ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Определение понятий «патриотизм», «патриотическое
воспитание» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности нравственно-патриотического воспитания
младших школьников 17
1.3. Формы и методы патриотического воспитания учащихся 4
класса во внеурочной деятельности 25
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Характеристика средств диагностики и результатов проверки
уровня воспитания патриотизма у учащихся 4 класса на начальном этапе работы 35
2.2. Описание цикла занятий по внеурочной деятельности,
направленных на патриотическое воспитание учащихся 4 класса .... 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
Актуальность темы. В настоящее время в учреждениях образования важное место уделяется тому, как проводится патриотическое воспитание подростков. Эта деятельность является целенаправленной системой методов воздействия на личность с целью формирования активной жизненной позиции гражданина-патриота своей Родины. Такую работу нужно осуществлять на основе качественного представления о воспитании, в котором учитываются отечественные традиции, национально-региональные особенности, религиозные традиции и имеющийся педагогический опыт. Поэтому данная тема так актуальна и значима в настоящее время.
На данный момент развитие системы ценностей общества у подрастающего поколения связано с утратой нравственных ориентиров.
Патриотизм должен стать основой, с помощью и результатом которой будет возможно формирование личности патриота и гражданина Российской Федерации. Возникшей кризис патриотизма у подрастающего поколения можно устранить, создав и развивая новую систему патриотического воспитания.
У школьников важно выработать приоритет национально - государственной идентичности, а также воспитать чувство гордости за Отечество. Стратегическим приоритетом государства в сфере воспитания подрастающего поколения является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям.
Ключевая задача - воспитание патриотично настроенной личности с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать
самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи.
Проблема исследования заключается в том, что у младших подростков начинается кризисный возраст, взрослые, в том числе педагоги, перестают быть абсолютным авторитетом. Поэтому они начинают критически относиться к информации взрослых, не принимая ее как прежде на веру, что затрудняет процесс патриотического воспитания, требует новых форм внеурочной деятельности.
На сегодняшний день тема патриотического воспитания является достаточно разработанной в педагогике. Так, еще в дореволюционный период тема патриотизма в воспитании детей была поднята на социально- педагогическом и научно-педагогическом уровне. В советский период перед системой образования патриотическое воспитание выдвигалось как одна из важнейших задач.
Как первостепенную в воспитании проблему патриотизма рассматривали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Мусин- Пушкин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие выдающиеся педагоги. Вопросам патриотического воспитания как составляющей процесса формирования гражданского самосознания уделяли внимание Д.А. Алгазина, Б.З. Вульфов, И.И. Долгаева, В.П. Муханов, В.М. Обухов, А.Б. Резник, Я.В. Соколов, Н.П. Царева и др.
В тоже время в условиях стремительного социально-экономического преобразования нашего общества система патриотического воспитания, сложившаяся в СССР, подверглась критике и существенной трансформации. Во многом изменились представления о национальном воспитательном идеале, о качествах личности гражданина и патриота.
В условиях демократизации общества ориентация на приоритетность личностных интересов перед общественными правилами к деформациям в становлении гражданских качеств подрастающего поколения. Сложилось противоречие между выдвигаемыми в настоящее время требованиями к 4
воспитанию личности гражданина и патриота и недостаточностью современных научных исследований и педагогических методик в данной сфере.
Актуальность проблемы и выявленные противоречия определили выбор темы нашего исследования «Воспитание патриотизма учащихся 4 класса в процессе внеурочной деятельности».
Объект исследования: процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: цикл занятий по внеурочной деятельности, направленных на патриотическое воспитание учащихся 4 класса.
Цель исследования: обоснование и разработка цикла внеурочных занятий для учащихся 4 класса, направленных на их патриотическое воспитание.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научно-педагогической литературы раскрыть сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание».
2. Выявить особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
3. Охарактеризовать формы и методы патриотического воспитания учащихся 4 класса во внеурочной деятельности.
4. Выявить критерии и показатели воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать цикл занятий по внеурочной деятельности для учащихся 4 класса, направленных на их патриотическое воспитание.
Методы исследования:
- теоретические - анализ научной и научно-методической литературы взаимодействия педагогов и семьи по ознакомлению школьников с родным городом в кадетской образовательной организации, нормативно-правовая документация, анализ и синтез, моделирование, обобщение;
методы сравнительного анализа, опросники (анкетирование), наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Исследование проводилось на выборке из 24 человек, учащихся 4 класса.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложений.
Основной целью нашей работы была разработка, обоснование и апробация педагогических условий эффективного методического обеспечения для формирования патриотизма младших школьников посредством внеурочной деятельности.
В ходе работы был проведен теоретический анализ психологопедагогической литературы, в результате которого выявлено, что гражданственность и патриотизм являются внутренне взаимосвязанными понятиями, обозначающими качества личности, присущие гражданину и патриоту своего Отечества в широком смысле этого слова.
Вопросы гражданского и патриотического воспитания детей нашли отражение в творчестве многих поколений общественных деятелей и педагогов.
Процесс патриотического воспитания - это этап взаимодействия педагогов и учеников, направленный на формирование чувства патриотизма. В этот период происходит формирование патриотических убеждений, а также формирование соответствующих норм патриотического поведения. Целью воспитания патриотизма является воспитание истинного патриота, который любит свою страну, предан своей родине, готов служить ему своим трудом, защищать его интересы.
Проведенное исследование подтвердило основные положения гипотезы, и дают основания для таких выводов:
1. Современное патриотическое воспитание школьников имеет прямую зависимость от качества выдаваемого воспитания во всех учебных учреждениях. Учителя сталкиваются с непростой проблемой современной жизни, которая представлена патриотическим воспитанием школьников. Система военно-патриотического воспитания должна быть постоянной. В результате мы должны получить конечный результат - патриота нашей страны.
2. Деятельность ребенка представляет собой основное средство воспитания патриотизма в условиях образовательной среды. Это можно мотивировать тем, что дети младшего школьного возраста наиболее активно развиваются только в процессе совместной деятельности.
3. Включение детей в разные виды коллективной творческой деятельности, обеспечивающих целенаправленную социализацию индивида, формирование гражданских, патриотических качеств, формирование личности гражданина-патриота Родины, который способен и готов к защите Отечества.
4. Формы патриотического воспитания младших школьников отличает чрезвычайное разнообразие, что напрямую связано с многоплановостью задач, стоящих перед педагогом. Педагогам необходимо стимулировать активное участие родителей в организации патриотического воспитания школьников.
5. Благоприятной средой являются воспитательные системы, влияющие на ребёнка. Данные системы реализуются путём создания коллективов. Деятельность при этом направлена на активное вовлечение ребёнка в коллективную деятельность. Ребёнок должен испытывать положительное отношение к коллективу, и при этом развиваться сам, а также должен научиться науке самоорганизации, самоуправления, саморегулированию.
После проделанной нами работы и получения результатов диагностики мы пришли к выводу, что работа по теме патриотического воспитания во внеурочной деятельности должна продолжаться. Мы считаем, что в своей работе очень важно включать разные темы по ознакомлению младших школьников с историей Отечества, историей и традициями родного города на различных занятиях, праздниках.
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 154 с.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование. - М., Айрис-пресс, 2002. - 216 с.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К. Бабанский. - М.: Владос, 2009. - 348 с.
4. Бабкина И.А. Патриотическое воспитание подростков [Электронный
ресурс]. // Электронный журнал Экстернат. РФ: Режим доступа:
http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14 (Дата обращения: 10.02.2019).
5. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». - М.: Школьная пресса, 2003. - 664 с.
6. Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». - М.: Республика, 2008. - 318 с.
7. Белинский В.Г. Полн. роц. Соч. в 13-т. / Ред. Коллегия: Н.Ф. Бельчиков и др. - М.: АН СССР, 1954. - 676 с.
8. Беспятова Н.К. [Занятия по этикету для младших школьников] / Н.К. Беспятова // Беспятова Н.К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: Методическое пособие / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. М., 2011. - 377 с.
9. Бодина Е.А, Ащеулова К.В. Педагогические ситуации. Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ / Серия: Библиотека журнала «Воспитание школьников». - М.: Школьная Пресса, 2005 - 19 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте / Л.И. Божович. - М.: Флинта, 2008. - 196 с.
11. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение, 2004. - 327 с.
12. Большая советская энциклопедия. - 2-е изд. - М.: Советская
энциклопедия,1949. - 640 с.
13. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. 2010. - 354 с.
14. Бубекина Н.В. Детская библиотека - цент патриотического воспитания / Н.В. Бубекина // Народное образование. 2010. - 134 с.
15. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова. СПб.: Каро, 2011. - 221 с...