Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культурологическая экспертиза индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников

Работа №96323

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
171
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Культурологическая экспертиза: цели и задачи 9
1.2. Особенности критериев оценки качества в формате культурологической
экспертизы 23
1.3. Специфика проектирования индивидуальных образовательных
маршрутов старшеклассников 32
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Разработка методики проведения культурологической экспертизы 44
2.2. Реализация методики проведения культурологической экспертизы 51
2.3. Опытно-поисковая работа по проверке эффективности методики в
процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88


В настоящее время развитие общества требует нового уровня образования. Постиндустриальному миру нужны люди, способные самостоятельно принимать решения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, готовые к социальному, профессиональному, гражданскому самоопределению. Без навыка самостоятельно добывать знания, без осознания жизненных ценностей, без умения ставить перед собой цель современному школьнику-выпускнику будет трудно адаптироваться в мире и быть устойчивым к меняющейся экономической и политической реальности. Это приводит к необходимости перестройки образовательного процесса, к поиску и разработке новых технологий обучения.
Основная идея обновления образования заключается в том, что оно должно стать индивидуализированным. Одной из особенностей ФГОС СОО является возможность проектировать каждым обучающимся совместно с семьей и педагогом индивидуальный образовательный маршрут. Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 г. усиливает преимущество «возможностью выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраиванием индивидуальных образовательных траекторий». Индивидуальный образовательный маршрут способствует реализации индивидуальных образовательных потребностей старшеклассника, обеспечивает право на выбор собственного пути развития.
Основной целью старшеклассников становится достижение высокого уровня базовых знаний, обеспечивающее дальнейшее поступление в высшие учебные заведения. Но система образования также направлена и на обеспечение возможности для индивида научиться выстраивать гармоничные отношения с миром, с самим собой, а культурологический подход к проблеме самоопределения старшеклассника в сфере образования должен способствовать культурной идентификации личности обучающегося, осознанию своей принадлежности к определенному этносу, культурной модели, принятие ее ценностей, встраивание в систему социальных отношений, специфика которых во многом обуславливается особенностями отдельных национальных культур.
На сегодняшний день в практике учителей наблюдается попытка разрешить противоречие между необходимостью освоения учащимися образовательного стандарта и созданием условий для адаптации в современном мире, которому нужны образованные, нравственно воспитанные люди, способные принимать решения и делать выбор в сложных ситуациях. В связи с этим наблюдается ограничение функциональной роли воспитания, которое является дополнительным по отношению к учебному процессу. В системе дополнительного образования созданы оптимальные условия для творческой самореализации личности и формирования ключевых компетенций, но на основе анализа сложившейся практики можно констатировать факт, что в большинстве случаев педагогами не в полной мере реализуется технология индивидуализированного обучения. Индивидуальные образовательные маршруты как средство обучения и социализации обучающихся разрабатываются в основном для детей с ОВЗ в Полевском городском округе.
Необходимо отметить, что условием успешной интеграции индивидуальных образовательных маршрутов в образовательный процесс является качество содержания маршрута. В связи с этим возникает вопрос о критериях для оценки культурологической составляющей в содержательном и технологическом компонентах индивидуальных образовательных маршрутах старшеклассников.
Актуальность культурологии проявляется подобно циклическому развитию Российской культуры: в цикле нестабильности интерес к науке усиливается, а в цикле стабилизации ослабевает. Сегодня, в условиях интенсивной трансформации современного российского общества, прикладная культурология становится все более востребованной, поскольку направлена на решение практических задач культурного развития, на вовлечение человека в мир культуры. Одним из главных векторов прикладной культурологии выступает культурологизация Российского образования. Анализ качества индивидуальных образовательных маршрутов может быть реализован в формате культурологической экспертизы.
Сущность индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в школе, а также особенности их проектирования и реализации раскрыты в работах Е. А. Александровой Л. К. Артемовой, К. Журавлевой, Е. Зубаревой, Е. А. Смагиной, А. П. Тряпициной. Индивидуальный образовательный маршрут как индивидуальную образовательную траекторию рассматривают в своих работах Е. А. Александрова, Ф. Э. Зеер, А.В. Хуторской. В своих исследованиях А.С. Гаязов, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская индивидуальный образовательный маршрут определяют как содержательное направление в реализации индивидуальной образовательной траектории.
Психолого-педагогические особенности юношеского возраста были описаны в работах Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Д. И. Фельштейна. Д. И. Фельштейн в своих исследованиях рассматривает вопрос о серьезных изменениях ценностных ориентаций детей юношеского возраста в современном мире.
Идеи педагогической культурологии в трудах И. Я. Мурзиной, Л. Н. Якиной и возможности культурологического подхода в современном образовании в исследованиях Е. В. Бондаревской , И. Ф. Исаева, С. В. Кульневич, В. А. Сластенина стали основой для разработанной нами методики проведения культурологической экспертизы индивидуальных образовательных маршрутов.
Коллективная монография «Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт» (2011г.) под общей редакцией В. А. Рабоша, Л. В. Никифоровой, Н. А. Кривич стала основой нашего исследования. Обусловлено это тем, что авторы имеют непосредственное отношение к тому, что данная монография была первым шагом к созданию культурологической экспертизы как особого вида экспертной практики.
Научные публикации последних лет позволяют сделать вывод о том, что ведется активная разработка методического инструментария культурологической экспертизы, а область участия в ней экспертов- культурологов становится более масштабной. Особенности культурологической экспертизы в своих исследованиях рассматривают Т. Ю. Быстрова, Р. Ю. Порозов, А. П. Садохин, Н. А. Симбирцева.
Актуальность темы нашего исследования заключается в том, что в настоящее время отсутствуют конкретные разработки по методике проведения культурологической экспертизы индивидуальных образовательных маршрутов.
Проблема исследования: каким инструментарием пользоваться педагогам для проектирования как индивидуальных образовательных маршрутов так и занятий?
Объект исследования: процесс проектирования индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников.
Предмет исследования: методика проведения культурологической экспертизы индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников.
Цель нашего исследования: теоретически обосновать методику проведения культурологической экспертизы индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников, разработать методику проведения культурологической экспертизы и проверить опытно-поисковым путем эффективность методики в процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов.
Задачи исследования:
Задача 1. Изучить теоретический смысл понятия «культурологическая экспертиза».
Задача 2. Выявить особенности критериев оценки качества в формате культурологической экспертизы.
Задача 3. Рассмотреть специфику проектирования индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников в работе дворового клуба.
Задача 4. Разработать и реализовать методику проведения культурологической экспертизы индивидуальных образовательных маршрутов.
Задача 5. Провести опытно-поисковую работу по проверке эффективности методики в процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников в работе дворового клуба.
Гипотеза: развитие старшеклассников по индивидуальным образовательным маршрутам будет осуществляться более эффективно, если предварительно провести культурологическую экспертизу качества культурологической составляющей в содержательном и технологическом компонентах ИОМ.
Методы исследования:
- анализ научной литературы по теме исследования позволил нам рассмотреть особенности проведения культурологической экспертизы и специфику проектирования индивидуальных образовательных маршрутов;
- реферирование отдельных научных публикаций позволило нам сравнить разные точки зрения ученых;
- выборочное наблюдение в образовательном процессе позволило нам зафиксировать результаты диагностики;
- косвенное наблюдение способствовало выявлению индивидуальных особенностей старшеклассников через родителей и других детей;
- тестирование, анализ уровня развития личностных качеств обучающихся и выраженности социальных и личностных ценностей;
- методы качественной и количественной обработки зафиксированных результатов диагностики.
Практическая значимость исследования: разработанная методика проведения культурологической экспертизы может применяться педагогами как при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов, так и при разработке образовательных программ.
База исследования:
Разработанная методика проведения культурологической экспертизы индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников была апробирована на базе дворового клуба «Рекорд», структурного подразделения МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н. Е. Бобровой» г. Полевского.
Тема исследования отражена в следующих публикациях:
- Кляпышева, Е.В. Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации индивидуальной образовательной траектории // Интерактивная наука. - 2018. - № 12 (34). Принята к публикации.
- Кляпышева, Е.В. Оценка качества образовательного процесса в формате культурологической экспертизы // Интерактивная наука. - 2018. - № 12 (34). Принята к публикации.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения, библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении нашего исследования подведем итоги и сделаем краткие выводы.
Изучив теоретический смысл понятия «культурологическая экспертиза», и проанализировав научные публикации последних лет, мы выяснили, что культурологическая экспертиза - это новый вид экспертной деятельности, методологической основой которой является выработанный культурологией специфический взгляд на культуру как на целостность. Такая экспертная практика, которая своим предметом или контекстом полагает культуру, становится все более востребованной в современном развитии общества.
Проанализировав различные интерпретации термина, изучив его многоаспектность, в рамках темы нашего исследования под культурологической экспертизой мы будем понимать специфический способ исследования с привлечением концептуального аппарата культурологии для создания экспертного инструментария с целью установления качеств, свойств, функций различных объектов культуры с позиции ценностно - смыслового анализа.
Объектами культурологической экспертизы можно считать явления, события, процессы и предметы, которые заключают в себе важную для экспертного исследования культурологическую информацию.
Объектное пространство культурологической экспертизы охватывает весь мир культуры и требует разных экспертных методик и разного терминологического аппарата.
Инструментарий экспертизы должен учитывать ценностно-смысловые характеристики анализируемого продукта. Культурологический подход является методологической основой культурологической экспертизы.
Мы выявили четыре сложившихся направления культурологической экспертизы: произведения современного художественного творчества, дизайна и культурных индустрий; вербальные тексты; область культурного наследия; и прогностика как отдельное направление.
Важным условием для проведения культурологической экспертизы становится профессиональная компетентность эксперта, особенно его личный и профессиональный авторитет. Культуролог-эксперт должен обладать таким опытом, который позволит ему учесть контекст экспертного исследования, дать мотивированное и обоснованное заключение, которое является итогом экспертизы. Эксперт-культуролог должен субъективными методами создать объективную картину.
Гуманитарные науки субъективны, а суть любого гуманитарного знания - интересная и качественная его интерпретация. От субъективности зависит объективная картина нашей современности.
Задачи в рамках темы нашего исследования были направлены на выявление критериев оценки культурологической составляющей в содержательном и технологическом компонентах индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников и на разработку инструментария, который позволил бы реализовать культурологическую экспертизу. В связи с этим мы рассмотрели сущность культурологического подхода в образовании в трех аспектах (аксиологическом, технологическом, личностно-творческом) и выделили критерии для установления качества культурологической составляющей в содержательном и технологическом компонентах индивидуальных образовательных маршрутов.
Выделенные критерии мы рассмотрели как стандарт, и на его основе разработали оценочную систему, которая стала инструментарием для проведения культурологической экспертизы индивидуальных образовательных маршрутов. С помощью разработанной методики педагог- культуролог, выступающий в роли эксперта, сможет провести локальную экспертизу индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников.
Мы рассмотрели специфику проектирования ИОМ в дополнительном образовании, структуру, выделили функции, составили схему разработки и реализации программы.
Под индивидуальным образовательным маршрутом, согласно современным ученым, мы понимаем целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки и его самоопределения и самореализации.
Мы раскрыли особенности юношеского возраста старшеклассников, в центре психологического развития которого стоит профессиональное самоопределение.
Совместно с обучающимся в дворовом клубе мы разработали ИОМ с целью поддержи и развития их способности к самоопределению. Данные ИОМ стали материалом для проведения культурологической экспертизы.
Применив разработанную методику, мы провели культурологическую экспертизу индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников с целью установить качество культурологической составляющей в содержательном и технологическом компонентах разработанных ИОМ, вынести рекомендации.
По результатам экспертизы мы установили, что создание условий для включения обучающихся в социально значимую деятельность обеспечивает только один индивидуальный образовательный маршрут из четырех. Содержание воспитания необходимо наполнить путем вовлечения в социально значимую деятельность, поскольку становление ценностных ориентиров детей в юношеском возрасте как нового поколения российских граждан осуществляется в единстве процесса социализации и индивидуализации воспитания личности.
В целом проанализированные индивидуальные образовательные маршруты позволяют гармонизировать образовательный процесс, а также отношения всех его участников; позволяют приобрести обучающимся творческий опыт; маршруты направлены на развитие духовно-нравственных качеств. Рекомендованы для внедрения в образовательный процесс.
Опытно-поисковым путем доказано, что развитие старшеклассников по индивидуальным образовательным маршрутам осуществляться наиболее эффективно, если предварительно проведена культурологическая экспертиза качества культурологической составляющей в содержательном и технологическом компонентах ИОМ, что подтверждает нашу гипотезу.
На основе проведенного нами исследования одной из ведущих идей педагогов дворового клуба в целях его развития стала идея о проектировании ИОМ детей совместно с учителями школы. Школа является ядром образовательного процесса, но изначально ориентация на деление детей с учетом их индивидуальных особенностей и интересов заложена в учреждениях дополнительного образования. Задачи, связанные с воспитанием полноценной личности, должны осуществляться через интеграцию общего и дополнительного образования детей. Внедрение ФГОС в образование может изменить восприятие дополнительного образования как второстепенного, и органично объединить воспитание, обучение и развитие обучающихся. К одному из преимуществ такой интеграции в своей статье авторы Н.Е. Лобжанидзе и В.С. Филинова относят составление индивидуальной образовательной траектории в ситуации самостоятельного свободного выбора по вопросам освоения образовательных программ из предложенного спектра ресурсов, доступных в рамках одной образовательной организации или в комплексе с организациями дополнительного образования.



1. Александрова, Е. А. Еще раз об индивидуализации старшеклассников [Текст] / Е. А. Александрова //Воспитательная работа в школе. - 2008. - №6. - С.27-46.
2. Александрова, Е. А. Индивидуализация образования: учиться для себя [Текст] / Е. А. Александрова // Народное образование. - 2008. - №7. - С. 243-250.
3. Артемова Л. К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации [Текст] / Л.К. Артемова // Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54.
4. Астафьева, О. Н. Экспертно-аналитическая дельность как системно-структурированное знание [Текст] / О. Н. Астафьева // Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт : сб. ст. / Н. А. Кривич. - СПб. - 2011. - С. 9-10.
5. Башмаков, М. И. Мастерская продуктивного обучения как средство индивидуального развития, профессиональной и профессиональной подготовки и социальной адаптации молодёжи Санкт-Петербурга [Текст] / М. И. Башмаков, В. Ю. Шадрин // Школьные технологии. - 2000. - № 4. - С. 34-56.
6. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов - н/Д : Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
7. Борунова, В.А. Культурологическая экспертиза кураторского проекта [Текст] / В. А. Борунова // Молодежный вестник Санкт- Петербургского государственного института культуры. - 2017. - № 1 (7). - С. 18-20.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Электронный ресурс]. 2008. URL : http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_lichnost- i-ee-formirovanie_2008(дата обращения 23.05 2017).
9. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL : https://www.vedu.ru/bigencdic/63534/(дата обращения 23.05.2017).
10. Братченко, С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты) [Текст] / С. Л. Братченко. - М. : Смысл, 1999. - 137 с.
11. Быстрова, Т. Ю. Экспертиза объекта культурного наследия как компетенция магистра культурологии: практика формирования кейса [Текст] / Т. Ю. Быстрова // Вопросы культурологии. - 2012. - №. 11. - С. 33-39.
12. Быстрова, Т. Ю. Культурологическая экспертиза как инструмент анализа мультимодальных креолизованных текстов образовательных курсов [Текст] / Т. Ю. Быстрова, Ю. А. Платонова // гранта № 1662Гр/11-150-16. - 2016. - С. 65-70.
13. Бубер, М. Я и Ты [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-
reading.club/book.php?book=8813 (дата обращения 25.05.2017).
14. Булгаков, М. А. Белая гвардия [Электронный ресурс]. URL :
https://imwerden.de/pdf/bulgakov_belaya_gvardiya_2015 ocr.pdf.
15. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Электронный ресурс]. URL : http://yanko.lib.ru/books/psycho/vygotsky=ps_pzv_cheloveka=ann .html (дата обращения 23.05.2017).
16. Гаязов, А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. [Текст] : монография / А. С. Гаязов. М.: Наука, 2003. - 256 с.
17. Гражданская защита. Энциклопедический словарь [Электронный
ресурс]. URL: http://determiner.rU/termin/ekspertiza.html#item-49508 (дата
обращения 15.10.2017).
18. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения [Электронный ресурс]. М. 1956. URL: http://padaread.com/?book=119795#(дата обращения 27.11.2017).
19. Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку [Текст] / К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58.
20. Забара, Л. И. Технологии интегративного преподавания искусства в школе и подготовке педагогов-культурологов (в обсуждение проекта Концепции преподавания предметной области «Искусство») [Текст] /Л. И. Забара, Л. Н. Якина // Человек в мире культуры. - 2017. - №1. - С. 31¬39.
21. Загребин, С. С. Культурологическая экспертиза как элемент социальной политики российского государства [Текст] / С. С. Загребин // Социальная экспертиза. - 2010. - №3. - С. 42-46.
22. Зеер, Ф.Э. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования [Текст] /Ф. Э. Зеер, Д. П. Заводчиков, М. В. Зиннатова, Е. В. Лебедева // Научный диалог. - 2017. - №1. - С. 266-279.
23. Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным учебным планам [Текст] / Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева // Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98.
24. Исаев, И.Ф. Становление и развитие профессионально-педагогической культуры в условиях непрерывного образования [Текст] : коллективная монография / под ред. И.Ф. Исаева. - Белгород. Ст. Оскол: СОФ БелГУ. - 2008. - 208 с.
25. Князева, М. Л. Культурологическая экспертиза информационного продукта: в поисках системности [Текст] / М. Л. Князева // Вопросы теории и практики журналистики. - 2014. - №3. - С. 13-27.
26. Кон, И. С. Психология старшеклассника [Текст] / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1980. - 192 с.
27. Кондратьева, И. В. К понятию и значению культурологической экспертизы [Текст] / И. В. Кондратьева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №. 6. - С. 915.
28. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р. URL:https://минобрнауки.рф/документы/4429 (дата обращения 15.11.2017).
29. Кривич, Н. А. Культурологическая экспертиза: предыстория, современное состояние, перспективы развития [Текст] / Н. А. Кривич, Л. В. Никифорова // Пространство и бытие современной культуры: теоретические и прикладные аспекты исследования. - 2016. - С. 17-27.
30. Культурологическая экспертиза [Текст] : теоретические модели и практический опыт : [коллективная монография] / [О. Н. Астафьева и др. ; под общ. ред. В. А. Рабоша, Л. В. Никифоровой, Н. А. Кривич]. - Санкт- Петербург : Астерион, 2011. - 383 с.
31. Леонтьев, Д. А. Комплексная гуманитарная экспертиза: методология и смысл [Текст] / Д. А. Леонтьев, Г. В. Иванченко. - М. : Смысл. - 2008. - 135 с.
32. Ложбанидзе, Н.Е. Преимущества и проблемы процесса интеграции общего и дополнительного образования [Текст] / Н. Е. Ложбанидзе, В. С. Филинова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - №7. - С. 98-102.
33. Локк, Дж. Сочинения в трех томах [Текст] : Т. 3. [Пер. с англ. и латин. / Ред. и сост., авт. примеч. А. Л. субботин]. - М.: Мысль. 1988. - 668 с.
34. Мурзина, И. Я. Региональная культура и образование: поле для взаимодействия [Текст] / И. Я. Мурзина // Экономика образования. - 2011. - №3.- С. 73-79.
35. Новикова, Т. Г. Типология экспертизы в образовании [Текст] / Т.Г. Новикова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №5. - С. 37-42.
36. Образовательная программа - маршрут ученика: Ч. 1 [Текст] / под ред. А. П. Тряпициной, Е. И. Казаковой. - СПб. : Издательство «ЮИПК», 1998. - 118 с.
37. Порозов, Р. Ю. Моделирование как культурологическая проблема [Текст] / Р. Ю. Порозов // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - №. 387. - С. 105-113.
38. Садохин, А. П. Теоретико-методологические ресурсы
культурологической экспертизы [Электронный ресурс] //
Культурологический журнал. 2012. URL : http://www.cr-
journal.ru/rus/journals/148.html&j_id=11 (дата обращения 12.04.2017).
39. Симбирцева, Н. А. Культурологическая интерпретация и культурологическая экспертиза: практика сосуществования [Текст] / Н. А. Симбирцева // Текст культуры: культурологическая интерпретация : сб. ст. / Н. А. Симбирцева. - М. Берлин : Директ-Медиа. - 2015. - С. 142-150.
40. Симбирцева, Н. А. Культурологический потенциал категории «Текст культуры» [Текст] / Н. А. Симбирцева // Человек в мире культуры. - 2013. - №3. - С. 27-31.
41. Симбирцева, Н. А. Специфика культурологической интерпретации (тексты культуры и читатели) [Текст] : монография / Н. А. Симбирцева. Урал. гос. пед. ун-т.- 2017. - 273 с.
42. Сластенин, В. А. Педагогика: [Текст] Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 576 с.
43. Смагина, Е.А. Предпосылки возникновения и развития понятия «Индивидуальный образовательный маршрут» [Текст] / Е. А. Смагина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - №5. - С. 288-290.
44. Советский юридический словарь [Электронный ресурс]. URL:
http://determiner.rU/termin/ekspertiza.html#item-33444 (дата обращения
15.10.2017).
45. Статья 9 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12123142/493aff9450b0b89b29b367693300b74а/ (дата обращения 15.10.2017).
46. Суртаева, Н. Н. Нетрадиционные педагогические технологии: Парацентрическая технология Учебное научное пособие. - М. - Омск. 1974. - 22 с.
47. Титова, И.А. Особенности саморазвития старшеклассников
общеобразовательных учреждений [Текст] / И. А. Титова, Е. В. Емельянова // Журнал зарегистрирован в Министерстве культуры, информации и спорта РК. Свидетельство о постановке на учет СМИ № 5888-ж от 11.04. - 2017. -
С. 86-90.
48. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова [Электронный ресурс]: в 4х томах. Электрон. дан. М : ИДДК, 2003. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
49. Ушинский, К. Д. Избранные труды [Текст]: В 4 кн. Кн. 3. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / Сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. М.: Дрофа, 2005. - 557 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от 17 мая 2012 г. № 413 [Электронный ресурс]. URL: ййр://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения 15.11.2017).
51. Физическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL :
https: //dic.academic.ru/dic. nsf/enc_physics/2627/ТРАЕКТОРИЯ (дата
обращения 23.05.2017).
52. Фельдштейн, Д. И. Человек в современном мире - тенденции и потенциальные возможности развития [Электронный ресурс]. URL: http://snokompass.ucoz.ru/_ ld/0/1_Feldshtein.00.0.pdf.
53. Хорошилова, Н. В. Культурологический подход как методологическая основа реализации развивающей функции образования [Текст] /Н. В. Хорошилова // Вестник ВятГУ. - 2010. - №2. - С. 14-17.
54. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? [Текст] : Пособие для учителя / А. В. Хуторской - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.
55. Шапарь, В. Б. Практическая психология. Инструментарий [Текст] / В. Б. Шапарь. Ростов н/Д: Феникс. - 2005. - 768 с.
56. Шилова, М. И. Учителю о воспитанности школьников [Текст] / М.И. Шилова. М. 1990. - 144 с.
57. Якина, Л. Н. Культурологическая модель преподавания мировой художественной культуры в школе [Текст] /Л. Н. Якина // Человек в мире культуры. - 2015. - №1. - С. 80-86.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ