностей подростков, а также от современного обустройства среды, в котором мы сейчас живем.
Организуя досуг, важно учитывать все особенности, прежде всего используемые формы и методы. Их выбор зависит от сформированного плана культурно-досуговых мероприятий, индивидуальных особенностей подростков, направлений досуга и имеющихся возможностей.
В рамках реализации одного плана мероприятий можно и нужно использовать разные формы и методы, различные их сочетания. Это позволит сделать досуг более интересным и увлекательным и достигнуть реализации поставленных задач в полной мере.
Опираясь на поставленные в начале исследования задачи, удалось познакомиться и проанализировать содержание досуга школьников, а также создать модель программы культурно-досуговой деятельности школьников 7-9 классов в условиях школы и разработать соответствующие рекомендации.
Была разработана программа по организации культурно-досуговой деятельности, для чего была составлена характеристика культурно-образовательной среды школы, разработаны материала для анкетирования учащихся МАОУ гимназии №37.
Реализация программы способствовало многим положительным изменениям в развитии подростков, например, таких, как пополнение знаний о культурном досуге, его формах и методах; совершенствование навыка рационального распределения времени и д.р.
Итогом всей исследовательской работы стало формирование следующих рекомендаций по организации культурно-досуговой деятельности школьников:
• учет желаний, интересов, хобби самих школьников;
• привлечение к участию в досуговой деятельности родителей учеников;
• организуемый досуг должен носить разнонаправленный характер;
• в организации досуга должны принимать участие различные специалисты: педагоги, психологи; а также родители и сами учащиеся;
• предоставление школьникам возможности самостоятельно организовывать некоторые мероприятия;
• досуг должен организовываться как отдельно в каждой параллели, так и совместно для всех подростков.
Для успешной организации культурно-досуговой деятельности в школе, в которой фокусируются различные движущиеся силы развития личности, важно понимать школьную культурно-образовательную среду как особо организованную социокультурную и индивидуальную среду, которая выполняет функцию стимулирования развития и саморазвития, творческой самореализации личности.
Таким образом, учитывая особенности среднего школьного возраста, интересы, хобби и увлечения подростков, подбирая необходимые формы и методы и опираясь на разработанные рекомендации, можно увлекательно, познавательно и результативно организовать культурно-досуговую деятельность школьников в условиях образовательной организации.
Перспективой дальнейшего исследования мы считаем осуществление конкретизации по всем направлениям планируемой организации культурно-досуговой деятельности, реализацию разработанной программы в условиях МАОУ гимназии №37, осуществление анализов ее эффективности.
Эффективная организация культурно-досуговой деятельности подростков способствует реализации будущей жизненной программы, формированию характера, ответственности, инициативности, уважительного отношения к себе и окружающим.
Изучив понятия "культурно-досуговая деятельность", "досуг", "педагогические условия", мы выяснили, что культурно-досуговой деятельности школы не существует изолированно от окружающей ее среды. Оно находится в постоянном взаимодействии с внешкольной средой: массово-коммуникационной средой, средой семейного окружения, общения со сверстниками. Организация культурно-досуговой деятельности способствует реализации будущей жизненной программы, формированию характера, ответственности, инициативности, уважительного отношения к себе и окружающим. К самому высокому уровню культурно-досуговой деятельности можно отнести творческие виды досуга, так как именно творчество в различных его проявлениях способно поднять личность на новую ступень саморазвития, самореализации.
Содержание культурно-досуговой деятельности школьников многогранно и зависит от особенностей данного возрастного периода, интересов и склонностей подростков, а также от современного обустройства среды, в котором мы сейчас живем.
Организуя досуг, важно учитывать все особенности, прежде всего используемые формы и методы. Их выбор зависит от сформированного плана культурно-досуговых мероприятий, индивидуальных особенностей подростков, направлений досуга и имеющихся возможностей.
В рамках реализации одного плана мероприятий можно и нужно использовать разные формы и методы, различные их сочетания. Это позволит сделать досуг более интересным и увлекательным и достигнуть реализации поставленных задач в полной мере.
Опираясь на поставленные в начале исследования задачи, удалось познакомиться и проанализировать содержание досуга школьников, а также создать модель программы культурно-досуговой деятельности школьников 7-9 классов в условиях школы и разработать соответствующие рекомендации.
Была разработана программа по организации культурно-досуговой деятельности, для чего была составлена характеристика культурно-образовательной среды школы, разработаны материала для анкетирования учащихся МАОУ гимназии №37.
Реализация программы способствовало многим положительным изменениям в развитии подростков, например, таких, как пополнение знаний о культурном досуге, его формах и методах; совершенствование навыка рационального распределения времени и д.р.
Итогом всей исследовательской работы стало формирование следующих рекомендаций по организации культурно-досуговой деятельности школьников:
• учет желаний, интересов, хобби самих школьников;
• привлечение к участию в досуговой деятельности родителей учеников;
• организуемый досуг должен носить разнонаправленный характер;
• в организации досуга должны принимать участие различные специалисты: педагоги, психологи; а также родители и сами учащиеся;
• предоставление школьникам возможности самостоятельно организовывать некоторые мероприятия;
• досуг должен организовываться как отдельно в каждой параллели, так и совместно для всех подростков.
Для успешной организации культурно-досуговой деятельности в школе, в которой фокусируются различные движущиеся силы развития личности, важно понимать школьную культурно-образовательную среду как особо организованную социокультурную и индивидуальную среду, которая выполняет функцию стимулирования развития и саморазвития, творческой самореализации личности.
Таким образом, учитывая особенности среднего школьного возраста, интересы, хобби и увлечения подростков, подбирая необходимые формы и методы и опираясь на разработанные рекомендации, можно увлекательно, познавательно и результативно организовать культурно-досуговую деятельность школьников в условиях образовательной организации.
Перспективой дальнейшего исследования мы считаем осуществление конкретизации по всем направлениям планируемой организации культурно-досуговой деятельности, реализацию разработанной программы в условиях МАОУ гимназии №37, осуществление анализов ее эффективности.
Эффективная организация культурно-досуговой деятельности подростков способствует реализации будущей жизненной программы, формированию характера, ответственности, инициативности, уважительного отношения к себе и окружающим.
Подобные работы
- ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ, В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО «FASHION-ИЛЛЮСТРАЦИИ» (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-ТРЕНИНГОВОГО ЦЕНТРА «ИХСАН»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Дополнительное образование как средство развития творческой деятельности учащихся средней школы (на примере работы объединения «Дизайнерская игрушка»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Досуговая деятельность как средство социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА (НА ПРИМЕРЕ СТУДИИ АНСАМБЛЯ ТАНЦА «KAZAN»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОНОМИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА (НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИКИ ЛИНОГРАВЮРА)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Педагогическая реабилитация подростков с девиантным
поведением средствами хип-хоп культуры
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017



