Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия организации культурно-досуговой деятельности в условиях средней школы (на примере обучающихся 7-9 классов)

Работа №96335

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2018
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы организации культурно-досуговой деятельности школьников среднего звена в условиях образовательной организации 7
1.1 Сущность культурно-досуговой деятельности школьников 7
1.2 Сущность понятия «Педагогические условия» 23
Выводы по первой главе 30
2. Практика организации культурно-досуговой деятельности в условиях
средней школы 32
2.1 Изучение потребностей обучающихся в организации культурно-досуговой деятельности 32
2.2 Организация педагогических условий для осуществления
культурно-досуговой деятельности школьников 40
Выводы по второй главе 77
Заключение 79
Список источников и литературы 82
Приложение №1 89
Приложение №2

Актуальность исследования. Возрастание количества стрессовых ситуаций, нововведений в системе единого государственного экзамена, доли учебной нагрузки, подготовка к сдаче экзаменов; а также сложные психологические периоды подросткового возраста обучающихся, объясняют важность правильного проведения свободного времени учащихся.
Кроме того, организация культурно-досуговой деятельности в образовательных учреждениях оставляет желать лучшего. Основное внимание концентрируется на подготовке к ЕГЭ, забывая о правильном отдыхе, способствующем улучшению умственной работы, активности, эмоционального состояния.
Культурно-досуговая деятельность школьников, средних классов, является одной из главных составляющих воспитательной работы школы, основные принципы которой - системность и плановость. Организация досуга школьников позволяет формировать и развивать такие качества, как нравственность и патриотизм, способности в творчестве и культуре, лидерство, интеллект, а также незаменимые в жизнедеятельности организаторские умения и коммуникативные навыки.
Анализ научной и методической литературы показал, что данной проблемой занимались А.Д. Жарков, Е.И. Григорьева, Т.Г. Киселева, В.В. Туев, С.А. Шмаков, В. Байкова, В.Я. Суртаев, Г.И. Фролова, Ф.С. Махов, В.М. Чижикова, Э.В. Соколов, Б.А. Титов и другие.
Несмотря на достаточное количество исследований в данной области, в современном обществе продолжают существовать следующие противоречия, которые определяют актуальность нашего исследования:
- разработано большое количество разнообразных методик и пособий по проведению культурно-досуговой деятельности, в том числе и школьников, но в практической деятельности они применяются не в полной мере;
- в образовательных организациях проводятся мероприятия культурно-досуговой направленности для школьников, но они носят несистематический, малосодержательный и однообразный характер;
- досуговые мероприятия для школьников, организуемые в рамках образовательных организаций, чаще всего, проводятся педагогами без привлечения родителей, применяя при этом малоинтересные и устаревшие формы организации культурно-досуговой деятельности.
Теоретические предпосылки, вышеупомянутые противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в необходимости разработки рекомендаций по реализации культурно-досуговой деятельности старших школьников в образовательной организации.
Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы дипломной работы: "Педагогические условия организации культурно-досуговой деятельности в условиях средней школы".
Объект исследования - культурно-досуговая деятельность школьников.
Предмет исследования - организация педагогических условий культурно-досуговой деятельности школьников в условиях образовательной организации.
Цель исследования - разработать педагогические условия организации культурно-досуговой деятельности школьников в условиях образовательной организации.
Гипотеза исследования - организация культурно-досуговой деятельности школьников в условиях образовательной организации будет эффективной при соблюдении следующих рекомендаций:
- разработка единой отлаженной разнонаправленной системы организации культурного досуга школьников;
- регулярное проведение культурно-досуговых мероприятий в
образовательной организации;
- совместная организация и проведение культурно-досуговой деятельности педагогами и родителями для среднего звена школьников на основе их интересов и с предоставлением некоторой самостоятельности.
Гипотеза и цель способствовали формированию задач исследования:
• Раскрыть сущность культурно-досуговой деятельности школьников.
• Описать особенности организации культурно-досуговой деятельности школьников в образовательной организации.
• Создать модель программы культурно-досуговой деятельности школьников в образовательной организации.
• Проанализировать результаты реализации программы культурно-досуговой деятельности школьников и разработать рекомендации ее совершенствованию в образовательной организации.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- труды ученных, исследующих проблемы организации досуговой и социально-культурной деятельности (М.И. Долженкова, Ю.Д. Красильников, Е.И. Григорьева, В.С. Садовская, Н.Н. Ярошенко и др.);
- идеи социализации детей в сфере досуга, представленные в трудах Б.А. Титова, В.Г. Байковой, Г.И. Фроловой и др.;
- труды ученных, изучающих научно-педагогические основы организации свободного времени подростков (О.Ю. Мацукевич, Ф.С. Махов, С.А. Шмаков, В.К. Крючек и др.).
Методы исследования составили: теоретический анализ, наблюдение, анкетирование, метод обработки результатов, беседа, моделирование, изучение документации. Базой исследования послужило "Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №37", г. Екатеринбург Свердловской области.
Этапы исследования:
Исследование проводилось в три этапа.
На первом, теоретическом этапе (2017г.), был проведен анализ изученности проблемы; была изучена и исследована педагогическая, социальная и психологическая литература по теме; сформулирована проблема исследования, определены объект, предмет, методы исследования и научный аппарат; проанализирован опыт предыдущих исследований проблемы.
Второй, практический этап (2017-2018гг.) включал разработку анкет и опросников, анкетирование, реализацию разработанной программы в "Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении гимназии №37", разработку рекомендаций по организации культурно-досуговой деятельности школьников.
На третьем, обобщающем этапе (2018г.) окончательно оформлена выпускная квалификационная работа, проанализирована экспериментальная часть, систематизированы, обобщены и теоретически проанализированы результаты исследования и сформулированы выводы.
Практическая ценность исследования состоит в моделировании программы культурно-досуговой деятельности школьников; в разработке и применении рекомендаций по организации культурно-досуговой деятельности школьников в условиях образовательной организации. Полученные результаты и выводы выпускной квалификационной работы могут быть использованы педагогами, преподавателями и родителями в образовательных организациях, а также в учреждениях культурно-досугового типа.
Структура: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современный мир создает необходимость правильной и эффективной организации культурно-досуговой деятельности школьников в общеобразовательной организации. Сегодня этому вопросу не уделяется должного внимания, школьники имеют не совсем верные представления о досуге, предпочитая его пассивные формы, либо не имея особого желания участвовать в мероприятиях.
Изучив понятия "культурно-досуговая деятельность", "досуг", "педагогические условия", мы выяснили, что культурно-досуговой деятельности школы не существует изолированно от окружающей ее среды. Оно находится в постоянном взаимодействии с внешкольной средой: массово-коммуникационной средой, средой семейного окружения, общения со сверстниками. Организация культурно-досуговой деятельности способствует реализации будущей жизненной программы, формированию характера, ответственности, инициативности, уважительного отношения к себе и окружающим. К самому высокому уровню культурно-досуговой деятельности можно отнести творческие виды досуга, так как именно творчество в различных его проявлениях способно поднять личность на новую ступень саморазвития, самореализации.
Содержание культурно-досуговой деятельности школьников многогранно и зависит от особенностей данного возрастного периода, интересов и склонностей подростков, а также от современного обустройства среды, в котором мы сейчас живем.
Организуя досуг, важно учитывать все особенности, прежде всего используемые формы и методы. Их выбор зависит от сформированного плана культурно-досуговых мероприятий, индивидуальных особенностей подростков, направлений досуга и имеющихся возможностей.
В рамках реализации одного плана мероприятий можно и нужно использовать разные формы и методы, различные их сочетания. Это позволит сделать досуг более интересным и увлекательным и достигнуть реализации поставленных задач в полной мере.
Опираясь на поставленные в начале исследования задачи, удалось познакомиться и проанализировать содержание досуга школьников, а также создать модель программы культурно-досуговой деятельности школьников 7-9 классов в условиях школы и разработать соответствующие рекомендации.
Была разработана программа по организации культурно-досуговой деятельности, для чего была составлена характеристика культурно-образовательной среды школы, разработаны материала для анкетирования учащихся МАОУ гимназии №37.
Реализация программы способствовало многим положительным изменениям в развитии подростков, например, таких, как пополнение знаний о культурном досуге, его формах и методах; совершенствование навыка рационального распределения времени и д.р.
Итогом всей исследовательской работы стало формирование следующих рекомендаций по организации культурно-досуговой деятельности школьников:
• учет желаний, интересов, хобби самих школьников;
• привлечение к участию в досуговой деятельности родителей учеников;
• организуемый досуг должен носить разнонаправленный характер;
• в организации досуга должны принимать участие различные специалисты: педагоги, психологи; а также родители и сами учащиеся;
• предоставление школьникам возможности самостоятельно организовывать некоторые мероприятия;
• досуг должен организовываться как отдельно в каждой параллели, так и совместно для всех подростков.
Для успешной организации культурно-досуговой деятельности в школе, в которой фокусируются различные движущиеся силы развития личности, важно понимать школьную культурно-образовательную среду как особо организованную социокультурную и индивидуальную среду, которая выполняет функцию стимулирования развития и саморазвития, творческой самореализации личности.
Таким образом, учитывая особенности среднего школьного возраста, интересы, хобби и увлечения подростков, подбирая необходимые формы и методы и опираясь на разработанные рекомендации, можно увлекательно, познавательно и результативно организовать культурно-досуговую деятельность школьников в условиях образовательной организации.
Перспективой дальнейшего исследования мы считаем осуществление конкретизации по всем направлениям планируемой организации культурно-досуговой деятельности, реализацию разработанной программы в условиях МАОУ гимназии №37, осуществление анализов ее эффективности.
Эффективная организация культурно-досуговой деятельности подростков способствует реализации будущей жизненной программы, формированию характера, ответственности, инициативности, уважительного отношения к себе и окружающим.



1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка //М.: Оникс 21 век, 2004.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка // в 2 тт. Т. 1:А - О. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
3. Российская социологическая энцеклопедия // Инфра - М, Норма, 1998.
4. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.). - М.: "Советская энциклопедия", 1981. - 1600с.
5. Организация досуговых мероприятий // учебник для студ. учреждений сред. проф. образования // под ред. Б. В. Куприянова. — М.: Издательский центр "Академия", 2014. — 288 с
6. Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознания. - Л., 1990.
7. Романова И.Е. Досуг как общечеловеческий феномен // Дисс. канд. филос. наук.— Екатеринбург, 1995.
8. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика // учеб. пособие - М.: Флинта: НОУ ВПО "МПСИ", 2010.
9. Лыкова В.Я. Личностный подход в воспитании творческой активности ребенка // Педагогика творчества. Тезисы докладов и сообщений VII Международной конференции "Ребенок в современном мире. Детство и творчество" - СПб., 2000.
10. Погорелова Н.В. Полифункциональное досуговое объединение как фактор развития творческой активности старших школьников // Автореф. дис. канд. пед.н. // Ориенбург, 2000.
11. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования: забота поддержка - консультирование. Вып.6. -М: Инноватор, 1996.
12. Буре P.C. Когда обучение воспитывает // методическое пособие - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
13. Лыкова В.Я. Личностный подход в воспитании творческой активности ребенка // Педагогика творчества. Тезисы докладов и сообщений VII Международной конференции "Ребенок в современном мире. Детство и творчество" - СПб., 2000.
14. Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Т. Кэндо: "Личность. Культура. Общество", 2000. - Т. - II. Вып.1(2)
15. Мишутина О.В. Организация досуговой деятельности школьников // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических учебных заведений. - Балашов: 2006.
16. Коновалова С.А. Развитие творческой активности детей в условиях дополнительного образования // Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски: Материалы второй науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых музыкально-педагогического факультета Уральского государственного педагогического университета / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. С. 58.
17. Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга // Киев: Высшая школа, 2015.
18. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье - М.: Академия, 2001.
19. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга // Учебник.— М.: Флинта, 2014.
20. Стеббинс P.A. Свободное время: к оптимальному стилю досуга // P.A. Стеббинс //Социологические исследования. - 2000. - № 7.
21. Шмаков С.А. Уроки детского досуга // В помощь педагогу- экпериментатору, классному руководителю. — М.: Новая педагогика, 1993.
22. Субочева М.Л. Управление развитием творческого потенциала личности учащегося // Автореф. дис. канд. пед. н. // М., 2002.
23. Литвинова С.Н. Организация досуга детей и подростков: методическое пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей [Электронный ресурс] // Дополнительное образование: информац. Портал. - М., 2012. - URL: http://dopedu/ru/attachments/article/207/dosug-detey- i-podrostkov.pdf
24. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга
[Электронный ресурс] // Б.А. Титов; С-П. гос. акад. Культуры, Рос. акад. Образования, Центр соц. педагогики. - СПб.: СПбГАК, 1996. - URL:
http://www.fksid.narod.ru/resurses b.htm
25. Долженкова М.И. Моделирование этнохудожественного образования на основе российских и региональных традиций: Моногр. / ТГУ. НИИ рег. Проблем соц-культ. деятельности. - Тамбов: Першина, 2004.
26. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация // Учеб. Пособие. - Момент, 2005.
27. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994.
28. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. - М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996.
29. Главатских P.P. Развитие творческого потенциала учащихся сельской общеобразовательной школы // Автореф. дис. канд. пед. н. // Ижевск, 2001.
30. Кузицын Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: уч. Пособие. - Пермь, 2001.
31. Мацукевич О.Ю. Театральная анимация как направление социально-культурной ресоциализации личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств - 2012. - №7.
32. Философский энциклопедический словарь //Москва -2012 с.271
33. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития - Казань: КГУ, 1996. - 569с.
34. Кухарев Н.В. Формирование умственной самостоятельности. - Минск: Нар. асвета., 1972. - 136с.
35. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1987. - 412с.
36. В.И. Андреев Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития - Москва: МГУ, 2006. - 347с.
37. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1971. - 415с.
38. Артемьев Т.И. Развитие личности и ее способностей. М. : Педагогика, 2002. 112 с.
39. Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология (Психология развития) Э лектронный учебник ДПО КБГУ
40. Гиллер Ю.И. Социология самостоятельной личности. - М.: Эксмо, 2006. - 186с
41. Коновалова С.А. Развитие творческой активности детей в условиях дополнительного образования // Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски: Материалы второй науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых музыкально-педагогического факультета Уральского государственного педагогического университета / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. С. 58.
42. Махов Ф.С. Когда подростку интересно. Подросток в школе и в клубе. М. : Профиздат, 2003. 231 с.
43. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой
44. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития - Казань: КГУ, 1996. - 569с.
45. Быстрова А. Н. Культурное пространство как предмет философской рефлексии // Философские науки №12, 2004. С. 37 - 39.
46. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: учебник. М. : Флинта,
1998. 235 с.
47. Гуткина И.М. Культурное пространство: проблемы и перспективы изучения // Философия и современность. Саратов: Научная книга, 2003. С. 79-86.
48. Екатеринбург - столица Урала [Электронный ресурс]: сайт
администрации г. Екатеринбурга: Екатеринбург, 2016.:http://www.ekburg.ru
49. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. метод. пособие для вузов культуры и искусства. 2-е изд. перераб. и доп. М. : Профиздат, 2002. 203 с.
50. Байкова Л.А. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр, Педагогический поиск, 1999 2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.
51. Дела школьные. Сборник сценариев / Под ред. А.Б. Малюшкина, Е.А. Романовой. - М.: ТЦ Сфера, 2003;
52. Шмаков С.А. Дети на отдыхе - М., 2001;
53. Головина, Г. В. Культура досуга и культурное формирование личности / Г. В. Головина // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2011. - № 1 (39). - С. 103-108. 6.
54. Козырева, Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры / Е.И. Козырева // Козырева, Е.И. Методология и методика естественных наук. - Вып. 4. - Сб. науч. тр. - Омск: Изд-во ОмГПУ,
1999. - 24 с.
55. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2001. - № 2. - С. 101¬104.
56. Лысенко, А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональноценностных ориентаций будущего учителя музыки : дис. ... канд. пед. наук / А.В. Лысенко. - Майкоп, 2005. - 203 c.34
57. Наталья Ипполитова, Наталья Стерхова, АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ»: СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ General and Professional Education 1/2012 pp. 8-14 ISSN 2084-1469 стр. 12
58. Кокорев В.Н. Педагогические условия реализации конвенции ООН о правах ребенка в современной школе - автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2007;
59. Мошкин В.Н. Педагогические условия воспитания культуры безопасности //http: //www.oim.ru/reader.asp;
60. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 128с.
61. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. - М.: Музыка, 1961. - 135с.
62. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянская школа, 1969. - 247с.
63. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: учебно¬
методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2005. - 448с.
64. Теплов Б.Н. Психология музыкальных способностей. - М.: АПН РСФСР, 1947. - 335с.
65. Ушинский К.Д. Родное слово // Собр. Соч. Т.6. - М. - Л.: АПН РСФСР, 1946. - 448с.
66. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. Соч. Т.8. - М. - Л.: АПН РСФСР, 1950. - 774с.
67. Фандо P.A. Возможности проектной деятельности в развитии творческих способностей учащихся // Естествознание в школе. - М., 2005. - №4. - С.44-49
68. Федоскина О.В. Воспитательные возможности технологии проектно-исследовательской деятельности // Начальная школа плюс до и после. - М. - №11. - С.53-56
69. Фёдорова М.А. Учебное задание как средство формирования самостоятельной деятельности школьников: Автореферат дис... канд. пед. наук. - Белгород, 2002. - 21с
Интернет-ресурсы:
http: //school77 .irkutsk.ru/SPD.html
http://festival.1september.ru/articles/532566/
http://sikachi.ippk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=87: 2011-01 -28- 10-43-48&catid=44:-1 -&Itemid=58
http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/dosugovaya- deyatelnost-vospitannikov-v-sotsialno-reabilitatsio
http: //www.docme.ru/download/59478


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ