ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О МИРЕ ТРУДА И ПРОФЕССИИ 7
1.1. Анализ литературы по проблеме формирования представлений младших
школьников о мире труда и профессии 7
1.2. Особенности формирования представлений младших школьников о мире
труда и профессии 16
1.3. Методические основы формирования представлений младших школьни
ков о мире труда и профессии на уроках технологии и во внеурочно деятельности 20
ГЛАВА II. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О МИРЕ ТРУДА И ПРОФЕССИИ 31
2.1. Диагностическое исследование начального уровня сформированности-
представлений младших школьников о мире труда и профессии 31
2.2. Организация работы по формированию представлений младших школьников о мире труда и профессии 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Проблема формирования представлений о труде взрослого человека, а так же его социальной значимости, у младших школьников остается актуальной во все времена. Представления о трудовой деятельности человека обычно передаются будущим участника производства через обучение. Государственный образовательный стандарт и образовательные программы, учитывая требования современного производства, определяют содержание знаний и умений по труду на разных возрастных ступенях. В младшем школьном возрасте к личностным результатам образования относят: «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе». Эти требования в полной мере должны стать ориентиром в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста.
Наблюдения и опрос детей показывает, что наши дети не понимают значимости учебного и производительного труда. Часто дети трудятся только потому, что им дал такое задание взрослый человек, родитель, или педагог. Трудовая деятельность младшего школьника отличается низкой мотивацией к труду, неумением достигать поставленной цели, они не умеют планировать все этапы труда, так как у них не сформированы представления о целостности трудового процесса, оценивать адекватно результаты труда и качество их изделий, зачастую,отличается низким уровнем исполнения. Поэтому в подготовке будущего участника производства педагогу важно воспитать у детей заинтересовать в результатах труда, доступным для него языком объяснить необходимость и важность труда для жизни людей, дать элементарные знания о разнообразии трудовой деятельности, о людях труда и профессий.
Несмотря на достаточную разработанность,проблема трудового воспитания младших школьников в настоящее время пока не рассматривается в рамках подготовки будущего участника производства. Цели и задачи трудового воспитания сформулированы в образовательных программах в виде общих и нечетких формулировок. В дидактике не достаточно разработаны объективные количественные и качественные критерии уровней формирования представлений о труде; она не располагает достаточно эффективными методами и средствами развития социально активной и ответственной личности ребенка, любящего труд и способного к преобразованию окружающего мира; не определено содержание знаний и представлений о труде и разнообразии профессий у детей младшего школьного возраста.
В практике работы начального уровня образования не уделяется достаточно времени планированию работы педагогов и организации совместной деятельности с семьей, которая будет направлена на формирование у детей младшего школьного возраста представлений о социальной значимости труда взрослого человека посредством ознакомления детей с разнообразными профессиями.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования. Такие педагогические условия способствуют формированию представлений о мире труда и профессий у младших школьников.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессии».
Объектом исследования выступает педагогический процесс формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий.
Предметом исследования является комплекс мероприятий, направленный на формирование у младших школьников представлений о мире труда и профессии.
Цель исследования - теоретически обосновать и спроектировать комплекс уроков технологии внеклассных мероприятий, направленных на формирование представлений о мире труда и профессии у младших школьников.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования:
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявить особенности формирования представлений о мире труда и профессии в младшем школьном возрасте.
2. На основе изучения методической литературы выявить возможности формирования представлений о мире труда и разнообразии профессий на уроках технологии в начальных классах и во внеурочной деятельности.
3. Выделить показатели и критерии формирования представлений о мире труда и профессии у младших школьников ипровести диагностику уровня сформированности представлений о мире труда и профессии.
5. Спроектировать комплекс уроков технологии и внеклассных мероприятий, обеспечивающих формирование представлений о мире труда и профессийу младших школьников.
Теоретической основой исследования явились: труды К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Я. Стоюнина, Н.В. Касаткина, Д.Д. Семенова, В.В. Водовозова, Н.К. Крупскойи др.
Вопросы профессиональной ориентации в отечественной педагогике изданы в трудах А.Е. Голоншток, Л.А. Йовайш, А.Я. Журкина Е.А. Климов, П.П. Костенков, В.Ф. Сахаров и др.Педагогическая сущность профориента- циираскрыта Е.А. Климовым.Вопросы формирования представлений о мире труда и разнообразии профессий в начальной школе исследовали Т.В. Ва- сильева,В.И. Глотов, В.В. Давыдов, Т.Л. Денисова, О.Ю. Елькин и С.Н. Чис- тякова,В.И. Логинова, Я.З. Неверович, О.И. Соловьев и др.
Методы исследования. теоретические (изучение и анализ литературы), эмпирические (тестирование, количественный и качественный анализ полученной информации).
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 15 города Екатеринбурга. В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста в количестве 20 человек, обучающиеся в 3-А классе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов в работе с младшими школьниками при развитии у них представлений о мире профессий и труда, а так же при определении направления деятельности педагогов, которые занимаются развитием личности младших школьников.
Обоснован и разработан комплекс уроков технологии и внеклассных мероприятий, направленных на формирование представлений о мире профессий и труда у младших школьников.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список источников и литературы (67 источников), приложений.
Проблема формирования представлений о труде взрослого человека, а так же его социальной значимости, у младших школьников остается актуальной во все времена. Представления о трудовой деятельности человека обычно передаются будущим участника производства через обучение. Государственный образовательный стандарт и образовательные программы, учитывая требования современного производства, определяют содержание знаний и умений по труду на разных возрастных ступенях выдвигают требования к организации образовательной среду и педагогические условия осуществления- воспитательно-образовательнойдеятельности на разных ступенях обучения.
В ходе опытно-поисковой работы по формированию у младших школьников представлений о мире труда и профессий нами решались следующие задачи.
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы необходимо было выделить определения основных понятий. Нами было выделены определения понятий «труд», «трудовое воспитание» «профессия», «профориентация». В нашей работе мы опираемся на следующие определения.
В соответствии с возрастными возможностями учеников начальных классов «труд»,по В.В Давыдову, можно понимать как«.. .целесообразную деятельность человека, в процессе которой он при помощи инструментов воздействует на материалы (природные и искусственные) и использует их в целях создания предметов потребительских системностей.
Понятие «профессия» по определению С.В. Яковлевой можно рассматривать как: «... род трудовой деятельности, который требует от человека специальную подготовку, заключающуюся в приобретении необходимых знаний и практических навыков.
Под понятием «профориентация» мы понимаем научно обоснованную систему подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванную учитывать как индивидуальные особенности каждой личности. На этапе младшего школьного возраста формирование представлений о мире профессий необходимо в целях воспитания готовности ученика к свободному выбору профессии на основе учета его склонностей и предпочтений.
Под трудовым воспитанием мы понимаем специально организованный и управляемый процесс трудовой деятельности, осуществляемый педагогом в учебно-воспитательном учреждении и направленный на приобретение учениками знаний, умений и навыков в области технологического образования и позволяющийсформировать трудолюбие, положительное отношение к труду и людям труда, уважительное отношение к любым професси- ям,представления о том, как надо трудиться, чтобы добиться успешных результатов.
Задачей исследования на данном этапе планирование также выявление психолого-педагогических особенностей сформированности представлений о мире труда и профессии у детей младшего школьного возраста. На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выявили возрастные особенности ребенка младшего школьного возраста и особенности формирования в этом возрасте представлений о труде и профессиях. Опираясь на исследования ученых, мы учитываем то, что в формировании представлений о мире труда и профессий необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, его жизненный опыт трудовой деятельности, уровень развития конкретных трудовых умений. Тот факт, что результаты труда ребенка не имеют общественной значимости, а являются личными достижениями, педагогам следует направлять трудовое воспитание своих учащихся на формирование ответственности, инициативности самостоятельности в труде, умении организовать и исполнить задуманное. Поэтому, учителю следует особенно тщательно подходить к выбору методов и средств трудового воспитания учащихся.
2) Изучение методических пособий, пособий по дидактике технологического образования помогло нам выделить методические основы решения проблемы формирования представлений о мире труда и профессий. Нами были выделены основные принципы и методы организации работы с детьми, а обобщение опыта передовых учителей помогло в определении содержания и форм организации детей по формированию представлений о мире труда и профессий.
3) С целью определения направленности содержания занятий по формированию представлений о мире труда и профессий у младших школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы была организована педагогическая диагностика.Исследование проводилось на базеГосударственного бюджетного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 15 города Екатеринбурга. В исследовании принимали участие 20 детей младшего школьного возраста, обучающихся в 3-А классе.
Тестирование проводилось по методикамГ.В. Резапкиной, В.П. Кондрашова и адаптированной методикеС.В. Яковлевой.
Показателями и критериями формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьниковв являются:
• когнитивный - наличие знаний учащихся о труде, профессиях, назначении и роли труда в жизни человека, представление о собственных качествах и возможностях, умение производить самооценку на определенном уровне;
• мотивационно-потребностный - наличие интереса к области трудовой, учебной и профессиональной деятельности, отношение к собственному труду и труду взрослого человека.
• деятельностно-практический - проявление трудолюбия на уроках и во внеурочной деятельности, внимательности, дисциплинированности, активности, добросовестности, ответственности в учебном труде.
Математическая обработка данных показала, что убольшинства детей по всем показателям средний уровень сформированности представлений о мире труда и профессий. На низком уровне сформированности представлений о мире труда и профессий находятся всего 4 учеников класса. Шестероучеников получили высокие баллы по тестированию, а остальные дети в количестве 10 человек показали средний уровень сформированности представлений о мире труда и профессий. Полученные результаты помогли определить стратегию работы по формированию представлений о мире труда и профессий у учащихся в 3 классе.
4) На основе полученных данных необходимо было выделить педагогические условия организации работы с детьми и спроектировать комплекс уроков технологии и внеклассных мероприятий, обеспечивающих формирование представлений о мире труда и профессийу младших школьников.
Согласно требованиям ФГОС и задач, сформулированных в программе «Технология», в работе по формированию представлений о мире труда и профессий у детей младшего школьного возраста следует создавать специальные педагогические условия. К основным условиям мы относим: организацию учебно-развивающей среды, включающей близлежащие производства, кабинеты профориентации на базе образовательного учреждения, классные уголки по профориентации, аудио и видеоаппаратуру, банк информационных носителей по вопросам профориентации, наглядные пособия и специальную литературу о мире труда и разнообразии профессий; разработки уроков по технологии и внеклассных мероприятий, направленных на освоение мира знаний и профессий; организацию встреч с интересными людьми, подбор материалов для классных уголков и портфолио, разработка и представление результатов проектной деятельности, конкурсы рисунков и сочинений на темы труда.
В соответствии со стандартом образования, представленные условия позволят, на наш взгляд, решать поставленные перед педагогами задачи освоения мира труда и профессий: знакомить детей с разными видами современных профессий; формировать конкретные и наглядные представления детей о важных сторонах конкретных профессий;воспитывать у младших школьников трудолюбие и бережное отношение к своему или чужому труду; развивать интерес к разным профессиям.
На основе анализа методической литературы в разработке занятий с детьми мы руководствовались принципами учета возрастных особенностей ребенка, наглядности, доступности учебного материала, алгоритмизации и др. Ведущими методами в работе с детьми для нашей работой послужили: беседы, рассказы; показ, упражнения, анализ и оценка результатов трудовой деятельности и др.
Проанализировав опыт работы передовых учителейи в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, для организации профориентационной работы вна- чальной школе нами спланировано использовать разнообразные формы учебной и воспитательной работы, такие как: урок, урок-беседа, экскурсия, встречи с интересными людьми и передовиками производства, мини соревнования, конкурсы. Разработанный цикл бесед, и экскурсий спроектирован нами так, что сведения из беседы дополняются сведениями, полученными на экскурсиях и наоборот, эти же материалы мы использовали в процессе освоения трудовых знаний, умений и навыков.
Учитывая требования образовательного стандарта и по рекомендации программы «Технология» (1-4), к продуктам трудовой деятельности мы относим: объекты труда детей, сочинения, информационные материалы для пополнения портфолио и уголка профориентации, сочинения, рисунки, доклады и презентации по выполненным проектам.
Наблюдения деятельности детей показали, что в результате проведенной работы дети стали принимать активное участие в подборе информации по видам деятельности людей, профессиям близких, собственным достижениям по результатам труда. На организованных нами экскурсиях дети внимательно наблюдали за действиями профессионалов, делали замечания, задавали конкретные вопросы по технологии изготовления, по рабочей позе и требованиям дизайн-спецификации. На уроках технологии дети старались в точности соблюдать требования рабочего человека, изучали инструкции, выполненные знаковой или в схематической формах, учились работать по алгоритму, соблюдая технику безопасности. В оценке работ дети учились, прежде всего, дать техническую оценку труду (соответствие требованиям дизайн- спецификации), а затем обсуждали эстетические качества работ (с точки зрения красоты). Старания детей отражались в создании классного уголка по профориентации, создании собственного портфолио, которое пополнялось систематически примерами достижений близких в труде, собственных достижений в спорте и общественной деятельности. Особую роль в воспитании уверенности в своих силах сыграло участие детей в конкурсах и соревнованиях. Победы детей в мини соревнованиях служили стимулом на уроке для качественного изготовления собственных изделий. Конкурсные работы детей - сочинения о профессиях родителей или по теме «Кем я хочу быть?», рисунки на тему «экскурсия на предприятие» и «Моя мама (папа) - профессионал своего дела» стали победителями в городских конкурсах по профориентации и получили специальные призы на предприятии, о котором выполнил ребенок свое произведение.
Проведенная работа показала эффективность выбранных форм, методов и средств организации работы работе по формированию представлений о мире труда и профессий у детей младшего школьного возраста.
1. Архангельский, С. Н. Очерки психологии труда [Текст] / под ред. Проф. Н. Ф. Добрынина. - М.: Трудрезервиздат, 1958. - 160 с.
2. Батышев, С. Я. Производственная педагогика: Учебник для работников, занимающихся профессиональным обучением рабочих на производстве. [Текст] /С. Я Батышев. - М.: Машиностроение, 1984. - 672 с.
3. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения[Текст] / Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 с.
4. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н. Ю. Венгер. Дошкольное воспитание. - 1982. - №11. - С. 26 - 28.
5. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. М. В. Гамезо. - М.: ВЕЧЕ, 2015. - 311 с.
6. Губанова, О. В., Левкина, И. С. Использование игровых приёмов на уроке [Текст] / О. В. Губанова, И. С. Левкина // Начальная школа - 2017. - №4 - С. 17-26.
7. Давыдов, В. В. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. [Текст] / В. В. Давыдов - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 670с.
8. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. - М: Педагогика, 2016. - 240 с.
9. Денисова, Т. Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных классах [Текст] / Т. Л. Денисова // Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза / Отв. ред. Т.И. Шалавина.- Новокузнецк: НГПИ, 2015.- С.34-36
10. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребенок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость [Текст] / под ред. В. Н. Столетова. Сост. О. Г. Свердлова. - М.: Педагогика, 1987. - 320 с.
11. Дидактика технологического образования [Текст] / П. Р. Атутов [и др.]; под ред. П. Р. Атутова. М., 1997. Ч. 1.
12. Дидактика технологического образования [Текст] /П. Р. Атутов [и др.]; под.ред. П. Р. Атутова. - М., 1997. Ч 2.
13. Землянская, Е. Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст]/Е. Н. Землянская // Начальная школа. - 2012. - № 12. - С. 40-43
14. Йовайша, Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст] / Л. А. Йовайша. - М.: Педагогика, 2013. - 129 с.
15. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]/Е. А. Климов. - М.: Академия, 2016. - 509 с...