Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессии

Работа №96317

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О МИРЕ ТРУДА И ПРОФЕС­СИИ 7
1.1. Анализ литературы по проблеме формирования представлений младших
школьников о мире труда и профессии 7
1.2. Особенности формирования представлений младших школьников о мире
труда и профессии 16
1.3. Методические основы формирования представлений младших школьни­
ков о мире труда и профессии на уроках технологии и во внеурочно деятель­ности 20
ГЛАВА II. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О МИРЕ ТРУДА И ПРО­ФЕССИИ 31
2.1. Диагностическое исследование начального уровня сформированности-
представлений младших школьников о мире труда и профессии 31
2.2. Организация работы по формированию представлений младших школь­ников о мире труда и профессии 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Проблема формирования представлений о труде взрослого человека, а так же его социальной значимости, у младших школьников остается актуальной во все времена. Представления о трудовой деятельности человека обычно передаются будущим участника производства через обучение. Государственный образовательный стандарт и образователь­ные программы, учитывая требования современного производства, опреде­ляют содержание знаний и умений по труду на разных возрастных ступенях. В младшем школьном возрасте к личностным результатам образования отно­сят: «формирование основ умения учиться и способности к организации сво­ей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учеб­ной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе». Эти требования в полной мере должны стать ориентиром в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста.
Наблюдения и опрос детей показывает, что наши дети не понимают значимости учебного и производительного труда. Часто дети трудятся только потому, что им дал такое задание взрослый человек, родитель, или педагог. Трудовая деятельность младшего школьника отличается низкой мотивацией к труду, неумением достигать поставленной цели, они не умеют планировать все этапы труда, так как у них не сформированы представления о целостно­сти трудового процесса, оценивать адекватно результаты труда и качество их изделий, зачастую,отличается низким уровнем исполнения. Поэтому в подго­товке будущего участника производства педагогу важно воспитать у детей заинтересовать в результатах труда, доступным для него языком объяснить необходимость и важность труда для жизни людей, дать элементарные зна­ния о разнообразии трудовой деятельности, о людях труда и профессий.
Несмотря на достаточную разработанность,проблема трудового воспи­тания младших школьников в настоящее время пока не рассматривается в рамках подготовки будущего участника производства. Цели и задачи трудо­вого воспитания сформулированы в образовательных программах в виде об­щих и нечетких формулировок. В дидактике не достаточно разработаны объ­ективные количественные и качественные критерии уровней формирования представлений о труде; она не располагает достаточно эффективными мето­дами и средствами развития социально активной и ответственной личности ребенка, любящего труд и способного к преобразованию окружающего мира; не определено содержание знаний и представлений о труде и разнообразии профессий у детей младшего школьного возраста.
В практике работы начального уровня образования не уделяется доста­точно времени планированию работы педагогов и организации совместной деятельности с семьей, которая будет направлена на формирование у детей младшего школьного возраста представлений о социальной значимости тру­да взрослого человека посредством ознакомления детей с разнообразными профессиями.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования. Такие педагогические условия способствуют формированию представлений о мире труда и профессий у младших школьников.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессии».
Объектом исследования выступает педагогический процесс формиро­вания представлений младших школьников о мире труда и профессий.
Предметом исследования является комплекс мероприятий, направ­ленный на формирование у младших школьников представлений о мире тру­да и профессии.
Цель исследования - теоретически обосновать и спроектировать комплекс уроков технологии внеклассных мероприятий, направленных на формирование представлений о мире труда и профессии у младших школьников.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования:
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы по про­блеме исследования выявить особенности формирования представлений о мире труда и профессии в младшем школьном возрасте.
2. На основе изучения методической литературы выявить возможности формирования представлений о мире труда и разнообразии профессий на уроках технологии в начальных классах и во внеурочной деятельности.
3. Выделить показатели и критерии формирования представлений о мире труда и профессии у младших школьников ипровести диагностику уровня сформированности представлений о мире труда и профессии.
5. Спроектировать комплекс уроков технологии и внеклассных мероприятий, обеспечивающих формирование представлений о мире труда и профессийу младших школьников.
Теоретической основой исследования явились: труды К.Д. Ушинско­го, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Я. Стоюнина, Н.В. Касаткина, Д.Д. Семенова, В.В. Водовозова, Н.К. Крупскойи др.
Вопросы профессиональной ориентации в отечественной педагогике изданы в трудах А.Е. Голоншток, Л.А. Йовайш, А.Я. Журкина Е.А. Климов, П.П. Костенков, В.Ф. Сахаров и др.Педагогическая сущность профориента- циираскрыта Е.А. Климовым.Вопросы формирования представлений о мире труда и разнообразии профессий в начальной школе исследовали Т.В. Ва- сильева,В.И. Глотов, В.В. Давыдов, Т.Л. Денисова, О.Ю. Елькин и С.Н. Чис- тякова,В.И. Логинова, Я.З. Неверович, О.И. Соловьев и др.
Методы исследования. теоретические (изучение и анализ литературы), эмпирические (тестирование, количественный и качественный анализ полученной информации).
База исследования: Государственное бюджетное общеобразователь­ное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 15 города Екате­ринбурга. В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста в количестве 20 человек, обучающиеся в 3-А классе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что положе­ния и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов в работе с младшими школьниками при развитии у них представлений о мире профессий и труда, а так же при определении направления деятельности педагогов, которые занимаются раз­витием личности младших школьников.
Обоснован и разработан комплекс уроков технологии и внеклассных мероприятий, направленных на формирование представлений о мире профессий и труда у младших школьников.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список источников и литературы (67 источников), приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования представлений о труде взрослого человека, а так же его социальной значимости, у младших школьников остается актуаль­ной во все времена. Представления о трудовой деятельности человека обыч­но передаются будущим участника производства через обучение. Государст­венный образовательный стандарт и образовательные программы, учитывая требования современного производства, определяют содержание знаний и умений по труду на разных возрастных ступенях выдвигают требования к ор­ганизации образовательной среду и педагогические условия осуществления- воспитательно-образовательнойдеятельности на разных ступенях обучения.
В ходе опытно-поисковой работы по формированию у младших школьников представлений о мире труда и профессий нами решались сле­дующие задачи.
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы необ­ходимо было выделить определения основных понятий. Нами было выделе­ны определения понятий «труд», «трудовое воспитание» «профессия», «профориентация». В нашей работе мы опираемся на следующие определе­ния.
В соответствии с возрастными возможностями учеников начальных классов «труд»,по В.В Давыдову, можно понимать как«.. .целесообразную деятельность человека, в процессе которой он при помощи инструментов воздействует на материалы (природные и искусственные) и использует их в целях создания предметов потребительских системностей.
Понятие «профессия» по определению С.В. Яковлевой можно рассмат­ривать как: «... род трудовой деятельности, который требует от человека специальную подготовку, заключающуюся в приобретении необходимых знаний и практических навыков.
Под понятием «профориентация» мы понимаем научно обоснованную систему подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванную учитывать как индивидуальные особенности каждой личности. На этапе младшего школьного возраста формирование представ­лений о мире профессий необходимо в целях воспитания готовности ученика к свободному выбору профессии на основе учета его склонностей и предпоч­тений.
Под трудовым воспитанием мы понимаем специально организованный и управляемый процесс трудовой деятельности, осуществляемый педагогом в учебно-воспитательном учреждении и направленный на приобретение уче­никами знаний, умений и навыков в области технологического образования и позволяющийсформировать трудолюбие, положительное отношение к труду и людям труда, уважительное отношение к любым професси- ям,представления о том, как надо трудиться, чтобы добиться успешных ре­зультатов.
Задачей исследования на данном этапе планирование также выявление психолого-педагогических особенностей сформированности представлений о мире труда и профессии у детей младшего школьного возраста. На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выявили возрастные осо­бенности ребенка младшего школьного возраста и особенности формирова­ния в этом возрасте представлений о труде и профессиях. Опираясь на иссле­дования ученых, мы учитываем то, что в формировании представлений о ми­ре труда и профессий необходимо учитывать возрастные особенности ребен­ка, его жизненный опыт трудовой деятельности, уровень развития конкрет­ных трудовых умений. Тот факт, что результаты труда ребенка не имеют об­щественной значимости, а являются личными достижениями, педагогам сле­дует направлять трудовое воспитание своих учащихся на формирование от­ветственности, инициативности самостоятельности в труде, умении органи­зовать и исполнить задуманное. Поэтому, учителю следует особенно тща­тельно подходить к выбору методов и средств трудового воспитания уча­щихся.
2) Изучение методических пособий, пособий по дидактике техноло­гического образования помогло нам выделить методические основы решения проблемы формирования представлений о мире труда и профессий. Нами были выделены основные принципы и методы организации работы с детьми, а обобщение опыта передовых учителей помогло в определении содержания и форм организации детей по формированию представлений о мире труда и профессий.
3) С целью определения направленности содержания занятий по формированию представлений о мире труда и профессий у младших школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы была организована педагогическая диагностика.Исследование проводилось на базеГосударственного бюджетного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 15 города Екатеринбурга. В исследовании принимали участие 20 детей младшего школьного возраста, обучающихся в 3-А классе.
Тестирование проводилось по методикамГ.В. Резапкиной, В.П. Конд­рашова и адаптированной методикеС.В. Яковлевой.
Показателями и критериями формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьниковв являются:
• когнитивный - наличие знаний учащихся о труде, профессиях, назна­чении и роли труда в жизни человека, представление о собственных качест­вах и возможностях, умение производить самооценку на определенном уров­не;
• мотивационно-потребностный - наличие интереса к области трудо­вой, учебной и профессиональной деятельности, отношение к собственному труду и труду взрослого человека.
• деятельностно-практический - проявление трудолюбия на уроках и во внеурочной деятельности, внимательности, дисциплинированности, активно­сти, добросовестности, ответственности в учебном труде.
Математическая обработка данных показала, что убольшинства детей по всем показателям средний уровень сформированности представлений о мире труда и профессий. На низком уровне сформированности представлений о мире труда и профессий находятся всего 4 учеников класса. Шестероучеников получили высокие баллы по тестированию, а остальные дети в количестве 10 человек показали средний уровень сформированности представлений о мире труда и профессий. Полученные результаты помогли определить стратегию работы по формированию представлений о мире труда и профессий у учащихся в 3 классе.
4) На основе полученных данных необходимо было выделить педаго­гические условия организации работы с детьми и спроектировать комплекс уроков технологии и внеклассных мероприятий, обеспечивающих формиро­вание представлений о мире труда и профессийу младших школьников.
Согласно требованиям ФГОС и задач, сформулированных в программе «Технология», в работе по формированию представлений о мире труда и профессий у детей младшего школьного возраста следует создавать специ­альные педагогические условия. К основным условиям мы относим: органи­зацию учебно-развивающей среды, включающей близлежащие производства, кабинеты профориентации на базе образовательного учреждения, классные уголки по профориентации, аудио и видеоаппаратуру, банк информационных носителей по вопросам профориентации, наглядные пособия и специальную литературу о мире труда и разнообразии профессий; разработки уроков по технологии и внеклассных мероприятий, направленных на освоение мира знаний и профессий; организацию встреч с интересными людьми, подбор ма­териалов для классных уголков и портфолио, разработка и представление ре­зультатов проектной деятельности, конкурсы рисунков и сочинений на темы труда.
В соответствии со стандартом образования, представленные условия позволят, на наш взгляд, решать поставленные перед педагогами задачи ос­воения мира труда и профессий: знакомить детей с разными видами совре­менных профессий; формировать конкретные и наглядные представления де­тей о важных сторонах конкретных профессий;воспитывать у младших школьников трудолюбие и бережное отношение к своему или чужому труду; развивать интерес к разным профессиям.
На основе анализа методической литературы в разработке занятий с детьми мы руководствовались принципами учета возрастных особенностей ребенка, наглядности, доступности учебного материала, алгоритмизации и др. Ведущими методами в работе с детьми для нашей работой послужили: беседы, рассказы; показ, упражнения, анализ и оценка результатов трудовой деятельности и др.
Проанализировав опыт работы передовых учителейи в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, для организации профориентационной работы вна- чальной школе нами спланировано использовать разнообразные формы учебной и воспитательной работы, такие как: урок, урок-беседа, экскурсия, встречи с интересными людьми и передовиками производства, мини сорев­нования, конкурсы. Разработанный цикл бесед, и экскурсий спроектирован нами так, что сведения из беседы дополняются сведениями, полученными на экскурсиях и наоборот, эти же материалы мы использовали в процессе ос­воения трудовых знаний, умений и навыков.
Учитывая требования образовательного стандарта и по рекомендации программы «Технология» (1-4), к продуктам трудовой деятельности мы относим: объекты труда детей, сочинения, информационные материалы для пополнения портфолио и уголка профориентации, сочинения, рисунки, доклады и презентации по выполненным проектам.
Наблюдения деятельности детей показали, что в результате проведен­ной работы дети стали принимать активное участие в подборе информации по видам деятельности людей, профессиям близких, собственным достиже­ниям по результатам труда. На организованных нами экскурсиях дети внима­тельно наблюдали за действиями профессионалов, делали замечания, задава­ли конкретные вопросы по технологии изготовления, по рабочей позе и тре­бованиям дизайн-спецификации. На уроках технологии дети старались в точ­ности соблюдать требования рабочего человека, изучали инструкции, выпол­ненные знаковой или в схематической формах, учились работать по алгорит­му, соблюдая технику безопасности. В оценке работ дети учились, прежде всего, дать техническую оценку труду (соответствие требованиям дизайн- спецификации), а затем обсуждали эстетические качества работ (с точки зре­ния красоты). Старания детей отражались в создании классного уголка по профориентации, создании собственного портфолио, которое пополнялось систематически примерами достижений близких в труде, собственных дос­тижений в спорте и общественной деятельности. Особую роль в воспитании уверенности в своих силах сыграло участие детей в конкурсах и соревнова­ниях. Победы детей в мини соревнованиях служили стимулом на уроке для качественного изготовления собственных изделий. Конкурсные работы детей - сочинения о профессиях родителей или по теме «Кем я хочу быть?», рисун­ки на тему «экскурсия на предприятие» и «Моя мама (папа) - профессионал своего дела» стали победителями в городских конкурсах по профориентации и получили специальные призы на предприятии, о котором выполнил ребе­нок свое произведение.
Проведенная работа показала эффективность выбранных форм, мето­дов и средств организации работы работе по формированию представлений о мире труда и профессий у детей младшего школьного возраста.


1. Архангельский, С. Н. Очерки психологии труда [Текст] / под ред. Проф. Н. Ф. Добрынина. - М.: Трудрезервиздат, 1958. - 160 с.
2. Батышев, С. Я. Производственная педагогика: Учебник для работников, занимающихся профессиональным обучением рабочих на производстве. [Текст] /С. Я Батышев. - М.: Машиностроение, 1984. - 672 с.
3. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения[Текст] / Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 с.
4. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н. Ю. Венгер. Дошкольное воспитание. - 1982. - №11. - С. 26 - 28.
5. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. М. В. Гамезо. - М.: ВЕЧЕ, 2015. - 311 с.
6. Губанова, О. В., Левкина, И. С. Использование игровых приёмов на уроке [Текст] / О. В. Губанова, И. С. Левкина // Начальная школа - 2017. - №4 - С. 17-26.
7. Давыдов, В. В. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. [Текст] / В. В. Давыдов - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 670с.
8. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретиче­ского и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. - М: Педагогика, 2016. - 240 с.
9. Денисова, Т. Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных классах [Текст] / Т. Л. Денисова // Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза / Отв. ред. Т.И. Шалавина.- Новокузнецк: НГПИ, 2015.- С.34-36
10. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребенок. Педа­гогика семейных отношений. Когда наступает зрелость [Текст] / под ред. В. Н. Столетова. Сост. О. Г. Свердлова. - М.: Педагогика, 1987. - 320 с.
11. Дидактика технологического образования [Текст] / П. Р. Атутов [и др.]; под ред. П. Р. Атутова. М., 1997. Ч. 1.
12. Дидактика технологического образования [Текст] /П. Р. Атутов [и др.]; под.ред. П. Р. Атутова. - М., 1997. Ч 2.
13. Землянская, Е. Н. Игровые технологии профессиональной ориента­ции младших школьников [Текст]/Е. Н. Землянская // Начальная школа. - 2012. - № 12. - С. 40-43
14. Йовайша, Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьни­ков [Текст] / Л. А. Йовайша. - М.: Педагогика, 2013. - 129 с.
15. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]/Е. А. Климов. - М.: Академия, 2016. - 509 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ