Культурологическая экспертиза индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Культурологическая экспертиза: цели и задачи 9
1.2. Особенности критериев оценки качества в формате культурологической
экспертизы 23
1.3. Специфика проектирования индивидуальных образовательных
маршрутов старшеклассников 32
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Разработка методики проведения культурологической экспертизы 44
2.2. Реализация методики проведения культурологической экспертизы 51
2.3. Опытно-поисковая работа по проверке эффективности методики в
процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Культурологическая экспертиза: цели и задачи 9
1.2. Особенности критериев оценки качества в формате культурологической
экспертизы 23
1.3. Специфика проектирования индивидуальных образовательных
маршрутов старшеклассников 32
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Разработка методики проведения культурологической экспертизы 44
2.2. Реализация методики проведения культурологической экспертизы 51
2.3. Опытно-поисковая работа по проверке эффективности методики в
процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
В настоящее время развитие общества требует нового уровня образования. Постиндустриальному миру нужны люди, способные самостоятельно принимать решения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, готовые к социальному, профессиональному, гражданскому самоопределению. Без навыка самостоятельно добывать знания, без осознания жизненных ценностей, без умения ставить перед собой цель современному школьнику-выпускнику будет трудно адаптироваться в мире и быть устойчивым к меняющейся экономической и политической реальности. Это приводит к необходимости перестройки образовательного процесса, к поиску и разработке новых технологий обучения.
Основная идея обновления образования заключается в том, что оно должно стать индивидуализированным. Одной из особенностей ФГОС СОО является возможность проектировать каждым обучающимся совместно с семьей и педагогом индивидуальный образовательный маршрут. Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 г. усиливает преимущество «возможностью выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраиванием индивидуальных образовательных траекторий». Индивидуальный образовательный маршрут способствует реализации индивидуальных образовательных потребностей старшеклассника, обеспечивает право на выбор собственного пути развития.
Основной целью старшеклассников становится достижение высокого уровня базовых знаний, обеспечивающее дальнейшее поступление в высшие учебные заведения. Но система образования также направлена и на обеспечение возможности для индивида научиться выстраивать гармоничные отношения с миром, с самим собой, а культурологический подход к проблеме самоопределения старшеклассника в сфере образования должен способствовать культурной идентификации личности обучающегося, осознанию своей принадлежности к определенному этносу, культурной модели, принятие ее ценностей, встраивание в систему социальных отношений, специфика которых во многом обуславливается особенностями отдельных национальных культур.
На сегодняшний день в практике учителей наблюдается попытка разрешить противоречие между необходимостью освоения учащимися образовательного стандарта и созданием условий для адаптации в современном мире, которому нужны образованные, нравственно воспитанные люди, способные принимать решения и делать выбор в сложных ситуациях. В связи с этим наблюдается ограничение функциональной роли воспитания, которое является дополнительным по отношению к учебному процессу. В системе дополнительного образования созданы оптимальные условия для творческой самореализации личности и формирования ключевых компетенций, но на основе анализа сложившейся практики можно констатировать факт, что в большинстве случаев педагогами не в полной мере реализуется технология индивидуализированного обучения. Индивидуальные образовательные маршруты как средство обучения и социализации обучающихся разрабатываются в основном для детей с ОВЗ в Полевском городском округе.
Необходимо отметить, что условием успешной интеграции индивидуальных образовательных маршрутов в образовательный процесс является качество содержания маршрута. В связи с этим возникает вопрос о критериях для оценки культурологической составляющей в содержательном и технологическом компонентах индивидуальных образовательных маршрутах старшеклассников.
Актуальность культурологии проявляется подобно циклическому развитию Российской культуры: в цикле нестабильности интерес к науке усиливается, а в цикле стабилизации ослабевает. Сегодня, в условиях интенсивной трансформации современного российского общества, прикладная культурология становится все более востребованной, поскольку направлена на решение практических задач культурного развития, на вовлечение человека в мир культуры. Одним из главных векторов прикладной культурологии выступает культурологизация Российского образования. Анализ качества индивидуальных образовательных маршрутов может быть реализован в формате культурологической экспертизы.
Сущность индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в школе, а также особенности их проектирования и реализации раскрыты в работах Е. А. Александровой Л. К. Артемовой, К. Журавлевой, Е. Зубаревой, Е. А. Смагиной, А. П. Тряпициной. Индивидуальный образовательный маршрут как индивидуальную образовательную траекторию рассматривают в своих работах Е. А. Александрова, Ф. Э. Зеер, А.В. Хуторской. В своих исследованиях А.С. Гаязов, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская индивидуальный образовательный маршрут определяют как содержательное направление в реализации индивидуальной образовательной траектории.
Психолого-педагогические особенности юношеского возраста были описаны в работах Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Д. И. Фельштейна. Д. И. Фельштейн в своих исследованиях рассматривает вопрос о серьезных изменениях ценностных ориентаций детей юношеского возраста в современном мире.
Идеи педагогической культурологии в трудах И. Я. Мурзиной, Л. Н. Якиной и возможности культурологического подхода в современном образовании в исследованиях Е. В. Бондаревской , И. Ф. Исаева, С. В. Кульневич, В. А. Сластенина стали основой для разработанной нами методики проведения культурологической экспертизы индивидуальных образовательных маршрутов.
Коллективная монография «Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт» (2011г.) под общей редакцией В. А. Рабоша, Л. В. Никифоровой, Н. А. Кривич стала основой нашего исследования. Обусловлено это тем, что авторы имеют непосредственное отношение к тому, что данная монография была первым шагом к созданию культурологической экспертизы как особого вида экспертной практики.
Научные публикации последних лет позволяют сделать вывод о том, что ведется активная разработка методического инструментария культурологической экспертизы, а область участия в ней экспертов- культурологов становится более масштабной. Особенности культурологической экспертизы в своих исследованиях рассматривают Т. Ю. Быстрова, Р. Ю. Порозов, А. П. Садохин, Н. А. Симбирцева.
Актуальность темы нашего исследования заключается в том, что в настоящее время отсутствуют конкретные разработки по методике проведения культурологической экспертизы индивидуальных образовательных маршрутов.
Проблема исследования: каким инструментарием пользоваться педагогам для проектирования как индивидуальных образовательных маршрутов так и занятий?
Объект исследования: процесс проектирования индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников.
Предмет исследования: методика проведения культурологической экспертизы индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников.
Цель нашего исследования: теоретически обосновать методику проведения культурологической экспертизы индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников, разработать методику проведения культурологической экспертизы и проверить опытно-поисковым путем эффективность методики в процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов.
Задачи исследования:
Задача 1. Изучить теоретический смысл понятия «культурологическая экспертиза».
Задача 2. Выявить особенности критериев оценки качества в формате культурологической экспертизы.
Задача 3. Рассмотреть специфику проектирования индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников в работе дворового клуба.
Задача 4. Разработать и реализовать методику проведения культурологической экспертизы индивидуальных образовательных маршрутов.
Задача 5. Провести опытно-поисковую работу по проверке эффективности методики в процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников в работе дворового клуба.
Гипотеза: развитие старшеклассников по индивидуальным образовательным маршрутам будет осуществляться более эффективно, если предварительно провести культурологическую экспертизу качества культурологической составляющей в содержательном и технологическом компонентах ИОМ.
Методы исследования:
- анализ научной литературы по теме исследования позволил нам рассмотреть особенности проведения культурологической экспертизы и специфику проектирования индивидуальных образовательных маршрутов;
- реферирование отдельных научных публикаций позволило нам сравнить разные точки зрения ученых;
- выборочное наблюдение в образовательном процессе позволило нам зафиксировать результаты диагностики;
- косвенное наблюдение способствовало выявлению индивидуальных особенностей старшеклассников через родителей и других детей;
- тестирование, анализ уровня развития личностных качеств обучающихся и выраженности социальных и личностных ценностей;
- методы качественной и количественной обработки зафиксированных результатов диагностики.
Практическая значимость исследования: разработанная методика проведения культурологической экспертизы может применяться педагогами как при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов, так и при разработке образовательных программ.
База исследования:
Разработанная методика проведения культурологической экспертизы индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников была апробирована на базе дворового клуба «Рекорд», структурного подразделения МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н. Е. Бобровой» г. Полевского.
Тема исследования отражена в следующих публикациях:
- Кляпышева, Е.В. Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации индивидуальной образовательной траектории // Интерактивная наука. - 2018. - № 12 (34). Принята к публикации.
- Кляпышева, Е.В. Оценка качества образовательного процесса в формате культурологической экспертизы // Интерактивная наука. - 2018. - № 12 (34). Принята к публикации.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения, библиографического списка.
Основная идея обновления образования заключается в том, что оно должно стать индивидуализированным. Одной из особенностей ФГОС СОО является возможность проектировать каждым обучающимся совместно с семьей и педагогом индивидуальный образовательный маршрут. Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 г. усиливает преимущество «возможностью выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраиванием индивидуальных образовательных траекторий». Индивидуальный образовательный маршрут способствует реализации индивидуальных образовательных потребностей старшеклассника, обеспечивает право на выбор собственного пути развития.
Основной целью старшеклассников становится достижение высокого уровня базовых знаний, обеспечивающее дальнейшее поступление в высшие учебные заведения. Но система образования также направлена и на обеспечение возможности для индивида научиться выстраивать гармоничные отношения с миром, с самим собой, а культурологический подход к проблеме самоопределения старшеклассника в сфере образования должен способствовать культурной идентификации личности обучающегося, осознанию своей принадлежности к определенному этносу, культурной модели, принятие ее ценностей, встраивание в систему социальных отношений, специфика которых во многом обуславливается особенностями отдельных национальных культур.
На сегодняшний день в практике учителей наблюдается попытка разрешить противоречие между необходимостью освоения учащимися образовательного стандарта и созданием условий для адаптации в современном мире, которому нужны образованные, нравственно воспитанные люди, способные принимать решения и делать выбор в сложных ситуациях. В связи с этим наблюдается ограничение функциональной роли воспитания, которое является дополнительным по отношению к учебному процессу. В системе дополнительного образования созданы оптимальные условия для творческой самореализации личности и формирования ключевых компетенций, но на основе анализа сложившейся практики можно констатировать факт, что в большинстве случаев педагогами не в полной мере реализуется технология индивидуализированного обучения. Индивидуальные образовательные маршруты как средство обучения и социализации обучающихся разрабатываются в основном для детей с ОВЗ в Полевском городском округе.
Необходимо отметить, что условием успешной интеграции индивидуальных образовательных маршрутов в образовательный процесс является качество содержания маршрута. В связи с этим возникает вопрос о критериях для оценки культурологической составляющей в содержательном и технологическом компонентах индивидуальных образовательных маршрутах старшеклассников.
Актуальность культурологии проявляется подобно циклическому развитию Российской культуры: в цикле нестабильности интерес к науке усиливается, а в цикле стабилизации ослабевает. Сегодня, в условиях интенсивной трансформации современного российского общества, прикладная культурология становится все более востребованной, поскольку направлена на решение практических задач культурного развития, на вовлечение человека в мир культуры. Одним из главных векторов прикладной культурологии выступает культурологизация Российского образования. Анализ качества индивидуальных образовательных маршрутов может быть реализован в формате культурологической экспертизы.
Сущность индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в школе, а также особенности их проектирования и реализации раскрыты в работах Е. А. Александровой Л. К. Артемовой, К. Журавлевой, Е. Зубаревой, Е. А. Смагиной, А. П. Тряпициной. Индивидуальный образовательный маршрут как индивидуальную образовательную траекторию рассматривают в своих работах Е. А. Александрова, Ф. Э. Зеер, А.В. Хуторской. В своих исследованиях А.С. Гаязов, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская индивидуальный образовательный маршрут определяют как содержательное направление в реализации индивидуальной образовательной траектории.
Психолого-педагогические особенности юношеского возраста были описаны в работах Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Д. И. Фельштейна. Д. И. Фельштейн в своих исследованиях рассматривает вопрос о серьезных изменениях ценностных ориентаций детей юношеского возраста в современном мире.
Идеи педагогической культурологии в трудах И. Я. Мурзиной, Л. Н. Якиной и возможности культурологического подхода в современном образовании в исследованиях Е. В. Бондаревской , И. Ф. Исаева, С. В. Кульневич, В. А. Сластенина стали основой для разработанной нами методики проведения культурологической экспертизы индивидуальных образовательных маршрутов.
Коллективная монография «Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт» (2011г.) под общей редакцией В. А. Рабоша, Л. В. Никифоровой, Н. А. Кривич стала основой нашего исследования. Обусловлено это тем, что авторы имеют непосредственное отношение к тому, что данная монография была первым шагом к созданию культурологической экспертизы как особого вида экспертной практики.
Научные публикации последних лет позволяют сделать вывод о том, что ведется активная разработка методического инструментария культурологической экспертизы, а область участия в ней экспертов- культурологов становится более масштабной. Особенности культурологической экспертизы в своих исследованиях рассматривают Т. Ю. Быстрова, Р. Ю. Порозов, А. П. Садохин, Н. А. Симбирцева.
Актуальность темы нашего исследования заключается в том, что в настоящее время отсутствуют конкретные разработки по методике проведения культурологической экспертизы индивидуальных образовательных маршрутов.
Проблема исследования: каким инструментарием пользоваться педагогам для проектирования как индивидуальных образовательных маршрутов так и занятий?
Объект исследования: процесс проектирования индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников.
Предмет исследования: методика проведения культурологической экспертизы индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников.
Цель нашего исследования: теоретически обосновать методику проведения культурологической экспертизы индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников, разработать методику проведения культурологической экспертизы и проверить опытно-поисковым путем эффективность методики в процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов.
Задачи исследования:
Задача 1. Изучить теоретический смысл понятия «культурологическая экспертиза».
Задача 2. Выявить особенности критериев оценки качества в формате культурологической экспертизы.
Задача 3. Рассмотреть специфику проектирования индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников в работе дворового клуба.
Задача 4. Разработать и реализовать методику проведения культурологической экспертизы индивидуальных образовательных маршрутов.
Задача 5. Провести опытно-поисковую работу по проверке эффективности методики в процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников в работе дворового клуба.
Гипотеза: развитие старшеклассников по индивидуальным образовательным маршрутам будет осуществляться более эффективно, если предварительно провести культурологическую экспертизу качества культурологической составляющей в содержательном и технологическом компонентах ИОМ.
Методы исследования:
- анализ научной литературы по теме исследования позволил нам рассмотреть особенности проведения культурологической экспертизы и специфику проектирования индивидуальных образовательных маршрутов;
- реферирование отдельных научных публикаций позволило нам сравнить разные точки зрения ученых;
- выборочное наблюдение в образовательном процессе позволило нам зафиксировать результаты диагностики;
- косвенное наблюдение способствовало выявлению индивидуальных особенностей старшеклассников через родителей и других детей;
- тестирование, анализ уровня развития личностных качеств обучающихся и выраженности социальных и личностных ценностей;
- методы качественной и количественной обработки зафиксированных результатов диагностики.
Практическая значимость исследования: разработанная методика проведения культурологической экспертизы может применяться педагогами как при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов, так и при разработке образовательных программ.
База исследования:
Разработанная методика проведения культурологической экспертизы индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников была апробирована на базе дворового клуба «Рекорд», структурного подразделения МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н. Е. Бобровой» г. Полевского.
Тема исследования отражена в следующих публикациях:
- Кляпышева, Е.В. Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации индивидуальной образовательной траектории // Интерактивная наука. - 2018. - № 12 (34). Принята к публикации.
- Кляпышева, Е.В. Оценка качества образовательного процесса в формате культурологической экспертизы // Интерактивная наука. - 2018. - № 12 (34). Принята к публикации.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения, библиографического списка.
В заключении нашего исследования подведем итоги и сделаем краткие выводы.
Изучив теоретический смысл понятия «культурологическая экспертиза», и проанализировав научные публикации последних лет, мы выяснили, что культурологическая экспертиза - это новый вид экспертной деятельности, методологической основой которой является выработанный культурологией специфический взгляд на культуру как на целостность. Такая экспертная практика, которая своим предметом или контекстом полагает культуру, становится все более востребованной в современном развитии общества.
Проанализировав различные интерпретации термина, изучив его многоаспектность, в рамках темы нашего исследования под культурологической экспертизой мы будем понимать специфический способ исследования с привлечением концептуального аппарата культурологии для создания экспертного инструментария с целью установления качеств, свойств, функций различных объектов культуры с позиции ценностно - смыслового анализа.
Объектами культурологической экспертизы можно считать явления, события, процессы и предметы, которые заключают в себе важную для экспертного исследования культурологическую информацию.
Объектное пространство культурологической экспертизы охватывает весь мир культуры и требует разных экспертных методик и разного терминологического аппарата.
Инструментарий экспертизы должен учитывать ценностно-смысловые характеристики анализируемого продукта. Культурологический подход является методологической основой культурологической экспертизы.
Мы выявили четыре сложившихся направления культурологической экспертизы: произведения современного художественного творчества, дизайна и культурных индустрий; вербальные тексты; область культурного наследия; и прогностика как отдельное направление.
Важным условием для проведения культурологической экспертизы становится профессиональная компетентность эксперта, особенно его личный и профессиональный авторитет. Культуролог-эксперт должен обладать таким опытом, который позволит ему учесть контекст экспертного исследования, дать мотивированное и обоснованное заключение, которое является итогом экспертизы. Эксперт-культуролог должен субъективными методами создать объективную картину.
Гуманитарные науки субъективны, а суть любого гуманитарного знания - интересная и качественная его интерпретация. От субъективности зависит объективная картина нашей современности.
Задачи в рамках темы нашего исследования были направлены на выявление критериев оценки культурологической составляющей в содержательном и технологическом компонентах индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников и на разработку инструментария, который позволил бы реализовать культурологическую экспертизу. В связи с этим мы рассмотрели сущность культурологического подхода в образовании в трех аспектах (аксиологическом, технологическом, личностно-творческом) и выделили критерии для установления качества культурологической составляющей в содержательном и технологическом компонентах индивидуальных образовательных маршрутов.
Выделенные критерии мы рассмотрели как стандарт, и на его основе разработали оценочную систему, которая стала инструментарием для проведения культурологической экспертизы индивидуальных образовательных маршрутов. С помощью разработанной методики педагог- культуролог, выступающий в роли эксперта, сможет провести локальную экспертизу индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников.
Мы рассмотрели специфику проектирования ИОМ в дополнительном образовании, структуру, выделили функции, составили схему разработки и реализации программы.
Под индивидуальным образовательным маршрутом, согласно современным ученым, мы понимаем целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки и его самоопределения и самореализации.
Мы раскрыли особенности юношеского возраста старшеклассников, в центре психологического развития которого стоит профессиональное самоопределение.
Совместно с обучающимся в дворовом клубе мы разработали ИОМ с целью поддержи и развития их способности к самоопределению. Данные ИОМ стали материалом для проведения культурологической экспертизы.
Применив разработанную методику, мы провели культурологическую экспертизу индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников с целью установить качество культурологической составляющей в содержательном и технологическом компонентах разработанных ИОМ, вынести рекомендации.
По результатам экспертизы мы установили, что создание условий для включения обучающихся в социально значимую деятельность обеспечивает только один индивидуальный образовательный маршрут из четырех. Содержание воспитания необходимо наполнить путем вовлечения в социально значимую деятельность, поскольку становление ценностных ориентиров детей в юношеском возрасте как нового поколения российских граждан осуществляется в единстве процесса социализации и индивидуализации воспитания личности.
В целом проанализированные индивидуальные образовательные маршруты позволяют гармонизировать образовательный процесс, а также отношения всех его участников; позволяют приобрести обучающимся творческий опыт; маршруты направлены на развитие духовно-нравственных качеств. Рекомендованы для внедрения в образовательный процесс.
Опытно-поисковым путем доказано, что развитие старшеклассников по индивидуальным образовательным маршрутам осуществляться наиболее эффективно, если предварительно проведена культурологическая экспертиза качества культурологической составляющей в содержательном и технологическом компонентах ИОМ, что подтверждает нашу гипотезу.
На основе проведенного нами исследования одной из ведущих идей педагогов дворового клуба в целях его развития стала идея о проектировании ИОМ детей совместно с учителями школы. Школа является ядром образовательного процесса, но изначально ориентация на деление детей с учетом их индивидуальных особенностей и интересов заложена в учреждениях дополнительного образования. Задачи, связанные с воспитанием полноценной личности, должны осуществляться через интеграцию общего и дополнительного образования детей. Внедрение ФГОС в образование может изменить восприятие дополнительного образования как второстепенного, и органично объединить воспитание, обучение и развитие обучающихся. К одному из преимуществ такой интеграции в своей статье авторы Н.Е. Лобжанидзе и В.С. Филинова относят составление индивидуальной образовательной траектории в ситуации самостоятельного свободного выбора по вопросам освоения образовательных программ из предложенного спектра ресурсов, доступных в рамках одной образовательной организации или в комплексе с организациями дополнительного образования.
Изучив теоретический смысл понятия «культурологическая экспертиза», и проанализировав научные публикации последних лет, мы выяснили, что культурологическая экспертиза - это новый вид экспертной деятельности, методологической основой которой является выработанный культурологией специфический взгляд на культуру как на целостность. Такая экспертная практика, которая своим предметом или контекстом полагает культуру, становится все более востребованной в современном развитии общества.
Проанализировав различные интерпретации термина, изучив его многоаспектность, в рамках темы нашего исследования под культурологической экспертизой мы будем понимать специфический способ исследования с привлечением концептуального аппарата культурологии для создания экспертного инструментария с целью установления качеств, свойств, функций различных объектов культуры с позиции ценностно - смыслового анализа.
Объектами культурологической экспертизы можно считать явления, события, процессы и предметы, которые заключают в себе важную для экспертного исследования культурологическую информацию.
Объектное пространство культурологической экспертизы охватывает весь мир культуры и требует разных экспертных методик и разного терминологического аппарата.
Инструментарий экспертизы должен учитывать ценностно-смысловые характеристики анализируемого продукта. Культурологический подход является методологической основой культурологической экспертизы.
Мы выявили четыре сложившихся направления культурологической экспертизы: произведения современного художественного творчества, дизайна и культурных индустрий; вербальные тексты; область культурного наследия; и прогностика как отдельное направление.
Важным условием для проведения культурологической экспертизы становится профессиональная компетентность эксперта, особенно его личный и профессиональный авторитет. Культуролог-эксперт должен обладать таким опытом, который позволит ему учесть контекст экспертного исследования, дать мотивированное и обоснованное заключение, которое является итогом экспертизы. Эксперт-культуролог должен субъективными методами создать объективную картину.
Гуманитарные науки субъективны, а суть любого гуманитарного знания - интересная и качественная его интерпретация. От субъективности зависит объективная картина нашей современности.
Задачи в рамках темы нашего исследования были направлены на выявление критериев оценки культурологической составляющей в содержательном и технологическом компонентах индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников и на разработку инструментария, который позволил бы реализовать культурологическую экспертизу. В связи с этим мы рассмотрели сущность культурологического подхода в образовании в трех аспектах (аксиологическом, технологическом, личностно-творческом) и выделили критерии для установления качества культурологической составляющей в содержательном и технологическом компонентах индивидуальных образовательных маршрутов.
Выделенные критерии мы рассмотрели как стандарт, и на его основе разработали оценочную систему, которая стала инструментарием для проведения культурологической экспертизы индивидуальных образовательных маршрутов. С помощью разработанной методики педагог- культуролог, выступающий в роли эксперта, сможет провести локальную экспертизу индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников.
Мы рассмотрели специфику проектирования ИОМ в дополнительном образовании, структуру, выделили функции, составили схему разработки и реализации программы.
Под индивидуальным образовательным маршрутом, согласно современным ученым, мы понимаем целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки и его самоопределения и самореализации.
Мы раскрыли особенности юношеского возраста старшеклассников, в центре психологического развития которого стоит профессиональное самоопределение.
Совместно с обучающимся в дворовом клубе мы разработали ИОМ с целью поддержи и развития их способности к самоопределению. Данные ИОМ стали материалом для проведения культурологической экспертизы.
Применив разработанную методику, мы провели культурологическую экспертизу индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников с целью установить качество культурологической составляющей в содержательном и технологическом компонентах разработанных ИОМ, вынести рекомендации.
По результатам экспертизы мы установили, что создание условий для включения обучающихся в социально значимую деятельность обеспечивает только один индивидуальный образовательный маршрут из четырех. Содержание воспитания необходимо наполнить путем вовлечения в социально значимую деятельность, поскольку становление ценностных ориентиров детей в юношеском возрасте как нового поколения российских граждан осуществляется в единстве процесса социализации и индивидуализации воспитания личности.
В целом проанализированные индивидуальные образовательные маршруты позволяют гармонизировать образовательный процесс, а также отношения всех его участников; позволяют приобрести обучающимся творческий опыт; маршруты направлены на развитие духовно-нравственных качеств. Рекомендованы для внедрения в образовательный процесс.
Опытно-поисковым путем доказано, что развитие старшеклассников по индивидуальным образовательным маршрутам осуществляться наиболее эффективно, если предварительно проведена культурологическая экспертиза качества культурологической составляющей в содержательном и технологическом компонентах ИОМ, что подтверждает нашу гипотезу.
На основе проведенного нами исследования одной из ведущих идей педагогов дворового клуба в целях его развития стала идея о проектировании ИОМ детей совместно с учителями школы. Школа является ядром образовательного процесса, но изначально ориентация на деление детей с учетом их индивидуальных особенностей и интересов заложена в учреждениях дополнительного образования. Задачи, связанные с воспитанием полноценной личности, должны осуществляться через интеграцию общего и дополнительного образования детей. Внедрение ФГОС в образование может изменить восприятие дополнительного образования как второстепенного, и органично объединить воспитание, обучение и развитие обучающихся. К одному из преимуществ такой интеграции в своей статье авторы Н.Е. Лобжанидзе и В.С. Филинова относят составление индивидуальной образовательной траектории в ситуации самостоятельного свободного выбора по вопросам освоения образовательных программ из предложенного спектра ресурсов, доступных в рамках одной образовательной организации или в комплексе с организациями дополнительного образования.



